На днях мы начали погружение в «экосистему звука» и разобрали основные моменты, которые позволяют познакомиться с этой темой на практике. Радио — часть этой экосистемы, все еще очень популярный и распространенный канал доставки аудиоконтента. Вокруг него сложилось огромное количество мифов, а споры о конце эпохи радио не утихают.

Каждый день на радиостанции приходят сотни SMS-сообщений от слушателей. Далеко не все они касаются темы эфира, голосования или «приветов Маше из кабинета напротив».

Немалая часть посланий состоит из обсуждения того, что происходит в эфире их любимой (или наоборот, ненавистной) радиостанции. Если присовокупить к этому то, что люди пишут в соц. сетях, можно легко понять, что действительно раздражает аудиторию.

Справедливости ради, ведущие на радиостанциях так же подвержены раздражению, как и слушатели — попытаемся разобраться во взаимных претензиях и понять, как выглядит эфир по разные стороны баррикад.


Фото Isengardt / CC BY-SA 2.0

Я слушатель, я всегда прав


Начнём, конечно, с тех, ради кого «вот это всё» — с аудитории. Слушатель определяет выручку радиостанции и хочет, чтобы содержание эфира соответствовало его ожиданиям.

Поэтому на первом месте у радиослушателей, как правило, одна и та же претензия:

«Почему бы вам не поставить и другую музыку?»

Эти вопросы диджеи получают каждый день, без преувеличения. Кстати, ранее мы уже затрагивали эту тему и рассказывали, как формируют плейлист на радиостанциях.
 
К сожалению, в данной ситуации диджей или радиоведущий — в некотором роде заложник формата и не может просто взять и поменять композиции в списке. Увы, диджей не всемогущ — ему вряд ли дадут возможность поставить, например, Gus Gus там, где поёт Армстронг или Синатра, даже если этот коллектив нравится ему самому и иногда выходит в ночном эфире.
 
Другой вариант выражения недовольства по этому поводу — SMS-сообщения о том, что музыка «какая была пять лет назад, такая и осталась» (особенно в выходные, когда на радио действительно выходит зачастую стандартный плейлист). К сожалению, претензии в таком формате мало на что могут повлиять. А вот более конструктивные замечания вроде «Вы ставите в эфир музыку коллективов A, B и C, но сейчас в этом жанре играют ещё D и F, хотелось бы услышать и о них побольше» вполне могут повлиять на «радийный расклад».

«Почему вы не вещаете в ...»

Второй по популярности вопрос, который так или иначе задают с разной степенью вежливости. Здесь стоит оговориться, что у большинства радиостанций есть сайт с указанными на нем городами вещания, но по различным причинам станция может покинуть тот или иной город.
 
Казалось бы, в век интернета слушать можно и онлайн, но аудитория очень трепетно относится к уходу радиостанции из местного FM-диапазона. К сожалению, отвечать на эти вопросы в эфире ведущий, как правило, не имеет полномочий: в его задачи не входит обсуждение окупаемости, тендеров, франшизы и нюансов ретрансляции. Но он может передать информацию менеджерам (а вот повлиять на их решение — вряд ли).

«Что этот ведущий у вас делает?»

Часто слушателям совершенно невыносим конкретный ведущий. По разным причинам: не нравится голос или, например, акцент. Как правило, наиболее остро реагируют на людей, которые выделяются из общей массы других радиоведущих. С другой стороны, у них обычно есть и гигантская армия почитателей, которая уравновешивает поток негатива.

Поэтому если вам категорически не нравится кто-то из «голосов радиостанции», вы, скорее всего, не одиноки. Но если у другой части слушателей ведущий пользуется бешеным успехом, вы вряд ли сможете повлиять на эфир — придётся переключиться на другую станцию.

Маленькие курьёзы
Помимо этих, самых частых причин ненависти слушателей, встречаются и весьма необычные. Нередко, например, женская половина аудитории влюбляется в диджея, и иногда это может перерасти в настоящую драму с угрозами суицида, слезами и опять же требованием уволить сердцееда. 

Ещё слушателям не нравится реклама, новое оформление эфира, часовая отбивка, тема программы, название, только что позвонивший мужчина, фамилия диджея и множество других мелочей. На радио всё это видят, читают, и если что-то можно сделать — обязательно делают. Но не менее часто ведущий просто оказывается единственным «контактным лицом», из-за чего ему приходится отдуваться за решения, на которые он не может повлиять и которые не в силах изменить.

Я художник — я так вижу


Радиоведущие — тоже люди и точно так же раздражаются по самым разным поводам (в том числе и на авторов сообщений, которые слушатели присылают во время эфира на порталы, в мессенджеры и соцсети). Более того, то, что ваш «месседж» не попал в эфир, не означает, что он не был внимательно прочитан.

Поэтому ниже — список вредных советов: что нужно делать, чтобы эффективно вывести радиоведущего из себя.

Будьте очень внимательны и педантичны


Ведущий сказал, что по прогнозу переменная облачность, а у вас за окном ясное небо, неправильно поставил ударение или ошибся в каком-то незначительном факте? Надо это срочно исправить и указать на непрофессионализм.

Действительно, радиоведущие должны обладать грамотной речью и не должны ошибаться в фактах. Но идеальных эфиров не бывает — иногда случаются поломки оборудования, опаздывает приглашённый гость, внезапно приходится подменять коллег — все это влияет на их тренированные, но, увы, не железные нервы.

Более того, сейчас помимо «радийной» работы ведущему зачастую надо выполнять и другие задачи: например, новостник должен выложить на сайт развёрнутую новость, только что озвученную в эфире, и кросспостнуть её в твиттер с небанальным заголовком.

Всё это происходит нон-стоп в быстром темпе — иногда случается и опечататься. Да, ведущих очень расстраивает, если какие-то из их действий или слов оказываются подвергнуты резкой критике, но если, например, в эфире была допущена серьёзная фактическая ошибка, и вы вежливо, но настойчиво на неё указали — ваше сообщение озвучат со словами благодарности.

Нужно больше сообщений! Не останавливайтесь!


Авторы сообщений, попадающие в категорию «постоянных слушателей», далеко не всегда вызывают умиление у радиоведущих. Более того, ведущие порой искренне побаиваются тех, кто готов почти весь день и каждый час писать сообщения и комментировать эфир, пусть даже и без резкой критики.

В такие моменты у диджея/ведущего появляются странные мысли: неужели эти люди ничем больше не заняты? Зачем они подписывают сообщения такими странными именами? Кто такой Джафар Ягович, «таксист из Москвы» и «просто девушка из Тулы», почему они следят за мной? Неужели меня слушают всего пять человек? В общем, если вы хотите обеспечить ведущему параноидальный настрой — пишите чаще.

В любой ситуации просите поставить песню и передать привет


К сожалению, многие слушатели слишком привыкли к радиоформату, который был популярен в «нулевых» — и на радиостанции до сих пор приходят сообщения для блока «песни по заявкам». Сейчас (да и тогда) форматы радиостанций предполагали не только музыку, но и аналитику, новости, обсуждения с экспертами (даже в том случае, если радио позиционируется не только как разговорное и выпускает в эфир музыкальные блоки).

Поэтому ведущих очень расстраивает, когда в разгаре серьезного диалога в эфир звонит слушатель и просит передать привет Лене, он её очень любит и хочет поставить для неё песню «деспасито». Обычно на радиостанциях есть отдельное время для программ по заявкам с приветами — если, опять же, формат станции предполагает наличие таких программ. В остальное время ведущий не сможет поставить в эфир «вашу» композицию, какой бы классной она ни была — даже если она нравится самому диджею.

А ещё радиоведущего бесят неактивные слушатели, короткие SMS-ки, очень длинные SMS-ки, когда слушателю нравится песня, которая не нравится ведущему, когда активность на SMS-портале только во время розыгрыша призов, когда слушатели недовольны тем, что ничего не выиграли и считают, что «всё куплено», когда слушатели приходят на экскурсию и просят автограф, когда слушатели приходят на экскурсию и не просят автограф, когда включают камеры, чтобы вести онлайн-трансляцию и многое другое.

Но зато когда его хвалят, это всегда нравится. И ещё когда желают доброго утра и спокойной ночи.

Комментарии (34)


  1. hssergey
    29.09.2017 12:44
    +5

    В те времена, когда еще слушал радио, очень бесило когда песня еще не закончилась, а ведущий уже начинает влазить со своими глубокомысленными фразами. Или наоборот, песня уже началась, а он все не унимается…


    1. dmitrykabanov
      29.09.2017 13:11

      Меня больше напрягает, когда скачет музыкальная подложка по уровню громкости. Например, ведущий что-то говорит, поднимает громкость во время паузы на 2-3 секунды, потом говорит еще одну фразу, снижая громкость подложки и так далее


      1. MasMaX
        29.09.2017 15:38

        Как правило это не сам ведущий делает руками, а программа или железка. А вот как это настроено это уже другой вопрос.


        1. Zenitchik
          29.09.2017 15:54

          Ага. Я обычно в таких случаях думаю, что надо повесить звукооператора, но потом вспоминаю, что новый будет не лучше, поэтому пусть уж этот опыта набирается…


          1. DRDOS
            01.10.2017 23:43

            ОН то тут? Причем,
            умник


        1. dmitrykabanov
          29.09.2017 15:58

          Все может быть. Но если звучит и работает криво, зачем это делать любым способом (программным, железным или звукооператорским). Говорят, что сами ведущие зачастую берут управление на себя и делают эту дичь.


        1. Lazy_Snail
          01.10.2017 19:28

          На самом деле, как правило, как раз делает сам ведущий, редко кто может позволить себе отдельного человека на фейдеры. Другой вопрос, что у кого-то это получается круто, а кто-то делает через одно место)


    1. Sotis
      29.09.2017 13:16
      +1

      Причиной тому обычно является защита песен от нелегального копирования. Чтобы из эфира не записывали, грубо говоря.


  1. PKav
    29.09.2017 13:34
    +1

    Когда слушал радио раздражало то, что могут обрубить песню на середине, включив рекламу, новости, а то и просто другую песню. Могли бы подождать минуту, новости за это время не устареют.

    Вообще, считаю радио в современном мире умирающим, если не уже мёртвым явлением. Качество звучания принимаемого сигнала гораздо хуже, чем качество даже MP3, который сейчас есть во всех радиоприемниках, разнообразие песен скудное, а наличие функции «Рекомендаци» в разных онлайн-проигрывателя и соцсетях решает проблему «Послушать чего-нибудь новое». Ну а новости, погоду и курс доллара быстрее посмотреть просто включив свой смартфон нажатием кнопки.


    1. JediPhilosopher
      29.09.2017 14:05
      +1

      Радио удобно слушать в машине. Не надо ничего тыкать и отвлекаться от дороги, нажать кнопку на панели чтобы переключить станцию можно наощупь (в отличие от елозенья пальцем по сенсорному экрану смартфона, что чревато ДТП). Ну и стоит отъехать от города хотя бы на десяток км — там уже интернет может не ловить, остается только радио или заранее скачанная музыка на флешке/диске/смартфоне, а заранее накачать себе музыки на 10+ часов дороги не у всех хватает терпения и времени. Вот и приходится радио слушать.


      1. PKav
        29.09.2017 14:19
        +1

        Радио играет откровенно плохо по сравнению даже с MP3. Басов нет, верха срезаны.

        Накачать музыки интересной тематики можно с торрентов. Есть даже подборки от тех же радиостанций.


        1. JediPhilosopher
          29.09.2017 14:32
          +1

          Ситуации и машны разные бывают. У меня дешевый кореец 2008 года, в нем дешевая акустика в которой басов все равно не будет, хоть с чего играй. Ну и подборки надо качать, как-то переносить куда-то (а у меня вот ни флешек, ни блютуса — только aux кабель). Для нетребоватльного к музыке человека типа меня все это какая-то лишняя возня. А так радио ткнул и поехал.


          1. Evengard
            29.09.2017 15:43

            У меня и AUX кабеля не было, пришлось колхозить своё решение, но не каждый будет так делать.


      1. nevzorofff
        30.09.2017 09:46

        Стоит отьехать на 20-70км(на одной машине 20 достаточно, чтобы всё пропало, на другой до 50 можно слушать музыку и 70 разговорный формат с помехами) от города и никакого радио нет. Только голая степь вокруг.
        А в одном райцентре вообще только радио России в ФМ и ловит оно километров 5 от посёлка и всё. Какое уж тут радио в дальней дороге.
        Оренбургская область.


    1. SabCoopers
      29.09.2017 19:22

      Ну, на столичных радиостанциях, время выхода рекламных блоков или новостных блоков, в которых присутствует рекламная вставка спонсора, по времени жёстко регламентировано. А часовые отбивки на крупных радиостанциях вообще идут автоматически со специальной железки. На региональных станциях, как правило с этим попроще — там запросто можно сдвинуть по времени и новости и рекламу, чтобы трек доиграл до конца.


      1. PKav
        29.09.2017 19:24

        Ну так они для слушателей вещают, или для спонсоров? Если вещать для спонсоров, то можно растерять всех слушателей. И, с приходом USB-флешек и интернета это уже происходит.


        1. Actee
          30.09.2017 00:01

          С улучшением качества LTE-покрытия и умеренных тарифах на мобильный интернет — ещё как растеряют. Проблема в том, что многие не любят заморачиваться и спокойно перейдут на веб-поток любимой станции, вот и все


        1. SabCoopers
          30.09.2017 08:45

          Если говорить о вещании в крупных городах-миллионниках, то сейчас слушателей теряют в большей степени музыкальные станции. У разговорных станций, с этим ситуация получше. Да и то, вряд ли это связано с урезанием треков.
          А насчёт качества звучания: где-то до середины нулевых, фонотека большинства радиостанций, даже таких солидных, как к примеру серебряный дождь, была с битрейтом 192. Плюс к этому, в fm вещании на выходе идёт дополнительная компрессия с эфирной рэковой стойки. Отсюда и такое качество…


          1. enamchuk
            01.10.2017 00:02

            Не соглашусь. Местное радио в первые годы своей работы крутило музыку с катушечных магнитофонов, кассет и CD, но после разжилось профессиональным оборудованием. mp3 при этом никогда не использовался. Вся музыка шла либо с дисков, либо с файлов без потери качества.
            Качество вещания высокое, при прослушивании на хорошем оборудовании с хорошей антенной — не хуже высокобитрейтовых mp3.


  1. JediPhilosopher
    29.09.2017 14:00
    +1

    Самое бесячее на радио, за что надо расстреливать — это вставка «автомобильных» звуков — гудки, визг колес и т.п. В рекламу ли, в передачу об автомобилях — неважно. Главное что в момент громкого гудка над ухом сотни и тысячи людей, слушающих радио в авто, получают по мозгам и начинают бешено вертеть головами, думая что сигналят им и сейчас в них кто-нибудь врежется.
    Несколько лет назад часто встречалось, сейчас вроде научились уже так не делать, но иногда нет-нет да и проскакивает.


    1. dmitrykabanov
      29.09.2017 14:06

      Да, это жесткач. Постоянно появляется такая реклама. Даже если 10 раз уже слышал ее, реагирую инстинктивно как на реальный звук


    1. HiMem-74
      30.09.2017 07:04

      Радио слушаю только в машине, где нет стабильного инета, а свободные уши есть.
      Согласен, «автомобильные» звуки мало того, что бесят, еще и небезопасны.
      Еще дико бесят долгие заставки, отбивки, особенно идущие подряд. Очень это любил «Серебряный дождь», 2-3 минуты аудио мусора стабильно. Еще бесит, когда ведущие пытаются блеснуть юмором/умом/эрудицией, не обладая этими качествами.
      Еще неимоверно раздражает, когда перекллючаешься с рекламы, а там тоже реклама, на третьей кнопке заставка, на четвертой dj петросянит, а кнопок всего 6.
      Сделали бы магнитолу с автопереключением с рекламы, эдакий adblock, первый бы проголосовал рублем. Но, видимо, быстрее сотовые сети дотянут 4г везде.


    1. rombell
      04.10.2017 15:50

      Одна из причин, почему не слушаю «Авторадио» в частности и вообще почти ничего. Пару раз чуть не въехал. Нет, теперь только аудиокниги


  1. BjLomax
    29.09.2017 14:04

    Бесит общение со слушателями на в эфире.


    1. andrewzhuk
      30.09.2017 00:21

      А в чем проблема? На условном маяке в утренних шоу все как-то в пределах разумного


  1. Dageron
    29.09.2017 19:29

    Время для шутки про термос. А иногда бывает то, что происходит на Эхо Москвы, когда в эфир ломятся пранкеры, особенно кто-то из РИНХ-ов.


  1. qwertyhp
    30.09.2017 01:41

    Э-э-э-э… Эээ-эаэ_э-э… Эээ…
    Когда интервьюируемый мучительно пытается отыскать мысль в своей черепной коробке, заполняя ожидание слушателей выше приведенными горловыми звуками. Возможно, на фоне видеоряда это было бы не так заметно, но когда некуда отвлечь внимание, то горловое физиологическое самолюбование «Э-э-э-э… Эээ-эаэ_э-э… Эээ...» — это нЕчто. Конкуренцию составляют разве что случаи, когда неправильно подобранный/размещенный микрофон транслирует слушателю звуки сглатывания, придыхания, клекот прокуренных легких и т.п. физиологические подробности бренности бытия интервьюируемого.


  1. dmitry_dvm
    30.09.2017 16:47
    +1

    Радио раздражает вечно счастливыми голосами дж и восторженными голосами в рекламе. По-моему это давно никем не воспринимается и пора прекратить и говорить нормально. Не слушаю лет 5 уже, только вынужденно.


  1. claymen
    30.09.2017 22:30

    Я очень рекомендую радиостанциям следить за теми отбивками и муз композициям которые содержат звуки схожие с авто би-би, особенно те что на втором поане. Когда в машине радио, эти ложные би-би дизориентируют, особенно когда они в фоне и приглашены, начинаешь смотреть по сторонам. может конечно только у меня одного такие навождения…


  1. Mobile1
    01.10.2017 09:39

    А в чем проблема? Вещательные FM радиостанции умирают.
    Включил TuneIn в машине и слушаешь интернет радио без рекламы (1000+ каналов) с хорошим качеством.
    Используется или магнитола с блютус или магнитола с андроидом.


    1. dmitrykabanov
      01.10.2017 12:48
      +1

      Проблема в том, что покрытие далеко не везде позволяет это сделать


  1. seri0shka
    01.10.2017 13:45

    Три недели как открыл для себя новую радиостанцию. Через неделю знал весь репертуар наизусть. И так с любой другой. Шутки юмора на всех радиостанциях по ощущениям рассчитаны на человека с IQ ниже плинтуса.


  1. devop-su
    04.10.2017 01:26

    FM формат умер с появлением дешевых mp3-плееров, из которых


    самые распространённые — это Android-смартфоны.


    И водители тут НЕ исключение — я знаю очень много водителей
    и курьеров, не являющихся "гиками" от слова совсем,
    но слушающих за рулём аудиокниги.


    "Формат" на всех радиостанциях не просто одинаковый,
    он один и тот же, чтобы в этом убедиться — достаточно пройти на tophit.ru
    найти в поиске какую-нибудь сильно надоедшую вамко мпозицию
    и посмотреть на статистику её воспроизведения (охват,
    количество повторов и т.д.).


  1. Herzeleid_Fawn
    04.10.2017 17:28

    Много что меня бесило на радио, собственно, поэтому я и перестал его слушать еще в школе. Все больше попсы, рекламы, уже тогда стало понятно, что наше (на тот момент) подрастающее поколение вовсе перестанет его воспринимать как какую-нибудь информационно-музыкальную систему.