В аэрокосмической индустрия ежегодно создается множество новых компаний, однако, среди них выделяется Relativity Space. Компания, возглавляемая двумя молодыми предпринимателями, которые до этого работали на Blue Origin и SpaceX, стремится к производству ракет, созданным при помощи аддитивных технологий, уменьшая количество деталей в орбитальной ракете со 100 000 до менее, чем 1000.

image
На переднем плане слева отпечатанный тестовый образец.

Основанная в конце 2015 года, Relativity оставалась в скрытом режиме до прошлого года, но теперь она начинает выходить из тени. И при этом калифорнийская компания раскрывает свои амбициозные планы. В один прекрасный день, компания намерена напечатать ракету на Марсе для возвращения на Землю. «У нас довольно широкое долгосрочное видение», — признал Тим Эллис, один из основателей Relativity, в интервью Ars Technica.

Прежде чем компания достигнет Марса, Relativity Space должна сначала успешно создавать ракеты на Земле. Эллис сказал, что Relativity добилась значительного прогресса в достижении этой цели, уже отпечатав компоненты двигателя для тестовых прожигов. На сегодняшний день компания выполнила более 85 огневых испытаний двигателей различных видов.

Соглашение с NASA


Relativity Space объявила в среду, что она подписала 20-летнее партнерство с NASA Stennis Space Center (NASA SSC) для эксклюзивной аренды 25-акрового испытательного комплекса E4 в Южной Миссисипи. Четыре тестовых стенда на территории комплекса позволят Relativity разрабатывать и тестировать достаточно двигателей для сборки 36 ракет в год, а соглашение включает в себя возможность для компании в конечном итоге расширить свое присутствие до 250 акров.

image
Тестовый полигон на территории комплекса E4 NASA SSC.

Эллис сказал, что это первое соглашение о коммерческом космосе, подписанное с Stennis Space Center — согласно этим соглашениям, объекты NASA, связанные с запуском, могут использоваться и частным сектором. Космический центр Кеннеди использовал аналогичные соглашения, такие как сделка, позволяющая SpaceX использовать Launch Complex-39A. Это соглашение позволяет Relativity тестировать 24 часа в сутки, семь дней в неделю, заявил Эллис. Компания оценивает партнерство в 30 миллионов долларов.

В отличие от SpaceX, которая построила новые объекты для тестирования двигателей в Макгрегоре, Техасе или Blue Origin, у которой есть испытательный полигон в Западном Техасе, Эллис сказал, что он стремился к партнерству с NASA, чтобы избежать подобных расходов на инфраструктуру. «С этим партнерством нам действительно не нужно изобретать велосипед, — сказал он. «Поскольку у нас есть право на эксклюзивное использование тестового комплекса, нам не нужно запрашивать разрешения, когда мы хотим что-то протестировать».

Движущая сила


image

Relativity Space далеко продвинулась в разработке ракетного двигателя Aeon 1, в котором используется смесь кислорода и метана. Двигатель Aeon имеет скромную тягу в вакууме около 19 500 фунтов, что меньше 10% от двигателя Merlin 1D, используемого в ракете Falcon 9. Однако, это почти в четыре раза мощнее, чем небольшие двигатели Rutherford, которые стоят на ракете Electron от Rocket Lab меньшего размера.

Испытание двигателя Aeon
Главное в двигателе Aeon — это не столько его производительность, сколько отсутствие сложности при изготовлении. Эллис рассказал, что двигатель может быть напечатан менее чем за 20 дней, что ускоряет цикл разработки и тестирования. Кроме того, двигатель Aeon имеет всего 100 частей, по сравнению с несколькими тысячами для большинства других двигателей.

image
Stargate — самый большой принтер для печати металлом, разработанный в компании Relativity Space.

Ракета Terran скоро выйдет из лабораторных стен и устремится на орбиту, приближая начало коммерческой эксплуатации. Для своей первой ракеты Relativity планирует объединить девять двигателей Aeon на первой ступени с одним двигателем на верхней ступени, что уже становится стандартом. РН Terran нацелена на ту часть рынка, которая находится между ракетами класса Electron от Rocket Lab (и другими) и намного большим Falcon 9. Она имеет запланированную грузоподъемность в 1,250 кг для доставки на околоземную орбиту, стоимость запуска составит 10 млн. долларов. Тестовый запуск в настоящее время запланирован на конец 2020 года, а коммерческие запуски начнутся в 2021 году. Как всегда, графики разработки ракет подлежат задержке.

Долгосрочное видение


У компании есть четкое видение, что, в конечном счете, все ракеты будут печататься в больших 3D принтерах, потому что сегодня самые большие затраты — это стоимость человеческого труда. «Мы действительно чувствуем, экстраполируя в будущее, если мы сможем использовать 3D-печать для 90-95 процентов компонентов ракеты, у нас будет ракета-носитель, которая станет болезненным ударом для конкурентов», — сказал Эллис. «Это наиболее дешевая ракета из возможных».

До Relativity Эллис был интерном, а затем работал в Blue Origin, помогая развивать ракетный двигатель BE-4. Он участвовал в создании бизнес-кейса для внедрения 3D-печати металлами в производственный процесс. Соучередитель Relativity, Джордан Нун, работал в SpaceX по программе SuperDraco, которая использовалась для космического корабля Crew Dragon.

И Тим, и Джордан были заинтересованы в 3D-печати и чувствовали, что две из самых передовых компаний в аэрокосмической индустрии Blue Origin и SpaceX не продвигают технологию достаточно далеко. Поэтому они основали Relativity. Они считают, что трехмерная печать не только способна значительно снизить затраты, но и позволит им быстро переделывать и масштабировать новые конструкции.

Дешевле, быстрее, легче


3D-печатные детали автомобилей теперь обычное дело. До сих пор Эллис считает, что игра стоит свеч. По его словам, создание и 3D-печать движка «немного легче, чем ожидалось». Металлы, которые они используют для деталей камеры двигателя, в зависимости от их прочности и структуры, на самом деле на 20 процентов прочнее и имеют более высокую пластичность, чем аналогичные сплавы, не напечатанные с использованием 3D-процесса.

Автоматизация позволила Relativity оставаться очень небольшой компанией — она ??все еще имеет только 17 штатных сотрудников в то время, когда начинает выполнять летные испытания. Турбонасосы приближенные к полетной конфигурации будут добавлены к испытаниям двигателя в этом году. Эллис сказал, что к концу этого года штат сотрудников расширится примерно до 45 человек, поскольку расширится и производство.

Источник: Ars Technica

Cайт компании: Relativity Space

Комментарии (122)


  1. Dubus
    25.03.2018 23:36

    Здорово. Наверняка, когда расширятся, через пару-тройку лет, перейдут на более энергоемкие топлива.


    1. oleg_go
      26.03.2018 00:25

      А зачем? Наоборот изначальное использование Метана большое преимущество этой компании. Пока SpaceX и Blue Origin переходят на метан, они сразу на нем делают ракету


    1. Valerij56
      26.03.2018 02:52

      перейдут на более энергоемкие топлива
      А зачем? При планах запуска ракет с Марса естественным будет использовать топливо, которое на Марсе проще произвести. И это уже не говоря о том что метан предоставляет большие технологические преимущества. В этом отношении на Земле его превосходит только керосин, из-за широкого его применения в авиации. Но, по сравнению с керосином, метан и есть более энергоемкое /по массе/ топливо. Водород в этом отношении дополнительных преимуществ на первой ступени не даёт в принципе, так как требует баков с теплоизоляцией и значительно большего размера, что увеличивает конечную массу. А его использование на верхних ступенях создаёт большие технологические проблемы.


      1. vanxant
        26.03.2018 12:46

        Насчёт «больших технологических преимуществ» это вы малость загнули. Они есть (относительно керосина или водорода), но и недостатки тоже есть.
        Главный вопрос — логистика. В ж/д бочке метан не подвезёшь и из воды/воздуха на месте не добудешь. Газопровод и газохимический завод рядом с космодромом тоже так себе идея…


        1. VIPDC
          26.03.2018 13:06

          Позвольте не согласиться есть как минимум:
          ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА МОДЕЛИ 15-147У ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ И ХРАНЕНИЯ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА (МЕТАНА) И ЖИДКОГО ЭТИЛЕНА

          ТАНК КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СПГ 1AA-TLNG 40/7


          1. vanxant
            26.03.2018 13:40

            Я не говорю, что эти проблемы не решаемы. Но смотрите:
            1. Природный газ это не 100% метан, а только 80%-90%. Остальное примеси. Некоторые из них (этан, гелий) значительно дороже собственно метана. Некоторые (CO2) категорически противопоказаны в ракете. Как ни крути, где-то относительно рядом с космодромом должен быть газохимический комбинат.
            2. Хочешь — не хочешь, а метан в бочке приедет слишком тёплым для заправки ракеты. Плюс старты постоянно переносят из-за погоды и чувств пятой точки. Значит, уже на космодроме нужно метанохранилище с криогенными холодильниками.
            3. Стравливать газообразный метан в воздух космодрома — так себе идея. Нужен дожигатель… то есть постоянно горящий факел рядом с метанохранилищем.
            4. Заправка метаном производится в противогазах. Не слишком удобно, если что.

            Всё по отдельности решаемо. Но можно просто взять старый-добрый керосин и заправить его на пару процентов больше…


            1. Mike_soft
              26.03.2018 14:06

              а вас «слишком теплый [для заправки ракеты] кислород» не волнует?
              а то, что водород тоже надо дожигать?


              1. vanxant
                26.03.2018 14:28
                +1

                Волнует. Хотя, кислород можно заменить на амил или бурокипящую азотную кислоту бггг.
                Я о том, что, собственно, всё решаемо, но сильно не бесплатно. Поэтому и сами авторы пишут про ракету, возвращающуюся с Марса. Там спорить не о чем: метан на Марсе есть, а керосина нет.


                1. Mike_soft
                  26.03.2018 14:36

                  но кислород холоднее метана (112К кипения против 90К у кислорода). и оба они гораздо теплее водорода. с которым, впрочем, тоже научились работать (который вдовесок более опасен в смесях с воздухом). Да, кстати, у метана перед керосином (точнее — керосинами) есть одно важное преимущество — стабильность и однородность. ибо метан — он метан и есть, а керосин — это смесь угеводородов… которую пытаются удержать «стандартной»
                  В общем, есть минусы, есть плюсы — и как всегда задача в поисках компромиссов.


            1. Mike_soft
              26.03.2018 14:22

              добавлю:
              «Метан является самым физиологически безвредным газом в гомологическом ряду парафиновых углеводородов. Физиологическое действие метан не оказывает и неядовит (из-за малой растворимости метана в воде и плазме крови и присущей парафинам химической инертности). Погибнуть человеку в воздухе с высокой концентрацией метана можно только от недостатка кислорода в воздухе. Так, при содержании в воздухе 25—30 % метана появляются первые признаки удушья (учащение пульса, увеличение объёма дыхания, нарушение координации тонких мышечных движений и т. д.). Более высокие концентрации метана в воздухе вызывают у человека кислородное голодание — головную боль, одышку, — симптомы, характерные для горной болезни.

              Так как метан легче воздуха, он не скапливается в проветриваемых подземных сооружениях. Поэтому случаи гибели людей от удушья при вдыхания смеси метана с воздухом весьма редки.

              Первая помощь при тяжелом удушье: удаление пострадавшего из вредной атмосферы. При отсутствии дыхания немедленно (до прихода врача) искусственное дыхание изо рта в рот. При отсутствии пульса — непрямой массаж сердца. „
              ©википедия

              Ну и наличие “в цистерне метана» более дорогих примесей не сильно мешает. и с другой стороны, метан можно очистить, получив «концентрат примесей», и более чистый метан — как в месте первичного сжижения, так и непосредственно на месте (включая любые промежуточные пункты) — оборудование для разделения фракций будет не сильно отличаться от аналогичного оборудования для фракционной перегонки воздуха.
              ну и еще — почему-то мне кажется, что насчет примесей гелия в сжиженном метане вы слегка загнули…


            1. 150Rus
              26.03.2018 14:47
              -1

              Природный газ это не 100% метан, а только 80%-90%. Остальное примеси

              Вы путаете природный газ из скважины и из газопровода. В газопроводе всё ок, конечно.

              Как ни крути, где-то относительно рядом с космодромом должен быть газохимический комбинат.

              Или газопровод.

              Значит, уже на космодроме нужно метанохранилище с криогенными холодильниками

              Или газопровод

              3. Стравливать газообразный метан в воздух космодрома — так себе идея. Нужен дожигатель… то есть постоянно горящий факел рядом с метанохранилищем.

              Тоже всё притянуто. Откуда, например, берётся «постоянно»?

              Газопровод и газохимический завод рядом с космодромом тоже так себе идея…

              Вы так говорите, как будто туда нужна метровая магистральная труба, которую невозможно перекрыть на время старта или ещё что. Вы пытаетесь высосать аргументы из пальца, имхо.


              1. vanxant
                26.03.2018 15:18

                Да-да, прям шлангой из газопровода ракеты и заправляют:)


                1. Valerij56
                  26.03.2018 15:53
                  +1

                  Нет, но установки по производству жидкого метана разного качества уже выпускаются серийно.


              1. AndreyHenneberg
                26.03.2018 16:08

                Хранилище всё-таки будет нужно:
                1. Если есть «бочка», то газопровод можно делать совсем тоненьким, потому что по нему «бочка» будет наполняться понемногу, никого не напрягая, а контролировать такую тонкую трубу куда как проще.
                2. Если старт отменяется/откладывается, метан надо куда-то сливать и вот тут положение спасает бочка.

                Правда, эта самая «бочка» не обязана быть большой, потому что она — просто буфер между ракетой и трубой, а значит, большая часть криогенных проблем решается закапыванием бочки поглубже с хорошей теплоизоляцией. А криогенная часть оказывается нужна, преимущественно, на входе в «бочку».

                Это, конечно, фантазии без каких-либо расчётов. Более чем вероятно, что придётся строить много чего достаточно сложного. Но тут вопрос такой: а что окажется дешевле «на круг» — заморочки с бочкой, трубой и холодильником или заморочки с бочкой и прочей инфраструктурой под керосин и более дорогой сам керосин. Понятно, что метан выиграет только при массовых запусках, чтобы разница окупила инфраструктуру.


                1. Valerij56
                  26.03.2018 16:12
                  +1

                  «Бочка вс же должна быть достаточно большой, теплоизоляция потребуется неизбежно, и закапыванием вы этому делу точно не поможете. Точно потребуется и какой-то охладитель для отвода тепла. Но в остальном вы правы.


                  1. AndreyHenneberg
                    26.03.2018 16:25

                    Закапывание даст отсечку колебаний температуры, в том числе и суточных. Тепло, по большей части, будет поступать вместе с новым топливом, поэтому его, надо охлаждать на входе. А больше там теплу браться особо неоткуда. То есть сколько-то будет просачиваться снаружи — даже вечная мерзлота слишком горяча для таких вещей, сколько-то будет поступать от работающего внутри оборудования, но эту будет куда лучше, чем охлаждать ту же бочку, стоящую на поверхности. Кроме того, закопанную бочку, если качественно закопать, не зацепит, если ракета взорвётся на стартовом столе.


                1. vanxant
                  26.03.2018 16:30

                  более дорогой сам керосин

                  Вот это вот вы сейчас серьёзно? Ракетный керосин стоит 500 баксов тонна, стоимость заправки ракеты керосином в общем котле расходов исчезающе мала. Работы по установке ракеты на стартовый стол и собственно заправке могут обойтись дороже.
                  Ладно ещё синтин или децилин.


                  1. AndreyHenneberg
                    26.03.2018 16:54

                    Посчитал, сколько заливается керосина в Falcon9 — да, там его на четверть миллиона долларов получается. Учитывая, что старт стоит в районе 50-60 миллионов, разница и впрямь невелика будет. Значит, какой-то смысл переходить на метан появляется только при переходе на многоразовые аппараты, которые летают как самолёты (по частоте: заправил, слетал, снова заправил и снова полетел). То есть когда оборудование перестаёт теряться.

                    Кстати, цену метана так и не нашёл. Наверное, неправильно вопрос задал: в выдаче только про ГБО и мелкие объёмы уровня 40-литровых (кажется) баллонов.


                    1. oleg_go
                      26.03.2018 17:05
                      +1

                      Ценна метана в США на бирже порядка 100 долларов за тыс.кубометров, это примерно 700 кг сжиженного природного газа. Учитывая что нам нужен сжиженный цена за тонну будет думаю не дороже 300 долларов. Заправка ракеты, аналогичной Faclon около 500 тонн, то есть не дороже 150 тыс. долларов. Это верхняя оценка.


                      1. AndreyHenneberg
                        26.03.2018 18:20

                        Там чуть больше 500 тонн получается, если заливать под крышечку. Что-то в районе 510-520. И при таких ценах разница получается порядка $100k.


                        1. black_semargl
                          28.03.2018 12:17

                          2/3 заправки — кислород


                          1. AndreyHenneberg
                            28.03.2018 13:01
                            +1

                            Он в данном споре — константа. Более или менее.


                      1. lokiby
                        26.03.2018 20:30
                        +1

                        думаю не дороже 300 долларов

                        Не в бровь, а в глаз. Сахалински СПГ на рынках АТР болтается в районе 270-300$ за тонну. Хотя сразу после Фукусимы японцам по 750 загонять умудрялись, но объективная цена как раз 300


                        1. voyager-1
                          26.03.2018 21:34

                          Пока что цена топлива на стоимость запуска в космос особо не влияет. Так что никто об этом преимуществе метана перед керосином не задумывается: об этом пока думает только Маск, так как для его цели в 100-200 тыс. $ за билет на Марс — топливо уже существенную роль играет.

                          Только боюсь что даже на отметке в 1 млн $ на рынке коммерческих запусков ни России, ни Arianespace не останется. Впрочем ни нас, ни европейцев в качестве конкурентов он никогда и не называет — только указал пару раз Китай, что он может у SpaceX украсть технологии, и всё.


                    1. TerraV
                      26.03.2018 18:37
                      +2

                      Маск говорил что переходят на метан, потому что в отличии от керосина не дает нагар и из-за легкости получения на Марсе.


                  1. Valerij56
                    26.03.2018 17:41
                    +1

                    Авиационный керосин стоит 500 баксов, ракетный дороже — его в Союзе делали буквально из нефти в одной конкретной скважине. Метан, конечно, надо доочищать до 98%, но всё же это метан, и его характеристики стабильны.


                    1. AndreyHenneberg
                      26.03.2018 18:31

                      Насколько я себе представляю процесс, очищать его можно прямо в процессе сжижения: метан сжижается последним, поэтому достаточно просто слить всё, что стало жидким по достижении определённого давления и наличии останется только метан. Ну или перекачать то, что газообразное, на следующий этап, что, по сути, то же самое. Правда, не знаю, какой уровень чистоты получается таким примитивным способом.


                      1. vanxant
                        26.03.2018 19:00
                        +3

                        Ну идея в целом такая, да. Там колонна с перепадом температуры по высоте и расставленными в нужных местах тарелками, в которые конденсируется тот или иной газ. За один проход получаются довольно грязные смеси (родственные газы могут и в чужую тарелку конденсироваться), но можно гонять несколько раз.
                        Не уверен правда, что этого в принципе достаточно для ракетчиков. Всё, что может замерзнуть в баке или трубах, нужно удалять до микроскопических концентраций.


                    1. Mike_soft
                      27.03.2018 07:22

                      Насколько помню из Глушко, выбрали конкретное месторождение как раз из-за стабильного и достаточно однородного состава.


                      1. Valerij56
                        27.03.2018 09:19

                        Ну, типа да.


            1. black_semargl
              28.03.2018 12:15
              +1

              1. При сжижении природного газа часть примесей как например гелий останется газом, часть замёрзнет раньше — и получившийся 98% жидкий метан вполне можно использовать.
              2. Кислороду также холодильник нужен, так что непринципиально.
              3. Так себе, но это всё же не водород. Над коровниками дожигатель не ставят же…


              1. Valerij56
                28.03.2018 15:11

                Гелий как раз очень хорошо растворяется в жидком метане. Но он очень хорошо отделяется от газа несколькими ступенями центрифуг. Азот и углекислый газ адсорбируется цеолитами.


        1. voyager-1
          26.03.2018 13:17

          В качестве недостатка для самой ракеты можно назвать разве что сниженную плотность. В плане криогенности — керосину тоже нужен окислитель, так что тут вопрос стоит лишь в том: охлаждать ли нам половину бака, или охлаждать весь до тех же температур. Зато можно делать баки с общей стенкой без таких же проблем как были на Сатурн-5, и у двигателя выходит больший УИ.

          В целом для одноразовых ракет преимущества небольшие, поэтому на него так и не перешли, хотя собирались уже с начала века. А вот для многоразовых ракет, и тех которые должны летать с Марса — преимущества уже получаются неоспоримые, поэтому SpaceX и Blue Origin ими и активно занимаются (а не как у нас — пилят один двигатель уже лет 20).


        1. RiseOfDeath
          26.03.2018 14:12

          Газопровод и газохимический завод рядом с космодромом тоже так себе идея

          А кислородный "завод" и кислородопровод до стартовой позиции идея, безусловно, отличная.


        1. Valerij56
          26.03.2018 14:46

          Насчёт «больших технологических преимуществ» это вы малость загнули. Они есть (относительно керосина или водорода), но и недостатки тоже есть.
          Я и говорю, что керосин более технологичен — на Земле. Но и на Земле метан начинает применяться всё шире, так что эти преимущества довольно быстро уменьшаются. Но ребята целятся на автоматизированное изготовление ракеты на Марсе, там у керосина достоинств нет.


      1. Bedal
        26.03.2018 15:33
        +1

        Водородный двигатель имеет бОльший удельный импульс. И для верхних как раз ступеней — он оправдан. Метан даёт чуть больший, чем у керосина, удельный импульс, но это разменивается на меньшую плотность метана.
        Преимущество метанокислородных двигателей — в другом. Главных преимущества два:
        1. Отстутствие копоти, что даёт возможность гораздо более надёжных двигателей с многократным запуском. Это включает и межпланетные полёты, где запуски нужны для коррекции, и многоразовые РН.
        2. меньшее число деталей за счёт полупоточных турбокомпрессоров.

        И есть следующий пункт, очень значимый для посадок и торможений — но тут у меня нет полной уверенности, может, я и не прав в реализуемости:
        3. турбокомпрессор работает с реагирующими компонентами, и смесь поступает в двигатель с продолжающимся в ней горением. Это обеспечивает высокую устойчивость процесса сгорания. Водородные двигатели требуют «зажигалки» вообще всегда, в любом режиме работы. А керосиновый фалкой последний раз упал именно из-за закончившегося компонента для «зажигалки».

        2 vanxant:
        Температура сжижения метана практически не отличается от температуры сжижения кислорода. Это означает, что, хотя метан и криогенное топливо, но оборудование потребуется практически то же самое, что при проектировании, строительстве и эксплуатации приносит значительную экономию


        1. Valerij56
          26.03.2018 15:46
          +2

          Водородный двигатель имеет бОльший удельный импульс. И для верхних как раз ступеней — он оправдан.
          Оправдан — отчасти. Потому, что из-за малой плотности требует баков большой ёмкости с отличной теплоизоляцией, требует изготовления клапанов и трубопроводов из особых сплавов, так как на них, кроме сверхнизких температур, действует и сам водород, создавая эффект «наводораживания» — повышая хрупкость материалов. Поэтому масса водородных ракет может быть и меньше, но вот стоимость эксплуатации обычно оказывается больше.


          1. Bedal
            26.03.2018 16:42

            Извините, но что-то Вы не то говорите. Оторванность от реальности зашкаливает. Выгоды водородных двигателей очевидны и показаны их использованием. Недостатки — тоже очевидны. И соотношение, задающее диапазон использования, тоже вполне известно.
            К чему Вы о «стоимости эксплуатации» написали — непонятно. Какую именно эксплуатацию Вы имеете в виду? В сравнении — с чем?


            1. TerraV
              26.03.2018 16:47

              Как-то у вас все очевидно и без единой цифры. И опровергать ваши «выводы» вы вменяете Valerij56.


              1. Bedal
                27.03.2018 09:30

                2 TerraV:
                откройте «умные книги», расчёты там приведены. Водородные ступени применяли ровно потому, что иные способы выведения не давали возможности вывести аналогичную нагрузку на орбиту. То есть вопрос был не столько в стоимости реализации, сколько вообще в её смысле.

                2 Valerij56:

                Например, Дельты-4 по сравнению с керосиновыми ракетами. Да и Шаттлов тоже.

                При равной выводимой нагрузке — и хотя бы в примерно соответствующие годы? Водород выигрывал.

                Керосиновые верхние ступени для тяжёлых ракет выгодны только в случае сугубо коммерческой космонавтики, что обязательно подразумевает большое число запусков. При разовых запусках и большие фальконы проявят себя менее выгодными, чем даже старючий Сатурн.

                Есть два подхода: Первый — добиваться максимальной эффективности РН, и тогда на верхние ступени нужно ставить водородные двигатели (читаем про то, почему, собственно, их и ставили, мне верить на слово не надо).
                Второй — добиваться эффективности производства, тогда выигрыш в том, чтобы выпускать РН на одном промышленном комплексе, а не задействовать больше 400000 человек, как в лунном проекте. Собственная эффективность РН при этом отходит на второй план.


                1. Valerij56
                  27.03.2018 09:58

                  При равной выводимой нагрузке — и хотя бы в примерно соответствующие годы? Водород выигрывал.
                  Да — в те года, когда надо было вывести любой ценой. Когда стали считать деньги всё изменилось.

                  Есть два подхода: Первый — добиваться максимальной эффективности РН, и тогда на верхние ступени нужно ставить водородные двигатели (читаем про то, почему, собственно, их и ставили, мне верить на слово не надо).
                  Если под «максимальной эффективностью» мы будем понимать экономическую эффективность, то мы постараемся не связываться с водородом.

                  Второй — добиваться эффективности производства, тогда выигрыш в том, чтобы выпускать РН на одном промышленном комплексе, а не задействовать больше 400000 человек, как в лунном проекте. Собственная эффективность РН при этом отходит на второй план.
                  Вот и я говорю, что, как только вы задумываетесь об экономике, так сразу вы отказываетесь от водорода. Исключение — многоразовый лунный лендер, так как на Луне нашли водяной лёд, но не нашли заметных количеств углерода.

                  «Умные книги» написаны людьми, которые строили ракеты любой ценой. Сейчас такой подход уже не катит — смотри судьбу Ангары.


                  1. Bedal
                    27.03.2018 15:40

                    Вы не правы в том, что при коммерческом, экономическом подходе разница не в том, на что указываете Вы. Не в хрупкости или теплоизоляции дело.
                    Дело вообще не в том, какая топливная пара используется. Какие НИОКР-наработки есть, те и используй. Важно производство и его инфраструктура. Проблема экономики Сатурнов не в том, что там водород, а в том, что там больше 400000 человек задействовано было.

                    Ну и, похоже, Вы некритично восприняли домыслы об изготовлении топлива «на месте». Не очень это важно, на самом деле — водород выжимать из камней или метан. Важно — откуда взять на это энергию и как доставить/запустить серьёзной мощности атомный реактор. Пока на этот вопрос нет ответа — всё фигня, можно фантазировать про что угодно. А появятся хорошие реакторы — можно от хим топлива вовсе отказаться (кроме последней сотни миль на Земле). И опять — разговор о топливных парах теряет смысл.


                    1. Valerij56
                      27.03.2018 16:39

                      Проблема экономики Сатурнов не в том, что там водород, а в том, что там больше 400000 человек задействовано было.
                      Простите, когда это было? То, что тогда делали 400 000 человек, сейчас с успехом делает SpaceX, с числом сотрудников менее семи тысяч. Разумеется, важно производство и инфраструктура, но водородная техника обходится дороже из-за глубокой криогеники и технических проблем, связанных с водородом, в том числе с его значительно большей опасностью.

                      Не очень это важно, на самом деле — водород выжимать из камней или метан.
                      Ещё как важно, хранить огромные объёмы жидкого водорода намного сложнее, чем метана! Да и синтез метана и кислорода из воды и углекислого газа требует значительно меньшего количества энергии.


                      1. Bedal
                        27.03.2018 17:26

                        Проблема экономики Сатурнов не в том, что там водород, а в том, что там больше 400000 человек задействовано было.

                        Простите, когда это было? То, что тогда делали 400 000 человек, сейчас с успехом делает SpaceX, с числом сотрудников менее семи тысяч.
                        Это далеко не потому, что эсиксы настолько умнее, и даже не потому, что они настолько эффективнее организованы — а потому, что они используют весь тот опыт и знания.

                        У Вас же получается, что сатурн такой дорогой, потому что глупые выбрали водород для верхней ступени, а фальконы такие хорошие, потому что умные летают на керосине. На самом деле всё категорически не так. Вообще не так.

                        Не очень это важно, на самом деле — водород выжимать из камней или метан.
                        Ещё как важно, хранить огромные объёмы жидкого водорода намного сложнее, чем метана! Да и синтез метана и кислорода из воды и углекислого газа требует значительно меньшего количества энергии.
                        Извините, всё падает на такой дошкольный уровень понимания, что продолжать не хочется. Без реактора никакой выработки не будет, и плевать на то, что там сложнее или дороже. Порогового значения энергии не будет.
                        При наличии реакторов — наоборот, не будет проблемы иметь энергию для выбранной технологии.
                        Всё, выхожу, это не обсуждение, извините.


                        1. Valerij56
                          27.03.2018 18:01

                          Это далеко не потому, что эсиксы настолько умнее, и даже не потому, что они настолько эффективнее организованы — а потому, что они используют весь тот опыт и знания.
                          Естественно. И этот опыт и знание просто кричат о большей экономической эффективности керосиновых одноразовых и метановых многоразовых ракет по сравнению с водородными.

                          потому что глупые выбрали водород для верхней ступени
                          Я нигде не говорил о том, что они глупые, я говорил о том, что они работали когда деньги не считали.

                          Без реактора никакой выработки не будет
                          Да, без реактора проект не реализуется. Тем не менее использование водородного топлива в данном проекте увеличит стоимость каждого полёта в несколько раз.


                1. Mike_soft
                  27.03.2018 10:28

                  лунный проект был во многом исследовательским. (можно ли создать нужные двигатели, необходимую систему навигации, систему измерений и т.п.). это вещи «штучные»
                  а тот же фалькон — это уже проект промышленный. все необходимое — в общем и целом известно. делай, улучшай, зарабатывай… Это уже почти конвейер.


            1. Valerij56
              26.03.2018 17:49
              +1

              К чему Вы о «стоимости эксплуатации» написали — непонятно. Какую именно эксплуатацию Вы имеете в виду? В сравнении — с чем?
              Например, Дельты-4 по сравнению с керосиновыми ракетами. Да и Шаттлов тоже.


  1. Valerij56
    26.03.2018 02:40
    +1

    Я напишу несколько сообщений подряд, для того, чтобы комментаторы могли создать за каждым свой тред по отдельным аспектам темы.

    Компания, возглавляемая двумя молодыми предпринимателями, которые до этого работали на Blue Origin и SpaceX
    Первое, что я хотел бы отметить, что Blue Origin и SpaceX уже становятся «кузницей кадров» для новой космической индустрии, которая уже не ограничивается работой на подряде у государства, а ставит перед собой собственные задачи, иногда далеко опережающие текущие планы НАСА.


  1. Valerij56
    26.03.2018 02:42
    +1

    Когда спрашивают, почему Маск и SpaceX ограничиваются планами создания транспортной системы, не разрабатывая детального плана колонизации Марса я всегда говорю, что колонисты сами будут разрабатывать свой план, зная, что смогут просто «купить билет». Relativity Space как раз хороший пример таких колонистов, потому, что для космической колонии будет естественно достаточно быстро перейти и к собственной космической программе.

    Повторю, я специально вынес это сообщение в новый тред, чтобы структурировать возможный спор.


    1. Marsikus
      26.03.2018 08:23

      Пока что они предлагают только транспортную систему. Или вы в других источниках читали об их далеко идущих планах?


      1. FirExpl
        26.03.2018 10:24

        3D печать ракет — весьма хорошее подспорье для создании колонии за пределами Земли. У вас по прежнему есть проблема с добычей материалов, но уже нет проблемы с созданием производственной цепочки, т.к. такой принтер можно и с собой привезти без особых проблем.


        1. radonit
          27.03.2018 02:29

          Вопрос в материалах для печати и порошков металла, их производство крайне наукоёмко и не просто


          1. black_semargl
            28.03.2018 12:24
            +1

            Наукоёмка — разработка технологии производства, но это достаточно сделать один раз.
            Что касается сложности… прямое восстановление марсианской пыли как раз и даст металлический порошок.


      1. Valerij56
        26.03.2018 14:52

        Пока что они предлагают только транспортную систему.
        Да, но в их планах транспортная система с ракетой, изготавливаемой на Марсе. Вряд ли на Марсе они будут делать ракету для запуска с Земли. Кроме того, технология производства больших, в том числе криогенных, ёмкостей на Марсе будет очень востребована в самых разных применениях. Например, жилые модули в своей основе герметичные оболочки с теплозащитой.


    1. red75prim
      26.03.2018 10:01

      Рановато всё-таки о колонизации думают. Туда бы для начала несколько астероидов с высоким содержанием воды (и гидратов парниковых газов, если найдутся) сбросить. Задача технически сложная, но выполнимая. Можно использовать воду как рабочее тело для корректировки орбиты. Ближе к перигелию используем солнечную энергию для разложения воды на кислород/водород, в афелии корректируем орбиту.


      1. unclejocker
        26.03.2018 14:39

        Вроде как на марсе воды и так много нашли.


      1. Valerij56
        26.03.2018 14:55
        +1

        Туда бы для начала несколько астероидов с высоким содержанием воды (и гидратов парниковых газов, если найдутся) сбросить.
        Сбрасывайте, я не против. Но за свой счёт, пожалуйста

        По поводу «технически выполнимой задачи» просто напомню, что аналога Луны у Марса нет, и вам придётся менять траекторию астероида, который вы хотите сбросить на Марс, с помощью двигателей.


        1. red75prim
          26.03.2018 19:52

          Естественно траекторию нужно будет менять с помощью двигателей, сама по себе она вряд ли поменяется. Поэтому я и написал про накопление кислорода/водорода, когда астероид ближе к солнцу, и коррекцию орбиты с помощью накопленного топлива в афелии.


          1. voyager-1
            26.03.2018 21:25
            +1

            Для сбора воды в таких условиях надо будет что-то вроде парника раскрыть на поверхности астероида — а это дополнительный вес в составе корабля. И пока что даже элементарны вещи, вроде того «как закрепиться на поверхности астероида произвольной формы» — не решены.

            Если же вы собрались ещё и копить топливо за время около года — вам потребуются огромные баки, которые хоть и порядка 1% от массы топлива весят — но в случае транспортировки даже средненького астероида это уже будет гигантский вес.


            1. red75prim
              26.03.2018 22:00
              +1

              Это да — инженерных проблем много. Обеспечить поступление/очистку воды к (скорее всего) фотокаталитическому реактору. Отделить кислород и водород от воды в условиях практической невесомости. Решить проблему с непостоянным потоком солнечной энергии из-за вращения астероида. Проблемы сжижения/хранения и т.д. и т.п.

              Создание колонии на Марсе будет, пожалуй, проще (если и дороже), там в основном вопросы масштабирования объема забрасываемого груза и безопасности людей.

              Но после создания колонии астероиды на Марс уже не покидаешь. И терраформирование будет идти очень и очень медленно, погулять без скафандра получится лет через 300 по некоторым оценкам (источник сейчас не вспомню).


            1. Valerij56
              26.03.2018 23:30
              +1

              Если же вы собрались ещё и копить топливо за время около года — вам потребуются огромные баки, которые хоть и порядка 1% от массы топлива весят
              Человек собрался собирать, очевидно, водяной пар, разлагать её на кислород/водород, и хранить водород около года…

              Вы думаете всё это уложится в 1%? Я бы добавил пару ноликов…


              1. red75prim
                27.03.2018 05:49

                Можно сделать колонию на астероиде, с шахтерами и подастероидными емкостями для хранения LOX, LH2 (в основном — шутка, хотя груза забрасывать придётся меньше, чем на Марс)


                1. Valerij56
                  27.03.2018 09:18

                  Можно, но это не совсем колония. Можно сделать высоко автоматизированное производство, которое будет строить из материала астероидов «эфирные острова», колонии О.Нейла. Можно таким производством построить на базе астероида корабль поколений для межзвёздной экспедиции. Можно добывать на астероиде ресурсы. Но всё это не самостоятельные полноценные колонии, это более или менее специализированные производства. Вот когда из астероида построена колония О.Нейла, тогда её можно будет заселить, и назвать полноценной колонией. В такой колонии люди детей рожают, воспитывают и обучают.


                  1. zloddey
                    27.03.2018 10:43
                    +1

                    Или уже не совсем люди (Viva la evolution!)


            1. shteyner
              27.03.2018 17:19

              Не совсем понимаю зачем такое устаревшее решение использовать. Нужен атомный реактор и плазменный движитель. Технологии не этого десятилетия, но следующего.


              1. Valerij56
                27.03.2018 18:06

                Нужен атомный реактор и плазменный движитель.
                Для плазменного двигателя вам нужно рабочее тело, причём для изменения траектории астероида в миллионы тонн его потребуется много — десятки тысяч тонн. Завод с такой производительностью и объёмом хранения будет очень не слабо стоить. А потом, уронив на Марс астероид с таким реактором, вы потеряете завод, и, из-за радиоактивного заражения отработанным ядерным топливом, огромную непригодную для колонизации в течении тысяч лет область. Вам это надо?

                Намного проще построить из материала астероида колонию О. Нила, причём после этого завод останется у вас в целости и сохранности, и может строить следующую.


                1. shteyner
                  27.03.2018 18:14

                  Рабочее тело на астероиде прямо под ногами — это астероид. Тот же водород с кислородом можно использовать не сжигая, а в плазменном двигателе.
                  Нафига уничтожать реактор? У вас под рукой есть запас топлива, движитель и энергия. Просто улетаете. + этот бедный атомный реактор даст не так и много загрязнения, попади он на Марс, атмосферы там почти нет, да и сам рад. фон заметно больше чем на Земле.
                  Да, всё это технически сложно осуществить СЕЙЧАС, да и вообще, с первого раза может не получиться. Но, на мой взгляд, это намного проще чем везти до астероида оборудования для получения из воды кислорода и водорода, и их криогенного хранения в просто огроменных количествах.
                  Да, если уж так не нравится мирный атом, можно развернуть пол квадратного километра или больше солнечных панелей, и уже от них питать движители.


                  1. Valerij56
                    27.03.2018 18:33

                    Хорошо, повторю…

                    Зачем ронять на Марс астероид, если это сразу сделает Марс непригодным для колонизации в течении сотен лет, даже без реактора?


                    1. shteyner
                      27.03.2018 19:11

                      Это вопрос не ко мне, я обсуждал не терраформинг, а исключительно доставку астероида. Вообще их передвижение довольно важная задача. + какого это диаметра он должен быть что бы Марс стал непригодным? Километров 20? Скорее всего будут сбрасывать небольшие водяные, диаметром под 300-500 метров. А вообще интересно как поведут себя внутренности Марса при столкновении, появится ли заметная тектоническая активность или просто пройдёт загасающая волна.
                      ЗЫ. Я уже понял что в начале не на тот комментарий ответил.


                      1. Valerij56
                        27.03.2018 21:50

                        Скорее всего будут сбрасывать небольшие водяные, диаметром под 300-500 метров.
                        Ну и сколько их понадобится?

                        На самом деле всё проще. Имея в распоряжении столько энергии для движения астероидов проще просто греть весь Марс или выбранные районы. Воды на Марсе и так вполне достаточно.


                        1. shteyner
                          27.03.2018 21:56

                          Вообще-то нужно просто направлять их с противоположенных (когда движется в другую сторону относительно Солнца) орбит. Умножение энергии будет просто колоссальным. Размеры — я от балды написал) Тут хз, считать нужно + проводить реальные эксперименты по геологии Марса, а то запустим, а там начнут взрываться супервулканы.


                          1. Valerij56
                            27.03.2018 23:00

                            Вообще-то нужно просто направлять их с противоположенных (когда движется в другую сторону относительно Солнца) орбит.
                            То есть сначала их придётся раскрутить вокруг Солнца в противоположном направлении? Спасибо, я в вас не ошибся!


      1. principality_of_sealand
        27.03.2018 02:29

        Зачем? На Марсе полно воды.


        1. red75prim
          27.03.2018 05:41

          Кроме воды, ещё неплохо бы иметь и нормальную атмосферу, а для того, чтобы организовать атмосферу нужна энергия. Очень много энергии потребуется, чтобы испарить полярные шапки. Вода с астероидов — это бонус. Основное — энергия.


          1. principality_of_sealand
            27.03.2018 11:42

            Атмосферу можно создать, повысив содержание углекислого газа, с помощью создания фабрик Марса.


            1. RiseOfDeath
              27.03.2018 14:15

              К стати, на счет фабрик — я не нашел по инфу Марсианскому реголиту, но если (для упрощения) предположить, что он похож на Лунный, то там в виде соединений железа и меди 40-45% кислорода https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82


  1. Valerij56
    26.03.2018 03:00

    У компании есть четкое видение, что, в конечном счете, все ракеты будут печататься в больших 3D принтерах, потому что сегодня самые большие затраты — это стоимость человеческого труда.
    ИМХО, перебор. Думаю, что на конечном этапе будут создаваться углепластиковые мотанные баки. Суммарные затраты труда будут примерно одинаковы, но разделение производства на несколько технологических операций — производство связующего, волокна и собственно намотка баков — позволит обойтись более простым оборудованием.


    1. black_semargl
      28.03.2018 12:42

      Для того чтобы начать мотать бак — нужно произвести то на что его мотать. Оно как бы не сильно проще…


      1. Valerij56
        28.03.2018 14:33
        +1

        Для того чтобы начать мотать бак — нужно произвести то на что его мотать. Оно как бы не сильно проще…
        Что сложного «произвести» пенопластовый болван на стальной осевой трубе?


  1. Valerij56
    26.03.2018 03:21

    Эллис сказал, что это первое соглашение о коммерческом космосе, подписанное с Stennis Space Center — согласно этим соглашениям, объекты NASA, связанные с запуском, могут использоваться и частным сектором.
    Фраза переведена адекватно, но требует пояснений. НАСА и DARPA реализует несколько программ, основанных на принципах программы COTS. Среди них, например, NextSTEP и Lunar CATALYST Но НАСА, как орган исполнительной власти, работает в соответствии с утверждённым Конгрессом Бюджетом, поэтому у НАСА нет свободных денег, которые оно могло бы направить на поддержку большого числа новых фирм. Но есть огромное количество имущества, в том числе территории, не используемые испытательные стенды и стартовые комплексы. Вот в соответствии с этим программами, разработанными ещё при Обаме, но продолжающими действовать и сейчас, НАСА и предоставляет компаниям право пользования этим имуществом.

    Для компаний это выгодно, так как имущество они используют бесплатно, в соответствии с принципом «всё, что построено на деньги налогоплательщиков, принадлежит налогоплательщикам». Оплачивается только реконструкция и текущие расходы. А теперь вполне уместно вспомнить приключения Лин Индастриал, и недавнюю встречу под эгидой Роскосмоса, посвящённую космическому бизнесу, и разница подходов, как и причины столь различающихся результатов, станут очевидны.


    1. Marsikus
      26.03.2018 08:27
      +1

      Недавно читал об этой компании. Льготные условия использования полигона им даны потому что этот полигон не использовался, а только деньги из бюджета ел. А так всем будет хорошо: молодой компании бесплатный полигон, а они в свою очередь обязаны содержать полигон должным образом.


      1. Mike_soft
        26.03.2018 09:02

        у них очень многое так: построено на этапе освоения космоса, или противостояния с СССР — и оказалось ненужным. и сносить дорого и жалко. А частники и пользу извлекут, и порядок наведут, и содержание оплатят… молодцы. а у нас без слез не взглянешь… да и частников практически нет, и перспективы их появления (на фонее ситуации с Даурией и Лин) сомнительны и туманны…


        1. saboteur_kiev
          26.03.2018 17:18
          +3

          Потому что очень сложно генерировать откаты из того, что представляет собой экономию средств…


      1. Valerij56
        26.03.2018 15:00

        Льготные условия использования полигона им даны потому что этот полигон не использовался, а только деньги из бюджета ел.
        Эти «льготные условия» предоставляются любой компании, которая докажет серьёзность своих проектов. Причём контракт с НАСА или МО, при наличии которого компании намного проще получить кредиты в банках и венчурное финансирование, с ними заключат практически сразу, как они представят эскизный проект, из которого будет ясно, что он технически реален.


  1. Valerij56
    26.03.2018 03:40
    +1

    В отличие от SpaceX, которая построила новые объекты для тестирования двигателей в Макгрегоре, Техасе
    Надо иметь в виду, что история испытательного комплекса в Макгрегоре началась ещё до второй мировой войны. Маск приобрёл испытательный комлекс для SpaceX у Beal Aerospace, закрытой основателем когда Beal Aerospace не получило поддержки в рамках программы Launch Initiative Space ( SLI ). Как видите, НАСА и МО учатся на своих ошибках.

    image

    Это испытание двигателя BA-2 в испытательном центре Beal Aerospace в Мак Грегоре, Техас.

    Естественно, что SpaceX строит на территории своего испытательного комплекса в Мак Грегоре новые испытательные стенды для своих программ. Там испытываются ступени Фалькона, двигатели Мерлин, Раптор и Супер Драго, и пилотируемая версия Дракона.


    1. Valerij56
      26.03.2018 06:36
      +1

      И ещё одна интересная деталь. Коровы на кадрах испытаний SpaceX в Мак Грегоре не случайность. В комплекс полигона входит собственная ферма. Это элемент налогового администрирования. Площадь испытательного комплекса достаточно велика, а ранчо в Техасе предоставляется скидка по налогу на недвижимость.


  1. Torvald3d
    26.03.2018 04:30
    +1

    А почему у них у входа висит эмблема протосов из старкрафта 2? (на кдпв)


    1. Stirliz85
      26.03.2018 06:10

      Ракета Terran скоро выйдет из лабораторных стен и устремится на орбиту, приближая начало коммерческой эксплуатации.
      Полагаю, что это Близзард собираются сначала печатать на орбите крейсер Гиперион, от которого у них полно чертежей. На очереди Копье Адуна, но это уже программа максимум.


      1. Kwisatz
        26.03.2018 06:17

        На очереди Копье Адуна, но это уже программа максимум.

        Земляне со своими феодальными устоями в принципе неспособны к реализации проектов такого масштаба 8(


        1. Stirliz85
          26.03.2018 06:19

          Крейсера по ЛОРу земляне строили при социальном строе, мало отличном от нашего. А вот до протоссов нам еще развиваться и развиваться… но эмблемку можно пока налепить хотя бы.


    1. Kwisatz
      26.03.2018 06:12

      Тоже не сразу понял, но потом дошло:

      Stargate
      image
      image


    1. dernasherbrezon
      26.03.2018 11:32

      А по моему кдпв — это рендер:
      1) Очень чисто. Где стружка, где хардкор?
      2) Почему внутри принтера всё блестит?


    1. loki6412
      27.03.2018 02:29

      5 колонна протосов… Маск хочет вернутся домой на Марс, а эти хотят найти инопланетян и сделать нас их рабами…


      1. black_semargl
        28.03.2018 12:44

        А не их нашими?


  1. saag
    26.03.2018 11:54

    интересно — из пояса астероидов метановый лед на Марс не проще будет доставлять нежели на самом Марсе его добывать?


    1. IgorKolpakov
      26.03.2018 14:23
      +2

      Снеговая линия для метана находится между орбитами Сатурна и Нептуна (источник, где это указано в числе прочего studfiles.net/preview/1715137/page:2 ). Во внутренней части Солнечной системы метана в виде льда просто нет. Кроме того, побочным продуктом производства метана будет кислород, который можно использовать как окислитель в паре с метаном, а также для дыхания колонистов.


  1. Alter2
    26.03.2018 12:22

    Как мне кажется, главная задача аддитивных технологий в космической экспансии — создать 3D принтеры которые смогут напечатать все детали для сборки таких же 3D принтеров и сборочных/добывающих роботов заодно. Разве что кроме электронных компонентов — они легкие и компактные, можно будет сразу контейнер отправить на астероид.


  1. amarao
    26.03.2018 12:31

    А как они подшипники/оси печают?


    1. Marsikus
      26.03.2018 13:28

      Никак. Оси точат, подшипники готовые покупают. Подсказывает здравый смысл :)


  1. flx0
    26.03.2018 12:59
    +2

    тягу в вакууме около 19 500 фунтов

    А нельзя ли для русскоязычных читателей сразу переводить в нашу советскую православную СИ? Спасибо.


    1. UJIb9I4AnJIbIrUH
      26.03.2018 17:56
      +1

      ~8845 кг. Не за что =)


  1. Zmiy666
    26.03.2018 13:32

    Хм… печать это хорошо, печатать можно не только ракеты, но все что угодно, включая бытовую технику для колонистов…
    А вот как на счет добывающих технологий? Есть ли разработки компактных автоматических или полуавтоматических систем, способных провести местную геологоразведку, добыть породу, разделить ее на элементы и произвести прямо на месте необходимые расходные материалы для тех-же ракет и вообще разного оборудования? Это на земле проблем не возникнет, а как быть с марсом/луной. Туда не притащить доменную печь и много еще какие агрегаты, которые легко построить на земле, но практически невозможно построить в колонии а тащить с земли — никаких средств не хватит… Есть ли компактные системы полного цикла переработки, способные влезть например в морской контейнер. Да еще такие, чтоб запчасти к ним можно было изготовить в условиях колонии.


    1. saboteur_kiev
      26.03.2018 17:23
      +1

      На текущий момент ракетный двигатель настолько дорогой, что технология печати именно ракетного двигателя позволяет заработать на этом гораздо больше, чем на технологии печати бытовой техники.

      Маск как-то в интервью говорил (очень дословно) что вот например В Тесла моторс мы выпускаю достаточно современный с технической точки зрения автомобиль, весом несколько тонн. А вот делаем ракетный двигатель сопоставимый по весу. И Оба устройства из похожих материалов. Так почему автомобиль стоит в разы дешевле двигателя?


      1. UJIb9I4AnJIbIrUH
        26.03.2018 18:07

        Сомневаюсь, что Маск такое говорил (или что он именно в таком контексте
        это говорил), потому что Тесла и Мерлин ну никак не могут быть сделаны из похожих материалов. Хотя, если рассуждать по логике "оба из металла", то и алюминиевая банка от пива тоже выполнена "из похожих материалов".


        1. TerraV
          26.03.2018 18:42
          +1

          читать здесь: thealphacentauri.net/spacex-engineer-interview
          (очень интересно)


          1. TerraV
            26.03.2018 19:14
            +1

            Фрагмент статьи
            Примерно такой был разговор, лет 5 назад о двигателе Merlin 1D, когда мы впервые разработали его. Он спросил меня: «Как думаешь, сколько стоит сделать Model S?» И я ответил: «Не знаю. Тысяч 50 долларов?» Он сказал: «Нет, около 30 тысяч долларов». Это предельные затраты для этой машины.

            А потом он спросил: «Сколько эта машина весит?» Я говорю: «Около 2000 кг.» А он тогда: «А сколько весит двигатель Merlin?» «Ну, Около 500 кг». И он сказал что-то вроде: «Так, почему, блин, производство двигателя Merlin стоит четверть миллиона долларов?»

            Я веду к тому, что это правильный взгляд на стоимость производства. «И материалы, которые вы используете — да, это не просто алюминий, это не штамповка. Поэтому я дам тебе пятикратную фору в цене. Пускай Tesla соответствует пяти тысячам фунтов (~2200 кг) ракетного двигателя. Почему же тогда он стоит в 20 раз больше»? Это то, как мы смотрим на вещи в SpaceX, пытаясь снизить затраты при производстве ракет. И вот мы начинаем использовать их повторно. А значит реальная большая цена превратится в амортизационные затраты и расходы на топливо, которые почти такие же, как и у пассажирских самолетов.


        1. saboteur_kiev
          26.03.2018 19:09
          +3

          Окей. Мне пришлось потратить некоторое время, чтобы найти первоисточник (в других статьях, где используется основная фраза, пропущено место про сравнение с автомобилем)

          www.wired.com/2012/10/ff-elon-musk-qa/all

          Отрывок оригинального интервью
          Musk: I tend to approach things from a physics framework. And physics teaches you to reason from first principles rather than by analogy. So I said, OK, let’s look at the first principles. What is a rocket made of? Aerospace-grade aluminum alloys, plus some titanium, copper, and carbon fiber. And then I asked, what is the value of those materials on the commodity market? It turned out that the materials cost of a rocket was around 2 percent of the typical price—which is a crazy ratio for a large mechanical product.

          Anderson: How does that compare to, say, cars?

          Musk: It depends on the car. For Tesla it’s probably 20 to 25 percent.

          Anderson: An order-of-magnitude difference.

          Musk: Right. So, I thought, we should be able to make a much cheaper rocket given those materials costs. There must be some pretty silly things going on in the market. And there are!


          1. UJIb9I4AnJIbIrUH
            27.03.2018 07:41

            По-моему, Илон в этом интервью делает акцент не на сходстве материалов, а на соотношении цен на материалы и на готовое изделие. На том, что есть различия в итоговом ценообразовании и у него есть идеи, как эти различия преодолеть, и во многом речь идёт не о печати деталей. То есть контекст совсем другой.


    1. AndreyHenneberg
      26.03.2018 19:13
      +1

      Вроде бы были такие проекты, но не на уровне «загрузить в корабль и забросить на Луну», а на уровне «сложим запас на чёрный день, а когда всё накроется тазом медным и ванной чугунной, возродим цивилизацию». Источники сейчас не найду, потому что было это давно, пообсуждали эту тему на тусовке, в проекте использовали и забыли. Но, в принципе, и для космоса можно построить такой корабль-завод по производству всего и сгрузить в точку основания колонии. Самому теперь досадно, что ссылки не сохранил.

      Построить доменную печь можно, но вот толку с неё? Если я правильно помню, химических состав у Луны примерно такой же, как у Земли, то есть железо там имеется, но вот каменного угля, ввиду отсутствия растений, не водится. То есть толку именно с доменной печи будет ровно ноль. Тут нужны другие технологии. Но главной проблемой там будет энергия: на Земле есть ГЭС и АЭС, но для первых нужна не просто вода, а много воды, причём, жидкой, а вторые строятся долго и топливо для них добывается специальными заводами, которые тоже надо построить. И если на Луну ещё как-то можно забрасывать уран или плутоний и солнечные панели, то с Марсом такое не выгорит — далеко. То есть надо сразу закладывать добывание и строительство чего-то, что обеспечит тот принтер энергией. Будет энергия — будет и остальное сырьё.


      1. vanxant
        26.03.2018 21:45
        +1

        На самом деле разница между поверхностью Луны и поверхностью Марса, если мы собираемся относительно нежно приземляться, не такая уж и большая получается в дельтах-ве. Особенно если лететь по всяким хитромудрым траекториям типа «сначала заложим гравитационный манёвр у Венеры». В последнем случае Марс вообще может получиться дешевле.


        1. AndreyHenneberg
          26.03.2018 22:07

          Может быть и так — не считал, а сейчас уже спать пора и мне, честно говоря, лень. Но тут есть один момент: до Луны банально ближе и есть возможность оперативной доставки груза, пусть это и будет стоить невменяемых денег. А вот до Марса так телепать придётся долго, поэтому надо искать источники энергии только на месте. То есть сколько-то топлива и панелей можно будет забросить на начальном этапе, но надеяться на поставки с Земли — самоубийство. Кроме того, помним, что на Луне плотность солнечного излучения составляет тот же 1 кВт/м2 что и на Земле, а то и больше, с учётом исключительно формально присутствующей там атмосферы, тогда как до Марса Солнце досвечивает гораздо хуже, да и атмосфера, пусть и дохлая, там есть и «малину портит». То есть тех панелей понадобится куда больше.

          В общем, с Марсом всё пока печально: надо не просто туда забросить группу «туристов», но и обеспечить им там производство всего, что может понадобится, потому что про оперативное возвращение можно забыть в принципе. Это с Луны можно вернуться в течении двух-трёх дней, а с Марса — полгода в лучшем случае (не помню, сколько туда зонды пилили).


          1. saboteur_kiev
            27.03.2018 01:19

            С другой стороны колебания температур — на марсе гораздо меньше и проходит гораздо мягче, включая то, что в удачное дневное время может быть достаточно комфортной (+20-+30), что позволяет обойтись минимальной защитой.

            В то время как на Луне — весьма резко от -170 до +120, что не есть гуд ни для техники ни для организмов.

            Ну и вообще наличие атмосферы — дает углекислый газ. Плюс на марсе вроде как достаточно льда.

            Итого: без наличия специальных знаний и рассчетов, говорить о том, какая планета легче для освоения — не имеет смысла.


      1. voyager-1
        26.03.2018 22:12

        Но главной проблемой там будет энергия: на Земле есть ГЭС и АЭС, но для первых нужна не просто вода, а много воды, причём, жидкой, а вторые строятся долго и топливо для них добывается специальными заводами, которые тоже надо построить.
        Это на Луне АЭС — обязательна, так как при сутках в месяц — никаких электрических батарей не напасёшся. На Марсе нормальная продолжительность суток, так что АЭС нужна будет только как резервная система к солнечным батареям. И вода на Марсе повсеместна, а на Луне — только у полюсов в некоторых местах, с концентрацией в 3 раза меньшей.
        И если на Луну ещё как-то можно забрасывать уран или плутоний и солнечные панели, то с Марсом такое не выгорит — далеко.
        Для грузового корабля вопрос времени — не принципиальный. А в плане затрат топлива — vanxant уже указал, что Марс ещё дешевле может оказаться, так как delta-V при отправлении там не сильно отличается, зато при посадке на Марсе можно тормозить об атмосферу, а на Луне — только за счёт двигателей.
        Будет энергия — будет и остальное сырьё.
        Нет, не будет: на Луне почти нет углерода, и следственно нет никакой органики — выращивать растения можно только на привозном материале. На Марсе в грунте уже есть органика — грунт лишь нужно очистить от лишних примесей.
        В общем, с Марсом всё пока печально: надо не просто туда забросить группу «туристов», но и обеспечить им там производство всего, что может понадобится, потому что про оперативное возвращение можно забыть в принципе.
        Если вы хотите нового шага в космонавтике, а не ёрзания на месте — то это не минус, а плюс. И со станции Скайлэб, нескольких советских Салютов, станции Мир и МКС — ни разу не возвращались досрочно, хотя это можно было сделать за пару часов. Так что это тоже не проблема.


        1. jaiprakash
          26.03.2018 23:56

          На Луне строить базы не на полюсах — странная затея. Хотя бы из-за температурных перепадов. А на полюсах можно поворотные панели развернуть, которые будут всегда освещаться, или почти всегда, если рельеф не позволит.


          1. oleg_go
            27.03.2018 00:05
            +1

            Нет на Луне таких мест, чтобы панели всегда освещались. В любой точке на Луне запас батарей на несколько недель нужен.


            1. black_semargl
              28.03.2018 12:49

              Можно поставить по обе стороны и протянуть ЛЭП


              1. oleg_go
                28.03.2018 15:32

                Можно всё что угодно сделать — вопрос в килограммах и трудозатратах. Если нам нужна ЛЭП с общей длиной 500 км, а вес провода 500 кг на километр — мы получаем вес 250 тонн. Этот вес нужно забрость на Луну. И потом ещё смонтировать на поверхности, что, с учетом кратеров и условий Луны, тоже не просто.


          1. voyager-1
            27.03.2018 00:46

            Ограничиваясь единственным местом в постройке базы — вы себе сразу же отрезаете доступ к каким-нибудь другим источникам статегически важных для базы/колонии ресурсов. В случае с Марсом у вас примерно 2/3 поверхности доступно для выбора, в случае с Луной — 1-2%.

            А на полюсах можно поворотные панели развернуть, которые будут всегда освещаться, или почти всегда, если рельеф не позволит.
            На Южном полюсе Луны скорее всего таких мест вообще нету. А на северном — нету уже льда. Так что на Луне вы выбираете что-то одно, а на Марсе — можно сразу выбрать 3 или даже 4 ресурса.


            1. Valerij56
              27.03.2018 01:33

              Плюс повсеместно доступный из марсианской атмосферы углерод, которого практически нет на Луне. А это создаёт проблемы для оранжерей.


  1. sstakk
    26.03.2018 14:24

    Интересно насколько дорога такая аренда у НАСА? Ведь это же круто когда частник может просто арендовать пустующую площадку у государства, а не тестировать движки за гаражами…


    1. Valerij56
      26.03.2018 16:08
      +1

      Интересно насколько дорога такая аренда у НАСА?
      Бесплатно. НАСА не имеет права брать арендную плату, считается, что всё, оплаченное из бюджета, принадлежит налогоплательщикам. Но в аренду НАСА может предоставить площади, испытательные и пусковые комплексы только «профильным компаниям». При этом компании сами оплачивают необходимую реконструкцию и текущие расходы, платит налоги.


  1. anatolnsk
    27.03.2018 02:29

    Quo vadis...