Хочешь изменить софт, которым пользуешься, к лучшему? Стань его разработчиком! Знакомьтесь, это Никита Батьянов, наш инженер-аналитик, а до недавнего времени активный пользователь КОМПАС-3D и других САПР. Пару лет назад Никита записывал «косяки» КОМПАС-3D в блокнот, забрасывал идеями и предложениями службу техподдержки АСКОН, а потом понял, что реализовывать эти идеи самому куда интереснее. Вот его история.
После учебы в питерском «Военмехе» я пошел работать в РКК «Энергия», одно из ведущих российских предприятий космической промышленности, прочнистом, то есть инженером по прочностным расчетам. Там я хоть и занимался моделированием, в основном в 3D, но к конструкторской деятельности имел косвенное отношение. В основном мы делали модели в системе Pro/Engineer, немного использовали САПР SolidWorks. Через полтора года я перешел на должность конструктора на предприятие в структуре Росатома. Мы с коллегами по КБ занимались проектированием детекторов ионизирующих излучений. В составе сложного оборудования эти детекторы работают в реакторной части при высоких температурах и передают высокочастотные сигналы в условиях радиации. Это ответственные конструкции, с особыми требованиями по температурной и коррозионной стойкости, гамма-устойчивости и вакуумным характеристикам. А в качестве САПР у нас использовался КОМПАС.
У меня всегда было ощущение, что инструмент, в котором я работаю (а для конструктора это САПР), в чем-то зависит и от меня, что мы в одной лодке с разработчиком. И наша деятельность, в общем-то, похожа. Как и разработчик, конструктор знает, как расставляются приоритеты, что приходится чем-то жертвовать, что переделка вещей, которые немного не устраивают, может навредить и привести к потере времени. Пока твое изделие не попало к потребителям, ты уверен, что учел все сценарии работы с ним. Но некоторые нюансы всплывают только в реальной эксплуатационной ситуации. Так же я относился и к программным продуктам — если речь шла не об ошибке/вылете, а о «юзабилити», то я понимал, что нужно оценивать сценарий своей работы в системе и объяснять, почему я действую именно так, а не иначе, в общем, довести до разработчиков свою проблему.
Схожее впечатление у меня тогда сложилось о компании АСКОН: что здесь работают такие же люди, и что если я изложу им свою точку зрения через службу техподдержки, то наверняка в следующей версии КОМПАСа что-нибудь улучшится. У меня был блокнот, в который я в рабочее время записывал поток мыслей, а в пятницу вечером, когда большую работу начинать было нерационально, брал этот блокнот и начинал закидывать техподдержку уже более понятно оформленными отчетами. Это у вас плохо, неудобно, это надо делать по-другому. Так и расписывал по пунктам. Из техподдержки мне отвечали, часто пытались предложить обходные решения, и тогда я бесился — «Да я знаю, что так можно сделать, но это же неудобно!».
Потом было бета-тестирование 14-й версии КОМПАС-3D, лучших бета-тестеров компания АСКОН награждала. Меня охватил азарт — я же столько мог написать, почему не написал?! Поэтому за бета-тестирование версии 15 я принялся с таким рвением, что попал в число лучших бета-тестеров. Некоторое время спустя меня за проявленную активность пригласили в Коломну, в Центр разработки КОМПАС-3D – попробовать альфа-версию КОМПАС-3D v17. Разработчики уже анонсировали ее как революционную — ожидалась полная смена интерфейса. Было жутко интересно посмотреть!
Мы с другими «избранными» пользователями, которых пригласили первыми увидеть новинки, приехали в Коломну. Нам показали совсем ранний прототип и предложили поработать с ним буквально по сценарию. Все были в восторге — куча вопросов, постоянные обсуждения. За каждым участником тестирования был закреплен аналитик КОМПАСа. Меня курировал Виталий Булгаков, ведущий инженер-аналитик КОМПАС-3D — такой компанейский, отзывчивый, мы много говорили о том, что не так, и что «должно быть». Надеюсь, он тоже узнал что-то новое о подходах, которые бывают у пользователей, не знакомых со стандартными методиками проектирования. Помню я удивлялся, как иногда приходится действовать вычурным, незапланированным образом. В итоге в 17-й версии были учтены некоторые вещи, которые казались мне странными в предыдущей версии программы.
За ужином после тестирования я громко возмущался: «Как вы можете так делать? В системе есть вещи, про которые я каждый раз думаю: тот, кто это придумал, сам когда-нибудь пробовал с этим работать?!». На следующий день руководитель подразделения АСКОН, которое занимается системами проектирования, Сергей Евсиков спросил: «В Коломну не хочешь перебраться?». Я еще пообщался с разработкой, выполнил несколько тестовых заданий, предложение выглядело интересно! Я тогда жил и работал в Москве и подумал: надоело ездить 1,5 часа до работы, прижатым в метро. Но было любопытно узнать, как работается в компании, прежде чем соглашаться на переезд.
Я вспомнил, что в свое время читал на сайте АСКОН статью о том, с чего начинали и о чем мечтают программисты компании — интервью с разработчиками на разные неформальные темы. Отметил для себя, что с одним из программистов у меня совпадали интересы: к разработке компьютерных игр, музыке (post-punk и dark wave). Ещё тогда я нашел его в соцсетях, хотел предложить сделать небольшую игру, но до дела не дошло. Я поднял его контакты, расспросил, узнал, что работа интересная, отношение к персоналу отличное. Это добавило уверенности. Так я очутился здесь, в Коломне.
В течение моего испытательного срока работа над 17-й версией была в самом разгаре. Новый КОМПАС-3D выглядел уже более законченным, чем нам показывали на альфа-тестировании.
Меня закрепили за определенным кругом задач. Первая «боевая» — источники освещения 3D-модели. Это была моя инициатива, в свое время я сам писал в техподдержку замечания по этому поводу. Мне предложили рассмотреть варианты, как можно расположить источники освещения модели. По результатам были выбраны несколько новых схем освещения, которые и вошли в версию 17. Надеюсь, это только первый шаг на пути к улучшению нашей отрисовки в целом.
Освещение одним источником из 16-й версии (слева) и освещение тремя источниками в 17-й версии
КОМПАС-3D V16 казался мне архаичным, я начинал с Pro/Engineer (его я не сильно любил) и SolidWorks. Мне казалось, что все подходы, приемы работы в том КОМПАСе очень разрозненные. В одной операции Ctrl+Z работает, не завершая из процесса, а в другой — сначала нужно выйти, потом сработает отмена, потом войти обратно, чтобы продолжить. Такие вещи раздражали. В 17-й версии почти всё привели к единому ключу, единому стилю работы. Я стал замечать, что некоторые вещи в новом КОМПАСе мне кажутся настолько удобными и очевидными, что их отсутствие в других программах мне — как пользователю, а не как разработчику — непривычно.
После разработки освещения я попал в команду Quick, которая решает ключевые задачи по ускорению всего, что делается в КОМПАСе. Там я стал аналитиком по отрисовке. Я занимался уровнями детализации трехмерной модели (LoD) — как этот механизм должен работать, до какого уровня можно упростить отображение модели и в какой момент заменить таким представлением модель, чтобы пользователю это было незаметно. А еще работал над изменением настройки точности модели. Сейчас я готовлю предустановленный набор настроек точности (пресетов): каждый пресет (preset) представляет собой сочетание максимального линейного отклонения и максимального углового. Хочу найти такие пресеты, чтобы у пользователя в большей части случаев не было необходимости изменять настройки.
Электрогитара
Параллельно меня подключили к команде UI (интерфейса). После выхода 17-й версии накопилась гора информации, которую нужно было аналитически проработать. Было принято решение, что команде интерфейса требуется еще один аналитик. Вместе с дизайнером интерфейсов мы уже выпустили несколько доработок в экспресс-обновлениях и готовим следующую, 18-ую версию КОМПАС-3D. Дизайнеру предоставляю сценарии использования команд с точки зрения конструктора. На основании этого и рождаются те или иные интерфейсные решения — как выполнить эти сценарии с минимальным количеством действий и, следовательно, минимальным количеством элементов управления. При этом я продолжаю смотреть на КОМПАС глазами его пользователя-конструктора и обкатывать решения на интересных проектах. Всегда стараюсь моделировать не «на кубиках», когда решения выглядят безошибочно и красиво, а делать что-то сложное, иногда и после работы, если очень увлекаюсь. Результатом одной из таких проработок стала электрогитара (картинка выше, похожа на гитару, как у меня дома, но чуть другая).
Никита Батьянов, инженер-аналитик
Знакомство с КОМПАСом
После учебы в питерском «Военмехе» я пошел работать в РКК «Энергия», одно из ведущих российских предприятий космической промышленности, прочнистом, то есть инженером по прочностным расчетам. Там я хоть и занимался моделированием, в основном в 3D, но к конструкторской деятельности имел косвенное отношение. В основном мы делали модели в системе Pro/Engineer, немного использовали САПР SolidWorks. Через полтора года я перешел на должность конструктора на предприятие в структуре Росатома. Мы с коллегами по КБ занимались проектированием детекторов ионизирующих излучений. В составе сложного оборудования эти детекторы работают в реакторной части при высоких температурах и передают высокочастотные сигналы в условиях радиации. Это ответственные конструкции, с особыми требованиями по температурной и коррозионной стойкости, гамма-устойчивости и вакуумным характеристикам. А в качестве САПР у нас использовался КОМПАС.
В одной лодке с разработчиком софта
У меня всегда было ощущение, что инструмент, в котором я работаю (а для конструктора это САПР), в чем-то зависит и от меня, что мы в одной лодке с разработчиком. И наша деятельность, в общем-то, похожа. Как и разработчик, конструктор знает, как расставляются приоритеты, что приходится чем-то жертвовать, что переделка вещей, которые немного не устраивают, может навредить и привести к потере времени. Пока твое изделие не попало к потребителям, ты уверен, что учел все сценарии работы с ним. Но некоторые нюансы всплывают только в реальной эксплуатационной ситуации. Так же я относился и к программным продуктам — если речь шла не об ошибке/вылете, а о «юзабилити», то я понимал, что нужно оценивать сценарий своей работы в системе и объяснять, почему я действую именно так, а не иначе, в общем, довести до разработчиков свою проблему.
Схожее впечатление у меня тогда сложилось о компании АСКОН: что здесь работают такие же люди, и что если я изложу им свою точку зрения через службу техподдержки, то наверняка в следующей версии КОМПАСа что-нибудь улучшится. У меня был блокнот, в который я в рабочее время записывал поток мыслей, а в пятницу вечером, когда большую работу начинать было нерационально, брал этот блокнот и начинал закидывать техподдержку уже более понятно оформленными отчетами. Это у вас плохо, неудобно, это надо делать по-другому. Так и расписывал по пунктам. Из техподдержки мне отвечали, часто пытались предложить обходные решения, и тогда я бесился — «Да я знаю, что так можно сделать, но это же неудобно!».
Вылазка в Коломну
Потом было бета-тестирование 14-й версии КОМПАС-3D, лучших бета-тестеров компания АСКОН награждала. Меня охватил азарт — я же столько мог написать, почему не написал?! Поэтому за бета-тестирование версии 15 я принялся с таким рвением, что попал в число лучших бета-тестеров. Некоторое время спустя меня за проявленную активность пригласили в Коломну, в Центр разработки КОМПАС-3D – попробовать альфа-версию КОМПАС-3D v17. Разработчики уже анонсировали ее как революционную — ожидалась полная смена интерфейса. Было жутко интересно посмотреть!
Мы с другими «избранными» пользователями, которых пригласили первыми увидеть новинки, приехали в Коломну. Нам показали совсем ранний прототип и предложили поработать с ним буквально по сценарию. Все были в восторге — куча вопросов, постоянные обсуждения. За каждым участником тестирования был закреплен аналитик КОМПАСа. Меня курировал Виталий Булгаков, ведущий инженер-аналитик КОМПАС-3D — такой компанейский, отзывчивый, мы много говорили о том, что не так, и что «должно быть». Надеюсь, он тоже узнал что-то новое о подходах, которые бывают у пользователей, не знакомых со стандартными методиками проектирования. Помню я удивлялся, как иногда приходится действовать вычурным, незапланированным образом. В итоге в 17-й версии были учтены некоторые вещи, которые казались мне странными в предыдущей версии программы.
Новый этап
За ужином после тестирования я громко возмущался: «Как вы можете так делать? В системе есть вещи, про которые я каждый раз думаю: тот, кто это придумал, сам когда-нибудь пробовал с этим работать?!». На следующий день руководитель подразделения АСКОН, которое занимается системами проектирования, Сергей Евсиков спросил: «В Коломну не хочешь перебраться?». Я еще пообщался с разработкой, выполнил несколько тестовых заданий, предложение выглядело интересно! Я тогда жил и работал в Москве и подумал: надоело ездить 1,5 часа до работы, прижатым в метро. Но было любопытно узнать, как работается в компании, прежде чем соглашаться на переезд.
Я вспомнил, что в свое время читал на сайте АСКОН статью о том, с чего начинали и о чем мечтают программисты компании — интервью с разработчиками на разные неформальные темы. Отметил для себя, что с одним из программистов у меня совпадали интересы: к разработке компьютерных игр, музыке (post-punk и dark wave). Ещё тогда я нашел его в соцсетях, хотел предложить сделать небольшую игру, но до дела не дошло. Я поднял его контакты, расспросил, узнал, что работа интересная, отношение к персоналу отличное. Это добавило уверенности. Так я очутился здесь, в Коломне.
В течение моего испытательного срока работа над 17-й версией была в самом разгаре. Новый КОМПАС-3D выглядел уже более законченным, чем нам показывали на альфа-тестировании.
Меня закрепили за определенным кругом задач. Первая «боевая» — источники освещения 3D-модели. Это была моя инициатива, в свое время я сам писал в техподдержку замечания по этому поводу. Мне предложили рассмотреть варианты, как можно расположить источники освещения модели. По результатам были выбраны несколько новых схем освещения, которые и вошли в версию 17. Надеюсь, это только первый шаг на пути к улучшению нашей отрисовки в целом.
Освещение одним источником из 16-й версии (слева) и освещение тремя источниками в 17-й версии
И новый КОМПАС
КОМПАС-3D V16 казался мне архаичным, я начинал с Pro/Engineer (его я не сильно любил) и SolidWorks. Мне казалось, что все подходы, приемы работы в том КОМПАСе очень разрозненные. В одной операции Ctrl+Z работает, не завершая из процесса, а в другой — сначала нужно выйти, потом сработает отмена, потом войти обратно, чтобы продолжить. Такие вещи раздражали. В 17-й версии почти всё привели к единому ключу, единому стилю работы. Я стал замечать, что некоторые вещи в новом КОМПАСе мне кажутся настолько удобными и очевидными, что их отсутствие в других программах мне — как пользователю, а не как разработчику — непривычно.
После разработки освещения я попал в команду Quick, которая решает ключевые задачи по ускорению всего, что делается в КОМПАСе. Там я стал аналитиком по отрисовке. Я занимался уровнями детализации трехмерной модели (LoD) — как этот механизм должен работать, до какого уровня можно упростить отображение модели и в какой момент заменить таким представлением модель, чтобы пользователю это было незаметно. А еще работал над изменением настройки точности модели. Сейчас я готовлю предустановленный набор настроек точности (пресетов): каждый пресет (preset) представляет собой сочетание максимального линейного отклонения и максимального углового. Хочу найти такие пресеты, чтобы у пользователя в большей части случаев не было необходимости изменять настройки.
Электрогитара
Быть разработчиком, оставаясь конструктором
Параллельно меня подключили к команде UI (интерфейса). После выхода 17-й версии накопилась гора информации, которую нужно было аналитически проработать. Было принято решение, что команде интерфейса требуется еще один аналитик. Вместе с дизайнером интерфейсов мы уже выпустили несколько доработок в экспресс-обновлениях и готовим следующую, 18-ую версию КОМПАС-3D. Дизайнеру предоставляю сценарии использования команд с точки зрения конструктора. На основании этого и рождаются те или иные интерфейсные решения — как выполнить эти сценарии с минимальным количеством действий и, следовательно, минимальным количеством элементов управления. При этом я продолжаю смотреть на КОМПАС глазами его пользователя-конструктора и обкатывать решения на интересных проектах. Всегда стараюсь моделировать не «на кубиках», когда решения выглядят безошибочно и красиво, а делать что-то сложное, иногда и после работы, если очень увлекаюсь. Результатом одной из таких проработок стала электрогитара (картинка выше, похожа на гитару, как у меня дома, но чуть другая).
Никита Батьянов, инженер-аналитик
Комментарии (15)
Newbie2
07.11.2017 10:42Скажите, а в компасе вообще реально слаботочку проектировать? Я попытался было, использовать его вместо автокада, но ни обучающих роликов на ютубе, ни примеров работы нет. Ощущение, что ваша САПР заточена исключительно под машиностроение, хотя ваш сайт подобного не утверждает.
chemtech
Подскажите, пожалуйста, планируется ли в будущем выпуск Linux версии Компас?
oldbay
Используйте wine. Судя по всему, это официальная позиция компании «Аскон»: Работа КОМПАС-3D LT на ПК под управлением ОС Linuх
AntonAlekseevich
В Wine по сегодня насколько я помню проблема с OLE (OOBE(Wine 2.19), вставить объект не смог ибо нет пункта вставить объект(Компас-3D LT V12(Это то что мне доступно по лицензии.))).
Zverienish
Если мне память не изменяет, то Компас делается на Delphi, а для него поддержки UI на Linux нет даже в самой последней версии. Соответственно чтобы Компас сделать под него, то это нужно полностью переписывать на чем-то другом. Вот делали бы на Qt каком-нибудь, проблем бы больших наверное не было.
AntonAlekseevich
Перегнать Lazarus'ом будет вроде не проблема. (Хотя я могу ошибаться на этот счет.)
evgenWebm
Странно. Delphi позиционируется как мультиплатформеный язык программирования.
kompas_3d Автор
КОМПАС написан на C++, а не на Delphi.
Проблемы переписывания вообще не существует — просто отсутствует платежеспособный спрос.
AntonAlekseevich
Хотя бы для теста сделайте, примитивный редактор под Linux и спрос появится.
Если не целесообразно, ну тогда вы убьете идею Компаса на Linux навсегда. (Будет жаль.)
kompas_3d Автор
Перейдите по ссылке выше:
AntonAlekseevich
Спасибо.
А для рабочей станции? Не для телефона.
На вашем сайте нет возможности загрузки версии для рабочей станции для Linux(не Android).
kompas_3d Автор
Она экспериментальная — это ещё не готовый продукт.
AntonAlekseevich
Спасибо ещё раз.
Я знаю что это экспериментальная версия.
Тогда буду ждать пока не появится уже готовая версия.
kompas_3d Автор
В ближайшем будущем не планируется.
P.S. Когда-нибудь нам будут задавать вопросы по теме статей, но это совсем другая история…