На первый взгляд кажется, что электронная музыка — преимущественно «мужской жанр». Любители [относительно] современной электроники наверняка вспомнят Daft Punk или Армина ван Бьюрена, поклонники «электронной классики» — Брайана Ино, Depeche Mode, Вангелиса — или даже Штокхаузена и Выреза.

Однако в создании и популяризации этого обширного музыкального жанра участвовало немало женщин. Сегодня расскажем про двух женщин-пионеров электронной музыки — Венди Карлос (Wendy Carlos) и Сьюзан Чани (Suzanne Ciani), которые стояли у истоков жанра и продолжают развивать его и сегодня.


Фото Non Event / CC BY

Венди Карлос — с чего всё началось


Массовой популярностью электронная музыка обязана (как ни странно) классике. В середине 60-х годов электронная музыка оставалась не очень развитым жанром, интересным в основном аудиофилам и академическим музыкантам, которые, экспериментируя со звуком, обращались в том числе и к электронным инструментам. Популярность жанр начал набирать в последней трети XX века — с появлением на электронной «сцене» Венди Карлос.

В 1964 году Венди Карлос, которая к этому моменту закончила изучать физику и музыку в Брауновском университете (США), познакомилась с Робертом Мугом, создателем «синтезатора Муга», одного из первых портативных и относительно дешевых монофонических аналоговых синтезаторов.

В 1968 году Венди записала альбом Switched-On Bach со своими аранжировками «Хорошо темперированного клавира» и двухголосных инвенций Иоганна Себастьяна Баха. Это был первый альбом такого рода в истории — записанный на синтезаторах Муга. Благодаря нему электронная музыка впервые попала на радары массовой культуры: в американских чартах альбом держался в топе-200 59 недель, занял первую строчку в чарте «Лучшие классические альбомы 1969-1972 годов» и быстро стал платиновым.

В 1970 году альбом получил сразу три Грэмми — за «Лучший классический альбом», «Лучшее инструментальное исполнение сольным исполнителем без оркестра» и «Лучшая технически выполненная запись классического альбома». Switched-On Bach — первый в мире альбом классической музыки, проданный в количестве более миллиона экземпляров.

Альбом высоко оценили не только музыканты и критики, но и слушатели. Синтезаторы Муга начали активно продаваться, завоевали популярность и постепенно потеснили на рынке царствовавшие там ранее электроорганы.


В 1972 году Карлос работала вместе с Кубриком над саундтреком к фильму «Заводной апельсин» — она написала аранжировки Россини, Перселла и Бетховена для синтезатора. Не все её треки вошли в финальный монтаж фильма, поэтому она выпустила отдельный альбом A Clockwork Orange: Wendy Carlos’s Complete Original Score. [Стоит отметить, что изначально альбом вышел под именем Уолтера Карлоса — все потому, что именно так Венди звали при рождении — к хирургической коррекции пола она прибегла в 1979 году].

Марш из «Заводного апельсина» («Ода к радости», четвертая часть Симфонии №9 Бетховена):


Вместе с Кубриком Карлос работала ещё один раз — в фильме «Сияние»:


В 1988 году Венди вместе с музыкальным пародистом Странным Элом записала собственную комедийную адаптацию классической симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк», дополненную аранжировками из «Карнавала животных», сюиты для камерного ансамбля французского композитора Камиля Сен-Санса. Карлос написала музыку для клавишных и аккордеона — любимого инструмента Эла. Альбом получил номинацию на премию Грэмми в категории «Лучший альбом для детей».

В 1998 году вышел последний на данный момент студийный альбом Карлос — Tales from Heaven and Hell. Кроме того, она сделала цифровые ремастеры других своих альбомов, а в 2005 году выпустила двухчастный сет Rediscovering Lost Scores, куда вошли ранее неопубликованные материалы и неиспользованная музыка для «Заводного апельсина», «Сияния» и «Трона».

Первый альбом Карлос был призван показать возможности синтезатора — пока ещё нового и малоизвестного публике инструмента. Благодаря работе Венди Карлос электронная музыка перестала быть академической или сугубо экспериментальной — она стала мейнстримовой.

Сьюзан Чани — «новая волна»


Ещё одной пионеркой в электронной музыки была Сьюзан Чани — итальяно-американская исполнительница и композитор, которая работает в стиле нью-эйдж.

Она работала на модульном синтезаторе Buchla — Дональд Букла начал разрабатывать синтезаторы почти одновременно с Мугом. Но если Муг хотел сделать аппарат, который можно легко освоить и которым удобно пользоваться, то Букла хотел экспериментировать с технологией, чтобы получить как можно более экзотические и странные звуки, никем ранее не создававшиеся. Например, вот так выглядела модель Buchla 200, выпущенная Доном в 70-х.

Чани делала музыку для рекламы (Coca-Cola, Merrill Lynch и General Electric) и видеоигр, а также создавала звуковые спецэффекты — ей обязаны появлением «фирменные» звуки Energizer и ABC и даже звук открывания бутылки Coca-Cola. Она сделала саундтрек для «Невероятно уменьшившейся женщины» (The Incredible Shrinking Woman, 1981) с Лили Томлин и стала первой в истории женщиной-композитором в «большом» голливудском кино.

В 1982 году Чани записала свой первый альбом в жанре нью-эйдж. С тех пор она выпустила пятнадцать сольных альбомов (пять из которых были номинированы на Грэмми в категории «Лучший нью-эйдж альбом») и открыла собственный лейбл Seventh Wave.


На своих концертах она по-прежнему играет на синтезаторе Buchla 200е, выпущенном в 2004 году — модель по дизайну повторяет синтезатор, на которым Чани работала сорок лет назад.



В эти дни Аудиомания проводит «Кибернеделю». Она продлится до 31 января включительно. В распродаже участвует более 400 товаров с честными скидками до 50%.


Комментарии (6)


  1. Prome_T
    26.01.2018 02:59

    Switched-On Bach, стал для меня самым большим и, по большому счету, единственным музыкальным разочарованием в жизни. При всей любви к Баху, барочной музыке и звуку аналоговых синтезаторов, я ждал чего-то серьезного и изысканного. По факту же все это напомнило MIDI проигранное на OP4FM какой-нибудь старой звуковой карты, звучащее откровенно смешно.
    До сих пор надеюсь что кто-то всерьез возьмется за Баха и аналоговые синтезаторы, но сделает это со вкусом. Пока же приходится изредка перебиваться чем-то эдаким на ютубе.

    Например, вот так выглядела модель Buchla 200, выпущенная Доном в 70-х.

    На самом деле на фотографии преимущественно современная серия 200е и лишь некоторые модули относятся к 200-й.


  1. filkt
    26.01.2018 15:20

    >На первый взгляд кажется, что электронная музыка — преимущественно «мужской жанр».
    Первый раз такое слышу. Есть очень много композиторов женского пола, просто по никнейму диск жокея не всегда понятен пол.
    Мне, за чистую нравятся женские композиции даже больше, они более жесткие (если брать во внимание такие направления как Psy, Progressive, D'n'B)


    1. reiser
      26.01.2018 16:02

      Порекомендуете какой-нибудь женский псайчик?


    1. insolite
      26.01.2018 23:59

      Есть очень много композиторов женского пола, просто по никнейму диск жокея не всегда понятен пол

      Какое отношение работа DJ имеет к сочинению музыки?


  1. insolite
    27.01.2018 00:20
    -1

    Любители [относительно] современной электроники наверняка вспомнят Daft Punk или Армина ван Бьюрена

    Вы действительно считаете, что примитивный тыц-тыц – это то, что нужно в первую очередь указывать как образец (относительно) современной электроники?

    Женщин, создающих электронную музыку – достаточно (причем музыку исключительно высокого уровня). Просто это не из области бьюренов.


  1. Jeyko
    27.01.2018 03:37

    Музон у неё весьма странный, но камера иногда очень удачно ловит декольте, так что для зрителя определённое эстетическое удовольствие все же имеется.