Внешний мир постоянно бомбардирует нас информацией на самых разных уровнях: это образы и звуки, прикосновения и запахи. Аудиофон — один из самых настойчивых информационных потоков, с которым мы контактируем каждый день.
При этом мы почти не влияем на то, какие именно звуки мы слышим: нас окружает гул машин, грохот вагона метро, разговоры соседей в очереди, музыка из наушников коллеги, шум стройки. Часто мы пытаемся перекрыть этот фон собственным — музыкой или, например, аудиокнигами.
Вся эта какофония преследует нас целыми днями, и мы мало что можем с этим сделать.
При этом всё, что мы слышим (хотим мы того или нет) влияет на наше настроение, психику и даже мозговую активность. Разбираемся, какие звуки бывают триггерами и что они вызывают, почему от одних звуков хочется плясать, а от других — плакать и как можно контролировать влияние аудиофона на свою жизнь.
Фото Maxim Mogilevskiy / CC BY-ND
Люди слышат звуки одинаково (это физиологический процесс), но могут воспринимать их по-разному — это уже зависит от работы каждого конкретного мозга. Именно мозг решает, как отнестись к каждому конкретному звуку. Поэтому кто-то может находить пение одних и тех же птиц приятным, а кто-то — раздражающим. Наше отношение к звукам формируется нашим воспитанием, предыдущим опытом и персональными когнитивными особенностями.
Существует понятие «шумовое загрязнение»: это ситуация, когда шум, производимый человечеством и его «производными», становится настолько громким, нетипичным и неконтролируемым, что он начинает нарушать порядок жизнедеятельности человека и других живых существ. Например, исследования показывают, что длительное пребывание в «загрязненном шумом» пространстве повышает кровяное давление и увеличивает риск сердечного приступа. Это связано с тем, что человек не привыкает к уровню окружающего его шума, а тратит на его подавление энергию, которую организм мог бы направить в другое русло.
Само различие между шумом и звуком (noise vs sound) для человека не всегда врожденное и не естественное — оно зависит от нашего предыдущего опыта. Например, мы входим в кафе и слышим целую гамму звуков — кофе-машина перемалывает зерна, пищит микроволновка, люди общаются, официант зачитывает меню. Мы привыкли к ним, поэтому почти не обращаем на них внимания. А тот, кто никогда не был в кафе в большом городе, скорее всего найдет этот звуковой фон очень напрягающим. Собственно, даже мы, уставая, иногда теряем способность не раздражаться на эту привычную, но всё же какофонию.
При этом есть звуки, на которые реакция у человека выработана эволюцией: например, мы находим неприятным скрежет ногтей по стеклу или ножа по тарелке. Мы реагируем на них инстинктивно, на подсознательном уровне, потому что в наших генах заложена ассоциация — со звуком, издаваемым когтями хищников. Но не все громкие, раздражающие или нежелательные звуки необязательно воспринимаются нами негативно. Это может зависеть от социального контекста — например, громкие звуки на рок-фестивале не вызывают у посетителей отторжения.
Наша память тоже может трансформировать наше восприятие звука. Например, какой-то очень неприятный шум — газонокосилка, дробилка льда, что угодно — может вызывать теплые чувства и ностальгию, если в прошлом он ассоциировался с чем-то приятным. Для остальных этот звук так и останется жутким шумом.
Иными словами, то, как мы воспринимаем звук, зависит от очень многих факторов — психологических, социальных, биологических и других.
Звуковой фон оказывает большое влияние на нашу жизнь — от него зависит даже наша способность к обучению, наше настроение и активность на работе.
В 1974 году было проведено исследование: два шестых класса учились в разных концах здания. В одном было тихо, до другого постоянно доносился шум проезжающих мимо поездов. В результате оказалось, что школьники, учившиеся в тишине, почти на год обогнали по уровню знаний своих одногодок с шумной стороны. Дети, которые росли в более шумной обстановке (под воем самолетов или грохотом поездов) хуже читают, говорят и демонстрируют более медленное когнитивное развитие чем те, кто рос в тишине.
Звуки влияют и на продуктивность. Исследования показывают, что гул опенспейсов часто ослабляет способность сотрудников к концентрации, запоминанию, решению сложных задач и вызывает настоящий стресс. Тот же постоянный шум в открытых офисных пространствах не просто постоянно отвлекает, но и мешает сконцентрироваться после исчезновения непосредственного раздражителя.
Фото Stinging Eyes / CC BY-ND
Мы писали о том, как использование бинаурального аудио позволило создать игру, которая довольно точно могла передать игроку ощущения, испытываемые человеком с психотическими расстройствами.
Звук зачастую может вызывать реакцию, которую мы слабо можем себе объяснить, или которую и вовсе воспринимаем несознательно.
Например, есть теория, что так называемый эффект «дома с привидениями» может быть вызван именно звуком, причем «специальным» — инфразвуком, звуковыми волнами, чья частота ниже воспринимаемой человеческим ухом. В некоторых ситуациях мы можем испытать чувство тревоги, страха и «мурашек» — не понимая, почему.
А для больных OCD (обсессивно-компульсивным расстройством) часто вообще весь звуковой мир — источник всевозможных триггеров, которые могут вызвать тревожность и даже повлиять на общую способность к функционированию. Зачастую это какие-то совершенно бытовые звуки — кашель, чавканье, щелчки ручки, хлопок двери.
В психологии есть специальный термин — гиперчувствительность к шуму. Она работает на нескольких уровнях. Самый очевидный — неприятные ассоциации (часто бессознательные), которые связаны с определенными звуками, и именно они вызывают у человека тревожность.
Кстати, речь необязательно идет о каких-то отдельных звуках. Неприятные ассоциации могут вызывать песни, даже когда-то горячо любимые — например, если вы долго репетировали выступление, а оно в итоге провалилось. Или если с красивой мелодией в вашей памяти оказался связан драматичный жизненный эпизод. Тогда, услышав песню снова, вы вряд ли захотите ей подпевать.
Следующий уровень реакции — бегство (некоторые звуки могут вызывать страх, и включается первобытный инстинкт, желание спрятаться от опасности), раздражение и стресс (вспомните про звук, с которым в почтовом ящике появляется новое электронное письмо в особенно напряженный рабочий день).
Что касается расстройств, связанных с повышенной чувствительностью к шуму, у них довольно широкий спектр. Например, у людей с сенсорными нарушениями (sensory processing disorder) самые обычные звуки могут вызывать совершенно неожиданную реакцию — это связано с тем, что человеческий мозг обрабатывает внешние раздражители, но реагирует на них несоразмерно. Поэтому звук лопнувшей жвачки, на который здоровый человек может даже не обратить внимания, у человека с расстройством может вызвать желание немедленно заткнуть уши.
Терапия в данном случае почти не связана с тем, как мы слышим звуки, но с тем, как их воспринимает наш мозг. Человек с повышенной восприимчивостью может слышать звуки точно так же, как и все остальные, но воспринимать их как более громкие, назойливые или раздражающие. Возможные причины могут быть различными — от мигрени или неприятных воспоминаний, до психических расстройств.
Один из методов борьбы с повышенной восприимчивостью — создать вокруг себя максимально комфортную обстановку, поставить в наушниках звуки, которые вызывают тревогу, и выключать их, когда ощущение станет совсем дискомфортным. Повторение может снизить тревожность — психика привыкает к тому, что со звуком не связано никакого реального дискомфорта.
Потом процесс можно повторить и в менее комфортной обстановке. Но если речь идет о психических расстройствах, а не просто о неприятных ассоциациях, такие эксперименты, разумеется, стоит проводить только под наблюдением врача.
Индустриализация, рост городов, техническая революция, ускорение жизни — это десятки факторов, которые сформировали наше звуковое окружение. Его перегруженность влияет на психику человека, его когнитивные способности, внимание и здоровье.
На наше восприятие звуков влияет окружение, воспитание, настроение, предыдущий опыт, а также гены, биологические предрасположенности и даже возраст.
Поэтому бывает полезно послушать тишину, добавить в ежедневную рутину белый шум и более осознанно подходить к тому, как именно «озвучена» ваша жизнь.
Дополнительное чтение в нашем «Мире Hi-Fi»:
При этом мы почти не влияем на то, какие именно звуки мы слышим: нас окружает гул машин, грохот вагона метро, разговоры соседей в очереди, музыка из наушников коллеги, шум стройки. Часто мы пытаемся перекрыть этот фон собственным — музыкой или, например, аудиокнигами.
Вся эта какофония преследует нас целыми днями, и мы мало что можем с этим сделать.
При этом всё, что мы слышим (хотим мы того или нет) влияет на наше настроение, психику и даже мозговую активность. Разбираемся, какие звуки бывают триггерами и что они вызывают, почему от одних звуков хочется плясать, а от других — плакать и как можно контролировать влияние аудиофона на свою жизнь.
Фото Maxim Mogilevskiy / CC BY-ND
Nature vs Nurture
Люди слышат звуки одинаково (это физиологический процесс), но могут воспринимать их по-разному — это уже зависит от работы каждого конкретного мозга. Именно мозг решает, как отнестись к каждому конкретному звуку. Поэтому кто-то может находить пение одних и тех же птиц приятным, а кто-то — раздражающим. Наше отношение к звукам формируется нашим воспитанием, предыдущим опытом и персональными когнитивными особенностями.
Существует понятие «шумовое загрязнение»: это ситуация, когда шум, производимый человечеством и его «производными», становится настолько громким, нетипичным и неконтролируемым, что он начинает нарушать порядок жизнедеятельности человека и других живых существ. Например, исследования показывают, что длительное пребывание в «загрязненном шумом» пространстве повышает кровяное давление и увеличивает риск сердечного приступа. Это связано с тем, что человек не привыкает к уровню окружающего его шума, а тратит на его подавление энергию, которую организм мог бы направить в другое русло.
Само различие между шумом и звуком (noise vs sound) для человека не всегда врожденное и не естественное — оно зависит от нашего предыдущего опыта. Например, мы входим в кафе и слышим целую гамму звуков — кофе-машина перемалывает зерна, пищит микроволновка, люди общаются, официант зачитывает меню. Мы привыкли к ним, поэтому почти не обращаем на них внимания. А тот, кто никогда не был в кафе в большом городе, скорее всего найдет этот звуковой фон очень напрягающим. Собственно, даже мы, уставая, иногда теряем способность не раздражаться на эту привычную, но всё же какофонию.
При этом есть звуки, на которые реакция у человека выработана эволюцией: например, мы находим неприятным скрежет ногтей по стеклу или ножа по тарелке. Мы реагируем на них инстинктивно, на подсознательном уровне, потому что в наших генах заложена ассоциация — со звуком, издаваемым когтями хищников. Но не все громкие, раздражающие или нежелательные звуки необязательно воспринимаются нами негативно. Это может зависеть от социального контекста — например, громкие звуки на рок-фестивале не вызывают у посетителей отторжения.
Наша память тоже может трансформировать наше восприятие звука. Например, какой-то очень неприятный шум — газонокосилка, дробилка льда, что угодно — может вызывать теплые чувства и ностальгию, если в прошлом он ассоциировался с чем-то приятным. Для остальных этот звук так и останется жутким шумом.
Иными словами, то, как мы воспринимаем звук, зависит от очень многих факторов — психологических, социальных, биологических и других.
Обучение, настроение и продуктивность
Звуковой фон оказывает большое влияние на нашу жизнь — от него зависит даже наша способность к обучению, наше настроение и активность на работе.
В 1974 году было проведено исследование: два шестых класса учились в разных концах здания. В одном было тихо, до другого постоянно доносился шум проезжающих мимо поездов. В результате оказалось, что школьники, учившиеся в тишине, почти на год обогнали по уровню знаний своих одногодок с шумной стороны. Дети, которые росли в более шумной обстановке (под воем самолетов или грохотом поездов) хуже читают, говорят и демонстрируют более медленное когнитивное развитие чем те, кто рос в тишине.
Звуки влияют и на продуктивность. Исследования показывают, что гул опенспейсов часто ослабляет способность сотрудников к концентрации, запоминанию, решению сложных задач и вызывает настоящий стресс. Тот же постоянный шум в открытых офисных пространствах не просто постоянно отвлекает, но и мешает сконцентрироваться после исчезновения непосредственного раздражителя.
Фото Stinging Eyes / CC BY-ND
Звуки-триггеры
Мы писали о том, как использование бинаурального аудио позволило создать игру, которая довольно точно могла передать игроку ощущения, испытываемые человеком с психотическими расстройствами.
Звук зачастую может вызывать реакцию, которую мы слабо можем себе объяснить, или которую и вовсе воспринимаем несознательно.
Например, есть теория, что так называемый эффект «дома с привидениями» может быть вызван именно звуком, причем «специальным» — инфразвуком, звуковыми волнами, чья частота ниже воспринимаемой человеческим ухом. В некоторых ситуациях мы можем испытать чувство тревоги, страха и «мурашек» — не понимая, почему.
А для больных OCD (обсессивно-компульсивным расстройством) часто вообще весь звуковой мир — источник всевозможных триггеров, которые могут вызвать тревожность и даже повлиять на общую способность к функционированию. Зачастую это какие-то совершенно бытовые звуки — кашель, чавканье, щелчки ручки, хлопок двери.
В психологии есть специальный термин — гиперчувствительность к шуму. Она работает на нескольких уровнях. Самый очевидный — неприятные ассоциации (часто бессознательные), которые связаны с определенными звуками, и именно они вызывают у человека тревожность.
Кстати, речь необязательно идет о каких-то отдельных звуках. Неприятные ассоциации могут вызывать песни, даже когда-то горячо любимые — например, если вы долго репетировали выступление, а оно в итоге провалилось. Или если с красивой мелодией в вашей памяти оказался связан драматичный жизненный эпизод. Тогда, услышав песню снова, вы вряд ли захотите ей подпевать.
Следующий уровень реакции — бегство (некоторые звуки могут вызывать страх, и включается первобытный инстинкт, желание спрятаться от опасности), раздражение и стресс (вспомните про звук, с которым в почтовом ящике появляется новое электронное письмо в особенно напряженный рабочий день).
Что касается расстройств, связанных с повышенной чувствительностью к шуму, у них довольно широкий спектр. Например, у людей с сенсорными нарушениями (sensory processing disorder) самые обычные звуки могут вызывать совершенно неожиданную реакцию — это связано с тем, что человеческий мозг обрабатывает внешние раздражители, но реагирует на них несоразмерно. Поэтому звук лопнувшей жвачки, на который здоровый человек может даже не обратить внимания, у человека с расстройством может вызвать желание немедленно заткнуть уши.
Терапия в данном случае почти не связана с тем, как мы слышим звуки, но с тем, как их воспринимает наш мозг. Человек с повышенной восприимчивостью может слышать звуки точно так же, как и все остальные, но воспринимать их как более громкие, назойливые или раздражающие. Возможные причины могут быть различными — от мигрени или неприятных воспоминаний, до психических расстройств.
Один из методов борьбы с повышенной восприимчивостью — создать вокруг себя максимально комфортную обстановку, поставить в наушниках звуки, которые вызывают тревогу, и выключать их, когда ощущение станет совсем дискомфортным. Повторение может снизить тревожность — психика привыкает к тому, что со звуком не связано никакого реального дискомфорта.
Потом процесс можно повторить и в менее комфортной обстановке. Но если речь идет о психических расстройствах, а не просто о неприятных ассоциациях, такие эксперименты, разумеется, стоит проводить только под наблюдением врача.
В остатке
Индустриализация, рост городов, техническая революция, ускорение жизни — это десятки факторов, которые сформировали наше звуковое окружение. Его перегруженность влияет на психику человека, его когнитивные способности, внимание и здоровье.
На наше восприятие звуков влияет окружение, воспитание, настроение, предыдущий опыт, а также гены, биологические предрасположенности и даже возраст.
Поэтому бывает полезно послушать тишину, добавить в ежедневную рутину белый шум и более осознанно подходить к тому, как именно «озвучена» ваша жизнь.
Дополнительное чтение в нашем «Мире Hi-Fi»:
- Экосистема звука: что это такое и как с ней работать
- Дождь, лязг доспехов и жидкий металл: как создается звук для кино
- «Просто так взять и послушать музыку»: 5 способов и форматов на выбор
- Надеть наушники и стать эффективнее: Как музыка влияет на продуктивность
- «Слышать мимо ушей»: необычные способы восприятия звука