Момент взрыва при тестовых испытаниях в сентябре 2016 года. На фото виден головной обтекатель со спутником AMOS-6 внутри. Источник: USLaunchReport
Понадобилось больше года и $50 миллионов на обновление пусковой площадки SLC-40 и обеспечение совместимости с LC-39A. «Мы работали над тем, чтобы унифицировать площадки: 39A, 40, и в некоторой степени VAFB. Если мы найдем проблему на одной площадке, мы сможем исправить эту проблему на всех площадках », — заявил Джон Мураторе, директор пускового комплекса SLC-40.
Компания SpaceX использует так называемый Transporter-Erector (ТЕ), который поднимает ракету и обеспечивают её жесткое закрепление в вертикальном положении до момента старта, а в момент старта отсоединяется (отклоняется) от ракеты. Раньше для подъема или опускания ракеты потребовалось бы 25 минут. Теперь улучшеная пара гидравлических приводов может поднять ракету через пять минут или опустить ее за три минуты. ТЕ модернизирован так, чтобы использовать тот же возвратный механизм, который используется на площадке 39A. Это уводит TE от пламени ракеты, так что уменьшает урон конструкции. Кроме того, обновленный ТЕ был окрашен в серый цвет.
Таймлапс работы возвратного механизма. Источник: We Report Space
На старой площадке все провода сходились в одной точке под площадкой. В новой системе аналоговые провода идут от датчика к одному из десяти узлов. Сигналы затем передаются к дублирующим волоконно-оптическим сетям. Когда сигналы достигают волоконно-оптической сети, загрязнение сигнала электрическими помехами невозможно. Это будет более надежная конструкция.
РН Falcon 9 с установленной капсулой Dragon перед стартом. Источник: Space Flight Insider
Интересно, что первая ступень перед полетом не была очищена от сажи, в отличии от карбонового переходника, соединяющего первую и вторую ступени. На капсуле Dragon был заменен тепловой щит и внешние панели.
По словам Джессики Дженсен, директора по управлению полетами Dragon в SpaceX, около года назад начались переговоры об использовании повторного ракеты-носителя в рамках программы CRS. «Мы работаем с НАСА с января этого года над процессом обеспечения того, чтобы риск использования летавшей ступени был эквивалентен риску запуска нового ускорителя», — сказала она.
Директор программы МКС от НАСА, Кирк Ширман, заявил, что агентство одобрило использование только единожды летавшего ускорителя, выполнившего аналогичную миссию, в которой он не подвергался такому же стрессу, как при запуске спутников на геостационарную орбиту. НАСА, наконец, одобрило повторное использование ракеты около двух недель назад, после завершения компанией SpaceX отчета о готовности.
В то время как НАСА чувствует себя комфортно с повторно используемыми ускорителями, оно с радостью принимает запуск уже летавшего корабля Dragon. В этот полет отправилась капсула Dragon, которая впервые полетела в шестой миссии CRS SpaceX в апреле 2015 года. Она знаменует собой вторую подобную миссию CRS по использованию капсулы.
«Для оставшейся части миссий CRS мы планируем продолжать использовать только летавшие ранее капсулы Dragon», — сказала Дженсен. Позже она уточнила, что для повторного использования доступно около семи космических аппаратов Dragon.
Видео запуска миссии CRS-13
PS Компания SpaceX открыла аккредитацию для журналистов желающих освещать запуск Falcon Heavy в январе следующего года.
Комментарии (39)
zapimir
16.12.2017 01:47Классный вид посадки первой ступени был. Автор лучше бы на него заменил главную фотку, а то люди будут думать, что взорвалось что-то, раз такая заглавная картинка.
Nordosten Автор
16.12.2017 15:01Заглавная фотка автоматически подставляется. Кстати, некоторым сотрудникам раздали на память части того, что осталось после взрыва CRS-7, чтобы не забывали о качестве.
ASherman
16.12.2017 22:24Согласен. Главная фотка совсем не соотвествует ни тексту статьи, ни успешному запуску РН и Драгона и успешной посадке первой ступени. Причем первая ступень и Драгон используются во второй раз.Форма не соответствует содержанию!
pnetmon
16.12.2017 07:49Да, фото аварии не соответствует событию.
Можно еще добавить видео из трансляции НАСА — там само возвращение ступени очень хорошо показано, в трансляции SpaceX сильные впечатления от момента самого отделения первой ступени.pnetmon
16.12.2017 09:56Вот видео про полет первой ступени
Arxitektor
16.12.2017 08:49В видео на youtube с земли снимали до самого разделения ступеней.
Не удивлюсь если у spaceX есть видео с земли от взлёта до посадки.
Все равно здорово повторный запуск комплекса Dragon — первая ступень.
Шли они к этому долго но пришли. Сколько в это вложено труда…
Читал где-то что spaceX остановились на Blok 5 и усоверщенствовать Falkon 9 не будут.
И бросят силы на BFR?
Я правильно понимаю что в концепции BFR ракета будет полностью многоразовая? И первая и вторая ступень?
vconst
16.12.2017 10:20У них уже два десятка первых ступеней, что они собираются с ними делать?
BlackMokona
16.12.2017 10:55Они собираются в ближайшем будущем остановить производство Фалькон-9, и перестроить его на производство BFR, запас Фальконов-9 будет использоваться до окончания ресурса в переходный период
Nordosten Автор
16.12.2017 14:39Да, собираются остановить, но не в таком ближайшем будущем. БФР полетит в не раньше 2022 года, может и позже. Плюс переходной период 2-4 года. Но и это очень быстро по космическим меркам. Европейцы в конце 2020 только начнут тестировать новый метановый движок Prometheus на 1 MN.
Valerij56
16.12.2017 11:01Часть запустят без возврата под тяжелыми ПН на ГСО. Но не все стоит запускать снова. Часть будут испытывать до посинения до появления Блока5, там наверно, будут переходные модели. Часть уже точно будут готовы отдать в музеи.
black_semargl
16.12.2017 13:30На данный момент 16 успешно севших, из них 4 дважды и что дальше непонятно, 2 пошли на Хеви, ещё штуки 4 похоже не подлежат использованию и пойдут в музеи.
Итого в активе штук шесть.
В течении года ожидается 5 запусков Iridium NEXT и 5 грузовиков к МКС, которые уже сейчас летают на б/уHardcoin
16.12.2017 18:58Почему дважды севшие вычёркиваете? Наоборот, думаю запустят, потому что это хорошо покажет — ракета многоразовая, а не двухразовая. Да и экономически должно быть выгодно — какой смысл их выкидывать?
Valerij56
16.12.2017 23:39Всё же опасно. Например, мы не знаем, как изменились параметры сплавов, и- которых сделаны обечайки баков. Но это мы не знаем, а Маск и его команда знают.
Это Блок-5 будет по настоящему многоразовым, там должны учесть все проблемы, проявившиеся на Блок-3.zunzon
18.12.2017 18:04Напомню, что время работы турбореактивного двигателя на первых военных истребителях, где они впервые были использованы, также оценивалось в 50 часов.
Valerij56
18.12.2017 19:36в 50 часов
До регламентных работ. Я знаю это.
Вот я и говорю, Маск и его команда «идут сейчас там», где «ещё не ступала нога человека.»
black_semargl
18.12.2017 11:05Я их не вычёркиваю а оставляю под вопросом.
Потому как неизвестно в каком они состоянии. Уже в следующем году увидим, будут брать новые или третий раз запустят.
konst90
19.12.2017 08:57Они уже вряд ли полетят. Мне попадалось то ли высказывание самого Маска/Шотвелл/Мюллера, то ли где-то в обсуждениях проскакивало — не помню — что два запуска для нынешних первых ступеней — предел.
Тем более, что у них есть в запасе штук восемь восстановленных ступеней, плюс несколько новых (как минимум одна для Zuma) — на полгода этого хватит. А к апрелю уже обещается первый запуск Block 5, который будет по-настоящему многоразовым.Valerij56
19.12.2017 12:10Они уже вряд ли полетят. Мне попадалось то ли высказывание самого Маска/Шотвелл/Мюллера, то ли где-то в обсуждениях проскакивало — не помню — что два запуска для нынешних первых ступеней — предел.
Да, мне тоже попадалось что-то такое, может чуть в более мягкой степени, я понял (своими словами) как 2, ну 3 максимум.
И, да, у них есть уже несколько годных для полётов ступеней, причём этих ступеней больше, чем потребуется SpaceX для своих испытательных запусков.lingvo
19.12.2017 17:49Там я так понял ограничение по ресурсу двигателей. Сколько там раз их включали на испытаниях? 10 раз по-моему — как раз на два пуска и две посадки с торможением. Если больше, то и ступень, соответственно, должна больше раз летать, так как по сути больше там изнашиваться нечему.
Valerij56
19.12.2017 19:26Двигатели севшей ступени давно уже прогонялись на десять полных полётных циклов (не знаю, с предстартовым прожигом, или без него). Но изнашивается там и оболочка баков, из-за термических нагрузок, вибрации, да и общей нагрузки тоже. На фото некоторых севших ступеней была видна пластическая деформация оболочки, в частности около решётчатых рулей, позднее там ставили местное усиление.
dimanhursky
16.12.2017 14:26Кто смотрел трансляцию увидел две посадочных площадки для боковых ускорителей Хэви. Работают люди.
vasimv
16.12.2017 16:36От старой копоти не отмыли ракету, показушники. :)
Garbus
16.12.2017 18:02Если эта копоть въелась в краску, то может просто не отмываться до конца. А сдирать полностью старую и наносить новую, смысл для бака с весьма ограниченным ресурсом?
differentlocal
16.12.2017 22:53Сильно подозреваю, что отмыть ее не просто и не дешево. А следовательно — зачем? Летать она не мешает. Как раз тратить на блеск деньги — показуха.
IronLynx
17.12.2017 02:22SpaceX вчера заявили, что больше не будут отмывать использованные ступени
SpaceX confirm all future flight proven Falcon 9 boosters will remain sooty (bar the stripes for the inspection of the welds, etc.).
https://twitter.com/NASASpaceflight/status/941690276615217152
lingvo
16.12.2017 17:29На пресс-коференции после запуска спрашивали насчет обнаружения частиц в топливном баке второй ступени и сказали, что это было устранено путем многократной промывки. При этом от обнаружения до запуска прошло буквально пара дней.
Интересно, по какой причине там оказались частицы и как они умудрились все так быстро проверить и доказать NASA, что ступень готова к запуску?black_semargl
18.12.2017 11:06Просто новое оборудование старта, что-то где-то не промыли видать.
Ну и им не надо никому доказывать готово там что или нет.
Хозяин-барин, как решил так и сделал. Мог вообще не промывая запустить, если бы решил что нет угрозы.
oleg_go
17.12.2017 02:22Теперь ждем в этом году запуск спутников Iridium NEXT в ночь на 23 декабря. И это будет уже пятый для SpaceX запуск с повторно-летавшей первой ступенью!
Tim_23
17.12.2017 15:17Таймлапс работы возвратного механизма
Опять 25. Это стрела транспортно-установочного агрегата или на сленге «стрела установщика», играющая в том числе роль кабель-заправочной мачты.
vassabi
А иногда оно звучало просто подряд «мы запустили переиспользованную ракету с переиспользованным драконом, однако она не была полностью переиспользованной — мы установили ей новые ноги».
Пора им уже перенимать лексику Илона — «проверенную полетами» и «повторно летающую».
PS: Им в декабре еще бы Зуму запустить, а там январь с хэви, в общем — стахановцы.
Nathanson
ЗУМЫ в этом году не будет. Она назначена на не раннее 5 января с LC-40.
В этом году остался только Иридиум-4, из Калифорнии 22-23 декабря.
vconst
Картинку с «вы находитесь здесь» сходу не нашёл, вы сделайте вид — будто она тут есть.
Ezhyg
держи и не благодари :)
не благодари, потому что автор комментария говорил про другое, ну да и ладно
Bronto3
повторно использованная картинка…
Вот когда
Ezhyg
подходит? :)
Tim_23
Я думаю к этой картинке неплохо бы было пририсовать годы событий, чтобы оценить и динамику
Nordosten Автор
Flight proven удачное выражение, только по-русски смотрится инородное. Ноги родные в этом пуске были, только помытые, а crushed core в них поменяли. Надо привыкать, что чаще будем видеть законченную ступень на старте.