Команда Rust рада представить выпуск Rust 1.19. Rust — это системный язык программирования, нацеленный на скорость, безопасность и параллельное выполнение кода.
Если у вас установлена предыдущая версия Rust, для обновления достаточно выполнить:
$ rustup update stable
Если же Rust еще не установлен, вы можете установить rustup
с соответствующей страницы нашего веб-сайта и ознакомится с подробными примечаниями к выпуску Rust 1.19 на GitHub.
Что вошло в стабильную версию 1.19.0
В Rust 1.19.0 вошли некоторые долгожданные функции, но для начала, замечание для пользователей Windows. На этой ОС Rust использует для сборки link.exe
, который входит в состав "Microsoft Visual C++ Build Tools". В последнем выпуске Visual Studio 2017 структура директорий для этих инструментов изменилась. Из-за этого вы были вынуждены использовать инструменты версии 2015 или изменять переменные среды (например, запуская vcvars.bat
). В Rust 1.19.0, rustc
знает, как найти инструменты версии 2017, поэтому вам не потребуется более использовать обходные пути.
А теперь к новым возможностям! Rust 1.19.0 — это первый выпуск, поддерживающий union
(Объединения
):
union MyUnion {
f1: u32,
f2: f32,
}
Объединения похожи на enum
(Перечисления
), но они не имеют "меток" в отличие от последних. "Метка" в enum
позволяет узнать во время исполнения, какой вариант из перечисленных хранится в переменной.
Так как мы можем неверно интерпретировать данные, хранящиеся в объединении, и Rust не может проверить это за нас, чтение и запись полей объединений небезопасны:
let u = MyUnion { f1: 1 };
unsafe { u.f1 = 5 };
let value = unsafe { u.f1 };
Сравнение с образцом (Pattern matching) также работает:
fn f(u: MyUnion) {
unsafe {
match u {
MyUnion { f1: 10 } => { println!("десять"); }
MyUnion { f2 } => { println!("{}", f2); }
}
}
}
Когда объединения полезны? Главная сфера применения — взаимодействие с C. C API могут (и часто делают это) предоставлять объединения, так что написание оберток для API значительно упрощается. Также, из данного RFC:
Встроенная в языке поддержка объединений так же позволит упростить реализацию эффективных с точки зрения использования памяти или кэша структур, основанных на представлении значений, как, например, объединения размером машинного слова, используя младшие биты выровненных указателей.
Эту возможность ожидали с давних пор, и есть еще множество вещей, которые стоит улучшить. На данный момент, объединения могу включать только типы, реализующие Copy
, и не могут реализовывать Drop
. Мы надеемся убрать эти ограничения в будущем.
К слову, а вы когда-нибудь интересовались, как новые возможности добавляются в Rust? Объединения были предложены Josh Triplett, и он выступил на RustConf 2016, рассказав про процесс интеграции. Вы должны на это взглянуть!
К другим новостям, loop
теперь могут возвращать значения через break
:
// старый код
let x;
loop {
x = 7;
break;
}
// новый код
let x = loop { break 7; };
Rust традиционно позиционировал себя как "язык, ориентированный на выражения (expression)", большинство синтаксических конструкций возвращают значения, а не являются операторами (statement). loop
несколько выделялся из этого ряда, не возвращая значение.
Что насчет остальных циклов? Еще не ясно, смотрите обсуждение в этом RFC.
Небольшое улучшение: замыкания, не захватывающие окружение, теперь могут быть приведены к указателю на функцию:
let f: fn(i32) -> i32 = |x| x + 1;
Теперь мы предоставляем архивы запакованные xz
и используем их по умолчанию, что позволяет ускорить передачу данных. Сжатие с gzip
все еще доступно, на случай если вы не можете использовать xz
по какой-либо причине.
Компилятор теперь может запускаться на Android. Мы долгое время всячески поддерживали разработку на Android и наша поддержка продолжает улучшаться.
В заключение, о совместимости. Ранее, когда мы двигались к Rust 1.0, мы проделали большую работу, чтобы убедиться в том, что все отмечено как "стабильное" и "не стабильное". Однако мы просмотрели одну вещь: -Z
флаги. -Z
флаг компилятора включает нестабильные флаги. В отличие от всего остального, вы можете использовать -Z
со стабильным Rust. В апреле 2016, в Rust 1.8, мы добавили предупреждение при использовании -Z
со стабильной и бета версиями Rust. Более чем год спустя, мы починили эту дыру в нашей истории стабильности, запретив -Z
везде, кроме ночных сборок компилятора.
Смотрите детальные заметки к выпуску для подробностей.
Стабилизация стандартной библиотеки
Крупнейшие изменения в стандартной библиотеке — макросы eprint!
и eprintln!
. Они работают точно так же, как print!
и println!
, но пишут в стандартный вывод ошибок, а не в стандартный вывод.
Другие изменения:
String
теперь реализуетFromIterator<Cow<'a, str>>
и
Extend<Cow<'a, str>>
Vec
теперь реализуетFrom<&mut [T]>
Box<[u8]>
теперь реализуетFrom<Box<str>>
SplitWhitespace
теперь реализуетClone
[u8]::reverse
теперь в 5 раз быстрее и[u16]::reverse
теперь в 1.5 раза быстрее
И некоторые стабилизированные API:
Смотрите детальные заметки к выпуску для подробностей.
Улучшения Cargo
В этом выпуске в Cargo были добавлены небольшие, но важные улучшения. Крупнейшее из них: Cargo теперь работает непосредственно с git-объектами. Это уменьшает размер реестра и ускоряет клонирование, особенно на Windows.
Другие улучшения:
Скрипты сборки теперь могут добавлять переменные окружения в окружение
компилируемого контейнера (crate).
Например: println!("cargo:rustc-env=FOO=bar");- Workspace.members теперь принимает шаблоны поиска.
Добавлен флаг --all
для подкомандыcargo bench
, чтобы запускать тесты
производительности для всех контейнеров в рабочей области (workspace).Добавлена опция --exclude
для исключения некоторых контейнеров при использовании
опции--all
.Опция --features
теперь принимает несколько значений, разделенных запятой или
пробелом.- Добавлена возможность настройки способа запуска исполняемых файлов при
кросс-компиляции
Смотрите детальные заметки к выпуску для подробностей.
Разработчики 1.19.0
Множество людей участвовало в разработке Rust 1.19. Мы не смогли бы этого добиться без участия каждого из вас. Спасибо!
От переводчика
Благодарю ozkriff и gordon-f за помощь в переводе
Комментарии (37)
denis_obrezkov
25.07.2017 13:29+2Интересно, если Rust, как системный язык программирования, нацелен на безопасность, если ли для него что-то подобное инструментам Frama-C для языка C и SPARK для языка Ada? И как обстоят дела со статическими анализаторами для Rust?
ozkriff
25.07.2017 13:31+2как обстоят дела со статическими анализаторами для Rust?
мне первым дело в голову приходит https://github.com/Manishearth/rust-clippy/
Revertis
25.07.2017 13:37+3Так там же сам компилятор очень серьёзно статически анализирует код :)
В Расте довольно сложно написать херню.BratSinot
26.07.2017 02:34Очень легко, как минимум в unsafe. А вообще, как вы выразились, «херня» понятие растяжимое.
ozkriff
26.07.2017 13:44+1Очень легко, как минимум в unsafe.
На то он и unsafe.
Но по этому повод есть мысль: в большом проекте на все файлы должно распространяться
#![deny(unsafe_code)]
, а на пару файлов с необходимыми unsafe-абстракциями CI-робот должен требовать r+ от пары старших разработчиков проекта.
А вообще, как вы выразились, «херня» понятие растяжимое.
А так — да, проще всего вспомнить про ту же возможность утечки памяти в безопасном коде.
ozkriff
25.07.2017 13:38+1если ли для него что-то подобное инструментам Frama-C для языка C и SPARK для языка Ada?
про формальную верификацию вот тут — https://brson.github.io/2017/07/10/how-rust-is-tested#s-form — есть актуальные сылки. В частности на rustbelt.
Но, насколько я знаю, это пока все очень сырое.
ozkriff
25.07.2017 13:47+1А, еще из обновок за этот месяц: выкатили альфа версию официального расширения для vscode — rls-vscode. Работает через RLS, само собой, пилится его же авторами. Пользуюсь пока полторы недели: не без шероховатостей (в них обычно виноваты недоработки RLS), но в целом опыт более положительный чем с vscode-rust и выглядит как-то перспективней.
Halt
25.07.2017 17:57+1Я последнее время использую плагин от Калиты. В чем отличия и имеет ли смысл перелезать на официальный вариант?
ozkriff
26.07.2017 13:48Прямо сейчас может и не имеет особо смысла прыгать. Из мгновенных последствий перехода — с ним RLS чуть реже падает. Но вот в будущем мне верится что rls-vscode станет доминирущим просто из-за официальной поддержки — его пилят те же чуваки что и RLS, так что это расширение с самого начала полностью полагается на RLS, очень тесно с ним интегрировано и фактически является просто тонким клиентом к нему, почти без своей логики на typescript.
ozkriff
25.07.2017 14:02+2В оригинале статьи, если я все правильно понимаю, неточность:
union MyUnion { f1: u32, f2: f32, } fn main() { let mut u = MyUnion { f1: 1 }; u.f1 = 5; let value = unsafe { u.f1 }; println!("value = {}", value); }
https://play.rust-lang.org/?gist=fd55cfbbcfca58df996eae30fa6446f6
^ запись Copy-полей работает без unsafe, а только такие поля сейчас и разрешены (реддит).
Arekusei
25.07.2017 17:08Как-то странно это выглядит. Можно в итоге при записи вытворять поведение которое создаст баги и компилятор в итоге ничего не скажет https://play.rust-lang.org/?gist=f991ba49c62230c6b876a4755ba5ae08&version=stable
vitvakatu
25.07.2017 17:10+2Да, конечно, в этом и есть суть
unsafe
. Если небезопасный код присутствует у вас в программе — вы должны четко понимать, зачем он вам.Arekusei
25.07.2017 17:17Ну мне кажется странным то что запись является safe. По факту и то и другое в совокупности является unsafe.
Хотя само чтение уже всё же привлекает внимание что нужно быть осторожным.vitvakatu
25.07.2017 17:25+2Но запись никак не может повредить программе. А вот чтение — очень даже может.
ozkriff
26.07.2017 13:54+2В языке уже в любом случае с самого начала есть сырые указатели — у их очень похожая ситуация: взятие и передача любого сырого указателя безопасна, а разыменование — опасно. Так что такое поведение вполне в рамках философии языка.
denis_obrezkov
25.07.2017 16:36Интересно, а как Rust привлекает к себе новых пользователей? Adacore, к примеру, уже второй год подряд проводит конкурс MakeWithAda. Какая мотивация у разработчиков начать свой новый проект на Rust?
chabapok
25.07.2017 17:44+2Зачем привлекать? Мотивация очень простая: а не то придется писать на плюсах и потом ловить сегментации на проде.
denis_obrezkov
25.07.2017 18:07Так ведь можно (на самом деле нет) писать на языке Ada. Вот чем Rust хорош для системного программирования? Все BSP написаны на C, некоторые платформы, особенно с закрытым набором команд, поддерживают только С.
На самом деле, я очень рад, что есть такой язык, как Rust. И я вижу его очень привлекательным для системных программистов, но чтобы попробовать новый язык программирования в низкоуровневой области, все-таки нужен чувствительный толчок, дополнительная мотивация.chabapok
25.07.2017 20:25+3Для системного программирования раст хорош тем, что лучше продуман в плане безопасности. Если си подходит к решению задачи «можно все, но если напортачишь — ты ССЗБ» — то раст подходит к решению этой задачи с обратной стороны. Запрещено все, исключая белый список. Есть проверки выхода за границы массивов и тд. И поэтому ты не напортачишь так чтоб совсем все плохо стало. Вызвать сегментацию или UB можно только используя блок unsafe. И эти блоки — маленькие.
Кроме того, есть мелкие ништяки: например стрикт алиасинг в си идет для единиц трансляции, а в раст — каждом месте использования. Указатели на виртуальную таблицу в раст хранятся вместе с указателем, а не с данными (свои плюсы и минусы).
То, что BSP написаны на С — тоже не технический момент, а «организационный», и исторически сложившаяся в текущий момент времени данность. Раст, кстати, сопрягается с другими языками. В первую очередь с си. Так что вобщем «в железо» это тоже можно шить, теоретически. Но там скорей всего придется шпарить без растовской stdlib.
Думаю, си и плюсы — устарели, и их преимущество лишь в том, что к ним много написано кода и много есть специалистов.denis_obrezkov
25.07.2017 21:01Вот и возникает вопрос, если C и С++ устарели, и их преимущество лишь в количестве кода и количестве специалистов, то как этих специалистов переманить на сторону Rust и увеличить при этом количество кода для Rust?
chabapok
26.07.2017 10:14+3Специалисты бывают двух типов:
1 — я знаю технологию Х — буду делать на ней и ничего нового ненужно
2 — появилась технология У, которая лучше Х, давайте все перепишем на У
Первый тип никак не переманишь — второй сам перейдет и будет влиять на приток новых специалистов.denis_obrezkov
26.07.2017 11:09+1Ну, делить людей на два лагеря, это, наверное, немного некорректно. Взять, к примеру, меня и язык Ada. Я давно хотел его попробовать, но как-то все руки не доходили, а тут появился конкурс makewithada. И я подумал, что можно ведь и поучаствовать. Другое дело, что я так и не смог создать на Ada нормальное приложение — язык показался мне неоправданно сложным и многословным. Но я его при этом попробовал и сформировал о нем свое мнение.
anatoly62
26.07.2017 13:12+4Ничего не мешает на нем писать прикладное ПО. У меня уже несколько клиент-серверных приложений, где и сервер и клиент написаны на Rust.
amarao
26.07.2017 12:31loop, возвращающий значение, это что-то взрывающее мозг.
let the_answer_to_everything: i8 = loop{ if false {break 42;}};
То есть мы записываем значение 42 в the_answer_to_everything, но только никогда.ozkriff
26.07.2017 14:04+3я надеюсь что clippy скоро подтянется и будет ругаться на такое. как раз для него задача
Так-то этот код особо не отличается от старого
let the_answer_to_everything: i8; loop { if false { the_answer_to_everything = 42; break; } }
amarao
27.07.2017 10:10Я это понимаю, но экзестенциальная проблема остаётся: loop возвращает значение, не смотря на то, что он бесконечный цикл.
ozkriff
27.07.2017 10:28Экзестенциальная проблема есть конечно, но она же и раньше была уже. Я не вижу принципиальных отличий с точки зрения "экзестенциальной проблемности" от
fn f(should_stop: bool, n: i64) -> i64 { if !should_stop { f(should_stop, n + 1) } else { 0 } } fn main() { let n = f(false, 0); println!("n = {}", n); }
Тоже вот ожидается что функция вернет значение, а она стек лопнет и грохнет все. Был бы стек бесконечный или сработала бы хвостовая оптимизация (edit: в release сборке срабатывает, кстати) — был бы полный аналог кода с
loop
.
^ Без
should_stop
булки, кстати, будет предупреждениеwarning: function cannot return without recurring
— приятная мелочь.amarao
27.07.2017 18:55Вы описываете другой случай: по синтаксису функция должна возвращать значение, а она делает сайд-эффект. В принципе, это вопиюще, но все привыкли.
А вот к обратному не привыкли: с точки зрения системы типов у меня написано, что бесконечный цикл возвращает значение. Это что-то из матанализа — после того, как мы n устремили к бесконечности, мы получаем результат и добавляем его к значению другой величины.
ozkriff
http://www.ncameron.org/blog/rustfmt-changes
Хочу отметить что для своего проекта уже почти месяц как пользуюсь rustfmt-nightly и в целом оно вполне хорошо уже и сейчас работает. А nrc еще и активно его пилит — с каждой новой версией единый стиль форматирования ржавого кода становится все ближе и ближе.
Кстати, с удивлением понимаю что даже в рамках ржавого сообщества совершенно не известна такая отличная штука как cargo-apk, которая сама из обычного графического glutin-приложения собирает apk под андроид. Для ее работы надо или просто поставить sdk/ndk, или использовать стандартный докер-образ. Очень рекомендую ознакомиться :)
DarkEld3r
Мы тоже форматом пользуемся, хотя по поводу форматирования массивов были жаркиe споры.
ozkriff
Тут вопрос в том что сложо формализовать четкие и простые правила разбиения аргументов. Конкретно в этом примере и вертикальное форматирование терпимо сомтрится, кмк, особенно если вставить пустые строчки между блоками и комментарии на отдельной строке перед ними.
Ну и
#[cfg_attr(rustfmt, rustfmt_skip)]
никто не отменял, особенно если требуется еще большие массивы вставить :)DarkEld3r
Да меня тоже дефолтный вариант вполне устраивает, а вот
rustfmt_skip
как раз не особо нравится: его на целую функцию вешать придётся. Можно, конечно, вынести создание массива в отдельную функцию, но это уже много лишних действий. Да и есть опцияarray_horizontal_layout_threshold
, но пока только в "ночном" формате.anatoly62
Почему не известна. Использую уже около года для сервера под андроид.
ozkriff
Ну я не буквально про всех, конечно) Просто по разговорам понял что многие, кому я говорил о нем в чатиках тут и там, про cargo-apk слышали впервые.