Зрение — ваша суперспособность. Вы уже обладаете всеми необходимыми инструментами, устройство у вас с рождения, а программное обеспечение включилось, как только вы впервые разомкнули веки. Теперь нужно установить обновления.Так заканчивается новая книга Дэна Роэма "Рисуй, чтобы победить: проверенный способ руководить, продавать, изобретать и обучать". Её идея в том, что современное общение преимущественно визуально. И для того, чтобы общаться эффективно, нужно знать и использовать законы визуального мышления.
Из названия ясно, что книга будет полезна всем, кто руководит, продает, обучает. Хотя её можно адресовать вообще всем, кто мыслит и делится идеями с другими людьми: доступно описан процесс человеческого мышления и способы опоры на него в любой коммуникации.
Перестаньте думать о рисовании как о художественном процессе. Это мыслительный процесс. Если вы хотите четче воспринять идею, нарисуйте её.
О стиле изложения
Автор пишет о глубоких, сложных вещах очень просто, иллюстрирует все своими рисунками, использует истории из жизни, шутит, мастерски структурирует материал.
Если в центре его книги «Визуальное мышление» — процесс мышления (со всеми научными и фундаментальными отступлениями), то эта работа ориентируется, скорее, на практику применения рисунков: что конкретно нужно нарисовать, чтобы вдохновлять, продавать, учить.
176 страниц книги читаются за несколько часов, но идеи настолько хороши, что потом возвращаешься перечитать то, что понравилось. Обычно я делаю несколько закладок на самых полезных частях текста. Но эта книга к концу чтения превратилась в «ромашку» — цветные стикеры-закладки торчали во все стороны.
Небольшие главы разделены на смысловые части и фокусируются на одной проблеме. В начале каждой — вдохновляющие (и проясняющие смысл) цитаты, а в конце — резюме из 3-5 ключевых идей и одной основной мысли главы. Это делает книгу удобным учебником — «освежить» в памяти суть главы можно за несколько секунд.
О том, как Россия помогла автору стать тем, кто он есть
Дэн Роэм создал систему визуального решения проблем, которая используется в бизнесе, политике, образовании, науке. Среди его «клиентов» Microsoft, Intel и IBM, eBay и Google, Boeing, Lucas Film, Стэндфордский университет и Школа менеджмента MIT, Военно-морские силы и Сенат США.
Но совсем неожиданно я узнал, что «Дэн раскрыл потенциал изображений в решении бизнес-проблем в Советском Союзе, где в 1990 году основал первую компанию маркетинговых коммуникаций. Он не знал русского языка, но однажды понял, что его объясняющие рисунки прекрасно преодолевают языковой барьер. С того момента Дэн Роэм совершенствовал свой метод и средства визуального мышления, которыми делится в своих книгах».
О структуре и содержании книги
В содержании 10 глав, они делятся на три логические части: почему важно рисовать, как это делать и что именно рисовать в каждом случае.
В первых двух главах — «Рисуйте так, словно от этого зависит ваша жизнь», «Побеждает тот, кто рисует» — Роэм доказывает, что сегодня визуализация незаменима для мышления и общения в любой сфере.
Кроме «традиционных» фактов (90% всей информации возникло за последние два года (IBM), 90% данных онлайн — визуальные (Cisco), 90% предпринимателей не умеют использовать визуализацию в своем деле (Роэм)) есть несколько историй успешных людей (бизнесменов, актеров, политиков) и данные исследований. Например:
Недавнее исследование показало, что президенты США, которые использовали в своих речах образы, считались более харизматичными, чем те, кто этого не делал. «Открытие приводит к мысли, что успешное выражение и описание видения лидера могут основываться на его способности рисовать для последователей словесную картину того, что может быть достигнуто с их помощью.
Следующие три главы посвящены принципам визуализации. Глава 3 называется «Сначала нарисуйте круг, потом дайте ему имя». Она — про ответ на вопрос «Как начать рисовать». Кому-то может показаться, что автор уделяет много внимания проходному моменту. Но это только на первый взгляд. Одна из самых полезных идей книги в том, что «рисование — это не художественный процесс, а мыслительный» и коммуникативный. Это способ показать, вызвать эмоции, активировать память, убедить.
Самая большая ошибка в бизнес-визуализации — ожидать, что вы способны быстро нарисовать всю вашу идею как законченную картину. Со временем вы сможете поставить себе такую прекрасную цель, но в самом начале это вредные нереалистичные ожидания. Вы не уйдете далеко и, скорее всего, сдадитесь раньше, чем сумеете оценить очищающую сознание власть изображений.В правдивости этого я убедился на собственном опыте во время учебы в колледже по специальности «Учитель черчения и ИЗО». Некоторые одногруппники рисовали прекрасные выразительные картины легко и непринужденно, двумя мазками кисти. У меня так не получалось. Я был готов сдаться и никогда в жизни не смотреть в сторону карандаша и красок, но однажды принял участие в крупном (всероссийском) конкурсе плакатов. Выраженных художественных способностей у меня не было, но была отличная идея, которую я изобразил, как мог, с помощью нескольких геометрических фигур. Однажды утром мне позвонили из Союза дизайнеров России и спросили, куда перечислить выигрыш, т.к. мой плакат победил. Через час позвонили с местного радио и спросили, могу ли я дать интервью о том, как мне удалось нарисовать такой плакат.
Таким образом, начать рисовать (и не бросить потом) очень сложно, поэтому важно, что Дэн Роэм снимает «изобразительный ступор», который не дает многим людям использовать свою врожденную суперспособность.
В главах 4 «Взгляд указывает, разум повинуется» и 5 «Начните с вопроса «Кто?»» рассмотрена схема человеческого зрения и восприятия. Не абстрактно-гипотетическая, а научно-обоснованная, природная нейропсихологическая цепочка. Я уже писал о ней в предыдущей рецензии, здесь же акцент на том, что
… зрение предсказуемо. Поймите это, и вы обретете крайне эффективный способ постоянно и предсказуемо направлять взгляды и сознание людей, причем с помощью самых простых картинок.Все мы смотрим на предметы, людей, события, явления в одном и том же порядке. И начинаем с восприятия того, кто или что перед нашими глазами? То есть с героя. Он – первое, что мы воспринимаем, и ему посвящена отдельная глава.
По словам писателя, героем может быть все, что угодно, но «Я выучил урок, который до сих пор мне помогает. Людям интересны идеи и события, но больше всего им интересны другие люди».
И еще одна, пусть не новая, но ценнейшая мысль — самым интересным для любого человека будет он сам, его собственные потребности, интересы. Если в центре рисунка-презентации «боль» слушателя (зрителя, ученика, клиента), — то, о чем говорят все выдающиеся ораторы, — то считайте, что внимание этого человека всецело ваше.
В центре любого приключения находится герой — личность (группа), которая пытается улучшить жизнь (свою или других). Если вы лидер, этим героем можете быть вы, ваша команда, ваш бренд, компания или — что лучше всего — ваш клиент.
К слову, презентация Дэна Роэма «Американская система здравоохранения на (4) салфетках» («American health care on (4) napkins») в 2009-м была признана лучшей презентацией года.
Изобразив героя (=зрителя), нужно показать его цель и вести к этой цели по одному из семи классических сюжетов / историй. О них говорят все, но объяснение в «Рисуй, чтобы побеждать» мне показалось самым понятным и запоминающимся. Это возвращение домой, соперничество за приз, справедливая месть за пережитое унижение, бой с драконом, работа над собственным преображением, покорение вершины и поиск истинной любви. Хорошее выступление Роэма на эту тему было в 2014 году на конференции «Talks at Google».
В следующих пяти главах автор описывает, какие конкретные типы изображений и приемы лучше всего соответствуют поставленной цели — управлению, продажам, изобретению, обучению, поиску инсайта.
Для эффективного лидерства с помощью образов самое главное — это цель. Смелая, но реалистичная, большая, но достижимая. Все известные лидеры отличаются тем, что умеют нарисовать (в прямом смысле или в воображении зрителей) максимально притягательный образ цели. Этому посвящена шестая глава книги «Чтобы руководить, нарисуйте цель».
Эмблема миссии — это простой рисунок, но когда вы на него смотрите, пусть даже мельком, вы вспоминаете, куда стремились. Эмблема оказывается невербальной картой вашего направления и назначения, символом, идеально описывающим вашу идею, веру или бренд, не говоря ни слова.Визуальные продажи товаров или идей опираются на один принцип визуализации. Он раскрывается в главе 7 «Чтобы продавать, рисуйте вместе»:
Если во время продаж вы пытаетесь убедить кого-то что-то сделать, лучший способ доказать свою правоту — показать, как это выглядит до действия и после того, как дело сделано. Это самый легкий, прямой и надежный способ мотивации: если вы и ваш заказчик сможете увидеть результат, вы оба будете куда более склонны поверить в то, что он возможен.
Следующий секрет находится в главе 9 «Чтобы научить, нарисуйте историю»:
Вот секрет обучения, который я долго не мог понять. Поскольку мозг человека заточен под желание учиться, учить легче, чем кажется. Достаточно сделать процесс ясным, предложить достижимую цель и четкое направление, а затем освободить дорогу.
Для передачи знаний достаточно обозначить четкую цель и нарисовать процесс, который нужно освоить ученику, шаг за шагом.
И наконец, в двух главах: 8-й «Чтобы изобретать, нарисуйте мир вверх тормашками» и 10-й «Когда не знаете, что делать, — рисуйте» писатель предлагает использовать рисование для поиска нового. Техники визуального мышления (без фокуса на убеждении кого-либо) помогают воссоздать происходящее / проблему / устаревшую вещь в визуальной форме.
Увиденные таким образом взаимосвязи и детали позволяют менять, модернизировать, решать, воссоздавать по-новому исходные объекты.
Рисуйте, чтобы ясно мыслить
Чтение оказалось очень увлекательным и полезным. А непростые идеи настолько понятными, что удивляешься, почему раньше этого не понимал и не использовал. Все дело в том, что сам текст книги — это доказательство работы системы Роэма. Он рисует идеи и структурирует свое мышление, а следовательно — свою речь, формулировки таким образом, что любая сложная мысль становится ясной.
Рисование расширяет вашу осознанность. Зрение больше, чем любое другое чувство, помогает нам понять мир вокруг нас, — говорит Дэн Роэм. И поспорить с этим сложно.
dolb0eb
Откровенно говоря, не настолько сильная книга чтобы так пафосно о ней писать, но кое-что интересное из неё можно почерпнуть. Хотя возможно вся соль уже изложена в этой «рецензии» ))