Ранее мы уже писали о музыкальных инструментах, которые необычно звучат и интересно выглядят, но не становятся популярными. Они, что называется, «известны в определенных кругах» — например, среди поклонников этнической музыки или в субкультуре.

Ещё с помощью инструментов с нестандартным звучанием решают необычные творческие задачи, экспериментируют и создают новое прочтение традиционных мелодий.

Одна из таких сфер, где необычные музыкальные инструменты используются довольно часто — озвучка фильмов ужасов. Разбираемся в особенностях этого жанра и инструментах, которые в нём используются (или могли бы использоваться).


Фото Slippy Rande Archer / CC BY-ND

О важности звука и разнице подходов


Звук важен для нагнетания саспенса и создания атмосферы. Даже самые чудовищные монстры не внушают должного уровня страха и ужаса, если они остаются тихими болванчиками — особенно в нашей культуре, где немое кино способно увлечь лишь как предмет ностальгии.

Более того, верно и обратное — звук способен превратить самые обыденные сцены в страшные, а реалистичных персонажей без отвратительного грима — в монстров.

Цель традиционных музыкальных инструментов — создать гармоничное звучание, приятное для человеческого слуха. Но в фильмах ужасов (и, кстати, играх-ужастиках) звуковое и музыкальное сопровождение выполняет прямо противоположную функцию — оно должно пугать, вызывать ужас, дискомфорт и неприятные ощущения.

Поэтому инструменты, издающие непривычные звуки, оказываются в чести у звукорежиссеров и композиторов фильмов ужасов — они позволяют выйти за пределы комфортной для уха тональности и создать необычные и пугающие звуки.

В цифровых библиотеках звуковых спецэффектов можно найти множество соответствующих сэмплов, но они недостаточно разнообразны, часто повторяются и теряют эффективность. Чтобы создать по-настоящему дискомфортную атмосферу, композиторам нужно искать новые и неожиданные комбинации звуков. Мы уже писали о терменвоксе — регулярном «госте» пугающих и напрягающих саундтреков. Но есть и другие инструменты, которые как будто бы специально создавались для записи музыки к фильмам ужасов.

Вотерфон


Инструмент, который используется преимущественно для записи саундтреков к фильмам, где создает необычное, неземное или пронзительно резкое звучание. Был изобретен в 1968 году Ричардом Уотерсом (Richard A. Waters). Его можно услышать в саундтреках к фильмам «Матрица» и «Полтергейст».

Вотерфон представляет собой круглую чашу с монолитными стержнями из бронзы разной длины по краям. Чаша наполняется водой и служит резонатором. Из-за воды звук получается как бы вибрирующим. Обычно на вотерфоне играют смычком, но иногда необычные звуки извлекают с помощью ударов прутом или резиновым молотком. Звучание зависит от длины стержней или положения воды в чаше.


Вотерфон позволяет извлекать микротоны (музыкальные интервалы меньше полутона), поэтому звучание вотерфона настолько непохоже на обычные музыкальные инструменты в стандартном 12-тоновом темперированном строе.

Сам Ричард Уотерс объяснял, что популярность вотерфона у саунд-дизайнеров и звукорежиссеров обусловлена тем, что «его звучание служит отражением Странного и Непознанного: пришельцы, привидения, необычные состояния сознания и наркотическое воздействие, смерть — звуки вотерфона часто используются для того, чтобы проиллюстрировать все это».

Право на производство настоящих вотерфонов есть только у одной компании в Америке — один инструмент стоит от 1100 долларов. Интересно, что вотерфон иногда напоминает песнь китов — были случаи, когда с помощью этого инструмента исследователям удавалось привлечь касаток.

Вот пример того, как вотерфон звучит в одной из песен мюзикла Dreaming Ховарда Гудолла.

Яйбахар


Этот музыкальный инструмент — недавнее изобретение турецкого музыканта по имени Гёркем Шен (Gorkem Sen). Звучанием он напоминает электронную музыку из старых фильмов ужасов, хотя яйбахар — акустический инструмент, который ничего электронного не содержит.

Основные составляющие яйбахара — длинный гриф (наподобие гитарного) с двумя струнами и мембраны (большая и малая). Мембраны соединяются с грифом двумя длинными пружинами, которые начинают вибрировать при каждом прикосновении. Музыкант извлекает звук смычком, а вибрация струн, отражаясь от мембран, причудливо преломляется, создавая эффект эха. Ещё по мембранам можно бить, как по элементам ударной установки.

Шен играет на яйбахаре

Кстати, яйбахар довольно быстро нашел поклонников — некоторые из них создают собственные инструменты подобного рода. Например, в этом блоге один из энтузиастов подробно рассказывает о том, как и из чего сделал свой собственный яйбахар.

Шен играет на яйбахаре и собственные импровизации, и музыку, написанную для других инструментов — например фортепианные произведения французского композитора Эрика Сати. Но, вероятнее всего, совсем скоро этот инструмент с его инопланетным звучанием откроют для себя и композиторы фильмов ужасов.

The Apprehension Engine


Настоящий «заводик» по производству звуковых эффектов для фильмов ужасов.

Этот инструмент (или точнее — целую систему инструментов) создал гитарный мастер Тони Дугган-Смит (Tony Duggan-Smith) по заказу композитора Марка Корвена (Mark Korven). Сама суть этого инструмента — издавать звуки, которые пугают и вызывают ужас.

Инструмент состоит из нескольких железных линеек, пружинных ревербераторов, металлических прутов и струн. Играть можно как смычком (например, извлекая чудовищные звуки из металлических спиралей), так и руками.


Марк Корвен «играет» на инструменте

«Двигатель восприятия» создает причудливое и совершенно немелодичное, тревожное звучание, причем всегда разное — извлечь из него два абсолютно идентичных звука довольно сложно. Возможно, скоро The Apprehension Engine Марка Корвена не будет единственным — судя по всему, создатели планируют в какой-то момент выпустить инструмент в массовую продажу.



Интересное о звуке — что еще мы предлагаем почитать по теме в эти выходные:



Комментарии (8)


  1. NikitosZs
    10.02.2018 19:21

    Godsmack, видимо, музыку пишут на самом деле на последнем гкхм… Инструменте.
    Вообще люди забыли, что в фильмах ужасов не музыка должна быть ужасающей, а история.
    Ох уж эти фильмы со звуком…


    1. alexmay
      11.02.2018 00:08

      Ну, звук частенько способен из просто хорошего фильма сделать шедевр, кмк


    1. st_paul_d
      11.02.2018 13:55

      в 1940 году Аарон Копланд (Aaron Copland) определил, как музыка дополняет видеоряд:

      — Создает более убедительную атмосферу времени и места
      — Подчеркивает психологическую утонченность
      — Выступает в роли фона
      — Создает чувство непрерывности происходящего
      — Подкрепляет происходящее на экране и придает ему чувство завершенности


  1. xcont
    10.02.2018 20:57

    В неваляшке похожий вотерфон был.


  1. DrZlodberg
    10.02.2018 20:59

    Яйбахар эпичен! Правда хз как он вообще на нём играет. Там же всё должно влиять на всё. Хотя может чего просто не понимаю.


  1. Rikkitik
    10.02.2018 22:12

    Сюда хорошо бы вписалась тритара, она же Y-string. Но сейчас демок её звука в сети почти не осталось. Вот на ютубе немножко нашлось.


  1. man55
    10.02.2018 22:55

    гляньте видео Einsturzende Neubauten начала 90-х, вот где ребятки резвились:
    игра напильником на панцирных сетках от кроватей и другие мужские удовольствия )))


  1. tormozedison
    11.02.2018 23:47

    «Право на производство настоящих вотерфонов есть только у одной компании в Америке — один инструмент стоит от 1100 долларов».

    Он изобретён в 1968 году, значит, патент давно не действует. Если речь о товарном знаке — то производить такие инструменты имеет право кто угодно, называя их по-другому.