«Ошеломительную» новость я впервые прочёл здесь: На «Севмаше» впервые создали 3D-модель строящейся АПЛ
Сразу несколько смутила фотография (о чём ниже), посему решил докопаться до первоисточника.
Малозатратные поиски по рунету привели к первоисточнику из пресс-служба ПО «Севмаш»
Современные технологии при строительстве подводных кораблей.
Еще небольшое усилие для клавиатуры и интернет провайдера и нашёлся релиз:
№1 от 2016 Журнал АО «ПО „СЕВМАШ“На гребне IT №1/(смотри страницу 32)
Читал под разными наклонами монитора (он у меня поворотный) и… И ничего не понял. Не в смысле идеи, а в смысле:
— Где гребень волны IT?
— Где „современные технологии“ при строительстве подводных кораблей?
—
Я уже большой (вернее старый) и всё понимаю:
Государственная тайна в российском законодательстве это: защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государству.
Эта АПЛ „Хабаровск“ жутко секретная штука.Об атомной подводной лодке „Хабаровск“.
Хотя шведы более „демократичны“ в этом плане:
Saab Kockums- A26 Stealth Modular Submarine
Ладно. Забудем про „прочих шведах“.
Ещё раз рассмотрев фотографию Э.Мансимова из пресс-службы АО «ПО «Севмаш» меня начали терзать „смутные сомнения“. Разовью свою мысль.
1. Что делают на фото эти три молодых мужика?
— Лазерным сканером штрих кода „считывают“?
— Настольной модельки подводной лодки? Которую изготовили „вручную“?
Или это разрекламированные МО РФ научные роты в действии?
Что-то мне это напомнило! Точно! Это же так похоже на птенцов
Эрзац новости:
Четверо студентов и выпускников МГТУ имени Баумана сконструировали и запустили ракету в складском помещении на Южнопортовой улице на юго-востоке Москвы. Испытания прошли неудачно: ракета взорвалась, ее осколком оторвало руку находящемуся поблизости 54-летнему мужчине.
Что делают на фото эти три молодых мужика? Карандаш зачем? Что там разглядели?
Подробнее читать "Три интриги на два стартапа или как правильно взорвать свой ракетный двигатель"".
Извините, отвлёкся. Делаю маневр возвращения на заданную траекторию.
Может я отстал от жизни, но это (лазерное сканирование модели/объекта) так не делается. И это понятно тремор рук (я не намекаю на некие события вечернего злоупотребления крепкими напитками — это свойство любого живого организма), дыхание, вибрация стола, восходящие потоки теплого воздуха и т.д.
Оцифровка лазером 3D-объектов выглядит примерно вот так:
Или так:
2. Куда всё делось?
Всё — это то, что раньше использовалось и используется до сих пор. Я толсто намекаю на «впервые» и «инноваций»!
Экскурс на 14 лет назад
Ещё 26.04.2002 был Санкт-Петербургским государственным морским технологическим университетом (он же «Корабелка») был открыт центр компетенции компаниями IBM и Dassault Systemes. Его название- CATIA Shipbuilding Centre.
Центр ориентирован не только на инженерное проектирование, но и на интегрированные решения поддержки жизненного цикла изделий (PLM — product life management).
На конференции (по открытию) внедрение CATIA представлял заместитель главного конструктора по САПР ГУП «Звездочка».
Справка:
Начиная с 1995-1996 системы CATIA (Dassault Systemes/IBM) законченного интегрированного решения, включающего проектирование судостроительных и промышленных технологических сооружений (AEC Plant & Ship), точное геометрическое моделирование машиностроительных изделий и сборок (Mechanical CATIA), управление развитием проекта (ENOVIA PDM/VPM) и полную работающую интеграцию перечисленных составляющих успешно функционируют:
*в Европе
Шербурская верфь CMN во Франции (высокоскоростные военные корабли, пассажирские паромы и прогулочные яхты);
Meyer Werft в Германии (пассажирские лайнеры высшего класса, различные типы паромов, газовозы);
Delta Marin в Финляндии (дизайн внутренних судовых помещений, движительные установки);
ROYAL DUTCH NAVY в Нидерландах;
UK Ministry of Defence (GRC, SEA) в Англии и ряд других европейских компаний (Farnest, Thomson CSF, Fincantieri и др.).
*в Америке
General Dynamics Bath Iron Works (военные корабли, эсминцы);
General Dynamics Electric Boat и Newport News Shipbuilding (атомные подводные лодки класса «Вирджиния»);
Lockheed Martin GES;
Litton-Ingalls Shipbuilding;
Naval Sea System Command;
NAVSEA, Avondale, George Sharpe и др.
*в Азии
Вьенконгская верфь в Китае (танкеры и навалочники);
Australian Defence Industry, Royal Australian Navy, Tenix в Австралии;
Samsung Heavy Industries, SDARI, NKK и др.
В 2002г. «Звездочка» выбрала SmarTeam от Dassault Systemes и IBM.
Пользователи
ОАО «Экспериментальная судоверфь», г.Тюмень;
ОАО «Северная верфь», г.СанктПетербург;
ОАО «ПО Севмаш», г.Северодвинск;
ОАО «Центр Судостроения «Звёздочка»», г.Северодвинск;
ОАО «Балтийский завод», г.СанктПетербург;
ОАО «Ярославский судостроительный завод», г.Ярославль;
ОАО «Дальзавод», холдинговая компания, г.Владивосток;
ОАО «Завод Нижегородский Теплоход», г.Бор;
ОАО «Красные Баррикады», судостроительный завод, г.Астрахань;
ООО «Си Тех», г.Нижний Новгород;
ОАО «Выборгский судостроительный завод»;
ООО «Невский судостроительный судоремонтный завод», г.Шлиссельбург;
ООО «ВолгоКаспийское ПКБ», г.Нижний Новгород;
ОАО «СреднеНевский судостроительный завод», г.СанктПетербург;
ООО «Балтреммаш», г.Калининград;
ООО «Маритим», г.Калининград;
StealCAD, Норвегия;
Vik & Sandvik, Норвегия;
Havyard, Хорватия;
BMV, Норвегия;
WSY, Литва;
ОАО «Еврояхтинг», г.Москва;
Рыбинский ССЗ «Вымпел», г.Рыбинск;
ОАО «СевСталь», г.СанктПетербург;
ОАО «Судоремонтносудостроительная корпорация», г.Городец;
OakWell Shipyard Co., Ltd, Таиланд;
ФГОУ ВПО Астраханский государственный технический университет, г.Астрахань;
ЗАО «Завод металлоконструкций», г.СанктПетербург.
ОАО «Северная верфь», г.СанктПетербург;
ОАО «ПО Севмаш», г.Северодвинск;
ОАО «Центр Судостроения «Звёздочка»», г.Северодвинск;
ОАО «Балтийский завод», г.СанктПетербург;
ОАО «Ярославский судостроительный завод», г.Ярославль;
ОАО «Дальзавод», холдинговая компания, г.Владивосток;
ОАО «Завод Нижегородский Теплоход», г.Бор;
ОАО «Красные Баррикады», судостроительный завод, г.Астрахань;
ООО «Си Тех», г.Нижний Новгород;
ОАО «Выборгский судостроительный завод»;
ООО «Невский судостроительный судоремонтный завод», г.Шлиссельбург;
ООО «ВолгоКаспийское ПКБ», г.Нижний Новгород;
ОАО «СреднеНевский судостроительный завод», г.СанктПетербург;
ООО «Балтреммаш», г.Калининград;
ООО «Маритим», г.Калининград;
StealCAD, Норвегия;
Vik & Sandvik, Норвегия;
Havyard, Хорватия;
BMV, Норвегия;
WSY, Литва;
ОАО «Еврояхтинг», г.Москва;
Рыбинский ССЗ «Вымпел», г.Рыбинск;
ОАО «СевСталь», г.СанктПетербург;
ОАО «Судоремонтносудостроительная корпорация», г.Городец;
OakWell Shipyard Co., Ltd, Таиланд;
ФГОУ ВПО Астраханский государственный технический университет, г.Астрахань;
ЗАО «Завод металлоконструкций», г.СанктПетербург.
Практически все значимые российские предприятия и НИИ, связанные с кораблестроением, ныне входят в Объединенная судостроительная корпорация — крупнейший судостроительный холдинг в России и Восточной Европе". Сама «Звездочка» в 2000-х экспериментировала и с CATIA 5 на платформе Intel.
Есть, до 2016 года точно была, автоматизированная система конструирования и технологической подготовки производства (АСК/ТПП) “Кредо” разработки ОАО “НИЦ АСК”:
в «кредо» включен модуль, обеспечивающий прямой интерфейс с системой конечноэлементного анализа “Диана”, разработанной инженерами АНТК им. А. Н. Туполева.
Система “Диана” позволяет решать широкий класс инженерных задач:
— анализировать напряженно-деформированное состояние конструкций;
— определять формы и частоты собственных колебаний;
— рассчитывать динамическую реакцию по времени;
— определять критические силы и формы потери устойчивости;
— анализировать стационарные и нестационарные температурные поля;
— рассчитывать аэроупругость;
— решать нелинейные задачи;
— моделировать механику разрушения;
— оптимизировать конструкции.
C ёё помощью была выполнена конечноэлементная модель перекрытия Большой спортивной арены в Лужниках.
Давно и плодотворно работают:
— Специализированные средства САПР для судостроения компании «CSoft — Бюро ESG» на базе продуктов Autodesk ShipModel
Пользователи:
ОАО «Северная верфь», г.СанктПетербург,
ОАО «ПО Севмаш», г.Северодвинск,
ОАО «Центр Судостроения «Звёздочка», г.Северодвинск.
ОАО «ПО Севмаш», г.Северодвинск,
ОАО «Центр Судостроения «Звёздочка», г.Северодвинск.
— Автоматизированный редактор листового раскроя UPNEST
— Редактор управляющих программ тепловой резки UPEDITOR
А ещё была bCAD" Интегрированный пакет для двумерного черчения, объёмного моделирования и реалистичной визуализации «для широкого круга пользователей — инженеров, архитекторов и дизайнеров (разрабатывался с 1992 года).
Прошу извинить меня за несколько ядовитый тон „диванного генерала“ в этой статье, но надеюсь читающий меня поймёт.
Новинки вооружений, ВПК( или, как сейчас называют ОПК) меня интересовали всегда. ВМФ, авиация, космонавтика, ракетостроение- тем более, т.к. в юношестве был связан с этими областями, да и это просто интересно и актуально.
Know how постоянно перетекают из гражданки к военным или движутся в обратную сторону.
Поэтому меня иногда смущает диссонанс между бравурными релизами, как пример:
Переносная радиолокационная станция разведки огневых позиций минометов «Аистёнок» и реальностью:
Хотя ПРСРОПМ всё же работает, достаточно плодотворно. Но исполнение…
IT? Ну как без знания оного сейчас? Вот ко мне недавно пришёл отрок (6 класс): „папа, давай обсудим Xamarin и VSTS и HockeyApp...“. Со стула я конечно не свалился. Что бы не опозорится, привёл анекдот (но наоборот):
— Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?
— Дело в том, сынок, что в яблоке имеются различные химические вещества. Одно из них — железо. Так вот, когда железо вступает с кислородом, находящимся в воздухе, в химическую реакцию, получается окисление. В результате образуется вещество, которое и окрашивает яблоко в коричневый цвет.
— Папа, а с кем ты сейчас разговаривал?
Итог: потратил день на осмысление „с чем же его едят“. Спасибо Хабр.
Опять отвлёкся. Суть статьи: задаю вопрос „может кто в курсе?“
Как на самом деле обстоят дела? Там действительно, что-то новое придумали? Или опять прожекты a la „Роснано“? Или это обычная неподготовленность (банальное отсутсвие базовых знаний) у фотографа, прес-службы и прочих инициативников?
Послесловие (а как у них):
В 2014 я писал статью „BAE Systems запустила технологию 3D виртуального моделирования кораблей для Royal Navy“.
Дополнительного ни чего не появилось, кроме небольших уточнений. В своей системе 3D-моделирования и проектирования BAE Systems использует:
— Наработки BMT Defence Services Ltd
— Визуальные приложений реального времени Vega Prime компании Presagis и Presagis Creator 13 Desktop
— Программное обеспечение Siemens PLM Software PLM
— Siemens-Teamcenter
— И собственные (вернее совместно с США) наработки.
Combat Systems Integration Laboratory (CSIL), Electronic Systems Integration Labs (ESILs), Systems Integration Laboratory (VSIL).
Всё здорово, понятно, круто и интересно. Однако 5 февраля 2017 был поражён достигнутыми „успехами“ Великобритании, BAE Systems в том числе, на основе разгромной статьи в The Sunday Times: «Недоумки в Министерстве обороны за многие годы напичкали армию Соединённого Королевства дорогой и бестолковой техникой». Значит и там манагеры победили инженеров?
Особенно умилили „дребезжащие люки на Typ 45, под которые личный состав Royal Navi вынужден подкладывать палки и прочие предметы бытового обихода.
Всем спасибо, тем кто осилил осилил полностью — в особенности. За найденные ошибки и разъяснения буду благодарен.
Использованы документы,фото и видео
www.drs.com
www.siemens.com
www.3ders.org
www.telegraph.co.uk
www.bmtdsl.co.uk
www.presagis.com
www.naval-technology.com
www.baesystems.com/en/our-company/our-businesses/maritime
www.topwar.ru
www.shark.ru
www.pcweek.ru
www.esg.spb.ru
www.promgeo.com
www.www.oaoosk.ru
www.cadsolutions.narod.ru
www.www.aerosemka.ru
www.sevmash.ru
www.youtube.com
www.pp.vk.me
www.ridus.ru
www.fsb.ru
www.kuleshovoleg.livejournal.com/312312.html
www.siemens.com
www.3ders.org
www.telegraph.co.uk
www.bmtdsl.co.uk
www.presagis.com
www.naval-technology.com
www.baesystems.com/en/our-company/our-businesses/maritime
www.topwar.ru
www.shark.ru
www.pcweek.ru
www.esg.spb.ru
www.promgeo.com
www.www.oaoosk.ru
www.cadsolutions.narod.ru
www.www.aerosemka.ru
www.sevmash.ru
www.youtube.com
www.pp.vk.me
www.ridus.ru
www.fsb.ru
www.kuleshovoleg.livejournal.com/312312.html
Поделиться с друзьями
RedSnowman
Какой прогресс! Наверное ещё лет 20 и перестанут вытачивать годами корабли из цельного бруска чугуния.
DSolodukhin
Читал в свое время мемуары Грабина, известного советского конструктора артиллерии.
Так вот, у него есть описание процессов произоводства частей орудия на заводе: из цеха поковки приходит заготовка весом ~1000 кг., её обрабатывают на станках, снимают лишнее и получают деталь весом 100-150 кг. Остальной метал в стружку и на переплавку.
Когда разбирались в причинах, оказалось, что во-первых, кузнецам так проще, допускаются большие допуски по размерам, а во-вторых, цех поковки отчитывался за план по массе произведенных поковок, а не по количеству.
dom1n1k
В одном НИИ (21 век, наши дни) именно так делают корпуса для аппаратуры: берут цельный брусок алюминия и процентов 90-95 в стружку. Стружка сдается в переработку по бросовой цене (почти даром).
Но важная оговорка — это опытный завод и штучные изделия, а не серия. Штамповка требует дорого высокоточного оборудования, там чуть не так согнули — и корпус не собрался. А люминьку можно
напильником доработатьфрезеровать как угодно.cyberly
А корпуса вполне себе крупносерийных макбуков разве не из целого куска алюминия точат точно так же? Вот, например, их рекламное видео, содержащее фрагменты с процессом вытачивания.
dom1n1k
Там это вопрос понтов
darthmaul
Понты понтами, но нет лучшего способа получить прочный и легкий корпус. Любое соединение со временем начинает расшатываться и болтаться, монолит тут не заменить. Что-что а уж корпуса у Эпл шикарные.
dom1n1k
скользкие очень
aapazhe
Как рояль?
vconst
Скользкие — полбеды, но холодные просто ужас. Дома тепло, потому никто не ходит в штанах до пят и положить маковский ноут на колени — это мгновение адского холода и содрогания. Зате «премиально»…
Rumlin
«дома тепло» это только локальная особенность exUSSR.
для основной группы клиентов этой проблемы нет
vconst
Ну, у японцев очень многое не как у нас, в Европе разве есть проблема — сделать дома тепло?
alexxprg
Да. Дома тонкостенные, централизованного отопления нет, газ и электричество очень дорогие. Ходить дома в тёплом свитере несколько месяцев в году — это норма.
vconst
Звучит довольно уныло…
xcore78
Это ещё и в реальности уныло :) и холодно.
mindcaster
Я так две зимы прожил, пока дом не утеплил, это действительно жуть была. Странно, что им мешает сделать то же самое? Пеноплексом обить, крышу утеплить, нормальные стекла поставить — уже экономия на том же электрическом отоплении даже. И теплее. Или я что-то упускаю из виду?
noldowalker
Традиции + стоимость работ + многие здания типа должны поддерживать исторический облик снаружи, а зачастую и внутри, так что их нельзя перестраивать.
chieftain_yu
Подозреваю, в Рейкьявике в домах тоже может быть тепло. Они даже дороги греют.
Rumlin
Там особый нетипичный случай.
chieftain_yu
Ну в общем — таки не только на территории СССР было центральное отопление.
Я исключительно к этому тезису реплику дал.
Rumlin
Так ведь речь о основной массе клиентов.
Пример. Думаю кто-то слышал о проблеме у PlayStation4 с сенсорными кнопками. Случайное или постоянное срабатывание. Знакомый из техподдержки сказал, что этот баг характерен для exUSSR — оказалось, что часто замена блока сенсорных кнопок по гарантии проблему не решала. Проблема была в сухом воздухе квартир с центральным отоплением. Решение — протирать от пыли, протирать антистатическими жидкостями, поставить увлажнитель или пользоваться приставкой в более прохладном, влажном месте.
chieftain_yu
Насколько я понимаю физику процесса, от типа отопления (центральное/локальное) влажность в комнате не зависит, а зависит от температур приточного уличного воздуха и нагретого комнатного. Ну и уличной влажности, хоть и в меньшей степени.
Так что при отсутствии увлажнителя в Анкоридже должны были быть те же проблемы, что и в Петропавловске-Камчатском.
Проблема скорее в разбросе температур (40-50 градусов разницы), а не батареях.
black_semargl
Уличный воздух имеющий 100%-ную влажность нагреваясь на 50 градусов внезапно оказывается имеющим 5% влажности…
chieftain_yu
И при этом ему плевать, централизовано ли отопление, паровое оно, водяное, на гликоле, электрическое и далее по списку.
Chamie
При нормальной вентиляции с рекуперацией тепла влажность тоже «рекуперируется». А при центральном отоплении экономией тепла не запариваются.
chieftain_yu
Обычный теплообменник «рекуперацию влажности» не производит.
Возможно, есть специальные системы для вентиляции.
cyberly
Роторный рекуператор возвращает влагу. И пластинчатые теплообменники, насколько я знаю, бывают из бумаги (полагаю, какой-нибудь специальной) для возврата водяных паров в приток.
rPman
darthmaul
Дороже и, скорее всего, хуже прочность. Хотя SpaceX даже детали ракетных двигателей печатает. Но дороже намного.
black_semargl
Для единичных изделий — не факт что дороже.
А ракетным движкам нужно ещё и внутрь оболочки каналы рубашки охлаждения поместить
darthmaul
Для движков это оправдано. Мой комментарий был о том, что 3д печать прочных металлических изделий — это таки rocket science.
Wan-Derer
Лопатки турбин с внутренними полостями вполне льют…
Хотя, возможно, тут дело в размерах детали. И в конфигурации полостей
darthmaul
А сколько такой сплав стоит, который и прочный и льётся хорошо? Не думаю, что он подойдёт для массового производства. Да и литьё там совсем не быстрое и не дешевое. Медленное охлаждение с регулируемой температурой и ещё куча ньюансов.
Wan-Derer
Без понятия сколько он стоит, но могу предположить что для космоса сойдёт :)
darthmaul
Так я про макбуки. Если их корпуса производить литьём — придётся применять тот же техпроцесс, что и для лопаток, но макбук должен быть подешевле авиадвигателя.
Wan-Derer
Могу предложить горячую штамповку :)
Макбук — не лопатка, внутренних полостей в деталях нет.
black_semargl
Лопатка она одинарной кривизны, да как правило ещё и постоянной.
А тут кривизна двойная.
Wan-Derer
И фто? :)
Технология литья по выплавляемым моделям позволяет лить практически любые изделия. Какая форма/модель, такое и изделие. Количество степеней кривизны влияет только на сложность проектирования/изготовления модели.
black_semargl
Так из внутренних каналов лопатки наполнитель как удалять?
Wan-Derer
Не из лопатки, а из формы. Выплавляют (или испаряют). Разумеется, полости должны быть незамкнутыми и иметь определённую конфигурацию.
Собственно...
fpir
Что-то мне очень слабо верится, что в условиях массового производства корпуса вытачиваются из «цельного куска чугуния». И дело даже не в количестве отходов и дороговизне производства. На видио нам показывают 5 сек и за это время фреза делает пол-прохода. машинное время будет где-т 20-40 минут на один корпус, условно 1 корпус на один станок в час. Умножьте на годовой выпуск и представьте ряды ЧПУ фрезеров уходящие за горизонт.
Думаю, то что мы видели-это цех опытного производства, который изготавливает опытные образцы и пилотные партии, а в серию идут штамповки, произведённые в Китае. Так-же возможно литьё и порошковое холодное прессование, прессованый будет виден на сломе, но я никогда не бил макбуки молотком, а литьё алюминия может быть очень точным, даже со «следами инструмента».
Следы можно рассмотреть под слабеньким микроскопом, при мех обработке они должны быть рваными, а при литье округлыми.
Wan-Derer
Литые/штампованные детали могут требовать доп мех обработки: площадки под крепёж, поверхности с определёнными параметрами и пр.
fpir
«Доп мех обработка» не проблема для массового про-ва, для всех остальных устройств, кроме корпусов мак-буков она требуется обязательно.
Вот как происходит мех. обработка в условиях массового про-ва, обратите внимание, что все показанные операции выполняются одновременно(т.е. время выполнения одной операции и есть время выполнения всех операций на данном станке)
fpir
ПыСы: не подумайте, ради бога, что реклама, просто первый попавшийся ролик с токарным автоматом.
Mikhael1979
В авиации на совершенно серийных самолетах очень широко применяют цельнофрезерованные панели обшивки со стрингерами и лонжеронами. Это берётся алюминиевая плита толщиной 100 мм и фрезеруется до панели обшивки с толщиной стенок 2-3 мм — т.е. в стружку уходят все 99% исходной плиты. Видел процесс лично на дне открытых дверей нашего местного авиазавода. Что поделать — требования ресурса.
Leo7777
Авиационные приборы точно так же, только почему то у нас делают полностью фрезеровкой, а иностранцы фрезеруют только лицевые панели, все остальное гнушкой. Те кто имеет хорошее гибочное оборудование делают годовой план (допустим 100 изделий в год) в одну рабочую смену, но заказчик не хочет оплачивать партию, думают что по 10 фрезерованных приборов в месяц это лучше, чем 100 сразу, но дешевле на 50%. Есть просто боязнь, а вдруг надо будет что-то доработать, или что делать с запасом. У нас все опытные приборы стараются тут же сделать серийными, люде не заморачиваются на отработке технологии.
fpir
Точно, при серии в 100 изделий в год может иметь место даже ручная рихтовка на деревянной модели. При серии в 100 000, таких вольностей себе позволить не сможет никто, даже если изделие будет стоить миллион и иметь 500% рентабельности.
hungry_ewok
Во1х, алюминиевая стружка в промышленных условиях перерабытывается обратно в слиток без проблем.
Во2х другого способа кроме фрезеровки и нет в общем-то. Это самый простой и дешевый метод, потому что литье, как и штамповка тут не подходит от слова никак.
1. алюминиевые сплавы, хорошо льющиеся — по механическим свойствам гов… не годятся-с. А те что по механическим свойствам годны для самолета — льются крайне хреново.
2. алюминиевая плита после отливки и прокатки остывает плавно и равномерно, что гут в плане отсутствия остаточных напряжений. Фигурная отливка с элементами разной толщины будет остывать неравномерно, а это — напряжения и трещины в будущем.
3. изготовить комплект литьевых форм/штамп под большую конструкцию — ппц как дорого, и при любом изменении — этот ппц придется делать заново. Станок же с чпу режет дюраль как масло и задать ему делать другую деталь — дело недолгое.
rPman
nidheg666
я работаю на фирме где для ряда моделей так делают корпуса. собственно моделей лазеров… и делается так не из за простоты, а из за того что в таком варианте проще сделать систему термостабилизированной и герметичной.
oblachko13
Т.е. вы предлагаете для 1 детали изготавливать литьевую оснастку по сложности как 10 деталей? Потом отливать. И уже потом фрезеровать. Интересно сколько уйдет отливок в брак, пока отладят литье? Вот и хипстеры лезут в производство.
kraidiky
У меня друг в космической программе. У них там титановый поддон в форме сковородки для какой-то системы МКС изготавливают точно так же — из цельного куска титания. Остаётся блюдце толщиной несколько миллиметров. По сравнению с этим алюминий — что ваш пенопласт. И по сложности обработки и по цене.
Если вам нужны особые свойства материала по другому пока что фиг.
С другой стороны другой знакомый рассказывал как на авиапроизводстве вот такая пятиметровая деталь выточенная из цельного куска алюминия не подошла на полтора сантиметра. Как проблему решили лучше не знать тем, кому на этих самолётах летать потом.
fpir
И снова зависит от партии, таких сковородок надо 3 в год, можно позволить их шабером в 3 смены по 2 недели строгать. А вот ролс-ройс лопатки для турбин льёт, причём льёт так, что получается монокристалл, и после литья обрабатывается только посадочное место, т.е. условно, используется «чёрная отливка».
oblachko13
На самом деле полная модель корпуса не нужна. Как не нужна полная модель дома при строительстве. Всем плевать каких там размеров гвозди.
chieftain_yu
Жуткая штука, должно быть.
Или вы тремор в виду имели?
AntoBro
Ой… СПАСИБО.
тремор — ясен пень.
С медициной у меня не очень или я вчера злоупотребил.
Версии равновероятны.
Я из за кармы (что за слово такое) низкой лишен возможности голосовать, примите от меня "+" заочно, я потом рассчитаюсь.
Forest_Gump
Ну как бы это и не новость. Если бы очковтирательство было бы олимпийским спортом, мы были ли бы безусловными фаворитами.
ZlodeiBaal
3D-сканеры давным давно ручные есть с точностями 0.05мм.
Для сканирования моделей большей точности и лучших сканеров не нужно.
Не очень понял посыл статьи. Какое-то растекание мыслью по древу.
Wan-Derer
Молодой журналистике дали задание написать как у нас всё круто а ОПК. Текст она наваяла. Нужна фотка. Идём по простому пути. Сажаем за стол троих фотогеничных посонофф, ставим на стол условную модельку (контуры реальной ПЛ — гостайна), делаем им вдохновленные лица и жмём спуск. Готово.
Снимаем кино про хакеров, полностью ломающих пятногон. Монитор с GUI из 3 пунктов на весь экран. Хакер подбирает пароль, бешено молотя по клавишам… И, шо характерно, подбирает!
Специалисты плюются. Остальным пофиг :)
Ваш КО
Coworker
Честно говоря, тоже не понял претензий к 3D сканерам. Тяжелое машиностроение — это не ювелирка. Для опытного инженера достаточно нескольких контрольных точек и фотографий, остальное строиться параметрически/по справочнику/исходя из здравого смысла.
Недавно нужно было сделать реверс инженеринг ЧПУ станка, и перепроектировать его на новые размеры. Мне достаточно было в течении одного часа рулеткой! замерить контрольные точки и сделать пару десятков фотографий.
3D сканеры высокого разрешения строят модель в виде сетки, которую перестроить в рабочую модель — то еще удовольствие.
AntoBro
Да?
Я подозревал, что так:
Это FARO Factory Array 3D Imager.
так получится
AntoBro
Wan-Derer
Этта… А зачем они дверцу сканят, плагиат затеяли? Или кино сымают? :)
AntoBro
Фильмов хватит для понимания «за чем»?
Wan-Derer
Я кагбэ в курсе что такое реверс-инжиниринг. И чаще всего этот термин применяют в негативном смысле, типа «спереть хочут...».
Для воспроизводства каких-то древних деталек — понимаю. Для кино — понимаю.
А на производстве-то зачем? Типа, сделали модель самолёта из эпоксидки и опилок, продуваем её в трубе, попутно дорабатывая рашпилем, а потом сканируем и в производство? Нуууу, это странно. Я думал, оптимальные формы давно моделят с помощью матана.
cyberly
Ну, возможно, чтобы производить какие-нибудь неоригинальные аксессуары (кастомные обвесы для автомобилей, чехлы для телефонов и тому подобное).
gsaw
Судя по всему парень держит в руках creaform handyscan 3d, точность сканирования 0,040мм
Конечно не сканнер штрихкодов, но и по мойму и не для сканирования настоящих корпусов. Надеюсь поводом для статьи не послужило, то что парни нашли пылящийся в углу 3D сканнер и отсканировали модель подводной лодки. Там вскользь упоминается собственный 3D софт для проектирования корпусов кораблей. Может в этом вся соль, а парней просто попросили попозировать для наглядности.
AntoBro
Очень похоже
3d-сканеры Creaform Handyscan .
Спс. Просветили
Вы считаете на «Севмаш» создали группу, которая будет делать СОБСТВЕННОЕ ПО?
а не разорятся?
Rumlin
Скорее речь вспомогательном ПО или плагинах или справочниках к существующему ПО для учета возможной специфики.
AntoBro
так может так надо было и написать?
Я понимаю журналюг не понимает о чем речь…
но генеральный? а «куратор»?
http://www.sevmash.ru/download/journalZAVOD.pdf
стр.32
piton-vas
У севмаша есть собственное ПО, вроде для технологической подготовки производства.
AntoBro
я перечислил что было в 2002.
Конечно есть
Brador
Из реального опыта могу сказать, что этого сканера достаточно чтобы сделать адекватный скан и модель кабины камаза или скажем вертолёта МИ-17.
Даже для сканирования матрицы штамповочной вполне хватает точности ибо оказывается что «прецезионное» изделие длиной 2 метра в размерах гуляет даже не на десятку, как это будет при самом плохом скане, а на вполне заметные 5(!!!) миллиметров(!!!!!!) При этом всё смыкается-размыкается, но изделия почему-то выходят кривые :)
nidheg666
погрешность в 5мм… а потом хоп, и шлюз в подлодке не закрылся, ибо на допустимая погрешность ± 0,1 )
fpir
Чтоб Вы были в курсе двухметровый рельс защемлённый одним концом прогибается на ~5 мм под собственным весом, и если люк 1.5 м то допуск в 1.5 мм на диаметр вполне достаточен для герметичного прилегания с учётом уплотнителя.
nidheg666
1,5 мм… но никак не 5мм) плюс куча где погрешность даже в пол мм будет критична.
fpir
1.5 на крышку + 1.5 на обод, может быть 0, а может и 3.
Есть, куча мест, где-то критично и меньше, но видите ли какая штука. Если возьмём наивысшую точность (01 квалитет) то на деталь в 3 мм это будет 0.3 мкм, а на деталь в 3к мм это будет 13мкм, а если взять 14 квалитет(предел промышленной токарной обработки), то на размер свыше 3к мм, мы получаем те самые 5 мм, хотя на размер до 3 мм это всего-лишь четверть милиметра.
Pavel_SD
Ой да ладно вам)
Так и вижу пришел дядька в годах и в пиджаке и сказал, «Так, хлопцы, щас будете фоткаться в журнал. Чего оделись как охламоны? Миша, ты молодец. Серега, возьми в руки ту хреновину которую недавно получили, пусть начальство видит что деньги не зря потрачены. И свети им в монитор. Что значит мониторы не сканируют? В другом месте луча не видно, свети говорю в монитор! И модель лодки на стол поставьте, пусть думают что мы ее по нашей модели на 3D принтере напечатали.»
kAIST
Такие вещи просит скорее не начальство, а журналисты. Как фотограф, который занимается в том числе рекламной съемкой, никогда не удивляюсь тому что в кадре происходит какая нибудь несуразица, которую вообще редко кто заметит.
Так что догадки, основанные на каких то постановочных кадрах, сделанными журналистами, считаю абсолютно бессмысленными.
noonv
А я так и не понял темы для сарказма. То что написано в журнале (в том числе и фотографии) к реальности могут, а вернее — не имеют — совершенно никакого отношения. Или вы думаете, что для получения 3Д-модели лодки им нужен этот ручной сканер?
AntoBro
я так не думаю
AntoBro
Зачем мне(вам, и прочим) залепуха, рассчитанная на жертв ЕГЭ?
про проект «Чистая вода» рассказать?
noonv
Не знаю :)
Рассказывайте.
AntoBro
читайте:
Петрикгейт
noonv
Картинка хорошая. Однако, проводить подобные параллели я бы не стал.
FlashHaos
На эти военные побрякушки я плачу налоги, которые мне бы очень пригодились. За них могли бы хотя бы не писать в журнале кретинических статей.
noonv
Как и все.
К сожалению (или счастью) — от нас это не зависит.
nidheg666
вспоминается видеоролик из журнала фитиль… «а что я один мог сделать?» =)
noonv
Дискуссия явно ушла в сторону :)
Лично мой посыл не в оправдании глупости/идиотизма/коррупции и т.д. и т.п., а в том, что у нас хорошо умеют хранить тайны. Например, насколько я знаю — любая статья или публикация должны проходить через особый отдел.
nidheg666
это да… но компетентность особого отдела в данной отрасли это отдельный интересный вопрос… судя по приведённым забавным фотографиям из их статей. да и вообще в оборонке. нашу оборонку уже который год рисуют как сферического свиборга в ваакуме. и в плане налогов получается что мы платим деньги (через налоговые отчисления) на что что бы нам же промывали мозги на тему что мы впереди планеты всей. какой то порочный круг, из которого всё же как то надо выходить.
ClearAirTurbulence
Спасибо за интересную статью!
— Триммер может быть у ПЛ, а у рук — тремор
— Авторучки у вас не по порядку разложены, должно быть «БСК», как на флаге :)
— Анекдот про яблоко нужно сопровождать дисклеймером о том, что желез тут совершенно ни при чём
AntoBro
я уже того… объяснился и поправился
Это не у меня. Это у Олега Кулешова с flot.com
http://kuleshovoleg.livejournal.com/312312.html
«Disclaimer»… «папа» ты сейчас это с кем разговаривал.
+
Спасибо, учту
huhen
Работал там в одном КБ лет 10 назад, в t-flex был отрисован Горшков со всеми шахтами/помещениями, на его базе написали софт, который рисовал красивую модельку и раскрашивал помещения в соответствии со статусом загрузки оборудования(подгружалось из дб). Это немаловажно, если установят оборудование «Б», обрудование «А» может просто не пролезть. Возможно сейчас сделали нечто подобное. Ну и надо не забывать Севмаш это производство, проектированием/расчетом ПЛ занимается КБ в Спб, насколько мне известно.
dag05ru
Понятное же дело, что людей просто попросили попозировать для фото. На самом деле на наших предприятиях близких к оборонке не всё так печально. По крайней мере там где я тружусь конструктора используют исключительно дорогостоящие CAD системы (в основном 3d). Никто из них давно карандаша в руках не держал.
nidheg666
а как же импортозамещение?) при наличии отечественных аналогов должны же использовать их) вот тот же CAD Гербарий например))))
RiseOfDeath
Ага… участвовал я в их бета-тесте, честно говоря, я даже не понял как его скачать.
wych-elm
CAD-системы в СНГ используют еще с самого начала 90-х, даже т.с. «на гражданке».
Rumlin
Попадалась советская книжка конца 80-х по информатике для школьников. Там на первых страницах было рассказано и показано двумя картинками, что ГАЗ-3307 разработан на ЭВМ. Чем и определяются формы его дизайна кузова (прямые линии и угловатость).
Также попадалось что на АЗЛК в 90е для конструкторских работ пользовались Macintosh
AntoBro
1.Это понятно и так. Вопрос зачем/кому и самое главное для кого это фуф?
2.О чём тогда пресс релиз пресс (тавтология) службы Севмаша?, далее вторая часть п.1?
Ну об этом я указал, так было еще в древние и мутные 2002е
Kelt_Rivera
Это — внутренний журнал предприятия. Их же никто серьёзно не воспринимает даже на самом предприятии (говорю по своему опыту). Пишут там про «повышение удоев» и прочее. Не знаю, как в судостроении, но у нас на предприятии CAD/CAM/CAE-системы используются уже с бородатых годов, чертежи заменены на 3D-модели, применяются 3D-принтеры и т.п. Так что дело либо в отдельном предприятии «Севмаш», прогресс до которого доходил достаточно долго, либо в судостроительной отрасли в целом. К сожалению, я не в курсе, как у них дела, но на первый взгляд — не шибко хорошо.
AntoBro
Kelt_Rivera
1.Если внутренний и ни кто не чи*- ЗАЧЕМ ПЕЧАТАЮТ?
главред, коры, фото+бумага и краска — ФОТ и печатка наверное под 600 000 р /месяц?
+НДС,+ФСС+ПФР+НДФЛ+ НП, выкатывает платежей под 1000000р.
Зачем очки втирать?
2.говорите «внутренний»?
по
совсем не плохо
либо «2» пишем, а в голове имеем «3»
Kelt_Rivera
Сейчас в машиностроительной промышленности вообще плоховато с прибылью, насколько я могу судить. Гос. контракты спасают. У нас есть примерно такой же журнал. Его печатают, издают в ламинированной обложке и т.п. Читают его, в основном, только те, кому его раздают на работе… он лежит на столе, все буквально пару картинок смотрят, и серьезно никто не воспринимает. Типа как стенгазета в чуть большем масштабе. В какой-то мере журнал мотивационный. Там действительно ересь пишут порой, особенно про IT. В какой-то мере журналисты насилуют инженеров. В сети информация о нем появляется, видимо из-за того, что его на корпоративном сайте выкладывают
Kelt_Rivera
А вообще — втирание очков и пускание пыли в глаза входят в топ любимых дел нашего (Российского) начальства. Так что в этом плане удивляться, по-моему, нечему.
AntoBro
я на это «толсто» и намекал.
Не пойму вот: 1941 ни чему не научил?
А 1914?
Военное министерство России к 1914 возглавлял генерал Сухомлинов, прозванный «шантеклером» (петушком) за его повадки молодящегося донжуана.
Еще до выстрела в Сараево, весною 1914 года, Сухомлинов дал интервью для «Биржевых Ведомостей», открыто возвестив: «РОССИЯ ГОТОВА, НО… ГОТОВА ЛИ ФРАНЦИЯ?».
напомнить, когда закончились снаряды больших и средних калибров, патроны, винтовки, шинели?
Ответ: весной 1915 г. обнаружился кризис боевого снабжения армии, который явился одной из основных причин отступления русских войск по всему фронту.
Всего за время войны оружейные заводы дали армии 3,288 млн. новых и 291 тыс. исправленных винтовок.
Кроме того, в арсеналах накануне войны имелось 4,652 млн. винтовок, в том числе 362 тыс. ружей (берданок) устарелого образца.
Армии уже в первый год войны потребовалось 12,9 млн. винтовок, а потребность в них за весь период войны определялась в 17,7 млн. штук. За границей было куплено около 2,5 млн. винтовок. Таким образом, общий дефицит по винтовкам в русской армии превышал 7 млн. штук.
Там Императору то же «втирали». чем закончилось- известно
Kelt_Rivera
а что поделать… у нас так поколение за поколением воспитывается. Из своего колодца (колокольней как-то не хочется называть) я выхода особо не вижу. Либо чемодан-вокзал-..., либо смотреть на это всё и грустить. Надо, чтобы сами люди как-то менялись, а как это сделать — я, честно говоря, не понимаю. В первую очередь, конечно, нужно избавиться от коррупции… обеспечить исполнение законов не только «на бумажке». Тогда должно начать становиться гораздо лучше. Только вот как до этого дойти у нас — я не представляю. Кого ни посади — новый на его место вылазит, по сути такой же.
AntoBro
я тоже считаю… что-то структурное «не то»
mep3abeli
Работал в одном крупном КБ в 2000-2002 годах в отделе общего расположения (хозяева). Мы чертили в CADKey и вполне себе 3D модели АПЛ.
nidheg666
по поводу «победы менеджеров над инженерами» в военке… есть отличный фильм — «войны пентагона». советую посмотреть.
noonv
Точно. Вот самая суть:
Kelt_Rivera
Если бы только в военке. Слов уже нет на этих «эффективных менеджеров», которые меняются раз в полгода. И каждый раз становится только хуже. Как в клещи зажимают. Их бы экспортировать в другие страны всех. Куда-нибудь в Папуа-Новую Гвинею, пускай там lean-технологии налаживают.
black_semargl
AntoBro
Не важно кто они, хоть буфетчик, завхоз и дворник.
ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ?
предлагаю варианты:
-позируют фотографу(корреспонденту) который не бельмеса не понимает в АПЛ, судосроении,3-Д и тд.
Залепуха?
-действительно снимают метрику с перспективной АПЛ, всё запузыривают в 3-д, потом сразу всё летит на лазерный раскрой?
-это просто старый учебный класс, хороший ракурс, для электората сойдёт?
AlexanderVr
Ну хорошо.
А как вы видите постановочное фото для журнала про 3D модель подлодки, которая секретна?
Ну что и как вы бы лично изобразили в таком репортаже?
niknamezanat
Ну нет же конечно, для подобного рода журнала требовалась настоящая фотография с настоящего места конструктора, на которой будет не понятная деталь на весь экран и всё.
А делают они вот что — иллюстрируют что при проектировании подлодок используется какая-то неведомая компьютерная хрень. Чем вам не гребень IT? Предложите свой вариант, что должно быть на фото, может потом возьмут в отдел этого издания, внештатным
Питером Паркером, нет Кларком КентомфотографомAntoBro
Вы написали в 13:11, а моё «предложите» в 13:00
https://geektimes.ru/post/285700/#comment_9879254
вы не внимательны
Уже предложил, да и по статье понятно
зачем Вы упорно стараетесь перевести разговор с темы, поднятой в статье на меня, то бишь — на оппонента?
не возьмут.
1.Я хронически безграмотен
2.Такие сладенькие места там заняты( кум, сват, брат)
я не пойду
niknamezanat
Когда я начинал писать коммент, я еще не видел даже https://geektimes.ru/post/285700/#comment_9879218, который был 12:47, поскольку он по смыслу тот же, то вряд ли стал его писать. После удалять своё «творчество» уже не имело смысла.
Да, и по ссылке сразу сходил, и картинку вашу посмотрел, но если в статье еще более менее, то за предложенной вариант картинки я бы сам вас уволил из внештатных фотографов, но решил посчитать" до десяти" и не писать ответ сразу, может не так подгорать будет, но нет.
AntoBro
AlexanderVr
Да примерно как тут:
BAE Systems запустила технологию 3D виртуального моделирования кораблей для Royal Navy.
Или так:
Brador
Видимо вы меня не поняли.
По результатам сканирования обычно оказывается что деталь настолько кривая-косая, что поначалу вообще шерсть на ж… дыбом вставала. За год моей плотной работы со сканером я видел только 2 вещи, которые были достаточно ровными, чтобы их собственные неровности оказались в пределах погрешности сканера, который на фото в посте (у нас такой же). Первое- поверочная плита, второе- стол плоскошлифовального станка.
Jack_Vo
Отсканировать модель вполне реально ручным сканером за 10 минут, все упирается в софт который используется для обработки. Вот примерпример.
А вообще в 80-х годах был репортаж про завод на котором я работаю, там отчитывались что вся документация переход в электронный вид. И снимали как пихают бумажный чертеж в сервер для его оцифровки. Так что суть фото примерно такая же.
AntoBro
Чертёж прямо таки в сервер?
Какие же это " 80-е"? Это 3000 е наверное
?
В конце 80-х годов группа молодых инженеров из Института автоматики и электрометрии СО РАН инициировала создание проекционного сканера. Добившись определенных успехов, коллеги организовали кооператив и занялись созданием и продвижением своей разработки.
Результатом их работы стал проекционный сканер Uniscan, который совмещал в себе возможности сканера и современного цифрового фотоаппарата. Он имел разрешение 72 мегапикселя. Такое разрешение позволяло разглядеть отдельные ресницы на изображении человека форматом А0.
Всего за все время с 1989 по 1998 годы было продано около 450 сканеров. Их покупали не только на территории России и стран СНГ, но и за рубежом. Например, несколько моделей сканера приобрели США для создания копий картин в художественной галерее.