Идея универсального аудиокомбайна, в котором есть всё необходимое для прослушивания пластинок и радиоэфира, далеко не нова: пик популярности подобных устройств пришёлся на 60-е и 70-е годы двадцатого века. Вспоминаем лучшие советские ламповые радиолы, которые стали важной частью истории качественного звуковоспроизведения.

Ригонда-Моно

Радиола «Ригонда-Моно» выпускалась на Рижском радиозаводе с 1963 года и включала в себя ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмник, а также виниловый проигрыватель, предлагая достойное по тем временам сочетание «цена-качество». Аппарат разошёлся огромными партиями, став народным «музыкальным центром» для жителей СССР. Выходная мощность — 3,5 «честных ламповых» ватт: в сочетании с лёгкими бумажными диффузорами штатных динамиков, это позволяло озвучить небольшую или средних размеров комнату. Формально частотный диапазон — весьма скромный (от 60 до 12 000 Гц), однако в реальности «Ригонда-Моно» звучала очень приятно и основательно. Электропроигрыватель трёхскоростной, с автостопом — совершенно невыдающийся, с совсем уж простеньким тонармом. Однако разъём для внешних источников предлагал шанс исправить ситуацию, подключив к радиоле хорошую вертушку классом повыше или магнитофон.

Беларусь Р-101-Л

Ламповая радиола «Беларусь Р-101-Л» выпускалась с 1966 года Минским радиозаводом и стала хорошей альтернативой популярным в те времена «Эстониям» и «Ригондам». Музыкальный «комбайн» оснащался ДВ/СВ/КВ/УКВ радиоприёмником и трёхскоростным проигрывателем пластинок. Акустическая система выполнена на основе четырёх широкополосных динамиков 2ГД-29, которые были установлены на фронтальной и боковых панелях корпуса — для более объёмного и основательного звучания. Усилительная часть построена на лампах 6П14П: мощности около 6 Вт было достаточно для заполнения звуком небольшой или средних размеров комнаты. Радиола комплектовалась ножками и выглядела не слишком роскошно, но вполне привлекательно: по нынешним меркам, её можно было бы причислить к аудиотехнике среднего класса по приемлемой цене.

Ригонда-Стерео

Прорывное для своего времени устройство, стереофоническая радиола «Ригонда-Стерео», выпускалась с 1963 года на Рижском радиозаводе и не стала столь же массовой, как её монофонические собратья — не в последнюю очередь, из-за больших габаритов и высокой стоимости в 230 рублей (за эти деньги можно было купить хороший телевизор). К тому же, стереовещание и стереофонические пластинки были тогда ещё не слишком распространены. Однако «Ригонда-Стерео» оказалась удачным прецедентом для последующего активного развития стереофонии в СССР. Акустические системы — оригинальной по современным меркам конструкции: на фронтальной панели каждой колонки устанавливалась пара динамиков 4ГД-28, а излучатели 1ГД-19 расположились с левой и правой стороны корпуса. Радиола оказалась настолько удачной, что поставлялась зарубеж, в экспортном исполнении под названием «Rigonda-Stereo» — с другими надписями на корпусе, шкале и задней стенке, а также диапазоном УКВ 88-104 МГц.

Эстония-3

Таллинский завод «Пунане РЭТ» предлагал очень достойную по своим временам аудиотехнику: качество серийного производства было заметно выше среднего, а дизайн зачастую и вовсе был крайне удачным. Не стала исключением и радиола «Эстония-3», которая появилась в продаже в 1963 году. Устройство состояло из основного блока, в котором располагался собственно радиоприёмник и проигрыватель винила, а также напольной акустической системы (с парой широкополосных динамиков 4ГД-7) и двух сателлитов, с установленными в них излучателями 1ГД-9. Радиола поставлялась в монофоническом, либо стереофоническом исполнении: во втором случае — со стереоприставкой и соответствующим звукоснимателем. Стоила такая роскошь немало: 299 рублей — ощутимая сумма по меркам 60-х годов.

Симфония-2

Радиола «Симфония-2» выпускалась Рижским радиозаводом им. А.С. Попова с 1967 года и, в отличие от более ранней модели «Ригонда-Стерео», позволяла слушать радиоэфир в стерео сразу «из коробки». Вдобавок, были доработаны штатные акустические системы, которые уже вполне похожи на современные напольные колонки: трёхполосная конфигурация с очень достойными по своим временам динамиками, оформление закрытый ящик с двумя дополнительными отсеками (резонаторами Гельмгольца), которые через отверстия заданного диаметра сообщались с основным объёмом корпуса и оптимизировали звучание в области низких частот.

Помимо радиоприёмника с функцией автоматической подстройки частоты, «Симфония-2» оснащалась простеньким трёхскоростным виниловым проигрывателем (благо что на задней стенке присутствовал вход для подключения более качественной вертушки или магнитофона). Двухтактный стереоусилитель построен на пентодах 6П14П: выходная мощность — 4 «честных ламповых» ватт на канал, что позволяло уверенно «раскачать» штатные акустические системы с лёгкими бумажными динамиками. Поставлялась эта модель как для внутреннего рынка, так и на экспорт.

Эстония-Стерео

В 1970 году, вскоре после запуска на Рижском радиозаводе производства стереорадиолы «Симфония-2», завод «Пунане РЭТ» наладил выпуск схожей модели под названием «Эстония-Стерео». Принципиальные изменения касались, в первую очередь, дизайна: в отличие от «Симфонии-2», виниловый проигрыватель был представлен отдельным блоком. Таким образом, устройство занимало меньше жилого пространства, а при желании вертушку и вовсе можно было отключить и убрать на антресоль (на чердак, на балкон, в кладовку или в гараж — нужное подчеркнуть). Вдобавок, несколько отличалась конструкция штатных акустических систем: вместо среднечастотного динамика 3ГД-1, в «Эстонии-Стерео» использовался 4ГД-28. Соответственно, несколько иной была и схема кроссовера. Выходная мощность — «честные ламповые» 4 Вт на канал: как ни парадоксально, это позволяло даже устроить небольшую музыкальную вечеринку — с напитками, танцами и не только. Звучание радиолы — мягкое и во всех смыслах винтажное. Но главное — цена: за «Эстонию-Стерео» просили 420 рублей, что было сопоставимо с несколькими средними зарплатами гражданина СССР.

Симфония-003

Радиола «Симфония 003» была представлена Рижским радиозаводом в 1971 году, уже на излёте эпохи лампового звука. По сравнению с предшественницей «Симфония-2», у обновлённой модели был полностью переработан дизайн: отсек для винилового проигрывателя «переехал» вниз, а штатные колонки стали несколько меньше в высоту и одновременно больше в глубину. В техническом плане устройство отличалась от предыдущей версии незначительно и предлагало примерно тот же функционал: ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмник с автоматической подстройкой частоты, а также простенький трёхскоростной виниловый проигрыватель и вход для подключения внешних источников (например, вертушки классом повыше или магнитофона). Двухтактный стереоусилитель мощностью всего 2x4 Вт (зато честных, тёплых и ламповых) на пентодах 6П14П уверенно раскачивал трёхполосные акустические системы с лёгкими бумажными басовиками и высокой чувствительностью. Как и её предшественницы, радиола «Симфония-003» отличалась мягким, комфортным звучанием и уверенно заполняла звуком небольшую или средних размеров комнату.

Комментарии (30)


  1. Pavel9860
    16.10.2021 13:56
    +12

    Хотелось бы почаще слышать про честные теплые ламповые ватты. Способные легкими бумажными диффузорами с высокой чувствительностью, отличающихся мягким, комфортным звучанием, уверенно заполнять звуком небольшую или средних размеров комнату. Особенно не при использовании встроенного ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмника с автоматической подстройкой частоты, а также простенького трёхскоростного винилового проигрывателя, а при подключения внешних источников (например, вертушки классом повыше или магнитофона).


  1. Serge78rus
    16.10.2021 14:03
    +1

    Для радиолы «Ригонда-Моно» указанная выходная мощность в 3.5 Вт — это максимальная мощность. Номинальная была 2 Вт, ведь там использовался однотактный выходной каскад УНЧ на 6П14П, который в принципе не мог выдавать больше 2...2.5 Вт при приемлемом уровне нелинейных искажений.


  1. Exchan-ge
    16.10.2021 15:18
    +1

    Конечно, ламповых радиол (и магнитол, кстати) в СССР выпускалось много.
    Но все же хотелось бы узнать принцип, по которому были выбраны модели, описанные в статье.
    Так как почти все из них отнюдь не были массовыми (за исключением Ригонды-Моно, но и она была дорогим удовольствием)

    Например, Ригонду-Стерео я видел только в одном месте — в местном кафе-стекляшке (характерная запоминающаяся форма колонок) в конце 60х.
    Остальное я вообще вижу впервые (в том смысле — что их не было видно и в продаже), хотя есть смутные сомнения по поводу Симфонии-003 — у какой-то модели в 1975 году я видел такой «вынимающийся» блок с проигрывателем, но, насколько я помню — там ширина радиолы была намного меньше.

    Народные ламповые радиолы — Вэф-Аккорд'' (1956 г.), «Урал -112» (1975) — много их было, хороших и разных.


    1. Shurr-pl
      16.10.2021 16:55
      +1

      Выдвижной блок с вертушкой - скорее всего магниторадиола "Романтика", линейка этих аппаратов выпускалась заводом им. Шевченко в Харькове.


      1. Exchan-ge
        16.10.2021 19:31

        скорее всего магниторадиола «Романтика», линейка этих аппаратов выпускалась заводом им. Шевченко в Харькове.


        О, точно — «Романтика 105», спасибо!

        У меня была мечта
        image

        В свое время (1975 г.) уговаривал родителей купить ее, но их смутила цена этого комбайна :)


        1. Iv38
          18.10.2021 05:09

          А вот у меня уже где-то в начале 90-х эта магниторадиола была моим личным аппаратом. Но я, будучи школьником, мечтал о каком-нибудь двухкассетном Панасонике. Нет в жизни счастья.


          1. Exchan-ge
            18.10.2021 23:48
            +1

            где-то в начале 90-х


            Тогда прогресс был быстрым, за пять лет радиоаппаратура совершенно устаревала морально.
            Например, в 1982 году буквально рядом с тем магазином, где мы смотрели эту «Романтику», в комиссионном, все полки были забиты импортной аппаратурой, в основном — двухкассетными магнитолами.
            Тем не менее, мои интересы к этому времени были другими — предметом фапа были катушечные магнитофоны высшей группы сложности — от советских Электроник и Олимпов до техники фирмы Акаи.
            Кассетники, любые — в нашем кругу не котировались абсолютно, ввиду заметно худшего звучания, а винил был слишком дорог (не вертушки, а сами пласты)
            Еще через 5 лет ситуация снова поменялась — в 1987 году предметом всеобщей страсти были видеомагнитофоны.
            В 1992 все хотели «спектрумы», в 1997 — ПК…


  1. ragesteel
    16.10.2021 16:25
    +4

    Э… а где «Фестиваль»? Единственная радиола СССР с пультом? Хоть и проводным, но тем не менее.


    1. third112
      16.10.2021 17:10
      +1

      Сожалею, но Фестиваль — радиоприёмник. Не радиола.


      1. ragesteel
        16.10.2021 18:19
        +2

        Упс. Точно. Прошу прощения.


  1. third112
    16.10.2021 17:05
    +1

    ИМХО для сравнения стоит упомянуть не лучшие, нпр., «Рекорд-60М» (1961 год) — радиолы Бердского завода на 4 октальных лампах, с двухскоростной "вертушкой"(78 и 33 об./мин.). Приемник на 3 диапазона (ДВ/СВ/КВ), УКВ в нем не было, деревянный корпус, 1 динамик. Радиола была очень популярной за цену — ок. 30 руб. Далеко не все были такими меломанами, чтобы 200-300 руб. платить. Многим нужен был приемник в угол на тумбочку, чтобы вечером прогноз погоды послушать и гостей винилом повеселить, потанцевать. А молодежь больше интересовали переносные "транзисторы": на улицу и на пляж можно захватить, и западные кассетные магнитофоны. Приемники интересовали западные: там КВ были 19 и 13 м, в наших шкала обычно кончалась на 25 м. На эту тему был стишок: "есть обычай на Руси ночью слушать би-би-си". Кто ездил в "загранки" хорошо зарабатывал сдавая электронику в комиссионных магазинах — цены доходили до 1000 р. и выше.


    1. edo1h
      17.10.2021 05:08

      А молодежь больше интересовали переносные "транзисторы": на улицу и на пляж можно захватить, и западные кассетные магнитофоны. Приемники интересовали западные: там КВ были 19 и 13 м, в наших шкала обычно кончалась на 25 м

      в детстве в комнате у меня стояла радиола на ножках очень похожая на Ригонда-Моно из статьи, думаю, что это она и была.
      отлично слушал голос америки и прочие «вражеские» радиостанции.


      1. MrTims
        17.10.2021 07:15

        Значит в Вашей местности "голоса" не глушились. К тому же, в диапазонах 19/16/13м днем лучше проходили дальние КВ станции (те же "голоса"). И эти диапазоны, даже в крупных городах, не глушились практически. Поэтому в советской технике их не было. Но были всякого рода ВЭФы с барабанными переключателями диапазонов и там можно было соответствующую планку настроить на более короткие волны и послушать чего-нибудь интересного...
        P.S. А потом мне, по случаю, достался "Ишим-003"! А потом... перестали глушить "вражьи голоса".


  1. hw_store
    16.10.2021 19:27
    +4

    Забавно, что автор дайджеста изящно утверждает, что, поскольку "вертушки" в перечисленных моделях были "отстой", можно было подключить внешнюю вертушку через аудиовход усилителя. Между тем, в СССР была адская степень унификации и интеграции производственных цепочек. В частности, все известные мне панели вертушек для комбинированных устройств производились, по-видимому, Рижским электромеханическим заводом, на них узнаваемый логотип RemR.
    Так что особенно широкого выбора не было: сначала это были панели 3-го класса IIIЭПУ20, IIIЭПУ38, естественно с пьезоэлектрическим звукоснимателем, затем IIЭПУ40 и IIЭПУ52, и вскоре после этого IIЭПУ62СП (тоже пьезо, но стерео) и IIЭПУ62СМ (уже с электромагнитной головкой). Привод диска у них у всех был примерно одинаковый - от асинхронного электродвигателя ЭДГ со ступенчатой насадкой на валу, через промежуточный обрезиненный ролик.
    https://www.radiopagajiba.lv/RRR/REMR_EF/IIIepu.htm
    https://www.radiopagajiba.lv/RRR/REMR_EF/IIepu60.htm
    Что интересно, в доставшемся мне в своё время почти даром электрофоне "Аккорд-001" cтояла вертушка того же завода и того же дизайна, но уже первого класса: IЭПУ73С.


  1. Tomasina
    16.10.2021 23:39
    +2

    У меня на даче в детстве была радиола Урал-112.

    https://media2.24aul.ru/imgs/a79183a732cbf32a7f97d582790d38e1/radiola-ural-112-1-17127639.jpg


    1. lobzanoff
      17.10.2021 18:31
      +2

      моя ласточка! Хорошо послужила, и голоса слушал, и пластинки крутил... Сердце кровью обливалось, когда пришло время избавляться. Место занимала, а пользы уже никакой - голоса и карманный приемник ловил, а для винила уже Вега была куплена. Но все же хотя бы корпус сгодился. Внутренности вынул, поставил на надежный каркас, и получилась стильная подставка под телевизор с полкой для видика. Увы, новые времена, и уже и в таком виде ее время кончилось - видик не нужен, а новый 43" телевизор на нее не помещается...


    1. engine9
      27.10.2021 00:25

      О, класс, у нас тоже. Вспомнил её.


  1. SADKO
    16.10.2021 23:59

    Да-да, не надо про вертушки плохо писать демонстрируя своё невежество. Ведь в каком году стали выпускать эти ЭПУ? И какие пласты были в ходу у людей в то время?

    Воспроизведение виниловых LP на 33 тогда было лишь новой опцией, для которой на картридже был рычажок, чтобы выбрать специальную микро иглу :-)

    Сменный картридж с двумя иглами, пружинный тонарм, роликовый привод, автостоп. Это в разы сильней современных моделей начального уровня. Да, говорят там скорость плыла от частоты сети, но это лучше чем от отсутствия ума инженеров и технологов, которые в 21 веке умудряются получить детонацию хуже патефона. Причём я не только про дешевку, но и про врождённый эксцентриситет некоторых брендов.

    И ещё один занятный момент, ЭПУ радиолы находится в одном корпусе с динамическими головками и как по мне, так в том звуке больше превалировал микрофонный эффект ламп и пружин их прижимающих. А современные поделия, в одной комнате с колонками, без колпака и мрамора не звучат :-)


    1. Serge78rus
      17.10.2021 19:58

      Да, говорят там скорость плыла от частоты сети...
      — это бред. Частота сети поддерживается с достаточно высокой точностью, чтоб это заметить (если конечно не питаться от автономного дизель-генератора). Скольжение в асинхронном двигателе, проскальзывание фрикционных роликов и т.д. может плавать в гораздо больших пределах.


      1. Exchan-ge
        18.10.2021 01:30

        Частота сети поддерживается с достаточно высокой точностью, чтоб это заметить (если конечно не питаться от автономного дизель-генератора)


        Скорость у тех проигрывателей действительно, случалась, «плыла».
        Возможно, это происходило от перепадов напряжения в сети — даже в 60-х напряжение в сети не отличалось стабильностью (отсюда и массовое использование автотрансформаторов и стабилизаторов для питания ТВ)
        (Не спец в электродвигателях, могу ошибаться).


        1. Serge78rus
          18.10.2021 16:42

          Да, плыла, я против этого и не пытался возразить. Я возразил лишь против того, что это было связано с нестабильностью частоты сети. С нестабильностью напряжения, как Вы правильно заметили — да, так как асинхронный двигатель обладает такой характеристикой, как скольжение — отставание скорости ротора от скорости вращения магнитного поля статора. На то он и называется асинхронным. Величина скольжения зависит как от нагрузки на валу, так и от напряжения питания. Так же фрикционная передача тоже обладала небольшим проскальзыванием, особенно после не очень аккуратной смазки осей промежуточных роликов.


          1. Exchan-ge
            18.10.2021 23:58

            так как асинхронный двигатель обладает такой характеристикой, как скольжение — отставание скорости ротора от скорости вращения магнитного поля статора


            О, точно — значит я еще помню курс «Электротехники», сданным мною в 1981 году :)
            («помнят руки работу, помнят!» (с)) Хотя полной уверенности не было :)
            Еще есть синхронные двигатели, их помню не столько по тому курсу, сколько по тому что они стояли в высококлассных катушечных магнитофонах — а я когда-то пытался сделать такой своими руками, и проект застопорился как раз на таких электродвигателях.

            ак же фрикционная передача тоже обладала небольшим проскальзыванием


            Нет, это была мелочь, основной проблемой было то, что резина у роликов со временем деформировалась (особенно если нарушать требования РЭ) и основной ролик переставал быть круглым, по своей форме больше напоминая геоид.


  1. Exchan-ge
    17.10.2021 02:13
    +3

    Ригонда-Стерео


    Кстати, колонку от этой «Ригонды» можно увидеть в фильме «Тайна железной двери» (1970 г.) — ее приносят милиционеры в отделение, вместе с электрогитарой и задержанным — персонажем Савелия Крамарова :)


    1. tormozedison
      17.10.2021 11:34

      Отлично помню этот эпизод, весьма удивился, что «бандура» на комбик не похожа, и ручек управления у неё нет. От чего колонка, тогда ещё не знал.


  1. tormozedison
    17.10.2021 11:32
    +2

    Можно написать произведение в жанре альтернативной истории, где кризис полупроводников не прекратился, а усугубился до такой степени, что не хватать стало даже силовых диодов, и пришлось возрождать производство коллекторных генераторов с реле обратного тока. Ну и сабжа заодно.


  1. mkvmaks
    17.10.2021 20:40
    +2

    Все равно эта техника круто выглядит даже сейчас.


  1. kot_martovskiy
    18.10.2021 00:42

    А мне крайне не нравится звук советской ламповой техники 60-70х. Либо схемотехника не сильно продумана, либо сделано по остаточному принципу из того что было, лишь бы похоже на номиналы. Звук мягкий, но какая-то пустота в нем, нет никакой окраски, про детализацию говорить не приходится, носители и звукосниматели широким диапазоном не блистали. Правда сравнивал с английской и голландской радиолами, ну и однм немецким аппаратом того же времени. Сейчас из радиол есть Минск Р7 на 7 лампах, есть что-то в ее звучании, хотя и схемотехника простейшая, грамофонные шеллаковые пластинки на ней самое то включать, винил - вообще не звучит.


    1. Exchan-ge
      18.10.2021 01:34

      А мне крайне не нравится звук советской ламповой техники 60-70х.


      Когда пошла волна интереса к ламповой технике, я посетил наш местный салон хай-энда.
      Первая моя реакция при прослушивании — «О, звук советской ламповой радиолы» (даже на ностальгию тогда пробило :)


  1. Soarerru
    18.10.2021 23:35
    +1

    А где "Кантата"? Это были достаточно массовые радиолы. Я лично всё детство на "Кантате-203" пластинки со сказками слушал.


  1. ZaitsXL
    19.10.2021 09:55
    +1

    Не совсем понятно по какому признаку данные радиолы названы "лучшими" - в Ригондах в частности приемник очень посредственный, тот же "Фестиваль" в разы лучше по этому признаку, вертушки везде одинаковые как сами же написали, выходит дизайн лучший или что?