Tesla Inc. и ее электромобили — частые гости на Geektimes. Немудрено, ведь машины с функцией автопилотирования (хотя и неполного) для многих из нас — удивительный продукт современности. Так, собственно и есть — новые электромобили скорее гаджеты, чем машины. К сожалению, пока еще не так все хорошо «в королевстве датском», поскольку машины Илона Маска иногда попадают в аварии.
Здесь удивляться не приходится — учитывая, что их колесит по дорогам немало, остается только радоваться, что аварий — считанные единицы. К ДТП с участием обычных автомобилей все давно уже привыкли. Иногда люди лишь ужасаются количеству жертв или сложности аварии, да и только. А если попадает в ДТП электромобиль — всем интересно, что да как. До настоящего момента Tesla Inс удавалось доказывать, что виновники аварии — владельцы Tesla разных модификаций или же другие участники дорожного движения. Но в последней аварии все немного не так.
Дело в том, что многое говорит о сбое в работе Autopilot, «цифрового ассистента» водителя, который почему-то начал рулить в сторону бетонного разделителя. Об эту преграду и разбился электромобиль, к сожалению, погиб в аварии и водитель. Ситуация настолько необычная, что Tesla даже отстранили от участия в расследовании инцидента, чего никогда не случалось ранее.
К слову, компания берет около $5000 за возможность пользоваться функциями автопилота. Доплатив еще $3000, покупатели получают «полностью автономную систему». По этому поводу на сайте компании говорится следующее: «Все, что вам нужно — это просто сесть в машину и сказать ей, куда вы направляетесь». А дальше уже система сама выбирает оптимальный путь, едет по улицам, где разметка повреждена или ее нет, идентифицирует дорожные знаки и свет светофора, а также делает многое другое, что обычно является обязанностью водителей.
Все это пока лишь описание на сайте Tesla. Самое интересное то, что пока что никакого «полного автопилота» нет. Проблема в том, что все разработки компании, имеющие отношение к этой сфере, находятся на стадии валидации и рассмотрения регулятором. Понятно, что точно сказать, когда автопилот, а не просто цифровой ассистент водителя появится в машинах Tesla, нельзя.
Кроме того, не все функции еще готовы, то есть многое находится на стадии разработки или даже проектирования. Могут пройти годы, прежде, чем обещанная технология появится на рынке. И то — далеко не у всех специалистов по ИИ и нейросетям есть уверенность, что по-настоящему надежный автопилот (причем полный, а не частичный) действительно появится в ближайшее время.
«Это гораздо более сложная проблема, чем представляет себе большинство людей», — говорит Сэм Абуельсамид, аналитик из компании Navigant Research.
В принципе, Tesla и раньше брала деньги за продукты, которые еще не поступали в продажу, стоит лишь вспомнить ее Tesla Model 3. Задолго до старта продаж компания объявила сбор предзаказов на эти автомобили. Сначала все шло ни шатко ни валко, машины производились, но медленнее, чем планировалось, отставание по графику не удалось наверстать до сих пор. Тем не менее, покупатели все же начали получать желаемое. А вот с Autopilot (полноценной его версией) дело обстоит несколько иначе.
Некоторые эксперты вообще сомневаются, что машины Tesla без существенной доработки смогут кататься полностью автономно, без участия водителя. Проблема в том, что в системе нет лидара. Он есть в робомобилях от Waymo (это дочерняя компания Google), Uber, GM. Но у Tesla лидара нет. По мнению Илона Маска, от этого элемента было необходимо отказаться в силу ряда причин. Так что инженеры оставили лишь радар и камеры.
С Маском не согласны многие разработчики автономных машин, которые считают лидар одним из важнейших элементов робомобиля. Дело в том, что те же камеры могут давать приличную «картинку», но о расстоянии до объекта они ничего не могут рассказать (вернее, могут, но точность будет невысокой). Также при плохом освещении камеры не слишком надежный помощник. Одна из аварий, связанных с камерами, уже случилась — в прошлом году электромобиль Tesla не распознал фургон, проезжающий мимо, и на полном ходу врезался в него. Это тоже повлекло за собой смерть водителя. Правда, вина его была доказана — дело в том, что владелец электромобиля не держал руки на руле, как того требует инструкция. А вот если бы был лидар, может, дело обернулось бы по-другому, и никакой аварии не произошло.
У водителя-человека тоже нет никаких лидаров, мы пользуемся нашими глазами и мозгом, который обрабатывает визуальную информацию. В результате человек понимает многое из того, что видит на дороге, и более-менее успешно ориентируется, своевременно реагируя на появление внешних факторов. Бывают, конечно, проблемы, но не так часто, как могло бы быть. А все благодаря миллионам лет эволюции, которая сделала Homo sapiens sapiens обладателем мыслительного аппарата и более-менее чувствительной системы обоняния, зрения, осязания. С их помощью мы ориентируемся в окружающем нас мире.
Но вот автопилот от Tesla же ориентируется вовсе не так хорошо, как хотелось бы как представителям компании, так и ее клиентам.
Степень готовности технологии
Организация Society of Automotive Engineers (SAE) разработала пятибалльную шкалу автономности систем управления автомобилями. «0» — это обычная машина вообще без всяких круиз-контролей и прочих умных штук. «1» — это самая базовая система, которая, возможно, умеет помогать парковаться. Ну а «5» — полностью автономная система, которая не требует участия автомобилиста. В последнем случае человек может слушать музыку, читать газеты, спать, не обращая никакого внимания на органы управления машиной.
Autopilot Tesla сложно оценить с этой точки зрения, поскольку у компании есть система управления автомобилем и буквально каждый день она ее «допиливает». Каждое важное обновление добавляет какие-то новые функции, улучшающие прежний инструментарий.
Но здесь кроется опасность. Дело в том, что в автомобилях со шкалой автономности от «0» до «1» водитель понимает, что от него зависит все, и уделяет все свое внимание дороге (конечно, это в идеальной ситуации). При уровне развития технологии «5» водителю вообще можно не напрягаться, этот этап предусматривает полную автономию, настолько полную, что в машине даже может не быть рулевого колеса.
Но вот с промежуточными этапами развития все сложнее, особенно, если учесть, что цифровой ассистент Tesla уже называется Autopilot. Обманываясь названием и многочисленными функциями (которые, впрочем, работают, надо отдать Tesla должное), водители электромобилей компании Илона Маска привыкают к тому, что система способна какое-то время вести машину самостоятельно, и начинают заниматься своими делами. Что происходит в итоге — все мы знаем. Они не обращают внимания на сигналы предупреждения своего электрокара и занимаются своими делами. Кому-то везет больше, кому-то меньше, и тогда машина попадает в аварию.
Google пошел несколько иным путем, чем Tesla. Корпорация стала разрабатывать полностью автономную машину уже на старте, для чего было создано дочернее подразделение — Waymo. Компания поняла перспективность этого направления и продолжает двигаться. Правда, согласно законам США и Европы, корпорации все же пришлось оставить руль в машине (изначально инженеры хотели избавиться от него), поскольку компания не может пойти против принятых в США норм и правил. Сейчас в планах у Google — разработка автономного такси, которому не нужен водитель, для того, чтобы довезти пассажира из точки «А» в точку «Б». Притом корпорация Google пока и не заикается о коммерциализации технологии.
А вот Tesla — не только «заикается», но и продает, причем не полноценный продукт, а воздух. Стоит еще помнить, что Google — компания с большими запасами наличных денег, которая может себе позволить долгосрочные исследования. В случае с Tesla все не так однозначно. Да, акции компании котируются достаточно высоко, сама она имеет неплохую капитализацию. Но Tesla Inc до сих пор остается нуждающимся в деньгах стартапом. Это вынуждает компанию искать партнеров, а также источники, где можно занять денег.
Если с обещанным автопилотом что-то пойдет не так, акции могут сильно упасть, а резерва у Tesla Inc нет. Так что относительно небольшая неприятность может обрушить акции компании и заставить ее отступиться от планов по развитию чего бы то ни было.
А планы были грандиозные. Например, появление полностью автономной системой управления автомобилем Маск предсказывал, и в его предсказании фигурировал 2017 год. Он утверждал, что именно в этом году человек сможет проехать на автономном электромобиле из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. Но, к сожалению, пока что это не случилось.
Сейчас, когда заявленное ранее время прошло, нет никаких признаков того, что компания подошла вплотную к решению этой проблемы. А ведь реклама «полноценного автопилота» началась осенью 2016 года.
Как уже говорилось выше, прежде бизнес-модель работала потому, что Маск объявлял о скором выходе в продажу какой-то новинки уже после того, как появлялся ее прототип. В случае с автопилотом все не так — прототипа нет, так что остается лишь ждать и надеяться. И хорошо, если есть средства на ожидание — многие автолюбители просто не выдерживают огромной очереди на электромобили Tesla и сдаются.
Пока что нельзя сказать, когда хотя бы приблизительно появится полноценный автопилот, и что он будет собой представлять. Но Tesla продолжает продавать воздух, и зарабатывает на этом (насколько можно судить) весьма неплохо. Хотелось бы надеяться, что и автопилот компании удастся усовершенствовать, но в этом случае надежда не слишком велика. Пока же некоторые покупатели продолжают платить по $3000, не получая практически ничего взамен. Да, конечно, все меняется, автопилот продолжает совершенствоваться. Но до его появления еще несколько лет, за которые конъюнктура рынка может очень сильно измениться. И в этом случае Tesla занимает не самую выгодную позицию. Возможно, что-то и изменится в будущем, но явно не в ближайшее время.
Комментарии (54)
cyberly
19.04.2018 11:31+1У меня сложилось ощущение, что продается пока только железо. В их конфигураторе написано так:
Full Self-Driving Capability
This doubles the number of active cameras from four to eight, enabling full self-driving in almost all circumstances, at what we believe will be a probability of safety at least twice as good as the average human driver. The system is designed to be able to conduct short and long distance trips with no action required by the person in the driver’s seat. For Superchargers that have automatic charge connection enabled, you will not even need to plug in your vehicle.
All you will need to do is get in and tell your car where to go. If you don’t say anything, the car will look at your calendar and take you there as the assumed destination or just home if nothing is on the calendar. Your Tesla will figure out the optimal route, navigate urban streets (even without lane markings), manage complex intersections with traffic lights, stop signs and roundabouts, and handle densely packed freeways with cars moving at high speed. When you arrive at your destination, simply step out at the entrance and your car will enter park seek mode, automatically search for a spot and park itself. A tap on your phone summons it back to you.
Please note that Self-Driving functionality is dependent upon extensive software validation and regulatory approval, which may vary widely by jurisdiction.
It is not possible to know exactly when each element of the functionality described above will be available, as this is highly dependent on local regulatory approval. Please note also that using a self-driving Tesla for car sharing and ride hailing for friends and family is fine, but doing so for revenue purposes will only be permissible on the Tesla Network, details of which will be released next year.
Вроде обещают то и это, но как-то мутновато… Особенно первое предложение последнего абзаца («It is not possible to know exactly when each element of the functionality described above will be available, as this is highly dependent on local regulatory approval.»), не является ли дисклаймером?Maximuzzz
19.04.2018 12:03Даже на КДПВ указано, что это предустановленное оборудование, которое необходимо для функционирования систем безопасности и полного-автопилота.
kababok
19.04.2018 12:06При этом почему-то все забывают, что уже несколько месяцев как серийная Audi A8 по желанию (деньгам, конечно же :) клиента и в случае разрешённости этой функции в отдельно взятом государстве может быть оснащена функцией автономного вождения 3-го класса.
И, да — железу, отвечающему за автономную езду, в общем абсолютно всё равно, электромобиль это, гибрид или обычное ДВС-авто — изменения в коммуникпционных матрицах там достаточно условные.
stardust1
19.04.2018 14:04При этом почему-то все забывают, что уже несколько месяцев как серийная Audi A8 по желанию (деньгам, конечно же :) клиента и в случае разрешённости этой функции в отдельно взятом государстве может быть оснащена функцией автономного вождения 3-го класса.
А пруф есть какой-то? А то я читал, что только в конце 2018 или даже в начале 2019 Ауди будет её устанавливать.kababok
19.04.2018 14:25Вот официальная инфа на английском, однако, без даты поставок:
Производитель официально получил допуск как Level-3 систему, указывает, что водитель имеет право убрать руки с руля и лишь иногда контролировать происходящее.
Ауди зовёт функцию "пилот для дорожных пробок" и указывает, что работает на скоростях до 60 км/ч.
kababok
19.04.2018 14:34так, вот, на вполне авторитетном сайте (на немецком) тоже со ссылкой на Ауди говорят о конце 2018 / начале 2019 года как предположительное время реальной доступности функции:
Coffin
19.04.2018 12:21Интересно, а как автопилот отрабатывает «российские» ситуации?
например
Светофор есть, но горят все 3 сигнала
Стрелка зеленая, но вокруг нее красный круг.
На одном светофоре зеленый, а на дублирующем красный
Когда светофор переключается с красного на зеленый и обратно каждые 3 сек
и тп ситуации
Кто-нибудь знает?Pshir
19.04.2018 13:38Интересно, а как автопилот отрабатывает «российские» ситуации?
Уже известно, как автопилот отрабатывает просто неидеальную разметку — очень плохо. Дальнейшие вопросы про действительно сложные ситуации даже задавать не имеет смысла.
aram_pakhchanian
Во всей этой истории с автопилотами есть серьезная проблема целеполагания. На самолетах и кораблях автопилот нужен по одной простой причине: эти судна по сути своей конструкции не имеют стабильного курса, то есть значительный объем управления идет на поддержание курса. Автопилот решает эту цель, позволяя пилоту сконцентрироваться на более важных задачах. Для автомобиля такая задача практически не стоит: усилия по поддержанию курса на нем тривиальны. В результате автопилотом на машинах называют странного полуробота, зона ответственности которого до конца непонятна. И это его основная проблема.
Popadanec
Это Маск называет его автопилотом, остальные называют его продвинутым круиз контролем, чтобы не вводить в заблуждение и ложное ощущение безопасности своих покупателей.
Сначала был просто «автопилот», теперь «полный автопилот».
Что дальше Маск «VIP автопилот»?
Я уважаю его за то что он сделал с космонавтикой и электромобилями, но вот этого понять не могу.
er1
Зато на самолётах и кораблях ширина коридора, в пределах которого можно идти — зачастую сотни метров, с достаточно редкими изменениями курса. А где надо большая точность — уже стоит ILS. И минимум влияния других участников (особенно в авиации).
Для машин смещение влево-вправо на полметра критично. И постоянные повороты и перемещения, необходимость распознавать разнообразные объекты вдоль всего пути. Плюс куча ограничений типа сплошных, светофоров, регулировщиков…
Chaos_Optima
Как это непонятна? По моему очень даже понятна, доставить пассажира от точки А до точки Б максимально безопасным и коротким путём без нарушений ПДД.
Cast_iron
imho
На самом деле не так просто определить «максимально безопасно» и «короткий путь». Я в голове сразу представил кучу противоречащих вариантов каждого из определений, не говоря уж о том, что эти два варианта могут конфликтовать между собой.