image

Терпеть не могу вводные статьи. В них много воды и почти нет смысла. Я постараюсь сделать вводную статью хотя бы немного информативной. Подробнее о себе я расскажу в следующих.

Это не история успеха


У меня давно была идея сделать блог о процессе изучения чего-либо из первых рук. Удивительно, что подобных материалов в интернете очень мало. На уровне профессионала происходят иные процессы, нежели на уровне любителя или новичка. И чтобы преуспеть в своем деле необходимо пройти все уровни по-порядку.

Для новичков всегда ставятся некие распорки, которые им помогают приспособиться. Этакие маленькие колесики для велосипеда. По мере приспособления, распорки убираются — в них больше нет необходимости.

Распорки ускоряют процесс, а не замедляют, как это может показаться поначалу. В примере с дополнительными колесами — это очевидно.

Про эти дополнительные колеса я и буду рассказывать.

Где я сейчас


Чтобы мои слова не были пустым звуком, мне придется немножко рассказать о компании. Я постараюсь исключить отсылки к бренду, чтобы публикация не воспринималась как реклама.

Home Studio существует почти целый год. ИП был официально зарегистрирован в конце 2015 года. Компания вышла на стабильную прибыль уже через 2 месяца после начала работы и сейчас у нас есть клиенты, как в России, так и на западном рынке.

Мы занимаемся разработкой веб-сайтов, мобильных приложений, предоставляем услуги по хостингу и поддержке проектов. Разработкой иного ПО мы занимаемся индивидуально, по собственной инициативе. Непрофильным ПО до сих пор приходится заниматься часто.

Сейчас у нас есть офис и стабильный доход. Он немного плавает, так как я постоянно экспериментирую с источниками заказов. Но на жизнь и развитие компании вполне хватает.

Изначальные инвестиции были совсем небольшие — около 300 тысяч рублей. В моем случае они не играли важной роли, так как суммарные затраты для получения удовлетворительного дохода составили менее 20 тысяч рублей.

У меня не было опыта в бизнесе, поэтому я шел очень осторожно и минимизировал свои риски. На текущий момент, я потратил часть средств на различные исследования, чтобы закрыть слепые зоны.

Наша прибыль за вычетом зарплат команды и обязательных расходов составляет около 80-150 тысяч рублей в месяц. Эта сумма полностью реинвестируется в компанию. Этого достаточно для развития, однако моя зарплата в данный момент менее 50 тысяч рублей, что ниже моей рыночной стоимости почти в четыре раза. Иными словами — я еще не победил.

Теперь, когда мы познакомились, пора поговорить о деле.

Не делайте бизнес-план


image

На мой взгляд, самое глупое, чем можно заняться перед тем как отправиться в свободное плавание — это делать бизнес-план.

Вы ничего не знаете о том, с чем вам предстоит работать в ближайший год. Ничего!

Вы не только не сможете сказать сколько у вас будет продаж, вы даже не сможете сказать сколько у вас времени уйдет на программирование или создание дизайна для сайта-визитки.

Возможно вы думаете, что я несу чушь — вы же хороший программист, возможно руководитель проекта.

Но все дело в том, что скорость работы новичков отличается от скорости работы профессионалов. Причем нелинейно. И если это хоть как-то можно учесть, то отличия в поведении клиентов из разных сегментов, вы никак не учтете.

Если вы работаете в развитой компании, то ваш опыт будет слабо применим к тому, чем вам предстоит заниматься поначалу.

Я сделал расчет предприятия только через 10 месяцев после начала работы над студией. И даже тогда в нем было несколько слепых зон, несмотря на то, что я старался как можно тщательнее собирать статистику.

И этот расчет совсем не похож на то, что я ожидал увидеть когда планировал создавать компанию. Сейчас я хоть как-то могу его использовать: изменяя количество и эффективность сотрудников, я могу просчитывать ежемесячных доход.

А бизнес плана до сих нет. Какой может быть бизнес-план, если недостаточно данных о темпах роста?

Планируйте цели


Если бизнес-план или расчет стоимости предприятия мы сделать не можем, то обыкновенное планирование нам просто необходимо.

Если совсем не планировать, то вы будете буксовать месяцами на ровном месте. Когда присутствует контекст, на большинство вопросов будет довольно просто ответить.

Я обычно делаю 3 вида планирования:

  • Определение видения компании. Описание компании, которой мы стремимся стать. Сюда также входят долгосрочные цели.
  • Определение целей на 3 месяца. Это конкретные цели, которыми мы будем заниматься в этот период.
  • Подробный план задач на несколько недель вперед. Данный план должен выполняться без осечек.

Видение компании


Первое, что необходимо сделать — это сделать описание компании:

  • На какой рынок вы хотите выйти?
  • С каким количеством проектов хотите работать за раз?
  • Будет ли у вас собственный продукт?
  • Русские клиенты или иностранные?
  • Может хотите переехать в Таиланд?

Тут полная свобода — запишите все, что взбредет в голову. Опишите свою будущую компанию. Чем больше, тем лучше! Если описания конфликтуют друг с другом, все равно запишите их.

Данная техника позаимствована из Unified Process, ведь компания это тоже проект.

Теперь необходимо составить список целей. Тех целей, которые необходимо достичь, чтобы стать компанией, которую вы описали. Как правило, эти цели довольно общие.

Примеры целей:

  • Оказывать услуги за рубежом
  • Наладить тех. процесс решения задач
  • Выйти на IPO

Примеры моих целей сейчас:

  • Укомплектовать команду, стабилизировать процесс продаж
  • Составить бизнес-план на 2017 год
  • Начать вести PR деятельность
  • Получить проект на сумму более 250 тысяч рублей

Цели — это не просто какая-то мелочь. Они действительно необходимы.

Поверьте, в процессе работы вы не раз запутаетесь в себе. Иногда наиболее выгодный путь для компании в текущий момент просто не соответствует ее целям.

Мне даже не нужно далеко ходить, чтобы привести пример! Мы забуксовали на Upwork просто потому что проекты от туда стоят дороже, чем проекты в России. Только это невыгодно, если копнуть глубже — сарафанного радио и PR там нет. Это означает, что компания будет расти медленнее.

Цели на квартал


Далее я перехожу к определению целей на 3 месяца вперед. Для этого я выбираю перспективные цели, которые хорошо друг с другом сочетаются. Например:

  • Начать предоставлять услуги по хостингу
  • Написать набор классов для платежных систем
  • Начать принимать платежи paypal

Далее цели разбиваю на задачи, например про PR:

  • Написать статью на habrahabr.ru
  • Написать статью в CMS magazine
  • Начать пиариться в социальных сетях. Базовая задача
  • Оценить продуктивность разных видов пиара

Трехмесячные цели нужны для того, чтобы фиксировать движение компании — выстраивать логическую последовательность действий. Это как оформить диаграмму сущностей, перед тем как создавать диаграмму классов.

image

Цели — это вообще очень полезно. Они помогают выполнять несколько задач одновременно

Например, если попадется клиент, которому нужна оплата через Paypal, вы сможете создать общий набор классов для работы с платежными системами, который пригодится в будущем.
Или наоборот, если в ближайшее время вам Paypal не нужен, а время поджимает, то нет смысла тратить дополнительные ресурсы на разработку своих классов.

Я изначально поставил себе цель писать статьи на Хабре. Решая интересные задачи я оставлял себе подробный скелет для статей. Сейчас у меня есть заготовки для 5 статей, которые просто нужно оформить. И это только по технической части.

План на месяц


Я считаю, что оптимальный горизонт планирования в том режиме, в котором я привык работать — это один месяц. Я выявил это опытным путем — это то количество дней, внутри которого я могу предсказать (контролировать) скорость разработки с погрешностью менее чем в день, то есть 3-5%.

Если брать меньший промежуток — я буду видеть меньше событий. Если больший — появится неточность. Можно считать это размером спринта к которому я привык.

Планировать разработку “немножко” сложнее, чем другие процессы в студии, поэтому я решил перенести эту систему и на другие задачи.

Если у вас нет опыта управления разработкой, то вам просто нужно корректировать план работ каждую неделю.

Месячный план состоит из задач, которые разбиты на подзадачи. У каждой задачи есть дата выполнения, исполнитель и оценка времени выполнения. Наша задача сделать так, чтобы все задачи были выполнены в срок, а время исполнения соответствовало ожидаемому.

Дата выполнения — это ваши обязательства перед клиентом. Она отражает скорость разработки.

Нас больше интересует оценка времени выполнения. А точнее ее отношение к реальным трудозатратам. Именно оно отражает реальную эффективность планирования и работы. И тут погрешности будут намного выше.

У нас все задачи выполняются в срок. Если кто-то не успевает сделать, я просто попрошу его задержаться на работе или поменять выходной с рабочим днем. Но значит ли это, что все задачи выполняются эффективно? Конечно нет.

Если на какие-то задачи ушло слишком много времени, то на другие их может не хватать, что приведет к напряжению и переработкам. Если же задачи выполняются слишком быстро то могут образоваться простои между взаимодействием нескольких сотрудников, и это может привести к падению эффективности.

Эффективность планирования


Все виды планирования я провожу каждый месяц. Сначала подвожу итоги, затем делаю план. Видение компании и цели также корректируется каждый месяц.

Это помогает держать руку на пульсе и собирать статистику по скорости решения задач.

Более того, грамотное планирование позволяет добиться оптимального качества выполнения задач. Это очень важный аспект, который влияет на увеличение прибыли.

Допустим, есть 5 мелких заказов на текущий месяц. Для портфолио они не годятся. Почему бы не выделить дополнительное время на один из них, чтобы добиться максимального качества и включить проект в портфолио?

Я смотрю на краткосрочные цели и вижу, что в них входит количественное улучшение потока заказов (найм менеджеров по продажам). Если компания будет сфокусирована на активных продажах, то нет смысла тратить ресурсы на расширение портфолио. Логичнее потратить ресурсы на проработку презентации существующих проектов.

Продолжение следует...


image

На мой взгляд первая статья получилась немного рваной. Я не хотел лить воду и уменьшил изначальный объем в два раза. И все равно вышло слишком много.

Данные статьи ориентированы на разработчиков без опыта предпринимательства. Для тех, кто собирается начать свое дело без внешних инвестиций.

Также они будет полезны для разработчиков, у которых нет опыта управления проектами и командой.

Мы гораздо ближе к проблемам, которые возникают у новичков, нежели развитые компании. Здесь кроется главный риск — моим словам нельзя доверять полностью. Результат еще неизвестен, а значит некоторые советы могут оказаться ошибочными в долгосрочной перспективе.

Данный блог исключает систематическую ошибку выжившего. Либо вы сможете наглядно проследить взлет компании, либо сможете отследить ошибки, которые привели к поражению.

У меня есть несколько тем для будущих статей:

  • Какой будет ваша жизнь в первый год работы над компанией
  • Как я готовился к открытию собственного дела. Стоило ли оно того?
  • Психология, мотивация. Как нужно вести себя, чтобы достигнуть результата
  • Эффективный процесс разработки для новой компании
  • Какие технические средства лучше подходят для новичков
  • Как найти первых клиентов и сформировать поток заказов
  • Как управлять проектами. Работа с клиентами
  • Маркетинг: что в итоге оказалось эффективно
  • Как собирать статистику. Что в итоге важно
  • В какие направления я вложил деньги. Что из этого окупилось

Я буду рад, если вы подскажете мне, какие темы вам наиболее интересны. Спасибо.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (39)


  1. usachev_1991
    01.12.2016 15:56

    Спасибо, что делитесь опытом. Было бы интересно узнать, какие направления окупились в Вашем случае.


  1. ShevtsivAndriy
    01.12.2016 15:59

    Спасибо было очень интересно.
    Лично мне было б интересная следующая статья.

    Как собирать статистику. Что в итоге важно


  1. Aleksei_Mikhailov
    01.12.2016 16:09
    +4

    Статьи с личным опытом — как драг. металл. Причем обогащают и автора, не только читателя. Во время написания и последующего редактирования материала выстраивается структура и смысл.

    Хотел бы прочесть вашу статью о том, как найти первых клиентов и сформировать поток заказов.


    1. Alexey_Sarychev
      01.12.2016 16:13

      Устойчивый поток заказов — это одна из самых сложных и рентабельных задач, которые стояли передо мной. Именно конкуренция между клиентами позволяет повышать цены до приемлемого уровня, что в свою очередь позволяет делать проекты еще более качественно.


  1. vaniaPooh
    01.12.2016 16:47
    +1

    Все интересно. Пишите!


  1. DigitalSmile
    01.12.2016 16:51
    +1

    У Вас плохо сформулированы цели. Есть такая штука как SMART, очень советую обратить внимание. Если следовать этой методологии, быстрее, а главное с полным контролем, придешь к результату, проверено.
    Кстати то, что вы составили в целом и есть бизнес план, просто в нем четко не выделены разделы как написано в книжках, но смысловая нагрузка точно та же.

    За статью спасибо, жду продолжения.


    1. Alexey_Sarychev
      01.12.2016 17:21
      +1

      Я знаком с этой методологией построения целей. Как раз суть статьи в том, что ее очень тяжело или невозможно использовать в рамках новой компании. На первых парах совсем нет данных, и смарт невозможно применить.

      -Сколько коммерческих предложений нужно отправить за этот месяц и сколько времени потратить на каждое из них?

      На этот вопрос невозможно ответить, если вы никогда не составляли даже одного коммерческого предложения ранее.

      Поэтому я рекомендую использовать размытые цели, разбивать их на подзадачи и корректировать регулярно. Чтобы по мере изучения задачи цель становилась более достижимой с каждым этапом.

      В контексте статьи — SMART цель это уже задача для которой определен срок выполнения и ожидаемые трудозатраты.

      В самом начале, я мог определить цели согласно SMART только для задач по разработке. А это самая маленькая и легкая часть работы для меня.


      1. DigitalSmile
        01.12.2016 17:42

        Все-таки я не согласен. Даже если Вы никогда не занимались такой деятельностью, можно разбить проблему на составные части и измерить каждую из них.
        В примере про коммерческие предложения (которых, к слову, я тоже никогда не составлял):
        — у меня команда 4 человека, т.е. это 1 крупный проект, 2 средних проекта или 4 небольших. Примем опыт и квалификацию всех специалистов как равную (для примера и упрощения).
        — мои целевые месячные показатели прибыли 100 т.р. начиная с 2017 года
        — моя стратегическая цель зарабатывать более 1200 т.р. в год, начиная с 2018 года
        От этих целей можно начать постановку конкретных задач. Например, для успешного функционирования необходимо рассылать коммерческие предложения на сумму 200 т.р. ежемесячно. Из них необходимо добиться заключения контракта у _введите_свой_процент_из_открытых_данных_ потенциальных заказчиков (статистика успешных заключений сделок).

        Таким образом, Вы четко расставите для себя приоритеты и будете иметь конкретные сроки для их реализации. Кстати говоря, цели со временем жизни организации нужно корректировать или менять, это совершенно нормально.


        1. Alexey_Sarychev
          01.12.2016 18:38
          +6

          Я таким образом и думал сначала. Потом я посчитал цену ошибки и понял, что 2-3 неверных движения, и я прогорел.

          Вы использовали довольно много известных показателей зарание, например знание о собственном доходе, которых у вас нет, так как вы больше не получаете зарплату.

          У нас есть всего 2 известных переменных:
          Бюджетом в 300-400 тысяч рублей.
          Знание о собственной квалификации (мы можем оценить задачу, если делаем ее самостоятельно).

          4 человека в команде — это очень много. Если вы сразу же не найдете проект, то можно прощаться с компанией. К тому же неизвестна их квалификация — только итоги собеседования, где запросто можно переоценить сотрудника.

          1 крупный проект Вы не возьмете — вы прогорите пока Вы будете его делать. Или в случае задержки платежей от клиента. Прогнуть первых клиентов и продиктовать им свои условия не получится. Это прерогатива развитой компании, а у Вас пока ничего нет.

          Я не привязываюсь к Вашим словам, я стараюсь показать, что в каждом из пунктов существуют скрытые риски.

          А что если вы окажетесь в следующей ситуации:
          1. Разработчики оказались не такими эффективными (у меня, к примеру, талант к программированию и мои первые сотрудники даже без ошибок выполняли задачи намного медленнее расчетного времени)
          2. Вы получили несколько проектов, но они оказались не такими прибыльными как в расчете
          3. Вы взяли офис по хорошей цене, но в месяц добавилось еще 5000 непредвиденных расходов за уборку, интернет и коммунальные услуги
          4. Несколько клиентов задержали собственные проекты. Актив как бы есть, а доступа к деньгам нет.
          5. За«подставить нужное» нужно платить, а вы это случайно этого не учли, возможно это просто нельзя было знать заранее.

          При таком комплексном расчете необходима огромная финансовая подушка. Я бы сказал, что минимум около миллиона рублей на маленькую студию.

          Если вы все-таки ошиблись, возможно ли будет что-то исправить? Самое страшное — это оказаться в ситуации, когда вы видите, как Ваши деньги горят, но пожар уже невозможно потушить.

          С моим подходом, действовать нужно немного по-другому:
          1.Сначала мы сами начинаем работать в одиночку над проектом.
          2. Мы получаем какие-то исходные данные. Они говорят нам, что мы можем нанять разработчика.
          3. Мы берем нового разработчика и вешаем себе на шею. Именно так.
          4. Начинаем постепенно делегировать и смотрим его продуктивность.

          Таким образом наш риск минимален. На каждом этапе мы корректируем цели — удаляем те, которые оказались ошибочными и добавляем новые более точные.

          Я немного отступил от темы SMART целей. Их можно применить и к моему подходу, просто получится, что сначала будет множество задач «под копирку»: «исследовать одно», «исследовать второе». На этом все, пока исследования не будут проведены, дальнейшая постановка целей невозможно, так как иначе они не будут соответствовать критериям SMART.

          Подведем итог моей мысли:
          Бизнес план — это большой риск, если делаешь бизнес в первый раз.
          Для полноценного использования SMART целей необходимо большее количество исходных данных, чем Вы имеете сначала.


          1. DigitalSmile
            01.12.2016 18:46

            В целом, Вы правы, но свой бизнес это всегда риск. Поскольку я не был в Вашей шкуре, мне сложно судить об этом хладнокровно. Тем не менее, меня учили действовать так и я бы в любом случае эти принципы стремился соблюдать :)

            Спасибо за мысли.


            1. Alexey_Sarychev
              01.12.2016 19:04
              +1

              Я полностью с вами согласен насчет полезности SMART. Я не в коем случае не утверждаю, что не нужно так делать. Скорее наоборот, я буду в первых рядах агитировать за него.

              Я просто отметил, что ряд целей иногда тяжело определять при помощи такого подхода.


  1. DisM
    01.12.2016 17:22

    Когда я читаю подобные Success story у меня всегда возникает один и тот же вопрос, кто ваш первый клиент, и как вы его получили?


    1. Alexey_Sarychev
      01.12.2016 17:27
      +3

      Это не success story пока что. Мой доход пока даже не сравнялся с тем, что я получал ранее. При этом я работаю намного больше.

      Первый клиент был получен на фриланс бирже. Я две недели делал задачу по отображению списка недвижимости при помощи недокументированного API. Задача стоила 270$. А в промежутке, я потратил 3 дня на то, чтобы сделать проект школьнику за 30$.

      Начал я с самого низа — я получал задачи просто потому, что никто за них не хотел браться.


      1. DisM
        01.12.2016 17:43

        Спасибо за ответ.


    1. vladimirkolyada
      02.12.2016 10:20

      Хоть я и не автор статьи, но может это вам тоже поможет, у меня так же не success story пока что. Мой доход пока даже не сравнялся с тем, что я получал ранее. При этом я работаю намного больше.
      Первый заказ был получен от случайного знакомства на RSDN. Человек искал того, кто выполнит задачу — им оказался я с друзьями. Позже друзья разрушились и мы разошлись путями, как часто бывает. Сейчас я получаю заказы вместе с работниками от старых заказчиков и, часто, фриланс бирж. А в начале брал и студентов, делал дипломы и так далее. Теперь есть какой никакой поток и процесс вышел на самоокупаемость и небольшую, я бы сказал мизерную по нашим временам прибыль.


  1. eu-gen
    01.12.2016 17:41

    А что вы имели ввиду под «проекты на Upwork стоят дороже»? Имеется ввиду низкая вероятность выиграть проект?


    1. Alexey_Sarychev
      01.12.2016 18:02

      Из-за разницы в стоимости труда разработчиков (и валют) один и тот же проект будет стоить дороже на Upwork, нежели на русской фриланс бирже. Но бывают и исключения.


      1. eu-gen
        01.12.2016 18:44

        Ваши разработчики начинают просить больше денег если узнают, что клиент с Upwork?


        1. Alexey_Sarychev
          01.12.2016 18:50

          Наши разработчики не имеют доступ к финансовым данным. У них есть зарплата.

          Но в какой-то степени они все-равно получают информацию, так как я говорю с каким качеством и подходом выполнять ту или иную задачу. Иногда я могу сказать — «Над этой задачей сильно не заморачивайся, нужно сделать по-простому».

          Клиент, естественно, осведомлен о том, в каком режиме мы с ним работаем.


  1. gricom
    01.12.2016 18:42

    Вы пишете, что у вас есть команда, а как и на каком этапе она появилась? Вместе фрилансили, или наняли людей с самого начала? Или может сначала делали всё сами, а потом понемногу при появлении денег нанимали сотрудников?


    1. Alexey_Sarychev
      01.12.2016 18:53

      Об этом я напишу отдельную статью. Есть много нюансов в том, как я начинал. У меня были некоторые преференции, но это были не деньги и не связи.


  1. serg0v
    01.12.2016 18:44
    +1

    Всегда было интересно, где находятся клиенты? Компания без портфолио, на рынке не больше месяца. И чем зарплату людям в таком случае платить?


  1. gricom
    01.12.2016 19:03
    +2

    Кстати, у вас в подвале в разделе «Кратко о нас» написано, что вы — команда фрилансеров. Как вы думаете, не отпугивает ли это часть заказчиков? Всё-таки фриланс ассоциируется с низкой стоимостью и такой же низкой предсказуемостью результатов и сроков, может стоит изменить этот текст?


    1. Alexey_Sarychev
      02.12.2016 01:50

      Вы все верно подумали. Разработка веб-сайта в целом была ошибкой. Он не оправдал цели, для которых мы хотели его использовать. Поэтому мы свернули разработку и планируем перепозиционировать себя на рынке через несколько месяцев.


  1. MaximChistov
    01.12.2016 22:38

    подписался. надеюсь, не сдуетесь


  1. BarrelRoll
    01.12.2016 23:33
    +1

    Спасибо за статью, все честно и без лукавства, всегда приятно читать такое.
    Немного удивило следующее:


    У нас все задачи выполняются в срок. Если кто-то не успевает сделать, я просто попрошу его задержаться на работе.

    Что-то тут явно не так. Ожидал увидеть, что Вы подключите другого сотрудника в помощь и постараетесь в следующий раз правильно вести планирование. Да и задерживать человека на работе, пусть даже просьбой, немного незаконно и не профессионально.


    1. Alexey_Sarychev
      02.12.2016 01:59

      Сверхурочная работа совершенно законна и хорошо описана в статье 99 трудового кодекса РФ.

      Но я бы это даже сверхурочной работой не назвал, если честно. У меня доверительные отношения с сотрудниками, и все происходит по обоюдному согласию с приятными бонусами для сотрудника. И это исключительные случаи.

      Впрочем, я понимаю, почему Вам не понравилась эта фраза. Я видел руководителей, которые закладывали сверхурочную работу прямо в план работ (неявно). Осадок от работы остался неприятный.


      1. MaximChistov
        02.12.2016 07:54

        стоит сразу уточнять, доплачиваете ли вы за это дополнительное время, о котором просите работника, или нет


        1. Alexey_Sarychev
          02.12.2016 13:58
          +2

          Если смотреть в разрезе времени, то у нас не бывает так, что сотрудник работает больше положенного за месяц времени. Я обычно торгую временем — «Давай ты сегодня задержишься на 2 часа, чтобы я мог показать клиенту работу, а завтра после обеда пойдешь домой?».

          Это моя личная позиция — я большой противник денежных бонусов и штрафов. От стремления к бонусам выгорают, а от штрафов теряет мотивация и энтузиазм.


  1. Thor
    02.12.2016 11:00
    +2

    Ну зря вы так сразу опустили руки на Upwork'е. В качестве сарафанного радио и PR там выступает ваш профайл. Чем больше завершенных проектов с хорошими отзывами – тем серьезнее ваша позиция.
    Достаточно быстро наступает момент (точно не помню, наверное где-то на рубеже 30-40 законченных проектов), когда входящих заявок гораздо больше, чем позволяет рабочий график. Тут либо повышать ставку, либо делегировать. Лично я выбрал первую опцию. Ибо все никак не могу побороть страх перед этими дебрями по поиску толковых исполнителей и управлению ими. А может просто не моё это – руководство.

    На любой фриланс бирже сначала очень туго всё идет. Но с каждым хорошим отзывом становится все лучше и лучше. Денежных проектов на том же upwork'е – море. Только не связывайтесь с индийцами, пакистанцами, китайцами и т.д. Работайте с западными людьми. Дело не в расизме, а в огромных различиях в менталитете, которые ведут к взаимонепониманию и последующим головникам.


    1. Alexey_Sarychev
      02.12.2016 13:10

      Вы немного не поняли. Забуксовали — это как раз наоборот — слишком долго сидели. Держать все яйца в одной корзине очень опасно.

      По поводу сарафанки: как много ваших клиентов на Upwork привели вам новых? У нас еще таких не было.
      Возвращаются сами почти все (это очень приятно), но новых связей они не дают.

      Да и профиль это не пиар. Профиль это маркетинг. Пиар это общение с людьми (public relations), голос компании. У него немножко иные задачи. Он создает доверие.

      Например, данная статья — PR. Если я буду нанимать разработчиков, я дам ссылку на эту статью, чтобы они имели какое-то представление о том, какая у нас компания.

      Писать статьи на английском и общаться публично на английском можно, но это на порядок сложнее. Вы бы обратились в студию, которая расположена в другой стране? Если мы говорим о не слишком крупных проектах.

      Я опишу данные проблемы подробнее, когда буду писать статью про поиск клиентов.


      1. Thor
        02.12.2016 15:17
        +1

        Поэтому я и написал – «в качестве». Сарафанное радио и PR выполняют ряд определенных функций. В контексте фрилансера/студии – в конечном итоге, генерирует поток клиентов и привлекает потенциальных сотрудников.

        Лично я бы обратился к чуваку с хорошим рейтингом/отзывами и багажом законченных проектов, чем к автору очередной статьи на тему самая-динамичная-и-самая-развивающаяся-компания-на-рынке-молодых-и-динамичных.
        Как показывает опыт, имея подобный профайл, уже не требуется искать новых клиентов. Они сами тебя находят, т.к. профайл сам за себя говорит. Часто даже не ленятся гуглить контакты, чтобы обратиться напрямую.

        Судя по вашему профайлу, вы на upwork'е около года. И начало вполне неплохое. Такими темпами, через пару-тройку лет вы на своем опыте поймете о чем я.

        Upd: не ответил на ваш вопрос. Исправляюсь. Да, приводили новых, но на фоне потока входящих предложений это была незначительная величина.
        Лучшим голосом фрилансера/студии будут голоса довольных клиентов )


        1. Alexey_Sarychev
          02.12.2016 17:11

          Я понимаю, что вы имеете виду. Наши аккаунты уже несколько месяцев стоят с неиспользованными коннектами. Входящие заявки уже сами приходят (причем видимо нас находят в каком-то рейтинге, так заказчики нам не знакомы).

          Тут кстати, я был не прав. В какой-то степени это и есть сарафанное радио. Эффект схожий.


  1. doktor_zet
    02.12.2016 13:42

    Очень интересно! Пожалуйста, продолжайте — личный опыт это всегда нужно. Наибольший интерес у меня лично вызывает Ваша следующая тема:
    — Маркетинг: что в итоге оказалось эффективно.


  1. NickODimm
    03.12.2016 14:55
    +1

    Отличная статья.
    Спасибо за взгляд изнутри от человека который «ещё в дороге».
    На своём опыте сталкивался с тем, что многие большие компании построены далеко не «по учебнику», но при этом всё крутится, работает и даёт неслабую прибыль.
    Желаю успеха в развитии.


  1. lubrication_theory
    06.12.2016 15:59

    А если бы вы взяли кого-то проверенного в долю и работали бы вместе? Друга допустим, знакомого, коллегу, не суть, главное кого-то надежного и компетентного. Работали бы совместно, соответственно быстрее и делили бы риски. А главное, в случае форс мажора вдвоем больше шансов справиться, не нанимая никого. Понятное дело, что так можно и всю команду в долю взять, но 2-3 человека мне кажется должно быть оптимально.


    1. Alexey_Sarychev
      06.12.2016 16:08

      У меня негативный опыт работы с друзьями в плане общего бизнеса. Проверенных людей нет — бывают такие риски, которые просто невозможно проверить, например если у вашего товарища кто-нибудь в семье заболеет и ему понадобятся деньги.

      Держать все под контролем в двоем будет сложнее, чем в одиночку. В целом проблем при работе с друзьями очень много, и я могу сходу назвать не меньше 5-6 проблем.

      Внешние партнеры обходят друзей по всем параметрам — плюсов даже больше, при этом можно запросто заменить одного партнера на другого или выйти из бизнеса.


      1. lubrication_theory
        06.12.2016 16:24

        Но вы сейчас единственный владелец и остальных людей нанимаете, если я правильно понял?


        1. Alexey_Sarychev
          06.12.2016 16:36

          Да, со мной работают друзья / знакомые. Но не как партнеры, а за денюжку. Тут все неплохо складывается, особенно с джунами, так как я могу многому научить.

          Я 2 раза брал в долю и 2 раза получал плохой результат. В первом случае, программист хотел зарабатывать столько же сколько и я, но не имел достаточного уровня квалификации для этого. Во втором случае, взял менеджера по продажам, и он тоже крупно облажался.

          Друзья считают себя равными вам и думают, что если вы способны выкачать деньги из рынка, то и у них это с легкостью получится. Люди не равны, особенно в профессиональном плане.

          Дополню, что провал ваших друзей может стать вашим провалом. Если у друга не получилось хорошо продавать, это не значит, что у вас не получится. После того, как продажник ушел, объявив, что заказы не найти, я за 3 недели нашел заказов на 350к рублей.