Адвокаты по защите интеллектуальной собственности Apple внимательно следят, чтобы никто не покушался на торговые марки «яблочной компании». В 2014 году скромная фирма Pear Technologies, разработчик программного обеспечения и сервисов для цифровой картографии, попыталась зарегистрировать в Ведомстве по интеллектуальной собственности Европейского союза (EUIPO) торговую марку с логотипом груши: pear, как и указано в названии компании. Заявку подали 18 февраля 2014 года, опубликовали 11 августа 2014 года — и она была оспорена юристами Apple 11 ноября 2014 года.
Спустя несколько лет разбирательств и апелляций в январе 2017 года апелляционный совет Fifth Board of Appeal вынес окончательное решение.
Представители Apple представили в подкрепление своей позиции торговую марку в виде силуэта с надкусанным яблоком, который зарегистрирован на территории Евросоюза 30 марта 2012 года. В документах указано, что права на этот образный знак принадлежат Apple в отношении широкого класса товаров и услуг, которые принадлежат по классификатору к группам Class 9, Class 16, Class 28, Class 35, Class 37, Class 38, Class 41 и Class 42. Перечисление этих товаров занимает десяток страниц мелким шрифтом: там есть всё, от игрушек и бумажных изделий до викторин, лотерей, кинофильмов и кассетных видеоплееров. Разумеется, попытка Pear Technologies зарегистрировать товарную марку в виде груши сразу попала в несколько категорий, для которых уже зарегистрирован товарный знак в виде надкусанного яблока.
Эксперты EUIPO признали повсеместную известность логотипа Apple, а также провели сравнительный анализ логотипов Pear Technologies и Apple. Они выразили мнение, что «изобразительные элементы, представляющие грушу, обладают графическими особенностями, которые похожи на предыдущий знак [яблока], особенно в части абстрактных стилизаций и гладких, закруглённых силуэтов фруктов, представленных на обоих знаках, с продолговатой формой, расположенной под углом в верхней части основных объектов».
Эксперты приняли во внимание, что «продолговатый предмет» в верхней части объекта — это разные объекты в двух логотипах. У яблока это лист, а у груши — черенок. В официальном решении отмечено, что лист яблока отделён от основного силуэта, а черенок груши сливается с ним, а также то, что они наклонены в разные стороны. Однако эксперты посчитали эти отличия незначительными, и они «не мешают визуальному сходству [логотипа Pear Technologies] с более ранним знаком».
Юристы Pear Technologies высказали такие аргументы. Во-первых, графический знак Pear Technologies не имеет надкусанного элемента. Во-вторых, он серого цвета, в отличие от сплошной чёрной заливки знака Apple. В-третьих, он совершенно иной формы. В-четвёртых, заявителю принадлежит торговая марка со словом PEAR. В-пятых, присутствие надписи с названием компании чётко и ясно различает знаки между собой. Юристы высказали аргумент, что слова «яблоко» и «груша» выглядят и звучат по-разному. Люди также чётко различают между собой графические изображения яблок и груш как двух разных объектов. А если компания Apple возражает против логотипа в виде груши, то должна возражать и против товарного знака со словом PEAR.
Юристы даже напомнили комиссии об идиоме «это как сравнивать яблоки и груши», которая означает сравнение между собой двух совершенно разных, несравнимых объектов.
Но комиссия EUIPO не изменила свою точку зрения. Она не считает, что наличие явной надписи Pear Technologies является кардинальным отличием знаков. Наоборот, она подчеркнула, что слово Pear, «если будет понято, лишь усиливает концепцию, представленную изобразительным элементом и поэтому создаёт семантическую единицу».
Другими словами, надпись с названием фирмы и словом «груша» как бы усиливает сходство с яблочным логотипом.
Другие аргументы Pear Technologies тоже были проигнорированы — и в конце концов комиссия EUIPO, а затем апелляционный совет вынесли решение в пользу Apple, запретив регистрацию товарного знака с изображением груши.
Компания Pear Technologies не согласна с решением совета и считает, что суждение о сходстве двух логотипов принято только потому, что на обоих изображены фрукты. Таким образом, Apple монополизировала право изображать фрукты на логотипах. Может быть, и ягоды тоже.
Но самое интересное, что этим дело не закончилось. Позже Pear Technologies попыталась зарегистрировать ещё один торговый знак с изображением груши, в котором постаралась удалить малейшее сходство с логотипом Apple.
И ей опять не разрешили. Отказ практически с такими же формулировками.
Нужно признать, что в Apple работают просто выдающиеся юристы. Хотя кто-то может сказать, что когда речь идёт о торговых знаках, то всё решают деньги. Кто богаче — тот и прав. А в обоснование своих решений «эксперты» могут придумать самую дурацкую формулировку.
Комментарии (73)
AllexIn
27.04.2017 22:40+27Тяжело без мата выразить отношение как к конкретно этой ситуации, так и к действиям Apple в целом…
ARD8S
27.04.2017 22:53+8Apple монополизировала право изображать фрукты на логотипах?
Рисуем жопу чёрного цвета, идём в комиссию, троллим экспертов сходством торчащих фекалий и листика логотипа яблока. Надкус изнутри и фекалии радугой по вкусу дезигнера и манагера. (с) Ass Technologies — Shit different.
helg1978
28.04.2017 00:53-3Интересно, как Эппл отнесется к лого помидора с черенком, ведь хоть технически это фрукт, но верховный суд США признал его овощем.
zikasak
28.04.2017 07:02+3<Зануда>
технически — это ягода.
</Зануда>
А отнесется, скорее всего, также.Welran
28.04.2017 08:15+1<Зануда>
Технически в английской классификации нет ягод, только фрукты. В русском языке более точный перевод английского fruit это плод.
</Зануда>shoorick
28.04.2017 08:38+3<ещё-больший-зануда>
не английского fruit, а латинского fructus
</ещё-больший-зануда>
Welran
28.04.2017 13:52Речь идет о США, а не о Римской империи. Так что переводим английский термин. Иначе можно было бы просто применить Российскую классификацию, как это сделал zikasak, в которой фрукты и ягоды это разные вещи. А римляне вообще не знали что такое помидоры, так что никак их не классифицировали.
Silvatis
28.04.2017 12:19>Технически в английской классификации нет ягод
https://en.wikipedia.org/wiki/Berry_(botany)
эмммWelran
28.04.2017 14:07Это ботаническая классификация, а обсуждается юридически-кулинарная которая применялась для определения облагать ли данный продукт таможенной пошлиной. А в ботанике овощей вообще нет, такой вот сюрприз.
mikhaelkh
28.04.2017 02:04+1Мне одному кажется, что чёрное надкусанное яблоко — гнилое? Или Apple имело в виду какой-то особый сорт яблок, на который у них есть патент?
qwertyhp
28.04.2017 02:21+3Предположительно — и это только версия.
С изображения суть «логотип Apple» на нас действительно смотрит женская… в просторечии — «попа».
Перспектива изображения — вид сзади при сильной подсветке со стороны заднего плана (свет в лицо зрителю).
Женщина находится в положении сидя, нагнулась и [предположительно] одевает/снимает/чистит обувь/делает педикюр.
Выступающая часть сверху — это волосы, забранные в пучок («хвост»).
Расположение источника освещения создает иллюзию черной* [здесь] юбки вне зависимости от ее цвета/рисунка.
* В иных случаях цвет другой — но всегда однотонный, что подтверждает довод о сильном источнике света на заднем плане.
— Вышесделанный вывод подтверждается выводом экспертов, которые установили сходство якобы «груши» и якобы «яблока» на первом рисунке, — в то время как совершенно очевидно, что на обоих рисунках изображена именно попа: только на левом примыкающая к ней спина прямая, а на правом — согнутая.
В данной части эксперты правы в отношении наличия сходства — но не правы в том, что определяющие сходство признаки могли быть запатентованы изначально.
«Попа» не патентуется.
Более того.
Ввиду возможного ограничения на распространения подобных картинок это обстоятельство, вероятно, должно было быть отражено в правоустанавливающих документах всех уровней, от патента до руководства пользователя.
Проще говоря — объект права «логотип Apple» должен иметь возрастные ограничения. Отсутствие их — серьезное нарушение.
Восприятие изображение как «женская „попа“ является приоритетным и доминирующим в силу биологического, социального и иного происхождения человека/устройства общества.
Обоснование: „попа“ знакома всем: о яблоке же в иных местах вообще могут не иметь представления.
На территории РФ в силу существования композиции „Расцветали яблони и груши“ по факту установлена, известна и визуально определяется разница между „яблоком“ и „не-яблоком“.
По причине изложенного обстоятельства патентное ограничение в отношении изображения груши не применимо на территории РФ, а ввиду отсутствия возрастного ограничения — неприменимы оба логотипа.
Вот.
* * *
P.S.
Изъятие части изображения, по форме напоминающий гигантский укус попы, — это к доктору.DEM_dwg
28.04.2017 05:41+1Блин, отвечу анедотом…
Старый анкдотПриходит мужик к психотерапевту:
— Доктор помогите… мне кажется что меня окружают одни голубые!
— Хорошо, я буду показывать вам картинки — а вы описывать что на них
изображено!
Показывает мужику картину «Три богатыря» — что вы видите?
— Три голубых!!!
— Почему?
— Ну три мужика в поле одни — явно трахнуться хотят!!!
Показывает картину «Летят гуси косяком» — что вы видите?
— Гуси-голубые!
— Почему?
— Ну летят — друг другу в жопу смотрят — явно трахнуться хотят!!!
Ну хорошо говорит доктор — на меня посмотрите на кого я похож???
— Ну вы доктор явно пид--ас!!!
— Почему?
— Ну а откуда у вас такие картинки?hdfan2
28.04.2017 06:37+7Ну уж если тут начали травить
бородатые анекдоты...Принесла однажды в класс учительница кирпич и спрашивает у детей:
— Дети, что вы думаете, глядя на этот кирпич?
Леночка:
— О больших успехах советских строителей!
Женечка:
— О наших новостройках!
Вовочка:
— О бабах.
— Но почему, Вовочка?! Почему?
— А я о них всегда думаю.ChiefPilot
28.04.2017 14:05Ваша заметка навела на мысль: «логотип Apple» переименовать в «попотип Apple». :)
kvasvik
28.04.2017 17:03+1Вообще-то надкусанное яблоко — отсылка к библейскому фрукту познания. Таким образом, люди осознанно покупающие продукцию Apple — дьяволопоклонники, а сам факт её импорта в РФ оскорбляет чувства верующих)
REPISOT
28.04.2017 06:06+1в Apple работают просто выдающиеся юристы. Хотя кто-то может сказать, что когда речь идёт о торговых знаках, то всё решают деньги. Кто богаче — тот и прав.
Кто богаче, тот и может нанять «выдающихся юристов». Пару сотен. Чтоб они составили список, в который войдет ВСЕ. Защитили марку по всем направлениям. Запатентовали все, что хоть в отдаленной перспективе представляет ценность.Ziptar
03.05.2017 14:00Но в данном случае, всё же, есть все основания заподозрить экспертов в определённой заинтересованности.
trojan218
28.04.2017 08:19+2я бы зарегистрировал логотип «ёж с яблоком на иголках»
Назвал бы «Hedgehog» и с трактовкой «запасливый ёж»
какие мои шансы выиграть интересно? )
без учёта текущей надписи на картинке?))
unwrecker
28.04.2017 08:59+1И никто не вспомнил про iПож?!
http://do.ngs.ru/advert/categories/electronics/video/dvd_player/?id=1175753527
Надо просто ни с кем не согласовывая быстро выпустить, распродать партию, увешав рекламой все улицы, и быстро слиться :)
mphys
28.04.2017 11:21Грамотный патентный тролль этого и ждет, пока вы продадите побольше. И уже потом выкатит вам иск с указанной там суммой. Никто не будет выкатывать претензию в самом начале, не выгодно.
Andrew_SWH
28.04.2017 09:30+2старый анекдот.
Пpивели сексyального маньяка на освидетельствование к психиатpy. Вpач pисyет тpеyгольник и спpашивает: — Что это такое? — Это тpеyгольная комната, в каждом yглy стоит кpовать, на каждой кpовати тpахаются. Вpач pисyет квадpат: «А это что такое?» — Это четыpехyгольная комната, в каждом yглy стоит кpовать, на каждой кpовати тpахаются. Вpач pисyет шестиyгольник: «А это?» — Да вы, доктоp, какой-то сексyальный маньяк!AndrewTishkin
28.04.2017 13:10Знаю этот анекдот в вариации «доктор делит линиями прямоугольник» и «в комнатах на кроватях женщины — они мои!»
maksim_ms
28.04.2017 10:24+5Да чтобы этим юристам и комиссии всю жизнь вместо груш яблоки продавали.
Пусть объедаются, на здоровье!
Pashet
28.04.2017 11:20+1А Piriformовская груша, значит, их всем устраивает.
nmi77
28.04.2017 11:20Я смотрел с дочкой несколько молодежных и детских сериалов в которых на эппловской технике яблоко заменяли на изображение груши. Причем впервые еще лет 7-8 назад. Нужен узнаваемый модный гаджет на экране, но не хочешь рекламировать эппл бесплатно — прилепи грушу сверху.
А компания Pear как мне кажется решила сделать свой логотип грушей не 20 лет назад при регистрации названия, а сейчас именно в связи с наличием уже определенной узнаваемости такого логотипа.
PS: Вспомнил один — Виктория-победительница на никелодеон, начал идти в 2010, там все телефоны с грушей и характерной круглой кнопкой, некоторые даже были в форме груши. И на ноутбуках тоже груша. Можно увидеть на заглавных картинках серий — https://vk.com/videos-37822421
Так что не просто так юристы эппл по поводу логотипа судиться стали.kibitzer
28.04.2017 11:32+1Они картографией занимаются, софтом. Какая разница что там за логотип на ноутбуке и с чем он ассоциируется.
nmi77
28.04.2017 11:49+1Кому как не Эппл знать что такое изменение сферы деятельности — когда они регистрировали свою торговую марку, обещали битловской Эппл Рекордс не заниматься музыкой.
hokum13
28.04.2017 11:48не 20 лет назад при регистрации названия
Если бы 20 лет назад они назывались Onion, а в 2014 решили сделать ребрендинг и назвать кампанию Pear, то я бы с Вами согласился. Но они и 20 лет назад назывались Pear. Просто решили сменить лого.Cейчас у них тоже груша в лого.nmi77
28.04.2017 12:10Я написал комментарий, так как видел в сериале компьютерную технику и телефоны брендированную грушей, и ассоциации с эппл были для меня однозначными, причем показано это было до 2014 года. Этой информации ранее в комментариях не было.
Только и всего. Про компанию Pear Technology и о том что она уже 20 лет занимается картографическим бизнесом узнал из данной статьи, которая кстати полна передергиваний о том что Эппл монополизировала фрукты в качестве логотипа — есть куча компаний с такими логотипами, даже не вспоминая Блэкберри.
Если мой комментарий оказался не саркастическим и трендовым, извиняюсь перед дружным сообществом.naryl
28.04.2017 12:24-1Хабр и Гиктаймс вам не сеть доверия. Здесь цензура толпы. Мой профиль тому примером.
Будьте осторожнее в следующий раз, если Вам право писать комментарии дорого.
По теме, в мультиках грушу используют именно для того, чтобы наглядно показать модную и переоценённую электронику, и логотип намеренно делают похожим. Pear же, во-первых, намеренно делали логотип менее похожим, во-вторых, не имеют никакого отношения к разработке и продаже электроники.braineater
28.04.2017 14:47В Симпсонах регулярно появляются myBook, myPad, myPhone от компании Mapple и еще были Oogle Goggles. Это из известных.
kroketmonster
28.04.2017 13:43+2Напоминает историю когда Эппл пыталась сделать из себя главного защитника прав пользователей и отказывалась помочь ЦРУ взломать телефон террориста. Долго они проповедовали свою позицию, выпускали ролики и интервью, говорили о важности информационной безопасности и приватности данных. А потом ЦРУ нашли левого хакера, который вскрыл их дырявую, как дуршлаг, систему за деньги, и эппл быстро закрыла свой рот и сделал вид что ничего не было. Чувствую если эта история станет популярной, то эппль быстро отдатут логотип и начнут придумывать отмазки и заниматься damage control. Ну и не забываем иски к самсунг за «круглые уголки».
akademik21
28.04.2017 13:56-7Переписью хейтеров в комментариях удовлетворён.
evil_random
28.04.2017 16:06Хейтеров Эппла? У меня Макбук и Айфон. Я при этом считаю компанию выпустившую их мудаком в некоторых вопросах (что не отменяет их заслуг в других вопросах). А вы только ради срача тут похоже.
Ziptar
03.05.2017 14:06+1Хейт на явно неправомерный поступок Вашей любимой конторы хейтом не является.
evil_random
28.04.2017 16:05-1Ж — жадность.
Когда-то этот идиотизм закончится так же как угнетение афроамериканцев в штатах. Мне это почему-то очень похоже.
Не понимаю только почему суд становится на сторону ублюдков.D3D9EX
28.04.2017 19:08А вы бы допустим за 100 000 000р сместили весы правосудия в сторону ублюдков?
Zmiy666
28.04.2017 22:35вот по этому правосудием должны заниматься исключительно ИИ и законы должны быть максимально подробными, нужно всеми силами убирать человеческий фактор из таких важных мест как суд.
ideological
28.04.2017 18:40Иногда мне кажется что даже сделав с нуля любой техно-стартап — 100% окажется что нарушил 100500 патентов каких-нибудь. Надеюсь что в реале это не так.
Zardos
28.04.2017 18:44Остается только один инструмент для обратной связи: репутация. Вон United Airlines попробовала беспредельничать, и потом у них капитализация обрушилась. Здесь надо так же.
NelegalSS
28.04.2017 19:47В России нужно регистрировать свою марку. недавно пробегала информация о том, что суд РФ встал на сторону предпринимателя зарегистрировавшего толи сайт, то ли марку apple, правда сфера его деятельности торговля яблоками.
serafims
28.04.2017 20:07Самое хреновое, что деньги на в целом неплохую технику идут в том числе на все эти бессмысленные юридические войны...
YuraKirov
05.05.2017 10:24У этого яблока совсем крыша поехала. Нельзя так поступать. Насчет денег верно, у кого деньги, тот и прав.
PlayTime
Ужас какойто. Компания которой больше 20 лет, и которая называется «Груша» не смогла зарегистрировать логотип груши потому что для комисии он похож на яблоко. Мне кажется что кто то отсыпал комисии денег.
goodbear
Тут уже надо копасть в сторону прихического и профессионального освидетельствования «экспертов», которые не могут отличить яблоко от груши.
stalinets
Должен быть инструмент, с помощью которого такие «эксперты» за такое решение выкидывались бы на улицу за профнепригодность.
Tufed
А лучше если этим «экспертам» будут выдаваться впечатляющие сроки.
Dmitry_4
А эксперты, которые видят кое-что в хвосте нарисованного кота вас не смущают?
XaKaTyP
а почему данные "«Эксперты» зарегистрировали товарный знак Raspberry PI, в виде малины? Ведь тоже похоже!
Идиотизм и, как мне кажется, коррупция.