За последние несколько лет значительно возросла популярность видеоблогинга. Аудитория YouTube насчитывает миллиард человек — это треть всех интернет-пользователей. Ежедневно они «насматривают» 500 миллионов часов видео.

Подкастинг — еще одна форма создания контента, которая активно развивается. Как минимум 67 миллионов американцев слушают подкасты раз в месяц. Это движение набирает обороты и в России. Например, в iTunes можно найти такие проекты, как образовательный подкаст «Хочу все знать», а также аудиоверсию шоу на радио «Маяк» с Сергеем Стиллавиным и Рустамом Вахидовым.

Что касается стриминговых сервисов, то согласно статистике Twitch, платформу посещают 15 миллионов пользователей ежедневно. При этом в месяц появляется 2,2 миллиона уникальных создателей контента. Однако не все они (как и подкастеры, и видеоблогеры) приобретают большую популярность и набирают огромное количество просмотров.

Причины неудач – разные. Однако одна из ключевых – отсутствие должного внимания к аудиосоставляющей проекта (видеоблога, стрима или подкаста). Мало кому захочется смотреть и слушать передачу с «зашумленным» или, наоборот, приглушенным звуком словно вы ведете трансляцию из-под подушки.

Дэн Бенджамин (Dan Benjamin), создатель хостинга для подкастов Fireside, отмечает, что от качества звука зависит все. Если у вас хороший контент, но зрители не понимают, что вы говорите, или у них в ушах белый шум, не стоит ждать, что ваше творчество будут рекомендовать друзьям.

Хороший микрофон и обработка звука — одна из основ для привлечения новой аудитории и удержания внимания преданных поклонников вашего проекта.


Фото zhezhe2010 CC BY

Конечно, попробовать в работе все популярные микрофоны будет сложно. Особенно если вы только запускаете свой первый подкаст, видеоблог или игровой стрим.

Поэтому в нашем сегодняшнем материале мы решили помочь начинающим content creator'ам и представить популярные микрофоны, которые рекомендуют «старожилы» индустрии подкастинга, стриминга и участники платформ Reddit, IGM и Quora.

Начнем наш обзор микрофонов с разговора о типах и видах интерфейсов. В дальнейшем это позволит сделать выбор в пользу того или иного устройства.

Динамические или конденсаторные


Поскольку это материал для начинающих, будем считать, что микрофоны делят на две группы: динамические и конденсаторные. Первые лучше подавляют шум вокруг и менее восприимчивы к вибрациям стола/стойки. Однако при их использовании может показаться, что записанный звук слегка приглушен. Для работы динамического микрофона не требуется дополнительный источник питания, поэтому устройства этого типа подойдут новичкам, которым пока трудно разбираться в особенностях подключения дополнительной аппаратуры.

Конденсаторные микрофоны более восприимчивы к шумам и эху, поэтому чаще «захватывают» окружающие звуки, которые вы не хотели записывать. Но если работать в специальной «мягкой» комнате (комнате с акустическим поролоном или просто заполненной большим количеством мягкой мебели), то звучание конденсаторного микрофона будет «чище», чем у динамического. Количество отражений звуковых волн уменьшится, эхо пропадет.

Также конденсаторным устройствам необходим внешний источник питания. У некоторых моделей есть собственный БП, однако большинство работает от фантомного питания. Выбирать этот тип микрофонов следует в том случае, если вы уже приобрели внешнюю звуковую карту или усилитель с XLR-входом для микрофона или планируете это сделать. Стоит отметить и относительно новую категорию — конденсаторные USB-микрофоны — их можно подключить напрямую к вашему ПК (или даже к iPhone или iPad).

USB или XLR


USB-микрофоны подключаются напрямую к компьютеру. Пользователям при этом не нужно докупать специализированное оборудование (например, отдельные звуковые карты).

Системы XLR – «блочные». Микрофон можно подключить к звуковой карте, усилителю, различным пультам аудиообработки и управлять блоками и эффектами с помощью физических контроллеров. Такие системы предполагают более высокую суммарную стоимость.

Если вы только начинаете создавать аудио/видеоконтент, то вам хватит USB-микрофона — они дешевле, чем связка оборудования XLR-микрофон плюс звуковая карта, и проще настраиваются. Но если есть желание получить возможность более тонкой настройки звука и записывать сразу с нескольких микрофонов (двух, трех или четырех гостей/ведущих вашего проекта), то лучше обратить свой взор на XLR-решения.

Мы распределили микрофоны на две группы по интерфейсам подключения: USB и XLR. В каждой группе все устройства отсортированы по возрастанию цены, а стоимость представленных моделей не превышает 20 тысяч рублей.

USB-микрофоны


Blue Snowball (USB, конденсаторный): ~ 6 500 рублей

Часто занимает первые места в топах микрофонов как устройство для начинающих создателей контента. Его используют геймеры, интервьюеры, музыканты и вокалисты.

Имеет несколько режимов работы: может захватывать звук, идущий как спереди (кардиоида), так и со всех направлений (всенаправленный). Более дешевая версия этого микрофона (~5 500 рублей) — Snowball iCE — работатет только в одном режиме (кардиоида).

По словам Майкла Ларсена (Michael Larsen), подкастера и резидента Quora, оба микрофона «пишут» одного человека без артефактов и лишних шумов. Однако при использовании всенаправленного режима старшей версии ваш голос, записанный спереди микрофона, скорее всего будет отличаться от «захваченного» с задней стороны устройства.

В комплекте от производителя идет складная тренога, на которую крепится микрофон. Не требует установки драйверов.


Пример микрофона c USB-интерфейсом: Audio-Technica AT2020USB+

Rode Podcaster (USB, динамический): ~15 500 рублей

Это брат XLR-микрофона Rode Procaster, но подключается по USB. «Устойчив» к окружающим шумам и улавливает только ваш голос. Один из резидентов Reddit говорит, что микрофон не «слышит» шум с лестничной клетки, на которой идет ремонт и ходят рабочие.

На Reddit также отмечают, что это достойный микрофон для стриминга и отличная замена Rode Procaster, если вы не хотите тратиться на аудиоинтерфейс.

XLR-микрофоны


Rode NT1-A (XLR, конденсаторный): ~13 200 рублей

Его используют профессиональные подкастеры и музыканты. Также он частый «гость» ТВ-студий и завоевал награду Editors Choice Award на Electronic Musician 2004.

По мнению основателя блога MakeBeats101 и музыканта Карло (Carlo), этот микрофон — выбор многих студийных инженеров. Сам Карло всегда использует его для записи акустических гитар. Rode NT1-A выдает самый низкий уровень статического шума при записи среди всех моделей линейки Rode.

Одно из главных достоинств Rode NT1-A — наполнение коробки. Вместе с микрофоном вы получаете крепление, поп-фильтр, XLR-кабель и мягкий чехол. Это позволит сэкономить деньги на аксессуарах, что очень кстати для начинающего создателя контента.

Из недостатков можно отметить то, как он «работает» с высокими голосами — они начинают звучать очень тонко. Пользователи также отмечают, что NT1-A оказывает подобный эффект и на басовитый голос или баритон.

Rode Procaster (XLR, динамический): ~13 000 рублей

Это динамический микрофон, он не требует фантомного питания. Звукорежиссер Гари Хибнер (Gary Hiebner) говорит, что микрофон обладает низкой чувствительностью и поэтому не захватывает много окружающих звуков. Гари даже пробовал делать запись во время сильной грозы на улице, и Rode Procaster показал чистый звук с небольшими «примесями» шума дождя.

Бонусом является встроенный поп-фильтр. В отличие от внешних фильтров, он не мешает читать скрипт с листа. Недостаток — микрофону нужна стойка, которая выдержит его вес (почти 700 грамм).

Audio-Technica BP40 (XLR, динамический): ~25 499 — 25 636 рублей

Этот микрофон дороже двадцати тысяч, но он часто упоминается в подборках гаджетов для подкастеров. Продюсер и инженер Джефф Стендфилд (Geoff Stanfield) отмечает, что BP40 подавляет помехи, идущие от сети, а это исключает статический шум при записи.

Устройство не приглушает голос и улавливает его, даже если говорить не прямо в микрофон, а чуть в сторону. Однако есть мнение, что микрофон делает голос слишком четким с ярко выраженной артикуляцией. Это может не понравится людям, предпочитающим более спокойное звучание без резких моментов в речи.

В комплекте с микрофоном идет держатель для крепления к стойке и чехол.

Микрофоны для видеосъёмок


На рынке можно встретить микрофоны, разъёмом для подключения которых является обыкновенный 3,5-миллиметровый джек (или разъем mini-XLR). Эти устройства используют вместе с видеокамерами, чтобы не записывать звук на их стандартный микрофон. Встроенные микрофоны камер не всегда рассчитаны на подавление внешних и внутренних шумов (механических), потому записанный с их помощью звук зачастую оставляет желать лучшего.

Схема подключения таких микрофонов иногда может содержать различные приемники, подключаемые к звуковым картам и другим аудиоинтерфейсам.

Плюсом здесь является компактность и небольшой вес микрофонов (для некоторых моделей составляет всего 6 грамм). Они не бросаются в глаза на видео. Однако есть и минусы: хотя сами микрофоны стоят не очень дорого, придется потратиться на остальное оборудование. Поэтому рекомендовать этот вариант можно тем, кто уже приобрел видеокамеру с возможностью подключения внешних микрофонов или планирует это сделать.


Пример петличного микрофона: Audio-Technica ATR3350

Audio-Technica ATR3350 (3,5 мм, конденсаторный): 2 190 рублей

Это петличный всенаправленный микрофон. Дизайн устройства делает его практически незаметным на одежде, поэтому он не отвлекает и не нервирует спикера. У этого устройства двойной монофонический штекер типа 1/8” TRS mini-Jack, поэтому микрофон позволяет писать стереозвук. Эта модель часто попадает в топы лучших петличных микрофонов.

Длина кабеля микрофона составляет 6 метров. В комплекте поставляется зажимная клипса для галстука, ветрозащита и плоская батарейка. Однако эта батарейка является недостатком устройства — микрофон не имеет индикации заряда батареи, поэтому может отключиться в самый неподходящий момент.

Rode smartLav+ (3,5 мм, конденсаторный): ~ 4 500 рублей

Всенаправленный микрофон, в комплекте с которым поставляется поп-фильтр и приложение для смартфона от Rode. Оно помогает настроить микрофон и предоставляет систему звукозаписи с пресетами. Это может быть полезно, если вы планируете использовать свой телефон в качестве диктофона. Из других бонусов — чехол для хранения.

Из недостатков устройства некоторые обзорщики выделяют тот факт, что микрофон хорошо улавливает голос только того человека, на которого надет. Все остальные звуки оказываются приглушенными, что может создать определенные неудобства при записи диалогов.

Sennheiser ME 2-US (3,5 мм, конденсаторный): 4 799 рублей

Всенаправленный петличный микрофон с зажимом-клипсой легко крепится к одежде. Подходит для записи вокала. Длина провода, однако, всего 1,6 метра. В некоторых ситуациях это может создать определённые неудобства при сьемке. Такой микрофон рекомендуется подключать к передатчику радиосистемы. Микрофон поставляется с металлической ветрозащитой.

AKG CK99L (mini-XLR, конденсаторный): 7 698 рублей

Конденсаторный петличный микрофон с режимом записи — кардиоида. Он подходит для записи в зашумленных местах, вроде лекционных аудиторий или публичных мероприятий. В комплекте также поставляется ветрозащита. Зажим для крепления металлический, он гасит вибрации и плотно крепится к одежде.



Это лишь небольшая часть решений, которые позволяют записывать качественный звук для подкастов и видео. Надеемся, новичкам в деле подкастинга и видеоблогинга наш обзор поможет сориентироваться в том, на какие девайсы стоит обратить внимание в первую очередь. А мы в своих материалах продолжим рассказывать обо всем, что связано с миром аудио.

P.S. «Идеи новогодних подарков»: специальная подборка товаров из нашего ассортимента, которая поможет подобрать подарки для своих близких и друзей.

Комментарии (24)


  1. Falstaff
    11.12.2017 16:50

    Я бы добавил Rode NT1 (самой новой редакции, в чёрном корпусе), он технологичнее NT1-A. У него тоже есть комплектация NT1 Kit с чехлом, их фирменным подвесом и поп-фильтром, плюс собственный шум у него — во всяком случае они сами рекламируют — один из лучших среди всего что есть. Его очень много где хвалят.


    1. Falstaff
      11.12.2017 17:07

      И вдогонку, фразу «Rode NT1-A выдает самый низкий уровень статического шума при записи среди всех моделей линейки Rode» лучше поправить, потому что чёрный NT1 менее шумный — 4.5 dB против 5 dB у NT1-A.


      1. dkukushkin
        11.12.2017 19:34

        NT1 менее шумный — 4.5 dB против 5 dB у NT1-A

        Для подкастов NT1 слишком жирно. Вы сможете на слух отличить 4.5 dB и 5 dB?

        Для вокала да, там другие критерии.


        1. Wuzaza
          11.12.2017 20:24

          Низкий шум важен для постобработки, поскольку звук при сведении подвергается безбожной компрессии, и в результате все тихие звуки становятся очень громкими, в том числе и шум. Если каналов не слишком много, то шум не так критичен, хотя запас было бы не плохо иметь…


        1. Falstaff
          11.12.2017 20:30

          Да нет, я и побольше разницу никак не смогу отличить. :) И Wuzaza внизу правильно пишет, в плохом помещении конденсаторный (тем более с дюймовой и больше диафрагмой) хуже динамического будет, все шумы в округе соберёт. Просто цены у них соизмеримые (в статье NT1-A указан 13.2 т.р., NT1 Kit обойдётся на две тысячи больше), если хочется из этой категории, можно посмотреть и на NT1. Всё зависит, конечно.

          Ну а про шум — в основном буквоедство, фактическая ошибка в статье глаза колет.


  1. Twanger
    11.12.2017 17:13

    Как раз ATR3350 для своего видеоблога прикупил. Но показался тиховатым. До этого был дешевый Boya, сдох за пол-года, но звук был громче. И да, что нет примитивного индикатора питания — это, конечно, минус.


  1. Wuzaza
    11.12.2017 17:19

    Еще в ту же компанию подойдут AUDIO-TECHNICA AT2020USB, SHURE PG42USB, SHURE PG27USB и AKG Perception 120 USB. Сам юзаю AT2020 (не USB) с предусилителем, звук шикарный, но слышно даже, как мышь в углу чихнула, поэтому не советую в шумном помещении…


  1. Zikikzn
    11.12.2017 18:19

    Купил себе Samson Meteor и считаю отличным микро за свои деньги, главное удобство что в рот не лезет паралоновая хрень от гарнитуры, ну и команда слышит меня отлично без посторонних шумов


  1. Prome_T
    11.12.2017 18:28

    Это не совсем аккуратно писать: «Первые лучше подавляют шум вокруг» про динамические микрофоны, т.к. они никак не занимаются подавлением, а всего лишь имеют более низкую восприимчивость к посторонним звукам в связи с особенностью конструкции. Среди конденсаторных микрофонов, пускай и исключительно типа «пушка», есть те которые таки именно подавляют посторонние звуки, за счет формирования узкой диаграммы направленности массивом капсюлей.


  1. Zel
    11.12.2017 21:49

    А что скажете про Boya BY-LM10? Покупал его, чтоб можно было на iPhone / iPad записать чего-нибудь. При записи в Garage Band сильно слышно было сторонние звуки. Может, нацепил неправильно?


  1. apan65
    11.12.2017 23:23

    В качестве петлички для видеозаписи рекомендую sony ecm-cs3, на ебее за 1.3к можно взять, качество звука просто на высоте.


  1. mm7
    12.12.2017 00:39

    Вообще-то способность микрофона «подавлять шум вокруг» зависит не столько от его типа, конденсаторный или динамический, а от диаграммы направленности. (Разве что ленточники от природы имеют «восьмерку»)
    Чем уже диаграмма направленности, тем больше микрофон «слышит» перед собой, и тем меньше он «слышит» вокруг. И это относится не только к шуму, а ко всем звукам (в воспринимаемом диапазоне).
    Есть микрофоны с круговой, с кардиоидной, с суперкардиоидной, гиперкардиоидной и тп ДН. Есть даже которые могут переключаться…


  1. Praksitel
    12.12.2017 01:21

    При этом вполне достаточно микрофона начального уровня типа AKG P3S или Shure AV100 за 2000 р. Советование микрофонов за 10-20 тыр начинающим — чистая реклама.


  1. asmrnv777
    12.12.2017 02:48

    Подскажите, пожалуйста, как проще всего почистить на записи или подавить при записи шумы на макоси с AT2020USB+?
    Как тут уже отметили, слышно просто абсолютно всё! У меня при закрытых окнах улавливает звук от проезжающих где-то далеко машин, который я ушами не слышу :(
    В Audition игрался с Noise Reduction, но мне, видимо, скилла не хватает для этого — либо шум не убирается, либо сильно искажается голос.


    1. Vitalley
      12.12.2017 04:17

      Тут сложно, можно гейтом играться, а так лучше вручную чистить. Если шума много не не правильно пишите, ближе подносите микрофон к источнику звука. Куледитовский ноизредакшн может подавить шум преампа микройона, но никак не посторонние шумы которые словил микрофон.


    1. Coverbacker
      12.12.2017 13:15

      Советую снижать громкость записи до ~58-62%, ближе садиться к микрофону, а также изолировать место записи специальным покрытием, если это возможно. Этот микрофон правда пишет дыхание людей из соседней комнаты (если включен на 100%), такая уж специфика (он не узконаправленный), зато качество звука высокое и громкость записи с запасом.


    1. Wuzaza
      12.12.2017 13:32

      Я не сталкивался с USB версией, но думаю, что у неё в отличие от XLR предусилитель должен быть встроен куда-то в корпус, поищите регулятор, попробуйте снизить гейн. Если нет, то снизьте уровень записи на компьютере.
      Можно купить специальный звукопоглощающий экран, но хорошие дорогие. Можно попробовать купить б/у или соорудить самостоятельно…


  1. kablag
    12.12.2017 09:21

    Без Октавы не патриотично получается :) Пользуюсь их конденсаторным, правда для записи гитары...


  1. Dmitry_7
    12.12.2017 12:22

    Как же так — качество и разборчивость речи в телефонах на порядок круче, а цена в сотни раз ниже. Что-то тут не чисто. Через тот же телеграмм можно общаться, как будто человек рядом, а уж через блютус гавнитуры вообще и в метро можно говорить.


    ПС сильно раздражает, что на радио специально делают звонки с телефона тихими, и не применяют дешешшер — вот там ничего не понятно


    1. ffs
      12.12.2017 15:53

      Насчет качества сильно не уверен, а про разговор в шумном месте — работа алгоритмов шумоподавления.


  1. Coverbacker
    12.12.2017 13:12

    Как владелец Audio-Technica AT2020USB+ скажу: все поражаются качеству звука в микрофоне, особенно на прямых трансляциях и созвонах. После меня среди знакомых такой взяли человек семь где-то. Думаю, для рядового пользователя именно USB микрофон будет лучшим выбором, так как не зависит от остальной системы и не требует ничего кроме самого устройства, провода и подставки. Да, звук может быть и лучше гораздо, но за свои деньги это шикарное устройство. Реальный минус для некоторых задач — нет стерео.


  1. bamovetz
    12.12.2017 15:53

    У меня тут вопрос — есть ли usb-микрофон петличка (я только один нашел но для камеры Go Pro — непонятно как он будет через комп работать).
    И еще можно ли подключить обычный динамический микрофон (или Audio-Technica ATR3350) с обыкновенныv 3,5-миллиметровый джеком во внешнюю звуковуху типа M-Audio M-Track 2x2.


    1. kablag
      13.12.2017 10:18

      И еще можно ли подключить обычный динамический микрофон (или Audio-Technica ATR3350) с обыкновенныv 3,5-миллиметровый джеком во внешнюю звуковуху типа M-Audio M-Track 2x2.

      Думаю без проблем. Там же есть гейн — им сигнал можно отрегулировать. И входы разного типа. Только переходник на 6,35 мм, видимо, нужен будет.


    1. Zel
      14.12.2017 18:26

      Скорее всего, это BOYA? Я использую его аналог, но с 3,5мм.
      Выше мой вопрос-комментарий по поводу скрипов. Сам хотел бы разобраться