Данная статья опубликована для заказчиков веб-сайтов, а не для разработчиков. Призываю разработчиков дополнить в комментариях то, что я упустил.

Заказчики веб-студии делятся на две группы: профессиональные «барыги»-посредники и конечные пользователи. Первая группа прекрасно разбирается в ценообразовании, а вот представители второй нередко приходят в шок после того, как пробегутся по десятку веб-студий города и получат счет от 100 до 10000 у.е. Отчаянно жестикулируя мозолистыми руками, они задают один и тот же вопрос «ПОЧЕМУ ТАК, В ЧЕМ РАЗНИЦА????!!!».

В их сфере такого нет, ведь она формировалась 20000 лет и отточила стоимость до копейки. А вот цикл жизни типичной веб-студии сегодня не превышает 1-3 года, тут все еще не выработались даже нормо-часы, как в автосервисе, слишком уж разные «автомобили» приезжают в веб-мастерскую, в сфере все еще слишком много конкурирующих платформ, подходов и технологий.

Почти все веб-студии на первых этапах жизни начинают ехать по разным рельсам в одну сторону — в никуда, пока не кончится топливо. В редких случаях руководитель осознает основную проблему (отсутствие профессионалов рабочих профессий) и компания съезжает с рельс: начинает заниматься только рекламой и продвижением без разработки, либо перепродажей CMS и «тем» с увольнением всех специалистов, кроме менеджеров по продажам. Нередко заказав сайт, вы получите просто набор файлов на сервере и рекомендации, куда обратиться за доработками («золотые партнеры», хы-хы).

Все потому, что еще никто толком не знает, как нужно работать и как оценивать результат, риски оценить неправильно — просто колоссальны, идеальный бриф и ТЗ еще никто не смог создать.

Итак, вот основные критерии, от которых зависит стоимость изготовления сайта:

1. Дизайн


Есть два пути: сделать дизайн с нуля или приобрести готовый. Рельсы разработки и внедрения дизайна также зависят от профессионализма студий. Профессионалы идут по рельсам «макет-дизайн-верстка-программирование-тестирование», за каждый этап отвечает отдельный специалист. Все это длительный и дорогостоящий процесс, его стоит проходить только состоявшимся бизнесам, у которых уже есть старый сайт и понимание, чего в нем не хватает. Также все получается хорошо, если у компании имеется профессиональный маркетолог, который знает, какой сайт нужен офлайн фирме. Такие сайты будут стоить от $5000, осилить такую технологию могут только самые крупные веб-студии, лидеры отрасли.

Нередко рельсы укорачиваются до «дизайн-верстка-программирование» (стоимость — от $1000), а порой до просто «программирование» в случае, если заказчика почти полностью устроила готовая верстка\шаблон с магазинов типа templatemonster.com. Стоимость такого сайта, изготовленного по коротким рельсам — от $100 до $1000, в зависимости от количества изменений в готовом дизайне.

В статье приводятся расценки обычных веб-студий обычного среднего города. Однако, веб-студии часто являются веб-студиями одного дизайнера и цены там намного выше, чем у других. Все потому что дизайн — вещь довольно-таки субъективная, почти невозможно там выделить критерии цены, кроме «пропорционально» и «приятные цвета», поэтому цены тут могут быть такими же, как на работы художников. Непрофессионалу сложно понять, почему одна картина стоит N, а вторая Nx10000, с виду они одинаковы. Советую переплачивать за дизайн, только если у дизайнера есть имя, которым сайт может гордиться.

2. Платформа


Платформы также бывают двух видов: заточенные под монолиты и под бесконечное расширение.

Пример монолитных платформ: такие CMS, как Bitrix, Joomla, WordPress. Как правило, для этих платформ создаются монолиты («темы», «шаблоны», «решения» или «сборки»), которые продаются без изменений многим однотипным заказчикам. Не дай боже заказчику захотеть вносить какие-либо серьезные изменения туда, все это обернется болью, страданием, перегоревшими фрилансерами и постоянными багами. Из плюсов: удобные админки, большое количество работающих плагинов и очень много обучающих материалов. Эти платформы будут идеальным выбором для тех, кто точно знает, что сайт не будет серьезно расширяться, кому нужна просто визитка. Стоимость монолита: от $100 до $200. Если есть время и желание разобраться с хостингом и локализацией, такой монолит можно приобрести без посредников и дешевле: www.templatemonster.com/ru themeforest.net и куча аналогов.

Более профессиональные платформы — фреймворки (Symfony, YII2, Laravel). Во-первых, на фреймворках работают именно программисты, а не веб-мастеры. Во-вторых, они заточены под бесконечное расширение проекта. Ценники на разработку сайтов на фреймворках гораздо выше. К студиям, работающим на фреймворках, стоит обращаться только с проектами, которые несут в себе функционал, не имеющий аналогов: сложные интернет-магазины, порталы, мини-соцсети, блог-платформы, различные веб-сервисы. Рекомендую обращаться к фреймворкам при бюджете от $1000.

3. Интеграция с существующими IT системами


Если сайт нужен работающему бизнесу, а не стартапу, то этот сайт должен быть интегрирован с текущей системой учета или системой отчетности. Это обязательно, иначе можно столкнуться с подобными проблемами: клиент покупает товар, которого фактически нет на складе, а на сайте он вполне себе продается. Такие инциденты отрицательно влияют на имидж компании и раздражают клиентов. Вручную почти нереально отследить актуальность цен и остатков.

Автоматическая синхронизация стоит от $200 до $1000. Не верьте хитрым платным CMS, которые гарантируют автоматическую синхронизацию с 1С или с чем-либо еще, на деле это не будет работать из коробки, потому что структура данных для сотрудников магазина и для клиента существенно отличается, придется хорошо поработать, чтобы все было тип-топ.

4. Маркетинговые услуги и функции


Мало кто из заказчиков сайта осознает, что после создания сайта ничего не будет происходить. Вообще ничего, там будет 0 посетителей и 0 продаж. Уже давно прошли времена, когда просто созданный сайт привлекал бесплатный трафик из поисковых систем. Примечание: в некрупных городах (до 300 тыс. жителей) все еще существуют узкие ниши (не «доставка еды» :) ), которые не представлены в Интернете — тут все еще «вставай не хочу».

«Просто сайт» не будет являться дополнительным каналом продаж, если не проинвестировать в него дополнительные деньги на раскрутку. Часто веб-студии честно говорят про это и накручивают к стоимости еще внутреннюю СЕО-оптимизацию, установку и настройку маркетинговых модулей (сертификаты, промокоды и т.д.) + инструктаж по работе с этим добром, юзабилити аудит и создание кампании в Директе\Адсенсе.

5. Репутация веб-студии


Советую не скупиться в этом вопросе. Внимательно изучите портфолио, трезво оцените адекватность текстов на сайте веб-студии. Отзывам в Интернете лучше не доверять, этот мир захвачен самими веб-студиями. Если веб-студию рекомендуют в офлайне — это очень хорошо, стоит обратиться в такую студию, даже если ценник у нее в 3 раза выше, чем у остальных. Скорее всего, она просто-напросто адекватна.

Очень важным критерием является возраст веб-студии. Заказывать что-либо у вновь созданных компаний — это огромный риск, очень часто основатель не справляется с ответственностью за демпинг и с гордым видом уезжает работать в другую, состоявшуюся веб-студию. Заказчики при этом остаются «с носом»: наполовину готовым проектом и без предоплаты. Найти желающего разбираться в чужом коде в чужой платформе просто нереально. Обязательно проверьте возраст домена сайта веб-студии через WHOIS сервис.

Ну и финальный напутственный совет: никогда не платите всю сумму целиком в качестве предоплаты. У веб-студии при этом теряется стимул к сдаче проекта до конца. Адекваты сами это понимают и никогда не требуют 100% предоплату. Чаще всего используется схема 50 на 50 (50% предоплаты, 50% после сдачи) для небольших проектов и деление на бОльшее количество этапов в больших.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (27)


  1. electrovladyslav
    26.02.2017 15:12
    -4

    изготовленного по коротким рельсам — от $100 до $1000, а зависимости от количества изменений

    Хорошая статья.


  1. lencom
    26.02.2017 15:15
    +1

    Перечислю, что ещё может влиять на стоимость создания сайта. Если в статье больше общие факторы, то мои больше ситуативные.
    1. Кто клиент. Если у студии скудное портфолио или клиенты без громкого имени, то получив запрос от заказчика с громким именем, может снизить цену, чтобы получить этого клиента.
    2. Можно ли ещё что-то продать клиенту или допродать в будущем. Если студия знает, что у клиента большие рекламные бюджеты, то можно сайт продать подешевле, чтобы «зайти» в клиента. Что делать студии: прощупать почву на возможность оказания и других услуг, вести переговоры в нескольких направлениях. Что делать заказчику: намекнуть, что если будет уступка, то возможно длительное и выгодное сотрудничество.
    3. Хочет ли студия работать с этим клиентом. Причины, почему нет, могут быть разные (не наш клиент, не наш сегмент, был до этого неудачный с ним опыт и пр.). Тогда цена может быть выше — типа, ну купит — ок, не купит — ну и не надо.
    4. Какой у клиента бюджет. Если студия знает, что заказчик может заплатить больше, то и ценник может поставить больше. Не обязательно это значит, что студия просто борзеет (хотя и такое бывает). Это может значить, что имея больше возможностей, студия может больше погрузиться, дать большее качество и какие-то плюшки.
    5. Есть ли подобный проект в студии. Если очень похожее уже делали, то цена может быть как выше, так и ниже — зависит от ситуации.
    6. Срок разработки. За срочность чаще всего цена выше.
    7. Текущее финансовое положение в студии (кассовые разрывы, плачевное выполнение плана продаж).


    1. root_man
      26.02.2017 22:53

      Пункт 4 меня поразил в самое сердце. дать большее качество? если студия оказывает услуги, и берется за проект то она обязана предоставить лучшее качество, иначе это обман. Если ты идешь на такси и водитель знает что у тебя больше денег, он что тебя пересадит в багажник и скажет что за комфорт ехать на сидение надо доплатить, а если больше доплатишь то еще и кондей включу. Собственно есть ТЗ есть хотелка есть ценник за эту хотелку, которая выставляет студия, а заказчик решает дорого это ему или нет. А вообще о таком отношении еще Булгаков писал «Осетрина может быть только первой свежести, а если она второй свежести то она просто тухлая»


      1. d-stream
        27.02.2017 01:27

        Из живого к п.4: клиент попросил пообщаться с некоей студией, типа познакомились в самолете по пути на курорт или с курорта. Притом род деятельности у клиента таков, что собственно сайт не нужен. От слова вообще, нельзя сказать по одной причине — на визитке нужен e-mail и адрес сайта -)
        Ну и как бы пообщался со «студией», объяснил мысль, ценники в предварительном общении звучали ну чуть выше чем обычно визитки стоят. Дал ссылку на текущую визитку… а там засада: показатели выручки по годам… в сотнях тысяч евро на самую мелкую клетку… Через день студия была у нас в полном составе и по-полной пыталась продать нам барабаны страдивари по такому ценнику, что Тема Лебедев почувствовал бы себя нищебродом -)

        Результат, думаю очевиден


      1. igor-glyf
        27.02.2017 04:40

        Почему? Особенно, если студия показывает заказчику какие, в случае увеличения бюджета, будут преимущества и «плюшки».


      1. problin
        27.02.2017 04:40

        Если ты заказываешь такси с бюджетом, отличным от "эконом" тебе могут открыть при посадке дверь, поинтересоваться, какую музыку ты предпочитаешь, а то и кофе при подъезде к тебе захватить. Это не входит в ТЗ "от дома до аэропорта", но некоторые клиенты готовы за это платить, и даже рады, когда студия добавляет свои предложения, хоть и увеличивающие ценник.


        1. evkin
          01.03.2017 02:00

          К сожалению, чаще встречается вариант, когда тебе пытаются втюхать какашечку за кучу денег, рассказывая что это мего модно и нужно. Товарищу так делали магазин… На Битрексе, объясняя что много товаров/фильтров и это будет лучшая система для его функционала. Итог — все тупит на дорогом хостинге, который они выдали в «подарок», и заканчивается переездом на вдс. Сроки с 6 месяцев растягиваются на 12-15. Куча багов и не доделок которые они уже не хотят закрывать. А так как ТЗ написано на пальцах, никто никому доказать не может. Зато было продано СЕО продвижение и так называемая внутренняя СЕО оптимизация на 1000-1500 у.е (часть как компенсация за факап с разработкой)… Но конечно же никто результат показать не смог. Пришлось место своей теплой ламповой самописной платформы ЦМС, вспоминать пхп и лезть разбираться в тот ужастик, правя и/или костылями выравнивая явные корявости.
          Так что каждый выбирает свою политику бизнеса. Пару тройку наших коллег (из других студий) с которыми мы общались так и рассказывали: прощупываешь бюджет и крутишь по максимуму. Сначала нарисовал поменьше, а потом допами добиваешь и на каждый чих чек рисуешь.
          Мы в нашей компании такого не понимаем и сначала бесплатно или за символическую сумму делаем анализ и рисуем макеты (ТЗ), а потом уже по нему выставляем чек исходя из времени работы. И очень редко за всю практику (1н или 2 раза), мы выставляли дополнительные суммы. Это вариант, когда клиент уже на сверстанном сайте пол структуры менять стал.
          Поэтому вариант в нашем менталитете — закажи такси с бюджетом, отличным от «эконом» и надейся что тебя не обхамят и даже не пошлют когда попросишь не курить при тебе)))


          1. problin
            01.03.2017 12:55

            Про такси я не совсем удачный пример привел. Изначально в п.4. написано, что при понимании возможностей заказчика в первоначальное ТЗ можно включить «рюшечки», которые, не являясь «проектообразующими», тем не менее будут полезны. Если же бюджет ограничен — наоборот, можно упростить проект, использовав шаблонные решения, несущественно отличающиеся от начальных пожеланий заказчика, вместо оригинальных. Про увеличение бюджета в ходе работ никто не заикался.


            1. evkin
              01.03.2017 15:10

              Достаточно часто хватает сделать несколько предложений. Минимальное решающее задачу клиента, 2-е — на сумму бюджета, и 3й — оптимальный для клиента. В случае если 3й вариант меньше бюджета — клиент экономит не теряя денег на «рюшечки», если больше и есть обоснование почему именно так, он может найти доп. финансирование или разбить на какую то этапность. Объяснить необходимость как по мне более важно чем вписаться именно в какую то цифорку. Пусть клиент сам решает.


  1. tema_sun
    26.02.2017 15:19
    +1

    Откуда вы эти цены понабрали? 10000$ это очень скромный бюджет для мало-мальски серьезного проекта.


    1. pistol
      26.02.2017 15:26

      Ну да, а заказчику где-то пообещали монолит за $200, уже готовый :) Сам заказчик не может отличить разработку от продажи шаблона, на первый взгляд результат одинаков. Нужно копать поглубже, чтобы понять сферу.


  1. Delneg
    26.02.2017 16:03
    -8

    Опять же очень радует обилие PHP вещей в статье, уровень показывает.


    1. pistol
      26.02.2017 16:07
      +1

      «Пластмассовый мир победил, макет оказался прочней», да? :)


    1. Sellec
      26.02.2017 16:08

      Ну так asp.net это примерно в два раза дороже)


      1. pistol
        26.02.2017 16:11
        +2

        Ну, сейчас тут начнутся слезы, сопли, истерики и демонстрация половых органов разных ЯП и ОС. Остановитесь!


  1. Sellec
    26.02.2017 16:06
    +1

    Не забывайте про региональные менталитеты. В крупных городах и центрах заказчики лучше понимают, что за хотелки надо платить. В глубинке же, где некрупных заказчиков много, а хотелок немеряно, всё обычно выглядит так:
    — Хотим интернет-магазин
    — это будет over100к.
    — О_о да вы охренели, я племяннику закажу сделать.
    дальше два основных варианта:
    1) — ок, заказывайте племяннику.
    клиент уходит, тратит деньги на ерунду, как правило потом не возвращается, т.к. получает хреновый результат от своего «племянника» и не хочет больше тратить денег. Так и появляются десятки хреновых полуработающих сайтов с крупным текстом «ПОДРОБНОСТИ ПО ТЕЛЕФОНУ, ЗАКАЗ ПО ТЕЛЕФОНУ» и теткой-менеджером с отвратительным характером на проводе.
    2) — ок, это будет половину от over100к (примерно на грани себестоимости для студии)
    — хорошо, делайте
    прошло три месяца волокиты, проект сдан, все работает, как надо, но заказчик недоволен — потратил дофига денег (это же глубинка, деньги не привыкли отдавать за крупные проекты), делали долго, надо еще развивать дальше.


    1. Hoorsh
      26.02.2017 22:06

      3) – Объясняем, почему это стоит столько. Клиент уходит на уровень воронки «Думает». Возвращается с согласием поработать и просьбой «ну, хоть 5% скиньте».

      получается хороший проект и осознание, что сделали хорошо не только клиенту, но и рынку, приучив его, что племянники должны быть племянниками, а сайты должны делать профессионалы, тогда всё окупится.


    1. tishevich
      27.02.2017 04:41

      Пример «сайта от племянника»: mega64.ru — но главный хтонический ужас там внутри, в ЛК клиента. Я молчу уже про то, что нет никакой синхронизации со складом — после заказа перезванивает менеджер и сообщает что «того, того и вот того из вашего заказа на складе нет, но можете купить вот это почти такое же чуть дороже». Тем не менее работают так уже не первый год и все всем довольны. Вот такой вот региональный парадокс.


      1. Xtray
        27.02.2017 12:56

        С нами, в Вашем году 373 дня!

        Загадочно…


  1. alekciy
    26.02.2017 17:31
    +3

    Автор при оглашении цен либо забыл один, два нолика либо не упомянул, что это видимо low cost сегмент рынка. Даже в регионах.



  1. zirix
    26.02.2017 19:48
    +3

    Такие сайты будут стоить от $5000, осилить такую технологию могут только самые крупные веб-студии, лидеры отрасли.

    :) Эти "лидеры"(в России) берут 2 млн руб за стандартный магазин на битриксе с дизайном сделанным по стандартному макету. Маркетологов и прочего за эти деньги не предлагают.


    Боюсь представить сколько они берут за что-то нестандартное.


    Если заказчик делает магазин и у него небольшой бюджет, то стоит использовать CMS специализированную для магазина.
    Например Магента или Битрикс. Все эти CMS по своему ужасны, но их админ панель и плагины предлагают много функций которые могут в будущем понадобиться заказчику.


    С фрейморком увеличивается риск получить низкокачественный код который будет невозможно или очень дорого поддерживать. Причем качество когда не сильно зависит от крутости компании-исполнителя.


    В любом случае надо быть готовым что сайт придется переписывать с нуля… не один раз…
    Я знаю много компаний которые имеют до 5 версий сайта сделанных на разных фрейморках разными "крутыми" компаниями.


    Для крупных проектов нужны свои программисты на поддержку и доработку. Идеальный вариант — делать все своими силами, на оутсорс отдать только разработку дизайна.


  1. Kladproraba
    26.02.2017 22:52

    Стоимость монолита: от $100 до $200.

    C готовыми шаблонами тоже цены за работу спорные. Работа может стоить меньше $100 и больше $200. От проекта всё зависит, если проект-заказчик загрузит тебя на месяц с головой — то и стоимость работы будет превышать $200. А вообще, работа эта «базарная», торги и скидки уместны.


    1. weart
      27.02.2017 14:31

      Тоже удивил ценник. Неоднократно сталкивался с разработкой относительно несложных сайтов на WP c ценами 1-3к долларов (в России). Более того — есть стоковые шаблоны по цене от 200 баксов — красивые, но с прессом косяков.

      Сейчас в работе проект, там почти штука только за работу по лого и иконкам :)


  1. Sirom
    27.02.2017 10:54

    Если проект серьезный и требует индивидуальной разработки, то в качестве первого шага имеет смысл заняться проектированием. Когда у вас на руках есть подробное ТЗ со сценариями и прототипами, его можно разослать нескольким разработчикам, и сделанные ими оценки уже не будут различаться в 10 раз. Выяснится, что рынок разработки не такой уж дикий, что есть устоявшаяся в регионе стоимость нормо-часа (в Екб это в среднем 1000-1500 р) и по ТЗ посчитать трудозатраты в часах разработчику гораздо проще, чем по изложению задачи устно или в тексте на пол-страницы. Заодно в процессе оценки сможете оценить качество и скорость работы менеджеров студии


  1. SayYourPrayer
    27.02.2017 13:40
    +1

    Статья порождает желание написать о другой стороне баррикад.
    Проблема ценообразования в том и заключается, что сделать сайт — не хлеб в магазине купить. Интеллектуальный продукт всегда сложно оценивать.
    Реально заказчикам можно советовать следующее:

    • имей ТЗ (даже потрать отдельные деньги, чтоб тебе его помогли составить);
    • имей видение дизайна (если не имеешь — доверься художнику; но тогда не забывай — он художник, он так видит) и донеси его до исполнителя — телепатов в веб-студии обычно не нанимают;
    • цени чужое время не меньше своего — или не удивляйся, что приходиться доплачивать за то, что посреди разработки проекта тебя вдруг осенило и теперь надо переделать 25-40% концепта, ибо «без вот этих свистелок и перделок вообще никак»;
    • не разбираешься — лучше не лезь, сбереги уважение к себе;
    • из дешевой рыбки выходит фиговая похлебка.


    … и много, много других прописных истин, которыми не руководствуются около 85% заказчиков


    1. Ant-coding
      02.03.2017 23:17

      без ТЗ? принимай работу — «ХЗ»!