Администрация одной из крупнейших провинций Китая, Синьцзян (Синьцзян-Уйгурский автономный район) планирует обязать автолюбителей и коммерческие предприятия, владеющие автомобилями, устанавливать на свои транспортные средства следящее устройство. Это датчик, отслеживаемый при помощи спутника. C его помощью власти смогут отслеживать информацию о местоположении автомобиля в режиме реального времени. Делается это, по словам чиновников, для противодействия терроризму.
В этом регионе сильно влияние сторонников отделения провинции от Китая, за что особенно активно выступают местные исламисты. Провинция Синьцзян граничит с Афганистаном, Пакистаном и еще несколькими государствами Центральной Азии. Власти опасаются терактов, поэтому и приняли решение об отслеживании местоположения каждого автомобиля в регионе. Что касается спутниковой системы, то это не американская GPS, а разработанная китайцами собственная система глобального позиционирования Бэйдоу (Beidou). Она была создана по распоряжению китайского правительства, для снижения зависимости страны от разработок других стран, в частности, США.
Кроме спутников, за автомобилями китайцев будут наблюдать при помощи RFID-меток, встроенных в номерные знаки. «В течение нескольких последних лет террористическая угроза во всем мире усилилась, а машины сейчас — главное транспортное средство для террористов», — говорится в обращении властей провинции. Администрация региона собирается установить спутниковые системы на 20 000 машин. Без «маячка» автомобили жителей региона не смогут обслуживаться на АЗС. Нет системы слежения — не будет и возможности заправить бак своего автомобиля.
В регионе действительно сложная ситуация — за последние несколько лет террористы неоднократно нападали на мирных граждан (последний раз — несколько дней назад), в ряде случаев злоумышленники организовывали взрывы в общественных местах.
Что касается глобальной системы позиционирования Китая Бэйдоу, то она была запущена в эксплуатацию 27 декабря 2012 года. Сейчас Бэйдоу национальное, в 2020 году Китай планирует перевести систему на глобальный уровень, после того, как будут урегулированы все технические вопросы, а также проведено обсуждение частотных диапазонов с руководством США, России и ряда европейски стран. Договоренности по вопросам совместимости навигационных стран у сторон, владеющих собственными навигационными группировками, пока нет. Сейчас китайская система работает на частоте сигнала B1, с частотой 1559,052 — 1591,788 МГц.
К 2020 году на орбите будет находиться, по плану, 35 спутников путников Бэйдоу: 5 на геостационарной орбите, 3 спутника на наклонной геосинхронной орбите и 27 спутников на средней околоземной орбите. Возможно, китайцы запустят еще и несколько резервных аппаратов. Станции слежения оборудованы двухчастотными приемниками UR240 и антеннами UA240, разработанными китайской компанией UNICORE и способными принимать сигналы систем GPS и Compass.
В Китае отслеживают не только автомобили, но самих граждан. Так, власти страны заявили о разработке системы оценки жителей Поднебесной по степени их благонадежности. Каждому гражданину будет присвоен определенный рейтинг, от которого будет зависеть возможность получения доступа к определенным сервисам, включая путешествия, образование, страхование и кредиты. Гражданин будет терять баллы за попытки мошенничества, асоциальное поведение, преступления. Среди прочих проступков — срыв сроков оплаты штрафов и нарушение ПДД.
Такая система социальной оценки уже тестируется в некоторых регионах. Ранее это были просто списки неблагонадежных граждан. Человек, чье имя числится в таком списке, не может купить билет на самолет или поезд.
Эксперты отмечают, что унифицировать несколько разных систем оценки благонадежности граждан, которые действуют сейчас в различных регионах Китая, с дальнейшим масштабированием общей платформы будет сложно. Но, в целом, все реализуемо. Возможно, в будущем власти Китая решат использовать опыт по отслеживанию автомобилей провинции Синцзян вместе с системой оценки благонадёжности граждан. В этом тоже нет ничего невозможного.
В Интернете граждан Поднебесной тоже отслеживают. В частности, для регистрации сайта в Китае нужна специальная лицензия. Для того, чтобы купить китайский хостинг, зарегистрировать сайт в зоне .cn и начать вести какую-либо деятельность в сети, здесь требуется оформить лицензию контент-провайдера. Заявку на лицензию рассматривают сотрудники Министерства промышленности и информатизации КНР. Кроме того, еще в 2012 году чиновники предложили ввести обязательную регистрацию всех пользователей китайского сегмента сети под реальными именами. Сбором и хранением персональной информации об абонентах должны заниматься провайдеры. За год до этого требование регистрации с настоящими именами пользователей ввела администрация китайского сервиса микроблогов Sina Weibo. Предлог — защита от спама, мошеннических действий и улучшения качества обслуживания.
Комментарии (37)
Hellsy22
22.02.2017 17:32Следующий шаг — возможность дистанционного подрыва автомобиля. Чтобы успеть уничтожить террориста, разумеется.
geisha
22.02.2017 17:55+1а машины сейчас — главное транспортное средство для террористов
Следующий шаг — это следящее устройство прямо в трусах, ведь трусами пользуются террористы.
KOLANICH
23.02.2017 03:30+1Бекдорный ящик, подключаемый к шине CAN, с функциональностью влезания в функционирование автомобиля, хотят обязать ставить (что в Европе, что в РФ) и все эти V2V и V2I протоколы и продвигают, в том числе идут разговоры о том, чтобы обязать, для того, чтобы потом либо отсылать команды автомобилю, напр. на внезапную остановку, протаранить встречный автомобиль, врезаться в столб или сбить вон-того пешехода, либо слать фальшивую инфу с тем же результатом. В результате определённые высокопривилегированные службы смогут делать запланированные «несчастные случаи», которые правильнее называть убийством, без всякого подрыва. Я не буду никого призывать ни о чём задуматься, это бесполезно, даже если все эксперты соберутся и будут вопить, что все эти v2v и v2i протоколы небезопасны, на них в лучшем случае просто положат, а в худшем — репрессируют по причине «что-то они слишком умничают много, таких умных в обществе не должно быть много, чтобы не было трудностей с контролем распространения вредных для государства знаний и умений, к rjnjhsv безусловно относится осознание опасности v2v и v2i», потому что это и есть цель такая. Чем меньше безопасности — тем легче определённым службам выполнять поставленные перед ними задачи. И любого, кто встанет у них на пути, эти службы раскатают. Дальше будет чипирование, законы переформулируют в терминах «рейтинга благонадёжности», введут регулярные казни (или «несчастные случаи») определённого количества тех, кто занимает конец рейтинга и немедленные всех, кто перешёл порог и дискриминацию тех, кто находится в нижней половине рейтинга. Точка невозврата уже пройдена. Причём пройдена не сейчас, и не 100 лет назад, а гораздо раньше. Пройдена она тогда, когда оформились самые первые государства, запустив их эволюцию. Тогда элита поняла, что из людей выходят прекрасные рабы, что те, кто владеют рабами, живут лучше, и начала грызться друг с другом за рабов, эта грызня привела к тому, что в элите осталась только реально элитная элита, которая максимально эффективно эксплуатирует и удерживает в подчинении своих рабов и охраняет свою собственность от других элит, любые несоответствующие новым требованиям элитности элиминируются довольно быстро. Короче, запасайтесь вазелином и учитесь получать удовольствие от процесса.
Gryphon88
24.02.2017 19:26Я маленький был и не помню. Но говорят, в какой-то момент Ник до того
раздухарился, что стал местной достопримечательностью. К нему даже из
города журналист приезжал. Зашел в избу, а там целая стена в книжных
полках. По правую руку сочинения писателя-фантаста и историка Добрынина,
по левую — произведения философа и писателя-фантаста Курочкина. Посередине
Ник сидит, приветливо улыбается, самогонку разливает, а за спиной у него
андреевский флаг красуется да любимый карабин висит на гвозде.
Журналист после сказал:
— У нас в провинции чудаков хватает, я-то уж их повидал всяких, и за что
они меня только не агитировали… Но чтобы за первобытно-общинный строй — это, ребята, перебор!
О.Дивов, «Параноик Никанор»
i_Max2
22.02.2017 17:36Ну так все просто обходится. Крадется автомобиль законопослушного гражданина и никто не докапается — можно заправлятся и ездить куда надо. А чтобы не заявили о пропаже владельца убивают. Террористам ± один человек роли не играет.
K0styan
22.02.2017 19:01+1И тут вопрос — как отключить передачу данных в ЭРА-ГЛОНАСС?
*сорри, комментарий предназначался для корневой веткиEeegrek
22.02.2017 22:30Так система слежения будет видеть, что по дороге движется авто благонадежного гражданина. А то, что авто набито взрывчаткой с поражающими элементами Как отследить?
Neuromantix
22.02.2017 18:21Заказываем дяде Ляо кучу подобных датчиков. Цепляем на всех окрестных котов, собак и ворон.
Saffron
22.02.2017 19:46+2Вот, китайцы хотя бы честные. А у нас тоже внедрили обязательно слежение за авто через глонасс, но рассказывают сказки про безопасность водителей и пассажиров, а не про необходимость тотальной государственной слежки за каждым бортом
funca
22.02.2017 21:40«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Похоже, фантастические утопии начинают сбываться: население неуклонно катится от короткого периода цифровой свободы, в эпоху цифрового рабства.
KonstantinSpb
23.02.2017 00:19Ну ок, пусть будет стоять GPS трекер отсылающий данные по GSM.
Как обходить:
1. Отъезжая от заправки, включать глушилку GSM и GPS
2. Сделать GPS подмену координат
3. Экранировать GPS трекер решеткой Фарадея, или металической коробкой.
Finesse
23.02.2017 04:56Террорист перед выездом на терракт может просто отключить устройство слежения. Какой тогда смысл во всей этой затее?
VJean
24.02.2017 02:11+1Отключить RFID? он же пассивный.
И триггер: есть авто на камере, RFID не отвечает, спутники не видят. Уведомление ближайшему посту с требованием остановки и проведения допроса с пристрастием.
Astartan
23.02.2017 13:50Новость про рейтинг благонадежности напомнил мне одну из серий «Чёрного зеркала». Подумалось при просмотре:«Люди не настолько слепы и глупы, чтоб дело дошло до такого». А оно вот как вышло…
Barma2012
24.02.2017 14:27Ага, мне про благонадежность тоже «понравилось» ))) Надо скорее в России такое вводить — а то развелось всяких навальных и дадиных, портят рейтинг гаранту…
Gryphon88
24.02.2017 19:35Что ж так грубо, сказали бы «для повышения безопасности движения и балансировки транспортного потока», потом шлёпнули пару статей, что стало меньше пробок и наездов на пешеходов, стало проще оформлять документы при аварии, что у кого-то подешевела страховка, благо с такой системой перечисленное сделать действительно можно. В идеале — зарегистрировать под это дело стартап с харизматичным CEO, который будет писать бодрые пресс-релизы и играть в «давление на государство». Все танцуют, будущее здесь, следующий шаг — полностью самоуправляемые машины, мониторящие ситуацию на дороге с помощью v2v и меток на пешеходах.
eugene08
24.02.2017 21:43Ок, машина ездит с датчиками и rfid метками, как пора на дело — сняли метки/датчики или заглушили. Если они вообще как то будут мешать)
Shadow_Man
24.02.2017 21:43Какая же мерзкая страна, этот мир прогнивает с каждым разом все больше и больше.
vconst
A-Stahl
Так-с, что тут у нас? Продажа топлива без лицензии? 3 года.
Уклонение от налогов? Ещё 2 года.
Косвенная помощь террористам? 10 лет. Что? Ну да, злого умысла не было, поэтому смягчим до 5 лет.
Что там у нас итого? 10 лет? Первый раз, да? Ок, 4 года общего режима.
Следующий!
vconst
ArkturTierry
если система централизовано собирает данные, то прикрутить плагин, регистрирующий количество заправок по данной машине и информирующей о том, что вот тут Сунь Хунь Вчай за месяц куда-то дел две тонны 92 бензина (при пробеге 100 км) -никаких проблем. И к Суню выезжают люди в форме.
Сунь попытался саботировать систему? При регулярном гостехосмотре это просекли и снизили Суню рейтинг благонадежности. А то и штраф/тюрьма. Короче, если Система хочет жить, рядовой человек перед ней почти бессилен.
Давно жду, когда начнут чипирование людей, вполне допускаю, что китайцы будут в этом первыми.
Пошел перечитывать антиутопии. Кажется, у Ф.Пола в «Торговцах космосом» что-то такое было.
vconst
Значит наглеть не надо, барыжить по канистре-другой в день. Удвоенный расход топлива грузовика никого не удивит, парк такси может за день слить несколько тонн мимо кассы без всяких подозрений
yefrem
По-моему проще просто спалить неустановку трекера. Машина есть, документы на нее есть, за девайсом не пришел — вот и все. Варианты вроде порчи девайса, снятия и т.д. тоже вычисляются без проблем.
ArkturTierry
ну канистра в день -это небольшой объем профит не велик по сравнению с риском. Но даже такой объем довольно легко отследить.
Удвоенный расход (по пробегам и моточасам) и несовпадающие отчеты от АЗС и от контроля топлива -прямое указание на то, что идут махинации. А дальше уже дело оперативных сотрудников собрать доказательства (наружное наблюдение, контрольная заправка, контрольный пробег) и передать дело в крепкие руки китайского правосудия. Это если недолив топлива. Слив отлавливается еще проще.
LynXzp
Для террористов? Канистра — все что надо для автомобиля. Мы же сейчас не про нелегальную торговлю бензином?
Если террористы достали взрывчатку то и бензин достанут.
ArkturTierry
ну вообще-то первое сообщение треда именно о нелегальной торговле бензином, дескать, введение таким мер спровоцирует черный рынок и сделает меры контроля бессмысленными. Я же утверждаю, что если система более-менее адекватно работающая (мало ложных срабатываний в силу особенностей работы самой системы), то она не даст развиться черному рынку. При наличии политической воли у государства, естественно.
Что касается террористов, то да, бензин как таковой достать не очень большая проблема, если уж ты вздумал заняться террором. Понятно, что пугало «террориста» это прикрытие для «закручивания гаек» Большим братом.
LynXzp
А черный рынок для кого? Как я вижу — для террористов (и возможно параноиков). Их спрос не большой, удовлетворить не сложно. Массово — да, я с Вами согласен, сложно организовать, легко бороться. Но не вижу зачем «обычным людям» это. Хотя если те же кто и скупал биткоин захотят нелегально покупать бензин, то возможно…
MTyrz
Как только бензин оплачивается не непосредственно водителем, так сразу возникает желание его слить и продать дешевле, чем на заправке. Водитель получает приварок к зарплате, а «обычный человек» — бензин за меньшие деньги.
В СССР, кстати, была довольно массовая практика. Бензин сливали с грузовиков и продавали примерно вдвое дешевле. И никаких террористов.
Kuznets78
Электромобили можно «заправлять» без маячка…