Ведя со знакомыми диспут об эскадренных миноносцах-вертолётоносцах типа Hyuga (16DDH), порождение IHI Corporation (Япония), по вопросу: японский ли это «Мистраль» или масштабированный в «минус» советский авианесущий крейсер (ТАВКр пр. 1143), потроша сайты японской судостроительной промышленности, случайно наткнулся на творение Mitsubishi Heavy Industries судов Ramform(SSS) W-класса, о коих я и не знал и не слыхивал. Прежде, чем перейти к ним, не удержусь, и приведу фото самого предмета спора и цитату из wiki:
Официальная классификация как эсминец-вертолётоносец не соответствует реальным боевым возможностям корабля. Корабль значительно превышает по водоизмещению эсминцы-вертолётоносцы предшествующих типов, имеет сплошную полётную палубу и относительно большую авиагруппу, что позволяет классифицировать его как лёгкий авианосец. Авторитетный военно-морской справочник Jane’s Fighting Ships классифицирует его как вертолётоносец[1]
Фотографии triangles-ship меня сразу впечатлили. Экие занятные пепелацы.
Как их называть и классифицировать на бытовом уровне?
Треугольные, дельта суда или короткие корабли? А может плавучие утюги?
В 2012 году норвежская сейсморазведочная компания Petroleum Geo-Services (PGS) оформила заказ на постройку двух (а в последствии ещё пары) Ramform-судов W-класса. Заказ был размещён на японской компании «Mitsubishi Heavy Industries». Суда являются представителями серии Ramform.
Могу предположить, что прообразом такого инженерного и дизайнерского подхода послужило судно «Марьята III», построенное судостроительной компанией «Tangen verft» специально для разведывательных целей с таким расчётом, что обеспечивается малая шумность работы механизмов и хода. Тишина и незаметность необходимы, что бы не создавалось помех записи измерений и прочих гидроакустических и электронных систем. Судно имеет высокую устойчивость, что облегчает работу датчиков на этой стабильной платформе. Для достижения высокой стабильности судна оно было выполнено в форме Ramform.
Большая ширина повлияла на метацентрическую высоту судна, которая составила около 16 метров. Судно настолько «живучее», что может продолжать функционировать даже при значительном повреждении части внутреннего набора. Естественно присутствует и «северный пакет»: длительное воздействие низких температур или большие количества воды/льда на палубе-не являются какой-либо существенной проблемой.
Корабль оборудован так, что он может работать в северных полярных регионах без перерыва очень длительный период времени.
FS Marjata это судно дальнего гидроакустического наблюдения и разведки, построенное для ВМС Норвегии еще в 90-х. специально для участия в проекте ELINT.
Основная зона деятельности разведывательного корабля ВМС Норвегии «Марьята III» располагается между 34 – 36 градусами восточной долготы — районе, находящемся в непосредственной близости от границы территориальных вод России. Точнее – всего около 30-40 километров (менее 20 миль) от побережья Кольского полуострова.
Внутренности «Марьяты» буквально нашпигованы дорогостоящей электронной начинкой и разведывательными инновациями.
На Северном флоте ВМФ России практически все российские моряки знакомы с ней и даже дали ей уменьшительные прозвища типа: «Машка», «Маруся» и даже «утюг», из-за своей похожести на этот предмет домашнего быта.[3]
Возвращаясь к Ramform, можно отметить, что внешний вид этих судов нельзя спутать ни с чем, он разительно отличается от других геофизических судов
Как отмечает компания PGS: корабли типа «SSS Ramform» являются наиболее мощными и эффективными судами для морской сейсморазведки из всех когда-либо существовавших. Они также являются самыми широкими.
В этих судах соединены вместе все самые продвинутые морские технологии и возможности в области морской сейсморазведки «GeoStreamer».
Корма судна шириной 70 м оборудована 24 барабанами с сейсмическими косами. Они могут тянуть за собой сеть «сейсмокос», покрывающую площадь более 12 км2 (эквивалентно 1 500 футбольным полям или трем с половиной Центральными паркам в Нью-Йорке).
Увеличенное рабочее пространство и уникальное оборудование делает операции с участием корабля более безопасными и функциональными.
Как для компании PGS, так и для её клиентов более быстрое развертывание и извлечение оборудования, а также увеличенная продолжительность пребывания в море означают быстрейшее завершение сейсморазведочных работ и увеличенный коэффициент непрерывной работы в неблагоприятных погодных условиях. Что влияет и на стоимость сейсморазведки и на её безопасность.
Автономность судов составляет 120 дней без дозаправки, они являются всепогодными. Интервал между заходом в порт для обслуживания может быть увеличен ещё на 50%.
В ноябре 2015 года судно Ramform Titan при проведении съемки в Бенгальском заливе установило своеобразный рекорд
Было задействовано 18 сейсмокос, каждая длиной 7,05 км, с расстоянием между ними в 100 м. Все вместе они образовали полосу шириной 1,7 км, а общая площадь сети составила 15,6 км2.
Впервые сейсмосъёмка такого объема была проведена с одного судна.
Судно берёт на борт более 6 тыс. тонн топлива и оборудования. При проведении разведки оно буксирует за собой сеть из нескольких сотен тысяч сейсмодатчиков.
Корабли типа «SSS Ramform» обеспечивают безопасное и комфортное проживание, а также рабочую обстановку для 80 членов экипажа. На борту имеется 60 одноместных кают, а также 10 двухместных кают для посетителей с раздельными санузлами.
Тип «Ramform» выделяется необычной ?-видной формой корпуса в плане с широкой кормой.
Сами корабли ходят под Флагом Багамских островов, как и их многие «собратья», тяготеющие к экономии по налогообложению и портовым сборам.
Подробнее с техническими характеристиками судов Ramform класса Titan можно познакомиться с помощью инфографики, размещенной на сайте компании PGS.
Четвертый корабль Титан-класса, Ramform Hyperion, должен быть спущен на воду в 2017 году.
Видео с сайта компании PGS даёт представление о концепции, применении и перспективах таких судов:
The fleet to beat
Ramform Titan — Instrument Room
Ramform Titan In Operation
Корабль в живую video: Camilla Aadland=Ramform Titan посетил Bergen[6]
Возвращаясь к японской судостроительной промышленности (и MHI в частности, где построили и строятся суда Ramform- класса) процитирую:
Японские корабли можно отличить по идеальному состоянию палуб и бортов. Красота достигается двумя способами:[2]
- традиционной японской аккуратностью и вниманием к деталям;
- экстремально-молодым возрастом, который у многих кораблей не превышает 10 лет.
на фото эскадренный миноносец типа «Акидзуки» или «Акицуки» («Осенняя Луна»)
Не только идеальная чистота на палубе, но и узнаваемый, интересный дизайн, совмещённый с японской бережливостью, функциональностью и поэзией.
Причём это присуще не одним лишь военным кораблям, но и вполне гражданским судам: 9 августа 2014 — Diamond Princess посетила Владивосток.[4]
Примечание:
- Diamond Princess (Бриллиантовая принцесса) — большое круизное судно, находящееся в собственности и используемое компанией Princess Cruises. Изготовитель Mitsubishi Heavy Industries.
- FS Marjata 3: норвежские власти подверглись критике со стороны российской стороны во время и после поднятия затонувшего российской подводной лодки К-141 Курск. По мнению российской стороны действия судна были слишком агрессивными и своими маневрами могли сорвать спасательные работы. Корабль также находился в районе аварии в то время, когда она произошла.[5]
[2]edo_tokyo: «Всего за одно десятилетие состав ВМС самообороны Японии (JMSDF) пополнился 10 новыми эсминцами.»
[3]«Энциклопедия кораблей»
[4] 9 августа 2014 — Diamond Princess во Владивостоке-Roman Dmitrienko
[5]Iskaldt mellom Norge og Russland
видеоканал: Viktor L
[6]Bli med om bord i verdens bredeste skip
www.shipmodels.info
www.vsegei.ru
www.marinetraffic.com
www.embjapan.ru
www.globalsecurity.org
www.flickr.com
www.smartage.pl/ramform-titan
Комментарии (52)
akinchicantonvasilevich
14.03.2017 17:00+1Про Поповки упомянуть надо было…
AntoBro
14.03.2017 17:28+1Про Поповки упомянуть надо было…
он же круглый!
а я про квадратные и про Mitsubishi судостроителейakinchicantonvasilevich
14.03.2017 17:51+1Возможно я и перегибаю, но… кутить так кутить: раз уж зашла речь про нестандартные корабли…
AntoBro
14.03.2017 18:14всё не влезет… да и я не спец, и не выдержу нагрузки, просто на утюги обратил внимание, шаря MHI сайт.
joker2k1
14.03.2017 17:14+1А что за круглый бело-зеленый кораблик на фото в центре статьи? увы, фотки не пронумерованы, и сослаться проблема
Arxitektor
14.03.2017 18:24+1Отличный корабль прям напрашивается сюжет фильма катастрофы с его участием.
На корабле было установлено уникальное оборудование для вызова цунами…
А потом все пошло не так он попадает в супер шторм молнии бьют в сеть излучателей на выбранную страну идет цунами))
Haarolean
14.03.2017 18:44+12Этот корабль никому не напоминает свитч?:)
picAntoBro
14.03.2017 18:47+3
mark_ablov
18.03.2017 11:33Интересно, а вода не попадает ли в нижний ряд "портов"?
AntoBro
18.03.2017 11:42-1Это не страшно.
Бухты с сетью отделены от трюмового пространства. Зато удобно и не высоко.
Вода в корме не всегда страшно
AntoBro
14.03.2017 21:13Остойчивость, на море только так, не сочтите за буквоедство:)
нет не сочту.
В данном конкретном случае именно УСТОЙЧИВОСТЬ.
устойчивость — способность сохранять положение, по умолчанию вертикальное (перпендикуляра к оси судна, корабля), а остойчивость — способность восстанавливать первоначальное положение.
Степень устойчивости — величина момента, способного опрокинуть объект или отношение этого момента к весу этого объекта. Остойчивость измеряется в градусах, т.е. на какой угол можно наклонить тот же корабль, чтобы он смог встать на ровный киль. Есть понятие «диаграмма остойчивости».
Здесь имелось ввиду: противостоять волнам (зыби) и прочим флюктуациям при выполнении работ( движении).
Как гироплатформа.
Согласитесь для сейсморазведки и раскинутой сейсмосети остойчивость- не сильно принципиальна
Расстояние от метацентра m до центра тяжести ЦТ (метацентрическая высота) является характеристикой остойчивости судна.
как-то так мыслится мне
hbf
14.03.2017 21:25+1От себя хотел бы добавить, что данный тип судов широко применяется для прокладки подводных кабелей на большие дистанции, благодаря своей остойчивости. Несколько раз встречал такое в средиземном море и в атлантике
Dmitry_4
14.03.2017 23:06про японские и корейские корабли писали, что они их из частей встык варят, а советские из частей "внахлест" варили, так что наши на длинной волне не ломались пополам под своим весом
impetus
14.03.2017 23:49Справедливости ради — японское или ю.корейское судостороение — каждое в отельности — кратно больше советского и на порядки — нынешнего российского. Эти люди умеют проектировать и строить корабли, не сомневайтесь.
AntoBro
15.03.2017 00:23кратно больше советского и на порядки — нынешнего российского
Основным лидером является Китай=что 38% от общих заказов мирового рынка выполняется здесь.
Китай – монополист строительства малых и средних танкеров. Он превосходит Японию и Южную Корею почти в четыре раза по выпуску балкеров.
Ближайшим конкурентом поднебесной является Южная Корея. Здесь выполняется 33% мировых заказов.
… Прочими лидерами в отрасли являются Япония и США.
Структура новых заказов на постройку судов в 2014 г.
Мы, вероятно, вошли в категорию «другие»/ «прочие»…
Zerling
15.03.2017 11:24Хьюго и Идзума — аналоги проекта 1123, противолодочные вертолётоносцы.
Японские аналоги Мистраля — Осуми.
Loki3000
15.03.2017 11:25+1Плюсы компоновки понятны. А чем за это расплачиваться? Насколько он больше будет жрать, по сравнению в кораблем аналогичного водоизмещения, но традиционной формы.
AntoBro
15.03.2017 14:06Единство и борьба противоположностей
Диалектика Карла Маркса
Чем-то приходится жертвовать.
Утюг (не этот, а для глажки белья) тяжёл… но его иногда приходится таскать с собой в поездки/командировки.
Так и здесь: стабильность платформы от волнения и в движении (горизонталь). Цена: расход топлива.
Ну ему особо дальние переходы не требовалось осуществлятьLoki3000
15.03.2017 14:20Ну это вы своими словами пересказали мой комментарий. Интересуют-то именно цифры, а точнее их соотношение. Вполне может быть что даже квадратные корабли делать целесообразно — они еще устойчивее.
И кстати, катамаран обладает достаточно крупной базой для устойчивости и неплохими ходовыми качествами. Так почему тогда же именно утюг?AntoBro
15.03.2017 15:18цифры есть на сайте, сайт дан.
Так почему тогда же именно утюг?
надо у солёных спросить и у заказчика.
Я не спец.
моё мнение:
-соединительный элемент (площадка) 2х корпусов требует большего расхода металла при постройке и не поднимает водоизмещение (повышенная масса корпусных конструкций на тонну водоизмещения)
-большие нагрузки на соединительный элемент
-чего-то с остойчивостью у катамарана не так
-НАШЁЛ. ЛЁД! Катамараны не приспособлены к плаваньям во льдах (и это понятно)
Естественно присутствует и «северный пакет»: длительное воздействие низких температур или большие количества воды/льда на палубе-не являются какой-либо существенной проблемой.
Wan-Derer
16.03.2017 08:20М.б. потому что внутри надо размещать хучу оборудования, катушки с кабелем и пр.?
Robotex
17.03.2017 15:54норвежские власти подверглись критике со стороны российской стороны во время и после поднятия затонувшего российской подводной лодки К-141 Курск.
мало того, что не разрешили спасти людей, так еще и возмущались, когда тела подняли
ivansmith
18.03.2017 13:05+1Работал на этом судне, предоставляет well service.
Хоть и не утюг, но у него в середине вообще дыра в море: ))
Не смотря на то, что оборудован системами стабилизации, качает все равно (((AntoBro
18.03.2017 14:37Не смотря на то, что оборудован системами стабилизации, качает все равно (((
Это ж не «утюг»…
соотношение ширины и длины судна
Зато он( Ваш) быстроходнее и экономичнее.
master65
Спасибо, я имею представление о длине километра.
AntoBro
а в чём меряют «длину» километра?
SandroSmith
В «отсюда и до во-о-он того дерева примерно». Упрёк в том, что целесообразно уточнять непривычные длины/размеры. Если в оригинале написано 30 миль или 89°F, то можно в скобках уточнить, что это ~50км и 32°C. Но не наоборот.
AntoBro
а если км в градусах широты( на экваторе и на широте Якутска) и долготы?
а скорости? узлы например?
сухопутным привычны километры, и мили (египетская 0,58 км и 11,3 км старонорвежская миля, а британская статутная=1609,34 метра)
а вот морским солёным -морская миля = 1852 м=1/60° земного меридиана.
это где такое правило-то?
«В обществе развито лингвистическое высокомерие»?
Welran
Думаю всем читателям хабра привычны километры и совсем не обязательно уточнять сколько это будет в милях. Но копипастить видимо проще. По фразе «Точнее – всего около 30-40 километров (менее 20 миль) от побережья Кольского полуострова.» гуглится целая страница ссылок про Марьяту.
AntoBro
все ссылки и первоисточник указаны здесь
а original…/У всех спрошено разрешение./
не напрягайтесь критик-хомячёк. Это вредно.
Возьмите и напишите НЕ
Видимо кидаться отходами организма проще?
Welran
То есть на обоснованное замечание что вы скопировали стилистическую ошибку из источника, вы можете ответить только «не кидайся какашками хомяк, сперва добейся»? Ну даже не знаю что на это можно ответить.
AntoBro
пожалуйста докажите «стилистическую ошибку»
в своё время бабушки говорили: «помолчи, сойдёшь за умного».
А вообще, я полностью согласен с техподдержкой ГИКа
Чего добиваться? Про доб — ся ни гугу.
Welran
То есть вы не понимаете что переводят незнакомы единицы в знакомые, а не наоборот? И считаете что переводить из всем известных километров в никем не используемые мили это вполне нормально и не ошибка?
«сперва добейся»? Чего добиваться? Про доб — ся ни гугу»
«Возьмите и напишите НЕ копипастить, а original…» — это классический ответ «сперва добейся» http://lurkmore.to/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0_%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%8F
А второй ответ уже идет в стиле «Заткнись, душевно больной идиот»? Интересно какое оскорбление вы придумаете для этого сообщения.
NaHCO3
> а в чём меряют «длину» километра?
В количестве переходов состояний электронов цезия-133
igruh
Позанудствую: переходами отмеряют секунду, т.е. время, а уж свет в вакууме за 299792458 долю секунды отмеряет нам метр.
ChiefMate
Без обид. В морском деле все основные стандарты привязаны к морским милям (12-мильная зона территориальных вод, 24 мили «прилежащая зона», 200-мильная экономическая зона, сброс за борт разных типов мусора — 3-12-25 миль от берега, и куча прочего). Поэтому человеку, работающему с морем, в милях оценивать попросту привычнее — как слесарю в миллиметрах, а сантехнику в дюймах. Вот для них и уточнили.
Wan-Derer
Соглашусь с тем что статья
бездумная компиляция нескольких источниковнедостаточно авторски проработана. Например, зачем мерять площадь количеством ЦП? Много русскоязычных читателей представляют себе его размеры?Что касается кораблика, такое впечатление что начали строить круизный лайнер, сделали нос и бросили :)
Кто знает, как по-японски будет: "А, и так сойдёт!..."?