Самый исчерпывающий кейс, объясняющий, почему в современной «экономике знаний» почти каждый должен стать энциклопедистом.

«Мастер на все руки, а толком ничего не умеет».

Предостережение против универсализма сохранилось в многовековой истории десятков языков. «У него каких только ножей нет — и ни одного острого», — предупреждают китайцы. А в Эстонии есть поговорка «девять ремесел, и голод — десятое».

Однако, многие из наиболее неординарных личностей — как живших в прошлом, так и наших современников — были универсалами: таковы Илон Маск, Стив Джобс, Ричард Фейнман, Бенджамин Франклин, Томас Эдисон, Леонардо да Винчи и Мария Кюри — список далеко не полон.

В чем же здесь дело?

Если попытка универсализма — путь к посредственности, то почему наиболее исчерпывающее исследование о самых видных ученых в истории показало, что 15 из 20 были энциклопедистами? Ньютон. Галилей. Аристотель. Кеплер. Декарт. Гюйгенс. Лаплас. Фарадей. Пастер. Птолемей. Гук. Лейбниц. Эйлер. Дарвин. Максвелл — все энциклопедисты.

Если пытаться делать все сразу так неэффективно, то почему основатели пяти крупнейших компаний в мире – Билл Гейтс, Стив Джобс, Уоррен Баффетт, Ларри Пейдж и Джефф Безос – все энциклопедисты (а также придерживаются «правила пяти часов»)? Эти легендарные люди – просто гениальные исключения? Либо это люди, которым мы могли бы (и должны) подражать, чтобы достичь успеха в современной «экономике знаний»?

Если стремление к универсализму – неэффективная карьерная стратегия, то почему более 10 академических исследований выявили корреляцию между количеством интересов/компетенций, которые удалось развить человеку, и его творческим потенциалом?

Переведено в Alconost

Эра современных энциклопедистов




«Будущее за интеграторами».
— педагог Эрнест Бойер

Я определю современного энциклопедиста как человека, который в совершенстве освоил как минимум три различные предметные области, и смог интегрировать их в элитарный набор навыков, которым обладает 1% людей.

Иными словами, они комбинируют все лучшие достижения человечества из разных дисциплин, что помогает им эффективнее справляться с выбранной специализацией. Ниже показана Т-образная схема, в которую они вписываются. Специалисты, в свою очередь, сосредотачиваются лишь на знаниях из собственной предметной области.



С тех пор, как эта концепция была популяризована в книге Малькольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры», многие теперь считают, что, чтобы стать специалистом мирового класса, нужно осознанно напрактиковаться в работе в течение 10 000 часов, чтобы выиграть конкуренцию, по возможности максимально углубляясь в предметную область. Современные энциклопедисты прямо противоречат этому популярному совету, нарабатывая нетипичные междисциплинарные комбинации навыков и знаний, а затем интегрируя их и выдавая прорывные идеи, более того — даже выдумывают совершенно новые дисциплины и отрасли, где конкуренции почти нет.

Например, мы сотни лет изучали биологию и социологию. Но никто не изучал их вместе и не догадывался совместить, пока исследователь Э. О. Уилсон в 1970-е не стал первым заниматься социобиологией. Также можно вспомнить современных героев-технарей, например, Стива Джобса (о котором я пишу здесь), прославившихся тем, как им удалось совместить дизайн с аппаратным и программным обеспечением.



Илон Маск (о котором я пишу здесь) сумел совместить представления о физике, инженерии, программировании, проектировании, производстве и бизнесе, создав таким образом несколько компаний, оперирующих многими миллиардами долларов и работающих в совершенно разных отраслях. Он не только наработал нетривиальные комбинации навыков, но также обладает нетипичной комбинацией личностных качеств.

Чарльз Дарвин, создатель одной из важнейших теорий в истории – теории эволюции – тоже был энциклопедистом. Стивен Джонсон, автор книги Откуда берутся хорошие идеи (одна из моих любимых пяти книг всех времен), блестяще описывает первый научный прорыв Дарвина:
«Эта идея зародилась на основе разных дисциплин: чтобы разгадать тайну, Дарвин должен был мыслить сразу как натуралист, специалист по морской биологии и геолог. Ему требовалось понять жизненный цикл коралловых колоний, наблюдать крошечные рельефные органические скульптуры на скалах Кокосовых Островов; размышлять о колоссальных временных периодах, в течение которых успевают вырасти вулканы, а затем обрушиться в море… Чтобы понять эту идею во всей ее сложности, требовался своеобразный зондирующий ум, готовый охватывать такие разные дисциплины и масштабы».

Более жизненный пример связан с моей закадычной подругой Элизабет Сандерс. Элизабет увлекается литературным творчеством, христианством и тайм-менеджментом – и, совместив эти интересы, создала процветающий коучинговый бизнес, основанный на христианский принципах; свой метод она продвигает в книгах и статьях. С тайм-менеджментом связан целый домашний бизнес, однако, на эту тему почти нет ресурсов в религиозном ключе.

Чтобы стать успешным онлайн-автором, я сознательно совмещал академические исследования, цифровую журналистику и технику взрывного роста, собирая все это в единую связку навыков. Я не учился в колледже ничему из этого, но постоянно практиковался и искал коучинг по этим темам. Я заметил, что научные работники обычно снисходительно относятся к журналистам, журналисты свысока смотрят на маркетологов, а маркетологи — на журналистов и научных работников. Однако, многим невдомек, что каждый из этих специалистов может привнести нечто ценное в общее дело, и что комбинация таких навыков помогает выработать отличные идеи, рассчитанные на широкую аудиторию.

Почему быть энциклопедистом – новая норма нашего времени


«Изучайте науку искусства; изучайте искусство науки; научитесь видеть мир целостно; поймите, что все взаимосвязано».
— Леонардо да Винчи


Энциклопедисты существовали всегда – в самом деле, именно они более, чем кто бы то ни было, способствовали развитию западной цивилизации. Однако, их по-разному называли в разные исторические периоды. Следующая хронология демонстрирует эволюцию этого понятия с течением времени.



Но в самом ли деле большинству людей следует пойти таким путем?

Прямо сейчас в нашей экономике знаний просматривается несколько трендов на изменение, переворачивающих устоявшиеся представления о ценности специализации с ног на голову. В современном мире разнообразные интересы — не порок, а благо. Сейчас быть энциклопедистом, а не специалистом — это достоинство, а не недостаток.

Люди, которым нравится междисциплинарное обучение, обычно достигают более значительных финансовых успехов, а, выстраивая карьеру, добиваются большего влияния.

Далее предлагаю наиболее полное известное мне обоснование, поясняющее, почему стоит стать энциклопедистом.

Первое преимущество энциклопедиста: комбинируя два и более навыков, можно стать первоклассным специалистом.


Скотт Адамс, автор персонажа по имени Дильберт (одного из самых популярных героев комиксов всех времен) не был самым большим весельчаком. Он также не был ни выдающимся рисовальщиком, ни многоопытным работником (когда он начал рисовать Дильберта, ему не было и тридцати). Однако, благодаря своему чувству юмора и навыкам иллюстратора, он превзошел всех, работавших в этой нише. Автор написал глубокую статью, в которой поясняет, как ему это удалось, и как вы можете добиться того же.

Если хотите добиться [в жизни] каких-то выдающихся успехов, то есть два варианта:

  1. Научитесь делать какое-то дело лучше всех.
  2. Очень хорошо освойте (нужно войти в первые 25%) две или более специализаций.

Первая стратегия очень сложна, если не сказать – практически невозможна. Мало кому суждено играть в NBA или выпустить платиновый альбом. Никому не рекомендую даже пытаться.

Вторая стратегия довольно проста. Каждому открывается как минимум несколько областей, где ему по силам попасть в топ-25%, если немного поднапрячься. В конце концов, я рисую лучше большинства людей, но едва ли я — художник. Мне не потягаться в юморе с рядовым стендап-комиком, который звезд с неба не хватает, но я шучу лучше большинства людей. Волшебство в том, что лишь немногие умеют хорошо рисовать и придумывать шутки. Именно благодаря комбинации двух этих навыков я такой особенный. А если добавить мой опыт в бизнесе – вот и тема, в которой едва ли может разобраться карикатурист, не живущий ею.

Второе преимущество энциклопедиста: как правило, к творческому прорыву приводит нетривиальная комбинация навыков.


Сила нетривиальных комбинаций навыков становится очевидна, если вспомнить о наиболее влиятельных научных работах в истории. Исследователь Брайан Уззи, профессор Школы Менеджмента им. Келлога при Северо-Западном университете, проанализировал более 26 миллионов научных статей за сотни лет и обнаружил, что наиболее влиятельные работы часто создаются коллективами с нетипичным профессиональным бэкграундом. В другом подробном исследовании Уззи сравнил, как часто цитируются разные академические статьи, и сколько других статей в них цитируется. Обнаружилась замечательная закономерность. В наиболее востребованных исследованиях цитировались такие статьи, в которых нетипичные наборы работ из разных дисциплин (90% ожидаемых цитат из собственной дисциплины и 10% — из других дисциплин).

Третье преимущество энциклопедиста: ему как никому просто в совершенстве освоить новый навык.


Хотите освоить новый и ценный навык и добавить его в ваш арсенал? Теперь это совсем просто для вас:

  1. Качество знаний в каждой предметной области повышается. Исследователи и практики систематически совершенствуют и проверяют на прочность каждую дисциплину своих знаний, чтобы укрепить ее. В итоге старые обманчивые идеи отбрасываются, а новые идеи — усваиваются. Сейчас технологические дисциплины интеллектуальнее, чем, к примеру, 20 лет назад – то же касается физики и биологии.
  2. Во-вторых, в доступе появилась масса бесплатной или недорогой информации от крупнейших мировых экспертов в любой мыслимой дисциплине. Хотите присоединиться к сообществу или получить консультацию эксперта? В Интернете сотни тысяч онлайн-курсов и миллиарды видеороликов. Сейчас золотой век для тех, кто любит учиться, готов инвестировать в себя и достаточно дисциплинирован, чтобы действовать самостоятельно.

Мой любимый пример первоклассных и легкодоступных знаний – это история двенадцатилетней девочки Эдилин Малькольм, которая за считанные месяцы научилась танцевать дабстеп, постоянно просматривая короткие клипы, выложенные онлайн и тренируясь до тех пор, пока в совершенстве не освоила каждое па и не стала безупречно исполнять весь танец.

Представьте себе, как бы Эдилин училась танцевать до появления Youtube. Вероятно, она не нашла бы поблизости от дома танцевальную школу, где учат дабстепу. Даже если бы и нашла, вряд ли ей попался бы первоклассный учитель. Далее, Эдилин не смогла бы как заведенная изучать этот танец часами. Даже если бы нашлись бы какие-то видеоролики с записью дабстепа, ей пришлось бы убедить родителей, чтобы те выложили по 20 долларов за каждый. YouTube же дал Эдилин шанс бесплатно учиться у педагогов и танцоров мирового класса по удобному графику. Сегодня поисковый запрос «learn dubstep» (изучить дабстеп) на Youtube дает более миллиона результатов!

Хотите еще более убедительный пример? Пожалуйста – тринадцатилетний Майкл Сайман.  Он самостоятельно научился программировать, воспользовавшись Google. Одна из написанных им мобильных игр вошла в топ-100 самых популярных приложений в мире, опередив Starbucks и Yelp. Можете посмотреть на одиннадцатилетнюю Амиру Виллигхаген, которая превосходно научилась петь оперные партии после четырех лет самостоятельного обучения по роликам YouTube. Здесь творится что-то масштабное, и эти вундеркинды – лишь первые ласточки.

«Я видел дальше других лишь потому, что стоял на плечах гигантов».
— говорил Ньютон


Сегодня таких плеч как никогда много.

Четвертое преимущество энциклопедиста: теперь как никогда просто стать первопроходцем в новой дисциплине, отрасли или освоить новый набор навыков.



Хотя, из-за взрывного накопления знаний отдельно взятому человеку становится невозможно (или, как минимум, гораздо сложнее) знать все, при этом также становится проще найти большую и нетривиальную комбинацию дисциплин или навыков. Стать энциклопедистом теперь как никогда просто.

Вот почему.

Во-первых, один из основных механизмов возникновения новых умений, отраслей и дисциплин – комбинирование уже имеющихся.



Во-вторых, количество новых академических дисциплин  и коммерческих отраслей экспоненциально увеличивается.

Наконец, с увеличением количества новых навыков экспоненциально растет и количество потенциальных новых комбинаций. Теоретически, любой новый участок знаний можно скомбинировать с любым другим. В каждом новом прорыве кроется потенциал для бессчетного множества новых прорывов.



Если у вас в распоряжении всего одна составляющая (А), то и комбинация из нее получится единственная – «A». Если две (A и B), то из них можно сделать три комбинации (A, B, A+B). Имея четыре составляющие, получаем до 15 возможных комбинаций, и с этого момента количество вариантов начинает радикально расти. Теперь учтем, что существуют тысячи и тысячи дисциплин, отраслей и навыков. Каждый новый вариант потенциально добавляет десятки тысяч новых комбинаций.

Ниже перечислены некоторые из тысяч дисциплин, возникших недавно в результате таких комбинаций:



Вывод:помню, как будучи старшеклассником прочитал о разочаровании юного Леонардо да Винчи: он считал, что родился в эпоху, когда уже открыто все, что стоило открывать. Эта цитата мне запомнилась, поскольку ее автором был один из величайших изобретателей в истории человечества. Полезно вспоминать эту цитату, поскольку сегодня она нисколько не потеряла актуальности. Почти ВСЕ потенциальные открытия, которые предстоят человечеству — удел будущего.

Пятое преимущество энциклопедиста: так вы страхуете вашу карьеру.


«Выживают не самые сильные и не самые умные, а те, кто лучше других умеет приспосабливаться к переменам».
— Чарльз Дарвин


Что общего у следующих шести профессий?
1.       Разработчик приложений
2.      Менеджер по работе с социальными сетями
3.      Проектировщик беспилотных автомобилей
4.      Специалист по облачным вычислениям
5.      Исследователь больших данных
6.      Автор контента для YouTube

Ответ: ни одной из них не существовало 15 лет назад. Представьте, какие возможности бы перед вами открывались, если бы вы могли вернуться в прошлое, освоить эти навыки, а затем стать одним из лучших специалистов в такой профессии, когда она окажется в зените? Тут нечего гадать — у вас были бы все шансы стать миллионером. Следующий заголовок демонстрирует, насколько сегодня ценится инженер по беспилотным автомобилям.



Итак, какие навыки будут ценны через 20 лет? Вы знаете?

Нет? И я не знаю. Никто не знает.

Итак, возникает вопрос: как сейчас инвестировать в знания, которые окупятся только в далеком будущем?

Берусь утверждать, что в таком случае энциклопедист оказывается в гораздо более выгодном положении, чем специалист. Энциклопедист может взять уже усвоенные навыки и быстро перекомбинировать их по-новому, чтобы разобраться в новых дисциплинах. С другой стороны, специалист, чья дисциплина устаревает, вероятно, потратит гораздо больше времени, чтобы приспособиться к изменениям и начать все сначала.

В условиях ускоряющихся изменений нам придется стать энциклопедистами, чтобы выжить. Нужно проработать с десяток карьер. Для каждой из них потребуются новые навыки.

Шестое преимущество энциклопедиста: вы научитесь решать более сложные задачи.


Многие крупнейшие проблемы, встающие перед обществом и отдельными людьми, решаются при помощи междисциплинарных возможностей.

Возьмем, к примеру, ожирение. Как показано на следующей диаграмме, в США четыре из пятнадцати основных причин смертности связаны с ожирением и рационом. Миллионы смертей однозначно можно предотвратить.



Со стороны легко утверждать, что устранить кризис с ожирением легко. Просто меньше ешьте и занимайтесь физкультурой. Так? Не вполне.

Ниже приведена схема из книги исследователя Скотта Пейджа «Бонус разнообразия», где лишь отчасти показано, как сложна эпидемия ожирения. Как видите, для решения этой проблемы требуется учитывать самые разные дисциплины: психологию физкультуры, генетику, поведенческую психологию, социологию, экономику, маркетинг, общую психологию, педагогическую систему, диетологию.



Седьмое преимущество энциклопедиста: вам проще выделиться и конкурировать в глобальной экономике.




Одна из наиболее базовых когнитивных моделей в экономике описывает предложение и спрос (см. подробнее о ценных когнитивных моделях ). Она важна для рынка труда, рынков товаров и услуг, для мира идей и во многих других контекстах.

В этой модели есть два способа нарастить ценовую премию, которая будет в вашем распоряжении:

  1. Снизить предложение (сместить синюю кривую влево).
  2. Повысить спрос (сместить красную кривую вправо).

У вас — ценнейший набор навыков в мире, однако, если этим набором навыков обладают и все остальные, то вы — ширпотреб. Став энциклопедистом и развив уникальный набор навыков, которым почти никто больше не обладает, вы сможете выделиться и больше зарабатывать.

Хотите экспресс-тест – проверим, есть ли у вас редкие и ценные знания? Тогда задайте себе тот же вопрос, что задает кандидатам (рассматриваемым на работу) и соискателям (для инвестирования) миллиардер Питер Тиль, один из крупнейших инвесторов Кремниевой Долины. «Назовите ваше убеждение, в которое вы искренне верите, но которого никто вокруг не разделяет?» Этот простой вопрос очень быстро показывает, есть ли у вас редкие и ценные идеи. Если вам нечего на него ответить – то, возможно, вы не столь оригинально мыслите, как привыкли считать.

Такая когнитивная модель пользуется широким признанием среди крупнейших мировых инвесторов и наиболее успешных людей. Возьмем, к примеру, следующие цитаты:

«Жадничайте, когда другие опасаются. Вот так все просто».?—?Уоррен Баффетт, основатель Berkshire Hathaway

«Чтобы попасть в верхнюю часть таблицы, необходимо выделиться из толпы».?—?Говард Маркс, основатель Oaktree Capital (состояние более 2 млрд. долларов)

«Не заработаешь денег, пока будешь соглашаться с мнением большинства».?—?Рэй Далио, основатель Bridgewater Associates (крупнейшего хедж-фонда в мире)

«Самые лучшие проекты чаще всего упускаются, а не прославляются толпой; самые лучшие задачи, заслуживающие разработки – как раз те, которые никто и не пытается решить».?—?Питер Тиль, основатель PayPal и инвестор-миллиардер (состояние 3,3 млрд. долларов)

«Чтобы быть первым, нужно оторваться от коллектива». —Доктор Сьюз

«Слабость искусства – в догматике. Когда я соперничаю с человеком иной специальности, я стараюсь найти догму этой специальности. Когда я соперничаю с человеком дисциплинированным, то стараюсь отыскать его личную догму». – Джош Вайцкин, шахматный гроссмейстер и чемпион мира по Тайцзицюань

Вывод: развивайте антихрупкость


Быть энциклопедистом – новая норма, и энциклопедисты, имеющие сочетать различные знания для создания прорывных инноваций и решать сложные задачи, свернут горы. Универсалы, не умеющие сложить свои знания так, чтобы создать нечто ценное для окружающих, так и будут прозябать – возможно, у них будут впечатляющей широты знания, но они так ничего и не достигнут.

Тем временем, специалисты рискуют попасть в ловушку собственных успехов. Они нарабатывают узкоспециализированный набор навыков и репутацию, начинают много зарабатывать. Однако, такая карьера хрупкая. Если чья-либо профессия видоизменится или исчезнет, специалисту будет практически невозможно переключиться на что-то другое – только начинать все сначала.

Итак, мы убедились, насколько важно сегодня быть энциклопедистом, поэтому логично задать следующий вопрос: а как это сделать?

Как стать современным энциклопедистом


«Все величайшие ученые – по-своему художники».
— Эйнштейн


Идея стать современным энциклопедистом может показаться обескураживающей. С чего начать? Какую дисциплину освоить в первую очередь? Как найти время? Как преобразовать изученное в по-настоящему ценный результат?

Когда я только приступил к междисциплинарному обучению — я сразу застрял. Помню, как брал книгу по биологии, которой не занимался со старших классов, и пытался найти этим знаниям практическое применение. Иными словами, я начал не с той дисциплины (мне она не подошла), и учился неправильно. Методом проб и ошибок я выработал ряд приемов, которые помогают переключаться от дисциплины к дисциплине все быстрее и быстрее.

Я сотни часов изучал, как быть энциклопедистом, спрашивал энциклопедистов – и один из ключевых феноменов, которые удалось выяснить, связан с когнитивными моделями.

Во-первых, когнитивные модели охватывают множество дисциплин. Они как невидимые звенья, связывающие дисциплины воедино.



Например, когда вы выучите «правило 80/20», согласно которому, во многих областях 20% затрачиваемых усилий дают 80% результата, можно воспользоваться этой моделью для повышения эффективности в любой сфере жизни, а также в любой изучаемой дисциплине. Можно выделить 20% знакомств, которые обеспечивают вам 80% социализации. 20% клиентов, делающих вам 80% бизнеса. 20% задач, обеспечивающих вам 80% продуктивности. И так далее!

Более того, когнитивные модели помогают быстрее изучить множество навыков, поскольку дают вам стабильную базу нужных универсальных знаний, которыми можно пользоваться всю оставшуюся жизнь. Следовательно, переходя к новой дисциплине (возможно, даже не имея в ней реального опыта), вы быстро заметите, какие когнитивные модели здесь применимы.

Одним словом, когнитивные модели — ключ к совершенствованию энциклопедиста.

О переводчике

Перевод статьи выполнен в Alconost.

Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 68 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.

Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.

Подробнее

Комментарии (23)


  1. sshmakov
    03.05.2018 14:19

    Картинки, графики и Илон Маск в качестве иконы.
    Идея в целом правильная, только на Хабре аудитория как раз состоит из людей с многосторонними интересами.


    1. Zenitchik
      03.05.2018 15:25
      +1

      Это точно. Маск — такой же «энциклопедист» как большинство хабровчан.
      Знать по верхам многие (очень многие) отрасли — это, ИМХО, норма, не требующая какого-то особого названия.
      Вот знать несколько областей более-менее глубоко — задача сложная. И статья не раскрывает, почему мы должны считать, что, например, Илон Маск или Стив Джобс этого достигли.


      1. srhbdv
        04.05.2018 12:53

        У этой нормы давным-давно есть особое название — эрудиция.


  1. 0xd34df00d
    03.05.2018 16:41
    +2

    Интересно, насколько энциклопедичны какие-нибудь Ритчи, Перельман и Гротендик.


    1. Zenitchik
      03.05.2018 17:06

      Интересно, каким бы мог быть критерий энциклопедичности…


    1. Arlekcangp
      03.05.2018 21:41

      Не претендую на истинность, но вот Гротендик просто таки должен был обладать очень широким кругом знаний что бы придумать настолько абстрактную теорию. Тут по сути во всей статье говорится все одно и тоже — широта знаний дает материал для обобщения и постройки абстракций. Нахождение общего из частного что бы потом из этого общего опять найти частное но уже в другой области где конкурентов нет или мало.


      1. 0xd34df00d
        03.05.2018 22:26

        но вот Гротендик просто таки должен был обладать очень широким кругом знаний что бы придумать настолько абстрактную теорию

        В математике или, как на КДПВ, также и в биологии, котиках и прочем?


  1. sasha1024
    03.05.2018 17:09
    +5

    Если попытка универсализма — путь к посредственности, то почему наиболее исчерпывающее исследование о самых видных ученых в истории показало, что 15 из 20 были энциклопедистами? Ньютон. Галилей. Аристотель. Кеплер. Декарт. Гюйгенс. Лаплас. Фарадей. Пастер. Птолемей. Гук. Лейбниц. Эйлер. Дарвин. Максвелл — все энциклопедисты.

    Если пытаться делать все сразу так неэффективно, то почему основатели пяти крупнейших компаний в мире – Билл Гейтс, Стив Джобс, Уоррен Баффетт, Ларри Пейдж и Джефф Безос – все энциклопедисты (а также придерживаются «правила пяти часов»)?

    Этому может быть довольно простое объяснение (я не говорю, что оно правильное, но вполне вероятное). Нужно смотреть количество энциклопедистов не только среди успешных людей, но и среди неуспешных.


    1. roscomtheend
      04.05.2018 09:47

      Просто очередная статья типичного покойся-с-миром-мегамозга — все успешные люди (мы нашли штук пять, отбросив остальных) делают ЭТО. Делайте ЭТО и станете как они. Сегодня ЭТО = (ввести значение).


  1. DEmon_CDXLIV
    03.05.2018 17:23
    +2

    Честно говоря, это исследование похоже на те кто ставит пробелы а не табы — зарабатывают больше.
    Совпадение? Да, совпадение.


    1. dravyman
      04.05.2018 12:53

      Даже если это такое исследование, то в нем приведены весомые причины, по которым отдается предпочтение одному из вариантов. Поэтому данная статья заслуживает внимания.
      Если вдруг найдется исследование, которое покажет действительные преимущества пробелов над табами, которые могут повлиять на сложность решаемых задач, карьерное продвижение или изобретение новой дисциплины, то к такой статье также можно будет прислушаться.


  1. demimurych
    03.05.2018 17:36
    +2

    Очень хотелось бы услышать в начале статьи о том что такое успех. Вот например есть популярные артисты — это успех? Или Перельман доказавший гипотезу Пуанкаре, живущий затворником — это успех?


  1. lostmsu
    03.05.2018 17:46
    +1

    Авторы статьи не осилили в корреляция vs следствие?


  1. CoreTeamTech
    03.05.2018 19:28

    В областях, где требовались «энциклопедисты» добились успеха… wait for it!.. «энциклопедисты»! Под энциклопедистами, видимо, понимаются усидчивые люди с достаточными умственными способностями, чтобы в приемлемое время усвоить достаточный объем знаний. То есть ключевым является навык усвоения, а не состояние «энциклопедист». Далее, накладывается критерий успешности — выдающиеся достижения. Это сомнительно, ибо я не могу теперь считать свою жизнь и карьеру успешной, каковой ее считал до этой статьи. Ну да ладно… Перечисление имен, которые на слуху у всех, видимо, должно придать мотивации к выдающемуся успеху. Но есть нюансы…

    Я не буду поднимать тему Билла Гейтса, который не закончил университет, создал империю далеко не с нуля и далеко не на инновационных разработках. Который стал много читать и делать из себя энциклопедиста, когда его состояние позволило ему уйти из бизнеса и наслаждаться жизнью. Ок, я все же поднял эту тему… Но я хотел про Джобса напомнить, что он тоже был недоучка, плюс дислексик. Ну то есть энциклопедистом его назвать очень сложно. И именно дислексия, на мой взгляд, сделало его продукты успешными. Человек просто не мог удержать в сознании все эти кнопки, клавиши, переключатели, меню, окна… Ему жизненно необходимо было ощущать взаимодействие, поэтому был и скеуморфизм, и свайп, и анимация, и одна кнопка, и прочее, прочее.

    Рождение нового знания на стыке старых — это естественный процесс, так было всегда. Проистекает из особенностей работы нашего мозга («абстрактное ассоциациативное мышление» — моя обывательская формулировка). Чем лучше ваша ассоциативная гибкость, тем выше вероятность, что при определенном везении и стечении обстоятельств, вам удастся увидеть то, что другие пока не увидели. Есть тут еще и другой момент, который заключается в том, что те кто таких «лайф-коучей» воспринимает всерьез, обычно, не понимают, что чем глубже они уходят в своих тренировках в себя, тем меньше замечают окружающий их мир, и тем дальше от выдающегося успеха. Есть силачи и есть культуристы.


    1. sshmakov
      03.05.2018 19:44

      Под энциклопедистами, видимо, понимаются усидчивые люди с достаточными умственными способностями, чтобы в приемлемое время усвоить достаточный объем знаний. То есть ключевым является навык усвоения, а не состояние «энциклопедист».

      В оригинальном тексте "generalist" — можно перевести как «специалист широкого профиля».


      1. Zenitchik
        03.05.2018 20:10

        Спасибо! Вот и ответ на все вопросы, порожденные статьёй.


  1. sshmakov
    03.05.2018 19:44

    del


  1. Koyanisqatsi
    04.05.2018 12:53

    Получается, что если человек умен и много работает, то у него все хорошо получается. Надо же.


  1. mister_pibodi
    04.05.2018 12:53

    Не совсем понимаю, а как можно изучать христианство?


  1. v__h
    04.05.2018 12:53

    Безобразно поверхностное использование терминологии. Каким-то невероятным образом энциклопедизм и междисциплинарность используются для обозначения одной и той же тенденции. Как такое возможно?


  1. jokser
    04.05.2018 12:53

    В статье упущен один очень важный момент — это мотивация. Судя по содержанию, она здесь только одна — деньги. И это печально.


  1. dimitri26
    04.05.2018 12:53

    зачем использовать такое слово как «коучинг» ?!


  1. DenBlack
    04.05.2018 12:53

    Мне понравилось как сказал Фреско: «Креативность — это взять уже известные элементы и сложить их уникальным образом». Я согласен что человек должен развиваться разносторонним, но считаю что одно направление должно быть ключевым, по крайней мере в определенный период времени. Иначе очень редко получается что-то лучше чем «ни рыба, ни мясо»