Привет! Меня зовут Катя Франк, я ведущий маркетолог Mobile Dimension. В этой статье я приведу небольшой разбор выставки Mobile World Congress в Барселоне, немного сравню ее с этой же выставкой от GSMA в Шанхае, расскажу, кому в ней стоит участвовать, и как все организовать так, чтобы не облажаться. Также расскажу, что можно было подготовить лучше, что мы упустили, и что рекомендую сделать всем, кто поедет туда в будущем году. Статья будет полезна маркетологам и business developers IT-компаний.

Я не буду показывать новинки от Samsung и Nokia (но покажу вертолет) и делать обзоры на стенды или проводить экскурсию, информации об этой части выставки полно в рунете, так что хочется немного осветить сторону, которую не видно СМИ. А еще я немножко расскажу, как принять участие в MWC и не разориться при этом, но это не реклама, а часть жизненного опыта, который мы прожили.

Предыстория


Mobile Dimension – разработчик мобильных приложений, работающий на зарубежных рынках, и, в целом, мы нашли логичным для себя участие в MWC Shanghai в прошлом году, и в MWC Barcelona в текущем.

В прошлом году в Шанхай мы ездили как участники русского павильона, организованного Минкомсвязи РФ. В Барселону мы поехали с Российским Экспортным Центром и в этот раз у нас был собственный стенд в рамках павильона.

Далее я подробнее расскажу про подготовку к поездке, про софинансирование РЭЦ и что это такое, как пройти процедуру и что вы получите в итоге


Кому интересно сразу про выставку, рекомендую промотать дальше, так как впереди примерно страница организационных деталей, которые пригодятся только маркетологам.

Для начала скажу, что, как многие знают, участие в таких крупных выставках как MWC, в Computex Taipei и прочих, просто так с улицы стоит, по моему скромному мнению, как крыло от боинга. Очень для многих это неподъемные маркетинговые бюджеты в брендообразующий проект. Такие выставки стоят от 7 тысяч евро за Raw Space 6 метров без застройки (накидываем на простейшую застройку еще столько же примерно) и до плюс бесконечности в зависимости от того, насколько мало времени осталось до мероприятия и какие у вас аппетиты. Построить город на пол павильона в стиле Газпрома – бесценно. Можно один раз провести три дня на выставке, шикануть и сразу закрыть компанию и уехать на Каймановы острова скрываться от коллекторов, которые придут по вашу душу. Немного лучше ситуация, если вы уже участвовали. Можно оперировать, что вы участник второго года, требовать скидку, пытаться договариваться. Чуть легче торговаться в Китае, так как все материалы для застройки производят у них и там все в принципе дешевле.

Расскажу, как это можно сделать ощутимо дешевле


Российский Экспортный Центр – это организация, которая занимается всевозможной поддержкой российского экспорта (в тч несырьевого) зарубеж. В программу поддержки входит также софинансирование (частичное финансирование), т.е. непрямая материальная поддержка субъектов МСП. Перевожу на русский язык – если вы являетесь малым и средним бизнесом, вы можете получить софинансирование вашего участия в крупном международном мероприятии, как в составе русской делегации, так и отдельно. Под непрямой поддержкой следует понимать то, что никто не выплачивает вам деньги напрямую, но берет на себя довольно большой процент ваших затрат. Итоговая сумма каждый раз разная в зависимости от конкретного мероприятия, но от себя могу сказать, что это очень существенно экономит вам маркетинговый бюджет + дает массу интересных возможностей, как, например, лишний бейджик или другие бенефиты от нахождения на национальном стенде.

Для справки: На таких крупных выставках как CES, CEBIT или MWC почти всегда есть национальные павильноны. На них представляют себя молодые компании, объединившиеся в национальный павильон.

В чем преимущество участия в национальном павильоне?


А очень просто. Если вы абстрактный стартап HighTech Mobile Innovation Inc, то максимум, на что вы сможете расчитывать на MWC – стенд от 6 квадратов за бешеные деньги с простенькой застройкой. Причем, что самое обидное, такие гиганты как Nokia, Samsung, ZTE, Huawei и прочие, выкупают площади за годы до выставки и имеют приоритет перед всеми остальными в выборе выгодного места. В итоге маленькие стенды зачастую запихивают в дальний угол, чтобы не портили план и инженерию застройки. В этом году продавались места даже в коридорах между павильонами. Стоит дорого, смысла – беспощадно мало. В коридорах гигантский трафик, и с одной стороны это хорошо, но с другой, чтобы им воспользоваться – надо приложить огромное количество усилий, чтобы привлечь их внимание.


В общем, что называется, на вкус и цвет… Но из простой логики участие на стенде национальной делегации площадью 100 квадратов выгоднее, чем на стенде площадью 6 квадратов в коридоре. Большой стенд заметнее, выше, привлекает больше внимания.


Очень грустный стенд весьма любопытного стартапа в эскалаторном пролете.

Что еще дает участие на национальном стенде?


Разумеется, вас напечатают в каталоге павильона, а также обеспечат всевозможные деловые программы и бизнес-мероприятия, встречи с бизнес-миссиями с других павильонов и прочие культ-массовые мероприятия. В остальном здесь везде основной смысл – участие.


Что требуется и что вас ждет?


Прежде всего, морально подготовиться к сбору, заполнению и отправке большого количества документов, в т.ч. в оригиналах. С этим знаком каждый, кто когда-либо готовил тендер, перечень документов приблизительно такой же. Точно понадобится выписка из МСП и из ЕГРЮЛ. Если у вас есть в команде спец.человек, которому можно будет это поручить – считайте, вам повезло. Причем помните, что даже если вначале никто об этом не предупреждает, то в конце у вас обязательно затребуют оригиналы почтой, будьте к этому готовы и храните каждую бумажку как первый весенний цветок. Для начала можете составить заявку для регистрации в системе (т.е. стать экспортером) и, пройдя этот этап, оценить, готовы ли вы дальше собирать бумажки. В комментариях я буду готова делиться ссылками, если кому-то понадобятся советы по процессу. Готовьтесь к тому, что вся процедура занимает много времени. Подавайте документы заранее и следите за публикацией протоколов на сайте – утвердили вас на участие в софинансировании по мероприятию или нет. Не стесняйтесь туда звонить у точнять статусы.

Теперь еще немножко вводной информации и о самой выставке


Когда мы прилетели в Барселону, мы были потрясены уровнем организации. Бейджи выдавали во все дни во всех терминалах аэропорта, можно было получить в городе, в двух, кажется точках выдачи, а также в самом выставочном комплексе (последнее крайне не рекомендуется самими организаторами – очень много людей). При оформлении бейджа на сайте можно поставить галочку, где именно ты хочешь получить свой бейдж и какого числа.

В аэропорту целый этаж был отведен под выдачу бейджей, навигация «Для участников MWC – туда» – предельно понятная, каждые 15 метров волонтер в форменной красной жилетке, который укажет вам дорогу и подскажет.


Что вызвало у нас тотальный восторг, так это билет на метро. Всем участникам в комлпект к бейджу выдают проездной на метро, который действует все четыре дня выставки во всем городе. Во-первых, метро в Барсе очень дорогое, во-вторых, выставочный комплекс Fira Barcelona находится на отдельной коммерческой линии метро, проезд по которой нужно оплачивать отдельно от основной системы, поэтому я очень хорошо представляю, какая адская толпа стояла бы у терминалов оплаты, если бы организаторы не выдавали билеты заранее.

В самом городе так же – везде баннеры, везде навигация, везде реклама, везде инфо-поинты WMC.

Ремарка. Планируя визит на MWC, озаботьтесь жильем сильно заранее. Мы покупали все в декабре, но уже тогда гостиница получалась около полумиллиона рублей на четверых, поэтому мы сняли недорогую квартиру на Airbnb. Но в этом случае уточняйте, есть ли в квартире отопление, в нашу поездку в Барселоне шел снег.

О выставке


Когда в прошлом году мы съездили в Шанхай, то поняли, насколько азиатский мир отличается от европейского даже на таких глобальных событиях. Если на MWC в Шанхае почти все производители были китайскими, продавали и предлагали услуги и продукты для внутреннего рынка и не особенно старались даже переводить свои материалы, заголовки и стенды на английский, но в Барселоне все с точностью до наоборот. В Fira Barcelona, а это 9 (девять!) огромных залов + коридоры и дворики огромного шагающего карнавала, ориентированного на Европу здесь и сейчас.


Что в связи с этим обязательно нужно сделать к MWC в Барселоне — это подготовить хорошие, привлекательные и понятные материалы на английском языке, а еще лучше – заморочиться и перевести их на испанский. Мы перевели только на английский, но на испанский не переводили и в какой-то степени пожалели.


Источник

Павильон 8.1 был полностью посвящен мобильным приложениям и разработкам, продвижению и мобильной рекламе. Мы же оказались в зале 6, где кого только не было, но поскольку это был павильон РЭЦ, мы не могли влиять на выбор зала. Проблема заключается в том, что выставка никак официально не дробит экспонентов по залам, выставка делит только по инженерии стендов, укладывая их на плане как в тетрисе. Поэтому если выставке удобно тебя переместить, чтобы впихнуть стенд площадью с футбольное поле – выставка это сделает. Как результат – 9 залов бесконечного потока информации, который невозможно как-то структурировать. Чтобы обойти все девять и не сойти с ума, приходится пользоваться методом выхода из лабиринта – идти все время по правой стороне.

Если вы мобильный разработчик и планируете участие в следующем году – пишите организаторам и спрашивайте, где они планируют размещать зал разработчиков. Почему это оказалось важно? Потому что многие, кто приходит на MWC, приходит сразу с конкретными задачами, к конкретным компаниям и с заранее назначенными встречами и не ходят по случайным залам щелкать клювом. В итоге получается, что если вы разработчик, но находитесь не в нужном вам зале (в нашем случае, не в 8.1), ваша аудитория про ваш стенд может просто не узнать. Наш стенд находился в 6 павильоне и оказалось, что это не совсем удачно. В Шанхае такой проблемы не было, так как там мобильных разработчиков не было почти совсем, а сама выставка – меньше.

Кто знает, возможно, организаторы начнут дробить залы на Apps, Health & Wearable, IoT и прочие категории, чтобы посетителям было легче ориентироваться. Но пока такая четкая граница была только в зале 8.1. – мобильные приложения.


Стенд Nokia на MWC18
Источник


Прежде всего, планируя свой стенд, подумайте о фишке. Стендов такое количество и таких размеров, что переплюнуть соседа действительно очень сложно. Nokia в этом году без лишней скромности просто построила город на половину повильона. Думайте о деталях, узнавайте у застройщка, какая высота стен у примыкающего к вам стенда, старайтесь не быть ниже. Забудьте о воздушных шарах – они в прошлом. Писк сезона – вертящиеся конструкции, подвешенные на рельсах к потолку, движущиеся элементы с подсветкой, все как можно выше, как можно ярче, как можно громче.


Продумайте систему конкурсов на стенде, не грузите никого деловой программой, наймите промо девушек, поставьте на стенде мустанг и наливайте пиво, дарите смарт часы и вкладывайтесь в промо своего стенда. AppsFlyer разливал на стенде, оформленном под салун из дикого запада, виски и крутил музыку, чем запомнится еще очень надолго. Создавайте вокруг стенда шумиху, интригу, нагнетайте интерес, обещайте всем сюрприз и закрытую вечеринку. У нас такой фишки не было, так как мы были предельно ограничены концепцией национального павильона. Сильно жалеем, в будущем году будем придумывать, чем удивить.


Вообще, нетворкинг составляет огромную часть смысла нахождения там. Назначайте встречи через портал выставки и через мобильное приложение, не игнорируйте эту возможность, это правда очень удобно. Мы постоянно с кем-то встречались, ходили на мероприятия 4YFN и проводили массу встреч на стенде. Сейчас понимаем, что могли бы еще больше.



Организовывайте себе бизнес-встречи с целевыми заказчиками. На MWC существуют люди, которые в частном порядке организовывают (за деньги, конечно) визиты к вам на стенд разных интересных вам компаний, с такими людьми тоже можно и нужно договариваться, это целевые контакты. Скорее всего, они напишут вам сами, как только вашу компанию опубликуют на сайте MWC. Мы, к сожалению, этой возможностью не воспользовались, посчитали, что нетворкинга и так достаточно и ограничимся деловыми встречами, организованными стендом. Немного жалеем.


Договаривайтесь с гигантами за полгода. Многие крупные компании вообще имеют на MWC полностью закрытые от проходящей мимо публики стенды, исключительно с переговорными комнатами. Попасть на такие стенды без предварительной записи невозможно, запись закрывается полностью иногда аж за два месяца. Среди таких компаний были Ernst&Young, Google (Android), Boston consulting, Nokia. Мы об этом не знали и на стенд Android попасть не смогли.


Знакомьтесь с тусовкой конкурентов и стартапов. На MWC постоянно самоорганизовываются вечерние мероприятия, вечеринки и это отличный шанс познакомиться и обменяться опытом. Мы ходили на такие мероприятия каждый вечер и вынесли массу новых и полезных контактов, буквально, из знакомств в очереди в бар!


Пробуйте ко-брендинг! Договаривайтесь с компаниями-партнерами, с крупными корпорациями с дружественным маркетингом, делите пополам расходы на стенд и получайте бенефиты от выгодного соседства. Таким же образом можно использовать и просто соседство со стендом условного Google, но без предварительных договоренностей это будет сделать сложно технически.

Что еще было интересного на выставке?

Вертолет от Huawei.


Global Mobile Awards
Если вы едете на MWC, вы можете подать заявку на участие вашего решения в Global Mobile Awards. Будьте внимательны, прием заявок закрывается в начале января, заполнить нужно довольно внушительную форму, затем идет отбор жюри. Категорий множество, выбрать под себя достаточно легко. На первый взгляд кажется, что конкурировать с гигантами типа Huawei и Zte невозможно, но нам удалось войти в пятерку номинантов в своей категории с мобильным приложением «Календарь беременности», а это номинация на Оскар мобильного мира! Церемония награждения выглядит очень круто и правда очень похожа на Оскар – ковровые дорожки и блестящие телеведущие. Ну и, конечно, когда твой логотип показывают со сцены GLOMO – очень волнующий момент.



Стендов было действительно очень много. Перечислять их все – бессмысленно, да это и не обзор выставки, а практическое руководство по участию.

Итак, мы добрались до выводов.

Участвовать имеет смысл, если вы:

  • Мобильный разработчик или продаете сервис для разработчиков
  • Производите что угодно носимое – гаджеты, мед.приборы, фитнес-трекеры, наушники
  • Производите софт c версиями под мобильные устройства
  • Внедрили мобильную технологию в своей компании и хотите рассказать об этом всему миру – стенд Mercedes Benz представлял концепт-кар Smart и новый A-classe, напичканный электроникой и мобильностью
  • Вообще все, что угодно, связанное с мобильностью, даже, если производите батарейки


Участвовать точно НЕ имеет смысла только в одном случае: если вы производите что-либо, что не переведено (не локализовано) хотя бы на английском языке. Идти на выставку целесообразно только с полностью переведенным и готовым продуктом.

Стоит ли участвовать без стенда, ходить и раздавать листовки, знакомиться?
Да, но это не точно. Входной билет самого простого уровня стоит тысячу евро + расходы на командировку. Он дает только проходы на выставку. Чтобы попасть на дополнительные лектории, нужно получить silver pass, он сразу сильно дороже. Если нет никакой возможности поставить стенд, то безусловно, лучше поехать просто посетителем, чем никак. Но при этом нужно понимать, что таких, как вы, будет миллион, перемешанный с миллионом промо-персонала с листовками.

Будет трудно, но весело.

Комментарии (0)