Только сегодня была опубликована статья "Больше малого космоса?", как появилась еще одна новость на эту тему. Британская компания Orbex выпустила новые подробности о малой космической ракете, которая должна быть готова в ближайшие несколько лет.

В презентации на коммерческой космической конференции Королевского аэронавигационного общества 22 ноября глава Orbex Крис Лармур сказал, что компания добилась значительного прогресса в разработке ракеты-носителя, предназначенной для запуска небольших спутников, прежде всего на полярные орбиты.

Orbex работает над небольшой ракетой-носителем, которая, по словам Лармура, сможет вывести до 165 килограммов на полярную орбиту с пусковой площадки на северном побережье Шотландии. Этот место, по его словам, обеспечивает «достаточную водную поверхность» для запуска на север.

У компании есть производственный цех площадью 1200 кв. метров и отдельный испытательный полигон на 1000 квадратных метров, хотя Лармур отказался сказать, где они находятся. Orbex планирует построить более крупный завод площадью 2000 квадратных метров ближе к месту запуска в Шотландии, как только РН будет готова к производству.

image
Слайд из презентации, фото Orbex

Orbex уделяет особое внимание разработке двигателя с тягой 3060 кгс, включающего компоненты, изготовленные с использованием аддитивных технологий. По его словам, двигатель был запущен 45 раз, в том числе на недавнем испытание, когда двигатель остановлен преждевременно, согласно плану испытаний.

Этот двигатель является ключевой частью усилий Orbex, чтобы уменьшить массу транспортного средства. «Один из грязных маленьких секретов ракет легкого класса — они тяжелые. В настоящее время у нас есть патент на новую архитектуру, которая облегчит конструкцию на 30 процентов». Помимо использования композиционных материалов, он сказал, что на первой ступени будет использовано шесть двигателей.

image
Тестовый образец корпуса ступени, фото Orbex

Тем не менее, многие основные детали о ракете остаются нераскрытыми. Отказался он назвать и горючее, которое двигатель будет использовать вместе с жидким кислородом, сказав лишь, что это не метан и не ракетный керосин, известный как RP-1, но известно что топливо будет оставаться жидким при криогенных температурах жидкого кислорода.

Даже название ракеты скрывается. «У ракеты есть неофициальное название, но мы еще точно не решили, что это будет», — сказал он.

По его словам, Orbex находится в процессе закрытия четвертого раунда финансирования, в основном от богатых людей, а также венчурных компаний. Это включает в себя финансирование, объявленное в июне компанией «High-Tech Grunderfonds», германской инвестиционной фирмой. Лармур не раскрыл, какова сумма инвестированная в компанию до настоящего времени, но в более позднем интервью сказал, что совокупное финансирование на сегодняшний день будет эквивалентно раунду «Серия-А».

Лармур отказался заявить, когда ожидать первый запуск. Позже он добавил, что ожидает, что стоимость и сроки разработки будут сопоставимы с компанией Rocket Lab. Rocket Lab начала работать над тем, что станет ракетой-носителем Electron в 2010 году, с первым, частично успешным запуском в мае этого года. Rocket Lab собрала 148 миллионов долларов на сегодняшний день, хотя 75 миллионов долларов, которые были включены в раунд финансирования серии D в марте, предназначены для расширения производственных возможностей.

Он не огласил цену за запуск, но сказал, что у компании есть письма о намерениях от ряда клиентов и добавил, что к концу года компания планирует подписать свой первый контракт на запуск научного спутника весом 50 килограммов от неизвестной организации. Бизнес-план компании предусматривает один запуск в месяц, но предприятние будет успешным даже при трех запусках в год.

Государственная поддержка


Лармор похвалил Британское космическое агентство за поддержку развивающегося сектора малых пусков, заявив, что он «чрезвычайно полезен» для компании. «Я хочу похвалить их за то, что они делают сейчас», — сказал он. «В Британском космическом агентстве происходят различные процессы, стимулирующие запуски с территории Великобритании».

Среди этих процессов — потенциальное финансирование таких компаний, как Orbex, для поддержки усилий в области разработки новых носителей. В феврале агентство начало принимать заявки на получение грантов, для поддержки развития возможностей запуска из Великобритании к 2020 году. Предложения не ограничены количеством компаний, которые могут податься, но установлено ограничение суммы финансирования в размере 10 миллионов фунтов (13 миллионов долларов США).

«Участники проявили сильный интерес к этой программе», — сказала Клэр Барчем, директор программы запуска спутников в Британском космическом агентстве, в отдельной презентации на конференции. Агентство получило 26 предложений и выбрало среди них небольшое число финалистов, для дальнейшего рассмотрения. «Мы надеемся, что в ближайшее время мы сможем объявить об итогах этого процесса».

Правительство также представило законопроект, направленный на создание нормативной базы для запусков из страны. Этот законопроект, который в настоящее время рассматривается Палатой лордов, должен попасть в Палату общин в декабре и может быть принят в ближайшее время в начале следующего года.

Великобритания фокусируется на небольших ракетах-носителях и космодромах для них, однако, возникает ряд вопросов о том, является ли это наилучшим использованием государственного финансирования, учитывая растущее число проектов развития малых ракетных комплексов, происходящих во всем мире. Все они ищут место на рынке, размер которого остается неопределенным.

Тем не менее Барчем сказала, что разработка возможностей для запуска внутри страны имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы страна оставалась лидером на глобальном рынке малых спутников. «У нас есть целая цепочка для создания небольших спутников и их услуг в Великобритании», — сказала она, назвав отсутствие возможности запуска «недостающим звеном» для отрасли. «Мы хотели бы начать запуск малых спутников с британских космодромов, чтобы восполнить этот пробел».

Источник

Комментарии (6)


  1. Rumlin
    28.11.2017 06:14

    Как-то странно. Мы ничего не скажем и не покажем, кроме фото трубы, но нам нужны деньги.


    1. Hayate
      28.11.2017 07:05

      Видимо требование инвесторов.


    1. zloddey
      28.11.2017 09:22

      Слово "Magic" на слайдах тоже смотрится прекрасно.


      — А как вы снижаете тряску при разделении ступеней?


      -- Вот так!

      image


  1. don_ikar
    28.11.2017 11:21

    Отказался он назвать и топливо, которое двигатель будет использовать вместе с жидким кислородом

    Всё же, он отказался назвать горючее. Топливо — это горючее + окислитель (в данном случае — кислород).


  1. Wizard_of_light
    28.11.2017 13:44

    Кстати о британских носителях — что-то давно про «Скайлон» ничего не слышно.


    1. Nordosten Автор
      28.11.2017 23:35

      Год назад была новость, что американские военные собираются создать свой агрегат на базе Скайлона.