image
«… То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением.
Нет преград человеческой мысли!
»
С. П. Королёв

В продолжение темы как попасть на орбиту (или в космос) нетривиальным способом, озвученные в статьях:

Системы подводного старта: как попасть из-под воды на орбиту?
Системы подводного старта: как попасть из-под воды на орбиту? Окончание

Пуск БР или РН с морской платформы или корабля (авианосца) это не «русское» know-how
Первыми были скорее всего американцы.V2 rocket launch from USS Midway Aircraft Carrier (1947):



Оно и понятно: большой запас экспроприированных ФАУ-2 (Vergeltungswaffe-2) и большое количество авианосцев.

Преимущество: логистика, любая широта пуска, большие пространства для падения ракет и их ступеней. Есть и недостатки.

Другие значимые американские проекты:

Sea Dragon («Морской Дракон») от Aerojet — проект 1962 года по созданию полностью многоразовой двухступенчатой ракеты-носителя морского базирования. Одна из созданных Robert Truax конструкций представляла собой ракету, запускаемую из свободно плавающего в океане положения.

image

Основная идея Труакса состояла в создании дешёвого тяжёлого носителя, теперь называемого «большой глупый носитель».

До дракона Роберт экспериментировал с Sea Bee и Sea Horse.

image Из «последних» предложений США это пожалуй РН Aquarius (Водолей), разработанный Space Systems/Loral, Aerojet, Microcosm в 2000-х.

Цель: стоимость вывода полезной нагрузки (для снабжения МКС) на НОО 1000 кг (2200 фунтов) не более $ 1 000 000,00. Одноразовый носитель.

Low-cost launch and orbital depots: the Aquarius system.

Предисловие закончилось, возвращаюсь к «Селене».


image

Очень мало информации и фотографий хорошего качества. Больше вероятно получится про корабли и про РН.

Речь пойдёт об одном из вариантов использования флота Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

image
«Морской космический флот», корабли «Звёздной флотилии», плавучие измерительные пункты, суда космической службы. Что это за флот? Что за суда?
[1]
image

Вопросы и ответы.[1]

Корабли со значимыми именами «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Сергей Королев», «Космонавт Георгий Добровольский» и остальные в свое время подчинялись Министерству обороны, хотя ходили «под крышей» Академии наук:
[3]
image

Помимо связи с пилотируемыми кораблями, они выполняли и другие задачи, в том числе по обеспечению летных испытаний изделий ракетно-космической техники.


После развала СССР три больших корабля — «Гагарин», «Королев» и «Комаров» — были проданы на металлолом.Примерно тогда же Минобороны передало оставшиеся четыре корабля типа «Селена» НПО измерительной техники Российского космического агентства.

«Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев», были оснащенные аппаратурой ТМ измерений и связи, и два судна — «Космонавт Владислав Волков» и «Космонавт Павел Беляев» — без научной аппаратуры, т.к. бывшие хозяева успели снять спецаппаратуру и часть оборудования.

image

Во второй половине 1990-х «Космонавт Георгий Добровольский» готовился для использования в проекте «Морской старт» в качестве корабля измерительного комплекса.

Согласно первоначальной схеме, на него должна была поступить телеметрия с ракеты на самых ответственных участках: разделения ступеней, отделения разгонного блока, выведения объекта на орбиту.

До октября 1998 г. все двигалось по плану. Дооборудование судна проходило за российские деньги с учетом того, что американцы подпишут контракт. Действительно, они даже выделили немного финансов авансом. Но в последний момент неожиданно поменяли свое решение и предложили отказаться от его услуг, оснастив ракету американским блоком спутниковой ретрансляции, и задействовать для передачи телеметрии свой спутник TDRS.

image

Может быть это и верное, с точки зрения business решения: сутки эксплуатации телеметрического судна обходились всего в $10 000.

Сюда входят затраты на топливо, воду, пищу, навигационные услуги и лишь небольшая доля на зарплату российского персонала.

Однако экономия американцев не учитывала, что проведение пуска РН «Зенит» с платформы Sea Launch имеет целый ряд особенностей:
— впервые РН сухопутного базирования стартует с океанской платформы;
— впервые заправка и хранение компонентов топлива будет проводиться в океане на платформе, с которой стартует РН;
— впервые объем телеметрии, принятый для штатной эксплуатации, на испытуемой РН будет уменьшен для передачи через радиолинию TDRS;
— впервые на испытуемом комплексе в первом пуске будет использоваться экспериментальная система телеметрических измерений, основанная на применении TDRS.
— Предлагаемая американцами экономия не идет ни в какое сравнение с возможными потерями. ---Телеметрическая информация жизненно важна для коммерческих запусков. Ее отсутствие «бьет по карману»: при неудачном пуске страховщики не выплачивают компенсацию до тех пор, пока однозначно не определят виновника аварии.
[2]
Российские партнеры выступили за использование «Селены» хотя бы в первых пусках. Переговоры окончились ничем. В марте 1998 года РН «Зенит» с платформы запустила КА без привлечения телеметрического судна «Селена-М».

Чтобы суда не пропали, их экипаж при любой возможности выводил корабли в море, выполняя множество задач, в том числе работая со станцией «Мир».

Возможный выход из тупика наметился, как всегда, «на стыке двух стихий» – моря и космоса, корабля и ракеты.


Проект ФГУП «Научно-производственное объединение измерительной техники»(НПО ИТ) был весьма прост и малозатратен. В доках Калининграда и Санкт-Петербурга стояли два из трех оставшихся у России (в советское время их было 11) судна серии «Селена-М», предназначенных для осуществления космической связи, — «Космонавт Виктор Пацаев» и «Космонавт Георгий Добровольский».

image

Специалисты НПО ИТ предложили одно из них переоборудовать для запуска ракет-носителей (исправлено 13.03.17 по замечанию sticks с ракетоносителей) типа «Старт» и «Старт-1». Второе судно в ходе запуска должно было обеспечивать телеметрическое слежение за процессом вывода на орбиту космических аппаратов.

Корабли могли базироваться в любом месте от Балтики до Канарских островов — как удобнее заказчику.

image

Разница лишь в скорости выхода на точку старта (ближе к экватору): в первом случае это две-три недели, во втором-до 10 дней.

image

Ещё выгоды:

— в географической широте осуществления запуска. Старт с экватора, в районе которого легко может расположиться плавучий космодром, позволяет увеличить массу спутника, выводимого на орбиту и чем ниже орбита, тем больше разница в массе: например, на двухсоткилометровую высоту с «Плесецка» можно отправить 535 кг, а с экватора — 742.
— некоторые спутники специфического назначения не могут быть запущены с территории РФ:
— — Закон условий экспорта высоких технологий от 1979 году;
— — Товары военного назначения, контролируемые Списком вооружений США (US Munitions List)
— — Товары двойного назначения, перечень которых определен Списком торгового контроля США (Commercial Control List).

— большую трудность при проведении коммерческих пусков с Байконура или Плесецка представляют таможенные процедуры (пошлины на ввоз иностранных спутников для пусков российскими ракетами составляют значительную долю от стоимости самого запуска).

ТН ВЭД ЕАЭС: 10% пошлина и 18% процентов НДС.

Мобильный комплекс, который самостоятельно приходит в порт заказчика, погружает на борт КА вместе с группой сопровождения и своим ходом уходит в точку запуска Offshore освобождён от такой мытни.

Комфортабельные условия на борту (одно- и двухместные каюты) позволяют разместить представителей заказчиков, даже самых притязательных.

image

Есть конечно и минусы


Основной: морской старт проигрывал (на то время), да и сейчас проигрывает (Space Х тот же) в цене земным космодромам. Морской запуск дороже примерно на 2-4 миллиона $ (12-14 миллионов $ против $10 миллионов с космодрома).

Частично «разницу» окупали запущенные с экватора лишние спутниковые килограммы.

Ракеты-носители класса «Старт»(исправлено 13.03.17 по замечанию sticks с ракетоносители)-твердотопливные, не требующие заправки на месте, что упрощало запуск и команду обслуживания.

РКН (конверсионный вариант РТ-2ПМ / 15Ж58 (SS-25 SICKLE)) компактны по размерам и имеют приемлемою массу, что позволяло разместить на корабле сразу две ракеты.

image
image
image

Степень автоматизации предстартовой подготовки очень высокая (под 100%).

image

Общая стоимость проекта «легкого» морского старта: 20-25 миллионов долларов (почти цена одной космической турпутевки), что включает в себя полное переоборудование корабля-космодрома, выход двух кораблей в море и их работу.

За год, как утверждали проектировщики, можно производить до 10 пусков.

image

Существует и проблема безопасности: корабль это сухопутная площадка космодрома.

Проектировщики использовали заложенный в МБР «минометный» принцип старта: первым сработает заряд в ТПК, в которой находится ракета, и «выстрелит» ее в воздух, затем на безопасной высоте включаются маршевые двигатели ракеты-носителя (исправлено 13.03.17 по замечанию sticks с ракетоносителя).



Для полной безопасности был предусмотрен также вариант дистанционного запуска без присутствия экипажа: наследие боевой МБР.

В состав морского стартового комплекса, названного «Селена», входят транспортабельный ракетно-космический комплекс с твердотопливной РН семейства «Старт», транспортно-пусковое судно проекта «Селена-М», комплекс систем измерений процесса пуска ракеты и наземная техническая база подготовки и сборки РКК в порту приписки.

image

Нынешние измерительные пункты совсем другие. Места на кораблях такого класса окажется много. Беда кораблей практически не осталось.

Мобильные измерительные пункты (МИПы) разработаны и существуют. Так как не каждая страна позволяет ввозить их на свою территорию они выполнены в мобильном варианте на гиростабилизированной платформе.

image
В августе 2015 г. МИП морского базирования (МИП МБ) производства НПОИТ прошёл испытания в Японском море видео на борту ледокола «Адмирал Макаров.

Инфраструктура комплекса во многом готова. Надежность РКК подтверждена в процессе эксплуатации исходных ракет и пусках носителей со Свободного и Плесецка.
Все пуски МБР „Тополь“(РС-12М Тополь, ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 — SS-25 SICKLE)/ РН „Старт-1,2“

Модификаций носителей „Стартов“ было две:

image

Четырехступенчатый „Старт-1“ и пятиступенчатый „Старт“.

У последнего был всего один пуск с Плесецка — аварийный — 28 марта 1995 года (на орбиту не были выведены габаритно-весовой макет ЭКА-2 и спутники Gurwin Techsat 1A и UNAMSat A.
У „Старта-1“ с Плесецка был всего один пуск: 25 марта 1993 года-с выводом на нерасчетную орбиту спутника (или, по другим данным, габаритно-весового макета) ЭКА-1.

image

Остальные пять пусков „Старта-1“ были выполнены с космодрома Свободный:
4 марта 1997 года (спутник „Зея“), 24 декабря 1997 года (EarlyBird), 5 декабря 2000 года (EROS A), 20 февраля 2001 года (Odin) и 25 апреля 2006 года (EROS B).

image

Уже в те времена, а сейчас и подавно, наблюдается бум интереса к низкоорбитальным системам спутниковой связи на базе малых КА и сверхмалых КА.

image

В космос запустили первый в мире спутник, сделанный учениками начальной школы
На орбиту выйдут спутники-микросхемы («звёздная пыль»)
Еще один гигантский проект SpaceX, арифметика и здравый смысл

Аппараты запускаются на больших носителями «пачками» и ждут своей очереди, когда будут готовы „старшие братья“.

Но срок службы таких карликов очень ограничен. Необходимы пуски для поддержания орбитальной группировки.

Вероятно здесь будут особенно эффективны малые ракето-носители на основе конверсионных морских или сухопутных МБР.

Launch of NROL-55 spysat:

image



«Космонавт Георгий Добровольский» (проект 1929 («Селена-2»), № ИМО:6910245) в 2005 году продано на слом. Под именем «Cosmos» в марте 2006 года пришло в Аланг (Индия), где и было разобрано.

image

Он на 10 лет пережил своего старшего товарища:

image
image

Вместо послесловия цитирую Владимира Прощенко:
Нужен ли „Морской космический флот“? Что взамен?

Маленький мальчик в поле играл, ямку совочком в поле копал.
Спутник пропал! Нет сигналов с ГЛОНАССа! Долго смеялись в дирекции NASA
[2]

Телеметрия, запускаемых РН и КА опять же:
Летела ракета — упала в болото...

image

А почему упала? И кто виноват? И самое важное: „Что делать?“ и „Как исправить?“

Данных нет-гадаем на кофейной гуще


Космонавт Георгий Добровольский-Телестудия Роскосмоса

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (43)


  1. proton17
    11.03.2017 12:32
    +2

    Спасибо! Очень интересные статьи. Можете подытожить, что из сего описанного Вами еще в строю или что из этого могут начать использовать снова?


    1. AntoBro
      11.03.2017 12:48

      Пож.
      Старт- документация не утеряна, нет корабля носителя, конверсионных ракет будет много (идёт замена на Ярс), космодром под старт работал:
      25 апреля 2006 Старт-1 EROS-B (Израиль) двойного назначения
      там еще 5 ШПУ УР-100Н
      теперь всё перенесут в «Восточный» в 2018


      1. proton17
        11.03.2017 13:27
        +2

        Хорошо бы, хотя деньги на космос на ближайшие годы урезали, но есть надежда на растущее число частных заказчиков. Вообще, я думаю, будущее за частной космонавтикой. На одних государственных деньгах такой отрасли не выжить.


        1. AntoBro
          11.03.2017 14:52

          Я думаю так и будет.
          Всё зависит от спроса.

          Но наши( в отличии от Маска) предпочитают купить самую ахх*ю яхту в мире, или авто в стразах.
          Оттого-то там Фалькон Х и Тесла, а у нас Мишка Ёмобайл не смог осилить


          1. ncix
            11.03.2017 16:43

            Мильнер в хай-тек и космос инвестирует. Это из тех кто в газетах. Думаю есть и другие.


            1. AntoBro
              11.03.2017 17:57
              -1

              Ну и правильно.
              Меня просто ёмобиль сильно раздражает раздражал.
              И рулады Михаила: какой он крутой и как он спасНорникель


        1. darthmaul
          11.03.2017 20:33
          +1

          Боюсь, частная космонавтика будет медленно развиваться. Частникам всего то нужно закидывать спутники на LEO или GEO, подешевле да понадёжнее. Все «марсианские» инициативы SpaceX — лишь личная задумка Маска. Денег в дальнем космосе, увы, нет. Конечно, можно помечтать о добыче полезных ископаемых, но даже платину копать на астероидах абсолютно невыгодно. Нужен прорыв в космических двигателях, такой как ТЯРД к примеру, но мне трудно представить инвестора, вложившего в проект такого масштаба серьёзную сумму.


          1. proton17
            11.03.2017 22:47
            +1

            В чисто научные миссии конечно пока деньги вкладывать не торопится, и это понятно. Но помимо спутников есть еще космический туризм. Полеты на МКС были очень популярны. Количество состоятельных людей только растет и они очень даже готовы слетать в космос. Сначала на низкие орбиты, потом на/вокруг Луны, ну а дальше Марс и т.п. Хотя сейчас основной доход идет от коммерческих аппаратов. Благо сфера применения спутников постоянно растет и спрос на их запуски стабильный. А касательно добычи полезных ископаемых это вопрос времени. Платину добывать не выгодно, а вот гелий-3, в случае если термояд выстрелит, очень даже перспективно. Многие хотят его добывать на Луне. Безос уже заикался про налаживание транспортного сообщения с Луной. Некоторые компании (Бегелоу например) рассматривают варианты создания орбитальных отелей, опять же не для бедных конечно. Так что перспектив хватает, а там для расширения охвата и наукой придется заняться.


            1. darthmaul
              11.03.2017 23:30
              +1

              гелий-3, в случае если термояд выстрелит, очень даже перспективно
              если придумают способ достичь критерий Лоусона для гелий — дейтериевого топлива то да. А если ещё и ТЯРД на этом топливе сделают то и литий с титаном добывать можно будет если даже не железо. Вот только тепература 10^9 К и нужная плотность плазмы делают его в сто раз более сложным «барьером», чем розжиг дейтерий — тритиевого топлива. Тут нужны другие подходы вроде мюонного катализа, с которыми всё продвигается не так быстро как хотелось бы.
              Всё остальное, что Вы упомянули — спутники и развлечения для сверхбогатых людей. На эти деньги можно дорабатывать существующие технологии, но создать тот же ТЯРД — не думаю.


          1. 0serg
            12.03.2017 09:25

            Стоимость вывода ПН на низкую орбиту — основной фактор останавливающий развитие дальнего космоса. Так что если частники сумеют сбить цену достаточно низко, то этого будет достаточно для старта второй волны частных инициатив, особенно по мере того как ресурсы на Земле в ходе их исчерпания продолжат дорожать. И разработки в эту сторону ведутся довольно активно: новые ионные, плазменные движки, VASIMR

            Про ТЯРД забудьте. В обозримой перспективе замены химическим двигателям нет и не предвидится даже теоретически, если не рассматривать атомные «взрыволеты» у которых свои недостатки, похуже.


            1. zag2art
              12.03.2017 10:09

              > Про ТЯРД забудьте
              можно в двух словах почему?


              1. darthmaul
                12.03.2017 11:26

                Наверное потому что требования к магнитному полю у него больше, чем у ITER а его масштабы Вы знаете. Плюс проблемы с разрушением материалов под воздействием нейтронного излучения. Если же отправлять пилотируемую экспедицию, то дейтерий-тритиевое топливо вряд ли подходит, биологическая защита или достаточно длинная ферма (чтобы разметить двигатель подальше от населённого модуля) увеличат и так не малую массу корабля. Способов же разжечь гелий-дейтериевое топливо с Q>1 науке неизвестно. Я о ТЯРД вспомнил когда речь зашла о добыче гелия-3, но всё же это крайне отдалённая перпектива.


              1. 0serg
                12.03.2017 12:01

                Источник энергии в SSME: 73 кг водорода / сек помножить на 141.7 МДж/кг = 10.3 ГВт на примерно 200 тонн тяги. При выходе на орбиту расходует около 250 тонн рабочего тела. Меньше расход рабочего тела = нужно пропорционально больше энергии. Допустим мы хотим сократить запас рабочего тела до 100 тонн. Значит нам потребуется источник энергии дающий 25 ГВт мощности при массе менее 80 тонн. Для понимания масштаба: крупнейшие электростанции мира до 7 ГВт не дотягивают. Пока что технологий способных дать такую мощность в таком маленькой массе нет и не предвидится. Но даже если бы они были, то там возникает вторая нерешаемая проблема: КПД. Даже если 90% энергии удастся конвертировать в работу, то все равно двигатель будет выдавать 2.5 ГВт тепла на эти свои 80 тонн массы. Сбросить 2.5 ГВт лишнего тепла в столь малой массе опять же нереально, удельная теплоемкость 1 тонны в лучшем случае составляет 4 МВт/град, отсюда следует что двигатель будет нагреваться со скоростью не менее 10 градусов в секунду. За время необходимое для выхода на орбиту он просто расплавится. В химических движках охладителем двигателя выступает рабочее тело.

                Для примера можно на ядерные движки взглянуть, там все эти проблемы уже хорошо видны. Ядерный реактор, в принципе может развивать очень большую удельную мощность, вопрос лишь в том как заставить его работать устойчиво и не дать при такой мощности расплавиться. Доходило до весьма экзотичных предложений когда реактор делался в виде облака газа удерживаемого в потоке рабочего тела, поскольку без подобных ухищрений тяги двигателя не хватало даже чтобы самого себя поднять. А теперь попробуйте-ка подобную систему сделать многоразовой. Сейчас емнип в эту сторону даже не пытаются смотреть.


                1. darthmaul
                  12.03.2017 13:08

                  Пока что технологий способных дать такую мощность в таком маленькой массе нет и не предвидится.
                  во время экспериментов с ЯРД американцы в рамках программы NERVA запускали реакторы Phoebus 2a (размером как F-1 на Сатурн-5) мощностью 4 ГВт, проработал 12 минут. И это 68-й год. Так что ничего фантастического в 25 ГВт нет, в отличии от розжига гелия-3. Вы же не предлагаете запускать с Земли что-то работающее на дейтерий-тритиевом топливе надеюсь.
                  Даже если 90% энергии удастся конвертировать в работу
                  а что с КПД, это же реактивный двигатель? У ракет тоже КПД не 100%, и мощность огромная, но не плавятся же. Рабочее тело и охлаждает.
                  Да и не обязательно запускать ТЯРД с Земли, межорбитальный тягач уже был бы неплохим подспорьем для добычи чего-то полезного в космосе, а там и дейтерий сгодится. Ну а ионные и плазменные двигатели хороши всем, кроме отсутствия подходящих источников энергии. Солнечные батареи в поясе астероидов малоэффективны, а ядерный реактор выдаёт только тепло. А тепловая машина в космосе = огромные радиаторы и турбины из неизвестных науке материалов.
                  PS. Что то мы совсем в оффтоп скатились.


                  1. darthmaul
                    12.03.2017 13:20

                    UPD. КПД ТЯРД нужно считать как КПД системы удержания плазмы и генератора электричества для неё (МГД?), которая и требует охлаждения. Остальная энергия в любом случае покинет двигатель в виде полезной работы или же теплового излучения. Если сопло будет контактировать с плазмой, то ему никакое охлаждение не поможет, нужно магнитное сопло как у VASIMR. По сути ТЯРД это тот же VASIMR, но с реактором вместо радиоволнового нагревателя.

                    Сейчас емнип в эту сторону даже не пытаются смотреть.
                    сейчас и наземных термоядерных реакторов нет, а ЯРД не оправдывает себя. Мы же о далёкой перспективе энергетики на гелии-3.


                  1. 0serg
                    12.03.2017 21:13
                    +1

                    NERVA


                    С ядерными движками там все понятно. Но только они, собственно, такую мощность в таком объеме и массе и могут дать. Больше ничего. И сегодня известно что это практический тупик.

                    а что с КПД, это же реактивный двигатель? У ракет тоже КПД не 100%, и мощность огромная, но не плавятся же. Рабочее тело и охлаждает.


                    Так идея-то как раз в том чтобы значительно сократить расход рабочего тела. То есть мы одновременно прибавляем тепла и убираем то что служило холодильником. Еще более существенно то что у химических ракет тепло выделяется непосредственно в рабочем теле а мы от него просто изолируемся, работая лишь с малой долей энергии приходящейся на стенки контактирующие с рабочим телом. У большинства остальных предполагается что источник тепла «внешний» и должен энергию отдавать рабочему телу. Все 25 ГВт. Что очень, очень трудно сделать. С атомными ракетами, как я уже написал, это приводило к тому что для достижения разумной мощности реактор нужно было держать в виде расплава или даже раскаленного облака газа. Отсюда тупик. Разве что кидать в рабочее тело одноразовые «двигатели», которые будут вспыхивать, отдавать энергию непосредственно в рабочем теле и исчезать, но это, собственно, взрыволет и получается.

                    С ионными и прочими движками в космосе собственно те же проблемы. Потому они и маломощные что источников большой мощности нет, а те что могли бы ее дать упираются в проблемы с охлаждением. Но там в общем-то и спешить особо некуда, то что они маломощные — не большая проблема.


                    1. darthmaul
                      12.03.2017 23:26

                      С атомными ракетами, как я уже написал, это приводило к тому что для достижения разумной мощности реактор нужно было держать в виде расплава или даже раскаленного облака газа.
                      не было таких двигателей, это лишь концепты так и не реализованные в металле. Те же «фобосы» были твердотельными двигателями с топливными элементами, покрытыми ниобий-карбид-молибденом NbC-Mo для термостойкости и защиты от водорода. Другое дело, что уд. импульc в 840 секунд «перекрывался» проблемами хранения водорода и опасностью реактора. Зато концепт ТЯРД как раз и состоит в том, чтобы подавать плазму из реактора напрямую в магнитное сопло (возможно, подмешивая рабочее тело для увеличения тяги ценой удельного импульса). В общем, тот же VASIMR, только в роли источника плазмы — реакция синтеза, а не «микроволновка». Конечно, достичь критерия Лоусона в незамкнутом обьёме не представляется возможным на сегодняшний день.
                      С ионными и прочими движками в космосе собственно те же проблемы.
                      не совсем. Этим двигателям нужна энергия в виде электричества, а значит, нужен атомный реактор и паротурбинная установка. Ну не придумали других эффективных способов преобразовать тепло в электричество. Кажись, Роскосмос как раз занимается проектом турбомашинного генератора для космоса. Но беда в том, что турбины замкнутого цикла работают на воде, которую нужно охлаждать ниже 100 С для конденсации (или же повышать давление, но много тут не выгадаешь), а эффективность радиатора зависит от температуры в 4-й степени. В концепте ТЯРД охлаждать нужно обмотки магнитов удержания плазмы и источник их питания (наверное, МГД-генератор). Благодаря тому, что рабочее тело находится в состоянии плазмы, его можно направлять магнитным полем, без физического контакта, а значит, без передачи тепла на двигатель. Конечно, сам корпус тоже будет нагреваться через тепловое излучение, но его можно выполнить из тугоплавкого материала и охлаждать высокотемпературным теплоносителем (напр., расплавом металла) что повысит мощность радиаторов на порядки. То есть доля тепла, которое нужно отвести от двигателя меньше, а его температура больше, а значит, можно сократить расход рабочего тела.


  1. ru_vlad
    11.03.2017 15:11

    AntoBro Спасибо ОГРОМНОЕ!
    Вопрос к присутствующим, в видео где запуск Фау-2 с авианосца случаем не Вернер фон Браун в американской военной форме красуется?


  1. AntoBro
    11.03.2017 15:20

    не Вернер фон Браун в американской военной форме красуется?

    а на какой секунде?
    image
    по сути не должен (в форме)
    image


    1. ru_vlad
      11.03.2017 23:16

      Да, именно этот кадр и еще тот момент когда кнопку пуска нажимает.
      Уж больно на лицо похож, а форму по закону он носить не имел права.


      1. AntoBro
        12.03.2017 03:00

        хз. по моим данным ему форму не давали надевать.
        всё же наци.
        да и упитанность-явно не его/
        Да Вернер никогда особо и не стремился (хитрый больно)
        image


  1. omega-hyperon
    11.03.2017 17:05
    +2

    А как же итальянский космодром «Сан-Марко»? Он же как раз на воде у берегов Кении был построен, на базе двух переоборудованных нефтяных платформ. С него американскую легкую РН «Скаут» запускали.


    1. AntoBro
      11.03.2017 18:02

      С него американскую легкую РН «Скаут» запускали.

      а так же «Blue Scout» I, II, «Junior»
      Да пропустил Centro Spaziale Luigi Broglio

      считал все запуски:Wallops Flight Facility, ранее — WITC, Wallops Island Test Center и Cape Canaveral
      но всё не упомянешь, там ещё были платформенные у США, но статья не о них


  1. Tim_23
    11.03.2017 21:51

    Можно же переобрудовать танкер или грузовоз под старт конверсионных МБР, также как когда-то сделали с платформой под МС(морской старт). И еще одно судно для телеметрии, можно даже арендовать, если можно с морского старта.


    1. AntoBro
      12.03.2017 03:04
      -6

      можно. В этом и идея.
      Только у нас нет уже «судов»
      Операцию в Сирии гляньте: купили турецкое барахло в 3 -и дорого. Кто-то «поднялся» круто


      1. igruh
        12.03.2017 06:07
        +3

        Обычно я за орфографические ошибки не пеняю, но тут не могу удержаться. Что общего между «втридорога» и вот этим монстром: «в 3 -и дорого»? /Убрал цитирование, ужасно смотрится/


        1. andrey_aksamentov
          12.03.2017 11:03
          -3

          Вполне орфографически правильная конструкция «в 3-и дорого», дело вкуса.

          Смотрится грамотнее чем простонародное «втридорога». «В четыредорога» уже не то, а вот «в 4-е дорого» вполне.


          1. igruh
            12.03.2017 11:21
            +1

            Грамматически правильно — втрое дороже или втридорога. А за сокращения «3-и» надо аттестат зрелости отбирать.


          1. wormball
            12.03.2017 11:44
            +2

            Скорую, быстро! Острый приступ синдрома Даннинга — Крюгера!


        1. AntoBro
          12.03.2017 15:23
          -5

          igruh

          Обычно я за орфографические ошибки не пеняю

          Я вообще никогда прилюдно оппонентов не «чморю» по грамоте («не звонЯт, а звОнят»).
          Видимо у меня отсутствует комплекс вновь испечённого дворянина, случайно попавшего в общество холопов.
          Вы помните наверное мама Рачкова Рудольф-Родиона Петровича в фильме «Москва слезам не верит (1979)»?
          image
          Мне всегда была важна суть, а не обёртка.
          Но Вы, безусловно, как вежливый, культурный, образованный и современный представитель рода человеческого имеете полное моральное право карать кого-то за грамматическую ошибку (",", пробел, ударение и т.д.) или за то, что у него портки не того (общепринятого) цвета.
          Это же так сладостно (возвышаешься в своих или чужих глазах, попинывая другого)
          этим монстром:

          моя загородная клавиатура совсем отбилась от граммоты, а 200 рублей жалко.
          Да и сэкономил я 1 букву всего.
          Но вдруг «конструкция» приживётся?

          igruh
          А за сокращения «3-и» надо аттестат зрелости отбирать.

          — не Вы выдавали (тех уж нет), не Вам и отбирать.
          — сначала аттестат, потом жилплощадь, следующим ОГПУ и ГУЛАГ?
          Уже было похожее, когда «кухаркины дети» до власти дорвались


          1. igruh
            13.03.2017 08:05

            Я всё сделал вежливо, на личности не переходил и в карму не гадил. Сравните со своим поведением.


            1. AntoBro
              13.03.2017 13:25
              -2

              Я всё сделал вежливо

              1.«Вежливо» оформляют в личку.
              2. Где это я сделал «не вежливо»? «Москва слезам не верит»?
              Ну извините. Фильм недавно шёл.
              Карму обгадил?
              image
              да плевать на неё и где это я перешёл на личности?
              Сравните со своим поведением.

              сравнил! Разницы нет. С учётом п.1 вообще я слишком мягок

              Я вообще никогда прилюдно оппонентов не «чморю» по грамоте («не звонЯт, а звОнят»).
              Видимо у меня отсутствует комплекс вновь испечённого дворянина, случайно попавшего в общество холопов.

              НЕ ВЕРИТЕ МНЕ? Лады, я не авторитет: Смотрим:


              «В обществе развито лингвистическое высокомерие»

              Кронгауз, Максим Анисимович, Окончил филологический факультет (ОСиПЛ) Московского государственного университета. В 1984—1989 годах работал научным редактором в издательстве «Советская энциклопедия». Профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка, в 2000—2013 годах директор Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета. С 2013 года руководитель Центра социолингвистики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. С 2015 года заведующий научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик ВШЭ.

              — Логика многих борцов за чистоту речи такова: человек, который любит русский язык, должен обязательно осуждать тех, кто делает ошибки. Это правильно?


              Есть люди, которые активно недовольны речью окружающих. И активно делают им замечания. Это такие воинствующие… даже не знаю кто. Вообще одна из функций литературной нормы и кодификации языка состоит в иерархизации общества. Деление, условно говоря, на образованных, необразованных, знающих норму, не знающих нормы и т.д. И действительно, очень многим свойственно лингвистическое высокомерие. Они, с одной стороны, сетуют на то, что окружающие знают норму хуже, чем они. А с другой, в душе очень рады этому.


              Надо ли, что-то добавлять? Уже докторские написаны на эту тему

              igruh
              Обычно я за орфографические ошибки не пеняю

              Точно, точно:
              image
              и, как правило" в паре с wormball?


              1. igruh
                13.03.2017 15:24
                -1

                Я высказываюсь только в случаях вопиющей безграмотности. На единичные ошибки я смотрю совершенно спокойно (это, в конце концов, могут быть банальные очепятки.) И таки да — я такие вещи отправляю довольно часто в личку. Доказательства приводить не буду, т.к. это затрагивает права третьих лиц. Теперь разберём результат изучения вами моих комментариев:

                1 — не орфографические, а пунктуационные, причём в особо крупном размере, хоть и без предварительного сговора.
                2 — это было обращение не к автору, а попытка иронично обыграть ситуацию. Иронию из списка ваших положительных качеств вычёркиваем.
                3 — это про реформу образования и введение транскрипции в школе, что крайне негативно сказалось на грамотности детей. Вам это не близко, а учителя и родители воют.
                4 — ирония на тему массового использования калек из иностранных языков.

                Резюме: 0 из 4. Незачёт.


  1. andrey_aksamentov
    12.03.2017 09:06
    +2

    Рисунок с акварельными красками тоже часть чертежей?


    1. AntoBro
      12.03.2017 14:59

      andrey_aksamentov

      Рисунок с акварельными красками тоже часть чертежей?

      Взял отсюда: Конкурс детского рисунка
      Очень мало фото и чертежей. «Всё кануло в лета»


  1. sticks
    13.03.2017 09:45

    традиционный комментарий про ракетоноситель и ракета-носитель.txt


    1. AntoBro
      13.03.2017 13:26
      -2

      Ракетоноситель (мужской род) — это средство доставки ракет к месту пуска. Самолет, корабль, катер, вооруженные ракетами — это ракетоносители.

      Ракета-носитель (женский род) — это ракета, предназначенная для доставки в заданную точку (в космос, в отдаленный район Земли или океана) искусственных спутников, космических кораблей, ядерных и неядерных боевых головок.

      Это так важно?
      «В обществе развито лингвистическое высокомерие»


      1. sticks
        13.03.2017 14:46
        +2

        Ну раз не важно, предлагаю использовать слова каретогаситель или багетосушитель, звучит интереснее: «Каретогаситель Союз-2 успешно вывел на орбиту очередной супчик для группировки АНАНАС», не важно же. Больше шизофазии интересной и разной.

        А если серьезно, есть два созвучных термина, но обозначают они совершенно разные по назначению, форме и структуре объекты. Не стоит ли в профильных статьях использовать термины по назначению? А то, так недалеко и до того, чтобы бочки с квасом называть бройлерами, а загородные дома кортежами.


  1. AntoBro
    13.03.2017 15:35
    -1

    Ваше право, пишите как хотите, когда пИшите)

    Граммар-наци — это такие люди, которые, прочитав текст любой длины, и обнаружив в нём орфографическую ошибку или опечатку, начисто утрачивают способность воспринимать смысл самого текста, потому что их сознание и эмоциональная сфера на этой самой ошибке/опечатке намертво фиксируются, и дальше эти люди готовы до потери сознания только её и обсуждать, причём в самых резких, ничем не спровоцированных выражениях.


    позицию нормального человека, не знавшего в жизни этих травм, прекрасно выразил ещё А.С. Пушкин в известном романе:
    Как уст румяных без улыбки,
    Без грамматической ошибки
    Я русской речи не люблю.

    (Евгений Онегин, 3:XXVIII)


    1. sticks
      13.03.2017 15:54
      +2

      Тут вот какое дело. Мы не ведем личную беседу, в которой допущена грамматическая ошибка. У нас тут налицо проблема перепутанных терминов в профильной статье (ракета-носитель и ракетоноситель в статье о космосе). А статью эту, почти наверняка, будут читать и люди далекие от космоса, на статью будут ссылаться. И чтобы потом у кого-то не возникло когнитивного диссонанса от того, что самолеты, корабли и катера выводят на орбиту полезную нагрузку, желательно либо поправить терминологию (а вы, как я понимаю, не горите желанием это делать и являетесь ярым защитником распространения невежества), либо заострить на этом внимание в комментариях, чтобы читатели в уме сделали соответствующие поправки.


  1. AntoBro
    13.03.2017 16:28
    -1

    Хорошо я исправлю

    не возникло когнитивного диссонанса

    повторюсь
    Шум, который граммар-наци готовы поднять из-за любой не к месту поставленной запятой, градус обвинений в безграмотности и бескультурье, которыми они швыряются направо и налево, поражает воображение стороннего наблюдателя.

    Я находил ошибки(но не грамматика-обёртка, а по факту) и у редакторов ГК, просто пишу в личку, зачем поднимать кипиш?
    являетесь ярым защитником распространения невежества

    нет. с чего такой вывод?
    Неве?жество — недостаток знаний, необразованность, неразвитость, отсталость. Согласно словарю Ушакова — отсутствие познаний, некультурность, отсталость; в другом, разговорном значении — невоспитанность, невежливость. У Ожегова — отсутствие знаний, некультурность; невежливое поведение
    повтор
    image
    Всем и так понятно, что речь не идёт о «средство доставки ракет к месту пуска»

    Хотя в данном, конкретном тексте есть и ракето-носители( Старт-1) и ракетоносители («Селена», ТПУ " Тополь/Старт". поэтому придётся исправить.


    1. sticks
      13.03.2017 18:04
      +2

      Вы издеваетесь что ли?)

      Я тоже повторюсь: мы обсуждаем не грамматику, а терминологию. Как вы написали выше, есть ракетоноситель — это средство доставки ракет к месту пуска, и ракета-носитель — это ракета, предназначенная для доставки в заданную точку (в космос, в отдаленный район Земли или океана) искусственных спутников, космических кораблей, ядерных и неядерных боевых головок. Называть ракету-носитель ракетоносителем в статье о ракетах-носителях и ракетоносителях, что это если не распространение невежества? На фоне этого ваше исправление слова ракетоноситель на ракето-носитель действительно выглядит невинной грамматической ошибкой, на которую можно закрыть глаза.

      В любом случае, спасибо вам за столь острую реакцию на мое замечание, теперь уж точно люди, читающие комментарии, не пройдут мимо разницы в определениях ракеты-носителя и ракетоносителя, и невежества станет чуточку меньше.


  1. 4izT
    14.03.2017 21:22
    -1

    Если Emdrive сделают до работающего макета, то РИТЭГ будет очень полезен на борту. От него мощность, от drive тяга.
    Не стоит сбрасывать ядерную энергетику со счетов. Она самая перспективная и технологически осуществится в настоящее время.
    Даже от ИИ есть возможность экранироваться, однако, конечно вопрос в массе КА.