Беспилотные аппараты становятся все более распространенными. Большие, маленькие, умные и не очень — коптеры уже давно перестали быть диковинкой. Их используют повсеместно, от полиции до обычных любителей техники. Кроме того, беспилотниками интересуются и различные компании, включая UPS, Amazon, Domino Pizza и другие. Сейчас эти организации активно разрабатывают системы, которые могли бы служить в качестве инструмента для доставки товаров клиентам. Не так давно та же компания Amazon подала патент на «посадочную башню» для коптеров-курьеров. Вполне может быть, что через несколько лет беспилотник, доставляющий пиццу, будет считаться обычным делом.

Единственная проблема — шум, издаваемый дронами, раздражает людей. Не так давно агентство НАСА опубликовало результаты специального исследования, касающегося этого момента. Как оказалось, дроны действуют на нервы людям гораздо сильнее, чем любые виды наземного транспорта, даже в том случае, если громкость звука, издаваемого коптером и автомобилем, примерно одинаковая.

«Мы решили провести этот тест, не зная, что он покажет настолько значительные различия», — заявил один из участников исследования, Эндрю Кристиан, работающий в Исследовательском центре НАСА Ленгли. Исследование задумывалось как проект, который позволил бы получить больше информации о дронах и отношении к ним людей. Но получилось так, что результаты исследования оказались неожиданными для авторов исследования.

В нем приняли участие не так много добровольцев, но результат здесь однозначный — коптеры раздражают людей, и достаточно сильно. Причем объяснения этому факту пока нет. Участники исследования сами не понимают, почему их так раздражает шум винтов коптеров. Возможно, такой эффект проявляется по той простой причине, что дроны все же пока в новинку для многих людей, и шум, который они издают, привлекает внимание, выбиваясь из фоновых шумов, обычных для человека. Автомобили же давно стали частью нашей жизни, и многие из нас их просто не замечают.

Исследование, проведенное НАСА, можно назвать вполне объективным, поскольку при прослушивании различных видов шумов испытуемым не сообщали, что именно они слышат. Громкость звука различных источников была одинаковой.

Вполне может быть, что фактор «мешающего звука» может привести к неприятию дронов определенной частью населения населенных пунктов любых типов — хоть больших, хоть маленьких. А это, в свою очередь, приведет к замедлению внедрения коптеров для решения повседневных задач вроде доставки грузов. Так, например, жители одной и той же улицы города по-разному относятся к шуму автомобиля курьерской службы и коптера.


Тем не менее, вряд ли указанная проблема надолго задержит внедрение дрона. Amazon и другие компании уже зашли слишком далеко для того, чтобы сдаться. У Amazon есть несколько разработанных типов дронов, которые могут доставлять грузы разного веса и размера. Большинство из них способны перемещаться со скоростью в 95 километров в час. Что касается опасности такой системы для человека, то она возникнет только в том случае, если мультикоптер внезапно сломается и упадет кому-то на голову. Но таких моментов разработчики стараются избегать, прокладывая для дронов воздушные трассы, проходящие над малонаселенными районами. «Наши коптеры летают высоко, находясь выше крыш большинства зданий», ранее говорил представитель Amazon.

Правда, окончательный дизайн систем еще не готов. В Amazon объясняют это следующим образом: «Мы тестируем несколько типов летательных аппаратов и механизмов доставки для того, чтобы определить оптимальный способ в условиях различного окружения».

Кроме того, сейчас ведется активная работа над тем, чтобы сделать коптеры максимально тихими. В этом случае появляется возможность убрать «фактор раздражения», и люди начнут более нейтрально относиться к летающим курьерам. Авторы исследования надеются на то, что разработчикам удастся сделать дроны незаметными для всех, что позволит быстрее развивать инфраструктуру доставки беспилотниками, равно, как и другие сервисы.

Но прежде, чем дроны получат широкое распространение в качестве летающих сотрудников различных компаний, им, этим компаниям, придется утрясать разного рода юридические моменты. Проблема в том, что в крупных городах большинства стран полеты дронов запрещены. Власти как раз опасаются случаев, упомянутых выше — когда дрон выходит из строя и падает кому-то на голову. Так что перед тем, как начать развивать «коптерные» службы доставки, нужно внести поправки в существующее законодательство.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (24)


  1. Neuromantix
    21.07.2017 16:52
    +4

    Может, если беспилотники будут косяками летать под окнами, они и будут раздражать, но пока рев безглушительных саморазваливающихся «жигулей», грохот смердящих «камазов» и скрежет допотопных автобусов раздражает меня куда сильнее. Учитывая. что я слышу его почти каждую минуту. а зачастую — и по ночам.


    1. wormball
      21.07.2017 19:30
      +3

      Это ещё можно пережить. Зазывалы и прочая звуковая реклама, продавцы/музыканты/нищие в поездах, «уважаемые пассажиры», спортивные мотоциклы, дискотека у соседей — вот истинное зло.


      1. Dmitry_5
        22.07.2017 14:14

        Пора за шумовое загрязнение карать построже


    1. tishevich
      22.07.2017 17:44

      Дело в том, что в США все жилые районы имеют строгие стандарты по звукоизолированности и даже недорогой апартмент-комплекс, расположенный возле оживленной трассы, как правило, будет отделен от неё полосой деревьев, которые снижают шум до минимума. А уж если говорить о субурбии с частными домами — то там вообще тишина полная и ничего кроме пения птиц не слышно. Жужжание дронов на этом фоне будет очень заметно.


      1. Dmitry_5
        22.07.2017 19:26

        А что если их сбивать и товары расчищать? Чтобы не повадно летать было над частной собственностью


        1. tishevich
          22.07.2017 19:48

          Думаю что в те районы, где могут сбить, такой доставки не будет. А в нормальных посылки любой стоимости оставляют просто возле дверей и никто не расхищает.


  1. Tenebrius
    21.07.2017 17:03
    +1

    Думается, что их шум настолько раздражает, потому что он менее привычен, чем шум автомобиля. Ну и звук более высокий.


  1. Whisky667
    21.07.2017 17:04
    +6

    Бегло просмотрел оригинал. Действительно, люди скорее реагируют на сам звук, чем на громкость.
    Вспомнилось, что сам никогда не любил звук триммера для травы или авиамоделей, с самого раннего детства, при том что более громкий звук винтовых самолётов, похожий, но пониже и перемешанный с выхлопом двигателя, такой реакции не вызывал.

    Выскажу предположение, что он похож на звук каких-нибудь роящихся пчел, или воон того жирного овода, который готовится укусить, в результате эволюции просто подсознательно воспринимается как опасность, и привыкнуть к этому вряд ли получится.


    1. AVX
      21.07.2017 21:39

      Поддерживаю!
      Именно из-за жужжания он неприятен. Подсознательно даже (и не только подсознательно) вызывает тревогу и желание устранить (или уйти подальше) источник.
      Кроме того, комментарий ниже тоже не безоснователен — новые звуки при наложении близких частот могут быть совсем других частот, и ещё и модулированными (периодически меняющейся частотой и/или громкостью).


      1. Rikkitik
        22.07.2017 13:21

        Лично мне этот звук неприятен ещё и из-за отсутствия у местных дроноводов элементарной этики и техники безопасности. Когда на высоте 7-10 метров над идущими по пешеходной улице в выходной день людьми квадрокоптер с незащищёнными винтами устраивает слалом вокруг деревьев и фонарей — при любом тембре его жужжания вы не будете спокойны. Эх, найти бы владельца этой авиа-газонокосилки и добавить ему мозгов ременной передачей…


      1. STingerOid
        23.07.2017 16:43

        Это тема для отдельного исследования =)

        Надо собрать в отдельную группу людей вроде меня, которые любят жужжащих насекомых, и узнать их мнение о звуках беспилотников.
        Меня дроны не раздражают, в отличие от газонокосильщиков.


  1. twelve
    21.07.2017 18:26
    +1

    Может, дело в том, что шум винтов Дрона высокочастотный, а шум автомобиля довольно широкополосный? Можно сравнить, что вызывает большее раздражение — жужжание дрона или газонокосилки?


  1. impetus
    21.07.2017 19:15
    +1

    Предположу, что раздражают биения, возникающие при работе нескольких движков на почти однаковых, но не строго равных частотах В «большой» авиации это давно изучили и сейчас все новые турбопропы — синхронизируют вращение движков по оборотам и даже фазе (подрабатывая тягу шагом винта и соотв газом, что в дронах и с их винтами постоянного шага сделать невозможно). Соотв в однодвигательными газонокосилками или автомобилями сравнивать некорректно, а звук Ил-18 мало кто уже помнит


    1. rPman
      24.07.2017 13:11

      у квадрокоптеров по определению рассинхронизация будет, потому что скоростью вращения регулируется наклон и выравнивания колебаний.
      если начисться регулировать поток каким-либо другим дешевым способом, то можно подумать и о тишине.


  1. zenkz
    21.07.2017 21:37

    Интересно, а в 19 веке было исследование, показывающее, что шум автомобилей раздражает людей больше чем ржание лошадей?!

    Звук дронов — это звук прогресса! Пройдёт лет 20 и они будут летать тысячами и будут гораздо тише существующих сегодня.


    1. impetus
      21.07.2017 22:40

      В основном запах выхлопа. Впрочем, возможно тогдашний чад от движков действительно от нынешнего сильно отличался (сейчас сера и фосфор в топливе недопустимы — а тогда кустарная перегонка природной нефти)


  1. mwizard
    21.07.2017 22:18

    Интересно, возможно ли активное шумоподавление? Все же частота испускаемого двигателем звука известна, и есть обратная связь от датчика rpm.

    И не будут ли орнитоптеры или глайдеры более тихими, хотя и менее маневренными?


    1. EugeneButrik
      22.07.2017 16:00

      Интересно, возможно ли активное шумоподавление?
      Скорее всего, если и возможно, то крайне энергозатратно, а следовательно неэффективно.


      1. Fagot63
        22.07.2017 18:46

        Почему именно дрон? Потому что вертикальная посадка. Гибридные схемы пусть и энергоэффективней, но сложней. Как в механизации(больше точек отказа), так и управления. Коптер же все равно летает от базы до заказчика и обратно, а поменять АКК можно быстро., да и с его скоростями автономности хватает на рейс.
        Почему не переходят на топливные элементы интересно.


  1. Diordna
    22.07.2017 01:30

    А можно улучшить аэродинамику винта? Например увеличение количества лопастей позволяет уменьшить частоту вращения однако снижает КПД летательного аппарата.


  1. bro-dev
    22.07.2017 04:15

    Мб это опрашивали соседей у которых нету беспилотников? То есть когда у тебя есть машина ты миришся с шумом других потому что сам шумишь иногда, а когда у тебя нет, то чужой шум начинает раздражать.


    1. Garbus
      22.07.2017 06:31

      Когда ночью под окнами, громко рыча «спортивным» глушителем, разезжают особо одаренные личности, факт наличия собственной машины нисколько не успокоит. А беспилотник, как уже упоминали выше, чем то походит на жужжание насекомого, что мало приятно порой.


  1. Alexey2005
    22.07.2017 14:58

    роны действуют на нервы людям гораздо сильнее, чем любые виды наземного транспорта
    Неужели даже сильнее, чем долбанные мотоциклы?


  1. ktod
    23.07.2017 11:05

    Я полагаю, что он раздражает больше т.к. очень похож на шум, издаваемый жалящими насекомыми. Шмель, пчела. Надо понимать, что подавляющее большинство людей с большой опаской относятся к этим насекомым. При этом, шум заметно более громкий, чем издают сами насекомые. Т.е. человек слышит очень большого шмеля. Конечно, это раздражает и напрягает.