Нас окружают звуки. Природные явления и даже вещи, созданные человеком, существуют в пространстве звуков — порой в непредсказуемых и неожиданных формах.
Под какую музыку человечество встретит конец света? Как старейшая музыкальная композиция изменила наше представление об истории гармонии? Какую музыку издают дороги? Что можно сыграть на сталактитах? Делимся несколькими удивительными историями.
Фото Jon Callas CC
В 2015 году бывший стажёр CNN, одного из крупнейших телеканалов США и мира, «слил» в интернет странную запись — на ней военный оркестр в течение минуты играет заунывную мелодию.
Она привлекла всеобщее внимание, потому что на видеокассете с этой записью было написано «показать, когда будет подтвержден конец света». Точная дата записи неизвестна, но, судя по всему, видео было сделано примерно в начале 80-х.
По некоторым предположениям, запись может быть связана с высказыванием Теда Тёрнера, основателя круглосуточного новостного канала CNN. Запуская первое в мире 24-х часовое новостное вещание, он заявил: «Мы выйдем в эфир 1 июня и не прервемся до самого конца света. Когда он наступит, мы расскажем об этом, сыграем «Nearer, My God, to Thee» и отчалим».
Ещё есть теория, что эту мелодию играл оркестр на тонущем Титанике.
В 1952 году авангардный композитор Джон Кейдж написал трехчастную композицию 4?33? (читается как «четыре минуты, тридцать три секунды» или просто «четыре тридцать три»). В её партитуре только единственное указание для музыканта — не произвести ни одного звука намеренно. Композицию можно исполнить на любом инструменте или инструментах, в классическом или джазовом оркестре, переработать в рэп или дабстеп.
Вот она в исполнении Лондонского симфонического оркестра.
Она же — в рок-обработке Фрэнка Заппы:
Идея Джона Кейджа состоит в том, что любые звуки могут стать музыкой — в том числе и звуки, которые мы ассоциируем с тишиной, паузой. Единственные звуки в этой композиции — это окружающий шум, который случайно издают сами зрители и артисты: скрип стульев, покашливание, шелест одежды. Благодаря этому (по задумке Кейджа) человек начинает слушать внимательнее и осознаннее, не опираясь на знакомую звуковую эстетику.
Вероятно, это — старейшая музыкальная композиция, созданная человеком (и дошедшая до наших дней). Эта миди-версия, разумеется, не дает представления о том, как в действительности мог звучать гимн — мелодия на табличке дается в самых общих чертах и нет точных указаний о ритме, в котором она должна исполняться.
Это ритуальный гимн, которому более 3,400 лет — в 50-х годах его обнаружили на одной из нескольких глиняных табличек, датированных 14 веком до нашей эры.
Расшифровали клинопись на табличке в 1972 году — это сделала Анна Драффкорн Килмер (Anne Draffkorn Kilmer) из Калифорнийского Университета. На первой половине таблички нотами записана музыкальная композиция, на второй — инструкции о том, как лучше её сыграть на инструменте, напоминающем девятиструнную лиру.
Хурритский гимн богине Никкаль в аранжировке композитора Майкла Леви для соло лиры:
С тех пор мелодию сыграли на разных инструментах, от лиры до синтезатора. Как на самом деле она звучала, никто не знает, потому что ритмическая конструкция композиции остается неизвестной.
Это открытие породило множество других — например, если расшифровка записи верна, то семинотная диатоническая гамма, которая лежит в основе современной музыкальной гармонии, существовала уже тогда. Соответственно, и нотная грамота, которой мы пользуемся сейчас, в том или ином виде была известна древним шумерам. Ранее считалось, что современный диатонический звукоряд появился на целое тысячелетие позднее.
Великий Сталактитовый Орган (The Great Stalacpipe Organ) находится в Лурейских пещерах в США. Его создал математик Лиланд Спринкл (Leland W. Sprinkle) в середине 50-х — он обработал сотни камней и прикрепил к каждому по молоточку, которые соединил проводами со специально созданной для этого органа консолью от Klann Organ Supply Company. Игру этого органа слышно на всей территории пещеры — около 14 квадратных километров.
По звуку орган чем-то напоминает ксилофон. Естественный звуковой фон пещеры — гул и капли воды, ударяющиеся о камни и водную гладь — тоже часть музыки, которая создает потустороннюю атмосферу. Например, вот так звучит «Лунная соната» в исполнении органа-пещеры:
В мире существует восемь поющих дорог — в Дании, Японии, Южной Корее, США, Украине, Тайване, Китае и Сан Марино.
Они действуют по похожему принципу — благодаря нанесению специальных выпуклых маркеров или канавок дорога или её отрезки вызывают вибрацию, которая через колёса передается в кузов автомобиля и звучит как мелодия. Чтобы её распознать, нужно ехать на определенной скорости.
Так звучит один из музыкальных отрезков дороги в Японии:
Первую музыкальную дорогу, Асфальтофон (Asphaltophone), создали датские художники в 1995 году — они нанесли на покрытие две параллельные полосы выпуклых маркеры разной формы с определенными интервалами. В Японии к этой идее пришли случайно — один из работников бульдозера сделал в асфальте несколько канавок и понял, что в зависимости от глубины канавок и их длины кузов машины может издавать звуки разной тональности.
В Южной Корее музыкальная дорога действует по похожему принципу, но у неё другая цель — она не развлекает туристов, а призвана отвлечь водителей и не дать им заснуть за рулем. Обычно и те, и другие дороги (с маркерами и с канавками) звучат лучше всего на определенной скорости — около 40-50 км/ч.
Ещё больше подобных историй (и совершенно других, но тоже связанных с миром звуков) можно найти в микроподкасте World According to Sound Сэма Харнетта и Криса Хоффа.
Интересное о звуке из нашего «Мира Hi-Fi»:
Под какую музыку человечество встретит конец света? Как старейшая музыкальная композиция изменила наше представление об истории гармонии? Какую музыку издают дороги? Что можно сыграть на сталактитах? Делимся несколькими удивительными историями.
Фото Jon Callas CC
Саундтрек конца света
В 2015 году бывший стажёр CNN, одного из крупнейших телеканалов США и мира, «слил» в интернет странную запись — на ней военный оркестр в течение минуты играет заунывную мелодию.
Она привлекла всеобщее внимание, потому что на видеокассете с этой записью было написано «показать, когда будет подтвержден конец света». Точная дата записи неизвестна, но, судя по всему, видео было сделано примерно в начале 80-х.
По некоторым предположениям, запись может быть связана с высказыванием Теда Тёрнера, основателя круглосуточного новостного канала CNN. Запуская первое в мире 24-х часовое новостное вещание, он заявил: «Мы выйдем в эфир 1 июня и не прервемся до самого конца света. Когда он наступит, мы расскажем об этом, сыграем «Nearer, My God, to Thee» и отчалим».
Ещё есть теория, что эту мелодию играл оркестр на тонущем Титанике.
Музыка тишины
В 1952 году авангардный композитор Джон Кейдж написал трехчастную композицию 4?33? (читается как «четыре минуты, тридцать три секунды» или просто «четыре тридцать три»). В её партитуре только единственное указание для музыканта — не произвести ни одного звука намеренно. Композицию можно исполнить на любом инструменте или инструментах, в классическом или джазовом оркестре, переработать в рэп или дабстеп.
Вот она в исполнении Лондонского симфонического оркестра.
Она же — в рок-обработке Фрэнка Заппы:
Идея Джона Кейджа состоит в том, что любые звуки могут стать музыкой — в том числе и звуки, которые мы ассоциируем с тишиной, паузой. Единственные звуки в этой композиции — это окружающий шум, который случайно издают сами зрители и артисты: скрип стульев, покашливание, шелест одежды. Благодаря этому (по задумке Кейджа) человек начинает слушать внимательнее и осознаннее, не опираясь на знакомую звуковую эстетику.
Старейшая мелодия на земле
Вероятно, это — старейшая музыкальная композиция, созданная человеком (и дошедшая до наших дней). Эта миди-версия, разумеется, не дает представления о том, как в действительности мог звучать гимн — мелодия на табличке дается в самых общих чертах и нет точных указаний о ритме, в котором она должна исполняться.
Это ритуальный гимн, которому более 3,400 лет — в 50-х годах его обнаружили на одной из нескольких глиняных табличек, датированных 14 веком до нашей эры.
Расшифровали клинопись на табличке в 1972 году — это сделала Анна Драффкорн Килмер (Anne Draffkorn Kilmer) из Калифорнийского Университета. На первой половине таблички нотами записана музыкальная композиция, на второй — инструкции о том, как лучше её сыграть на инструменте, напоминающем девятиструнную лиру.
Хурритский гимн богине Никкаль в аранжировке композитора Майкла Леви для соло лиры:
С тех пор мелодию сыграли на разных инструментах, от лиры до синтезатора. Как на самом деле она звучала, никто не знает, потому что ритмическая конструкция композиции остается неизвестной.
Это открытие породило множество других — например, если расшифровка записи верна, то семинотная диатоническая гамма, которая лежит в основе современной музыкальной гармонии, существовала уже тогда. Соответственно, и нотная грамота, которой мы пользуемся сейчас, в том или ином виде была известна древним шумерам. Ранее считалось, что современный диатонический звукоряд появился на целое тысячелетие позднее.
Крупнейший в мире музыкальный инструмент
Великий Сталактитовый Орган (The Great Stalacpipe Organ) находится в Лурейских пещерах в США. Его создал математик Лиланд Спринкл (Leland W. Sprinkle) в середине 50-х — он обработал сотни камней и прикрепил к каждому по молоточку, которые соединил проводами со специально созданной для этого органа консолью от Klann Organ Supply Company. Игру этого органа слышно на всей территории пещеры — около 14 квадратных километров.
По звуку орган чем-то напоминает ксилофон. Естественный звуковой фон пещеры — гул и капли воды, ударяющиеся о камни и водную гладь — тоже часть музыки, которая создает потустороннюю атмосферу. Например, вот так звучит «Лунная соната» в исполнении органа-пещеры:
Поющие дороги
В мире существует восемь поющих дорог — в Дании, Японии, Южной Корее, США, Украине, Тайване, Китае и Сан Марино.
Они действуют по похожему принципу — благодаря нанесению специальных выпуклых маркеров или канавок дорога или её отрезки вызывают вибрацию, которая через колёса передается в кузов автомобиля и звучит как мелодия. Чтобы её распознать, нужно ехать на определенной скорости.
Так звучит один из музыкальных отрезков дороги в Японии:
Первую музыкальную дорогу, Асфальтофон (Asphaltophone), создали датские художники в 1995 году — они нанесли на покрытие две параллельные полосы выпуклых маркеры разной формы с определенными интервалами. В Японии к этой идее пришли случайно — один из работников бульдозера сделал в асфальте несколько канавок и понял, что в зависимости от глубины канавок и их длины кузов машины может издавать звуки разной тональности.
В Южной Корее музыкальная дорога действует по похожему принципу, но у неё другая цель — она не развлекает туристов, а призвана отвлечь водителей и не дать им заснуть за рулем. Обычно и те, и другие дороги (с маркерами и с канавками) звучат лучше всего на определенной скорости — около 40-50 км/ч.
Ещё больше подобных историй (и совершенно других, но тоже связанных с миром звуков) можно найти в микроподкасте World According to Sound Сэма Харнетта и Криса Хоффа.
Интересное о звуке из нашего «Мира Hi-Fi»:
- Инструменты, которые не стали мейнстримом: колёсная лира, варган и музыкальная пила
- Вам и не снилось, или 5 необычных версий всем известных песен
- Пятничный формат: Как «звучат» цифровые деньги
- Путешествие внутрь органа
- «Стена»: вспоминаем легендарный альбом Pink Floyd
- «Слышать мимо ушей»: необычные способы восприятия звука
- Дождь, лязг доспехов и жидкий металл: как создается звук для кино