Здравствуй, Хабр! Мы начинаем блог об Idea Platform — платформе для автоматизации бизнес-процессов.

Решение создано для того, чтобы даже не будучи профессиональным программистом и знатоком технологий, разрабатывать сложные приложения с веб и мобильным интерфейсом.

Мы сами и наши партнеры успешно применяем платформу для автоматизации самых разных бизнес-процессов в маленьких и больших компаниях (в том числе масштаба всей страны).
Сейчас мы хотим рассказать о платформе Хабр-сообществу, чтобы еще больше разработчиков могли использовать Idea Platform в своих проектах.

Вот на эти темы мы планируем писать в нашем блоге:

  • В этой статье мы расскажем из каких инструментов состоит платформа и почему на ней можно разрабатывать приложения для множества отраслей;

  • В следующих статьях мы подробно расскажем про каждый из инструментов: история его появления и что нас побудило его создать, технологий и интересные технические решения на которых он работает, а также кейсы его успешного применения;

  • Дальше больше: мы подробно расскажем о продуктах, которые уже создали на базе нашей платформы и дадим ссылку на SAAS-сервис, где каждый сможет попробовать делать свои приложения на платформе.

Если вам хочется, чтобы мы осветили какие-то другие аспекты, то напишите об это в комментариях.

Итак, начнем!


Платформа состоит из набора графических инструментов, которые позволяют охватить все аспекты автоматизации бизнес-процесса. Конечно, мы понимаем, что иногда ряд настроек быстрее и проще сделать написав код, поэтому почти в каждом инструменте предусмотрена возможность программировать.

Ниже вы найдете краткое описание инструментов и их замечательных свойств!

Расширяемая модель данных


Когда вы разрабатываете сложную систему (например, систему управления активами), где необходимо создать сотни различных объектов с десятками атрибутов, то делать это долго и сложно: нужно добавить поля в базу, описать их на сервере, потом в клиент-серверном взаимодействии, и в конце концов, на клиенте, при этом каждый раз описывая свойства объекта на разных языках программирования.

В Idea Platform вам достаточно будет описать объект один раз, все остальное за вас сделает сама система!

А еще этот инструмент обладает следующими свойствами:

  • Создание неограниченного количества сущностей и полей (без выполнения DDL-команд в базе данных для таблиц уже содержащих данные);
  • Возможность создания полей объектов всех базовых и составных типов (в том числе массивы, одиночные и множественные вложения);
  • Возможность создания полей-ссылок на другие объекты с фильтрами любой сложности;
  • Возможность создания виртуальных полей (отображение связанных данных из других объектов);
  • Создание иерархических и функциональных связей между объектами с возможностью первичного копирования и дальнейшей синхронизации значений полей;
  • Настройка проверок на уникальность, обязательность заполнения и любых других (так как можно написать проверку на Java используя специальный API для получения доступа к данным системы);

Графический инструмент настройки интерфейса (form designer)


Form Designer После того, как вы добавили новый объект и описали его поля система автоматически создает формы, а вам остается только придать форме красивый вид используя form designer. Этот инструмент можно использовать для редактирования:

  • Формы одной записи, используя все основные элементы графического интерфейса
  • Формы списка с настройкой базовых аналитических функций (многоуровневая группировка, сортировка, фильтрация)
  • Отчеты и дашборды и доступные фильтры к ним

По завершению этого этапа у нас уже готов базовый пользовательский интерфейс, осталось только обогатить его бизнес-логикой.

Графический редактор бизнес-процессов (workflow designer)


Workflow Designer Переходим к описанию бизнес-процессов. Тут все как в классике, нужно определить шаги процесса, возможные переходы из шага в шаг, ответственных, которые выполняют переходы и оповещения по почте и смс всем заинтересованным. Все это можно настроить в workflow designer в графическом интерфейсе, а для сложных бизнес-процессов также можно:

  • Описывать согласования одним/несколькими пользователями и/или группами пользователей с учетом стратегии согласования (все согласовали/только один согласовал/большинство согласовало и т.д.);

  • Настраивать правила по расчету значений полей объектов на основе событий перехода по шагам бизнес-процесса и изменению данных объекта. Правила можно писать на языке Java, используя специальный API для получения доступа к данным системы. Код, который можно использовать в нескольких правилах, можно написать в специальной библиотеке классов (подгружается динамически) и просто вызвать в нужных правилах;

  • Рассчитывать ответственных за переход между шагами бизнес-процесса динамически на основании данных объектов;

  • Планировать отложенные события, которые будут выполнены по заданному таймауту;
  • Делать верстку оповещений пользователям на почту как через графический HTML-редактор, так и «вручную».

Динамическая ролевая модель


Теперь самое время раздать пользователям права на просмотр, редактирование данных. Для этого в системе настраиваются роли, которые определяют:

  • Как будет выглядеть рабочее место пользователя (меню, дашборды и отчеты, специальные формы)
  • Права доступа к данным системы (чтение/создание/редактирование/удаление)

Кроме этого права на доступ к данным могут быть выданы динамически на основании любых факторов, например, принадлежности к оргструктуре и местоположении сотрудника.

В совокупности это позволяет построить модель доступа к данным любой сложности, которая не будет требовать затрат на администрирование.

Встроенная аналитическая и оперативная отчетность


Отчеты и дашборды Для того, чтобы пользователю понравилась система нужно подготовить для него удобное рабочее место с приятным интерфейсом и нужными данными. Для каждой роли настраиваются:

  • Оперативные отчеты, которые предоставляют быстрый доступ к данным и объектам, которые нужны пользователю для решения текущих задач;

  • Аналитические отчеты, которые содержат информацию за прошлые периоды, аналитическую обработку данных, выявленные тренды и зависимости, которые помогут пользователю принимать верные решения.

Система отчетности является частью интерфейса системы, для создания отчетов предусмотрены следующие инструменты:

  • Настройка из графического интерфейса следующих видов графических и табличных отчетов: круговая диаграмма, столбчатая диаграмма, график, мультиплот, сводная таблица (Pivot table), таблица со встроенными инструментами быстрой аналитики;
  • Создание дашбордов (комбинации преднастроенных отчетов);
  • Настройка взаимосвязей отчетов и дашбордов (проваливание из отчета в отчет с передачей параметров);
  • Подготовка источников данных для отчетов на SQL. При этом можно не изучать структуру базы данных, а использовать модель данных как в системе (для этого в базе данных автоматически формируются представления);
  • Оптимизации скорости выполнения отчетов (расстановка индексов) через интерфейс системы;
  • Выгрузка отчетов в PDF, PNG, Excel, работающая без дополнительных настроек;
  • Возможность настройки печатных форм для выгрузки отчетов и объектов системы в Word и Excel;
  • Возможность регулярной выгрузки и отправки отчетов по почте;
  • Настройка визуальных инструментов планирования расписания и утилизации ресурсов (календари и диаграммы Ганта). Об этом мы расскажем чуть подробнее в одной из следующих статей.

Мобильные приложения (все планшеты и смартфоны на Android)


Приложение на Android Начнем с самого приятного. Интерфейс системы адаптирован под работу на планшетах, поэтому ваши пользователи сразу же смогут работать на мобильных устройствах, не потеряв в функциональности.

Под смартфон наш интерфейс также подстраивается, но очевидно, что такой интерфейс будет избыточен и не столь удобен для маленького экрана. Для решения этой задачи система автоматически добавляем мобильные интерфейсы для новых объектов системы в приложение для Android-смартфонов с удобным функционалом для просмотра отчетов, создания и редактирования объектов. Для запуска приложения нужно:

  • Из интерфейса системы создать удобные отчеты для мобильных устройств
  • Опубликовать приложение в Google Play (для пользователей SAAS сервиса даже этого делать не нужно)

Полнотекстовый поиск и база знаний


Поиск в базе знаний Пользователи с намного большим удовольствием и доверием вводят данные в систему, если их потом легко найти. Для этого в системе есть полнотекстовый поиск, который ищет по следующим данным:

  • Объекты системы с возможностью задания большего веса для атрибутов системы. Есть возможность поиска как по всех объектам сразу, так и с указанием конкретных объектов и их атрибутов;

  • По вложенным в объекты системы текстовым документом (выполняется как по названию так и по содержимому документа).

Также в системе реализована база знаний куда можно поместить любую важную для пользователей информацию, например, описание бизнес-процесса и справку по работе с системой. База знаний это дерево статей, для написания статей есть встроенный редактор, писать удобнее чем в Хабре:) По базе знаний тоже есть поиск, искать можно как по тексту статей, так и по тегам.

Открытый API (интерфейс) Системы для интеграции с внешними системами


Для того, чтобы система могла без проблем интегрироваться в текущее информационное пространство организации, она умеет:

  • Загружать данные от различных внешних источников: вебсервисы, структурированные файлы, базы данных и пр.
  • Предоставлять доступ к своим данным внешним системам, давать возможность создавать и редактировать данные посредством REST API.

Продукты на базе платформы


В продуктах на базе нашей платформы кроме всех перечисленных инструментов есть уже настроенные бизнес-процессы (конечно же на основе лучших мировых практик). Можно взять и пользоваться или взять за основу собственного решения. Вот они:

  • IP TORO — система управления технологией ремонта и технического обслуживания техники и линейного оборудования (ТОиР).
  • IP Service Manager — система управления поддержкой ИТ-услуг (ITSM).
  • IP Agile Manager — автоматизация разработки по Scrum.
  • SAAS сервис для управления трудовыми ресурсами.

В следующих статьях мы подробнее расскажем о начинке каждого из продуктов!
Спасибо за внимание!
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (18)


  1. AndreySu
    04.10.2016 10:45
    +3

    Ни единой ссылки на продукт.


    1. IdeaPlatformLead
      04.10.2016 11:20
      -3

      Ссылку на SAAS-сервис, где можно будет попробовать продукт, мы дадим в одном из следующих статей. Там вы сможете получить доступ к своему пространству, оценить продукт как пользователь и попробовать выполнить настройки.
      Если вы хотите поставить продукт к себе локально, то напишите на почту info@ideaplatform.ru мы вышлем вам дистрибутив и временные лицензии.


  1. lash
    04.10.2016 11:10
    +5

    Даже на сайте ничего толком не найти. Да и сайт весь кривой и расползающийся.


    1. IdeaPlatformLead
      04.10.2016 11:33
      -5

      Цель этой статьи дать вводную информацию по платформе. Мы готовим к выпуску SAAS-сервис и решили рассказать о его «фундаменте».
      Подскажите, пожалуйста, что расплывается на сайте и на каком устройстве? Поправим)


  1. kmmbvnr
    04.10.2016 11:20
    +4

    На картинке не workflow — а конечный автомат.


    1. IdeaPlatformLead
      04.10.2016 11:28
      -3

      Возможно вы правы:) Мы делали конкретный инструмент для быстрой автоматизации бизнес-процесса, а название дали по аналогии с другими подобными решениями


  1. Durimar123
    04.10.2016 12:02
    -1

    Чем это принципиально отличается от 1С бухгалтерии?


    1. IdeaPlatformLead
      04.10.2016 12:21
      -1

      Ключевых отличия 2:

      • Нет ограничений по настройке системы. Можно создавать новые объекты, прикручивать к ним бизнес-процессы любой сложности и не быть столь привязанным к коробке
      • Масштабируемость системы. Систему можно использовать в территориально распределенных компаниях с гибким разграничением прав доступа (одно из текущих решений работает в холдинге с филиалами во всех регионах страны)


      1. Durimar123
        04.10.2016 12:40
        +1

        В 1с и права доступа имеются и собственные объекты.
        «Коробка 1с бухгалтерии» это всего лишь преднастроеные базы объектов, правил и отчетов — а так меняй что хочешь и как хочешь.

        Не то что я против клонов — отсутствие конкуренции это всегда плохо, но пока, по описанию, ничего нового не видно.


        1. IdeaPlatformLead
          04.10.2016 13:12

          Я думаю, что системы можно корректно сравнивать только в контексте реализации конкретного решения. Мой предыдущий комментарий это то, что я услышал от коллег, которые решали конкретную задачу и делились чего им не хватает в 1С


  1. Scribbo
    04.10.2016 12:13

    А есть реальное применение данной платформы в компаниях? Сколько может одновременно пользователей работать?


    1. IdeaPlatformLead
      04.10.2016 12:23
      +2

      Да, успешно внедряем систему уже 2 года, самое большое внедрение — 4000 одновременных пользователей, нагрузочное тестирование делали на 20000 пользователей.


  1. omickron
    05.10.2016 20:21

    Какие есть возможности для расширения интерфейса?


    1. IdeaPlatformLead
      06.10.2016 10:43

      В части отчетности:
      — На дашбордах можно размещать любые отчеты, удобно компануя их по расположению и размерам
      — Для отдельно взятого отчета кроме всех приведенных типов есть гибкие отчеты: мультиплот, где можно разместить разные типы отчетов (графики,barchart) в одной координатной системе
      — В табличные отчеты можно добавлять колонки с progress bar и светофорами
      — Еще есть графические инструменты планирования: scheduler — для планирования с точки зрения загрузки ресурсов и диаграмма Ганта. Об этом мы расскажем подробнее в одной из ближайших статей

      Для формы одной записи:
      — Кроме стандартных виджетов можно размещать любые отчеты (и графические и табличные)
      — Есть виджет HTML-метка, куда можно вставить произвольный HTML


      1. omickron
        06.10.2016 13:53

        Спасибо. Но это не совсем то, что я имел в виду.

        Есть ли в платформе возможность написать кастомный интерфейс для модуля?

        Например, я хотел бы реализовать аналог календаря.
        Из поста я понял, что легко могу построить модель данных, сделать формы редактирования сущностей и настроить workflow.
        Но не понятно, могу ли я добавить кастомную страницу для управления сущностями.


  1. IdeaPlatformLead
    06.10.2016 15:24

    Свои виджеты пока писать нельзя, но можно гибко настраивать существующие.
    Например, в виджете Календаря можно настроить:
    — объекты, которые в него попадают с меппингом объектов на события календаря
    — возможность создания и редактирования событий из календаря
    — способ отображения календаря (традиционный календарь или timeline)

    Выглядит это так:
    https://hsto.org/files/cfd/b07/045/cfdb07045db64084a1f7d2154e9df396.png


    1. omickron
      06.10.2016 15:26

      Понял, спасибо.
      Календарь — просто как пример был. Задачи обычно сложнее.

      К сожалению, без возможности создавать свой интерфейс бывает невозможно обойтись.
      Есть в планах реализация такой возможности?


      1. IdeaPlatformLead
        06.10.2016 15:44

        В планах есть встраивание в интерфейс внешних «фреймов».
        Если пофантазировать, вы и сейчас можете создать свою страницу с необходимым интерфейсом, с сервером приложений общаться по средством нашего REST API, а в нужном месте системы сделать ссылку на свою страницу