Аудиоконтент стал более доступным, чем когда-либо. Вы можете мгновенно воспроизвести любую песню с мобильного гаджета, и в связи с этим вдвойне удивительно, что физические аудионосители не повторили судьбу видеокассет. Но что же такого особенного в этих архаичных виниловых дисках, обладающих столь неповторимым очарованием?
Диаграмма с результатами продаж музыки демонстрирует, что винил в последние годы рос, в то время как продажи компакт-дисков падали. По данным RIAA, продажи пластинок в 2020 году увеличились почти на 30%! Таким образом, винил может быть и аутсайдер по сравнению со стримингом, однако он опередил CD.
Является ли возрождение винила проявлением наивной потребительской ностальгии или же в его звучании действительно есть волшебные нотки? Что ж, для начала затронем базовые вопросы.
Как работают проигрыватели винила и цифровые аудиоплееры?
Независимо от того, каким будет в итоге аудионоситель, первым делом необходимо сделать саму запись. Звуковые сигналы записывают с помощью микрофонов или непосредственно с электронных музыкальных инструментов, после чего они микшируются (сводятся) и подвергаются мастерингу (подробнее об этом процессе чуть позже).
Для изготовления виниловой пластинки готовая аудиозапись передаётся на рекордер, который нарезает дорожки на специальном лаковом диске. Звуковые волны диктуют форму канавок, которые собственно и нарезает станок. Затем этот лакированный диск покрывается металлом для создания металлического слепка («мастера»), который далее используется для создания «штампа» (негативной версии «мастера»). Штамп устанавливается в гидравлический пресс и оставляет оттиск на виниловой заготовке, в результате чего и получаются привычные нам пластинки.
Во время воспроизведения пластинки игла (стилус) проигрывателя следует за дорожкой записи и генерирует сигнал с помощью крошечного электромагнитного устройства, называемого картриджем. Он может быть выполнен по технологии подвижного магнита (Moving Magnet, ММ), либо подвижной катушки (Moving Coil, MC). После прохождения через фонокорректор и усилитель, генерируемый электрический ток приводит в движение динамики, которые воспроизводят записанный звук.
У винила есть ряд физических ограничений. Если частота записанного звука низкая, а амплитуда (громкость) слишком высокая, игла склонна выскакивать из дорожки, что провоцирует пропуски воспроизведения. Учитывая данный факт, звукоинженеры применяют специальные техники микширования перед записью музыки на пластинки — с целью предотвратить пропуски и ошибки трекинга. Одно из распространённых решений — панорамирование баса в центре стереомикса.
В случае с высокими частотами всё также непросто: в вытравленной на пластинке дорожке имеется несметное множество микроскопических изгибов — таким образом, игла должна следовать очень небольшим перепадам, которые не всегда возможно передать точно. В результате, может появиться неприятный шипящий призвук при воспроизведении сибилянтов и других высокочастотных звуков.
А теперь сравним это с цифровыми форматами, где записанные аудиосигналы передаются через аналого-цифровой преобразователь (АЦП) в компьютер и хранятся в виде последовательности единиц и нулей. Разрешение преобразования зависит от частоты дискретизации и битности. Например, аудиозапись на CD имеет частоту дискретизации 44,1 кГц. Это означает, что звук дискретизируется 44100 раз в секунду, и на каждую выборку записывается 16 бит данных. Воспроизведение в таком случае включает в себя считывание закодированных в цифровом виде данных и их обработку в цифро-аналоговом преобразователе (ЦАП), с последующей передачей усиленного сигнала на наушники или колонки.
Теперь, когда у нас есть базовое понимание того, как работают оба формата, сравним их и попробуем определить победителя.
Чем отличается качество звучания винила и «цифры»?
Для начала, определим основные понятия: под «винилом» подразумеваем новую, хорошо записанную пластинку, воспроизводимую с использованием лучшего доступного оборудования. Когда же мы говорим «цифровой», подразумеваем компакт-диск или 16 бит/44.1 кГц файл без потерь (lossless), также воспроизводимый с использованием лучшего доступного оборудования. Очевидно, что существуют и более продвинутые форматы цифрового аудио, однако файлы 16/44.1 более широко используются для тиражирования в коммерческих целях. Будем держать в уме, что увеличение частоты дискретизации или битовой глубины дополнительно улучшит характеристики цифрового звука.
Частотная характеристика и искажения
Виниловые пластинки способны охватить весь частотный диапазон человеческого слуха и даже больше: значения простираются примерно от 7 Гц до 50 кГц, в зависимости от используемого оборудования и применяемых фильтров низких частот. Вместе с тем, не всё так однозначно, ведь характеристики могут варьироваться даже у одной и той же пластинки: по мере того как игла проигрывателя перемещается от наружного края к центру записи и условная окружность становится меньше, улавливать и воспроизводить тончайшие высокочастотные детали становится всё сложнее.
Условная точка, в которой «тёплые и ламповые» искажения становятся раздражающими, отличается для разных слушателей. В случае с винилом суммарные гармонические искажения (THD) могут варьироваться от 0,4 % до 3%. При этом у ЦАП эти значения обычно не превышают 0,001%. При воспроизведении записей на плохо настроенном виниловом проигрывателе внутренние дорожки будут производить наиболее выраженные искажения.
Динамический диапазон
Цифровые файлы (16/44100) обеспечивают более 90 дБ разницы между самыми громкими и самыми тихими звуками, по сравнению с динамическим диапазоном винила, который составляет порядка 70 дБ. Таким образом, динамический диапазон цифровых файлов значительно выше, чем у записей на виниле.
Разделение каналов
Разделение между левым и правым каналами у виниловых пластинок составляет порядка 30 дБ, а у цифровых файлов этот показатель превышает 90 дБ. Таким образом, теоретическая способность винила формировать звуковую сцену ограничена по сравнению с его цифровыми собратьями.
Механический шум и поверхностный шум
Проигрыватели винила генерируют низкочастотный шум, называемый «рокотом», зачастую исходящий от подшипников в приводном механизме. Даже в случае с высококлассными вертушками, рокот может быть вызван деформированными пластинками, и это становится серьезной проблемой при воспроизведении записей на аудиосистемах с хорошими низкочастотными характеристиками. И даже когда рокот незаметен на слух, он может провоцировать интермодуляционные искажения, взаимодействуя с другими звуковыми частотами.
Вдобавок, частицы пыли, попадающие на пластинку, могут вызвать посторонние звуки при воспроизведении. Причём со временем игла может вдавливать пыль в винил, а значит, треск и хлопки вполне могут укорениться в пластинке. Цифровые файлы и компакт-диски лишены этих проблем, поскольку они считываются световыми лучами и подвергаются коррекции ошибок.
Неравномерность скорости
Проигрыватель может вносить небольшие изменения в скорость воспроизведения, известные как детонация («wow and flutter»). У хорошего проигрывателя винила отклонение скорости составляет менее 0,05%. Однако стоит учитывать, что неравномерность может присутствовать и в исходной записи — вследствие несовершенства аналоговых студийных устройств. Поскольку в цифровых системах используется прецизионная синхронизация времени и буферы данных, такие записи не подвержены детонации.
Таким образом, хороший проигрыватель винила может обеспечить очень достойные характеристики, но, при сравнении с базовыми параметрами компакт-диска, разница очевидна: цифровой формат более точен и стабилен.
Что же такого особенного в аналоговом звуке?
У винила имеются некоторые недостатки, связанные с техническими характеристиками, однако далёкие от идеала параметры совершенно не означают, что формат уже отжил своё: некоторым слушателям очень даже нравится несовершенный звук. Цифровое аудио, напротив, порой критиковали за «холодность» и отсутствие «тепла» аналоговых систем. Правда, такое мышление не слишком хорошо согласуется с тем, как нынче создаётся музыка.
В наши дни записи редко производятся с использованием только аналогового оборудования. К примеру, альбом может быть записан на магнитную ленту, а затем загружен в цифровой аудиоредактор (DAW) для последующего микширования и мастеринга. Другой релиз может быть полностью записан и смикширован в цифровом виде, после чего мастеринг осуществляется с использованием аналогового оборудования.
Как мастеринг влияет на звучание записей
Хоть у него и нет измеримых преимуществ в качестве звука, у винила есть некоторые ощутимые на слух достоинства — в случае, если исходный материал подвергся хорошему мастерингу. Мастеринг — это процесс, с помощью которого готовится финальный микс для записи на звуковой носитель. Он позволяет достичь на альбоме согласованности уровней, сформировать общий характер звучания и необходимые промежутки между треками.
«Война громкостей» и качество звука
В последние несколько десятилетий, в связи с преодолением ограничений, характерных для аналоговых носителей и распространением оцифрованной музыки, композиции становились всё более громкими. Заметный сдвиг произошел в середине 90-х годов, когда артисты и лейблы стремились к тому, чтобы их треки выделялись, основываясь на простой идее «громче — значит лучше». На практике это было достигнуто за счет чрезмерного использования компрессии (сжатия динамического диапазона) и лимитеров на этапе мастеринга. Таким образом, амплитуда звуковых волн уменьшается, тихие отрезки песни становятся громче, снижается динамический диапазон композиции. Средний уровень аудиосигнала повышается, при пиковых значениях около 0 dBFS — максимальном уровне для цифровых носителей.
В результате, подавляющее большинство коммерческих музыкальных релизов оказались втянутыми в беспощадную «войну громкостей», чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекательными для слушателей. Широкое использование компрессии и лимитеров привело к заметной потере деталей и нюансов в аудиозаписях, что спровоцировало волну критики со стороны видных звукоинженеров. Некоторые аудиофилы предпочитают винил именно по этой причине: процесс мастеринга для пластинок, как правило, невосприимчив к эффектам и последствиям «войны громкостей», а значит, правильная динамика остаётся практически нетронутой.
Имеет ли смысл сравнивать аналог и цифру?
Сам по себе формат не гарантирует качества: вы можете слушать самую искусно записанную виниловую пластинку в мире, однако это не играет особой роли, если вы воспроизводите её через портативный проигрыватель со встроенными динамиками. Аналогичным образом, у вас может быть доступ к первоклассным несжатым аудиофайлам, однако это не имеет большого смысла, если вы слушаете их через динамики ноутбука или Bluetooth соединение.
Люди любят винил за уникальный опыт; многим просто нравится стирать пыль с пластинки, ставить её на проигрыватель и опускать иглу, вместо того, чтобы скроллить и нажимать на экран. К тому же, человек с большей вероятностью будет вовлечён в процесс прослушивания, что способствует восприятию альбома как цельного произведения. Вдобавок, пластинки — это просто хороший предмет для коллекционирования, даже если они просто стоят на полке.
Но самое главное — это поддержка ваших любимых артистов. Независимо от того, предпочитаете ли вы слушать компакт-диски, MP3, FLAC, винил или аудиокассеты, в идеале всё сводится к осознанию того, что ваши с трудом заработанные деньги способствуют созданию отличного контента. Несмотря на то, что цифровые файлы по измеримым параметрам явно превосходят пластинки, многим нравятся особенности винила, и это вполне объяснимо. Современные реалии таковы, что аналоговый звук больше ценится за его несовершенство, чем за точность.
Комментарии (17)
artemisia_borealis
21.10.2021 20:03вот это в каком-то смыле ключевое:
Некоторые аудиофилы предпочитают винил именно по этой причине: процесс мастеринга для пластинок, как правило, невосприимчив к эффектам и последствиям «войны громкостей», а значит, правильная динамика остаётся практически нетронутой.
, но этот вот это "как правило" довольно зыбко: как заранее определить, что для конкретной пластинки был использован правильный мастеринг, а не что-то налеплено из mp3, flac, etc. на скорую руку?ALF_Zetas
21.10.2021 20:31из-за физический ограничений носителя для винила мастерингом как раз и делается ущербная динамика ;)
Exchan-ge
21.10.2021 21:01+1В силу возраста застал еще пластинки на 78 оборотов в то время, когда они были еще актуальными и продавались в магазинах.
Затем появились «долгоиграющие» пластинки, и это было намного интереснее по звуку, хотя проигрыватели тогда были самыми примитивными.
Потом наблюдал стремительный прогресс — от «Концертного» к Электроникам с тангенциальным тонармом.
К этому времени подтянулись и усилители с акустикой и звук стал просто отличным.
Потом я повзрослел и стал ходить в оперу — тут я понял, что домашние аудиотеатры, даже «крутые» — это просто жалкое подобие живого звука, но выбирать уже не приходилось :)
Тем более, что тогда было время диско и от музыки требовалось несколько иное звучание, причем именно «транзисторное» подходило лучше всего, а катушечные магнитофоны значительно расширили ассортимент доступных записей.
Конечно, они звучали хуже пластинок, но удобство использования заметно перевешивало недостатки :)
Потом я женился, и оказалось, что вне студенческой среды мощные звуки АС совершенно не радуют ни соседей, ни близких. И как-то плавно я перешел использованию исключительно наушников (правильно — «стереотелефонов» :).
А тут и массовые/доступные компакт-диски подоспели. Первое время все тащились от чистоты их звука и широты динамического диапазона, но довольно скоро появилось легкое чувство недоумения — магнитофонные записи и пластинки мы слушали буквально с утра до вечера и все это время не теряли интереса к этому делу, слушая каждый новый диск как первый.
А с компактами «насыщение» наступало подозрительно быстро. Но никто тогда еще не думал о плохом.
Первой ласточкой оказались, как это ни странно — зарубежные туристы.
Хотя на тот момент у нас в городе было довольно стремно во всех смыслах, эти граждане к нам зачастили. Простой опрос выявил причину туристического интереса — люди приезжали скупать советский винил, причем исключительно классику и джаз.
На естественный вопрос: «а зачем?» был получен откровенный ответ: зарубежные ценители классики не любят компакты за неестественное звучание, а с винилом у них уже большие проблемы. В СССР же классики на виниле полно и стоит она сущие копейки, что дает возможность делать на этом деньги (никаких вкусовых предпочтений — только бизнес)
В общем, выгребли они всю классику из наших магазинов достаточно быстро, настолько, что я, даже будучи в курсе тенденций — не успел запастись тем, что планировал.
После этого наступили смутные времена, во время которых было абсолютно не музыки (плюс моя «Электроника ЭП-060-стерео» окончательно поломалась, а чинить ее было уже негде).
Эти времена внезапно сменились компьютерной эрой и вся музыка вообще стала исключительно фоновой, при этом ее качество уже особо не волновало.
А тут и сжатые форматы файлов подоспели (сейчас дома лежит несессер с кучей дисков того времени, выпущенных еще до появления МП3, с неподдерживаемым ни одной актуальной ОС софтом и форматами файлов :)
Ну а дальше все и так помнят — мп3, пишущие приводы и теде. Плюс появилась возможность купить винтажную технику из эпохи диско — проигрыватели, усилители, акустику и проч.
После чего можно было расслабиться и организовать «слепое прослушивание» для себя и соседей-меломанов, на своей и чужой аппаратуре (в наборах, о которых в советское время и не мечталось)
И вот тут старые пластинки (именно что старые, не новодел) вдруг начали лидировать с потрясающим отрывом…third112
21.10.2021 22:24И вот тут старые пластинки (именно что старые, не новодел) вдруг начали лидировать с потрясающим отрывом…
Винил живет — он стареет, изнашивается...
Exchan-ge
21.10.2021 23:44+2Винил живет — он стареет, изнашивается...
Это было актуально во времена старых проигрывателей с большой прижимной силой и без компенсации скатывающей силы, когда и слушатели не сильно заботились о состоянии своих пластинок, елозя иглой по диску и храня их навалом в коробке без пакетов.
Как только в ход пошли пластинки ценой в ползарплаты — народ в массе стал аккуратнее.
В бытность, когда я брал у знакомых диски для перезаписи — мне устроили контрольную проверку (марка проигрывателя, используемая игла и наличие правильных навыков обращения со всем этим)
И только подтвердив свою квалификацию, я получил возможность и право на всего одну перезапись с каждой пластинки :)
Сейчас у меня в коллекции около пятисот пластинок, начиная с 1973 года выпуска.
И те из них, которые я начинал слушать на проигрывателе с алмазной иглой — все еще в превосходном состоянии (Радиотехнику-001-стерео я купил в 1982 году)
third112
21.10.2021 22:03Война громкостей многое объясняет. И, конечно, ностальгия. Аналогично с бумажными книгами. Многие мамы запрещали детям читать за едой. Случилось, что мама вошла, когда читали "Остров сокровищ", испугались и залили страницу супом. Теперь, через много лет перечитываете и вспоминаете, дойдя до залитой страницы. Моя знакомая недавно попросила у меня детские книжки для своего внука. Я говорю: скачай в сетке, какие проблемы? Она ответила: хочу, чтобы он запах бумаги почувствовал. Образно говоря, у CD не тот запах, что у винила, а файл из сетки вообще запаха не имеет.
sterr
22.10.2021 23:39+1В статье ни слова про тон коррекцию. Как будто пластинки записывались с оригинальной АЧХ.
as_victor03
Эх Лихницкого на вас нет! К чему все эти рассуждения, если люди слушают mp3?
UncleAndy
Не все. Я вот сегодня для себя открыл формат DSD. :) Мне в нем понравился широкий динамический диапазон.
shaytan
Вроде, диапазон это характеристика исходного материала, а не формата хранения?
UncleAndy
Да - исходник, естественно, тоже имеет значение. Насколько я понимаю, то, что я слушал было скопировано с SACD. И как раз первое что "бросилось в глаза" - как раз широкий динамический диапазон.
as_victor03
Ну я не молод и придерживаюсь мнения что слушать надо винил, CD, DVD и возможно DSD (пойду посмотрю чт это). А вот для фона пойдет что угодно. Если вы бегаете для здоровья и слушаете MP3, то так и надо. А если вы решили послушать классику то лучше что-то стационарное. Просто до классики надо дорасти (бытует мнение что где-то к 45 годам человек дорастае). А здешняя аудитория моложе. Ее может приколоть разные циферки типа сигнал шум, АЧШ, нелинейные искажения, уровень звукового давления… Но это цифры, а музыка немного в стороне. Лучше пойти в филармонию музыки там много больше, чем из любой аппаратуры. Просто статья не для этой аудитории. За 6 часов только мой комментарий и Ваш :)
Xeldos
Вроде Большого зала. Ни одна акустика и ни один ДВД все равно не передаст.
Refridgerator
Однажды я послушал настоящий орган в настоящем органном зале и испытал прозрение.
Xeldos
Я с тех пор не могу слушать орган в записи. Вообще. Если у тебя кости не звучат — какой же это орган?
T_Cirkla
Ненужные стереотипы. Я давно слушаю классику. Хотя до 45 лет мне ещё 11 лет жить.
noanswer
да и зачем слова, когда на небе звезды :)