Звуки признаются Искусством в специальных пространствах — консерваториях, оперных театрах, крупных концертных залах. Музейное пространство долгое время оставалось территорией визуальных форм, где аудио выполняло только функциональную задачу — информировало, сопровождало, но не было независимым и самостоятельным предметом искусства.

Но в последнее время многое изменилось. Искусство начало становиться мультимодальным и мультимедийным. Традиционализм музейного пространства уступил абстрактному и современному искусству, которому интересно испытывать восприятие человека и исследовать разные формы самовыражения. Одной из таких форм стал саунд-арт — разновидность искусства, где основным материалом и формой стал звук.

В этой статье мы рассказываем о необычных предметах искусства, где звук играет главную роль, и о том, как звук переосмыслили в условиях музейных пространств.


Фото Laura CC

Звуковые скульптуры братьев Баше


Создавать искусство с помощью звуков за пределами классической музыки — далеко не изобретение последних лет. Первые звуковые скульптуры создали в середине ХХ века братья Бернар и Франсуа Баше — инженер и скульптор соответственно.

Их работы были весьма материальны и механистичны.

Игра на одном из инструментов братьев Баше — «La Tole a Voix»

Кроме того, они экспериментировали и с интерактивностью — предметами искусства, с которыми посетители могут взаимодействовать. Так, одним из их изобретений стал стеклянный орган, состоящий из 54 стеклянных трубочек. На нем мог сыграть каждый (вне зависимости от наличия музыкальных навыков).

Игра на органе (Cristal Baschet)

Работа братьев Баше во многом предопределила дальнейшие эксперименты в этом направлении — глубокое исследование природы звука, тесную связь науки и творчества, исследование социальных контекстов и практик взаимодействия с музейным пространством и предметами искусства.

В настоящее время в Университете Барселоны существует Мастерская звуковых скульптур «Баше» — она работает с музеями, концертными залами, университетами и городскими пространствами по всему миру. Специалисты Мастерской воссоздают инструменты Баше, каталогизируют их и продвигают среди художников и музыкантов.

Музыка, написанная и сыгранная на инструментах братьев Баше

Идею братьев Баше подхватывали другие саунд-художники. Например, швейцарский скульптор Жан Тэнгли тоже экспериментировал со звуком в своих работах — собирал сложные конструкции из консервных банок и колесиков, которые «играли» под воздействием потока воды; и механизмы, в которых случайным образом крутились сотни шестеренок, издающих разные звуки.


Кинетическая скульптура Тэнгли

SONICOLOGY


В прошлом году в Санкт-Петербурге состоялась выставка звуковых скульптур Тараса Машталира и Павла Панкратова в рамках проекта «SONICOLOGY».

Одним из объектов выставки была «Стелла» — звуковая скульптура, с которой посетители выставки могли по-разному взаимодействовать. По сути, «Стелла» — это комбинация светодиодов и звуковых систем с множеством чувствительных сенсоров, которые считывают активность людей вокруг. На поведение человека «Стелла» реагирует уникальным набором звуков и цветов.

По задумке создателей, «Стелла» может выполнять образовательные и терапевтические функции, а также менять способы взаимодействия человека с пространством — музейным или городским, если там появятся скульптуры, похожие на неё. Это в буквальном смысле «измеренная алгеброй гармония».

Вот как художник и саунд-дизайнер Тарас Машталир объясняет задумку и принцип работы скульптуры: «Система сенсоров в реальном времени производит анализ пространства в пределах артефакта. Эти данные организуются по Пифагорейским принципам и генерируют гармоническую палитру в виде секвенции звукового тона и его цветового эквивалента по шкале электромагнитной волны, стимулируя синестетические ощущения».


Это не только предмет необычного искусства, но и (вполне возможно в будущем) — элемент городского пространства. Обычные скульптуры беззвучны, но городское пространство постоянно «захламлено» шумом. Интерактивные звуковые скульптуры — один из инструментов восстановления аудио-климата и звуковой эстетики современных городов.

Сенсорами для такой звуковой скульптуры служат видеокамеры, которые используют алгоритмы машинного видения. В теории, любой персональный девайс с видеокамерой и нужным (пусть и не тривиальным) софтом в будущем может стать «Стеллой».

Звуковая архитектура Зимуна


Швейцарец Зимун (Zimoun) — ещё один известный художник направления саунд-арта, который создает звуковые инсталляции из промышленных материалов. В дело идёт всё — от картонных коробок, пакетов и шариков до обрывков проводов, динамиков и даже мусора.

Некоторые работы Зимуна монументальны — они не находятся в пространстве, а сами становятся пространством. В создании звуковых скульптур Зимун сделал следующий шаг — к звуковой архитектуре.

Пример работы Зимуна, отлично демонстрирующая его видение и буквальность его искусства — «318 двигателей постоянного тока, пробковые шарики, картонные коробки 100x100x100 см». Это длинный коридор из коробок, ярко освещенный изнутри, где сотни шариков бьются об стены — зритель идет по коридору и проникается гипнотическим стуком.

Ещё одна работа из похожей серии — «200 двигателей постоянного тока и 2000 картонок 70x70 см»

Но есть у Зимуна и более «локальные» работы, хотя их и немного. Например, концентрирующаяся на микро-жизни и очень буквальная инсталляция «25 точильщиков, кусок дерева, микрофон и усилитель» — личинки жуков-точильщиков помещаются в кусок дерева — а звуки, которые они производят, усиливаются и выводятся в динамики.

«25 точильщиков, кусок дерева, микрофон и усилитель»

Звук — не визуальное и не материальное искусство, но это не значит, что для него нет места в музейных пространствах. Художники, скульпторы, ученые и творцы в широком смысле слова постоянно экспериментируют с формой и содержанием, создают звуковые скульптуры и сложные уникальные конструкции, где звук становится предметом искусства.

Иногда в музеях оказываются и не только объекты, рожденные для созидания, но и вещи, созданные для повседневного использования, например, лучшие образцы промышленного дизайна — так несколько продуктов компании, производящей аудиотехнику Bang & Olufsen стали частью постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке.



Больше интересного о звуке — в нашем «Мире Hi-Fi»:



Комментарии (5)


  1. vassabi
    18.02.2018 23:46
    +2

    не знаю почему, но «25 точильщиков» понравились больше всего


    1. Tachyon
      19.02.2018 13:38

      Просто они ближе к звукам естественной природы, и тише других инсталляций.

      Обычные скульптуры беззвучны, но городское пространство постоянно «захламлено» шумом. Интерактивные звуковые скульптуры — один из инструментов восстановления аудио-климата и звуковой эстетики современных городов.


      По моему как раз таки на оборот- просто добавят шума, хоть и мелодичного.
      Хочется слышать Тишину, а не звук города + звук скульптур.

      А так это получается: '' г-но -плохое, конфеты- хорошие, смешиваем г-но с конфетами и наслаждаемся ?''    
      По моему что-то не так с логикой.


    1. LightTemplar
      20.02.2018 12:32

      Это звуки жизни. Звуки не просто так, а вследствие действий, направленных на поддержание жизни.


  1. OstrovCity
    19.02.2018 12:33

    А мне идея со «Стеллой» понравилась. Прикрутить к видеонаблюдению ;-)


  1. googlodrocher
    19.02.2018 21:23

    Кин-Дза-Дзу захотелось пересмотреть.