9 сентября весь софтверный мир отмечает День тестировщика. Мы решили устроить праздничное испытание самим специалистам по тестированию АСКОН и попросили их ответить на целый ряд каверзных вопросов — о себе и о том, как происходит охота за ошибками не только в ПО, но и в обычной жизни. Оказалось, что наши ребята не прочь потестировать космические корабли, компьютерные игры и вина, получают удовольствие от найденных багов, но благосклонно относятся к несовершенствам этого мира, выходят из сложных ситуаций с помощью своей дотошности и одинаково хорошо понимают и разработчиков, и пользователей.



Осторожно, трафик.

Блиц для настоящего тестировщика


  • Тестировщик чувствует себя пользователем или разработчиком?
  • Профессиональная дотошность в жизни: что вы предпримете, найдя ошибку в работе изделий или сервисов?
  • Если бы можно было выбрать любую область деятельности, помимо своей собственной, то тестированию чего вы бы себя посвятили?
  • Случалось ли, что вовремя обнаруженная ошибка спасала ситуацию?
  • Какие качества, необходимые хорошему тестировщику, отмечают в вас ваши близкие?
  • Что такое «отличный рабочий день» для тестировщика: когда ошибок нет или когда они есть?

«Я испытывал самолеты, но хотел бы взять выше — тестировать космические корабли!»



Евгений Филимонов, инженер по тестированию КОМПАС-3D, стаж 5 (полных) лет

Пользователь или разработчик? Сначала доминировала именно роль пользовательская. Ну а опытный тестировщик — это все-таки больше эксперт со стороны разработки, хоть и с навыками пользователя. Знание процесса разработки позволяет заглянуть «внутрь» системы и обнаружить проблемы, которые обычный пользователь не заметит, но которые, например, могут в итоге привести к вылетам в течение нескольких часов непрерывной работы или к порче документов. Между тем, знание процесса конструирования изделий позволяет отрабатывать основные сценарии использования КОМПАС-3D при проверке. Но могут быть и нюансы. Это моя история, но ведь не всем тестировщикам посчастливилось поработать на производстве!

«Не могу молчать!» Часто находя какую-то проблему, я стараюсь довести информацию до создателей сервиса или продукта. Например, я сообщал о проблемах в Yandex-картах, в тарифах на сайте «Мегафона». Мобильный оператор в качестве награды перечислил мне целых 50 руб на счет! Удерживать себя от этих профессиональных проявлений я смысла не вижу. Если мне что-то мешает, я стараюсь решить проблему. Иногда это можно сделать через информирование создателей. И для других пользователей это будет полезно. Ведь таким способом можно помогать людям, не прикладывая практически никаких усилий. Но, конечно, постоянно поиском шибок в чужой работе я не занимаюсь. Все зависит от серьезности проблемы и целесообразности информирования создателей сервиса. То же относится и к изделиям. Например, если изделие на гарантии, а что-то не работает, то я непременно обращусь в сервис.

Вместо тестов. В испытаниях самолетов я уже участвовал на прошлой работе. И дело касалось боевых истребителей МиГ-29! Но, конечно, не в качестве летчика, а как специалист по наземным испытаниям самолетных систем. Но все равно было очень интересно и занимательно. Но теперь я бы взял выше. С удовольствием бы поучаствовал в испытаниях космических кораблей нового поколения. Раскрою один секрет, я даже участвовал в этом году в открытом конкурсе по отбору в отряд космонавтов Роскосмоса. Но в итоге не прошел по медицинским показаниям. А речь шла о полете на новом российском корабле «Федерация» и высадке на Луну! Также поучаствовал бы в тестировании различных технических новинок, некоторые уже вошли в нашу жизнь (например, квадрокоптеры, гироскутеры или шлемы виртуальной реальности). Компьютерные игры тоже интересная и перспективная область. Она близка любому мужчине независимо от его возраста!

Внимательность во спасение. Что касается обнаружения ошибок, связанных с гарантированным риском для жизни, такого не припомню. Но вот, например, несколько раз навигатор пытался меня вывести на встречную полосу дороги с односторонним движением. А это уже крупный штраф. Хотя, конечно, и риск для здоровья тут присутствует.

Тестировщика видно издалека. Вообще в профессии тестировщика важны дотошность (в хорошем смысле), внимательность, ответственность, настойчивость, любопытство, недоверчивость, склонность к деструктивному мышлению (умение разрушать), тяга к экспериментам. Как раз дотошность — это то, что замечают близкие. И не всегда им это нравится. Невыключенный утюг, свет, зарядка в розетке без телефона, мусор — все это вызывает некоторое раздражение. Но не стоит думать, что в семье тестировщика дотошность доходит до маразма и он строит у себя дома тоталитарное общество. Все в меру! Ответственность близкие тоже замечают. Но в крепкой и счастливой семье как раз ответственность — одно из важнейших качеств. Также меня можно назвать довольно любопытным. Я интересуюсь многими вещами, начиная от автомобилей и заканчивая космосом.

Самый лучший день. Лично для меня отличный рабочий день на работе — это когда много работы. Для тестировщика не бывает ситуации «нет ошибок», он всегда что-нибудь да найдет. Ну а если серьезно, то, конечно, в периоды активной разработки продукта работать интереснее. В это время как раз наблюдается большое количество ошибок. Своевременное обнаружение проблем и их решение приносит нам удовлетворение.

image
В поисках багов

«Тестировщикам нужно немного занудства, экспериментаторства и ауры разрушения»



Екатерина Ермакова, инженер по тестированию САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ, стаж 6 (полных) лет

Пользователь или разработчик? Не смогла отдать приоритет одному из вариантов, склоняюсь к равнозначности. Тестировщик проверяет систему, исходя из поставленных требований с учетом работы пользователя. Возможно, нахожусь в заблуждении

«Не могу молчать!» Когда покупаю какую-то вещь, большое внимание уделяю требуемой функциональности, благо в наше время хороший выбор. При работе с сервисами вне профессиональной жизни с блокирующими ошибками не сталкивалась, периодически, конечно, возникают пожелания. Но пока они озвучены не были, что-то сдерживает.

Вместо тестов. Мне нравится посещать и открывать для себя и для родных интересные места, узнавать что-то новенькое — я бы выбрала «тестирование» туризма, но не экстремального.

Внимательность во спасение. Чтобы прям спасало, не припоминаю. Но недавно столкнулась с ошибкой производителя при изготовлении мебели, решили все мирным путем, клиент всегда прав — производитель учел недоработки.

Тестировщика видно издалека. Перечень качеств для нашей профессии широкий, многие из них не раз уже были озвучены: внимательность, логическое мышление, находчивость, любопытство, недоверчивость, настойчивость, терпеливость, а еще общительность, чуть-чуть занудства и экспериментаторства, ну и, конечно, немного ауры разрушения.
Ну вроде аура разрушения идет со мной по жизни: знакомство с моим мужем началось с починки розетки (розетка была вырвана с корнем). Эксперименты периодически ставлю на кухне, не всегда с первого раза результат получается на ура, но духом не падаю, пробую еще. Надоедаю сыну с наставлениями и очень люблю общаться.

Самый лучший день. Кода без ошибок не бывает — ошибки есть всегда, в связи с этим рабочий день удался лишь тогда, когда поймана трудноуловимая ошибка.

image
Как программисты видят тестировщиков

«Близкие даже не догадываются, что я работаю тестировщиком»



Вячеслав Теплинский, инженер по автоматизированному тестированию системы ЛОЦМАН:PLM, стаж 9 (полных) лет

Пользователь или разработчик? Тестировщик – это инженерная профессия. Для грамотного тестирования ПО необходимо обладать техническими знаниями. Недостаточно быть уверенным пользователем ПК, как минимум нужно обладать базовыми навыками администрирования прикладных программ, сервисов и популярных ОС.

Также обязательно нужно иметь базовое представление о языках программирования: скриптовых языках и языках высокого уровня. В идеале хорошо бы знать основы языка разработки, на котором и пишется тестируемый проект. Еще важно обладать умением чтения кода, не бояться в него заглянуть и при необходимости помочь разобраться с проблемой разработчику. Так что точно не пользователь!

«Не могу молчать!» В жизни я перфекционист как по отношению к себе, так и к окружающим. Не стесняюсь указать на ошибку ее автору, единственное, стараюсь подобрать правильную форму для такого сообщения.

Вместо тестов. Да много чего хотелось и хочется попробовать: быть хирургом, рыбаком на промысловом судне, сотрудником в МЧС и т.д.

Внимательность во спасение. Да, бывало такое: например, обнаружил ошибки в электромонтаже квартиры, уберег как минимум электроприборы.

Тестировщика видно издалека. Близкие даже не догадываются, что я работаю тестировщиком. Им важно, что я жив, здоров, у меня есть работа, и она неплохо оплачивается. Самые важные качества для тестировщика, как и для любого другого специалиста, быть пластичным и обучаемым.

Самый лучший день. «Отличный рабочий день» тестировщика – это день, в который ты узнаешь о «тяжелом рабочем дне» у разработчика. А значит впереди много «работы над ошибками», а результат этой работы – качественный продукт.

image
Иногда тестировать бывает очень весело

«Дома говорят: «Не трогай, у тебя все сразу сломается!»



Инна Мизюкевич, инженер по тестированию системы управления производством ГОЛЬФСТРИМ, стаж 1 (полный) год

Пользователь или разработчик? Тестировщик — это, по-моему, пользователь системы. Изобретатель, экспериментатор, для которого все невозможное возможно.

«Не могу молчать!» Нет, в жизни я не придираюсь. Стараюсь относиться к несовершенствам окружающего мира с принятием, пониманием.

Вместо тестов. Как потребитель взяла б протестировать новую Honda CRV 2017 года, или новое направление туроператора, или домашнего суперробота-помощника… Ну а еще «увеличитель времени суток» или «машину времени»!

Внимательность во спасение. Бывало всякое! Например, в работе дизайнером на типографии вовремя найденные ошибки, бывало, спасали целый тираж, а это порой миллионы экземпляров… Сразу после университета я работала преподавателем, и там одна ошибка, обнаруженная в экзаменационной работе, проверенной педагогом высшей категории, спасла отличную оценку студента… Вот только меня после этого случая коллега с высшей категорией невзлюбила и всячески вредила в работе.

Тестировщика видно издалека. В профессии тестировщика важны внимательность, последовательность, критичность, умение анализировать и мыслить нестандартно, быстро переключаться и распределять свое время. А также тактичность к коллегам-программистам, но при этом настойчивость, умение убеждать и терпение. Близкие же отмечают критический подход ко всему происходящему и чаще говорят: «Не трогай, у тебя все сразу сломается!»

Самый лучший день. Отличный рабочий день — день, когда ошибка, обнаруженная заказчиком, уже исправлена в коде.

«Тестировщик — это технический специалист, который знает систему лучше пользователей»



Елена Макарова, инженер по тестированию BIM-системы Renga Architecture, стаж 3 (полных) года

Пользователь или разработчик? Довольно сложно выбрать что-то одно из этих вариантов. Я бы объединила два понятия: тестировщик — это технический специалист, который знает систему лучше пользователей.

«Не могу молчать!» Конечно, когда я сталкиваюсь с какими-то ошибками, то стараюсь сообщить создателям о них. Это важно, потому что я хочу использовать качественные сервисы и программы.

Вместо тестов. Интересный вопрос, никогда об этом не задумывалась. Думаю, что было бы интересно дегустировать вина. Очень люблю пробовать различные сорта вин с новыми блюдами.

Внимательность во спасение. Да, такое случалось, правда, только в работе. Из последнего вспоминается релиз, когда была найдена критичная ошибка в работе функционала, которая ни в коем случае не должна была оказаться у пользователей. И была обнаружена она за день до выпуска релиза.

Тестировщика видно издалека. Хороший тестировщик должен быть внимательным, скрупулезным, ответственным, с хорошей фантазией. Мои близкие отмечают во мне стремление к порядку и ответственность. А сама отметила для себя, что люблю все планировать: планировать отпуск до мелочей, выходные.

Самый лучший день. Если рассуждать здраво, то, конечно, когда ошибок нет. Ведь если тестировщик говорит, что ошибок в системе не нашел, значит она работает согласно заявленным требованиям. Однако, когда я не могу найти ошибки в функционале, то начинаю сомневаться и периодически возвращаюсь к нему, пытаясь посмотреть на задачу с другой стороны.

«Любая исправленная ошибка спасает пользователя и техподдержку от боли и страданий»



Евгений Чернюк, инженер по качеству отдела разработки типовых решений, тестирует ЛОЦМАН: КБ и «8D. Управление несоответствиями», стаж 5 (полных) лет

Пользователь или разработчик? Тестировщик — это больше специалист разработки, по сути выступающий в качестве «барьера» между разработчиками и пользователями. Тестировщик (опять же в зависимости от того, в какой компании/команде он работает и какую квалификацию имеет), должен знать: методики тестирования, ОС, СУБД, языки программирования, ПО и фреймворки автоматизации. Также неотъемлемой частью работы тестировщика является участие во всех жизненных циклах продукта. В тестировании достаточно много направлений, например, юзабилити должен заниматься пользователь системы. Поэтому однозначно говорить, что тестировщик — это специалист разработки также неверно.

«Не могу молчать!» Не помню, чтобы писал по ошибкам в работе изделий. А вот по работе ПО, бывает, пишу, но даю время разработчикам одуматься. Последнее гневное письмо писал в «Мегафон» из-за некорректного отображения баланса (x2).

Вместо тестов. Компьютерные игры — двумя руками «за»! А большего и не надо (PUGB наше все).

Внимательность во спасение. По сути, любая исправленная ошибка спасает пользователя и техподдержку от боли и страданий. Был случай со скриптом бэкапа базы данных багтрекера. После создания бэкапа, он тут же удалялся. Скрипт запускался по расписанию, и, по сути, у нас какое-то время не было бэкапов.

Тестировщика видно издалека. Близкие, наверное, отмечают недоверчивость (неточно), одна из любимых фраз в обиходе — «Доверяй, но проверяй».Успешному тестировщику присущи качества: любопытство, терпение (особенно при общении с разработкой), «чувство разрушения» (иногда заранее знаешь, где будут ошибки в следующей итерации).

Самый лучший день. Отличный рабочий день для меня — это выпуск релиза продукта или когда написанная тобой автоматизация нашла хоть один баг. Найденные ошибки, конечно же, приносят удовольствие, но наступает момент регрессионного тестирования, и тут найденные ошибки уже приносят боль.

«Наличие ошибок не всегда хорошо, но отсутствие ошибок не означает, что их нет»




Степан Середа, инженер по тестированию системы управления проектной организацией Pilot-ICE, стаж 1 (полный) год

Пользователь или разработчик? Это и то, и другое. К тестированию подходишь и как эксперт, и как пользователь, который будет работать в системе. Именно это помогает достичь лучшего результата.

«Не могу молчать!» Да, но мало просто найти ошибку, необходимо еще разобраться в причинах. Не всегда то, что кажется ошибкой на первый взгляд, является таковой. И на это исследование не всегда есть время.

Вместо тестов. Интересно было бы тестировать системы для «Умного дома». Они состоят из множества компонентов, и их взаимодействие между собой — довольно интересный процесс.

Внимательность во спасение. Было такое. Как-то раз забыл затянуть колесо у машины. Вовремя обратил внимание на посторонний звук и нашел причину.

Тестировщика видно издалека. Любопытство, внимательность к деталям, целеустремленность и умение работать в команде. Эти качества есть и во мне!

Самый лучший день. Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Наличие ошибок не всегда хорошо, как и их отсутствие не означает, что их нет. Поэтому хороший день — это когда ты нашел ошибку вовремя!

image
Если ты не видишь ошибку, это не означает, что ее нет

Поздравляем всех причастных с Днём Тестировщика!

Комментарии (4)


  1. Smiz001
    10.09.2017 09:01

    Что-то мне ваши сотрудники, связанные с компасом и лоцманом говорили, что у вас отсутствуют тестировщики:) и после нахождения ошибок в компасе я с этим высказываетесь согласен :)


    1. kompas_3d Автор
      11.09.2017 11:40

      ваши сотрудники, связанные с компасом и лоцманом

      Какая интересная у них связь. Между центрами разработки КОМПАСа и ЛОЦМАНа больше 1600 километров) Как у этих сотрудников может быть информация о тестировании в обоих центрах разработки непонятно:


      Ну и информация не соответствует действительности — тестировщики у нас есть.

      и после нахождения ошибок в компасе

      В любом программном коде, в котором больше десяти строк есть ошибки. Найти все ошибки в сложных продуктах абсолютно нереально. Наши сотрудники находят большую часть ошибок и их исправляют до выхода продукта на бета-тест, ещё часть выявляют на бета-тестировании — их исправляют до выхода финальной версии, а уже меньшая часть выявляется пользователями — эти ошибки мы исправляем патчами и сервис-паками. Если вы обнаружили ошибку — пишите о ней в техподдержку и мы её обязательно исправим.


  1. Smiz001
    12.09.2017 08:43

    Про лоцман не могу утверждать (с тестированием), мои враки.
    К нам в компанию приходили 2 ваших сотрудника по поддержке (компаса) и еще 2 по обучению(лоцмана) и все они заявляли, что тестирование у вас отсутствует в компасе.

    А вот с каким статусом закрываются Ваши баги в Компасе
    image


    1. kompas_3d Автор
      12.09.2017 08:54

      А вот с каким статусом закрываются Ваши баги в Компасе

      Я так понимаю вас интересует статус «закрыт неуспешно»?
      Это значит, что решение не найдено, такое бывает в двух случаях: если ошибку невозможно воспроизвести, либо если вас не устраивает предложенное обходное решение.
      Если будут ещё вопросы по состояниям запросов в ServiceDesk можете посмотреть здесь: