В предыдущем посте мы рассмотрели «интеллектуальную» маршрутизацию и как она работает в сервисе «8-800». Сегодня предлагаю рассмотреть вопросы тарификации услуги «8-800».

Сама возможность тарификации вызова на номер 8-800 в протоколе SS7 (ОКС7) реализована с помощью так называемой функции Reverse Charging. Изначально данная функция была создана для популярной услуги Collect Call (звонок за счет вызываемого абонента). Подробно с точки зрения протокола SS7 функция REVC (такое сокращение часто употребляют для Reverse Charging) описана в ITU-T Recommendation Q.736.3.

Рассмотрим схему прохождения вызова с точки зрения тарификации.

Для упрощения примем следующие условности:

1. Абонент А, «Оператора А» совершает вызов на номер 8-800-ХХХ-ХХ-ХХ, который принадлежит «Оператору М» («Оператор М» — что бы никто не догадался :)).

2. По правилам маршрутизации вызов на номер 8-800-ХХХ-ХХ-ХХ переадресуется на Абонента В «Оператора В» или на Абонента М «Оператора М» в зависимости от некоторых условий (например, времени суток).

image

Итак, вызов от Абонента А на номер 8-800-ХХХ-ХХ-ХХ поступает на МгМн коммутатор «Оператора М». Этот коммутатор «Оператора М» передает коммутатору «Оператора А» признак REVC (не будем подробно останавливаться на протокольных тонкостях), простым языком — сообщает, что вызов будет оплачиваться стороной «Оператора М». Далее, в зависимости от сработавшего правила, вызов устанавливается с Абонентом В или Абонентом М.

По завершении вызова, соответствующие узлы сети формируют файлы CDR (Charging Data Records). В данном случае их будет два. Первый — это CDR так называемого «плеча инициации» (на схеме 1) и второй CDR так называемого «плеча терминации» (на схеме 2 или 3).

Первый CDR будет описывать стоимость вызова от Абонента А до «Оператора М», второй CDR будет описывать стоимость от «Оператора М» до Абонента В или до Абонента М.

Общая стоимость вызова будет равна сумме двух «плечей» (CDR1 + CDR2 или CDR1 + CDR3).

По завершению вызова платформа услуги «8-800» генерирует результирующий CDR, содержащий информацию об обоих «плечах» соединения.

Образец CDR
Реальные номера заменены на X.

41,158148,,607,,800XXXXXXX,7499XXXXXXX,20161013112944,0,30,05,,7926XXXXXXX,,,,,8800,,,,,,,,,,11,05



И для данного примера стоимость вызова по CDR2 и CDR3 будет разная, потому, что CDR2 — это терминация на «чужую» для «Оператора М» сеть «Оператора В», а CDR3 — терминация на свою собственную сеть.

Для упрощения процесса тарификации применяются так называемые «Тарифные классы», когда направления инициации и терминации сгруппированы по стоимости и размещены в тарифную сетку. В этой тарифной сетке, например, по вертикали направления инициации вызова, а по вертикали — направления терминации. На пересечении — собственно и указана суммарная стоимость за минуту вызова. Кроме того, тарифная сетка собрана в пакеты минут, для того, что бы предоставить скидки от общего объема вызовов (как обычно — чем больше выговорено минут, тем дешевле стоимость каждой минуты).

Упрощенная тарифная сетка
Стоимость и направления вызовов намеренно упрощены.

image

Логичный вопрос — а как же существуют тарифы на 8-800 вида «N руб. минута с любого направления?»
Очень просто — это условное «усреднение» стоимости минуты.

Еще один вопрос — «А сколько должен стоить вызов на 8-800, который попадает на IVR «Оператора М?» Как минимум — стоимость плеча инициации (CDR1), а не бесплатно, как многие считают.

Очевидно, что существенно сэкономить на стоимости вызова на номер 8-800 не получится, зачастую большую часть стоимости будет содержать первое «плечо».

Стоимость же минуты второго «плеча» (терминации) будет отличаться примерно на рубль в случае использования номера переадресации, принадлежащего оператору-владельцу конкретного номера 8-800 и «чужому» оператору. Вывод: выгоднее покупать номер 8-800 у того же оператора, к которому подключен и Ваш основной телефонный номер. Дополнительно можно снизить стоимость вызовов, подключившись к оператору по выделенной линии. Если это по каким-либо причинам невозможно, то необходимо использовать терминацию на SIP, как очевидно самый дешевый вариант доставки трафика до Вашего телефонного номера.

Есть еще один совет по оптимизации затрат. Номера 8-800 продают многие операторы связи. Также известно, что большинство звонков на номера 8-800 совершаются с мобильных номеров. Отсюда напрашивается вывод: для оператора мобильной связи стоимость первого «плеча» будет дешевле, так как часть звонков абонентов на номер 8-800 (20-40% от всего трафика) будет приходить с собственной сети, поэтому, по этим звонкам платить интерконнект не нужно. Следовательно, гипотетически оператор мобильной связи можем предоставить более выгодное предложение по услуге «8-800» чем операторы фиксированной связи. «Оператор М», по крайней мере, точно может.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (13)


  1. derwin
    18.04.2017 12:40
    +6

    расскажите пожалуйста следующим постом когда мегафон «внедрит» call-центр для корпоративных клиентов:
    — чтобы регистрировали проблемы, с присвоением номера заявки
    — чтобы работали круглосуточно, а не только пока москва работает
    — чтобы отзванивались по решению проблемы и предлагали проверить
    Кто не вкурсе, расскажу про мегафон (в моём регионе): не работает интернет — звони менеджеру, если менеджер не взял трубку — это твои проблемы! Если менеджер не в силах решить твою проблему — пиши на деревню дедушке на почтовый адрес указанный менеджером. Однажды мне даже перезвонили, попросили уточнить где у меня подключен интернет, потому что до менеджера не дозвонились. Ниразу не отзванивались по работам и не заводили траблтикет.
    А ещё научите инженеров делать гарантию на питание когда кидаете оптику от своих станций до клиента. А то как то неловко получается — с моей стороны оптика на гарантии, а со стороны провайдера — нет…


    1. Talesman
      20.04.2017 12:46

      Доброго дня!
      Передал Вашу проблему в ТП МегаФон, в ближайшее время они свяжутся с Вами.


  1. nerudo
    18.04.2017 12:58
    +1

    Почему звонки на мобильный дороже даже чем на Камчатку из Калининграда?


    1. Talesman
      20.04.2017 15:07

      Доброго дня!

      Возможно не очень удачный пример я выбрал для демонстрации принципов тарифной сетки. Тем не менее, в общем случае, затраты оператора при инциации вызова из «чужой» мобильной сети и переадресации его на «чужую» мобильную сеть выше всего. Не готов объяснить причины такого дисбаланса стоимости, но увы, такова данность на текущий момент.


  1. Ivanii
    18.04.2017 12:58

    Несколько лет назад работал с Мегафоном и МТСом (пользовались только мобильным интернетом) в Подмосковье и Москве — Мегафон реагировал на проблемы и устранял их сразу или на следующий день, МТС только записывал и проблема могла быть неделями…


    1. derwin
      19.04.2017 05:44

      мтс полная печалька. Как то выставили нам счёт за 2016 год за симки, отключенные в 2011 году. Все акты сверок ест-но подписаны многократно с 2011 года. На нашу претензию послали писать претензию письменно в ближайший офис розничной продажи (аля «евросеть»). Представляете глаза у девочки в этом офисе? наверное, они подумали что мы наркоманы.


  1. bravo-ej
    18.04.2017 17:35

    Расчёты конечно не тривиальные и прям даже стало интересно, как это реализовано у нас. Ведь станция то может и получила признак, что оплата за счёт вызываемого абонента… Но таких меток я что-то не наблюдал в CDR наших коммутаторов.

    Какой ужас! Кто ж так придумал хранить дату?)


    1. Talesman
      20.04.2017 13:29

      Доброго дня!

      Признак REVC обычно передается в сигнализации обмена между МгМн коммутаторами.
      Дальнейшее решение о тарификации принимается на уровне биллинга опертора. У нас это решение принимает платформа 8-800 в зависимости от направления вызова.

      А чем Вас смутил формат timestamp(14) для даты/времени? Это обычная практика работы с типами данных даты/времени, в том числе и в БД (посмотрите, например, описание типов данных в SQL).


  1. prgrant
    18.04.2017 17:54

    Номер 8-800 до сих пор считается чем-то большим для обывателя, в отличие от обычных городских номеров или тем более номеров мобильных операторов. Благодаря IP-телефонии, каждая компания может позволить себе номер 8-800. И именно благодаря IP-телефонии, наши любимые операторы берут мзду за данные номера больше, чем оно того стоит.


    1. bravo-ej
      18.04.2017 20:55

      Вы правда ведь вряд ли знаете, сколько оно стоит? Можно конечно продавать эти номера как обычные, ну может с небольшой наценкой, потому как всё таки требуется доработка ПО на коммутаторах (понятно, что всё уже давно доработано, но когда то же это всё внедрялось и обкатывалось впервые). Но есть ещё такой момент, что этих номеров мало. Значительно меньше чем любых других. За них нужно заплатить больше пошлину при получение, Да и не всё так просто с поддержанием этой платформы.
      Есть же ещё номера 8-801–9. Там вообще постараться надо, что бы это всё работало и не только на одного оператора в точке, но и присоединённых. А станции у всех разные.


      1. prgrant
        19.04.2017 08:31

        Вот поэтому у нас подключен номер 8800 не от мобильного оператора.


        1. bravo-ej
          19.04.2017 09:00

          Извините, не понял в чём принципиальная разница. Оператор фиксированной связи даёт тарифы на них дешевле? По сути особой разницы в этих узлах у операторов нет.


    1. Talesman
      20.04.2017 15:04

      Доброго дня!

      Честно говоря VoIP лишь транспорт для последней мили или SIP направление переадресации трафика.
      На МгМн сети все равно трафик «ходит» классический.
      Таким образом, сэкономить мы можем только на «приземлении» трафика на SIP, о чём я и написал.