Google только что объявил о своём плане модернизации электронной почты при помощи платформы Accelerated Mobile Pages (AMP), что позволит воспринимать email-контент как «привлекательный, интерактивный и практичный». Кому-то ещё это кажется ужасной идеей? Мне-то точно кажется, и кроме того, эта идея родилась не на основе потребностей пользователей, а на основе конкурентной борьбы и существующих рычагов давления. Это очень плохо, Google, в помойку эту идею.

Видите ли, email принадлежит к особому классу сервисов. Электронная почта никому не нравится — точно так же, как никому не нравятся тротуары, электрические розетки или вилки. Не то, чтобы с ними было что-то не так. Просто они уже достаточно развились и стали полезными вещами, делающими именно то, что от них требуется. Они переросли понятия приязни и неприязни.

В качестве доказательства подумайте о том, как редко можно встретить что-то, отличающееся от обычных версий указанных вещей. Движущиеся тротуары, странные розетки, ложко-вилки — они существуют в каких-то экстремальных нишах вроде аэропортов или марки еды Lunchables. Оригиналы остаются неизменными уже тысячу лет, и это неспроста.

Email — вещь слишком простая. Это известная величина для любой компании, семьи и устройства. Реализация за десятилетия его существования менялась, но основная идея осталась та же с самых первых email-систем 60-х и 70-х годов, с широко распространившейся стандартизации 90-х и с перехода на веб-платформы в 00-х. Параллели с бумажной почтой выстраиваются намеренно (это отправление с адресом), а простота всегда была частью её схемы работы (функциональная совместимость и приватность появились позже).

Она не принадлежит ни одной компании. Она надёжно и правильно работает на любой платформе, в любой ОС, на любом устройстве. На сегодня это редкость, и очень ценная.

Но техноиндустрии, на её пути к сверхприбылям, никогда не мешали элегантность, история или функциональная совместимость (покойся с миром, Google Reader), поэтому этот аргумент не выглядит сильным. Но всё же его стоило привести.

Более важными выглядят две вещи: ров и мотив.

Ров проложен между коммуникациями и приложениями. Коммуникации что-то говорят, а приложения с чем-то взаимодействуют. Существуют области их пересечения, но такая вещь, как email, разработана и в подавляющем большинстве случаев используется, чтобы что-то говорить, а веб-сайты и приложения в подавляющем большинстве случаев используются, чтобы с чем-то взаимодействовать.

Разделять эти понятия полезно на фундаментальном уровне — так же, как полезно разделять книгу про огонь и книжечку картонных спичек. Электронные письма статичны, потому что сообщения и должны быть статичными. Весь смысл обмена сообщениями по интернету основан на телеграфной модели обмена односторонними пакетами со статичным содержимым, точно так же, как концепция вилки основана на том, чтобы проткнуть кусочек еды и позволить трению держать его в процессе переноса.

Ров между коммуникациями и действиями важен потому, что он чётко даёт понять, на что способны определённые инструменты, что позволяет доверять им и правильно их использовать.

Мы знаем, что всё, на что способна email — это что-нибудь сообщить вам (не считая отслеживающих пикселей). Она сам ничего не скачивает, не запускает приложения или скрипты, вложения и другие его части, если только это не изображения в HTML — что само по себе тоже отключаемо. Всё сообщение в итоге будет лишь большим статичным куском текста, отправленным на ваш адрес, возможно — с файлом в прицепе. Откройте его через год или десять лет — это будет то же самое письмо.

Это работает в обе стороны. Что бы вы ни делали с электронной почтой, с её помощью вы сможете только что-то сообщить, написав ещё одно письмо. Если вы хотите сделать что-то, вы оставляете email в покое и делаете это с другой стороны рва.

Это величайшее преимущество и проклятие email — с её помощью можно только обмениваться сообщениями. Это не всегда лучший выход, но редко — худший. Если вам нужно что-то более сложное, вы используете что-то другое: приложение для чата, видеозвонок, хостинг файлов. Эти полезные вещи часто расположены рядом с email, иногда интегрированы, но никогда не являются её частью. И это хорошо. Максимум, на что можно рассчитывать — это автоматически добавить что-нибудь в календарь или выцепить информацию о полёте. Но в итоге это просто чтение текста.

Google хочет, чтобы мы построили мост через этот ров, и чтобы приложения запускались внутри email — пусть ограниченные, но, по определению, принадлежащие к миру с другой стороны рва.

Зачем? У нас заканчиваются вкладки? Люди жаловались, что клик на кнопке «Да» в письме с пометкой R.S.V.P. [repondez s'il vous plait — просим ответить / прим. перев.] отправляет их на сайт? Они просили, чтобы внутри email открывалось окно видеочата со ссылкой? Нет. Это никому не надо. Никому этот аспект email не мешает (перегрузка «Входящих» — это другая проблема), и никто ничего от этого не приобретёт.

Почти никто. И тут мы подходим к мотиву.

AMP — это применение Google своих рыночных мощностей для усиления контроля над чужим контентом. Это делает Facebook, поэтому это приходится делать и Google. Использовать привилегированное положение, средства для поиска контента, Google пытается сделать так, чтобы и сам контент стал частью его системы.

«AMP начался как попытка помочь издателям, но со временем его возможности расширились, и теперь это один из лучших способов создания веб-страниц», — пишет компания в блоге, анонсирующем AMP для Gmail. Нет, это не так. AMP — это способ адаптировать и доставить, на условиях Google, реальные веб-страницы, созданные с помощью реальных инструментов.

Отговорка, что мобильный веб слишком медленный, довольно избита, а решение этой проблемы в виде специально разработанной в Google веб-системы очевидно идёт на пользу только самому Google. Это всё равно, как если бы продавец питьевой воды в бутылках рассказывал, что из вашего крана вода течёт слишком медленно.

AMP для email — просто продолжение этого принципа. Люди постоянно уходят с Gmail на страницы авиакомпаний, интернет-магазинов, соцсетей и в другие места. Места, создавшие собственное окружение пользователя, собственную аналитику, собственные процессы, которые могут быть видны или не видны, полезны или не полезны для Google.

Но если эти ежедневные задачи будут происходить внутри Gmail, Google получить контроль над мельчайшими деталями, и будет определять, что могут и чего не могут делать компании внутри системы электронной почты — вместо того, чтобы использовать естественные ограничения email, которые являются не багом, а фичей.

И как будто этого мало, продвигается ещё одно свойство, по сути своей наиболее алчное из всего, что делала компания. Динамический контент в email. Где я уже об этом слышал? А, да — это вся бизнес-модель предоставления бесплатной почты от Google. Реклама.

Какова большая часть «живого» контента в сети, который должен постоянно обращаться на домашний сервер и обновляться самостоятельно? Не статьи, подобные этой, не видео, не песни — это лишь ресурсы, запрашиваемые вами. Не чаты и email. Да, есть, конечно, облачные инструменты для работы — документы с общим доступом. Но большая часть, 99,9% — это реклама.

Реклама и отслеживающие сервисы, адаптирующиеся к окружающему их контенту, к данным о посетителе, им известным, и к последним ценам и скидкам. Именно так Google хочет «модернизировать» ваши «Входящие».

Не звучат ли для вас теперь как-то по-другому слова «привлекательный, интерактивный и практичный»? Не используйте это, не поощряйте это. AMP и другие подобные инициативы уже и так паразитируют на вебе, и они окажутся настолько же плохими и для электронной почты.

Комментарии (50)


  1. uu_69
    15.02.2018 10:16
    -3

    точно так же, как никому не нравятся тротуары, электрические розетки или вилки.

    Кому-то пора к врачу?
    Касательно почты — никого не напрягает возможность отправки личных сообщений на форумах, в соцсетях и т.п., в том числе и здесь. Что в этом ужасного? «Не нравится — не ешь» (с).


    1. old_bear
      15.02.2018 11:26
      +3

      Когда они стали хранить всю историю моих запросов — я молчал, т.к. не ищу что-то противозаконное, а на остальное мне наплевать.
      Когда они стали читать мои письма — я молчал, т.к. не пишу о чём-то противозаконном, а на остальное мне наплевать.
      Когда они убили ГуглРидер — я молчал, т.к. я им не пользовался.
      Когда они сделали из моей почты рекламную баннерную сеть — я уже привык ко всему и не был удивлён, когда немного позже неудаляемый анальный зонд стал обязательным пунктом пользовательского соглашения.


      1. Denai
        15.02.2018 19:02

        Насчёт последнего пункта можно чуть пояснить? Ну т.е. где там баннерная сеть развернулась?


        1. old_bear
          15.02.2018 20:56

          И как будто этого мало, продвигается ещё одно свойство, по сути своей наиболее алчное из всего, что делала компания. Динамический контент в email. Где я уже об этом слышал? А, да — это вся бизнес-модель предоставления бесплатной почты от Google. Реклама.


    1. Barafu
      16.02.2018 09:55

      Не понимаете прикола. Приходит письмо. Вы его открываете впервые. Тут же отправителю уходит отчёт: когда открыли, в какой программе, на какой ОСи, сколько секунд читали, а на мобильнике — ещё и номер этого мобильника. Затем письмо щёлкает само в себе кнопку "подписаться на все рассылки" и начинает майнить биткоин, пока его не закроют.


      1. Thero
        18.02.2018 00:13

        оу почтовый майнер… вот это круто.


  1. cicatrix
    15.02.2018 10:39
    +1

    Люди постоянно уходят с Gmail на страницы авиакомпаний, интернет-магазинов, соцсетей и в другие места…
    Но если эти ежедневные задачи будут происходить внутри Gmail, Google получить контроль над мельчайшими деталями, и будет определять, что могут и чего не могут делать компании внутри системы электронной почты

    Почему это нужно Гуглу, я понял, вопрос — зачем это надо мне?


    1. Dmitry_10
      15.02.2018 11:25
      +1

      Чтобы быть модным, а не тупым ретроградом, так-то!


      1. cicatrix
        15.02.2018 12:30

        Для меня уже поезд ушел. Я до сих пор все e-mail клиенты настраиваю на отображение в plain text. Если сообщения в plain text не читается — очень жаль, прочесть его мне не суждено, значит — в корзину его.


        1. SLY_G Автор
          15.02.2018 12:47
          +1

          Даже если вам билет на самолёт не удастся разглядеть?


          1. nerudo
            15.02.2018 12:58

            И много кто билеты на самолет в html присылает? Обычно там аттач с pdf, а ключевая информация и в plain-text отлично видна.


          1. vlivyur
            15.02.2018 13:56

            Обычно билет на самолёт приаттачен файликом *.pdf, *.html или *.txt (ага, такое тоже бывает). В теле письма редко когда интересное что-то есть (иногда бывают правила возврата, иногда выжимка из билета).


          1. abagnale
            16.02.2018 15:46

            Оттуда кроме кода бронирования и не нужно ничего. А посадочный выдаёт приложение авиакомпании (или её вебсайт) при регистрации на рейс.


        1. Dmitry_10
          15.02.2018 13:14

          Я жму 'загрузить картинки', если письмо мне интересно


  1. JC_IIB
    15.02.2018 11:01
    -3

    Электронная почта никому не нравится — точно так же, как никому не нравятся тротуары, электрические розетки или вилки.


    После этого читать перестал.


    1. idiv
      15.02.2018 11:12
      +3

      После этого читать перестал.

      А зря, там дальше объяснение есть.
      Они переросли понятия приязни и неприязни.


    1. Dmitry_10
      15.02.2018 11:36

      Ну почему же. Собянитские тротуары и американские штепсели… Не нравятся всем.


      ПС прямо сейчас ем спорком и все ок.


      1. sith
        16.02.2018 00:41
        -1

        А чем не угодили американские «штепсели»?


        1. 0xd34df00d
          16.02.2018 05:05
          +1

          Можно случайно схватиться пальцами за металлические части при вытаскивании. Неприятненько.


  1. densss2
    15.02.2018 13:36
    +1

    Гугл запускает очередную революционную фишку, которую потом тихо закопает, как и многие другие? Ок.

    Им бы не хернёй страдать, а всерьёз и НОРМАЛЬНО взяться за юзабилити своих поделий. Gmail, G+, Youtube — дизайн этих сервисов сделан крайне контринтуитивно. О G+ вообще создаётся ощущение, что он делался осьминогами для осьминогов.


    1. Alexeyslav
      15.02.2018 22:53

      Просто ваш юз-кейс не совпадает с ихним видением массового пользователя, вот вам юзабилити и не подходит. А большая часть пользователей пользуются и им удобно, используя почту именно так как об этом думает гугл. А может и не думает, а просто собирает юзер-экспиренс и поэтому понятие удобства совпадает для большинства. С G+ они видимо решили пойти другим путём и ПОПЫТАТЬСЯ создать свой собственный оригинальный юзер-экспиренс и привить его пользователям, но оказалось «не в коня корм». А может ещё не вечер. Почему-то в других приложениях не хватает системы «кругов».


  1. IonDen
    15.02.2018 13:49

    image

    И какой смысл вкладывать деньги в разработку писем с поддержкой АМР, если доля гмейл лишь чуть больше 21%?


    1. Nalivai
      15.02.2018 18:17

      Это клиенты. А сколько людей пользуется веб-интерфейсом — вопрос.


    1. lavmax
      15.02.2018 21:30
      +1

      На Apple сидит половина всех (!) пользователей емейл? Откуда такая статистика?


      1. Ezhyg
        16.02.2018 06:43

        Правильнее спросить — а это точно был палец?


    1. saboteur_kiev
      16.02.2018 00:52
      +3

      Кто такой Samsung?
      Где TheBat/Thunderbird?

      Что это вообще за статистика?


      1. Massacre
        16.02.2018 12:47

        Да и Оперы что-то не видно. Скорее всего, какая-то странная статистика мобильных почтовых клиентов, возможно, исключительно в пределах США (судя по доминированию Apple).


  1. vangelfeld
    15.02.2018 14:31
    -3

    раздражают говноеды, которых корёжит от того, что кто-то зарабатывает, а они нет.


    1. Zidian
      15.02.2018 15:43

      Когда зарабатывают, продавая Вашу свободу и личную жизнь, Вас от этого не корёжит? Ну ок.


  1. amarao
    15.02.2018 15:01

    Очередной winmail.dat? Не взлетит.


  1. Maslukhin
    15.02.2018 16:44
    +2

    Всегда удивлялся американской публицистической манере разводить тонны воды на одной простой мысли. Ей богу, этот текст можно сократить в два-три раза не теряя на байта сути. Однако колумнист старается, пишет и пишет. пишет и пишет


    1. ARTamos85
      16.02.2018 05:31

      Вот полностью согласен. Причем это приводит к прямо противоположному эффекту от ожидаемого: для меня, как человека «не в теме», весь текст похож на творчество больного шизофазией.


    1. justhabrauser
      16.02.2018 08:49

      Вы же знаете, в чем состоит обязанность редактора печатного издания? К дедлайну заполнить буквами и картинками все страницы. Хоть чем-нибудь — но все.
      Ну а тут тоже редактор. Только GT.


      1. Maslukhin
        16.02.2018 09:53

        Я 8 лет проработал в некогда легендарной «Компьютерре». Сначала бумажной, потому электронной. Поэтому точно могу сказать, что это не так. Ну а с переходом в цифру, необходимость в объеме знаков и вовсе отпала.
        Тут же налицо очевидная традиция делать из мухи слона. Обратите внимание, в большинстве переводных статей очень много личного (есть такой прием — через личностные эмоции показать какое-то событие) и очень много воды. Я не знаю с чем это связано, видимо что-то историческое, но факт остается фактом.


        1. justhabrauser
          16.02.2018 10:14

          «Компьютерра» — это одно из тех исключений, которые подтверждают правило (точнее — тренд). Кстати — жалко птичку.
          Тут вопрос не в том, что и как пишут американцы (это их проблемы/привычки/традиции), а что и как переводит Редактор GT. И зачем.


          1. Maslukhin
            16.02.2018 18:54

            Давайте так, я до сих пор сотрудничаю с разными редакциями. Такой простыни не пропустит ни одни уважающий себя редактор.


            1. justhabrauser
              16.02.2018 19:02

              Ok, давайте так — в словосочетании «Редактор GT» слово «редактор» является лишним.


    1. justhabrauser
      16.02.2018 18:22

      Не рекламы ради — но есть инструмент. Точнее — был. Сейчас почему-то не работает.


  1. Alex_ME
    15.02.2018 17:39

    Развел воды, ни черта не понятно.
    В чем дело? Гугл хочет сделать возможность встраивания более сложных веб-приложений в письма? Т.е. сейчас можно только HTML, CSS для верстки красивых писем (насколько это плохо — разговор отдельный. Лично я мудак и часто в письма (в gmail) вставляю картинки (в тело, а не аттач), выделяю жирным и т.п.), а еще и JS прикрутить, чтобы эти ваши SPA прям в письмах работали?


    И в чем проблема? Так Google сможет собирать больше данных? Гугловские скрипты смогут перехватывать часть каких-то данных, которыми оперирует, например, интернет-магазин-в-AMP-письме?


    Ну не пользуйтесь такими письмами. Вряд ли какие-то компании откажутся от собственных сайтов, целиком отдавшись на волю GMail.


    Ну и старая истина — если сервис бесплатный, значит источником дохода выступает пользователь. Бесплатного не бывает (за редким исключением).


    1. lavmax
      15.02.2018 21:24

      Бесплатного не бывает (за редким исключением).

      Бесплатных сервисов не бывает по определению. И нет тут никаких исключений.


      1. Alex_ME
        16.02.2018 01:55

        Сервисов — да, согласен. А если шире, то, к примеру, Open Source софт.


      1. Zibx
        16.02.2018 04:42

        А это что?


  1. vikarti
    15.02.2018 17:40

    Оно что — работать будет только в веб-интерфейсе gmail(и немного позднее — в мобильных приложениях?). где RFC если уж хочется так.
    Вообще — вот это чем то напоминает...epub3 — в формат электронных книг добавить по сути возможность делать веб-приложения (с видео, JavaScript, взаимодействием с внешними сайтами) — а то что при этом хоть что-то сильно выше минимального набора работает только в в проперитарном iBooks — мелочи.
    То, что наиболее простой способ сделать просто читалку (даже без поддержки JavaScript-функционала) это втащить туда напрямую или через библиотеки (Readium тот же) 2/3 Chromium'а причем хороший разработчик будет несколько месяцев это делать — это тоже — мелочи.


  1. Gruber
    15.02.2018 20:00

    Я тупой ретроград и параноик, я люблю электрическую почту, и поэтому ящик gmail у меня чисто номинальный.
    Я не пользую web-почту, только клиент, только imap :))

    Гугол конечно прав со своей стороны, «Это интернет детка, ничего личного!» Деньги не пахнут как говорится…
    Ну как по мне то это еще один повод отказаться от сторонних e-mail провайдеров в пользу своего собственного почтовика.

    E-mail это то немногое, что осталось нам от труъ-интернет и будет жить вечно!
    Одно время все кричали, email умер!!! Спам убил его!!! Ан нет, живее все живых, и еще не известно где сейчас спама больше !? В мыле или в условном viber/whatsapp?

    Друзья!!! Любите email!!! Он умеет немного, но то что умеет делает на 5!


  1. lavmax
    15.02.2018 21:39
    -1

    За последние несколько лет емейл практически испарился из личного общения (спасибо смартфонам) и испытывает чудовищное давление в бизнес секторе со стороны мессенджеров. Корпорация, которая хорошо зарабатывает на емейлах пытается хоть как-то вернуть его к жизни с помощью поэтесс и преферанса. И хотя я скептически отношусь к этим попыткам, я не вижу что в этом плохого и почему у автора случилась такая истерика.


    1. konchok
      15.02.2018 22:48

      Email не умрёт никогда, также как классические DNS, HTTP или IPv4. Надстройки над ними — да сколько угодно — полезное останется, ненужное отомрёт.


    1. sysd
      15.02.2018 23:05

      А смартфоны причем? Почтовый клиент, насколько я помню, был всегда одним из самых популярных приложений со времен симбиан. Кроме того ни один мессенджер не предоставляет таких инструментов администрирования в корп секторе, как email.


    1. idiv
      16.02.2018 21:34

      За последние несколько лет емейл практически испарился из личного общения (спасибо смартфонам) и испытывает чудовищное давление в бизнес секторе со стороны мессенджеров.

      Электронная почта в работе является по юридической силе письмом с уведомлением. Особенно при реализации крупных проектов официально проинформировать десяток-другой задействованных фирм мессенджером не очень то и выйдет (почта у всех одинаково сработает).


    1. ValdikSS
      18.02.2018 00:54

      спасибо смартфонам
      Сервисы Google и Apple заставляют создать учетную запись, которая предоставляет в том числе и почту. Почтовые клиенты есть практически на каждом смартфоне, это универсальное средство общения. Если хотите, почту можно использовать и для синхронного общения в том числе, как мессенджер.

      Мессенджеры хороши для общения «здесь и сейчас», но они все закрытые и ограниченные. Вы не можете просто так отправлять уведомления о каких-то событиях, например, в популярные Viber или Whatsapp.
      Банки не будут присылать вам уведомления об изменении баланса счета в мессенджере, а по почте — будут.