Идея этой публикации появилась во время подготовки предыдущего поста о Фрице Зенхайзере. Для меня было неожиданностью узнать о том, что бытовой продукт — наушники HD 414, использовался в качестве штатной аппаратуры на станции NASA. Мне захотелось выяснить, как появились космические наушники и гарнитуры, как применялись при полётах в космос, какие компании их производили и что они производят сегодня.



Не скрою, что при подготовке материала столкнулся с проблемой острого дефицита информации по теме. Особенно это коснулось отечественных разработок, о которых не нашлось ничего. Вероятно, с гагаринских и леоновских гарнитур по сей день не снят соответствующий гриф и сведения о них пылятся в архивах ЦУПа. С американскими космическими «ушами» оказалось немного проще, по крайней мере, с историей создания и эксплуатации, хотя, сколько-нибудь внушительной технической информации в сети практически нет.

Долгожители в NASA — Plantronics


Можно сказать, что современное представление о гарнитурах, во многом сформировано именно этой компанией. Именно Plantronics были из одними из пионеров «гарнитуростроения», именно ими был разработан первый серийный хэдсет, полетевший в космос. Как это не редко случается в космической отрасли, первые серийные наушники для астронавтов NASA создавались для авиации.


Компания Pacific Plantronics была официально зарегистрирована 18 мая 1961 года. Всё началось с конкурса авиакомпании United Airlines, которую не устраивали существовавшие в тот момент гигантские тяжелые и неудобные гарнитуры для пилотов. Один из пилотов компании Кортни Грэм был твёрдо убеждён в том, что знает, какими должны быть авиационные наушники. Грэм кооперируется со своим другом Кейтом Ларкином из Plane-Aids, для создания конкурсной авиагарнитуры. Именно с этого тандема начитается история Plantronics. В рекордные сроки, буквально за несколько месяцев пилот и инженер создают MS-50, гарнитуру, которая не только победит на конкурсе, но и во многом предопределит развитие устройств такого типа.

Принцип эффективной работы гарнитуры был частично заимствован у слуховых аппаратов. В качестве компонентов оголовья были использованы гибкие акустические трубки (которые до этого применялись в устройствах для слабослышащих), соединённые с микрофоном и динамиком. Такой подход дал возможность существенно увеличить чувствительность микрофона и динамиков, при этом сохранив небольшие габариты устройства и эргономику. В 1962-м году, после одобрения Федерального управления гражданской авиации, модификацией MS – 50 оснащают диспетчеров наземных служб.



Тем временем в NASA используют различные типы военных авиационных наушников, которые несъемно монтируются в шлеме астронавта. Необходимость в альтернативе демонстрирует завершение второго пилотируемого суборбитального полёта на корабле Liberty Bell 7. 21 июля 1961 года, после приводнения капсулы с астронавтом Вирджиллом Гриссом, возникает нештатная ситуация с угрозой жизни.


Для того, чтобы быстрее покинуть кабину Грисс отсоединяет гермошлем. Через некоторое время после приводнения люк капсулы неожиданно открывается, и в кабину начинает поступать вода. В связи с затоплением шлема и стационарной радиоаппаратуры астронавт теряет возможность связи с наземными службами поиска. Использование же мобильной гарнитуры и мобильного передатчика, по мнению экспертов NASA, позволило бы сохранить связь.


Инцидент провоцирует NASA на изменение подхода к системам коммуникации для астронавтов. В 1961-м году NASA связывается с ITT Labs в Форт-Уэйн, штат Индиана, которой поступает заказ на разработку автономной радиостанции, впоследствии названной Kellorad. После длительного подбора различных вариантов, в комплект устройства входит усовершенствованный вариант гарнитуры MS-50 (headset AS 0500).


Космическая гарнитура имела ряд отличий от авиационной, так микрофонные цепи дублировались, а цепи приема сигнала дублировались 5 раз. Еще одним нововведением стала сравнительно эффективная система шумоподавления. Несмотря на эти изменения, основные детали конструкции и особенности эргономики практически не менялись, что позволило модернизировать модель всего за 11 дней.


В адаптации гарнитуры для космоса приняли участие астронавты НАСА Уолли Ширра и Гордон Купер. Интересно, что Ширра представилась возможность первому испытать новое устройство во время орбитального полёта 3 октября 1962 года. Диспетчерской модификацией хедсета MS-50 также оснащают наземные службы NASA.


В 1969-м году через эту гарнитуру земля получит первое сообщение Нила Армстронга с Луны, во время экспедиции Аполлона -11. В дальнейшем устройство (без существенных изменений) продолжает использоваться на протяжении практически всех космических полётов астронавтов США (Все лунные экспедиции, Sky Lab, Союз-Аполлон, Space Shuttle, экспедиции на МИР и МКС).





Seinnhiser HD 414 – наушники «земля-космос»


Как мы уже писали в предыдущей статье, в качестве бортовых «ушей» для космической станции Sky Lab в 1973-м были выбраны немецкие Seinnhiser HD 414, которые по праву считались лучшими наушниками конца 60-х, начала 70-х годов.


NASA не раскрывает причин, по которым в космосе стал необходим высококачественный стереозвук. Можно предположить, что, при длительном пребывании космонавта на орбитальной станции, музыка для отдыха будет совсем не лишней, или исследования предполагают необходимость объемного звука. Возможно также, что космическое агентство подкупил революционный для того времени открытый тип, который не полностью изолировал слушателя от происходящего вокруг.


Так или иначе, факт остаётся фактом, первыми бытовыми наушниками в космосе стали HD 414, пробыв на вооружении NASA достаточно долго.

На приведенном фото HD 414 с синими амбушюрами на шее Салли Кристин Райд в 1983-м году (программа Space Shuttle).


Bose – «и рокот космодрома нам не слышен»


Помимо уже описанных, в космических программах США засветились авиационные разработки компании BOSE. Пилотируемая космонавтика и условия длительного пребывания на орбитальных станциях потребовали от наушников больше. К середине 80-х годов лидером в создании систем активного шумоподавления стала компания BOSE, работавшая на рынке авиационных гарнитур, защитных наушников и hi-fi техники.


Для предотвращения повреждения слуха астронавта, NASA заказывает у BOSE гарнитуры с системой активного шумоподавления. Основой для одной из разработок по заказу агентства становится авиационный хэдсет A20. Космические гарнитуры BOSE многократно применялись при полётах Space Shuttle(предположительное название модели аналогично названию челнока Space Shuttle). Кроме того они используются на орбитальных станциях для сна, так как без активного шумоподавления уснуть на станции достаточно тяжело.

Капля ссылок и джинсы


Компании, выполнявшие заказы космической индустрии США производят и бытовую продукцию, и гаджеты для бизнеса. Особенности, полюбившиеся астронавтам и пилотам, быстро перекочевали в сегмент аппаратуры для вполне земных нужд. Не секрет, что достоинствами хэдсетов Plantronics являются уникальные решения в области эргономики и функциональности, головные телефоны BOSE чемпионы по шумоподавлению, а Seinnhiser поставляет на рынок наушники с неизменно высокой верностью воспроизведения звука.

Наушники и гарнитуры некоторых из описанных производителей легко отыскать в нашем каталоге по приведенным ниже ссылкам:

Plantronics
Seinnhiser

Для создания поста использованы материалы: www.nasa.gov, www.bose.com, www.quora.com, acquris.se, media.liveauctiongroup.net, irvispress.ru, opentechschool.github.io, wikipedia.org, blogs.plantronics.com
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (13)


  1. r44083
    16.05.2017 21:06
    +1

    Всегда было интересно зачем космонавтам два микрофона по сторонам. Для повышеной надёжности путём дублирования?


    1. Sound_cULT
      16.05.2017 21:24

      Наверняка знать не могу, но вероятно так. Интересно, что цепь микрофона дублируется, с самим микрофоном, полагаю, по аналогии. Возможно один соединён с автономным передатчиком (который часть скафандра), второй с бортовой передающей системой.


    1. Whisky667
      16.05.2017 21:38
      +1

      Скорее всего. Эти гарнитуры носятся под гермошлемом, т.е. если что-то сломается, просто взять другую не получится, можно остаться без связи.


    1. va4ok
      17.05.2017 14:35

      Есть предположение, что не с проста микрофоны разнесены — возможно, это сделано для того, что бы не терять громкость речи при вращении головой.


  1. Movimento5Litri
    16.05.2017 22:08
    +2

    А про советские ничего не известно?


    1. Sound_cULT
      16.05.2017 22:10

      К сожалению не удалось найти. Существует несколько типов советских и российских скафандров, с не очень подробными описаниями в которых о средствах связи упоминается совсем вскользь.


    1. Vitalley
      17.05.2017 21:03
      +1

      На фотографии с Союз-Апполон видно что микрофоны ДЭМШ-1А


      1. Sound_cULT
        17.05.2017 21:49

        Определённо есть сходство. Если не изменяет эти микрофоны применялись в ГСШ-А-14, ГСШ-С-14М, АГ-2 и АГ-4 (он же ГСШ-А-4), но это всё авиационные дела.


  1. dobrobelko
    16.05.2017 23:08

    Bose A20 — отличные уши, но цена $1095 за Bluetooth версию не радует. До сих пор пользуюсь пассивными David Clark H10-13.4, со своей задачей справляются неплохо. Есть еще такая штука — UFlyMike, подключаемый к Bose QC25 микрофон, фактически превращающий их в A20.


    1. Sound_cULT
      16.05.2017 23:18

      Ну учитывая то, что A20 специализированная гарнитура для пилотов, цена как-то средняя. В качестве наушников для бытовых нужд — дороговато, безусловно.


      1. dobrobelko
        16.05.2017 23:23

        Из всех популярных гарнитур — самые дорогие. David Clark с которыми я летаю стоят около $300, средняя цена у конкурентов за гарнитуру с активным шумоподавлением (Lightspeed Zulu, David Clark DC Pro-X) составляет $650-850. С другой стороны, Bose предоставляет скидки летным инструкторам, собираюсь воспользоваться этим.


  1. sens_boston
    17.05.2017 08:51
    -1

    Спасибо за исследование! Впечатляет то, что, несмотря на "узость" темы и прошедшие годы, благодаря публично доступным источникам информации удалось собрать столько фактов и сведений. Жалко, что не были задействованы печатные материалы, наверняка имеющиеся в публичных библиотеках США (в том числе, и в библиотеке Конгресса). Правда, нужно отметить, что эти материалы хоть и доступны, но их получение связано с небольшими финансовыми затратами.


    А удручает то, что, несмотря на десятилетия так называемых "свободы", "демократии" и "гласности" (не даром беру в кавычки эти слова) в России, очень многие темы остаются под замшелым, воняющим сургучом, плесенью и старостью "совковым замком". Идиотская совковая "шпиономания" вовсе себя не изжила, оказывается :( Но ведь не все же в совке было ворованным с Запада или карикатурно-лубочным (хотя много таки да)… Я не говорю про современную Россию (тут гордиться действительно не чем), но в СССР были и свои оригинальные разработки (когда невозможно было украденное воспроизвести на убогой совковой материальной базе), умельцы, "на выдумки хитры", ухитрялись делать уникальные вещи в буквальном смысле "на коленях"...


    1. Sound_cULT
      17.05.2017 11:36
      +1

      За оценку, спасибо. А вот с политикой вы перебарщиваете, мне думается.Относительно библиотеки конгресса, стоит задуматься, но я не частый гость в США.