По мнению бизнес-инкубаторов, начинающий бизнесмен должен знать особенности вмененного дохода, условия экспорта продукции в страны СНГ и отличие дебета от кредита. Современные бизнес-тренеры видят успех в смелости, дерзости, изобретательности и предлагают начать бизнес с лендинга и Директа. Состоявшиеся бизнесмены смотрят на твой лендинг и начинают с того, что ты… вот это вот самое, что говорит мужик на заглавной картинке.

Автор статьи — бизнесмен, обычный пацан и PHP программист, хочет поделиться опытом в бизнесе. Полезно будет 17 летним парням, которые открывают свою вебстудию и хотят стать миллиардерами, разрабатывая сайты на Joomla. Кто читает этот текст с серьезным лицом — даже не заходи во внутрь, читай дальше про летающие корабли и мотивации сотрудников в своей ленте, эта статья не для тебя. Кого прет с такого текста, кто понимает юмор — добро пожаловать под кат.

Окружение начинающего бизнесмена


Ты когда-нибудь сталкивался с порно? Если было дело, то ты представляешь среднестатистический сюжет. Как думаешь, произойдет что-то подобное с тобой, если ты — обычный сантехник? Может быть, но в среднем тебе скорее всего будут попадаться обычные закомплексованные женщины. Все бизнес-сообщества сродни порно, дадут тебе лишь художественные, идеальные представления о бизнесе. Но! Эти художественные представления взяты из реальной жизни, подсмотрены на улицах, в переговорках офисов, на встречах с реальными сильными людьми. Все это есть на самом деле! Но основная масса окружающих бизнесменов не такие. Вот основные архетипы людей, которые будут тебя окружать на начальном этапе IT бизнеса:

  • Нарцисс. Такой человек окружен тонким налетем успешности. Этот налет настолько тонок, что порой кажется прозрачным. Деньги у такого человека всегда в избытке, но не здесь и не сейчас.
  • Немощь. Условия жизни и заработок этого человека уменьшались с самого рождения. Что будет в старости — страшно представить.
  • Мутильщик. Он все делает по бартеру. При чем отдает не свой товар, а чей-то чужой, взятый тоже по бартеру. Что конкретно изготавливает или что продает сам мутильщик — никто не знает.

Они все прикольные, но получается что-то далеко не у всех. Вообще, выживают в бизнесе больше 1 года только немощи и мутильщики, нарцисс в определенный момент уходит работать наемным работником, чтобы восстановить совсем испарившийся налет успешности. Остальные категории находят возможность инвестировать деньги не только в себя, но и в бизнес, четко разделяют два этих понятия.

Еще интересное деление успешных бизнесменов: бандиты проститутки. Это аналог мутильщиков и немощей в моей классификации.

Плюсы и минусы


Если ты выживешь в бизнесе один год, у тебя появятся сотрудники, постоянные клиенты и партнеры. Если раньше ты только делал любимое дело (кодил\дизайнил\верстал), то теперь ты еще и бизнесмен, а значит много времени проводишь на встречах с заказчиками и другими бизнесменами. Общаешься с людьми, с очень многими людьми! Берешь на себя ответственность, рискуешь всем, инвестируешь. Из этого вытекают следующие трудности.

  • Проблемы с нервами. У тебя будет дергаться глаз или мизинец на ноге. Обязательно вылезет пара седых волос. Может быть, видя работу своих сотрудников, ты ударишь себя фейспалмом с такой силой, что попадешь в больницу с сотрясением. Если всего этого нет, ты просто делаешь себе налет успешности, а не бизнес.

  • Ненормированный график. У тебя больше не существует выходных и обеденного перерыва. Ты всегда на связи, всегда в офисе или на переговорах где-то, всегда думаешь о бизнесе и только о бизнесе.

  • Отсутствие денег. На первых порах все сложно, нужно много инвестиций. Но вообще, почти все, даже самые успешные фирмы, играют в глубоком минусе (это касается целых стран и империй). Просто они дерзкие и уверенные в себе, делают что-то полезное и могут получить любые инвестиции.

  • Государство. Оно постоянно будет отвлекать тебя от бизнеса своими заказными письмами, содержащими null полезной информации и кучу каких-то поправок к законам. Советую сразу же найти хорошего бухгалтера и отдать все ведение отчетности на аутсорс.

  • Низкая квалификация сотрудников. Нет возможности нанять спецов, приходится обучать своих и периодически ломать себе лицо фейспалмом.

Ну а плюс, пожалуй, только один — свобода. Свобода действий.

Был фрилансером, стал предпринимателем


Совет — не связывайся со статусом ИП, найди друга и открывай сразу ООО. Общество — гораздо более сложная по своей структуре организация, чем один человек, поэтому и всяких #СССССС схем там намного больше. Если повезет с бухгалтером, будешь как сыр в масле кататься. А если сам будешь вести свое ИП, останешься без штанов, — все заберет себе государство на сохранение с мыслями позаботиться о тебе, если доживешь до пенсии.

Но что изменится, когда ты сдашься государству, подписав заявление на регистрацию ООО? В первую очередь, появится много оплат не в карман, а на расчетный счет. Вместе с ОООшкой придется регистрировать специальный счет в банке, о всех деньгах там необходимо отчитываться в налоговую. Почти любой IT бизнес принадлежит категории «Би ту би», а это значит, что работу будут оплачивать другие бизнесы. Для них будет важно зафиксировать расходы на ваши услуги перед государством и оплатить с расчетного счета. Если вы владелец ООО, просто так взять деньги со счета и потратить их вы не сможете. ХА! Нет, еще как сможете, не верьте другим статьям. Просто заказываете вывод на карту и все. Но это называется «под отчет». Потом надо это «закрыть». Как — проконсультируйтесь с бухгалтером. Но единственный белый и пушистый способ вывода прибыли — дивиденды, с них нужно заплатить налог 13%. А со всех входящих — еще 6% (не единственный, но лучший для вас вариант налогооблажения).

Повторюсь, не советую морочить себе голову информацией о налогооблажении, ОКВЭДАМИ и ИННами. Делайте бизнес и занимайтесь любимым делом, доверьте все остальное профессионалам-бухгалтерам.

Экономика начинающих IT предприятий


Цифры ниже — пример начинающей фирмочки в вакууме. Скорее всего, твои цифры будут почти 1-в-1 такими же, если не очень важный критерий, описанный в следующем разделе статьи.

В IT очень высокая маржинальность. Смело начинайте со 100% наценки на работу любого специалиста, иначе будете демпинговать и медленно убивать себя. Сфера еще не сформирована, нет перечня нормочасов на те или иные работы. Существует множество платформ, подходов, идеологий, одну и ту же работу все делают по-разному. Это значит, что риски здесь просто колоссальны, поэтому и маржинальность такая.

Если плотно заниматься бизнесом 3 года, оказывая какую-то простую, неинновационную услугу (например, создавая сайты), фирма сможет выйти на оборот 250 тыс. рублей в месяц на 5-8 сотрудников. Но прибыли в этом обороте нет, наоборот, всегда придется вкидывать собственные сбережения в активы.

Основные расходы: аренда офиса обходится примерно в 5-10% оборота, еще столько же — канцелярия и быт. Необходимо оплачивать бухгалтера, уборщиц и т.д. Лучше все периферийное отдавать на аутсорс.

Активы… Всю прибыль фирма будет бросать на активы. В основном, это компьютеры, мебель. В моей IT фирме, которой исполняется примерно 3 года, сейчас на балансе порядка 7 компьютеров, 10 столов, пара шкафов и прочая офисная хрень. Все плотно поместилось в одну длинную Газель + несколько легковых автомобилей при переезде в другой офис.

Размер дебета — примерно 150 тыс. рублей. Кредит сильно зависит от вашего характера, от 0 до миллиона. Средний доступный кеш, с которого можно что-то проинвестировать в любой момент — 70 тыс. рублей.

Маржинальный доход. Это самый важный показатель любого предприятия. Ни у одной обычной пацанской конторы этого дохода не будет, потому что среди учредителей нет опытных людей, которых потрепала жизнь.

Инновационность


Некоторые это называют УТП (уникальное торговое предложение). Но мне больше нравится слово инновационность. Успешным бизнесменом ты не станешь, пока не сделаешь какое-то открытие, пока не найдешь что-то новое или не зайдешь с другой стороны в существующие модели.

Все, что было открыто ранее, уже занято действующими предприятиями. Ты никогда их не догонишь, даже не пытайся открывать обычную социальную сеть. Я тоже верю, что она будет намного лучше других или заточена на отдельный сегмент. Но посмотри повтороно на выражение мужика на заглавной картинке. На самом деле твой проект выстрелит не потому что он лучше других, а потому что он один такой.

Если ты просто всю жизнь хочешь клепать сайты, смысла открывать официальный бизнес нет никакого. Просто фрилансером ты себя прокормишь намного качественнее из-за отсутствия сборов на офис и государства, да и нервы сбережешь. Если хочешь стать миллиардером — ищи новизну, исследуй, изучай. Иногда людям удается найти эту новизну на ранних этапах жизни (как Цукерберг), иногда — только в зрелом возрасте или перед смертью (лауреатами Нобелевской премии обычно являются старперы).

Единственный реальный путь сократить путь до достижения «инновационности» — найти себе бизнес-ангелов. Удачи!
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (24)


  1. babylon
    03.11.2016 21:20
    -1

    Если один бизнес существует за счёт другого, каждый из них, даже изначально успешный, неизбежно деградирует!
    Можете сразу отлить в граните.


    1. Rastishka
      03.11.2016 22:19
      +1

      Не понял о чем вы? Можете пояснить примером?


    1. abcdsash
      04.11.2016 12:53
      +3

      кстати, про «отлить в граните».
      авторство, вероятно, принадлежит В.С. Высоцкому:

      Не найдете в приказах вы той графы,
      По которой не буду забыт.
      Ну и что же? — меня фотографы
      Отливают при жизни в гранит.

      1971 (с)

      Сорри за оффтоп, если что ) просто хотелось поделиться )


      1. serkys
        07.11.2016 21:19

        Спасибо мил человек!
        Я столько лет посмеивался над этой фразой, а оно вон как обернулось, теперь смеюсь над своим невежеством.


  1. RouR
    03.11.2016 23:08
    +15

    1. MaximChistov
      04.11.2016 00:20
      +2

      сайты огонь)


    1. IlyaMS
      04.11.2016 10:46
      +2

      Идеально для пятничного чтения, спасибо)


    1. gotch
      04.11.2016 12:56
      +3

      Супер.

      Кстати, книга, рекламируемая на первом сайте — Хулиномика, действительно существует. И она весьма интересна.


    1. Cuthbertnogood
      05.11.2016 11:30

      Сайты недоступны :(


  1. GeMir
    04.11.2016 08:49

    А портрет Стивена Фрая в начале статьи — он к чему?


    1. pistol
      04.11.2016 08:56
      +1

      Для любителей мемов http://risovach.ru/upload/2016/01/mem/nachnem-s-togo_104501300_orig_.jpg


    1. dmitry_dvm
      04.11.2016 16:42

      Блин, я думал это Михаил Ефремов! Похожи как братья.


  1. belurd
    04.11.2016 12:38
    +1

    Сравнение «состоявшегося бизнесмена» со Стивеном Фраем заставляет задуматься, а хочешь ли ты состояться как «бизнесмен».


    1. pistol
      04.11.2016 12:40
      +1

      Я понятия не имею, кто такой Стивен Фрай)) Для меня это просто мужик из мема, ты не понял юмора.


      1. belurd
        04.11.2016 13:01
        +8

        Как раз юмор получился глубже, чем ожидалось ;-)


  1. Al-Vas
    04.11.2016 15:13

    Улыбнуло. Автор, вы слышали что есть такие сервисы как мое дело и эльба? Проблемы с бухгалтерией для начинающих решаются на раз. И открытие ИП становится не гемороем, а более выгодным шагом на начальном пути по сравнению с геммороем в лице ООО. С государством если приходится взаимодействовать, то не так уж и часто, большая часть вопросов решается удаленно (спасибо мое дело). Нервы, график, нет денег — не проблема ИП, а проблема не умения организовать бизнес процессы, не более.


    1. Barabas79
      04.11.2016 19:08
      +1

      Для ООО еще и штрафы недетские, например где для ИП 5000 р. для ООО за ту же провинность 50000 р.
      И 50 т.р. это не предел. А для микро бизнеса эти суммы довольно ощутимые.


    1. WolfTheGrey
      07.11.2016 08:51

      Вопрос был не про ведение бухгалтерии для начинающих. А в том, что на ООО по любому нужен хороший бухгалтер, который соответственно сможет выдать вариант неплохих обходых путей в том или ином вопросе.
      Контур, Эльба, моё дело и прочие вам таких советов не дадут. )))
      Да и вариантов промутить что-нибудь у ИП может быть меньше. Я на УСН 15% — половину вещей я либо делаю из своего кармана (ибо к зачету расходов не принимается), либо нужен всё тот же грамотный бухгалтер, что бы сделать правильно и не прилипнуть на хоооорошие штрафы.
      PS: не всегда тематические форумы могут спасти.


      1. Al-Vas
        07.11.2016 14:18

        Вопроса вообще никакого не было. Тут идет речь о ведение бизнеса.

        И для ведения бизнеса, не важно начинающий ты или несколько лет отработал и как автор статьи вышел на какой-то плюс, для всего этого нафиг не нужно ООО, тем более автор пишет про IT сферу и наценку в 100%, тогда ЗАЧЕМ, объясните мне, зачем нужно открывать ООО, да еще вы добавляете УСН 15%. Зачем? Открываете УСН 6% и спите спокойно, вам это по финансам выгоднее, геммороя на порядок меньше так как не нужно никому доказывать что и куда вы потратили, откуда взяли товар или деньги.

        Электронная бухгалтерия решает 90% стандартных вопросов и дает больше гарантий чем бухгалтер, квалификацию которого вам еще нужно проверить. А что будет если он заболеет или ошибется?

        А варианты, как вы выразились, «промутить что-нибудь» меня вообще не интересуют.


        1. WolfTheGrey
          07.11.2016 17:41

          Ну лично я про веб-разработку и УСН 15% ничего не говорил. Я в другой сфере работаю.
          Да и другой пример. Если наценка от себестоимости работ будет чуть ниже 60% — тоже оставите УСН 6%? Или это пример притянутый за уши и за 60% наценки никто работать просто не будет?

          Хорошо, а кто будет решать оставшиеся 10%(?) стандартных и нестандартные вопросы? Хм, наверное бухгалтер? Которого можно найти сразу и закрыть все вопросы одним человеком и в одном месте.
          Я до сих пор закрываю вопрос самостоятельно. Это под силу, хотя конечно чтение законов головной боли добавляет изрядно.
          И мой опыт говорит, что электронная бухгалтерия решает не более 30-40% при полноценной работе. При 2-3-4 актах в месяц и 1-2 сотрудниках может и так как вы говорите.


          1. Al-Vas
            08.11.2016 04:24

            Ну лично я про веб-разработку и УСН 15% ничего не говорил. Я в другой сфере работаю.
            Так мы статью с вами обсуждаем или ваш личный опыт? Лично я привожу примеры в контексте статьи, понятное дело что это не один вариант как можно вести бизнес. Если у вас розница, то само собой все может существенно измениться.
            Да и другой пример. Если наценка от себестоимости работ будет чуть ниже 60% — тоже оставите УСН 6%? Или это пример притянутый за уши и за 60% наценки никто работать просто не будет?
            У меня была наценка ниже 60%, НО посидев и немного посчитав сколько времени/нервов/сил и в итоге денег я потрачу на решение проблем с налоговой и другими органами, остановился на УСН 6%. И не жалею.
            Хорошо, а кто будет решать оставшиеся 10%(?) стандартных и нестандартные вопросы? Хм, наверное бухгалтер? Которого можно найти сразу и закрыть все вопросы одним человеком и в одном месте.
            Уже выше писал, повторюсь. Как вы проконтролируете квалификацию бухгалтера? Что будите делать если он заболеет, поедет в отпуск и т.п. Искать нового? Я уже не говорю о том что сервис обслуживающий тысячи предпринимателей по стране имеет на порядок большую компетенцию чем ваш отдельный бухгалтер. При полноценной работе, вы можете у них заказать ведение бухгалтерии либо посадить отдельного сотрудника оформлять все документы, какие проблемы.
            Сами же пишите
            Я до сих пор закрываю вопрос самостоятельно. Это под силу, хотя конечно чтение законов головной боли добавляет изрядно.
            и я сам закрываю нестандартные вопросы + онлайн бухгалтерия помогает, там всегда можно проконсультироваться.
            Честно скажите, вы вообще пользовались такого рода сервисами, а то складывается впечатление, что нет, но пытаетесь доказать что они не сработают.


  1. DmitryKm
    04.11.2016 19:08
    +1

    Все, что было открыто ранее, уже занято действующими предприятиями. Ты никогда их не догонишь, даже не пытайся открывать обычную социальную сеть.

    Не соглашусь, есть масса компаний которые открывали IT проекты на уже итак забитом рынке. И взлетали. И обгоняли «старичков». И это далеко не всегда происходило из-за инновации. Нет, они создавали то-же колесо, но делали его удобнее/практичнее/дешевле для конечного пользователя.


    1. pistol
      04.11.2016 21:38

      Если ты делаешь Тойота Королла, то ты являешься заводом Тойота Королла, это наемная работа. Если тебе удастся создать свой автомобиль, ты будешь самостоятельным автозаводом, бизнесом. Вот только создать свою марку очень сложно, она должна быть одной такой.


    1. stokker
      05.11.2016 23:57
      +1

      Иногда даже выгодней идти на вторых ролях, чтобы анализировать конкурентов и делать более качественный продукт (ну только если это не социальные сети).