Если бизнес вашей компании не связан с информационными технологиями, передача инфраструктуры на аутсорсинг внешнему провайдеру поможет сократить объем рутинных операций и развяжет руки IT-департаменту, дав ему возможности для развития. Работы у специалистов меньше не станет, просто она будет другой: в первую очередь высвободится время для адаптации бизнес-приложений. Однако руководство консервативно и едва ли согласится на дорогостоящий проект, если тот не принесет пользы основному бизнесу.
Чтобы убедить топ-менеджеров в необходимости перехода на IaaS, ваши аргументы должны лежать в экономической плоскости. Сегодня мы попробуем разобрать основные вопросы и возражения руководства и покажем, как нужно с ними работать.
Обрисуем диспозицию
Айтишников в компании часто воспринимают как марсиан, которые просят немалых денег на непонятные бизнесу игрушки. Еще хуже, если руководство думает, будто разбирается в ИТ, и пытается проявлять инициативу, ориентируясь на модные тренды. Это приводит к принудительному внедрению якобы инноваций, которые для компании в лучшем случае не нужны, а в худшем — опасны.
В последние годы даже самые замшелые руководители признали необходимость развития ИТ-инфраструктуры, а у айтишников выработалась привычка аргументировать свои инициативы с точки зрения благополучия основного бизнеса компании. О переходе на IaaS они начинают задумываются, когда собственных ресурсов уже не хватает для решения текущих задач или имеющаяся ИТ-инфраструктура требует дорогостоящей модернизации.
Зачем нам это нужно, если все и так работает?
Даже самые продвинутые руководители недостаточно хорошо разбираются во внутренней ИТ-кухне и о возможностях инфраструктуры судят по работоспособности сервисов, с которыми им приходится непосредственно взаимодействовать.
Однако в больших компаниях часто ведется разработка или хотя бы адаптация бизнес-приложений под собственные нужны. Нередки ситуации, когда разработчики для очередной идеи по улучшению обслуживания пользователей запрашивают незапланированные вычислительные ресурсы, выделить которые прямо сейчас невозможно — для этого придется потратить время и деньги на заказ оборудования и пусконаладку. В итоге растет время вывода продукта на рынок, а виноватым оказывается IT-департамент.
Чтобы увеличить скорость прохождения инноваций внутри компании, удобнее реализовать инфраструктуру в облаке и делегировать ее обслуживание сервис-провайдеру. Если вам внезапно понадобилось увеличение объема вычислительных мощностей, не придется закупать оборудование, а ответственность за соблюдение заявленных на выделение физических ресурсов сроков будет нести подрядчик.
Как это скажется на капитальных затратах?
Если наработка не пошла в серию или необходимость в дополнительных ресурсах отпала после завершения некоего проекта, купленное оборудование и построенную на своей площадке инфраструктуру уже никуда не денешь. В случае IaaS вы оплачиваете только фактически используемые ресурсы сервис-провайдера, отказаться от которых достаточно просто — это сильный аргумент, начальство любит, когда не нужно увеличивать капитальные затраты.
CAPEX отличается от работы по сервисной модели необходимостью вести учет, ставить на баланс оборудование, наращивать налогооблагаемую базу, актировать списание по истечению срока эксплуатации, утилизировать оборудование и т. д. и т. п. Эта операционная головная боль тормозит развитие компании и никому по сути не нужна.
Не проще ли развернуть инфраструктуру в собственном дата-центре?
Топы индустрии в состоянии инвестировать в постройку и поддержание работы соответствующего требованиям стандартов Tier III (это самый ходовой уровень) дата-центра с надежной инженерной инфраструктурой, но даже у них вложения окупаются годами. В средних и мелких компаниях IT-подразделения сфокусированы на бизнес-задачах, что мешает им грамотно спланировать ресурсы ЦОД и приводит к созданию избыточных решений.
Крупные сервис-провайдеры ориентируются на массовый спрос, их дата-центры сертифицируются по Tier III, и есть SLA, где регламентируется уровень предоставления услуг. Если компания делает свой ЦОД, все расходы она несет сама — а при использовании мощностей сервис-провайдера расходы можно разделить с остальными клиентами, и стоимость эксплуатации значительно уменьшится. Есть, конечно, связанные с политикой службы безопасности нюансы, но и они решаемы.
Переход на IaaS создаст проблемы с безопасностью?
Современный дата-центр — это режимный объект с очень серьезным контролем доступа. При необходимости провайдер обеспечит вам собственный защищенный периметр внутри ЦОД, который можно закрыть хоть на амбарный замок, установить свои камеры, системы контроля доступа и тому подобное.
Реализовать подобное решение на собственной площадке намного сложнее и гораздо дороже.
Что делать с собственным железом?
Обычно у компании на балансе уже висит железо, которое нельзя просто так списать. В этом случае оптимален подход, комбинирующий традиционные услуги дата-центра и услуги сервис-провайдера IaaS. Можно использовать инфраструктуру провайдера и разместить имеющееся оборудование на colocation: цена такой услуги невысока по сравнению с ценой ошибки при создании неправильных условий эксплуатации, значительно сокращающих срок жизни сервера.
В 2013 году специалисты Intel обратили внимание на большое количество отказов электронных компонентов в азиатско-тихоокеанском регионе. Снижение срока эксплуатации серверов было связано с сильным загрязнением окружающей среды и сопутствующей коррозией. Примерно такого же эффекта можно добиться в домашних условиях, особенно когда ваша площадка расположена в промышленной зоне большого города.
В коммерческих дата-центрах поддерживаются рекомендованные производителями оборудования температура и влажность, а воздух очищается от пыли — серверы там работают дольше.
Еще один важный момент: даже если у вас есть старенькие x86, их можно объединить в общий вычислительный массив через виртуализацию и использовать с актуальными приложениями до конца срока эксплуатации. Идея объединения традиционных услуг коммерческих ЦОД'ов с IaaS — это самый здравый подход сейчас.
Авария у провайдера может создать нам проблемы?
К сожалению, техника иногда выходит из строя, однако собственная IT-инфраструктура менее устойчива к авариям — сертифицированный по Tier III дата-центр провайдера значительно надежнее.
Корпоративные заказчики редко имеют достаточный запас вычислительных мощностей или склад запчастей на случай поломок, хотя время простоя может быть для них весьма критичным (в крупном ритейле или в авиакомпаниях, например).
Если вы не оплатили производителю железа дополнительное сервисное обслуживание, даже простая замена вышедших из строя комплектующих по ограниченной гарантии займет дни или недели. Российское законодательство не обязывает авторизованные сервисные центры вендора производить ремонт оперативно, а бизнесов, для которых длительный простой не критичен, становится все меньше. Ещё вариант — работа на стороне клиента (on premise). Если уж вам совсем не хочется трогать оборудование, можно заказать аутсорсинг экспертизы — в таком объеме у компании ее все равно нет.
Как поступить с помещениями?
Если компания уже сделала серьезные инвестиции в построение собственной инфраструктуры и речь идет не про серверную комнату, а про полноценный машинный зал (отметим, что так бывает достаточно редко), отказываться от него при переходе на IaaS также не придется.
Настолько сознательному и компетентному клиенту сервис-провайдер предложит работу по схеме создания резервной площадки.
Нужно ли отказываться от собственной инфраструктуры?
Если вы уперлись в потолок возможностей модернизации машинного зала и оборудование ставить уже некуда, существуют модели гибридной инфраструктуры — масштабирование в ней осуществляется за счет ресурсов провайдера IaaS, а базовая платформа продолжает работать на мощностях заказчика.
Когда оборудование на собственной площадке пройдет стадию устаревания, нужно будет принять решение и либо обновить собственный парк, либо полностью мигрировать на решения IaaS, а освободившиеся площади использовать для других целей (физическое хранение бэкапов, тестирование приложений и т. д.). Второй вариант намного проще и дешевле, он не требует капитальных вложений в перестройку помещений, модернизацию инженерной инфраструктуры, закупку ИТ-оборудования и т. д.
Мы можем обойтись своими силами?
Если бизнес не связан с ИТ и компания не входит в первый эшелон, неизбежно возникнут проблемы с наймом квалифицированных специалистов в области разработки и адаптации бизнес-приложений или, скажем, облачных архитекторов. Это очень избалованная публика, привыкшая к определённому уровню заработка, социальным пакетам, бонусам и т. д. Кроме того, у вас просто не будет соответствующих её амбициям задач и в штат к вам такие специалисты не пойдут, а построить без них качественную инфраструктуру невозможно. Придется либо обращаться к системному интегратору (что дорого), либо идти к провайдеру IaaS, у которого функции интегратора есть «на борту» (это дешевле).
Поверьте, получить доступ к лучшим ИТ-мозгам и компетенциям рынка гораздо проще, работая с сервис-провайдером, который уже платит этим ребятам зарплату.
Что IaaS даст рядовым пользователям?
С ростом компьютерного парка соотношение количества квалифицированного ИТ-персонала к количеству рабочих мест падает и поддержание разношёрстного оборудования в работоспособном состоянии становится сложнее и дороже.
Хранение конфиденциальных данных на компьютерах пользователей также создаёт дополнительную головную боль специалистам по информационной безопасности. Мелкие и средние компании решают проблему с помощью тонких клиентов и серверов терминалов, но крупному бизнесу стоит присмотреться к виртуализации десктопов (VDI). В этом случае речь идет не о нескольких пользовательских сессиях на одной ОС, а о разных виртуальных машинах на одном физическом сервере.
Такой подход требует больше ресурсов и раньше его выбирали в основном по соображениям безопасности, а также благодаря простоте обслуживания большого количества рабочих мест. Однако в последние годы VDI начали использовать и для экономии на инфраструктуре, а у провайдеров появились услуги DaaS (Desktop as a service). Ранее мы подробно описали свой опыт в этой области.
Комментарии (2)
scarab
05.01.2018 10:06> начальство любит, когда не нужно увеличивать капитальные затраты.
Что-то на практике наблюдается обычно прямо противоположное: под новый проект можно получить хоть чёрта лысого, зато после запуска — хрен допросишься.
У меня в практике был случай, когда сисадминам на объектах не выделяли денег на покупку банальной крестовой отвёртки, приходилось каждый раз клянчить у электриков. После этого я стал в проект включать набор инструментов для админа (на 2 порядка дороже пресловутой отвёртки) и проблемы прекратились.
claymen
К сожалению вы не пишите про ад работы с датацентрами. Связка ИТ департамент — менеджер (ничего непонимает в железе, кроме заученных слов) и их ИТ специалист, который не имеет права общаться с клиентом.
Еще в эту тему полезли операторы сотовой связи(им кто то сказал что это золотое дно), вот там поаздник… Сервис на уровне «ваш звонок очень важен для нас»…
Идея отличная и всё что вы пишите правильно, но вот реальность…
Эт как с оптоволокном у провайдеров, построили линии связии, а потом пришли финансисты и заставили трафик сливать не в пределах города, а через соседние государства…