Если вы когда-нибудь были в круизном путешествии, то проблема доступности связи вам знакома. Сети нет, местный Wi-Fi работает очень плохо. Мы, конечно, за отдых от всего диджитал, который нас круглосуточно окружает. Но иногда без связи никуда, особенно, когда хочется выложить фотографии в соцсетях или поделиться впечатлениями с родными.



Как насчет организовать Wi-Fi на воде, на расстоянии 20 км от берега?


Мы уже много лет помогаем компаниям различной специализации в решении телекоммуникационных задач. Помимо организации Wi-Fi точек, Netbynet специализируется на предоставлении каналов связи, облачных сервисов – видеонаблюдения и хранилища, цифрового и кабельного телевидения.

Один из наших заказчиков — судоходная компания «ВодоходЪ», специализирующаяся на круизных путешествиях по России. Для них мы решали задачу беспроводного интернета, который будет работать как вблизи берега, так и в пути.
Как технически был организован процесс и с какими трудностями мы столкнулись в работе, сейчас расскажем.

В чем сложность?


Предстояло оборудовать 3 круизных четырехпалубных корабля.

«Мстислав Ростропович» — комфортабельный теплоход класса «Люкс», рассчитанный на 212 посадочных мест. Курсирует между Санкт-Петербургом и Валаамом.

«Нижний Новгород» — теплоход-пансионат, рассчитанный на 260 пассажиров. На нем можно отправиться из Нижнего Новгорода в Кострому, Астрахань, Чебоксары, Елабугу, Санкт-Петербург и обратно.

«Юрий Андропов» — теплоход-пансионат с пассажировместимостью 300 посадочных мест. Ходит из Москвы в Санкт-Петербург, с посещением Нижнего Новгорода, Казани, Самары.
Беспроводной интернет необходимо было сделать в самой посещаемой части корабля – в баре.

Организовать связь в такой удаленности от берега технологически довольно непросто. При реализации проекта рассматривались два способа решения задачи:

  • через технологию 3G/LTE;
  • через спутниковый интернет.

Идеальный вариант — спутниковое соединение. В любой точке, даже в полной удаленности от берега, вы будете на связи. Существенное «но», не позволяющим использовать его массово, — стоимость. Спутниковый интернет обойдется заказчикам в десятки раз дороже, чем стандартное мобильное покрытие.

Оптимальный вариант — решение на базе 3G/LTE. Качество покрытия здесь будет зависеть только от количества установленных роутеров, их мощности и емкости: на 1 или 2, 3 или 4 SIM-карты. Мы реализовывали именно решение на базе 3G/LTE.

Интернет на базе 3G/4G


Что такое мобильный интернет на суше мы с вами прекрасно знаем, но вот как его использовать в транспорте, когда на сигнал начинают влиять скорость, удаленность от базовой станции, еще масса факторов, а сетью пользуется сразу несколько десятков человек?

Wi-Fi на базе мобильного интернета — это сложная схема агрегации, мониторинга и управления трафика, который для обычного пользователя не должен отличаться от обычного Wi-Fi дома или в кафе.

Вот так это устроено, к примеру, в автобусах, троллейбусах и трамваях Москвы.



На корабле используется примерно такая же схема. В зависимости от покрытия в конкретном регионе используются симкарты одного или нескольких операторов.

В данном решении был задействован LTE от базовых станций Мегафона. Ширина канала — до 300 Мбит/сек. Устойчивость сигнала на маршруте может варьироваться, скорость подключения, объем принимаемых и передаваемых данных также могут меняться. Но этого будет вполне достаточно для проверки почты, соцсетей, просмотра форумов, новостей и других привычных ресурсов.

Остановимся подробнее на реализации.

Оборудование корабля


На борту каждого корабля инсталлирован четырёхсимочный LTE роутер — MAR. Это облегченная версия маршрутизаторов, установленных на Сапсанах и Ласточках. Он отличается уникальным алгоритмом резервирования и агрегации каналов, что позволяет получить стабильный интернет.



В MAR установлены специальные SIM-карты с наивысшим приоритетом. Они безлимитные, с роумингом по всей РФ.

К роутеру подключены 4 направленные LTE антенны, развернутые в разные стороны света. По заказу была изготовлена специальная мачта, которая регулируется по высоте, чтобы теплоход мог проходить под низкими мостами.



Место установки оборудования внутри теплохода максимально приблизили к установке антенны снаружи (не более 5 метров), чтобы уменьшить затухания на кабельных сборках и получить максимально хороший уровень сигнала. Для передачи высокочастотного радиосигнала с минимальными потерями использовались кабельные сборки 5D-FB.



От маршрутизатора подключена Wi-Fi точка доступа Ubiquiti UniFi AP PRO. Они имеют встроенные антенны 3х3 MIMO для 2.4ГГц и 2x2 MIMO для 5ГГц, питаются по PoE 802.3af. А самое главное — подключаются к облачному контроллеру, с которого можно централизованно управлять и получать всю статистику по подключенным клиентам и трафику.



Точка поддерживает более 100 одновременно подключенных клиентов со скоростью до 300 Мбит/с в диапазоне 5 ГГц и до 450 Мбит/с в диапазоне 2.4ГГц.

Что на выходе


А на выходе — стабильный интернет для речного путешествия. Ограничений по скорости для пассажиров нет. Уровень сигнала позволяет передавать сообщения даже на расстоянии до 20 км от берега. Связь может пропасть только в случае полного отсутствия покрытия базовой станции. Например, во время круиза по Ладожскому озеру.

Мы реализовали Wi-Fi-доступ в интернет в баре-ресторане кораблей. При установке дополнительных маршрутизаторов количество точек доступа можно увеличить для обеспечения связью всего корабля.

Wi-Fi — это не только интернет



Оборудование корабля сетью Wi-Fi — это не только интернет, но и дополнительные возможности управления и мониторинга.

В MAR установлен GPS, что позволяет в режиме онлайн с максимальной точностью видеть местоположение судна и следить за его перемещением. Вся статистика собирается в единый интерфейс мониторинга для оперативного отслеживания и диагностики проблем.



Более того, наличие сети позволяет устанавливать дополнительные на судне видеокамеры с трансляцией в сеть, датчики света и воды.

Интернет где угодно?


Интернет в пути, будь то корабль, поезд или самолет — это, безусловно, огромный плюс к комфорту путешествия помимо экономии трафика в роуминге. Понимая основные принципы организации сети, оборудовать Wi-Fi можно где угодно. Но, учитывая все правила безопасности (СОРМ), агрегации и авторизации на сети, только надежный провайдер может реализовать это.

А впрочем, скоро вайфай возможно никому будет не нужен. Если Илон Маск запустит 4425 спутников и сделает бесплатный интернет по всему миру.

Комментарии (45)


  1. adictive_max
    18.07.2018 12:57
    +4

    Что-то это MAR на фотке очень похож на пачку китайских USB-свистков со снятой задней крышкой…


  1. XopHeT
    18.07.2018 13:29
    -2

    Вы реализовали Wi-Fi-доступ в интернет в баре-ресторане кораблей.

    Вероятно опечатка и имелось в виду «Мы»


    1. Netbynet Автор
      18.07.2018 14:15

      Да, спасибо, что заметили)


  1. cooladmin
    18.07.2018 14:01

    Расскажите подробнее про стык между кораблём и ДЦ? Какие виды туннелей, какой способ балансировки трафика между модемами, как определяется: через какой канал (LTE — ДЦ) пускать трафик, какой сломался, какой хуже остальных?


  1. Akuma
    18.07.2018 14:10
    +3

    специальные SIM-карты с наивысшим приоритетом

    А у SIM есть официцальный приоритет?


    1. Xenos_rus
      19.07.2018 04:59

      Технически приоритет задать можно.
      В спеке 3GPP TS 22.011 есть целый раздел про Access Control, позволяющий именно управлять приоритетом при перегрузке в сети, в том числе в зависимости от класса. Класс абонента записан в SIM.
      Обычные — от 0 до 9, и пять специальных (номер не означает приоритет):
      Class 15 — PLMN Staff;
      -"- 14 — Emergency Services;
      -"- 13 — Public Utilities (e.g. water/gas suppliers);
      -"- 12 — Security Services;
      -"- 11 — For PLMN Use.


  1. andersong
    18.07.2018 14:57
    +4

    Году, кажется, в 98м, когда сотовые были в диковинку, купил я круиз Пермь-Волгоград-Пермь. На первом собрании капитан торжественно сообщил, что буквально на днях в рубке установили телефонный аппарат, по которому можно звонить во время движения! Процесс выглядел так: приходишь в рубку, покупаешь карточку, подходишь к телефонному аппарату, установленному на стену, специально обученный человек втыкает аппарат в розетку, ждет установки соединения, ты подходишь, всовываешь карточку в щель аппарата, набираешь номер и разговариваешь прямо с борта плывущего теплохода!!!


    1. Netbynet Автор
      19.07.2018 15:33

      Как же хорошо, что сейчас все стало намного проще! Хотя есть в этом какая-то романтика)


  1. Buchachalo
    18.07.2018 16:55
    -4

    Неужели заказчик так и писал «организовать Wi-Fi на корабле»? Мне как человеку живущему в портовом городе просто режет по ушам!!! Судна, это все суда. Корабль это с пушечками или самолетиками на борту, ну на край под парусом лодку кораблем назвать можно. Но посудину «Мстислав Ростропович» кораблем назвать кощунство!

    п.с. Извините, накипело…


    1. tvr
      18.07.2018 17:21
      +1

      режет по ушам

      А моим глазам больно от этого.
      «По ушам ездят», но «режет уши».

      And let the grammatical war begin!


      1. Buchachalo
        19.07.2018 13:25

        А у нас говорят «режет по ушам».
        Усомнился в правильности, подумал устойчивое выражение. Но нет же. Говорят и так и так.


    1. Oval
      18.07.2018 19:42

      разрыв по технологическим швам крайнего накопительного сосуда


    1. side2k
      19.07.2018 00:07

      Накипает, скорее, у нормальных людей, когда они в очередной раз слышат «не последний, а крайний», «не судно, а корабль», «не плавает. а ходит» и прочие попытки навязать узкоспециальный жаргон непричастным.


      1. tendium
        19.07.2018 08:34

        Когда мне говорят «не последний, а крайний», я всегда уточняю: крайний с какого края, если не секрет? :)


        1. insideme
          19.07.2018 11:44

          «И запомните, товарищ подполковник, – по моему пониманию, а значит и по пониманию всего моего экипажа, крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость! Все остальные слова маркируются у нас словом последний, то есть позднейший или самый новый, по отношению к текущему моменту!»

          Акулы из стали. Эдуард Овечкин


      1. aFanOfSwift
        19.07.2018 10:10

        Вот с крайним это жестко, всегда раздражает. Ну а ходит и плавает. Тоже раньше возмущало пока разницу не узнал. Тип плавает это дрейфует, а ходит это тип с помощью какого-то движителя (парус, двигатель). Хотя все равно слышать это странно, но уже не кипит.


        1. p_fox
          19.07.2018 10:34

          Да-да. Капитаны дальнего хождения.


          1. aFanOfSwift
            19.07.2018 13:40

            Ага, конечно (сарказм)
            Хотя и не претендую на истину.


            Плавать — держаться на воде, плыть — передвигаться в выбранном направлении. Ходить же помимо того еще и систематически выполнять рейсы в каком-то направлении или определенного назначения. У "плавать" тоже есть подобное значение, но оно очень редкое и не "на слуху", значительно уступает вышеприведенному. Поэтому для определения регулярного движения логично использовать именно "ходить". В значении же разового перемещения "плыть" и "идти" в общем-то равноправны. Но упомянутый "стебный жаргон" требует и тут употребления идти (в прошедшем времени — шел, шли).
            Для обозначения всякого другого движения у моряков есть ещё термины, например "дрейфовать" — в отношении не полностью управляемого или стихийного движения.


      1. Buchachalo
        19.07.2018 13:17

        Откуда он узкоспециализированный? Википедия чётко даёт понять разницу. Про ходит и плавает я не говорил.

        Блин, это то же самое что монитор называть компьютером, а системный блок «вот эта белая коробка»

        Корабль, военное судно/многомачтовое парусное судно.
        У нас на копир половина населения говорит Ксерокс, но это же в корне не правильно!


        1. side2k
          19.07.2018 13:27

          Корабль в общем смысле — название всякого морского судна больших размеров.

          © энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

          КОРАБЛЬ м. (короб?) вообще, большое парусное морское судно: | трехмачтовое мореходное торговое и промысловое судно;

          © словарь Даля

          Кора?бль — крупное морское судно

          © википедия

          Все корабли — суда. Но не все суда — корабли.
          «Мстислав Ростропович» из заметки — и судно, и корабль.


          1. Buchachalo
            19.07.2018 14:48

            Кора?бль — крупное морское судно, в том числе:
            1)Боевая и организационная единица.
            2)многомачтовое парусное судно с прямыми парусами.
            3) Космический корабль.
            Конец.

            «Все корабли — суда. Но не все суда — корабли.» — так я об этом и толкую, «Мстислав Ростропович» не корабль, но судно.

            image В какой то мере то же судно, возможно прикрутив автомат вместо бутылки пива можно назвать кораблем…


            1. side2k
              19.07.2018 15:04

              Смею заметить, что выражение «в том числе» — не ограничивает определение перечисленными примерами.
              Таким образом, подтверждения вашему тезису "«Мстислав Ростропович» не корабль, но судно." — нет. Кроме вашего собственного мнения, конечно.


              1. Buchachalo
                19.07.2018 15:24

                Судя из статьи, ограничивает. Вполне конкретно перечислены типы. Нет всяких «и т.д.»

                В каждом языке мира есть четкое разграничение между военным судном и торговым/пассажирским. В России это «судно» и «корабль». Вы можете поребрик называть бордюром но получите по ушам от преподавателя КубГТУ с кафедры транспортных сооружений, можете назвать «Мстислав Ростропович» кораблём, но на кафедре судоводов в «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» эффект будет тот же, по ушам. И ваши доводы что «в википедии „в том числе“ написано» там не сработают я вас уверяю. Меня вот учат сверху что «режет по ушам» не правильно, нужно «режет уши». Тут возможна дискуссия. А мы с вами спорим о устоявшихся понятиях.


                1. side2k
                  19.07.2018 15:46

                  Судя по вашим комментариям — вы и в русский-то не очень("судя из статьи", "режет по ушам", "судна" и многое другое). Пожалуйста, не несите чепуху ещё и разом за все остальные языки мира.
                  Если вы не понимаете значения выражения "в том числе" — рекомендую обратить внимание на финансовые документы. А то, согласно вашей логике, получается, что сумма любого счета включает в себя только НДС.


                  1. Buchachalo
                    19.07.2018 15:54

                    Допустим.
                    Говнюк — это человек не хороший.
                    В том числе, говнюком может быть:
                    1) Мужчина.
                    2) Женщина.

                    В таком ключе еще варианты есть?


                    1. side2k
                      19.07.2018 18:52

                      Сдаюсь.
                      Никакой лазер знаний не пробьёт те клубы невежества, которыми вы отгородились от мира.


                      1. Buchachalo
                        19.07.2018 19:14

                        От вас бы еще знание увидеть, а не только обвинения в моём невежестве, было бы замечательно. Ну и куча моих благодарностей.


                1. aFanOfSwift
                  19.07.2018 15:47

                  а если бордюр назвать поребриком, получишь по ушам?


            1. Welran
              19.07.2018 16:06

              Космические корабли не суда :)


              1. Buchachalo
                19.07.2018 16:15

                Так и есть, аппараты если не ошибаюсь.


                1. Wesha
                  19.07.2018 23:31

                  Аппараты — это когда на них нет аппаратчиков экипажа


  1. kolu4iy
    18.07.2018 17:59

    А вы все теплоходы «Водохода» оснащали wifi, или только эти три? Вопрос к тому, что на трёх других теплоходах этой же компании, интернет был… Не очень, честно говоря. Но был, причем часто, факт. Если не брать в расчёт Ладожское и Онежское озеро, но тут уже понятно по каким причинам :)


  1. arielf
    18.07.2018 19:50

    Не проще ли спутниковую связь?


    1. Thoth777
      19.07.2018 00:44

      Решили сэкономить.


    1. LumberJack
      19.07.2018 08:56

      Не проще. Для стабильного и широкого канала антенна должна быть четко сориентирована на спутник. В стационарной версии это достигается легко, в мобильной, да ещё с монтированной на борту судна, с его качкой и, временами, плохими метеоусловиями стоимость антенны превысит стоимость самого судна.


  1. Bonio
    18.07.2018 19:57
    +1

    А что за «LTE роутер — MAR» такой? Выглядит, как самоделка из 4g свистков. Интересно было бы посмотреть, как он утроен и как организуется переключение между модемами.


  1. OlegProton
    18.07.2018 21:42
    +1

    А в чем уникальность? 20 км с нормальной антенной бьет и CDMA и LTE 700/800/900
    И скорости 300/450 мбит это только на корабле))) А на мир дай бог 5 мбит на клиента?


    1. p_fox
      19.07.2018 10:40

      20км это, наверное, узконаправленной антенной бьёт. А корабль плавает туда-сюда. Такой вариант не подходит.


      1. OlegProton
        19.07.2018 10:43

        Да не, обычные антенны которые работают на 700/800/900 МГц, отдельным товарищам даже удавалось (уже направленной антенной и с хитростями) организовывать связь на 70-80 км в CDMA 800


  1. Mnemonik
    18.07.2018 21:49
    +1

    Насколько я понял из гугла, MAR — это Mobile Access Router. Просто обозначение класса роутеров в которых один из интерфейсов — к сотовой сети. Не является ни названием модели, ни названием компании. Просто аббревиатура обозначающая роутер с сотовым интерфейсом. Судя по реальным свисткам с симками — и «установленым на сапсане» может запросто оказаться самоделкой на raspberry pi. Хотя в таком случае наверное написали бы про «не имеющий аналогов», так что может и обычный huawei.


  1. Wesha
    19.07.2018 03:12

    Чёрт, прочитав заголовок «Интернет на корабле», подумал, что статья будет про корабли космические, а тут вон оно как…


  1. AndreKa
    19.07.2018 10:25

    Странная компания www.wifire.ru.
    Звоню туда, есть заказ на wi-fi.
    Хотел поставить на своим клиентам.
    Менеджеры компании NETBYNETутверждают, что не занимаются этим.
    Ни кораблями, ни маршрутками.
    Один вообще отправил в другую компании установщика.В которой тоже ничего не знают и не умеют.
    Офигенный сервис и продажи. Для чего пишу статьи и новости маркетологи????
    Народ у кого есть решения проблемы, пиши мне: kray@ktk-t.ru Андрей


    1. Netbynet Автор
      19.07.2018 10:29

      Добрый день! Wifire — бренд, объединяющий услуги для физических лиц — интернет, телевидение и мобильный интернет.
      В B2B и B2G сегменте наши коллеги работают над крупными интернет-проектами, такими как Wi-fi на московском наземном транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутки и МЦК), обеспечивают связь на мероприятиях, оказывают телеком-услуги для бизнеса.
      Напишем вам письмо, сориентируем, кто сможет помочь.


  1. lilek
    19.07.2018 11:26
    +1

    А теперь по порядку:
    1. Если открыть карту покрытия сети мегафона, то становится видно, что покрытия нет примерно на половине рек Волги и Оки, а на второй половине 3G довольно таки мало (не считая московского региона).
    2. «В MAR установлены специальные SIM-карты с наивысшим приоритетом.» — а остальные абоненты остались в еще большей ж*пе.
    3. Завязываться на одного оператора — верх глупости.
    4. Инновации — это не «4 направленные антенны во все стороны света», а трекинг-антенны с учетом расположения судна и базовых станций всех используемых операторов, а также с учетом рельефа местности.
    5. Оптимальное сочетание — это патч-антенны + волновой канал (естественно с трекингом) + контроллер для определения уровней сигнала и выбора оптимальной антенны.
    6. С учетом того, как netbynet обслуживает wifi в московском метро и автобусах, я бы никогда к ним не обратился: точки доступа дешевые, располагаются в не проветриваемых местах, перегреваются, глючат: то сети в вагонах вообще нет, то есть, но постоянно пропадает из-за перезагрузки оборудования.


  1. denis-19
    19.07.2018 11:54

    В зависимости от покрытия в конкретном регионе используются симкарты одного или нескольких операторов.
    В MAR установлены специальные SIM-карты с наивысшим приоритетом.
    Так то даже получить у двух и более операторов такие симки — это дорого будет…