Как насчет организовать Wi-Fi на воде, на расстоянии 20 км от берега?
Мы уже много лет помогаем компаниям различной специализации в решении телекоммуникационных задач. Помимо организации Wi-Fi точек, Netbynet специализируется на предоставлении каналов связи, облачных сервисов – видеонаблюдения и хранилища, цифрового и кабельного телевидения.
Один из наших заказчиков — судоходная компания «ВодоходЪ», специализирующаяся на круизных путешествиях по России. Для них мы решали задачу беспроводного интернета, который будет работать как вблизи берега, так и в пути.
Как технически был организован процесс и с какими трудностями мы столкнулись в работе, сейчас расскажем.
В чем сложность?
Предстояло оборудовать 3 круизных четырехпалубных корабля.
«Мстислав Ростропович» — комфортабельный теплоход класса «Люкс», рассчитанный на 212 посадочных мест. Курсирует между Санкт-Петербургом и Валаамом.
«Нижний Новгород» — теплоход-пансионат, рассчитанный на 260 пассажиров. На нем можно отправиться из Нижнего Новгорода в Кострому, Астрахань, Чебоксары, Елабугу, Санкт-Петербург и обратно.
«Юрий Андропов» — теплоход-пансионат с пассажировместимостью 300 посадочных мест. Ходит из Москвы в Санкт-Петербург, с посещением Нижнего Новгорода, Казани, Самары.
Беспроводной интернет необходимо было сделать в самой посещаемой части корабля – в баре.
Организовать связь в такой удаленности от берега технологически довольно непросто. При реализации проекта рассматривались два способа решения задачи:
- через технологию 3G/LTE;
- через спутниковый интернет.
Идеальный вариант — спутниковое соединение. В любой точке, даже в полной удаленности от берега, вы будете на связи. Существенное «но», не позволяющим использовать его массово, — стоимость. Спутниковый интернет обойдется заказчикам в десятки раз дороже, чем стандартное мобильное покрытие.
Оптимальный вариант — решение на базе 3G/LTE. Качество покрытия здесь будет зависеть только от количества установленных роутеров, их мощности и емкости: на 1 или 2, 3 или 4 SIM-карты. Мы реализовывали именно решение на базе 3G/LTE.
Интернет на базе 3G/4G
Что такое мобильный интернет на суше мы с вами прекрасно знаем, но вот как его использовать в транспорте, когда на сигнал начинают влиять скорость, удаленность от базовой станции, еще масса факторов, а сетью пользуется сразу несколько десятков человек?
Wi-Fi на базе мобильного интернета — это сложная схема агрегации, мониторинга и управления трафика, который для обычного пользователя не должен отличаться от обычного Wi-Fi дома или в кафе.
Вот так это устроено, к примеру, в автобусах, троллейбусах и трамваях Москвы.
На корабле используется примерно такая же схема. В зависимости от покрытия в конкретном регионе используются симкарты одного или нескольких операторов.
В данном решении был задействован LTE от базовых станций Мегафона. Ширина канала — до 300 Мбит/сек. Устойчивость сигнала на маршруте может варьироваться, скорость подключения, объем принимаемых и передаваемых данных также могут меняться. Но этого будет вполне достаточно для проверки почты, соцсетей, просмотра форумов, новостей и других привычных ресурсов.
Остановимся подробнее на реализации.
Оборудование корабля
На борту каждого корабля инсталлирован четырёхсимочный LTE роутер — MAR. Это облегченная версия маршрутизаторов, установленных на Сапсанах и Ласточках. Он отличается уникальным алгоритмом резервирования и агрегации каналов, что позволяет получить стабильный интернет.
В MAR установлены специальные SIM-карты с наивысшим приоритетом. Они безлимитные, с роумингом по всей РФ.
К роутеру подключены 4 направленные LTE антенны, развернутые в разные стороны света. По заказу была изготовлена специальная мачта, которая регулируется по высоте, чтобы теплоход мог проходить под низкими мостами.
Место установки оборудования внутри теплохода максимально приблизили к установке антенны снаружи (не более 5 метров), чтобы уменьшить затухания на кабельных сборках и получить максимально хороший уровень сигнала. Для передачи высокочастотного радиосигнала с минимальными потерями использовались кабельные сборки 5D-FB.
От маршрутизатора подключена Wi-Fi точка доступа Ubiquiti UniFi AP PRO. Они имеют встроенные антенны 3х3 MIMO для 2.4ГГц и 2x2 MIMO для 5ГГц, питаются по PoE 802.3af. А самое главное — подключаются к облачному контроллеру, с которого можно централизованно управлять и получать всю статистику по подключенным клиентам и трафику.
Точка поддерживает более 100 одновременно подключенных клиентов со скоростью до 300 Мбит/с в диапазоне 5 ГГц и до 450 Мбит/с в диапазоне 2.4ГГц.
Что на выходе
А на выходе — стабильный интернет для речного путешествия. Ограничений по скорости для пассажиров нет. Уровень сигнала позволяет передавать сообщения даже на расстоянии до 20 км от берега. Связь может пропасть только в случае полного отсутствия покрытия базовой станции. Например, во время круиза по Ладожскому озеру.
Мы реализовали Wi-Fi-доступ в интернет в баре-ресторане кораблей. При установке дополнительных маршрутизаторов количество точек доступа можно увеличить для обеспечения связью всего корабля.
Wi-Fi — это не только интернет
Оборудование корабля сетью Wi-Fi — это не только интернет, но и дополнительные возможности управления и мониторинга.
В MAR установлен GPS, что позволяет в режиме онлайн с максимальной точностью видеть местоположение судна и следить за его перемещением. Вся статистика собирается в единый интерфейс мониторинга для оперативного отслеживания и диагностики проблем.
Более того, наличие сети позволяет устанавливать дополнительные на судне видеокамеры с трансляцией в сеть, датчики света и воды.
Интернет где угодно?
Интернет в пути, будь то корабль, поезд или самолет — это, безусловно, огромный плюс к комфорту путешествия помимо экономии трафика в роуминге. Понимая основные принципы организации сети, оборудовать Wi-Fi можно где угодно. Но, учитывая все правила безопасности (СОРМ), агрегации и авторизации на сети, только надежный провайдер может реализовать это.
А впрочем, скоро вайфай возможно никому будет не нужен. Если Илон Маск запустит 4425 спутников и сделает бесплатный интернет по всему миру.
Комментарии (45)
cooladmin
18.07.2018 14:01Расскажите подробнее про стык между кораблём и ДЦ? Какие виды туннелей, какой способ балансировки трафика между модемами, как определяется: через какой канал (LTE — ДЦ) пускать трафик, какой сломался, какой хуже остальных?
Akuma
18.07.2018 14:10+3специальные SIM-карты с наивысшим приоритетом
А у SIM есть официцальный приоритет?Xenos_rus
19.07.2018 04:59Технически приоритет задать можно.
В спеке 3GPP TS 22.011 есть целый раздел про Access Control, позволяющий именно управлять приоритетом при перегрузке в сети, в том числе в зависимости от класса. Класс абонента записан в SIM.
Обычные — от 0 до 9, и пять специальных (номер не означает приоритет):
Class 15 — PLMN Staff;
-"- 14 — Emergency Services;
-"- 13 — Public Utilities (e.g. water/gas suppliers);
-"- 12 — Security Services;
-"- 11 — For PLMN Use.
andersong
18.07.2018 14:57+4Году, кажется, в 98м, когда сотовые были в диковинку, купил я круиз Пермь-Волгоград-Пермь. На первом собрании капитан торжественно сообщил, что буквально на днях в рубке установили телефонный аппарат, по которому можно звонить во время движения! Процесс выглядел так: приходишь в рубку, покупаешь карточку, подходишь к телефонному аппарату, установленному на стену, специально обученный человек втыкает аппарат в розетку, ждет установки соединения, ты подходишь, всовываешь карточку в щель аппарата, набираешь номер и разговариваешь прямо с борта плывущего теплохода!!!
Netbynet Автор
19.07.2018 15:33Как же хорошо, что сейчас все стало намного проще! Хотя есть в этом какая-то романтика)
Buchachalo
18.07.2018 16:55-4Неужели заказчик так и писал «организовать Wi-Fi на корабле»? Мне как человеку живущему в портовом городе просто режет по ушам!!! Судна, это все суда. Корабль это с пушечками или самолетиками на борту, ну на край под парусом лодку кораблем назвать можно. Но посудину «Мстислав Ростропович» кораблем назвать кощунство!
п.с. Извините, накипело…tvr
18.07.2018 17:21+1режет по ушам
А моим глазам больно от этого.
«По ушам ездят», но «режет уши».
And let the grammatical war begin!Buchachalo
19.07.2018 13:25А у нас говорят «режет по ушам».
Усомнился в правильности, подумал устойчивое выражение. Но нет же. Говорят и так и так.
side2k
19.07.2018 00:07Накипает, скорее, у нормальных людей, когда они в очередной раз слышат «не последний, а крайний», «не судно, а корабль», «не плавает. а ходит» и прочие попытки навязать узкоспециальный жаргон непричастным.
tendium
19.07.2018 08:34Когда мне говорят «не последний, а крайний», я всегда уточняю: крайний с какого края, если не секрет? :)
insideme
19.07.2018 11:44«И запомните, товарищ подполковник, – по моему пониманию, а значит и по пониманию всего моего экипажа, крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость! Все остальные слова маркируются у нас словом последний, то есть позднейший или самый новый, по отношению к текущему моменту!»
Акулы из стали. Эдуард Овечкин
aFanOfSwift
19.07.2018 10:10Вот с крайним это жестко, всегда раздражает. Ну а ходит и плавает. Тоже раньше возмущало пока разницу не узнал. Тип плавает это дрейфует, а ходит это тип с помощью какого-то движителя (парус, двигатель). Хотя все равно слышать это странно, но уже не кипит.
p_fox
19.07.2018 10:34Да-да. Капитаны дальнего хождения.
aFanOfSwift
19.07.2018 13:40Ага, конечно (сарказм)
Хотя и не претендую на истину.
Плавать — держаться на воде, плыть — передвигаться в выбранном направлении. Ходить же помимо того еще и систематически выполнять рейсы в каком-то направлении или определенного назначения. У "плавать" тоже есть подобное значение, но оно очень редкое и не "на слуху", значительно уступает вышеприведенному. Поэтому для определения регулярного движения логично использовать именно "ходить". В значении же разового перемещения "плыть" и "идти" в общем-то равноправны. Но упомянутый "стебный жаргон" требует и тут употребления идти (в прошедшем времени — шел, шли).
Для обозначения всякого другого движения у моряков есть ещё термины, например "дрейфовать" — в отношении не полностью управляемого или стихийного движения.
Buchachalo
19.07.2018 13:17Откуда он узкоспециализированный? Википедия чётко даёт понять разницу. Про ходит и плавает я не говорил.
Блин, это то же самое что монитор называть компьютером, а системный блок «вот эта белая коробка»
Корабль, военное судно/многомачтовое парусное судно.
У нас на копир половина населения говорит Ксерокс, но это же в корне не правильно!side2k
19.07.2018 13:27Корабль в общем смысле — название всякого морского судна больших размеров.
© энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
КОРАБЛЬ м. (короб?) вообще, большое парусное морское судно: | трехмачтовое мореходное торговое и промысловое судно;
© словарь Даля
Кора?бль — крупное морское судно
© википедия
Все корабли — суда. Но не все суда — корабли.
«Мстислав Ростропович» из заметки — и судно, и корабль.Buchachalo
19.07.2018 14:48Кора?бль — крупное морское судно, в том числе:
1)Боевая и организационная единица.
2)многомачтовое парусное судно с прямыми парусами.
3) Космический корабль.
Конец.
«Все корабли — суда. Но не все суда — корабли.» — так я об этом и толкую, «Мстислав Ростропович» не корабль, но судно.
В какой то мере то же судно, возможно прикрутив автомат вместо бутылки пива можно назвать кораблем…side2k
19.07.2018 15:04Смею заметить, что выражение «в том числе» — не ограничивает определение перечисленными примерами.
Таким образом, подтверждения вашему тезису "«Мстислав Ростропович» не корабль, но судно." — нет. Кроме вашего собственного мнения, конечно.Buchachalo
19.07.2018 15:24Судя из статьи, ограничивает. Вполне конкретно перечислены типы. Нет всяких «и т.д.»
В каждом языке мира есть четкое разграничение между военным судном и торговым/пассажирским. В России это «судно» и «корабль». Вы можете поребрик называть бордюром но получите по ушам от преподавателя КубГТУ с кафедры транспортных сооружений, можете назвать «Мстислав Ростропович» кораблём, но на кафедре судоводов в «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» эффект будет тот же, по ушам. И ваши доводы что «в википедии „в том числе“ написано» там не сработают я вас уверяю. Меня вот учат сверху что «режет по ушам» не правильно, нужно «режет уши». Тут возможна дискуссия. А мы с вами спорим о устоявшихся понятиях.side2k
19.07.2018 15:46Судя по вашим комментариям — вы и в русский-то не очень("судя из статьи", "режет по ушам", "судна" и многое другое). Пожалуйста, не несите чепуху ещё и разом за все остальные языки мира.
Если вы не понимаете значения выражения "в том числе" — рекомендую обратить внимание на финансовые документы. А то, согласно вашей логике, получается, что сумма любого счета включает в себя только НДС.Buchachalo
19.07.2018 15:54Допустим.
Говнюк — это человек не хороший.
В том числе, говнюком может быть:
1) Мужчина.
2) Женщина.
В таком ключе еще варианты есть?side2k
19.07.2018 18:52Сдаюсь.
Никакой лазер знаний не пробьёт те клубы невежества, которыми вы отгородились от мира.Buchachalo
19.07.2018 19:14От вас бы еще знание увидеть, а не только обвинения в моём невежестве, было бы замечательно. Ну и куча моих благодарностей.
Welran
19.07.2018 16:06Космические корабли не суда :)
kolu4iy
18.07.2018 17:59А вы все теплоходы «Водохода» оснащали wifi, или только эти три? Вопрос к тому, что на трёх других теплоходах этой же компании, интернет был… Не очень, честно говоря. Но был, причем часто, факт. Если не брать в расчёт Ладожское и Онежское озеро, но тут уже понятно по каким причинам :)
arielf
18.07.2018 19:50Не проще ли спутниковую связь?
LumberJack
19.07.2018 08:56Не проще. Для стабильного и широкого канала антенна должна быть четко сориентирована на спутник. В стационарной версии это достигается легко, в мобильной, да ещё с монтированной на борту судна, с его качкой и, временами, плохими метеоусловиями стоимость антенны превысит стоимость самого судна.
Bonio
18.07.2018 19:57+1А что за «LTE роутер — MAR» такой? Выглядит, как самоделка из 4g свистков. Интересно было бы посмотреть, как он утроен и как организуется переключение между модемами.
OlegProton
18.07.2018 21:42+1А в чем уникальность? 20 км с нормальной антенной бьет и CDMA и LTE 700/800/900
И скорости 300/450 мбит это только на корабле))) А на мир дай бог 5 мбит на клиента?p_fox
19.07.2018 10:4020км это, наверное, узконаправленной антенной бьёт. А корабль плавает туда-сюда. Такой вариант не подходит.
OlegProton
19.07.2018 10:43Да не, обычные антенны которые работают на 700/800/900 МГц, отдельным товарищам даже удавалось (уже направленной антенной и с хитростями) организовывать связь на 70-80 км в CDMA 800
Mnemonik
18.07.2018 21:49+1Насколько я понял из гугла, MAR — это Mobile Access Router. Просто обозначение класса роутеров в которых один из интерфейсов — к сотовой сети. Не является ни названием модели, ни названием компании. Просто аббревиатура обозначающая роутер с сотовым интерфейсом. Судя по реальным свисткам с симками — и «установленым на сапсане» может запросто оказаться самоделкой на raspberry pi. Хотя в таком случае наверное написали бы про «не имеющий аналогов», так что может и обычный huawei.
Wesha
19.07.2018 03:12Чёрт, прочитав заголовок «Интернет на корабле», подумал, что статья будет про корабли космические, а тут вон оно как…
AndreKa
19.07.2018 10:25Странная компания www.wifire.ru.
Звоню туда, есть заказ на wi-fi.
Хотел поставить на своим клиентам.
Менеджеры компании NETBYNETутверждают, что не занимаются этим.
Ни кораблями, ни маршрутками.
Один вообще отправил в другую компании установщика.В которой тоже ничего не знают и не умеют.
Офигенный сервис и продажи. Для чего пишу статьи и новости маркетологи????
Народ у кого есть решения проблемы, пиши мне: kray@ktk-t.ru АндрейNetbynet Автор
19.07.2018 10:29Добрый день! Wifire — бренд, объединяющий услуги для физических лиц — интернет, телевидение и мобильный интернет.
В B2B и B2G сегменте наши коллеги работают над крупными интернет-проектами, такими как Wi-fi на московском наземном транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутки и МЦК), обеспечивают связь на мероприятиях, оказывают телеком-услуги для бизнеса.
Напишем вам письмо, сориентируем, кто сможет помочь.
lilek
19.07.2018 11:26+1А теперь по порядку:
1. Если открыть карту покрытия сети мегафона, то становится видно, что покрытия нет примерно на половине рек Волги и Оки, а на второй половине 3G довольно таки мало (не считая московского региона).
2. «В MAR установлены специальные SIM-карты с наивысшим приоритетом.» — а остальные абоненты остались в еще большей ж*пе.
3. Завязываться на одного оператора — верх глупости.
4. Инновации — это не «4 направленные антенны во все стороны света», а трекинг-антенны с учетом расположения судна и базовых станций всех используемых операторов, а также с учетом рельефа местности.
5. Оптимальное сочетание — это патч-антенны + волновой канал (естественно с трекингом) + контроллер для определения уровней сигнала и выбора оптимальной антенны.
6. С учетом того, как netbynet обслуживает wifi в московском метро и автобусах, я бы никогда к ним не обратился: точки доступа дешевые, располагаются в не проветриваемых местах, перегреваются, глючат: то сети в вагонах вообще нет, то есть, но постоянно пропадает из-за перезагрузки оборудования.
denis-19
19.07.2018 11:54В зависимости от покрытия в конкретном регионе используются симкарты одного или нескольких операторов.
В MAR установлены специальные SIM-карты с наивысшим приоритетом.
Так то даже получить у двух и более операторов такие симки — это дорого будет…
adictive_max
Что-то это MAR на фотке очень похож на пачку китайских USB-свистков со снятой задней крышкой…