Технология блокчейн, лежащая в основе CATs, привлекает внимание представителей самых разных отраслей: от финансов и страхования до шоу-бизнеса и сельского хозяйства. Столь пристальное внимание к этой технологии неслучайно.
Близится третья волна развития блокчейн-решений, заставляющая обратить внимание на технологию CATs. Но для того чтобы лучше понимать тенденции сегодняшнего дня, стоит начать с предыстории.
Первая и вторая волна: энтузиасты и анархисты
Первой волной блокчейна можно считать начальный этап развития технологии. В самом конце нулевых блокчейн был неотделим от криптовалюты Биткоин, и о нем почти никто не знал. Тогда им пользовались энтузиасты-любители и анархисты. Словом, первопроходцы, которые видели в этой технологии нечто особенное и исследовали ее возможности с нескрываемым любопытством и восторгом.
Примерно в 2011 году Биткоин начал привлекать к себе некоторое общественное внимание. Повысилась общая активность пользователей, способствовавшая расширению системы. Биткоин тогда получил признание в качестве протокола на базе блокчейн. Его механизмы безопасности прошли проверку, пользовательская база существенно выросла, баги были отлажены. И все это до появления каких-либо реальных конкурентов.
Кульминации первая волна достигла во время глобальной шумихи в 2013 году, которая поднялась сначала благодаря экономическим проблемам Кипра, а после из-за китайского фондового пузыря ноября — декабря, когда обменный курс биткоинов на юани стал равен курсу обмена биткоинов на доллары. Эти события спровоцировали рост цены на биткоин до рекордных на тот момент высот — 1 149 долларов США, по данным на 30 ноября 2013 года.
То был расцвет спекулятивной деятельности: биткоин-биржа MtGox еще работала и была в лидерах рынка. Биткоин регулярно попадал в общий поток новостей благодаря своей волатильности. А потом пузырь лопнул так же внезапно, как и когда-то начал расти.
Вторая волна ознаменовалась крахом биржи MtGox. Курс биткоина упал. Ведущие СМИ подвергли ситуацию резкой критике — в их оценках господствовали скептические настроения.
Несмотря на запуск нескольких сотен новых криптовалют, популярными у пользователей в то время удалось стать единицам. Один из примеров — Litecoin, добившийся роста рыночной капитализации, которая на сегодняшний день составляет более 179 млн долларов США. Криптовалюта основана на той же технологии, что и Биткоин, но в отличие от последнего не предложила почти ничего принципиально нового.
Ощутимые изменения произошли в 2014—2015 годах. Тогда новые решения разрабатывались быстро, проходя проверку уже на рынке. Движущей силой этого процесса послужило падение курса Биткоина, держатели которого начали вкладывать его токены в другие проекты в надежде извлечь из этого прибыль. Деньги кочевали из одного проекта в другой. Эти два года послужили опытным полигоном не только для технологий, но и для бизнес-моделей, разработчиков и предпринимателей.
Третья волна: платформы, а не валюты
Растущий профессионализм сектора, более ясная регуляторная обстановка, более осознанное понимание узких мест и тех бизнес-потребностей, где блокчейн действительно может изменить ситуацию к лучшему, — все это характеристики нынешнего этапа. Приводя аналогию, можно сказать, что это тот самый момент, когда протокол Интернета TCP/IP перерос в электронную коммерцию. Компании сегодня уже начали понимать, как блокчейн может повысить их эффективность и продуктивность, а блокчейн-разработчики и предприниматели готовы предоставить им нужные решения.
Ключевой особенностью третьей волны становится появление не криптовалют (не монетарных систем на базе блокчейн), а многофункциональных блокчейн-платформ, которые решают какой-то ряд задач и в большей степени применяются в качестве инфраструктуры, поддерживающей работу широкого спектра приложений, нежели сами являются приложениями.
Поэтому для начала давайте определимся с тем, что собой представляют специальные токены приложений или, как их еще называют, apptokens или appcoin. Для обозначения этого понятия предлагаю воспользоваться именем Custom Application Tokens, сократив его до CATs. Должен сказать, что мне на самом деле не нравится название appcoin, поскольку оно акцентирует внимание на монетарной стороне вопроса и уже успело получить плохую рекламу в прессе.
Apptoken или CAT — криптографически защищенный, подлежащий передаче блокчейн-токен. Как правило он — важный функциональный элемент приложения, обладающий некоторой фактической стоимостью, установленной с помощью механизмов открытого рынка.
Давайте немного глубже разберемся в сути этого определения. Криптографически защищенный означает, что для поддержки работы реестра применяется классическое шифрование с открытым ключом и что держатель токенов сохраняет контроль над ними до тех пор, пока его закрытый ключ не оказывается известен посторонним.
На самом деле токен — запись в публичном реестре. Его интерпретация выходит за рамки реестра как такового и должна определяться извне, исходя из особенностей приложения, использующего реестр. Токен интегрируется в функциональность приложения, что может быть сделано разными способами.
Фактическая стоимость закрепляется за токеном с помощью его интеграции в приложение. До тех пор, пока приложение предлагает некоторую ценность, связанный с ним токен также имеет ценность.
Настоящая стоимость токена определяется в ходе торгов на открытом рынке, который формируется естественным образом. Их децентрализованная природа способствует появлению поверх них торговых платформ. Блокчейн-системы при этом могут иметь собственный набор инструментов для реализации торговли.
Поскольку все это звучит весьма абстрактно, давайте рассмотрим небольшой пример, показывающий насколько универсальным может быть этот подход. Представим, что мы запускаем социальную сеть и хотим привлечь деньги для ее развития. Мы можем создать внутреннюю валюту для нашей сети, выпуская токены на базе общедоступного блокчейна. Выбор именно открытого блокчейна может быть очень важным шагом, поскольку позволяет добиться прозрачности и вызвать доверие. Внутреннюю валюту можно передать в рамках сети и использовать для оплаты определенных услуг. Мы также можем пообещать предоставить баннерную рекламу по всей сети за, скажем, 100 токенов. Если сеть станет успешна, наша пользовательская база начнет расти и все больше людей начнут видеть рекламу. Это, конечно же, значит, что ценность нашего токена также должна вырасти, поскольку рекламодатели будут получать больше выхлопа за те же деньги.
Выпуская такие токены, мы предоставляем пользователям сети ценную услугу (возможность передачи ценности в форме неких условных единиц), привлекаем средства на развитие и даже предоставляем желающим механизм инвестирования. Мы получаем возможность привлекать средства напрямую «из толпы» и от пользователей социальной сети, способных убедиться в ценности сети на практике. Нам не нужно идти к венчурным инвесторам, мы убираем посредников, обращаясь напрямую к своим пользователям.
Природа токенов может различаться, но всех их объединяют два момента: интеграция в некоторые внешние приложения и определение фактической стоимости с помощью механизма свободного рыночного торга.
Конечно, в качестве первых примеров применения CATs можно назвать сеть Биткоин c ее собственным токеном, а также собственные токены тысяч других криптовалют, созданных вслед за Биткоин. В этом случае в роли приложения выступает сам блокчейн. Собственные токены играют важную роль в существовании открытых блокчейн-систем. Такие токены можно назвать «родными» CATs.
Вскоре после появления Биткоин люди поняли, что блокчейны — не что иное, как распределенные реесты, и будучи таковыми, они могут хранить записи, связанные более чем с одним токеном. Так появились специальные токены (NXT, Bitshares, Ethereum, Waves и др.). Способы их применения могут быть крайне универсальными и фактически определяются использующим их внешним приложением. В конце концов они — всего лишь CATs, а потому область их применения ограничена только воображением.
Помимо кейса с приложениями, многие заинтересованы в их использовании для привлечения финансирования. Одним из результатов развития экосистемы криптовалют стала схема под названием ICO (initial coin offering — первичное предложение койнов). Собственные токены новой системы продаются инвесторам, а собранные таким образом средства используются для развития проекта. Инвесторы, в свою очередь, надеются на прибыль в случае успеха новой криптовалюты. ICO сейчас испытывает бум популярности, поскольку представляет собой довольно четко продуманную схему привлечения средств для связанных с блокчейн проектов. Специальные токены позволяют применять схему ICO не только для криптовалютных систем, но и к более широкому кругу проектов. Для этого специальный блокчейн-токен должен стать одним из функциональных элементов вашего приложения. Кроме того, должен существовать некий механизм, позволяющий связать стоимость токена с общей успешностью приложения.
Преимущества для привлечения финансирования очевидны. Обращаясь к своей пользовательской базе, вы получаете не только деньги, но и обратную связь, услуги тестировщиков и промоутеров.
Привлечение средств в форме краудфандинга токенов может стать гораздо более простым в реализации процессом, нежели обычное венчурное инвестирование. Более того, каждый привлеченный таким образом доллар имеет гораздо большую ценность, поскольку обеспечивается активностью сообщества. Этот рынок быстро набирает обороты и может вскоре серьезно изменить положение вещей в области венчурного инвестирования.
Конечно, на этом пути рынок ждет немало очевидных препятствий. Важно заметить, что специальные токены применимы далеко не для всех типов проектов. Давайте перечислим определенные подходы, которых следует избегать.
- Вы не можете обещать покупателям токенов выплату дивидендов, поскольку это уже будет предложением ценных бумаг. Если вам действительно нужно будет так сделать, обратитесь в Комиссию по ценным бумагам и биржам и подайте туда заявку на IPO.
- Токены не могут представлять долю в акционерном капитале вашей компании без одобрения соответствующих надзорных органов. Вы можете закрепить за ними определенные права на голосование, например, дать пользователям возможность определять направление развития проекта. Однако вы не можете связать эти права с долей в капитале без надлежащей юридической проработки вопроса.
- Вы не можете выпускать токены и обещать выкупить их обратно с наценкой впоследствии. Здесь явно прослеживается предложение ценных бумаг.
- CATs, по сути, представляют собой цифровой продукт с гибкой стоимостью. Продавая их, вы не нарушаете какие-либо законы. Использовать их следует в работающей версии приложения или, по крайней мере, в работоспособном прототипе. CATs не считаются ценными бумагами до тех пор, пока не прошли надлежащий процесс регистрации в соответствующих органах. Попытки их использования в этом качестве фактически обречены на провал и негативно скажутся на всей экосистеме.
Возможно, уже сейчас мы наблюдаем сдвиг парадигмы в бизнес-практике краудфандинга, но механизм этот еще очень хрупок. Скорее всего уже в ближайшем будущем появится много новых приложений и токенов. Подумайте, как CATs могут быть использованы в вашем продукте? Быть может, вам в голову придет какая-нибудь новая и классная идея.
Четвертая и пятая волна: государственный блокчейн и захват повседневной жизни
В будущем мы можем ожидать наступления четвертой волны: блокчейнов, получивших поддержку правительственных структур и коммерческих банков. Такие проекты в настоящее время находятся в процессе тщательных исследований и разработки. В основном речь идет о контролируемых реестрах, и потому говорить о том, как они будут конкурировать или сосуществовать с открытыми платформами более ранних блокчейн-волн, пока рано. Вместе с ними, вероятно, придет и пятая волна, которая превратит блокчейн в практически вездесущий элемент повседневной жизни с помощью Интернета вещей и подключенных к сети предметов, приборов и девайсов.
Комментарии (4)
starius
19.04.2017 23:45Третья волна: платформы, а не валюты
Если уж говорить про платформы, а не валюты, то сложно пройти мимо Sia — платформы для распределённого хранения данных, интегрированного в криптовалюту.
Четвертая и пятая волна: государственный блокчейн и захват повседневной жизни
Я себе это представляю так: все государственные базы вроде росреестра заменят блокчейном и операции с собственностью превратятся в обычные транзации. Электронные подписи будут сделаны нормально, а не как сейчас (а сейчас пришёл с паспортом в банк и можешь делать с этими подписями что хочешь — прям как будто на Гитхабе ещё один SSH-ключ добавляешь). Да и паспортов не будет — вся информация о человеке будет выражаться в том, что записано в блокчейне про его публичный ключ. Исполнение сделок и законов будет происходить не под давлением полиции и судов, а автоматически, как исполнение конктрактов в том же Ethereum или Sia. А главное, что в таком мире не будет места самому государству в его нынешнем виде.
А вот государство представляет себе этот вопрос совсем по-другому. Например как закон, что всем необходимо о своих биткоинах отчитаться и впредь пользоваться только официально одобренным отечественным аналогом, доступным только в виде бинарника для Windows.
Как бы я ни мечтал застать первый сценарий, мне становится страшно от слов "государственный блокчейн" и волей-неволей всплывает второй сценарий.
Vjatcheslav3345
А разве в историческом прошлом локальные деньги (это ближайший аналог блокчейна) не выпускали те организации и люди, которые предлагали что то, что ценилось на рынке на уровне выше среднего?
Да и расцвет локальных денег обычно приходился на времена потрясений.
Вот как обеспечит покупательскую способность своего блокчейна условная артель сапожников?
Tabernakulov
Судя по всему, вы имеете в виду не блокчейн как таковой, а блокчейн-токены. Чтобы всерьез рассматривать возможности блокчейн-токенов, условной артели сапожников сперва нужно ответить на ряд вопросов, а именно:
Зачем ей нужны блокчейн-токены? Нужен ли продукту блокчейн? Какие преимущества технология блокчейна может дать продукту артели?
Как артель может функционально связать блокчейн-токен со своим продуктом? Могут ли сапожники интегрировать его в свое приложение?
Чем токен артели сапожников может быть интересен инвесторам? Существует ли механизм, который связывает его ценность с успехом продукта артели?
Vjatcheslav3345
Как бы это стандартные вопросы, на которые, на протяжении всей истории денежного обмена, должны были ответить лица или организации, занимающиеся денежной эмиссией.
Но часто главенствующая роль и покупательская способность единых нацвалют обеспечивалась госструктурами внутри стран принудительно. При этом вне стран — стоимость их нацвалют определялась рынком.
А если каждый бизнес впридачу к продукту ещё и эмитировать валюту будет и будет требовать оплаты именно в ней, а также платить ей зарплаты — то можно попасть в условия "курсового ада", когда, для того чтобы купить тапки-вьетнамки у тачающих их в стране пампасов сапожников — придётся совершить 1500 сделок с покупкой и продажей ряда промежуточных локвалют и курсовыми потерями. Даже если после этого тапки доставит прямо в руки траснокеанский грузовой дрон — радоваться будет нечему. И всю эту шаткую платёжную конструкцию трясут рыночные потрясения...