Каждый день на радиостанции приходят сотни SMS-сообщений от слушателей. Далеко не все они касаются темы эфира, голосования или «приветов Маше из кабинета напротив».
Немалая часть посланий состоит из обсуждения того, что происходит в эфире их любимой (или наоборот, ненавистной) радиостанции. Если присовокупить к этому то, что люди пишут в соц. сетях, можно легко понять, что действительно раздражает аудиторию.
Справедливости ради, ведущие на радиостанциях так же подвержены раздражению, как и слушатели — попытаемся разобраться во взаимных претензиях и понять, как выглядит эфир по разные стороны баррикад.
Фото Isengardt / CC BY-SA 2.0
Я слушатель, я всегда прав
Начнём, конечно, с тех, ради кого «вот это всё» — с аудитории. Слушатель определяет выручку радиостанции и хочет, чтобы содержание эфира соответствовало его ожиданиям.
Поэтому на первом месте у радиослушателей, как правило, одна и та же претензия:
«Почему бы вам не поставить и другую музыку?»
Эти вопросы диджеи получают каждый день, без преувеличения. Кстати, ранее мы уже затрагивали эту тему и рассказывали, как формируют плейлист на радиостанциях.
К сожалению, в данной ситуации диджей или радиоведущий — в некотором роде заложник формата и не может просто взять и поменять композиции в списке. Увы, диджей не всемогущ — ему вряд ли дадут возможность поставить, например, Gus Gus там, где поёт Армстронг или Синатра, даже если этот коллектив нравится ему самому и иногда выходит в ночном эфире.
Другой вариант выражения недовольства по этому поводу — SMS-сообщения о том, что музыка «какая была пять лет назад, такая и осталась» (особенно в выходные, когда на радио действительно выходит зачастую стандартный плейлист). К сожалению, претензии в таком формате мало на что могут повлиять. А вот более конструктивные замечания вроде «Вы ставите в эфир музыку коллективов A, B и C, но сейчас в этом жанре играют ещё D и F, хотелось бы услышать и о них побольше» вполне могут повлиять на «радийный расклад».
«Почему вы не вещаете в ...»
Второй по популярности вопрос, который так или иначе задают с разной степенью вежливости. Здесь стоит оговориться, что у большинства радиостанций есть сайт с указанными на нем городами вещания, но по различным причинам станция может покинуть тот или иной город.
Казалось бы, в век интернета слушать можно и онлайн, но аудитория очень трепетно относится к уходу радиостанции из местного FM-диапазона. К сожалению, отвечать на эти вопросы в эфире ведущий, как правило, не имеет полномочий: в его задачи не входит обсуждение окупаемости, тендеров, франшизы и нюансов ретрансляции. Но он может передать информацию менеджерам (а вот повлиять на их решение — вряд ли).
«Что этот ведущий у вас делает?»
Часто слушателям совершенно невыносим конкретный ведущий. По разным причинам: не нравится голос или, например, акцент. Как правило, наиболее остро реагируют на людей, которые выделяются из общей массы других радиоведущих. С другой стороны, у них обычно есть и гигантская армия почитателей, которая уравновешивает поток негатива.
Поэтому если вам категорически не нравится кто-то из «голосов радиостанции», вы, скорее всего, не одиноки. Но если у другой части слушателей ведущий пользуется бешеным успехом, вы вряд ли сможете повлиять на эфир — придётся переключиться на другую станцию.
Ещё слушателям не нравится реклама, новое оформление эфира, часовая отбивка, тема программы, название, только что позвонивший мужчина, фамилия диджея и множество других мелочей. На радио всё это видят, читают, и если что-то можно сделать — обязательно делают. Но не менее часто ведущий просто оказывается единственным «контактным лицом», из-за чего ему приходится отдуваться за решения, на которые он не может повлиять и которые не в силах изменить.
Я художник — я так вижу
Радиоведущие — тоже люди и точно так же раздражаются по самым разным поводам (в том числе и на авторов сообщений, которые слушатели присылают во время эфира на порталы, в мессенджеры и соцсети). Более того, то, что ваш «месседж» не попал в эфир, не означает, что он не был внимательно прочитан.
Поэтому ниже — список вредных советов: что нужно делать, чтобы эффективно вывести радиоведущего из себя.
Будьте очень внимательны и педантичны
Ведущий сказал, что по прогнозу переменная облачность, а у вас за окном ясное небо, неправильно поставил ударение или ошибся в каком-то незначительном факте? Надо это срочно исправить и указать на непрофессионализм.
Действительно, радиоведущие должны обладать грамотной речью и не должны ошибаться в фактах. Но идеальных эфиров не бывает — иногда случаются поломки оборудования, опаздывает приглашённый гость, внезапно приходится подменять коллег — все это влияет на их тренированные, но, увы, не железные нервы.
Более того, сейчас помимо «радийной» работы ведущему зачастую надо выполнять и другие задачи: например, новостник должен выложить на сайт развёрнутую новость, только что озвученную в эфире, и кросспостнуть её в твиттер с небанальным заголовком.
Всё это происходит нон-стоп в быстром темпе — иногда случается и опечататься. Да, ведущих очень расстраивает, если какие-то из их действий или слов оказываются подвергнуты резкой критике, но если, например, в эфире была допущена серьёзная фактическая ошибка, и вы вежливо, но настойчиво на неё указали — ваше сообщение озвучат со словами благодарности.
Нужно больше сообщений! Не останавливайтесь!
Авторы сообщений, попадающие в категорию «постоянных слушателей», далеко не всегда вызывают умиление у радиоведущих. Более того, ведущие порой искренне побаиваются тех, кто готов почти весь день и каждый час писать сообщения и комментировать эфир, пусть даже и без резкой критики.
В такие моменты у диджея/ведущего появляются странные мысли: неужели эти люди ничем больше не заняты? Зачем они подписывают сообщения такими странными именами? Кто такой Джафар Ягович, «таксист из Москвы» и «просто девушка из Тулы», почему они следят за мной? Неужели меня слушают всего пять человек? В общем, если вы хотите обеспечить ведущему параноидальный настрой — пишите чаще.
В любой ситуации просите поставить песню и передать привет
К сожалению, многие слушатели слишком привыкли к радиоформату, который был популярен в «нулевых» — и на радиостанции до сих пор приходят сообщения для блока «песни по заявкам». Сейчас (да и тогда) форматы радиостанций предполагали не только музыку, но и аналитику, новости, обсуждения с экспертами (даже в том случае, если радио позиционируется не только как разговорное и выпускает в эфир музыкальные блоки).
Поэтому ведущих очень расстраивает, когда в разгаре серьезного диалога в эфир звонит слушатель и просит передать привет Лене, он её очень любит и хочет поставить для неё песню «деспасито». Обычно на радиостанциях есть отдельное время для программ по заявкам с приветами — если, опять же, формат станции предполагает наличие таких программ. В остальное время ведущий не сможет поставить в эфир «вашу» композицию, какой бы классной она ни была — даже если она нравится самому диджею.
А ещё радиоведущего бесят неактивные слушатели, короткие SMS-ки, очень длинные SMS-ки, когда слушателю нравится песня, которая не нравится ведущему, когда активность на SMS-портале только во время розыгрыша призов, когда слушатели недовольны тем, что ничего не выиграли и считают, что «всё куплено», когда слушатели приходят на экскурсию и просят автограф, когда слушатели приходят на экскурсию и не просят автограф, когда включают камеры, чтобы вести онлайн-трансляцию и многое другое.
Но зато когда его хвалят, это всегда нравится. И ещё когда желают доброго утра и спокойной ночи.
Комментарии (34)
PKav
29.09.2017 13:34+1Когда слушал радио раздражало то, что могут обрубить песню на середине, включив рекламу, новости, а то и просто другую песню. Могли бы подождать минуту, новости за это время не устареют.
Вообще, считаю радио в современном мире умирающим, если не уже мёртвым явлением. Качество звучания принимаемого сигнала гораздо хуже, чем качество даже MP3, который сейчас есть во всех радиоприемниках, разнообразие песен скудное, а наличие функции «Рекомендаци» в разных онлайн-проигрывателя и соцсетях решает проблему «Послушать чего-нибудь новое». Ну а новости, погоду и курс доллара быстрее посмотреть просто включив свой смартфон нажатием кнопки.JediPhilosopher
29.09.2017 14:05+1Радио удобно слушать в машине. Не надо ничего тыкать и отвлекаться от дороги, нажать кнопку на панели чтобы переключить станцию можно наощупь (в отличие от елозенья пальцем по сенсорному экрану смартфона, что чревато ДТП). Ну и стоит отъехать от города хотя бы на десяток км — там уже интернет может не ловить, остается только радио или заранее скачанная музыка на флешке/диске/смартфоне, а заранее накачать себе музыки на 10+ часов дороги не у всех хватает терпения и времени. Вот и приходится радио слушать.
PKav
29.09.2017 14:19+1Радио играет откровенно плохо по сравнению даже с MP3. Басов нет, верха срезаны.
Накачать музыки интересной тематики можно с торрентов. Есть даже подборки от тех же радиостанций.JediPhilosopher
29.09.2017 14:32+1Ситуации и машны разные бывают. У меня дешевый кореец 2008 года, в нем дешевая акустика в которой басов все равно не будет, хоть с чего играй. Ну и подборки надо качать, как-то переносить куда-то (а у меня вот ни флешек, ни блютуса — только aux кабель). Для нетребоватльного к музыке человека типа меня все это какая-то лишняя возня. А так радио ткнул и поехал.
Evengard
29.09.2017 15:43У меня и AUX кабеля не было, пришлось колхозить своё решение, но не каждый будет так делать.
nevzorofff
30.09.2017 09:46Стоит отьехать на 20-70км(на одной машине 20 достаточно, чтобы всё пропало, на другой до 50 можно слушать музыку и 70 разговорный формат с помехами) от города и никакого радио нет. Только голая степь вокруг.
А в одном райцентре вообще только радио России в ФМ и ловит оно километров 5 от посёлка и всё. Какое уж тут радио в дальней дороге.
Оренбургская область.
SabCoopers
29.09.2017 19:22Ну, на столичных радиостанциях, время выхода рекламных блоков или новостных блоков, в которых присутствует рекламная вставка спонсора, по времени жёстко регламентировано. А часовые отбивки на крупных радиостанциях вообще идут автоматически со специальной железки. На региональных станциях, как правило с этим попроще — там запросто можно сдвинуть по времени и новости и рекламу, чтобы трек доиграл до конца.
PKav
29.09.2017 19:24Ну так они для слушателей вещают, или для спонсоров? Если вещать для спонсоров, то можно растерять всех слушателей. И, с приходом USB-флешек и интернета это уже происходит.
Actee
30.09.2017 00:01С улучшением качества LTE-покрытия и умеренных тарифах на мобильный интернет — ещё как растеряют. Проблема в том, что многие не любят заморачиваться и спокойно перейдут на веб-поток любимой станции, вот и все
SabCoopers
30.09.2017 08:45Если говорить о вещании в крупных городах-миллионниках, то сейчас слушателей теряют в большей степени музыкальные станции. У разговорных станций, с этим ситуация получше. Да и то, вряд ли это связано с урезанием треков.
А насчёт качества звучания: где-то до середины нулевых, фонотека большинства радиостанций, даже таких солидных, как к примеру серебряный дождь, была с битрейтом 192. Плюс к этому, в fm вещании на выходе идёт дополнительная компрессия с эфирной рэковой стойки. Отсюда и такое качество…enamchuk
01.10.2017 00:02Не соглашусь. Местное радио в первые годы своей работы крутило музыку с катушечных магнитофонов, кассет и CD, но после разжилось профессиональным оборудованием. mp3 при этом никогда не использовался. Вся музыка шла либо с дисков, либо с файлов без потери качества.
Качество вещания высокое, при прослушивании на хорошем оборудовании с хорошей антенной — не хуже высокобитрейтовых mp3.
JediPhilosopher
29.09.2017 14:00+1Самое бесячее на радио, за что надо расстреливать — это вставка «автомобильных» звуков — гудки, визг колес и т.п. В рекламу ли, в передачу об автомобилях — неважно. Главное что в момент громкого гудка над ухом сотни и тысячи людей, слушающих радио в авто, получают по мозгам и начинают бешено вертеть головами, думая что сигналят им и сейчас в них кто-нибудь врежется.
Несколько лет назад часто встречалось, сейчас вроде научились уже так не делать, но иногда нет-нет да и проскакивает.dmitrykabanov
29.09.2017 14:06Да, это жесткач. Постоянно появляется такая реклама. Даже если 10 раз уже слышал ее, реагирую инстинктивно как на реальный звук
HiMem-74
30.09.2017 07:04Радио слушаю только в машине, где нет стабильного инета, а свободные уши есть.
Согласен, «автомобильные» звуки мало того, что бесят, еще и небезопасны.
Еще дико бесят долгие заставки, отбивки, особенно идущие подряд. Очень это любил «Серебряный дождь», 2-3 минуты аудио мусора стабильно. Еще бесит, когда ведущие пытаются блеснуть юмором/умом/эрудицией, не обладая этими качествами.
Еще неимоверно раздражает, когда перекллючаешься с рекламы, а там тоже реклама, на третьей кнопке заставка, на четвертой dj петросянит, а кнопок всего 6.
Сделали бы магнитолу с автопереключением с рекламы, эдакий adblock, первый бы проголосовал рублем. Но, видимо, быстрее сотовые сети дотянут 4г везде.
rombell
04.10.2017 15:50Одна из причин, почему не слушаю «Авторадио» в частности и вообще почти ничего. Пару раз чуть не въехал. Нет, теперь только аудиокниги
BjLomax
29.09.2017 14:04Бесит общение со слушателями на в эфире.
andrewzhuk
30.09.2017 00:21А в чем проблема? На условном маяке в утренних шоу все как-то в пределах разумного
Dageron
29.09.2017 19:29Время для шутки про термос.А иногда бывает то, что происходит на Эхо Москвы, когда в эфир ломятся пранкеры, особенно кто-то из РИНХ-ов.
qwertyhp
30.09.2017 01:41Э-э-э-э… Эээ-эаэ_э-э… Эээ…
Когда интервьюируемый мучительно пытается отыскать мысль в своей черепной коробке, заполняя ожидание слушателей выше приведенными горловыми звуками. Возможно, на фоне видеоряда это было бы не так заметно, но когда некуда отвлечь внимание, то горловое физиологическое самолюбование «Э-э-э-э… Эээ-эаэ_э-э… Эээ...» — это нЕчто. Конкуренцию составляют разве что случаи, когда неправильно подобранный/размещенный микрофон транслирует слушателю звуки сглатывания, придыхания, клекот прокуренных легких и т.п. физиологические подробности бренности бытия интервьюируемого.
dmitry_dvm
30.09.2017 16:47+1Радио раздражает вечно счастливыми голосами дж и восторженными голосами в рекламе. По-моему это давно никем не воспринимается и пора прекратить и говорить нормально. Не слушаю лет 5 уже, только вынужденно.
claymen
30.09.2017 22:30Я очень рекомендую радиостанциям следить за теми отбивками и муз композициям которые содержат звуки схожие с авто би-би, особенно те что на втором поане. Когда в машине радио, эти ложные би-би дизориентируют, особенно когда они в фоне и приглашены, начинаешь смотреть по сторонам. может конечно только у меня одного такие навождения…
Mobile1
01.10.2017 09:39А в чем проблема? Вещательные FM радиостанции умирают.
Включил TuneIn в машине и слушаешь интернет радио без рекламы (1000+ каналов) с хорошим качеством.
Используется или магнитола с блютус или магнитола с андроидом.
seri0shka
01.10.2017 13:45Три недели как открыл для себя новую радиостанцию. Через неделю знал весь репертуар наизусть. И так с любой другой. Шутки юмора на всех радиостанциях по ощущениям рассчитаны на человека с IQ ниже плинтуса.
devop-su
04.10.2017 01:26FM формат умер с появлением дешевых mp3-плееров, из которых
самые распространённые — это Android-смартфоны.
И водители тут НЕ исключение — я знаю очень много водителей
и курьеров, не являющихся "гиками" от слова совсем,
но слушающих за рулём аудиокниги.
"Формат" на всех радиостанциях не просто одинаковый,
он один и тот же, чтобы в этом убедиться — достаточно пройти на tophit.ru
найти в поиске какую-нибудь сильно надоедшую вамко мпозицию
и посмотреть на статистику её воспроизведения (охват,
количество повторов и т.д.).
Herzeleid_Fawn
04.10.2017 17:28Много что меня бесило на радио, собственно, поэтому я и перестал его слушать еще в школе. Все больше попсы, рекламы, уже тогда стало понятно, что наше (на тот момент) подрастающее поколение вовсе перестанет его воспринимать как какую-нибудь информационно-музыкальную систему.
hssergey
В те времена, когда еще слушал радио, очень бесило когда песня еще не закончилась, а ведущий уже начинает влазить со своими глубокомысленными фразами. Или наоборот, песня уже началась, а он все не унимается…
dmitrykabanov
Меня больше напрягает, когда скачет музыкальная подложка по уровню громкости. Например, ведущий что-то говорит, поднимает громкость во время паузы на 2-3 секунды, потом говорит еще одну фразу, снижая громкость подложки и так далее
MasMaX
Как правило это не сам ведущий делает руками, а программа или железка. А вот как это настроено это уже другой вопрос.
Zenitchik
Ага. Я обычно в таких случаях думаю, что надо повесить звукооператора, но потом вспоминаю, что новый будет не лучше, поэтому пусть уж этот опыта набирается…
DRDOS
ОН то тут? Причем,
умник
dmitrykabanov
Все может быть. Но если звучит и работает криво, зачем это делать любым способом (программным, железным или звукооператорским). Говорят, что сами ведущие зачастую берут управление на себя и делают эту дичь.
Lazy_Snail
На самом деле, как правило, как раз делает сам ведущий, редко кто может позволить себе отдельного человека на фейдеры. Другой вопрос, что у кого-то это получается круто, а кто-то делает через одно место)
Sotis
Причиной тому обычно является защита песен от нелегального копирования. Чтобы из эфира не записывали, грубо говоря.