Идея универсального аудиокомбайна, в котором есть всё необходимое для прослушивания пластинок и радиоэфира, далеко не нова: пик популярности подобных устройств пришёлся на 60-е и 70-е годы двадцатого века. Вспоминаем лучшие советские ламповые радиолы, которые стали важной частью истории качественного звуковоспроизведения.
Ригонда-Моно
Радиола «Ригонда-Моно» выпускалась на Рижском радиозаводе с 1963 года и включала в себя ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмник, а также виниловый проигрыватель, предлагая достойное по тем временам сочетание «цена-качество». Аппарат разошёлся огромными партиями, став народным «музыкальным центром» для жителей СССР. Выходная мощность — 3,5 «честных ламповых» ватт: в сочетании с лёгкими бумажными диффузорами штатных динамиков, это позволяло озвучить небольшую или средних размеров комнату. Формально частотный диапазон — весьма скромный (от 60 до 12 000 Гц), однако в реальности «Ригонда-Моно» звучала очень приятно и основательно. Электропроигрыватель трёхскоростной, с автостопом — совершенно невыдающийся, с совсем уж простеньким тонармом. Однако разъём для внешних источников предлагал шанс исправить ситуацию, подключив к радиоле хорошую вертушку классом повыше или магнитофон.
Беларусь Р-101-Л
Ламповая радиола «Беларусь Р-101-Л» выпускалась с 1966 года Минским радиозаводом и стала хорошей альтернативой популярным в те времена «Эстониям» и «Ригондам». Музыкальный «комбайн» оснащался ДВ/СВ/КВ/УКВ радиоприёмником и трёхскоростным проигрывателем пластинок. Акустическая система выполнена на основе четырёх широкополосных динамиков 2ГД-29, которые были установлены на фронтальной и боковых панелях корпуса — для более объёмного и основательного звучания. Усилительная часть построена на лампах 6П14П: мощности около 6 Вт было достаточно для заполнения звуком небольшой или средних размеров комнаты. Радиола комплектовалась ножками и выглядела не слишком роскошно, но вполне привлекательно: по нынешним меркам, её можно было бы причислить к аудиотехнике среднего класса по приемлемой цене.
Ригонда-Стерео
Прорывное для своего времени устройство, стереофоническая радиола «Ригонда-Стерео», выпускалась с 1963 года на Рижском радиозаводе и не стала столь же массовой, как её монофонические собратья — не в последнюю очередь, из-за больших габаритов и высокой стоимости в 230 рублей (за эти деньги можно было купить хороший телевизор). К тому же, стереовещание и стереофонические пластинки были тогда ещё не слишком распространены. Однако «Ригонда-Стерео» оказалась удачным прецедентом для последующего активного развития стереофонии в СССР. Акустические системы — оригинальной по современным меркам конструкции: на фронтальной панели каждой колонки устанавливалась пара динамиков 4ГД-28, а излучатели 1ГД-19 расположились с левой и правой стороны корпуса. Радиола оказалась настолько удачной, что поставлялась зарубеж, в экспортном исполнении под названием «Rigonda-Stereo» — с другими надписями на корпусе, шкале и задней стенке, а также диапазоном УКВ 88-104 МГц.
Эстония-3
Таллинский завод «Пунане РЭТ» предлагал очень достойную по своим временам аудиотехнику: качество серийного производства было заметно выше среднего, а дизайн зачастую и вовсе был крайне удачным. Не стала исключением и радиола «Эстония-3», которая появилась в продаже в 1963 году. Устройство состояло из основного блока, в котором располагался собственно радиоприёмник и проигрыватель винила, а также напольной акустической системы (с парой широкополосных динамиков 4ГД-7) и двух сателлитов, с установленными в них излучателями 1ГД-9. Радиола поставлялась в монофоническом, либо стереофоническом исполнении: во втором случае — со стереоприставкой и соответствующим звукоснимателем. Стоила такая роскошь немало: 299 рублей — ощутимая сумма по меркам 60-х годов.
Симфония-2
Радиола «Симфония-2» выпускалась Рижским радиозаводом им. А.С. Попова с 1967 года и, в отличие от более ранней модели «Ригонда-Стерео», позволяла слушать радиоэфир в стерео сразу «из коробки». Вдобавок, были доработаны штатные акустические системы, которые уже вполне похожи на современные напольные колонки: трёхполосная конфигурация с очень достойными по своим временам динамиками, оформление закрытый ящик с двумя дополнительными отсеками (резонаторами Гельмгольца), которые через отверстия заданного диаметра сообщались с основным объёмом корпуса и оптимизировали звучание в области низких частот.
Помимо радиоприёмника с функцией автоматической подстройки частоты, «Симфония-2» оснащалась простеньким трёхскоростным виниловым проигрывателем (благо что на задней стенке присутствовал вход для подключения более качественной вертушки или магнитофона). Двухтактный стереоусилитель построен на пентодах 6П14П: выходная мощность — 4 «честных ламповых» ватт на канал, что позволяло уверенно «раскачать» штатные акустические системы с лёгкими бумажными динамиками. Поставлялась эта модель как для внутреннего рынка, так и на экспорт.
Эстония-Стерео
В 1970 году, вскоре после запуска на Рижском радиозаводе производства стереорадиолы «Симфония-2», завод «Пунане РЭТ» наладил выпуск схожей модели под названием «Эстония-Стерео». Принципиальные изменения касались, в первую очередь, дизайна: в отличие от «Симфонии-2», виниловый проигрыватель был представлен отдельным блоком. Таким образом, устройство занимало меньше жилого пространства, а при желании вертушку и вовсе можно было отключить и убрать на антресоль (на чердак, на балкон, в кладовку или в гараж — нужное подчеркнуть). Вдобавок, несколько отличалась конструкция штатных акустических систем: вместо среднечастотного динамика 3ГД-1, в «Эстонии-Стерео» использовался 4ГД-28. Соответственно, несколько иной была и схема кроссовера. Выходная мощность — «честные ламповые» 4 Вт на канал: как ни парадоксально, это позволяло даже устроить небольшую музыкальную вечеринку — с напитками, танцами и не только. Звучание радиолы — мягкое и во всех смыслах винтажное. Но главное — цена: за «Эстонию-Стерео» просили 420 рублей, что было сопоставимо с несколькими средними зарплатами гражданина СССР.
Симфония-003
Радиола «Симфония 003» была представлена Рижским радиозаводом в 1971 году, уже на излёте эпохи лампового звука. По сравнению с предшественницей «Симфония-2», у обновлённой модели был полностью переработан дизайн: отсек для винилового проигрывателя «переехал» вниз, а штатные колонки стали несколько меньше в высоту и одновременно больше в глубину. В техническом плане устройство отличалась от предыдущей версии незначительно и предлагало примерно тот же функционал: ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмник с автоматической подстройкой частоты, а также простенький трёхскоростной виниловый проигрыватель и вход для подключения внешних источников (например, вертушки классом повыше или магнитофона). Двухтактный стереоусилитель мощностью всего 2x4 Вт (зато честных, тёплых и ламповых) на пентодах 6П14П уверенно раскачивал трёхполосные акустические системы с лёгкими бумажными басовиками и высокой чувствительностью. Как и её предшественницы, радиола «Симфония-003» отличалась мягким, комфортным звучанием и уверенно заполняла звуком небольшую или средних размеров комнату.
Комментарии (30)
Serge78rus
16.10.2021 14:03+1Для радиолы «Ригонда-Моно» указанная выходная мощность в 3.5 Вт — это максимальная мощность. Номинальная была 2 Вт, ведь там использовался однотактный выходной каскад УНЧ на 6П14П, который в принципе не мог выдавать больше 2...2.5 Вт при приемлемом уровне нелинейных искажений.
Exchan-ge
16.10.2021 15:18+1Конечно, ламповых радиол (и магнитол, кстати) в СССР выпускалось много.
Но все же хотелось бы узнать принцип, по которому были выбраны модели, описанные в статье.
Так как почти все из них отнюдь не были массовыми (за исключением Ригонды-Моно, но и она была дорогим удовольствием)
Например, Ригонду-Стерео я видел только в одном месте — в местном кафе-стекляшке (характерная запоминающаяся форма колонок) в конце 60х.
Остальное я вообще вижу впервые (в том смысле — что их не было видно и в продаже), хотя есть смутные сомнения по поводу Симфонии-003 — у какой-то модели в 1975 году я видел такой «вынимающийся» блок с проигрывателем, но, насколько я помню — там ширина радиолы была намного меньше.
Народные ламповые радиолы — Вэф-Аккорд'' (1956 г.), «Урал -112» (1975) — много их было, хороших и разных.Shurr-pl
16.10.2021 16:55+1Выдвижной блок с вертушкой - скорее всего магниторадиола "Романтика", линейка этих аппаратов выпускалась заводом им. Шевченко в Харькове.
Exchan-ge
16.10.2021 19:31скорее всего магниторадиола «Романтика», линейка этих аппаратов выпускалась заводом им. Шевченко в Харькове.
О, точно — «Романтика 105», спасибо!У меня была мечта
В свое время (1975 г.) уговаривал родителей купить ее, но их смутила цена этого комбайна :)Iv38
18.10.2021 05:09А вот у меня уже где-то в начале 90-х эта магниторадиола была моим личным аппаратом. Но я, будучи школьником, мечтал о каком-нибудь двухкассетном Панасонике. Нет в жизни счастья.
Exchan-ge
18.10.2021 23:48+1где-то в начале 90-х
Тогда прогресс был быстрым, за пять лет радиоаппаратура совершенно устаревала морально.
Например, в 1982 году буквально рядом с тем магазином, где мы смотрели эту «Романтику», в комиссионном, все полки были забиты импортной аппаратурой, в основном — двухкассетными магнитолами.
Тем не менее, мои интересы к этому времени были другими — предметом фапа были катушечные магнитофоны высшей группы сложности — от советских Электроник и Олимпов до техники фирмы Акаи.
Кассетники, любые — в нашем кругу не котировались абсолютно, ввиду заметно худшего звучания, а винил был слишком дорог (не вертушки, а сами пласты)
Еще через 5 лет ситуация снова поменялась — в 1987 году предметом всеобщей страсти были видеомагнитофоны.
В 1992 все хотели «спектрумы», в 1997 — ПК…
third112
16.10.2021 17:05+1ИМХО для сравнения стоит упомянуть не лучшие, нпр., «Рекорд-60М» (1961 год) — радиолы Бердского завода на 4 октальных лампах, с двухскоростной "вертушкой"(78 и 33 об./мин.). Приемник на 3 диапазона (ДВ/СВ/КВ), УКВ в нем не было, деревянный корпус, 1 динамик. Радиола была очень популярной за цену — ок. 30 руб. Далеко не все были такими меломанами, чтобы 200-300 руб. платить. Многим нужен был приемник в угол на тумбочку, чтобы вечером прогноз погоды послушать и гостей винилом повеселить, потанцевать. А молодежь больше интересовали переносные "транзисторы": на улицу и на пляж можно захватить, и западные кассетные магнитофоны. Приемники интересовали западные: там КВ были 19 и 13 м, в наших шкала обычно кончалась на 25 м. На эту тему был стишок: "есть обычай на Руси ночью слушать би-би-си". Кто ездил в "загранки" хорошо зарабатывал сдавая электронику в комиссионных магазинах — цены доходили до 1000 р. и выше.
edo1h
17.10.2021 05:08А молодежь больше интересовали переносные "транзисторы": на улицу и на пляж можно захватить, и западные кассетные магнитофоны. Приемники интересовали западные: там КВ были 19 и 13 м, в наших шкала обычно кончалась на 25 м
в детстве в комнате у меня стояла радиола на ножках очень похожая на Ригонда-Моно из статьи, думаю, что это она и была.
отлично слушал голос америки и прочие «вражеские» радиостанции.MrTims
17.10.2021 07:15Значит в Вашей местности "голоса" не глушились. К тому же, в диапазонах 19/16/13м днем лучше проходили дальние КВ станции (те же "голоса"). И эти диапазоны, даже в крупных городах, не глушились практически. Поэтому в советской технике их не было. Но были всякого рода ВЭФы с барабанными переключателями диапазонов и там можно было соответствующую планку настроить на более короткие волны и послушать чего-нибудь интересного...
P.S. А потом мне, по случаю, достался "Ишим-003"! А потом... перестали глушить "вражьи голоса".
hw_store
16.10.2021 19:27+4Забавно, что автор дайджеста изящно утверждает, что, поскольку "вертушки" в перечисленных моделях были "отстой", можно было подключить внешнюю вертушку через аудиовход усилителя. Между тем, в СССР была адская степень унификации и интеграции производственных цепочек. В частности, все известные мне панели вертушек для комбинированных устройств производились, по-видимому, Рижским электромеханическим заводом, на них узнаваемый логотип RemR.
Так что особенно широкого выбора не было: сначала это были панели 3-го класса IIIЭПУ20, IIIЭПУ38, естественно с пьезоэлектрическим звукоснимателем, затем IIЭПУ40 и IIЭПУ52, и вскоре после этого IIЭПУ62СП (тоже пьезо, но стерео) и IIЭПУ62СМ (уже с электромагнитной головкой). Привод диска у них у всех был примерно одинаковый - от асинхронного электродвигателя ЭДГ со ступенчатой насадкой на валу, через промежуточный обрезиненный ролик.
https://www.radiopagajiba.lv/RRR/REMR_EF/IIIepu.htm
https://www.radiopagajiba.lv/RRR/REMR_EF/IIepu60.htm
Что интересно, в доставшемся мне в своё время почти даром электрофоне "Аккорд-001" cтояла вертушка того же завода и того же дизайна, но уже первого класса: IЭПУ73С.
Tomasina
16.10.2021 23:39+2У меня на даче в детстве была радиола Урал-112.
https://media2.24aul.ru/imgs/a79183a732cbf32a7f97d582790d38e1/radiola-ural-112-1-17127639.jpg
lobzanoff
17.10.2021 18:31+2моя ласточка! Хорошо послужила, и голоса слушал, и пластинки крутил... Сердце кровью обливалось, когда пришло время избавляться. Место занимала, а пользы уже никакой - голоса и карманный приемник ловил, а для винила уже Вега была куплена. Но все же хотя бы корпус сгодился. Внутренности вынул, поставил на надежный каркас, и получилась стильная подставка под телевизор с полкой для видика. Увы, новые времена, и уже и в таком виде ее время кончилось - видик не нужен, а новый 43" телевизор на нее не помещается...
SADKO
16.10.2021 23:59Да-да, не надо про вертушки плохо писать демонстрируя своё невежество. Ведь в каком году стали выпускать эти ЭПУ? И какие пласты были в ходу у людей в то время?
Воспроизведение виниловых LP на 33 тогда было лишь новой опцией, для которой на картридже был рычажок, чтобы выбрать специальную микро иглу :-)
Сменный картридж с двумя иглами, пружинный тонарм, роликовый привод, автостоп. Это в разы сильней современных моделей начального уровня. Да, говорят там скорость плыла от частоты сети, но это лучше чем от отсутствия ума инженеров и технологов, которые в 21 веке умудряются получить детонацию хуже патефона. Причём я не только про дешевку, но и про врождённый эксцентриситет некоторых брендов.
И ещё один занятный момент, ЭПУ радиолы находится в одном корпусе с динамическими головками и как по мне, так в том звуке больше превалировал микрофонный эффект ламп и пружин их прижимающих. А современные поделия, в одной комнате с колонками, без колпака и мрамора не звучат :-)
Serge78rus
17.10.2021 19:58Да, говорят там скорость плыла от частоты сети...
— это бред. Частота сети поддерживается с достаточно высокой точностью, чтоб это заметить (если конечно не питаться от автономного дизель-генератора). Скольжение в асинхронном двигателе, проскальзывание фрикционных роликов и т.д. может плавать в гораздо больших пределах.Exchan-ge
18.10.2021 01:30Частота сети поддерживается с достаточно высокой точностью, чтоб это заметить (если конечно не питаться от автономного дизель-генератора)
Скорость у тех проигрывателей действительно, случалась, «плыла».
Возможно, это происходило от перепадов напряжения в сети — даже в 60-х напряжение в сети не отличалось стабильностью (отсюда и массовое использование автотрансформаторов и стабилизаторов для питания ТВ)
(Не спец в электродвигателях, могу ошибаться).Serge78rus
18.10.2021 16:42Да, плыла, я против этого и не пытался возразить. Я возразил лишь против того, что это было связано с нестабильностью частоты сети. С нестабильностью напряжения, как Вы правильно заметили — да, так как асинхронный двигатель обладает такой характеристикой, как скольжение — отставание скорости ротора от скорости вращения магнитного поля статора. На то он и называется асинхронным. Величина скольжения зависит как от нагрузки на валу, так и от напряжения питания. Так же фрикционная передача тоже обладала небольшим проскальзыванием, особенно после не очень аккуратной смазки осей промежуточных роликов.
Exchan-ge
18.10.2021 23:58так как асинхронный двигатель обладает такой характеристикой, как скольжение — отставание скорости ротора от скорости вращения магнитного поля статора
О, точно — значит я еще помню курс «Электротехники», сданным мною в 1981 году :)
(«помнят руки работу, помнят!» (с)) Хотя полной уверенности не было :)
Еще есть синхронные двигатели, их помню не столько по тому курсу, сколько по тому что они стояли в высококлассных катушечных магнитофонах — а я когда-то пытался сделать такой своими руками, и проект застопорился как раз на таких электродвигателях.ак же фрикционная передача тоже обладала небольшим проскальзыванием
Нет, это была мелочь, основной проблемой было то, что резина у роликов со временем деформировалась (особенно если нарушать требования РЭ) и основной ролик переставал быть круглым, по своей форме больше напоминая геоид.
Exchan-ge
17.10.2021 02:13+3Ригонда-Стерео
Кстати, колонку от этой «Ригонды» можно увидеть в фильме «Тайна железной двери» (1970 г.) — ее приносят милиционеры в отделение, вместе с электрогитарой и задержанным — персонажем Савелия Крамарова :)tormozedison
17.10.2021 11:34Отлично помню этот эпизод, весьма удивился, что «бандура» на комбик не похожа, и ручек управления у неё нет. От чего колонка, тогда ещё не знал.
tormozedison
17.10.2021 11:32+2Можно написать произведение в жанре альтернативной истории, где кризис полупроводников не прекратился, а усугубился до такой степени, что не хватать стало даже силовых диодов, и пришлось возрождать производство коллекторных генераторов с реле обратного тока. Ну и сабжа заодно.
kot_martovskiy
18.10.2021 00:42А мне крайне не нравится звук советской ламповой техники 60-70х. Либо схемотехника не сильно продумана, либо сделано по остаточному принципу из того что было, лишь бы похоже на номиналы. Звук мягкий, но какая-то пустота в нем, нет никакой окраски, про детализацию говорить не приходится, носители и звукосниматели широким диапазоном не блистали. Правда сравнивал с английской и голландской радиолами, ну и однм немецким аппаратом того же времени. Сейчас из радиол есть Минск Р7 на 7 лампах, есть что-то в ее звучании, хотя и схемотехника простейшая, грамофонные шеллаковые пластинки на ней самое то включать, винил - вообще не звучит.
Exchan-ge
18.10.2021 01:34А мне крайне не нравится звук советской ламповой техники 60-70х.
Когда пошла волна интереса к ламповой технике, я посетил наш местный салон хай-энда.
Первая моя реакция при прослушивании — «О, звук советской ламповой радиолы» (даже на ностальгию тогда пробило :)
Soarerru
18.10.2021 23:35+1А где "Кантата"? Это были достаточно массовые радиолы. Я лично всё детство на "Кантате-203" пластинки со сказками слушал.
ZaitsXL
19.10.2021 09:55+1Не совсем понятно по какому признаку данные радиолы названы "лучшими" - в Ригондах в частности приемник очень посредственный, тот же "Фестиваль" в разы лучше по этому признаку, вертушки везде одинаковые как сами же написали, выходит дизайн лучший или что?
Pavel9860
Хотелось бы почаще слышать про честные теплые ламповые ватты. Способные легкими бумажными диффузорами с высокой чувствительностью, отличающихся мягким, комфортным звучанием, уверенно заполнять звуком небольшую или средних размеров комнату. Особенно не при использовании встроенного ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмника с автоматической подстройкой частоты, а также простенького трёхскоростного винилового проигрывателя, а при подключения внешних источников (например, вертушки классом повыше или магнитофона).