Для застройщиков и продавцов недвижимости важно показать, как именно он будет жить, чтобы не бороться с неоправданными ожиданиями. И тут на помощь приходит 3D-визуализация дома вместе с мебелью и очки виртуальной реальности, которые позволяют внимательно оглядеть будущий дом.
Директор по решениям для бизнеса Planoplan Алексей Ёжиков рассказал, как VR помогает покупателям не брать «кота в мешке».
Главной финансовой целью 25% россиян является покупка квартиры. Один из сценариев выглядит следующим образом: сначала семья долго копит на первоначальный взнос по ипотеке, а затем выплачивает оставшуюся сумму в течение 20-30 лет. Для подмосковного Красногорска первоначальный взнос в размере 15% составит около 750 000 рублей за однокомнатную квартиру и около 1 125 000 за двухкомнатную, а ежемесячный платёж при ставке в 12% составит 37 000 и 56 000 соответственно.
Чаще всего приобретают квартиры на первичном рынке, в трёх случаях из четырёх — до ввода дома в эксплуатацию. Около половины такого жилья — малогабаритное, это студии и однушки.
При средней зарплате по Московской области около 46 410 рублей на январь 2018 года платежи по ипотеке становятся главных источников расходов семьи. А к ним ещё надо прибавить ремонт — это 20-50% от цены жилья. Для многих это самая крупная покупка в жизни, и делается она вслепую, люди покупают «кота в мешке», не зная, насколько высок потолок, просторными ли будут эти 42 или 60 квадратных метров и как они будут выглядеть после ремонта.
Planoplan с момента создания работает в сегменте B2B, предлагая застройщикам 3D и VR планировки, которые те используют с целью показать товар лицом с помощью шлема виртуальной реальности Lenovo Explorer. «Мы выступаем за то, что обычный россиянин достоин того, чтобы видеть то жильё, в которое он въедет. Не при покупке элитного жилья, а при покупке обычной квартиры-студии на окраине города. И мы помогаем визуализировать именно такое жильё», — так формулирует Алексей Ёжиков позицию компании.
Что делает Planoplan
Сервис Planoplan появился в 2012 году как дочерняя структура агентства недвижимости «Кельник», предлагающей различные услуги для продвижения девелоперам. Сервис стали использовать в качестве инструмента, помогающего продавать квартиры. Planoplan предназначался для создания планировок и дизайна интерьеров квартир, а также любых других помещений — складов, торговых площадей. Алексей Ёжиков, Planoplan: «Мы начали использовать решение для визуализации квартир. Когда хочешь продать квартиру клиенту, особенно на стадии строительства, ты хочешь показать, что он ждёт. Он должен покупать не просто квадратные метры и план, человек должен знать каким будет пространство его жилья».
Planoplan с 2012 года монетизирует сервис в B2B, но работает и в B2C: из 410 000 уникальных зарегистрированных пользователей около 40 000 проявляют активность не реже раза в месяц. Среди них — люди, которые делают или готовятся делать ремонт дома, они с помощью сервиса могут визуализировать результаты ремонта одной комнаты. Дизайнеры интерьеров, которые хотят сэкономить на 3D Max, также пользуются сервисом».
«И всё это же время мы пытались нести свет застройщикам и объясняли зачем им делать 3D планировку», — добавляет Алексей Ёжиков. Основная задача визуализации в VR — показать продукт, ответить на вопросы потенциальных потребителей. Это может быть жильё, мебель или бытовая техника. Покупателю виртуальная реальность помогает увидеть, как будет выглядеть конкретный кухонный гарнитур в его квартире, подойдёт ли к нему определённая плитка и аксессуары, бытовая техника. Это необходимо, чтобы снизить вероятность неверных ожиданий от будущего результата.
Именно с квартирами вопрос различных опасений, сомнений и ожиданий стоит особенно остро. На этапе строительства максимум, что может показать продавец, это план квартиры на плоскости и саму квартиру в виде бетонной коробки — в самом лучшем случае это будет именно та жилплощадь, в которую покупателю предстоит въехать через несколько лет, а в худшем — просто квартира с похожей планировкой в другом доме на другом этаже. Подводные камни могут открыться позже, когда после переезда человек обнаружит, что у него очень большая кухня — за счёт кладовки, которой почему-то нет, и что стену между туалетом и ванной невозможно убрать из-за вентиляционного короба, а квартиру показывали в доме другого типа.
Но важно помнить, что 3D и VR контент – инструмент коммуникаций, а не инструмент повышения конверсии. В отрыве от работы менеджеров он не может поднять продажи. Точного ответа в цифрах о том, насколько он повышает продажи девелоперам в России, нет. Алексей Ёжиков отмечает, что это проблема российских застройщиков: они не умеют пилотировать проекты и измерять результат. В марте 2018 года на Международном саммите по новым технологиям в недвижимости, организованном Ernst & Young, Алексей Ёжиков выступил с докладом по этой проблеме: он рассказал, что застройщикам необходимо использовать CRM, которая покажет, кто из покупателей использовал шлем виртуальной реальности при выборе квартиры, кто — нет, и насколько эффективность отличается в том и другом случае. Важно, что результаты должны быть подсчитаны при продаже квартир для конкретных объектов, и что застройщик должен быть достаточно крупным, чтобы минимизировать статистическую погрешность.
«Мы искали весь год пути этой ситуации. Мы провели тестирование на одном из сайтов застройщиков. Было показано, что конверсия в звонок на 10% увеличилась. Но это, скорее, побочный эффект».
Результаты добавления функции «Виртуальный тур» на сайт ЖК «Венский квартал»
Представители девелоперов говорят об эффективности использования VR во время выставок, когда за 2-3 дня через стенды проходит большое количество людей, осуществляющих первый контакт с компанией с помощью шлема виртуальной реальности. «В таких условиях VR- и 3D-очки позволяют обрабатывать в одну единицу времени довольно большое количество клиентов», — рассказывает Алексей Филиппов, «СПб Реновация».
Ещё одно подтверждение позитивного влияния такой демонстрации на клиентов — результаты опроса Ассоциации виртуальной и дополненной реальности VRARA: более 40% покупателей квартир подтвердили, что панорамные туры играют важную роль в принятии решения о покупке. Интересно, что аудитория в возрасте 30-39 лет чаще высоко оценивают инструменты 3D и VR для сравнения квартир, чем покупатели 20-29 лет — 61,9% против 57,1% и как инструмент для более быстрого принятия решения о покупке.
Благодаря 3D-визуализации и шлему виртуальной реальности Lenovo Explorer застройщик получает конкурентное преимущество: возможность показать настоящую квартиру. Он может ответить на вопросы «50 метров — это сколько и что туда поместится?» не на пальцах или буклете, а с помощью реальной экскурсии в виртуальной реальности. Даже высоту потолка покупатель может оценить заранее.
Сервис формирует экосистему, на которой планирует объединить застройщиков, производителей кухонь и другой мебели, поставщиков холодильников, плит и другой бытовой техники, дизайнеров интерьера, производителей отделочных материалов вместе с конечными пользователями жилья. Цель — сделать так, чтобы покупатель любой из этих категорий мог увидеть в шлеме виртуальной реальности не просто планировку с примером обстановки из стандартной мебели из IKEA, а результаты ремонта комнаты с конкретными обоями и натяжным потолком, конкретной мебелью и техникой.
Для демонстраций Planoplan выбрал шлем виртуальной реальности Lenovo Explorer. Среди преимуществ компания отмечает быстрый отклик и высокое качество изображения. Отсутствие внешних датчиков позволило сократить время установки оборудования на выездных демонстрациях втрое. Шлем удобен для надевания, а также для гигиенической очистки — а это очень важно, когда шлемом пользуется большой поток людей, будь то офис застройщика или выставки. При этом для организации демонстрационного стенда в случае данного программного обеспечения необязательно иметь очень мощный компьютер с дорогой видеокартой. Тестирование показало, что хорошо справится даже ноутбук ThinkPad P51 с картой Quadro M1200.
Комментарии (20)
foldr
11.04.2018 13:14VR гарантирует, что застройщик сделает именно то, что вы видите? Нет. Не питайте иллюзий — не купить кота в мешке возможно лишь, если взять уже построенное жилье
vesper-bot
11.04.2018 13:31А разве застройщик может наплевать на согласованные в БТИ поэтажные планы и сделать что-то слишком по-другому? Или вы об отделке?
foldr
11.04.2018 13:46+1И про отделку в том числе. До окончания строительства непонятно не только, какая будет отделка, но и благоустройство вокруг дома, инфраструктура (если она будет вообще). Все что есть — красивые макеты, картинки, которые могут не соответствовать тому, что будет сделано в итоге. Когда квартиры выкуплены заранее, у застройщика нет мотивации делать качественно — он будет делать на столько дешево, на сколько это возможно (потому что выгодно). Понятно, не все застройщики такие, но, к сожалению, добросовестные скорее исключение.
А то, что преподносится в статье — возможность рассмореть свою будущую квартиру в 3Д (неважно, только отделку, или весь жилой комплекс/квартал, теоретически тоже возможно) — это все тот же кот в мешке
Shpakov
11.04.2018 15:18+1Недавно стал свидетелем: по проекту стена между квартирами из кирпича со слоем звукоизолирующего материала внутри, на деле — перегородка толщиной в один кирпич, причем выяснилось случайно. Слышимость соответствующая…
Heath
11.04.2018 13:41+1VR-демонстрации — это молоток. Им можно гвозди забивать, а можно людям причинять боль и страдания. Так и тут, если застройщик дорожит своей репутацией, VR-демонстрации уже показывают полезность для его покупателей, в процессе принятия решения о покупке. Если же застройщик, скажем так, «лукавый», то он и без VR налукавит будьте нате. :)
У нас был случай, когда просили мебель сделать на 90% от реальных размеров. Конкретно мы отказываемся так работать, конечно же.DEM_dwg
11.04.2018 14:04Да достаточно и 3d сцен, можно и без VR-очков обойтись…
Heath
11.04.2018 14:13Судя по опросам покупателей жилья, панорамные туры и VR-контент дают дополнительную ценность. Более того, наблюдается «эффект первого предъявления»: покупатели, которые сталкивались с панорамными турами и VR-контентом в ходе выбора квартиры, ценят его заметно больше (72,7% называют их ценными для принятия решения о покупке), чем вся аудитория в целом (40,4%).
SandroSmith
11.04.2018 14:05У нас — это где? На мебельной фабрике? Или вы такого плана проэкты готовите?
Heath
11.04.2018 14:11Это в Planoplan, который упоминается в посте. Массово готовим такие проекты, да.
SandroSmith
11.04.2018 14:37Если не секрет, на каком движке пишете? И сколько стоит один проэкт, порядок хотя бы.
Интерактив какой-то есть? Или только перемещения по комнатам.Heath
11.04.2018 15:26Не секрет, мы даже рассказывали об этом на Хабре. Unity основной. У застройщиков сейчас востребовано только перемещение по комнатам, и этому есть внятное объяснение. Технически можно делать и интерактив. По ценам напишу в личку — у нас открытый прайс, цены легко найти, но я не хочу, чтобы хабраюзеры воспринимали как рекламу.
bro-dev
11.04.2018 20:14Эти 10% это первоначальный буст за внедрение системы, дальше все выравняется, при покупке квартиры нету такого что люди не знают товара его им не нужно рекламировать, все всё знают и покупают как тока накопят увеличить покупки нереально просто у людей нету больше денег.
Heath
13.04.2018 10:44Вы абсолютно правы, по нашему скромному мнению. :) VR не даёт прямого буста продаж, это инструмент для более точной коммуникации с потенциальным покупателем, снятия опасений и формирования ожиданий. Поэтому смысл не в том, чтобы «прорекламировать» квартиру, а чтобы объяснить, что получит покупатель. Не больше и не меньше.
VDG
12.04.2018 02:43Рад слышать, что у застройщиков что-то в голове сдвинулось за несколько лет, и планка требований к реалистичности опустилась. Раньше у меня было качество рендера (в аналогичном 3D сервисе) такое же, как приведено в скриншотах сейчас здесь в статье. И застройщиков тогда не устраивала, так сказать, их «искусственность».
cyberly
Фраза выдает направленность статьи на потенциальных покупателей сервиса.
Так-то штука хорошая, нужная, но, честно говоря, рассчитывал увидеть больше примеров того, что увидит пользователь.
geisha
И так, вроде, живо написано:
Я бы, смеха ради, в одном случае из десяти демонстрировал покупателям разрытый котлован вместо однокомнатной коробки.