Запуск SLS глазами художника
В течение последующих нескольких лет НАСА планирует начать запускать собственные тяжелые ракеты. Речь идет о миссии по доставке оборудования и людей к Луне. Изначально эти пуски были запланированы на 2018 и 2021 год, но, скорее всего, их придется перенести на более поздний срок. Разработкой тяжелых и сверхтяжелых ракет-носителей для НАСА занимаются SpaceX и Boeing. Что касается последней, то ее ракета называется Space Launch System (SLS). По плану, ракета должна отправиться в полет уже в следующем году.
По плану НАСА в названных временных рамках должны были состояться испытания ракеты-носителя SLS от Boeing и капсулы Orion от SpaceX. В ноябре 2018 года тяжелая ракета Boeing должна вывести на лунную орбиту капсулу Orion. Полет должен быть автоматическим, это позволит без риска для людей испытать все системы. А уже на 2021 год намечен второй полет, с командой людей. Продолжительность полета — 8 дней, количество членов команды — 4.
Сейчас агентство ведет работу над монтажом наземных конструкций на стартовой площадке. Так что подготовка обеих миссий продвигается. В частности, ведутся работы по созданию мобильной пусковой платформы для SLS, также модернизируются, изменяются по нужды новых миссий различные структуры стартовой площадки на мысе Канаверал, в Космическом центре Кеннеди.
Ранее сообщалось, что президент США Дональд Трамп подписал документ о финансировании всех программ НАСА, особо ничего не урезав, кроме отказа в дополнительной поддержке полетов на Марс, что лоббировал Илон Маск. Но сейчас в НАСА говорят, что уровень финансирования программы полетов на Луну ниже рекомендуемого. Другими словами, реализация программы будет менее быстрой, чем изначально планировалось.
Кроме того, в программе могут быть изменения, связанные со всем, что было сказано выше. Например, первый беспилотный полет может быть отменен, к Луне полетит капсула с людьми. Сейчас НАСА изучает возможность осуществления пилотируемого полета к Луне, стараясь предусмотреть все неприятности, которые могут случиться. Но все это еще не подтверждено, речь идет лишь о предполагаемых, а не утвержденных действиях. Если будет решено отправить людей в космос в рамках первой миссии, то агентству придется взять на себя не только дополнительные риски, но и дополнительные расходы. «Предварительная оценка показывает, что на это потребуется существенные дополнительные затраты — деньги, которые не так уж и легко достать», — заявил ранее Билл Хилл, представитель НАСА.
Администрация президента попросила руководство НАСА провести оценку рисков изменения планов. По словам руководства агентства, если в ходе анализа окажется, что отправлять людей в космос в рамках ЕМ-1 слишком опасно, то в силе будет оставлен прежний план, и первый запуск проведут в автоматическом режиме.
При изменениях программы придется в быстром темпе дорабатывать верхнюю ступень ракеты для пилотируемого полета, добавлять систему жизнеобеспечения для астронавтов, дорабатывать капсулу Orion. «Нам придется разобрать то, что уже сделано и модифицировать систему для добавления системы жизнеобеспечения, которая нужна для полета», — говорит Джейсон Крузан (Jason Crusan) руководитель одного из подразделений НАСА.
Вся работа по полету на Луну — лишь подготовка к большему, то есть пилотируемой экспедиции на Марс с высадкой людей. Во всяком случае, так заявляют в НАСА. Перенос полетов на Луну, конечно же, влияет и на программу полета к Марсу, сроки сдвигаются на более поздний срок. Частью этой программы является создание модулей для Deep Space Gateway — станции, находящейся около Луны, которая будет служить промежуточным этапом при осуществлении полетов к Луне и Марсу.
Во всей этой программе сейчас много пробелов. Точно неизвестны сроки реализации ряда этапов, неизвестна стоимость создания упомянутых модулей и других аппаратов и конструкций. В результате правительство США настойчиво рекомендует агентству побыстрее определиться с планом, сфокусировавшись на выполнении ранее намеченных его этапов.
Кстати, немаловажным аспектом всего этого являются деньги. Уже сейчас НАСА потратило более $15 млрд на марсианскую программу. Считается, что к 2033 году объем затрат достигнет $210 млрд. Поэтому сейчас правительство просит агентство еще и подумать над тем, где можно сэкономить. Кроме того, администрация президента Трампа хочет показать ощутимые результаты своей работы уже в течение первого президентского срока Дональда Трампа.
Комментарии (26)
frees2
16.04.2017 18:01Насколько память не изменяет, ранее отменена программа по астероидам. Заместо оставлена лунная программа. Развитие программ SLS, Orion и GSDO достигнет примерно 23 млрд. Долл. США к концу 2018 финансового года.
Во второй половине 2017 все ждут начала экономического банковского кризиса. S&P 500 смотреть, нажав кнопку макс.
pnetmon
16.04.2017 20:07+7Уважаемый marks.
Незнаю что было источником этой статьи. Но Полно сайтов которые хорошо освещают космическую тему. Перевод специализированных изданий будет более интересен.
Например по тому же аудиторскому отчету "NASA's Plans for Human Exploration Beyond Low Earth Orbit" (77 стр, 6694172 B) https://oig.nasa.gov/audits/reports/FY17/IG-17-017.pdf
Нормальная статья http://spacenews.com/nasa-inspector-general-foresees-additional-slsorion-delays/
NASA inspector general foresees additional SLS/Orion delays
Или http://www.floridatoday.com/story/tech/science/space/2017/04/13/nasa-audit-sls-rocket-unlikely-launch-18/100427278/
В течение последующих нескольких лет НАСА планирует начать запускать собственные тяжелые ракеты.
Это не ракета НАСА (как производителя, но как заказчика). Это не тяжелая ракета, а сверхтяж.
По плану НАСА в названных временных рамках должны были состояться испытания ракеты-носителя SLS от Boeing и капсулы Orion от SpaceX.
Это какой капсулы Orion от SpaceX?
Ранее сообщалось, что президент США Дональд Трамп подписал документ о финансировании всех программ НАСА, особо ничего не урезав, кроме отказа в дополнительной поддержке полетов на Марс, что лоббировал Илон Маск.
Подписал проект бюджета на 2018 год. Часть урезал полностью, часть частично. На SLS и Орион выделено больше денег чем в предыдущем бюджете на прошлый бюджетный год…
Nathanson
16.04.2017 20:11+3Вот именно, какой еще Орион от СпейсХ? После этого хочется сразу закрыть и не читать, как можно быть НАСТОЛЬКО некомпетентным?
Rumlin
17.04.2017 10:11+1Похоже базой для статьи служила эта — NASA OIG: SLS UNLIKELY TO LAUNCH IN 2018 http://www.spaceflightinsider.com/missions/human-spaceflight/nasa-oig-sls-unlikely-launch-2018/
Valerij56
16.04.2017 23:12+1Планы НАСА меняются: пуски тяжелой ракеты НАСА, скорее всего, отменят совсем.
Кстати, инициатором создания SLS НАСА не является, это проект Сената.
SLS очень дорогая ракета. Дорогая не только прри запуске — к к стоимости запусков добавляется стоимость содержания инфраструктуры. К моменту начала полётов у Маска и у Безоса должны быть коммерческие конкуренты, стоимость запуска которых ниже и содержать инфраструктуру которых не надо.
К тому же, вероятно, что создав при поддержке Министерства обороны младший Раптор, и с его использованием верхнюю ступень для Фалькона Хэви, Маск начнёт эксперементировать с заправкой верхней ступени на орбите. Это позволит ему отправлять к Луне или в дальний космос кванты груза более пятидесяти тонн.
QWhisper
17.04.2017 00:17+8Вот бы хоть раз, открыв новость про космос, прочитать, что то вроде — «Благодаря успешным проверкам двигателей, срок запуска спутника/ровера/человека на Марс/Луну/Венеру/Европу, сдвинулся с 2019 года, на 2018»
AmberSP
17.04.2017 09:29+5Да из крупных проектов, сданных (нормально сданных) раньше срока, в голову только тоннель в Швейцарии приходит.
Это типичное же явление. Если честно сказать «нам надо 10 лет, дофигалиард денег и ну не знаю, мож чо и выйдет» — денег точно не дадут. А если пообещать за 5 лет и треть дофигалиарда — то может и прокатить. А потом будет жалко выбрасывать и ещё дадут.vvzvlad
18.04.2017 15:06Да из крупных проектов, сданных (нормально сданных) раньше срока, о которых я в курсе, потому что читаю гиктаймс, в голову только тоннель в Швейцарии приходит.
Поправил, не благодарите.
NightSilf
17.04.2017 05:45+2«По плану НАСА в названных временных рамках должны были состояться испытания ракеты-носителя SLS от Boeing и капсулы Orion от SpaceX.»
У SpaceX корабль Dragon. Orion вроде как должен летать на SLS.
ustasby
18.04.2017 01:51-1Все равно не понимаю, к Луне в 70 уже слетали, при тех технологиях, а повторить не могут, никак в голове не укладывается.
voyager-1
18.04.2017 11:09+1Все равно не понимаю
Стоимость программы «Аполлон» в текущих ценах — это около 170 млрд $ (и он от современных технологий — не сильно поменяется), а текущий бюджет NASA на год — это только 19,5 млрд $. То есть если они откажутся от всех научных/исследовательских/образовательных программ на девять лет — то они смогут закинуть ещё 12 человек на Луну. На такое никто не согласится.
к Луне в 70 уже слетали, при тех технологиях
Первый зонд к Меркурию скажем — был отправлен в 1973 году, а второй — отправлен только спустя 31 год. Причём оба аппарата — были от NASA, и сейчас только готовится третий аппарат — совместно от EKA и JAXA.
а повторить не могут
Рекорд скорости среди подводных лодок (44,7 узла) — поставлен в 1971 году, не побит до сих пор.
Рекорд скорости среди самолётов (3529,56 км/ч) — поставлен в 1976 году, не побит до сих пор.
Рекорд скорости на рельсах (1017 км/ч) был поставлен в 1954 году. И в том виде, в котором он устанавливался — вообще вряд ли будет повторён когда-либо.iShatokhin
18.04.2017 23:12+1Рекорд скорости среди самолётов (3529,56 км/ч) — поставлен в 1976 году, не побит до сих пор.
Надо уточнять какого класса самолетов, т.к. в серии X были самолеты сильно быстрее:
X-15 набирал 7274 км/ч в 1963.
X-43 (правда, он беспилотный) — 11 850 км/ч в 2004.
Простите за оффтопик.
LanMaster
21.04.2017 12:01уже в течение первого президентского срока Дональда Трампа
хоть бы не так неприкрыто, что ли…
differentlocal
SLS какой-то невезучий проект. Сроки постоянно едут вправо, бюджет — вверх, а рядом уже конкуренты коммерческие вьются.
reader21
А что плохого в конкурентах
?
Named
В теории они весь проект похоронить могут.
Laney1
у коммерческих конкурентов из SpaceX тоже постоянные факапы и срывы дедлайнов. Увы, такова участь любого крупного проекта. Чем он крупнее и сложнее, тем больше сдвиги.
Если запуск SLS задержат хотя бы на 2-3 года (например, отменят 2018 и полетят в 2021 сразу с экипажем), это все равно будет отличным результатом
Valerij56
Если запуск SLS задержат хотя бы на 2-3 года (например, отменят 2018 и полетят в 2021 сразу с экипажем), то весь мир будет смеяться над НАСА, а десяток облетевших Луну туристов встретят вернувшихся после облёта Луны астронавтов на Земле с хлебом-солью.
Laney1
лол, вы видимо совсем забыли историю. Вот например на что нацеливалась SpaceX 9 лет назад:
результат: прошло 9 лет, Falcon Heavy до сих пор не летает. Маск молодец и делает большое дело, но не надо делать из него волшебника, который вот прямо сейчас обыграет все эти ваши наса и боинги одной левой.
В то же время разработка SLS началась только в 2011-м году, и это намного более сложный проект, нацеленный на создание ракеты грузоподъемностью в 1.5-2 раза больше чем Falcon Heavy и с целями посерьезнее чем простой облет Луны с парой туристов
BlackMokona
Текущий Фалькон-9 таскает больше, чем должен был таскать Фалькон-Хэви по тому проекту.
Valerij56
Для Фалькона Хэви Маск при поддержке Министерства обороны должен сделать новую, метановую, верхнюю ступень. Затем, вероятно, на этой ступени Маск станет отрабатывать заправку на орбите. Маск парень упорный, в конце концов у него получится — и Фалькон Хэви сможет отправлять к Луне и в дальний космос ПН большую, чем Ares-5 или SLS.
При этом Фалькон Хэви, особенно в многоразовой версии, приспособлен для частых запусков, а максимальный темп производства и запуска SLS всего два запуска в год. Для увеличения темпа запусков SLS опять нужны многомиллиардные вложения в инфраструктуру.
Поэтому SLS пригодна, максимум, для повторения программы Аполло. Например, строительство и поддержание постоянной лунной базы с её помощью невозможно без расширения инфраструктуры.
Sandmann-bk
Совсем не так. Общего у них — только твердотопливные ускорители. Центральных блоки, верхние ступени, их двигатели — всё разное.
Valerij56
Мягко говоря, не совсем так. То есть вы правы, но!
Смысл в том, что при работе над Аресом выяснилось, что проект слишком затратный, поэтому его и зарубили. Но тут же Конгресс озаботился заказом, для оставшихся не у дел грандов аэрокосмической индустрии. так на тех же технологических и организационных решениях возникла вторая итерация Ареса — дым пожиже, труба пониже.
solariserj
А разве у SLS есть конкуренты? ну в легком варианте, да ещё можно в натяжку сравнится с FalconHavy, но в тяжелом варианте без конкуренции, правда тут проблемы с возможными миссиями, но мне кажется они как раз должны сейчас прорабатываться…
Valerij56
Более половины массы ПН, посылаемой в дальний космос составляет масса топлива. Для новой верхней ступени Фалькона Хэви Маск, с помощью Министерства Обороны, делает «маленький Раптор» (в первых полётах Фалькон Хэви будет иметь верхнюю ступень от обычного Фалькона-9). Вероятно, что сделав верхнюю метановую ступень, Маск начнёт на ней отрабатывать дозапрвку на орбите. Маск парень упорный — у неuо получится, и тогда Маск сможет посылать к Луне и дальний космос аппараты массой более пятидесяти тонн — раньше, чем появится SLS, дешевле, чем стоит запуск SLS, и чаще, чем сможет летать SLS