Илон Маск — автор большого количества проектов, которые зачастую оказываются весьма удачными благодаря оригинальной идее, заложенной в проект изначально. Конечно, бывают и сложности, но, по большей части, идеи Маска реализуются. Одна из идей, которая близка к реализации — создание сверх-скоростной транспортной системы Hyperloop.

На Geektimes уже описывали эту систему, стоит только напомнить, что Hyperloop — это нечто вроде метро, только «тоннели» располагаются над землей, и представляют собой трубопровод, по которому движутся скоростные поезда. Тестовый участок Hyperloop, возможно, будет введен в эксплуатации уже в 2017 году. Ну, а сама транспортная система, вероятно, будет бесплатной для пассажиров. Тем не менее, Hyperloop — вовсе не благотворительный проект, просто прибыль будет извлекаться по другой схеме.

А именно — будет работать система, подобная той, что используется во многих мобильных игрушках, free to play. Пассажиры будут кататься бесплатно, но если захотят дополнительных услуг, комфорта, преимуществ — нужно будет заплатить. Кроме того, разработчики Hyperloop размышляют и над другой возможностью — получать деньги за проезд с пассажиров только в часы пик. В остальное время проезд будет бесплатным.

При этом компания не будет терять большое количество денег, поскольку планируется, что Hyperloop станет потреблять только «зеленую» энергию из возобновляемых источников.



На данный момент компания, которая разрабатывает Hyperloop, уже заключила контракт на приобретение участка земли. В 2016 году будет возведен 8-километровый участок системы, который будет тестироваться до 2017 года. В 2017 году планируется запустить этот участок в работу. 8 км — это, конечно, немного, преимущество скоростного транспорта проявится на гораздо более длинных участках. Скорость «поезда» в трубопроводе будет близкой к скорости звука.

Если тестовый участок проявит себя хорошо, компания станет работать над разворачиванием полноценной транспортной системы, стоимостью в несколько миллиардов долларов США. Hyperloop планируется строить не только в США, но и в Африке, Ближнем Востоке, Европе. Правда, все это — только после успешного завершения пилотной стадии проекта.

Комментарии (48)


  1. ildarz
    03.06.2015 12:32
    +4

    Не исключено, что эта штука вообще не может окупиться в классическом понимании (в какой-то разумный срок отбить расходы на строительство и эксплуатацию).


    1. gonzazoid
      03.06.2015 12:44
      +2

      кинотеатры работают по такой же схеме — кассовые сборы практически в полном объеме идут правообладателям, отбивают затраты с бар-стойки. Тут конечно, масштаб поболя будет, но в принципе, на мой взгляд — идея здравая.


      1. ildarz
        03.06.2015 13:18
        +2

        Тут порядок расходов совершенно иной. Пассажиры столько не выпьют. :))


        1. zloddey
          03.06.2015 14:13
          +12

          Глядя на элементы ландшафта, пролетающие мимо на скорости 1000 км/ч? Налижутся как миленькие от страха!


          1. Alexeyslav
            03.06.2015 15:11
            +17

            Туалет платный…


            1. Venikov
              03.06.2015 15:46
              +10

              вы тоже подумали о ломе, брошенном на такой скорости в туалет?


              1. Alexeyslav
                03.06.2015 16:14

                как и на самолете, туалет там автономный, если бросить туда лом то сломается только туалет.


                1. fshp
                  03.06.2015 19:44
                  +11

                  Маск всё делает на совесть. Сломается только лом.


                  1. Oxyd
                    04.06.2015 03:48
                    +4

                    Лом не сломается. Лом переработается в электричество. ;)


                    1. Alexeyslav
                      04.06.2015 15:24
                      +1

                      даже урановый?


                      1. toxicdream
                        04.06.2015 19:49
                        +4

                        Урановый тем более.


                        1. Alexeyslav
                          05.06.2015 13:48

                          Зачем такие туалеты на быстроходных поездах! такие бы домой, на землю…


      1. grieverrr
        03.06.2015 14:50
        +7

        оффтопик
        На сколько я помню, кинотеатры отпиливают строго половину сборов. То есть кину, чтобы отбиться хоть как-то надо собрать бюджетX2.


      1. aleks_raiden
        03.06.2015 23:05

        В кинотеатрах другая схема распределения выручки, при этом она неравномерно идет в зависимости от недели и даже дня проката, не надо так уж сгущать краски :)


  1. Juster
    03.06.2015 13:16

    А в России как же?


    1. Shirixae
      03.06.2015 13:32
      +26

      Как как… как обычно: медведя в баню запрягли, подкинули в печь урановых стержней, включили балалайку погромче и вперёд…


    1. Urvin
      03.06.2015 13:40
      +10

      Лет через 50 Якунин бодро отчитается о покупке б/у-шных HyperLoop составов под соусом инноваций.


      1. Shirixae
        04.06.2015 11:13
        +1

        Думаю, он столько не протянет. :) И это хорошо. Пусть кто-нибудь другой этим позанимается, а мы посмотрим, лучше будет или как.


        1. ssneg
          04.06.2015 15:42
          +1

          У Якунина есть два сына, плотно встроенных в империю РЖД, обоим по сорок сейчас. Так что через 50 лет это будут либо они, либо их дети. Но в любом случае комментарий валиден ;)


    1. DikSoft
      03.06.2015 13:43
      +5

      — В России не уложится в существующую бизнес схему.


  1. SpiritOfDarkDragon
    03.06.2015 14:06
    +18

    Постойте. Уже купили землю и в следующем году начнут строить? Но… разве… это не было просто идеей типа «вот было бы хорошо когда-нибудь»? о_О


    1. frost_lab
      03.06.2015 14:23
      +2

      Так ведь уже были новости, и на GT, что трасса согласована geektimes.ru/post/246498


    1. Zel
      03.06.2015 14:25
      -5

      А вот из таких идей («вот было бы хорошо когда-нибудь») и получаются гениальные проекты. Типа водородной бомбы


    1. Oxyd
      04.06.2015 03:50
      +1

      Маск такой человек, который старается реализовывать максимум своих идей «в железе».


  1. stigracer
    03.06.2015 15:24
    +4

    Потом Hyperloop и SpaceX объединятся и начнется строительство Hyperloop Space Elevator.


    1. Venikov
      03.06.2015 15:46
      -1

      Я такой видел в «Вспомнить все» (2012)


    1. eugenius_nsk
      03.06.2015 19:22
      +1

      А если разогнать побыстрее, получится что-то вроде пусковой петли.


    1. DIHALT
      04.06.2015 01:58
      +2

      Построят 100км Участок (или сколько там до НОО), потом поднимут его домкратом и будут пулять на орбиту.


  1. Equin0x
    03.06.2015 17:48
    +15

    Видимо это все-таки дешевле, чем утилизация оригиналов после телепортирования цифровой копии в пункт назначения )


  1. Alex222
    04.06.2015 03:24
    -17

    Думаю, если РФ захочет построить такое «метро» у себя, то «дяди» из США быстро все заблочат.

    Ну как же. Санкции. Нельзя.

    А то что где-то в США стоит такое «метро», плевать как-то…


    1. gonzazoid
      04.06.2015 14:26

      о, как трогательно. То есть вы признаете что РФ недееспособна?


      1. Alex222
        04.06.2015 15:11

        Я о другом.
        Хотелось бы чтобы была возможность строить «такое вот метро» у нас.


        1. gonzazoid
          04.06.2015 20:36

          это понятно. Просто из Вашего комментария можно сделать вывод что Вы считаете это невозможным в РФ не по причине полной импотенции властей а потому что «злые капиталисты» не дают нам развиваться. А так, если бы не они — то мы вполне себе альфа-самцами были бы.


          1. Alex222
            04.06.2015 20:44
            +1

            Знаете, в вашем комменте есть что-то здравое. Кое-что правда так. Но наверное, не стоит тут развивать тему — Хабр/ГТ, все-таки, не для этого.


  1. igorp1024
    04.06.2015 11:42

    >В 2017 году планируется запустить этот участок в работу. 8 км — это, конечно, немного, преимущество скоростного транспорта
    > проявится на гораздо более длинных участках. Скорость «поезда» в трубопроводе будет близкой к скорости звука.

    На какие расстояния нужно ездить, чтобы успеть насладиться комфортом, который предлагается покупать? :)
    Если принять за скорость «близкую к скорости звука» скорость распространения звука в воздухе (?1200 км/ч), то в пригородных и в некоторых междугородних сообщениях это просто бессмысленно. :) Например, один из моих некогда ежедневных маршрутов занимает около 20 км в одну сторону. Это около минуты комфорта…


    1. Chamie
      04.06.2015 12:46

      Ну, изначально предполагалось строить 570км от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско.


      1. aikixd
        04.06.2015 15:15

        Эти пол часа я бы и постоял.


        1. Chamie
          05.06.2015 13:49

          При ускорении и торможении (?0.5g) тоже? И при экстренном?


          1. aikixd
            07.06.2015 08:35
            +1

            Бесплатнож.


          1. zloddey
            07.06.2015 22:08

            Постоял бы под углом в 30 градусов к вертикали, эка невидаль


            1. Chamie
              08.06.2015 22:58

              А при экстренном — под углом 80°?


  1. GarryC
    04.06.2015 17:30
    +1

    поскольку планируется, что Hyperloop станет потреблять только «зеленую» энергию из возобновляемых источников.
    Вообще то стоимость энергии не определяется возобновляемостью источников, и такая энергия пока что существенно дороже «обычной», Так что какое отношение данный пассаж имеет к окупаемости проекта, оставим на совести журналистов, хотя, не исключено, и на совести самого Маска (ну негативно я к нему настроен, не верю я ему).


  1. GarryC
    04.06.2015 17:40

    Немного цифр.
    1200 км/ч = 333м/сек. Для разгона до такой скорости при ускорении в 1g=9,81м/сек*сек потребуется 34 секунды.
    За это время пройденный путь составит 9,81*34*34/2 = 5670 м.
    То есть полминуты ускорения 1g, затем полминуты торможения 1g и уже нужна трасса длиной 12 км как минимум.
    Ну о комфорте в таких условиях говорить и точно сложно.


    1. Chamie
      05.06.2015 13:54
      +1

      Не знаю, как в этой демо-трассе, но про «полноценный» Гиперлуп писали, что ускорение будет не выше 0,5g (как в машине, ускоряющейся с 0 до 60миль в час за 6.4 секунды), и то только в течение небольших промежутков. При этом, средний пассажир коммерческого авиарейса испытывает ускорение до 1,5g.

      At a top speed of 760 miles an hour (for aerodynamic considerations), Musk plans on relatively brief periods of acceleration limited to 0.5g—half of the force one feels from gravity in a normal situation—on passengers, interspersed by much longer periods of coasting.

      By point of comparison, someone in a car going from 0 to 60 miles per hour in 6.4 seconds feels a G-force just below 0.5g. Typically, passengers in a commercial aircraft will sometimes experience G-forces up to around 1.5g at the most.


    1. Alexeyslav
      05.06.2015 13:58

      Эта 8км трасса наверно не будет возить пассажиров, разгонят поезд и с десяток кругов проедет потом только тормозить будет. Им же надо сейчас динамику проверить в натуральной величине и вероятно на износ деталей.


      1. GarryC
        05.06.2015 14:25

        Вы правы, не подумал про кольцевую трассу.


    1. Bronx
      09.06.2015 10:59

      Это не самая большая проблема для комфорта. Куда важнее обеспечить и постоянно поддерживать ровность трассы. На такой скорости даже небольшие отклонения от прямолинейности будут ощущаться как «воздушные ямы» с периодами [полу-]невесомости, что может привести к укачиванию.


  1. GarryC
    09.06.2015 13:12

    Мда опять немного цифр.
    Если трасса круговая, то радиус ее составит 8000/2/3,14 = 1237 метров.
    Тогда при скорости 333 м/сек центростремительное ускорение составит 333*333/1237 = 87 м/сек/сек ~ 9 g.
    Комфортного времяпрепровождения на протяжении нескольких кругов ).