Вчера, 3 июня 2015 года, на территории Startup Village прошло первое заседание Ассоциации Дополненной и Виртуальной Реальности в России. В заявке сказано, что создание Ассоциации продиктовано необходимостью формирования единого рынка в России этих технологий. Это очень важно для развития рынка в целом.
В предыдущей статье мы рассказали о важной сделке прошлой недели: покупке небезызвестной компанией Apple компанию разработчика платформы дополненной реальности Metaio. В данном обзоре мы собрали комментарии представителей компаний и экспертов технологий российской арене.
• Алексей Лисовицкий — эксперт AR/VR, один из создателей Ассоциации Дополненной и Виртуальной Реальности и лучшего портала arnext.ru
• Олег Юсупов — CEO 26dotss и организатор конференции mixAR2015
• Иван Юницкий — исполнительный директор компании-разработчика AR/VR GiveAR
• Павел Абдурахимов — CEO AR Shift — разработчика AR
ответили на несколько вопросов.
— С чем вы можете сравнить покупку Apple компании для рынка дополненной реальности?
Алексей Лисовицкий: Приобретение Metaio компанией Apple для рынка дополненной реальности — это переход контроля над одним из ведущих мировых вендоров в индустрии в руки компании, славящейся своим умением превращать открытое в закрытое и делать это с мастерством подавать всё под соусом из удобства и скорости. На деле это значит сокращение выбора инструментов разработки под заказчика и ещё один прецедент победы американского бизнеса над всем остальным, а также накопление сил на годы вперёд, поскольку у Metaio имеется солидный запас патентов и технологий в области трекинга, интерфейсов, машинного зрения и облачных систем. В Qualcomm Vuforia уже должны были успеть разлить по бокалам шампанское. Только пить его надо, спешно подыскивая инсайдеров в Apple, готовых слить планы в приватной беседе.
Олег Юсупов: Со сдвигом литосферных плит, и теперь будет зависеть от подготовленности мирового рынка дополненной реальности чем это обернется — образованием нового континента или же крупным землетрясением.
Павел Абдурахимов: С инвестицией Google и партнёров в Magic Leap, а также с покупкой тем же Apple компании Prime Sense, которая, как мне кажется, была даже более важным событием для сферы дополненной реальности — камеры глубины намного важнее, чем простые 2D маркеры.
— Стоит ли нам ждать какие-либо HUD-дисплеи от Apple?
Алексей Лисовицкий: Стоит, но вопрос в том, какие. Мне на ум приходят автомобильные и домашние мультимедийные системы.
Олег Юсупов: Думаю, стоит, но не в ближайший год. Первое время, думаю, уйдет на бесшовную интеграцию всех продуктов Metaio с продуктами Apple — к примеру, карты, навигатор и в включение менеджеров Apple в полноценную битву на рынке AR-стандартизации.
Павел Абдурахимов: Я полагаю стоит ожидать что-то вроде Project Tango.
— Будет ли и когда включены AR SDK в пакет разработчиков Apple?
Алексей Лисовицкий: Это, как всегда, вопрос коммерческой выгоды. Дополненная реальность массовому пользователю смартфонов и планшетов Apple не нужна. Но она пригодится дома и в средствах передвижения — гаджетах 21 века. Домашние системы дополненной реальности типа HoloLens должны пройти долгий путь до коммерческой готовности. Вероятно, на это уйдёт несколько лет. То же самое можно сказать об авто, ведь внятных реализованных кейсов, говорящих о неоспоримой полезности AR здесь, маловато или нет вообще. Таким образом я не думаю, что в ближайшие два-три года Apple сделает акцент на дополненной реальности. Не в её правилах проводить открытые бета-тесты.
Олег Юсупов: Надеюсь, будут, так как не могли же выкинуть 150 тысяч разработчиков просто так. Однако, сейчас многим приходится тратить время на «перезагрузку.
Павел Абдурахимов: Когда — вопрос невероятно сложный, но наверняка будут — как иначе?
— Как вы думаете, какие следующие шаги примет Qualcomm?
Алексей Лисовицкий: Подготовит штат и ресурсы к принятию новых клиентов.
Олег Юсупов: Думаю, они не ожидали такого поворота) Увеличат интеграцию своих процессоров и камер RGB-D с AR-возможностями.
Павел Абдурахимов: Думаю, пока никаких новых шагов не появится — они и так прекрасно знают, что Apple работает в этом направлении — опять же после покупки Prime Sense и слухов о разработке автономных автомобилей.
— Стоит ли нам ждать Intel RealSense с AR-блоком от Metaio?
Алексей Лисовицкий: В программном коде проекта RealSense присутствуют решения специалистов Metaio. Дальнейшее их использование зависит от текстов соглашений между компаниями.
Олег Юсупов: Пока никто не знает. Уверен, AR-блок точно стоит ждать, а кто это реализует пока под вопросом.
Павел Абдурахимов: Теперь уж точно нет, да и опять же Metaio камеры глубины не поддерживали
— Как вы думаете в iPhone 7 в камере будет уже AR? Или будет ли процессор с обработкой AR (Metaio Engine)?
Алексей Лисовицкий: Смотря что вы подразумеваете под «камерой». Если говорить о приложении «Камера», то я не думаю, что Apple будет встраивать в хорошо работающий софт сомнительную игрушку, как это сделала Sony. Если имеется в виду сама возможность создавать дополненную реальность с помощью встроенного решения, а не сторонних приложений, то это может произойти в навигационной программе. Причём для авто в приоритете, где куда как более полезны машинное зрение и распознавание объектов. То есть речь идёт скорее об интеграции «Камеры» в «Навигацию».
По моему мнению, выделенный вычислительный модуль для дополненной реальности устанавливается в мобильную электронику Apple с 2013 года.
Олег Юсупов: iPhone 7 — да
Сопроцессор окончательно модернизируют под возможности вычисления AR.
Павел Абдурахимов: Я думаю минимум 2 года до появления АR продукта от Apple, а скорее больше. Возможно никогда.
— За какую сумму как вы думаете купили Metaio?
Алексей Лисовицкий: Не хватает данных, не могу предположить.
Олег Юсупов: Даже страшно представить :)
Павел Абдурахимов: Полагаю сумма не превышает 100 миллионов евро.
— Как это лично отразится на вашем бизнесе, бизнес-стратегии?
Алексей Лисовицкий: Сейчас мы с коллегами из нескольких инициативных компаний и организаций создаём российскую Ассоциацию дополненной и виртуальной реальности. Переход одной из самых известных компаний отрасли под контроль американцев делает значимость национальной ассоциации как средства для укрепления отечественного рынка более очевидной. Налаживание отношений ускорит развитие в России AR/VR-бизнеса и снизит его зависимость от новостей из Западной Европы, Азии и США. Пусть на фоне геополитической обстановки это выглядит как угодно, но консолидация принесёт свои плоды.
Олег Юсупов: Лично, некоторым временем на перезагрузку мощностей с одной платформы на другую) И учетом в дальнейшем и таких рисков)
Павел Абдурахимов: Это сильно повышает наши шансы привлечь финансирование наших проектов.
Иван Юницкий:
В связи с покупкой Apple компании Metaio в мире разработок AR должна произойти настоящая революция. С момента внедрения AR- технологии в продукцию Apple мы сможем наблюдать огромный интерес к дополненной реальности со стороны конечного пользователя, в связи с этим рынок AR будет расти огромными темпами, а вместе с ним расти количество разработчиков. B2B и B2C сегменты AR индустрии, скорее всего, будут развиваться в равноценном процентном соотношении, при условии, если Apple не упростят разработку контента под AR, тем самым вытесняя с рынка часть компаний разработчиков, путем создания базовых платных инструментов размещения объектов в AR для простого потребителя.
Мы очень надеемся, что Apple внедрит в пакет разработчика SDK с последующей возможностью прямого просмотра контента через камеру смартфона. Это сделает технологию доступной и популяризирует ее, перед разработчиками откроются новые возможности и это значительно повысит объем рынка в целом.
Думаю, не стоит ждать внедрения AR-блоков Metaio в продукцию Intel, так как с продажей компании все прочие концепты, скорее всего, аннулируются.
Касательно суммы, потраченной на приобретение Metaio, ничего сказать не могу, Apple зачастую удивляют своими приобретениями и суммами, затраченными на них.
На нашем бизнесе в конечном счете это не должно сильно отразиться, мы переходим на другую платформу и ждем новостей от Apple.
Стоит сказать, что компания 26dotss готовит 26 сентября конференцию по новейшим технологиям – mixAR 2015. Ранее я предполагал, что это просто очередное событие из жизни технологий. Но узнав видение и концепцию конференции на 5 лет вперед, я понял, что глубоко ошибался. Это не просто очередное мероприятие в Москве… mixAR это собрание разработчиков, привлечение внимание к технологиям и волшебное событие!
Вывод
Однозначно, покупка Metaio сдвинула с места рынок дополненной реальности. Но вот в какую сторону пока неизвестно. Очевидно уже сейчас, что многие разработчики, которые использовали Metaio, в поисках альтернативы. У некоторых компаний меняется стратегия развития. А у Intel под вопросом разработка проекта Intel RealSense. Вот так, одна покупка сравнительно неизвестной компании для не экспертов в AR, затронула множество сфер. Будем ждать развязки событий.
В предыдущей статье мы рассказали о важной сделке прошлой недели: покупке небезызвестной компанией Apple компанию разработчика платформы дополненной реальности Metaio. В данном обзоре мы собрали комментарии представителей компаний и экспертов технологий российской арене.
• Алексей Лисовицкий — эксперт AR/VR, один из создателей Ассоциации Дополненной и Виртуальной Реальности и лучшего портала arnext.ru
• Олег Юсупов — CEO 26dotss и организатор конференции mixAR2015
• Иван Юницкий — исполнительный директор компании-разработчика AR/VR GiveAR
• Павел Абдурахимов — CEO AR Shift — разработчика AR
ответили на несколько вопросов.
— С чем вы можете сравнить покупку Apple компании для рынка дополненной реальности?
Алексей Лисовицкий: Приобретение Metaio компанией Apple для рынка дополненной реальности — это переход контроля над одним из ведущих мировых вендоров в индустрии в руки компании, славящейся своим умением превращать открытое в закрытое и делать это с мастерством подавать всё под соусом из удобства и скорости. На деле это значит сокращение выбора инструментов разработки под заказчика и ещё один прецедент победы американского бизнеса над всем остальным, а также накопление сил на годы вперёд, поскольку у Metaio имеется солидный запас патентов и технологий в области трекинга, интерфейсов, машинного зрения и облачных систем. В Qualcomm Vuforia уже должны были успеть разлить по бокалам шампанское. Только пить его надо, спешно подыскивая инсайдеров в Apple, готовых слить планы в приватной беседе.
Олег Юсупов: Со сдвигом литосферных плит, и теперь будет зависеть от подготовленности мирового рынка дополненной реальности чем это обернется — образованием нового континента или же крупным землетрясением.
Павел Абдурахимов: С инвестицией Google и партнёров в Magic Leap, а также с покупкой тем же Apple компании Prime Sense, которая, как мне кажется, была даже более важным событием для сферы дополненной реальности — камеры глубины намного важнее, чем простые 2D маркеры.
— Стоит ли нам ждать какие-либо HUD-дисплеи от Apple?
Алексей Лисовицкий: Стоит, но вопрос в том, какие. Мне на ум приходят автомобильные и домашние мультимедийные системы.
Олег Юсупов: Думаю, стоит, но не в ближайший год. Первое время, думаю, уйдет на бесшовную интеграцию всех продуктов Metaio с продуктами Apple — к примеру, карты, навигатор и в включение менеджеров Apple в полноценную битву на рынке AR-стандартизации.
Павел Абдурахимов: Я полагаю стоит ожидать что-то вроде Project Tango.
— Будет ли и когда включены AR SDK в пакет разработчиков Apple?
Алексей Лисовицкий: Это, как всегда, вопрос коммерческой выгоды. Дополненная реальность массовому пользователю смартфонов и планшетов Apple не нужна. Но она пригодится дома и в средствах передвижения — гаджетах 21 века. Домашние системы дополненной реальности типа HoloLens должны пройти долгий путь до коммерческой готовности. Вероятно, на это уйдёт несколько лет. То же самое можно сказать об авто, ведь внятных реализованных кейсов, говорящих о неоспоримой полезности AR здесь, маловато или нет вообще. Таким образом я не думаю, что в ближайшие два-три года Apple сделает акцент на дополненной реальности. Не в её правилах проводить открытые бета-тесты.
Олег Юсупов: Надеюсь, будут, так как не могли же выкинуть 150 тысяч разработчиков просто так. Однако, сейчас многим приходится тратить время на «перезагрузку.
Павел Абдурахимов: Когда — вопрос невероятно сложный, но наверняка будут — как иначе?
— Как вы думаете, какие следующие шаги примет Qualcomm?
Алексей Лисовицкий: Подготовит штат и ресурсы к принятию новых клиентов.
Олег Юсупов: Думаю, они не ожидали такого поворота) Увеличат интеграцию своих процессоров и камер RGB-D с AR-возможностями.
Павел Абдурахимов: Думаю, пока никаких новых шагов не появится — они и так прекрасно знают, что Apple работает в этом направлении — опять же после покупки Prime Sense и слухов о разработке автономных автомобилей.
— Стоит ли нам ждать Intel RealSense с AR-блоком от Metaio?
Алексей Лисовицкий: В программном коде проекта RealSense присутствуют решения специалистов Metaio. Дальнейшее их использование зависит от текстов соглашений между компаниями.
Олег Юсупов: Пока никто не знает. Уверен, AR-блок точно стоит ждать, а кто это реализует пока под вопросом.
Павел Абдурахимов: Теперь уж точно нет, да и опять же Metaio камеры глубины не поддерживали
— Как вы думаете в iPhone 7 в камере будет уже AR? Или будет ли процессор с обработкой AR (Metaio Engine)?
Алексей Лисовицкий: Смотря что вы подразумеваете под «камерой». Если говорить о приложении «Камера», то я не думаю, что Apple будет встраивать в хорошо работающий софт сомнительную игрушку, как это сделала Sony. Если имеется в виду сама возможность создавать дополненную реальность с помощью встроенного решения, а не сторонних приложений, то это может произойти в навигационной программе. Причём для авто в приоритете, где куда как более полезны машинное зрение и распознавание объектов. То есть речь идёт скорее об интеграции «Камеры» в «Навигацию».
По моему мнению, выделенный вычислительный модуль для дополненной реальности устанавливается в мобильную электронику Apple с 2013 года.
Олег Юсупов: iPhone 7 — да
Сопроцессор окончательно модернизируют под возможности вычисления AR.
Павел Абдурахимов: Я думаю минимум 2 года до появления АR продукта от Apple, а скорее больше. Возможно никогда.
— За какую сумму как вы думаете купили Metaio?
Алексей Лисовицкий: Не хватает данных, не могу предположить.
Олег Юсупов: Даже страшно представить :)
Павел Абдурахимов: Полагаю сумма не превышает 100 миллионов евро.
— Как это лично отразится на вашем бизнесе, бизнес-стратегии?
Алексей Лисовицкий: Сейчас мы с коллегами из нескольких инициативных компаний и организаций создаём российскую Ассоциацию дополненной и виртуальной реальности. Переход одной из самых известных компаний отрасли под контроль американцев делает значимость национальной ассоциации как средства для укрепления отечественного рынка более очевидной. Налаживание отношений ускорит развитие в России AR/VR-бизнеса и снизит его зависимость от новостей из Западной Европы, Азии и США. Пусть на фоне геополитической обстановки это выглядит как угодно, но консолидация принесёт свои плоды.
Олег Юсупов: Лично, некоторым временем на перезагрузку мощностей с одной платформы на другую) И учетом в дальнейшем и таких рисков)
Павел Абдурахимов: Это сильно повышает наши шансы привлечь финансирование наших проектов.
Иван Юницкий:
В связи с покупкой Apple компании Metaio в мире разработок AR должна произойти настоящая революция. С момента внедрения AR- технологии в продукцию Apple мы сможем наблюдать огромный интерес к дополненной реальности со стороны конечного пользователя, в связи с этим рынок AR будет расти огромными темпами, а вместе с ним расти количество разработчиков. B2B и B2C сегменты AR индустрии, скорее всего, будут развиваться в равноценном процентном соотношении, при условии, если Apple не упростят разработку контента под AR, тем самым вытесняя с рынка часть компаний разработчиков, путем создания базовых платных инструментов размещения объектов в AR для простого потребителя.
Мы очень надеемся, что Apple внедрит в пакет разработчика SDK с последующей возможностью прямого просмотра контента через камеру смартфона. Это сделает технологию доступной и популяризирует ее, перед разработчиками откроются новые возможности и это значительно повысит объем рынка в целом.
Думаю, не стоит ждать внедрения AR-блоков Metaio в продукцию Intel, так как с продажей компании все прочие концепты, скорее всего, аннулируются.
Касательно суммы, потраченной на приобретение Metaio, ничего сказать не могу, Apple зачастую удивляют своими приобретениями и суммами, затраченными на них.
На нашем бизнесе в конечном счете это не должно сильно отразиться, мы переходим на другую платформу и ждем новостей от Apple.
Стоит сказать, что компания 26dotss готовит 26 сентября конференцию по новейшим технологиям – mixAR 2015. Ранее я предполагал, что это просто очередное событие из жизни технологий. Но узнав видение и концепцию конференции на 5 лет вперед, я понял, что глубоко ошибался. Это не просто очередное мероприятие в Москве… mixAR это собрание разработчиков, привлечение внимание к технологиям и волшебное событие!
Вывод
Однозначно, покупка Metaio сдвинула с места рынок дополненной реальности. Но вот в какую сторону пока неизвестно. Очевидно уже сейчас, что многие разработчики, которые использовали Metaio, в поисках альтернативы. У некоторых компаний меняется стратегия развития. А у Intel под вопросом разработка проекта Intel RealSense. Вот так, одна покупка сравнительно неизвестной компании для не экспертов в AR, затронула множество сфер. Будем ждать развязки событий.