Стимпанк как эстетическую концепцию в дизайне Hi-Fi и прочей аудиоаппаратуры нельзя назвать широко распространенным явлением. Несмотря на достаточно живой интерес к подобной технике, она редко попадает в каталоги интернет-магазинов и на полки салонов аудиотехники. Мне не известны компании, выпускающие такую технику серийно.



Создатели псевдопаровых и нарочито аналоговых аудиочудес, как правило, одиночки, которые делают для себя или работают под заказ для конкретного клиента. Нередко впечатляющие концепты появляются не только у профессионалов, но и у любителей.

Несмотря на сравнительную молодость моды на стимпанк дизайн в аудио, энтузиасты успели собрать и(или) модернизировать(кастомизировать) множество впечатляющих, необычных устройств. Интересно также, что в России появляются устройства с характерным национальным колоритом, некоторые из них заслуживают особого упоминания. Под катом пойдет речь о нескольких экспериментах в дизайне аудиоустройств, которые меня особенно впечатлили.

Copper Steam


Одними из пионеров стимпанка в аудио стали Copper Steam. Появление этой лаборатории напрямую связано с деятельностью и эстетическими пристрастиями дизайнера и инженера Майкла Кокрана. Сам дизайнер считает всё, что связано с его концептами “безумным путешествием”, которое началось в 2008-м году на волне растущей популярности стимпанка, как литературного и анимационного жанра.

Всё начиналось в сравнительно убогих кустарных условиях. Лаборатория представляла собой пару столов в старом сарае на заднем дворе дома дизайнера в Орландо. Майк начинал с создания аксессуаров для интерьера. Первые работы были скульптурными композициями и предметами мебели, выполненными в стилистике, характерной для стимпанк вселенных.

Через четыре года, переехав из Орландо в Ки-Уэст, Майк начинает создавать первые усилители. Необходимо отметить, что дизайнер выбрал идеальное время для создания именно стимпанк усилителей, так как предложенная им винтажная эстетика стала подлинным мейнстримом.

Последнее обстоятельство во многом определило коммерческую успешность предприятия и дало возможность развивать несколько направлений и продолжить создавать устройства с уникальным внешним видом. Вероятно, свою роль сыграл и “теплый” ламповый маркетинг. Практически всё усиление Copper Steam для пущей архаичности и брутальной трушности строится на вожделенных аудиофилами вакуумных электрических приборах.

Опыты Copper Steam определили канонический облик такого рода устройств (усилителей и АС). Многие из тех, кто начал заниматься стимпанк дизайном и моддингом усилителей опирались на приёмы и принципы, заложенные Майклом Кокраном.

Первой акустической разработкой Copper Steam стал небольшой и бюджетный Steam Amp. Модель представляла собой комплект из полного лампового усилителя и акустической системы.



  • Технические характеристики Steam Amp:
  • Конструкция: медь, латунь, дуб.
  • Технические характеристики:
  • Размеры (дюймы): 13w x 10d x 8h.
  • Вес: 20 фунтов.
  • Выходная мощность: 8 Вт (непрерывная RMS в 8 Ом).
  • Выходное сопротивление: 8 Ом.
  • Вход: 1/4 Line-Level.
  • Параметры АС:
  • Размеры(дюймы): 7 w x 10 d x 9 h
  • Вес: 8 фунтов
  • Мощность: 20 Вт при 8 Ом

Следующие устройства были рассчитаны на более взыскательную аудиторию, обладали большей мощностью, высокой верностью воспроизведения и могли впечатлить опытных меломанов и аудиофилов. В линейке The Deux были представлены стерео предусилитель DeuxPre и моноблочный оконечник DeuxAmp.



Технические характеристики Deux Pre:

Конструкция: медь, латунь, орех.
Размеры(дюймы): 12,5 w x 12,5 d x 8,25 h.
Вес: 20 фунтов.
Вход/выход: 4 RCA Line-Level In, 1 стерео вход 1/4, ленточный контур, 1 выход.



Технические характеристики:
Конструкция: медь, латунь, орех.
Размеры (дюймы): 12,5 w x 12, d x 8,25 h.
Вес: 30 фунтов.
Выходная мощность: 60 Вт (непрерывная RMS в 8 Ом).
Выходное сопротивление: 4, 6 или 8 Ом.
Диапазон частот: от 20 Гц до 20 кГц.
Интермодуляционные искажения: менее 1% при 60 Вт; менее 0,5% от 50 Вт ниже.
Вход: RCA Line-Level.

Несколько позже появилась и акустическая система The ?thereal One Tower Speaker. АС разработали для завершения монобрендовой концепции. Тут также не обошлось без архаичного подхода — система широкополосная, что не очень характерно для современной акустики.



Технические характеристики The ?thereal One Tower Speaker:

  • Конструкция: МДФ, Грецкий орех, клен, медь, латунь.
  • Размеры (дюймы): 13 w x 13 d x 42 h.
  • Вес: 60 фунтов.
  • Драйвер: 8 дюймов Tang Band w8-1808.
  • Мощность: 30 Вт (непрерывный RMS), 60 Вт — пиковая (при импедансе: 8 Ом).
  • Частотная характеристика: от 45 Гц до 20 кГц.
  • Чувствительность: 93 дБ.

Несколько позже появился Steam Amp II, который также как и первый представлял собой комплект из усилителя и небольшой широкополосной акустической стереосистемы. Одним из главных отличий этого устройства стало измененное акустическое оформление АС с корпусами шаровидной формы. Усилитель всё также оставался ламповым.



Технические характеристики Steam Amp II:

  • Конструкция: медь, латунь, орех.
  • Размеры(дюймы): 13w x 13 d x 8 h.
  • Вес: 40 фунтов.
  • Выходная мощность: 8 Вт (непрерывная RMS, 8 Ом).
  • Выходное сопротивление: 8 Ом.
  • Входы: 4 RCA линейных входа, 1/8 мини-разъем.
  • Параметры АС:
  • Размеры(дюймы): 9 w x 9 d x 10 h.
  • Вес: 10 фунтов.
  • Каждый драйвер: 4 дюйма Tang Band W4-1879.
  • Мощность: 25 Вт при 8 Ом.

Это устройство мне особенно понравилось, так как я неравнодушен к шаровидной акустике ввиду её антирезонансных качеств.

Часть из этих устройств создавалось также в городе Сент-Томас, где Майк жил на крошечном острове Water Island. По мнению дизайнера, окружающая обстановка и место жительства оказывают огромное влияние на творческую продуктивность.

Русский стимпанк от Валерия Афанасьева


Работы одного из администраторов российского ресурса Tehnari.ru Валерия Афанасьева также признаются эталонными. В отличие от Майка Кокрэна, Валерий не использует ламповую схемотехнику (по крайней мере для тех усилителей, которые мне знакомы). Чтобы не мудрствовать лукаво и сконцентрироваться в первую очередь на стилистическом оформлении устройств, Валерий использует стандартные усилители класса D. Основной дизайнерской фишкой становится индикация, построенная на электромеханическом принципе.

Каноничными для русского стимпанк дизайна в аудио считаются сразу несколько усилителей от Валерия, которые многие считают настоящими шедеврами.

Первым стал безымянный “Steampunk Audio Amplifier from Valery” с механическим индикатором спектра. Впечатляющая конструкция намекала на паровой принцип действия устройства, так как детали корпуса были выполнены в форме котлов, соединенных трубами.


В качестве источника света для создания индикатора использовался лазер от стандартного DVD. Фактически, эта деталь представляла собой механический осцилограф.(подробно о том как создать по ссылке)



Позже аналогичный индикатор появился в не менее интересном устройстве с названием “Аудиоскафъ”, выполненный в форме парового котла.



На видео хорошо заметен механический индикатор громкости, который поворачивает стрелку в соответствии с уровнем. Технически не сложно, при этом достаточно зрелищно.


Ещё одним устройством Валерия, заслужившим внимание многих любителей стимпанка в Аудио, стал “Самоварофон”.



Устройство также отличалось незаурядным индикатором, впрочем, как и другими эстетическими особенностями. Например, шильда усилителя была выполнена в стиле, характерном для Российской Империи конца 19-го, начала 20-го веков.



Индикатор самоварофона зеленый, принцип действия близок к первому устройству.



Подробно об устройстве автор пишет тут: www.casemods.ru/section0/item1032

Рассматривать технические характеристики устройств, полагаю, бессмысленно, так как в зависимости от использованных комплектующих они могут быть практически любыми. Могу лишь уточнить, что мощность (RMS) самоварофона была около 100 Вт.


Из многофункциональных устройств с впечатляющими декоративными эффектами стоит отметить музыкальный центр с пафосным названием “Паросаунд” или по иному “Музыкальная шкатулка с паровымъ двигателемъ”.



Пожалуй, сложно придумать что-то визуально более подходящее для воспроизведения композиций проекта “Дореволюционный советчикъ”. Грамотная подсветка и другие впечатляющие визуальные эффекты немногих оставили равнодушными к этому устройству.


Следует также отметить, что музыкальных центров было сделано несколько. Основным отличием был механизм автоматики открывающейся створки CD-проигрывателя.


Рассказ об устройствах Афанасьева будет не полным, если не затронуть виниловую тему. Так в 2014-м году дизайнер создал проигрыватель грампластинок с оригинальным вертикальным размещением диска.



По аналогии с другими устройствами устройство получило интересное концептуальное наименование “вертикальный граммофонъ “Вертикрутъ”


Из видео можно сделать вывод о том, что устройство имеет некоторые проблемы со стабильностью скорости вращения. Это, вероятно, связано с оригинальным расположением диска. Мне также неизвестно была ли эта проблема решена. При этом в комментариях автор уточнил, что такой проблемы нет, а искажения — проблема записи.



Так или иначе, визуально устройство очень впечатляет. Проработано всё до последней кнопки



Известно, что автор продаёт свои работы, а также, что стоят они достаточно недешево.

Итог


Вместить всё многообразие стимпанк техники в один материал достаточно сложно. В случае, если у вас есть желание подробнее узнать о том, что создаётся в этом направлении, буду рад написать ещё несколько постов. Как и в других материалах такого рода предлагаю пользователям принять участие в опросе и выразить отношение к такому явлению как стимпанк в аудио.

В посте использованы фото coppersteam.com, tehnari.ru, а также casemods.ru


В нашем каталоге представлен широкий ассортимент усилителей, ресиверов и другой звуковоспроизводящей аппаратуры. У нас вы можете приобрести как транзисторные, так и ламповые УМЗЧ, а также акустические системы высокой верности воспроизведения.

Комментарии (17)


  1. Nuwen
    18.12.2017 04:27

    Двойственное чувство от этого стимпанка. С одной стороны — какая-то эстетика в этом определённо есть, а с другой стороны — панком тут не пахнет, облепленные латунью обычные девайсы, сплошное позерство. Лампы, торчащие из ламповых усилителей несут функционал, механические будильники целиком оправдывают свой клокворкпанковский вид, а тут что? Вот если бы эти штуки работали на таблетках сухого спирта, который кипятил воду в бачке, которая двигала бы генератор через поршневой механизм, то было бы да. Ну, либо хоть какая-то характерная деталь имела бы хоть какой-то функционал.


  1. Areso
    18.12.2017 07:46

    Вес и размеры зачем перевели в неметреческую систему мер?


    1. hdfan2
      18.12.2017 08:02

      Да ещё голодный парсер сожрал все двойные кавычки, означавшие дюймы, и выср изрыгнул нечто непонятное.


  1. hdfan2
    18.12.2017 08:04

    Самоварофон

    Надо теперь «Самогонофонъ» делать. Будет просто хит, особенно если сможет работать по основному назначению.


  1. hssergey
    18.12.2017 08:26

    Что-то у «вертикрутя» просто ужасно звук плывет… если проблема в записи видеоролика, то может, стоило попросить автора предоставить ролик лучшего качества? А то создается в печатление, что вид устройства красивый, но с механикой явно проблемы…


    1. TheSskain
      18.12.2017 09:51

      youtu.be/6qQwiaZdP0k — антикварное поделие — элегантное и без косяков звука

      youtu.be/FGR_lN1FQ8Y — современное поделие, опять же, без проблем с механикой


  1. UksusoFF
    18.12.2017 09:23

    У Copper Steam на сайте есть процесс сборки: http://coppersteam.com/steampunk-amplifier-wip/


  1. TheSskain
    18.12.2017 09:33

    В аудио — функционал/качество и дизайн — несовместимы.
    Ка бы то странным не казалось.


    1. Sound_cULT Автор
      18.12.2017 13:53

      Спорное утверждение. Аргументируете? Интересно…


      1. TheSskain
        18.12.2017 15:02

        1 — лампы в достоверном звукоусилении не используются.
        Для гитарного дисторшена, для синтезаторных модуляторов etc, то бишь при создании звука — сколько угодно.
        При усилении, фиксации саунда — лампам места нет.

        2 — усиление мортируется в рэки и в бытовых условиях удаляются в кладовку с кондишеном, где могут саолько угодно шуметь кулерами, но в корпусах эранированных, рассчитаных на пресечение бесконтрольного получения/распространения ЭМИ. Принцип как у серверных юнитов — удобство их монтажа и ремонтопригодности, с использованием стандартных элементов крепежа, экранов и тагдалее.

        3 — сама акустика, в быту называемая колонками — все эти 4-5-7" пукалки не могут называться мониторами. Это сигнальные приборы, не более — показывающие, что какой-то звук есть, ну и ладно. На АС ближнего поля прослушивание фонограмм — дело зело сомнительное. Изготовить что-либо компактное и имеющее полноценный, полнодиапазонный звук — ещё никому не удавалось.

        Вот и получается, что для начала имеем что-то похожее на линейные концерные массивы, рэки/кофры, способные перемалывать и выдавать сотни ватт минимум, которые в лучшем случае удастся покрасить или отшпонировать.
        Вся эта стимпанковская лабуда, вкупе с дизайнами корпусов ала айфон и прочими стразиками — забавные предметы интерьера, не имеющими никакого отношения к звукам музыки.
        Да и просто не встречал ничего дизайнерского и одновременно удобного, функционального — ни электроники, ни одежды, ни прочих технологичных предметов, аки автомобили/оружие/интерьеров. Где дизайнер засветился — там инженера тошнит.)))

        Как-то так, вкратце…


        1. Sound_cULT Автор
          18.12.2017 16:33

          лампы в достоверном звукоусилении не используются.

          сложнее, дороже и менее рациональны чем камни схемотехнически, но используются и позволяют создавать не плохие, а часто хорошие усилители. Гитарная тема — отдельная история. Да и собственно в представленном ламповом оконечнике IMD (правда не указано каким методом измеряли) менее 1 % на пиковой мощности (это очень внушительный показатель).
          полнодиапазонный звук — ещё никому не удавалось.

          Форм фактор накладывает ограничения на любые системы вне зависимости от дизайна (стимпанк-то тут причем)

          Где дизайнер засветился — там инженера тошнит.

          Приведенными вами аргументами сие утверждение не доказано. Из собственного опыта могу привести массу примеров когда форма вполне соответствует содержанию и никак ему (содержанию) при этом не мешает.


          1. TheSskain
            18.12.2017 17:07

            На лампах невозможно сделать не просто хорошие, а даже удовлетвлрительные усиления.
            И именно лампы являются ограничителем. Цена побоку, это дело сотое…
            1% — это неприлично ровно на порядок, ибо человек средней глухоты болезненно реагирует уже на подступах к 0.1. 0.01% всех помех суммарно — это показатель средненького концертного усиления.

            Формфактор — естественный ограничитель, ибо не позволяет использовать стандартные speakon, xlr, tr/trs.
            В поделиях просто нет места или они будут тупо разрушены под весом коннекторов и проводов.
            Все наружные металлические поверхности, к которым может прикасаться человек или коннекторы внешних приборов — должны быть закрыты и/или надёжно заземлены.

            Список претензий тут бесконечен, но поскольку вышепредставленные предметы нельзя считать нормальными приборами, то снисходительно относим их к разряду «балалаек непонятного назначения».:-)


            1. Sound_cULT Автор
              18.12.2017 17:30

              1% — это неприлично ровно на порядок, ибо человек средней глухоты болезненно реагирует уже на подступах к 0.1. 0.01%

              если говорить о гармонических искажениях — да, но тут речь об IMD


            1. Sound_cULT Автор
              18.12.2017 17:33

              На лампах невозможно сделать не просто хорошие, а даже удовлетвлрительные усиления

              Нет аргументации.


              1. TheSskain
                18.12.2017 17:51

                Аргументов нет?
                Если бы было технически исполнимо, то такие усилители были бы созданы простыми любителями ламп. Просто из желания помотать сопутствующие трансы и полюбоваться на свечение лампад в полумраке комнаты прослушивания. Но увы — сие невозможно.

                И ещё один глобальный камень по стёклам — мизерный ресурс, по работе.
                Некоторые лампады приходится менять из-за поплывших параметров чуть ли не каждую неделю-две-месяц и постоянно поверять работу прибора в целом.

                А imd 1% — чудовищно много. В сумме, всех видов — 0.1% — услышит даже Герасим:-)


                1. Sound_cULT Автор
                  18.12.2017 19:21

                  А imd 1% — чудовищно много

                  При измерении каким методом это чудовищно много?
                  Допусти г-н Войшвилло считает такой уровень IMD допустимым для современных усилителей, а между тем он в JBL работал. Кроме того выявлена зависимость между коэффициентом гармоник и imd. Так При уровне imd 1 % (измерение двухтональным методом) коэффициент гармоник усилителя будет раз в 10 (если очень грубо) меньше, т.е. 0,1 %. При этом нормальным уровнем Кг в Hi-Fi стандарте считается уровень до 1 % для усилительной аппаратуры. Я приводил не точные значения, но в целом картина именно такая.


  1. ipswitch
    18.12.2017 13:50
    +1

    Не могу не оставить это здесь:
    jimblog.me/?p=9922
    Очень советую ознакомиться =) Там есть потрясающий рассказ и картинки. И оно на самом деле действует! =)

    image

    image