Когда я работал преподавателем в вузе, то периодически смотрел студенческие презентации. Темы были самыми полезными, материал — самым захватывающим. Но презентации получались ужасными.

Несмотря на то, что презентации есть в школьных программах, их делают почти по всем предметам (во всех вузах страны), хорошая студенческая презентация оказывается на вес золота. Мои попытки улучшить ситуацию не всегда были успешными — в образовательной программе по иностранному языку нет отдельного времени, чтобы разобрать эту важную, но непростую тему. Поэтому снова и снова я погибал от текста, набранного Comic Sans 12 размера на кислотно-зеленом слайде. Снова и снова следил, как зачитывается этот текст и затем по спирали вылетает клипартовый человечек.

Эту проблему описал Алексей Каптерев в знаменитой презентации «Смерть через Power Point (и как от нее спасаться)». Я впервые увидел её на английском языке, и она мне очень понравилась. Как и нескольким миллионам пользователей Slideshare. Затем меня заинтересовал человек, создавший этот хит.

Везде, где бы ни упоминался автор, речь шла об этой презентации и о книге «Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир». Книга привлекла еще и тем, что впервые была издана на английском языке и заслужила признание на западном рынке. А ведь тема презентаций и «продажи идей» всегда считалась «козырем» западных специалистов — бизнесменов, их тренеров и дизайнеров. В общем, все эти факты сложились в интригу, и любопытство заставило меня купить книгу.

Общее впечатление


Оригинальное название работы «Presentation Secrets. Do What You Never Thought Possible with Your Presentations» — дословно «Секреты презентации. Делай с помощью своих презентаций то, что всегда считал невозможным». (Героическое, амбициозное и по-американски нескромное название, как мне кажется). Как видим, перевод русскоязычного вариант немного изменен, но сохранен этот «замах» на глобальность. Соглашусь с автором, так как тоже считаю, что умение донести мысль помогает сделать невозможное и решить самые большие проблемы. Исторических примеров этого множество.

Плюсы




1. Книга легко читается потому, что напоминает разговор или, скорее, диалог-презентацию. Алексей Каптерев ставит вопросы и отвечает на них, предлагает задания для выполнения, шутит. Поэтому 330 страниц книги прочитываются как-то быстро.

2. В процессе чтения происходит вовлечение в деятельность. Совершенно неожиданно для себя я посмотрел четырехчасовой фильм, о котором говорится в главе про сторителлинг. Просмотрел самые популярные в мире презентации, о которых написано в работе. Посетил несколько интересных сайтов. Это все органично вплетено в повествование, что позволяет сравнить эту книгу с полноценным тренингом или несколькими живыми занятиями.

3. В тексте отлично сочетаются теория и практика. Работа посвящена, в первую очередь, практическим навыкам и конкретным «рабочим» инструментам. Но для доказательства их эффективности автор использует научные факты и результаты современных исследований. Поэтому все сформулированные правила и принципы убедительны.

Минусы




1. Некоторые правила и принципы идеализированы. К сожалению, не все принципы, описанные в книге, работают в российской действительности. Мне приходилось выступать с презентациями перед аудиторией чиновников и «американская» доброжелательность и открытость воспринимались, скорее, как глупость и неуверенность.

В сознании многих россиян идеальный оратор не такой, каким его рисуют западные авторы. Наглый, деспотичный, не обязательно обладающий высоким интеллектом, не обязательно говорящий правильные (и честный) вещи, главное — богатый и/или влиятельный.

Я видел прекрасные выступления увлеченных, убедительных, искренних экспертов, которых аудитория не воспринимала. И видел некомпетентных спикеров, не могущих связать двух слов, и зрители смеялись над несмешными шутками, кивали невнятным утверждениям и искренне хлопали в конце презентации.

Мои наблюдения (в том числе за поведением студентов) показали, что «цивилизованные» правила работают в аудитории с «продвинутыми» зрителями. Возможно, для русскоязычного издания нужна пометка о том, что некоторые изложенные правила — это идеал, до которого нужно пытаться «дотянуть» своих зрителей (или воспитать их в рамках этих принципов).



2. Алексей Каптерев недооценивает роль памяти в презентации. Он пишет, что память в современном мире все более рудиментарна, т.к. есть постоянный доступ к сети — хранилищу воспоминаний. Единственное, к чему нужно стремиться — это воздействие — нужно вдохновить аудиторию на действия и изменения. В образовании невозможно каждый день воодушевлять учащихся на великие свершения. Это грозит эмоциональным выгоранием преподавателя и ощущением у студента о том, что ему не обязательно ничего запоминать, не обязательно постоянно трудиться. Мотивация без осознания необходимости напрягать память превращает обучение в развлечение.

В чем действительно необходимо убеждать учащихся, так это в том, что нужно работать над собой, развиваться, прикладывать к этому осознанные усилия. Но далее нужно смещать акцент на конкретное содержание работы.

Хотя этот минус нельзя считать недостатком, ведь книга посвящена бизнес-презентации, которая все же отличается от образовательной.

Структура книги




Логика изложения заслуживает отдельного упоминания — она великолепно продумана. На странице 314 есть таблица 3 х 3, подытоживающая содержание книги — это девять важнейших идей, касающихся фокуса, контраста и единства истории, слайдов и подачи. «Скелет» принципов качественной презентации и составил содержание. Такая структура помогает запомнить суть, понять связь глав и частей друг с другом.

После каждой главы есть резюме — это очень удобно, т.к. за несколько секунд можно освежить в памяти содержание главы и использовать книгу как учебник или практическое руководство.

Как рассказывать истории (глава про сторителлинг)


В основе каждой хорошей презентации лежит хорошая история (или несколько). Сторителлинг — это умение выстроить нужные факты в последовательность и связать их друг с другом и с целью выступления (принцип единства).

Цели автор выстраивает по степени важности:

  • цель минимум — чтобы люди вас услышали,
  • следующая цель — запомнили,
  • далее — действия (пошли и сделали то, что вы им сказали)
  • и цель максимум — стали лучше, изменились, победили проблему, как вы им показали.

Целью должно быть то, во что вы искренне верите, без этого будет сложно (принцип фокуса). Следующей цитате о цели презентации и об искренности я аплодирую, стоя.



История — скелет презентации — должна взывать к эмоциям слушателей, «зацеплять за живое». Для этого в истории должен быть конфликт (принцип контраста).

Есть 4 типа конфликтов в сторителлинге:

  • С самим собой (у героя есть неразрешенные внутренние проблемы, которые выражаются внешне),
  • С другим человеком / компанией (сравнение ценностей или достижений, демонстрация преимуществ своего героя),
  • С господствующей парадигмой (герой-аутсайдер, бросающий вызов настолько крупному конкуренту или нерушимому стереотипы, миф о Давиде и Голиафе),
  • С внешними силами (природы, судьбы, возможностей человека, экономикой и другими силами, которые должны иметь какое-то внешнее выражение, не быть абстрактными).

Рассказать историю помогают сравнения, которые подчиняются принципам:

  • Узнаваемость (сравнивать что-то новое с известным, например, новый макбук эйр помещается в обычном конверте для документов).
  • Рождение эмоций (смерть, секс, политика, религия).
  • Могут быть очевидными (без куртки «Джимми две куртки» будет обычным Джимми).
  • Избегание непредсказуемых ассоциаций при сравнении (например, религиозные темы могут рождать самые разные ассоциации, нужно избегать негативных).



Для организации информации можно использовать список, но не более 4-х пунктов — таков предел нашей краткосрочной памяти, по словам исследователей.

Автор предлагает 5 способов организации информации для лучшего усвоения:

  • объединяющий метафорический образ,
  • алфавит (акронимы, буквы списка составляют слово),
  • последовательность событий,
  • иерархия,
  • категории (какой-то объединяющий признак).

Что нужно для хорошего дизайна слайдов (вторая глава)


В дизайне слайдов автор придерживается идей Г. Рейнольдса (дзен презентации), Эдварда Тафти (дизайн — это не «украшательство», а смысл), Дж. Желязны и других признанных «классиков жанра».

В оформлении слайдов следует фокусироваться на смысле презентации, её цели (принцип фокуса). У зрителей не должно быть выбора, на что смотреть, дизайн и выступление должны очевидно указывать на главное в каждой идее и на каждом слайде.



Смысл постепенно раскрывается в истории, в визуальном конфликте, сравнениях (принцип контраста). Для выделения, акцентирования главного хорошему слайду необходим контраст — в цветах, шрифте, формах, диаграммах.

Рассуждая о шрифтах, Алексей Каптерев формулирует отличное правило:
изысканный, сложный шрифт хорош для запоминания, а легкий, простой — для призыва к действию.
То есть аудитория лучше запомнит идею, оформленную сложным шрифтом, но сделает быстрее и охотнее то, что набрано простым шрифтом.
Это правило относится не только к шрифтам.
Если слайд, призывающий к действию, визуально сложный, то аудитория с большей вероятностью запомнит его, но с меньшей — возьмется за выполнение задачи.
Продуктивна и идея о том, что диаграммы должны быть «живыми», в них должна присутствовать драматургия, действие, динамика:
Большинство хороших диаграмм или двигают что-то куда-то или что-то с чем-то сравнивают.
И третий принцип — единства — в том, что все лишнее нужно безжалостно удалить со слайдов. Замысловатый, загруженный слайд будет «съедает» драгоценное внимание зрителей и время презентации.



Как выступать на публике с презентациями (глава про убеждение людей)


В третьей главе Алексей Каптерев делится секретами публичного выступления: как вести себя на публике, держать внимание, отвечать на вопросы и др.

Чтобы сфокусироваться на аудитории (особенно, если людей много), нужно две вещи:

  • Знать содержание своей презентации,
  • Смотреть на отдельных людей в зале, общаться с ними (не «вещать» в пустоту, абстрактно).

Принцип контраста в подаче — это наличие вызова — вызова аудитории на эмоции, споры, активные действия, смех. С автором нельзя не согласиться: «Новые идеи, которые не рискуют кого-то обидеть, на самом деле не являются новыми идеями».



Два отличных, эффективных, (проверенных на студентах) приема высмеивания, помогающих мотивировать людей к действию:

  • смена контекста (порок, свойственный аудитории, приписывается другой группе и высмеивается; зрители смеются, осуждают как будто чужую черту или поведение, но работают над собой).
  • критика с большим преувеличением (семь смертных грехов презентации).

Единство в подаче реализуется в приверженности высказываемым идеям. В искренности, единении с аудиторией, умении смеяться и над собой, и признавать свои ошибки.

Несмотря на то, что вы в положении учителя, будьте готовы учиться. Если вы не хотите учиться, никто из присутствующих не захочет.
Студенты спрашивали: «Зачем нам делать презентации в вузе? Они нам не пригодятся в работе!». Но этот вопрос никогда не ставил меня в тупик. Я отвечал примерно так, как говорит мастер презентаций Алексей Каптерев в книге, которую советую прочитать каждому, кто выступает перед публикой.

Комментарии (1)


  1. questor
    14.08.2017 12:18

    Нечастый тип статей для хабра, но мне понравилось.