Клоду Шеннону потребовалось около десяти лет, чтобы полностью сформулировать свою эпохальную теорию информации.

Сначала, в аспирантуре, он вынашивал идею подвести общую базу под множество информационных технологий своего времени (таких как телефон, радио, телевидение).

Однако только в 1948 году он опубликовал Математическую Теорию Связи.

Правда, это был не единственный его крупный вклад в науку. Еще будучи студентом MIT (Массачусетский технологический институт), в свои скромные 21, он опубликовал работу, которую многие считают, пожалуй, наиболее важной магистерской диссертацией века.

Для обычного человека значение ее невелико. Нельзя сказать, что имя Шеннона у всех на устах. Но, если бы не работа Шеннона, то никакого компьютера в современном понимании могло не появиться. Шеннон оказал колоссальное влияние не только на информатику, но и на физику, и на инженерию.

Мы запросто бросаемся словом «гений», но лишь немногие люди на свете по праву заслужили именоваться так, и Клод Шеннон — один из них. Он мыслил иначе, мыслил играючи.

Одной из малозаметных основ его гениальности, проявлявшейся таким образом, был его подход к решению задач. Он не просто формулировал вопрос, а затем искал ответ на него, но методологически разрабатывал процесс, помогавший рассмотреть суть за очевидным.

Его задачи отличались от большинства из тех, с которыми нам, вероятно, доводилось иметь дело, но его шаблоны и принципы рассуждения до некоторой степени поддавались генерализации и, освоив такое обобщение, мы и сами можем научиться мыслить проницательнее.

Любая задача имеет очертания и форму. Для решения задач первым делом нужно научиться их понимать.

Переведено в Alconost

Формулируем суть, затем дополняем детали


Любому из нас понятно, как важно получать ответы, но многие в самом деле пренебрегают тем, как важно сформулировать вопрос именно таким образом, чтобы ответ на него действительно нам достался.

Мы быстро перескакиваем от нюанса к нюансу, надеясь, что рано или поздно они сложатся воедино, а не бросаем все силы на развитие интуиции в той дисциплине, которой занимаемся.

Именно здесь Шеннон действовал в точности наоборот. На самом деле, как отмечают его биографы в книге A Mind at Play, он настолько этим увлекался, что некоторые математики-современники считали, будто он недостаточно дотошно подходил к выстраиванию согласованной картины. Естественно, их интересовали детали.

Однако, по мысли Шеннона, увидеть суть исследуемой проблемы и, соответственно, путь к ответу, можно лишь после того, как отсечешь от нее несущественные детали.

На самом деле, зачастую, подходя к такой сути, проблема уже может не ощущаться — и это подсказывает, как важно составить общее впечатление, прежде чем переходить к деталям. В противном случае можно направиться по ложному пути.

Детали важны и полезны. На самом деле, многие детали несравнимо важнее и полезнее, чем кажутся на первый взгляд. Однако ничуть не меньше и бесполезных деталей.

Если не найти суть проблемы, то начинаешь совершенно не с тех деталей, из-за чего добавляются все новые и новые неверные детали, и так пока вы не увязнете.

Начиная отсекать несущественное, вы дисциплинируете себя, и учитесь видеть суть за дымкой несущественного. Именно тогда вы находите те основания, которые искали.

Обнаружить истинные очертания проблемы почти столь же важно, как и последующий ответ.


Источник

В докладе, прочитанном в компании Bell Labs в 1952 году перед современниками, Шеннон подробно остановился на том, как тренирует собственный разум, развивая креативный подход к своим долгосрочным задачам.

Он не только упрощал их, доискиваясь сути, но и предлагал кое-что еще —?на первый взгляд, казалось бы, несущественное, но критически важное для нестандартного мышления.

Зачастую, подолгу размышляя над проблемой, мы начинаем мыслить ограниченно и строго придерживаемся единственной траектории. Логическое рассуждение начинается с некоторой точки, далее делаются обоснованные выводы и, если рассуждать правильно, то логика всегда приводит нас к одному и тому же ответу.

Креативное мышление устроено немного иначе. Здесь также улавливаются взаимосвязи, однако, такие суждения не столько логические, сколько интуитивные, позволяющие нам развить новые паттерны мышления.

Один из излюбленных приемов Шеннона заключался в перестраивании задачи и сравнении ее по максимально разным параметрам. Таким образом, он мог ее утрировать, преуменьшать, формулировать иными словами, менять угол рассмотрения и инвертировать.

Суть такого упражнения — попросту добиться более целостного представления о происходящем.

Наш мозг легко зацикливается на тех или иных мыслях, и лучший способ вырваться из такой петли — изменить систему отсчета. Мы не меняем интуитивного представления о проблеме и не отказываемся от выявленной сути, меняем лишь подачу материала.

Например, можно спросить: каким образом лучше всего это решить? Но возможен и такой вопрос: а каков наихудший способ решения? В ответе на оба этих вопроса — знание, и мы должны проанализировать оба варианта.

Проблема может иметь не только разную форму, но и множество очертаний. Разные очертания заключают в себе разные истины.

Умножаем сущность всех вводных данных


Притом, что важно уделять внимание качеству идей, не менее важно, пожалуй, думать о количестве. Нас волнуют не только итоговые цифры, но и то, как мы приходим к этим цифрам.

Для решения задачи необходима хорошая идея. В свою очередь, найти хорошую идею обычно удается лишь после того, как отбросишь множество плохих. Так или иначе, выдавать на-гора все, что приходит в голову — не вариант. Дело не только в этом.

В годы Второй мировой войны Шеннон познакомился с Аланом Тьюрингом, еще одним первопроходцем информатики. Пока Тьюринг был в США, они встречались почти каждый день. Долгие годы они не теряли контакта, оба уважали идеи друг друга и наслаждались компанией друг друга.

Шеннон, рассуждая о том, что же на его взгляд составляет сущность гения, воспользовался аналогией, подсказанной Тьюрингом, и на ее основе вывел одно тонкое наблюдение. По словам самого Шеннона:
Есть такие люди, которым закинешь идею в голову — и на выходе получишь половину новой идеи. Некоторые способны на большее: они выдают по две новые идеи на каждую полученную.

Из скромности он отказывался причислять себя ко второй категории, относя к ней, например, Ньютона. Однако, если присмотреться к ситуации, то понятно, что у нас в игре. Речь не только о количестве.

Любые исходные данные в основе своей несут истину, которая не заметна при поверхностном рассмотрении. Истина — это основа для множества разнообразных решений множества разных задач.

Полагаю, Шеннон догадался, что генерация хороших идей требует умножать сущность каждых данных. Плохие идеи могут появляться, если вы неправильно уловили суть, но, чем лучше вы ее очерчиваете, тем плодотворнее будет ваш поиск озарений.

Удвоение отдачи от ваших идей — это первый шаг, но по-настоящему важно схватывать их суть.

Все, что нужно знать


Значительная часть жизни ?—? будь то в работе, в отношениях с людьми, в заботе о себе —? сводится к выявлению проблемы и умению к ней подступиться так, чтобы затем она миновала.

Возможно, Клод Шеннон был гением-одиночкой, обладал уникальным разумом, но его метод вполне доступен для любого из нас. Сила его была именно в этом методе и умении его применять.

Умение хорошо решать задачи — плод как критического, так и творческого мышления. Наилучший способ их скомбинировать —? вооружиться методом, который позволит максимально выгодно использовать и то, и другое.

Паттерны мышления формируют наш разум. Цель — выработать для этого правильные паттерны.

О переводчике

Перевод статьи выполнен в Alconost.

Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.

Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.

Подробнее

Комментарии (4)


  1. sena
    13.09.2018 12:47

    Значительная часть жизни ?—? будь то в работе, в отношениях с людьми, в заботе о себе —? сводится к выявлению проблемы и умению к ней подступиться так, чтобы затем она миновала.

    Тем не менее, люди, гениальные в решении одного типа задач зачастую совершенно беспомощны с другим типом.


  1. Vlad_fox
    13.09.2018 14:24

    сабж —

    как гений решает проблемы

    текст-размышление -надо
    по мысли Шеннона,… отсечь от нее несущественные детали.
    .
    На самом деле, многие детали несравнимо важнее и полезнее, чем кажутся на первый взгляд.

    Проблема может иметь не только разную форму, но и множество очертаний. Разные очертания заключают в себе разные истины.

    шо делать?
    Истина — это основа для множества разнообразных решений множества разных задач.

    резюме —
    Цель — выработать для этого правильные паттерны.

    и не благодарите.


    1. maxzhurkin
      14.09.2018 19:50

      Ребёнка выплеснули до вас, так что, хотя благодарить никто и не собирался, бить, скорее всего, тоже не будут


  1. savostin
    14.09.2018 20:30

    Так а где же эта упомянутая формулировка «эпохальной теории информации»?