Привет, Хабр! Коллеги из Туту.ру прислали ваши вопросы к прошлому посту, и я попробую ответить.

— Кто решает, кто будет оказывать медпомощь? Вот есть три бортпроводника, два врача и три полицейских. Теоретически все могут и должны это уметь делать?

Первый приоритет всегда у врача: у него же образование, большой опыт. Конечно, мы не спрашиваем лицензию, всегда верим на слово. И любой нормальный взрослый человек, мне кажется, если он не имеет соответствующей подготовки, то лезть не будет. Если врача нет, то приоритетов между нами и теми же полицейскими нет. Чаще всего либо кто первый начал, тот и оказывает, либо очень быстро выясняем, у кого больше опыт определённых процедур. С кислородными баллонами опыт у нас будет больше, чем у полицейских, а с травмами, скорее, у них.

— Как обеспечивается безопасность людей, которые во время снижения и посадки делают, скажем, массаж сердца и искусственное дыхание?

Никак. Это редкий случай. Зависит от ситуации. Если вопрос жизни и смерти — мы будем держаться за соседние кресла и оставаться на полу с пассажиром. Но в любом случае посадка, как правило, не бывает настолько сильной и резкой, чтобы мы улетели на другой конец салона. Удержаться на полу реально, тем более что мы привычные.

— Есть ли в инструкции очерёдность эвакуации: пожилые, дети, родители с детьми и так далее?

Очерёдности нет, потому что было бы очень сложно всё организовать, да и это вызвало бы потери времени. Не получится сказать: «Пропустите детей». Приоритет частично задаётся на земле, например, около аварийных выходов не могут сидеть пассажиры с детьми, с ограничениями (например, с переломом): они могут затормозить эвакуацию. Если мы говорим о пожаре, то некоторые самолёты сгорают за 90 секунд. Если около выхода будет ребёнок, то будут потери времени. Ещё для открытия аварийного выхода нужно иметь определённую силу. Хотя около выходов бывает рядом проводник, обычно он должен открыть аварийный выход.

— Капитан всё ещё покидает борт последним, или для кабинного экипажа вообще своя процедура эвакуации, и они не пересекаются с салоном (вроде как через остекление пилотской кабины есть аварийный выход)?

У пилотов есть «форточка» с канатом, но основной путь — через аварийный выход (то есть через вход в носовой части, через который вы обычно заходите в самолёт). Они будут использовать канат только в случае, если заклинило дверь в пилотскую кабину и они не могут иначе выбраться.

— Как учитываются три опоздания в случае смены работы и компании?

Только внутри компании. В другую берут спокойно. Я ни разу не слышала, чтобы мои коллеги, меняющие работу, испытывали из-за этого какие-то проблемы.

— Как списывают на землю некрасивых (постаревших) бортпроводников? По медкомиссии? На пенсию (она вроде как у вас ранняя)? Переводом на землю с повышением?

Не знаю. Я бы хотела ответить, но действительно не знаю. Скорее всего, по медкомиссии, если есть возрастные заболевания. Их у нас много. Чаще всего проблемы — с ногами, со слухом, давлением и сердечно-сосудистой системой, онкологией из-за среды и радиации. Самолёт — не самое приятное место для жизни, а среда способствует быстрому развитию разных заболеваний.

По впечатлениям, пожилых бортпроводников стало меньше. В начале моей карьеры их было больше. Возможно, дело в том, что идёт большой набор. Понятное дело, что обновляется персонал, общий возраст уменьшается, большая текучка. По коллегам, примерно половина не задерживается больше чем на два года. В Европе пожилых много, да, у них другие требования. Там набирают не «чем моложе, тем лучше», а там чем старше, тем лучше. Я слышала, что в Люфтганзе не берут моложе 35 лет в проводники. Могу предположить, что это потому, что человек в 35 лет более осознанно подходит к профессии, он морально и эмоционально более устойчив.

— «Бывает, мы почти до самого взлёта сидим и держим пассажира за руку: для многих очень важен тактильный контакт», — не злоупотребляют этим? :)

Ни разу не было.

— Как удаётся совмещать личную жизнь с подобной работой? Или одно из двух?

Удаётся. Если второй в паре не имеет отношения к нашей работе, то тут очень большая заслуга мужа и родителей, которые поддерживают. Если семья понимает, то удаётся справляться.

В последнее время много семей внутри коллектива, когда оба летают. Тоже есть особенность, потому что очень сложно видеться. Почти сразу пропускается конфетно-букетный период, люди сразу живут вместе. Стыковки по расписанию сложные, максимум пять полных дней в месяц получается провести вместе. Люди времени просто так не теряют.

— Многие авиакомпании сейчас взяли моду лишать пассажиров романтики употребления пива на борту. Однако все же есть еще оплоты добра и справедливости. Например, в Lufthansa пиво ещё предлагают. И вроде как в неограниченном количестве. Понимая, что стюардесса вправе отказать пассажиру в очередной порции напитка, все-таки возникает вопрос: если уж совсем не быть неадекватом, то как принимается решение об отказе?

Всё зависит от степени опьянения человека. У нас есть рекомендация: если мы видим, что человек пьян, он с трудом реагирует на наши замечания и в принципе вообще не оценивает обстановку вокруг, то мы обязаны прекратить предлагать ему алкоголь. Только прям если явно видно. Ещё у нас рассчитываются напитки из нормы на пассажира, которые загружаются на борт, и их может просто не хватить.

Насчёт загрузки еды есть ещё несколько нюансов. Еда, которая осталась, на земле утилизируется. Нам загружают рационы бизнес-класса, отдельные подносы с закусками и салатами. Но нам разрешено употреблять и то, что не востребовано (кроме алкоголя). Часто мороженого остаётся много, его жалко выкидывать.

Едим и в небе, и на земле, когда ждём разворота. Вкус у еды различается. Ощущение такое, что в полёте она вкуснее, чем на земле. Это потому, что на высоте меняется ощущение вкуса: вроде бы она более солёная и с большим количеством специй, чем обычно. Но это лучше у поваров спрашивать.

— А правда, что стюардов штрафуют за выпущенный аварийный трап, и в случае пожаров они специально тянут до появления открытого огня, чтобы не лишили премии?

За верно выпущенный аварийный трап или неверно выпущенный не ругают и не штрафуют. Но если это сделать в штатной ситуации и с нарушением процедур, то оштрафуют или вообще уволят. Да, бывают сложные пограничные случаи, когда решение — за бортпроводником. В каждой ситуации обычно разбирается комиссия. Обычно пилот должен дать указание на эвакуацию. Если самолёт так повреждён, что пилота уже нет либо не работает связь на борту, то, мне кажется, вряд ли кто-то будет ругать бортпроводника за любое решение, принятое в сложной обстановке.

— Знаете, мне несколько лет назад, когда приходилось много летать, был любопытен ответ на один вопрос: почему российские бортпроводники (в основном Аэрофлота) в очень большом проценте случаев оставляют впечатление, будто они механически заучили все правила общения с пассажирами и ни в коем случае стараются не допустить отклонения от шаблона и проявления каких-то личных качеств? В школе проводников за это наказывают, что ли? Для сравнения: американские проводники на внутренних рейсах (Delta, United, АА) ведут себя намного свободнее — шутят с пассажирами, позволяют себе мелкие подначивания, лицо не каменное, бабушки-проводницы лет под 60 бывают(!). Авиакомпании других стран оставили промежуточные впечатления, но тут прямо как два противоположных края шкалы.

У нас есть рекомендованные фразы для общения в разных ситуациях. Но тут тонкий момент. Рекомендованные фразы — универсальные, и они помогают, когда ты находишься в сложной ситуации, устала либо ситуация близка к конфликтной. Обычные вежливые фразы — они такие, чтобы просто не молчать в ответ. Вообще-то нужно отвечать «по-человечески», но не каждый человек может красиво что-то сказать или ответить в разных случаях. Если человек с головой, умеет нормально общаться, то будет нормально. Для того чтобы разгрузить нас от принятия решений, дают ещё стандартные фразы.

У упомянутых авиакомпаний — другое отношение к пассажирам, но там и в эмоционально сложной ситуации будут просто убирать пассажира с борта, вместо того чтобы попытаться его урезонить.

— Мне вот интересно, зачем при демонстрации ремней-жилетов перед началом рейса стюардессы каждый раз зачитывают инструкцию голосом? При этом зачитывают совершенно ужасно, так как в тысячный раз то же самое с выражением прочесть уже сложно. А на английском так вообще неразличимо получается. В чем смысл? Почему нельзя нанять один раз диктора с хорошим голосом, записать и прокручивать? Самих стюардесс-демонстраторов, крутящих в руках ремни, можно оставить, я именно про голос.

Это зависит от самолёта. Много, где она записана и проигрывается, тогда мы просто показываем оборудование. Либо есть видеодемонстрация, и мы даже не выходим показывать её в салон.

Ещё есть инструкция в спинке кресла на бумаге. Она дублирует то, что мы рассказываем, но рассказывать (или показывать видео) мы всё равно должны по правилам.

С этой инструкцией есть ещё одна особенность — вы можете взять всё из кармана кресла перед вами (чтобы ноги лучше умещались, там до 3–4 сантиметров освобождается) и отдать нам. Но инструкцию надо оставить. Она тонкая.

— Сильнодействующих на борту нет? Т. е. в случае посадки на брюхо посреди пустыни с последующим пожаром обезболивать обгоревших пассажиров до прибытия спасателей — тоже валерьянкой, а не, скажем, трамадолом или морфином? Как-то неожиданно непредусмотрительно для авиации, где лучше лишний раз перестраховаться. Или всё-таки это легенда для обывателей, чтоб не клянчили препаратов без серьёзного повода?

И да, и нет. То есть в бортовой аптечке действительно нет, и это не легенда для обывателей. Но есть ещё аптечки аварийных трапов, которые из салона так просто не достать. Например, при посадке на воду на трапе-плоту можно воспользоваться куда более интересной аптечкой, чем у нас. В ней есть, например, специальные гранулы для опреснения воды. И вообще там есть небольшие запасы на случай посадки где-то далеко от цивилизации, например, на высокогорье.

— Разве воздушное судно в разговоре называется не «борт»?

Да, почти всегда говорим «борт» между собой. Но пассажиры не всегда понимают.

— Интересна вот какая штука: все видели посадочный талон — он из двух частей, большой и маленькой. Почему на посадке на разных рейсах отрывают (и даже багажные ярлыки переклеивают) и отдают пассажиру то большую часть, то маленькую?

Это делают наземники, чаще должны отрывать большую часть. Но зависит от их правил.

— Бывает, что из-за простуды (или иных причин) очень больно в ухе, при перепадах давления. Адская боль просто. Можно облегчить: взять пластиковый стакан, положить несколько салфеток, полить кипятком, прислонить к уху (т. к. получается что-то типа парового ингалятора).

Мы это называем «чебурашка», ещё слышала «гуманоид». Можно намочить теплой водой салфетки или тряпочки, положить в стаканы, потом приложить стаканы к ушам. Так удастся сохранить давление (или уменьшить скорость его изменения), и если получится всё сделать до начала снижения при посадке, то с ушами всё будет хорошо. По крайней мере, легче. Можно прикладывать и просто пустые стаканы, даже это спасает. Если вы летите простывшими или у вас сложности с посадкой — не стесняйтесь просить «чебурашку», мы помогаем.

Ещё иногда бортпроводники дарят детям маленькие шоколадки перед посадкой. Подходят, спрашивают у родителей, можно ли ребёнку шоколад, достают и дарят. Ребёнок радуется, пассажирам кажется, что это очень трогательно, а на деле ребёнок будет сосать и жевать шоколад и постоянно сглатывать. От этого и ему будет более комфортно садиться, и остальным: он кричать не начнёт. Но это не инструкция, обычно это личная инициатива хорошего специалиста.

— Если закладывает уши, то можно сглатывать, зевать, но не стоит закрывать нос и пытаться выдохнуть с силой через него. Это может привести к травме.

Нам говорят: да, в особо плохом случае может перепонка лопнуть. Но ни у меня, ни у знакомых такого не было. Лучше воспользоваться ушными каплями или прогреть носоглотку. Но ушных капель на борту нет, надо покупать их самостоятельно на земле.

— Про камеры на каждом шагу в самолёте — правда? Не знал, что в салоне есть камеры. Где они там?

Обязательно в вестибюле, часто — в потолочной части (в проходе), и направлены они на пассажирский салон. Чем новее самолёт, тем больше видно.

— Я правильно понимаю, что в самолётах на длинных рейсах туалеты моют те же люди, которые чай разносят?

Да. Отдельно выделенного человека нет. Мы делаем самостоятельно в перчатках стерильных, есть специальные средства для уборки и дезинфекции. Мы не моем на 100 % в прямом смысле слова, но следим за чистотой. Если там совсем кошмар, то мы этот туалет закрываем и не пользуемся им до посадки. Дальше уже именно наземная команда моет его полностью.

За вопросы спасибо DGN, olekl, Smbdy_kiev, Geckelberryfinn, zxweed, ZuOverture, JediPhilosopher, Unxed, TimeCoder, Jeyko, amarao.

Как и в прошлый раз, мы, команда Туту.ру, немного изменили (сократили) её ответы, чтобы убрать детали, которые могут нарушить NDA авиакомпании.

Комментарии (61)


  1. hMartin
    04.10.2018 11:08

    — Как списывают на землю некрасивых (постаревших) бортпроводников?

    Если говорить об Аэрофлоте, то, по моему опыту, некрасивых(постаревших) сначала списывают в авиакомпанию «Россия». И по ощущениям, списывают туда не только человеков, но и эти крылатые автобусы.
    А вообще, конечно, в сфере обслуживания, связанной с воздушными перевозками, какая-то нездоровая тяга к объективации. Даже для официантов, наверное, требования по стандартам красоты меньше, чем для бортпроводниц. Лучше бы качеством сервиса брали, а не картинками с обложек, я же не на показ современной моды пришел смотреть.


    1. Cast_iron
      04.10.2018 12:19
      +2

      Кому-то нужно ехать, а кому-то шашечки…


      1. hMartin
        04.10.2018 12:58
        +2

        Ну, для шашечек есть билеты с прайсом х5 и включенным алкоголем :)
        От проводников в поезде же не требуется быть топ-моделями, хотя по уровню комфорта новый плацкарт более крут, чем забитый самолет.


        1. artemlight
          05.10.2018 01:05
          +1

          Главное — в плацкарте не забывайте время на 10 умножать.


          1. General_Failure
            05.10.2018 07:12

            Время в поезде по сравнению с временем в самолёте?
            Или ощущение времени в поезде с реальным временем в поезде?


          1. AmberSP
            05.10.2018 10:24

            С учётом дороги в аэропорт, из аэропорта, времени на все проверки — не на 10. В радиусе 2000 км от Москвы у меня раза в 2 всего быстрее самолётом получается. Там, где на поезде ехать сутки — на самолёте дорога занимает 12 часов, из которых 2 в воздухе.


            1. A_Kochurov
              05.10.2018 11:44

              Как же вы считаете?

              Ок, час в пути до аэропорта, час — из аэропорта, прибыл за 2 часа и потратил это время на проверки, час, чтобы получить багаж, 2 часа в самолете, итого 7 часов.

              2 часа полета — это например рейс Москва-Екатеринбург (2:20 лета). Поезд это расстояние идет около суток (25 часов).

              ИМХО, 7 часов против 25 часов — это гораздо комфортнее, тем более, что в самолете именно неподвижно вам сидеть всего 2 часа, а в плацкарте размяться и походить возможности не представится вообще.


              1. RiseOfDeath
                05.10.2018 12:06
                +2

                На счет комфорта я бы поспорил — в случае с самолетом вы из этих семи часов 5 на ногах, а в поезде хотя бы вздремнуть можно (полноценно спать, увы, у меня не получается ни в поезде, ни в самолете, но это лично моя особенность — знакомые нормально спят в поездах).

                Добавим к этому, что в поезде реально работать (если ноут с собой — интернеты, иногда даже 3G, худо-бедно около железной дороги иногда встречаются), а в случае с самолетом вы особо не сможете поработать. В полете у вас нет инета, да и работать там не комфортно (разве что в бизнесклассе), в аэропорту… спорно, скорее нет, чем да…

                Добавим еще тот факт, что самолеты зачастую летают не в самое удобное время, в том числе и ночью, так что есть вероятность что вы после этих семи часов будете вообще невыспавшимся растением т.е. плюсуем сюда еще потерю как минимум половины дня на выспаться (ну или будете просто непродуктивным овощем)


                1. A_Kochurov
                  05.10.2018 13:00

                  Вот смотрите, опять же рейс Мск-Екб.

                  Поезд: 25 часов (минимум + дорога до вокзала) = 25 часов + уставший человек, которому нужен нормальный сон и душ.

                  Самолет: 7 часов на все про все (максимум, если нет совсем уж огромных задержек) + 8 часов сна = 15 часов чистого времени + выспавшийся человек.

                  Возможность работы зависит от конкретных условий, едва ли поезд сильно лучше. И там и там продуктивность будет едва ли четверть от нормальной (только в самолете лететь в 3 раза меньше).

                  В аэропортах часто хороший интернет и есть удобные изолированные кресла. Читать книжку / писать код можно и в полете.

                  В поезде интернет есть далеко не всегда и качество оставляет желать лучшего. Вместо того, чтобы спокойно писать код/читать книжку вы будете по 7 минут ждать загрузки Stack Overflow где-то в Сибири. Наличие розеток тоже не гарантированно. А сидеть с ноутбуком на верхней боковой полке в плацкарте это далеко не верх удобства.


                  1. AmberSP
                    05.10.2018 13:04
                    +1

                    Кажется, проблема в том, что Вы плохо спите в поезде. Да, тогда 25 часов — это беда.


              1. AmberSP
                05.10.2018 13:03
                +1

                1) Ну вот от двери до двери и считаю.
                2) Плацкарт гораааздо комфортней, чем самолёт. И походить, и полежать, и поспать, и в туалет сходить. Я просто с трудом помещаюсь в туалете боинга 737-800.
                3) При всём этом мы спорим «в 2 или в 3 раза», а не «в 2 или в 10 раз». И если перелёт днём, то 7 или 12 часов — не важно. День потерян целиком. А ночный перелёт — это отдельный вид извращений, пробовал, больше не хочется пока.

                Итого проще было бы сесть вечером в поезд и следующим вечером выспавшимся оказаться в точке назначения.


          1. hMartin
            05.10.2018 10:36

            Посыл был про уровень комфорта и принципы набора персонала. Естественно, самолет — удобная в плане затрат времени штука, пока не прокинут гиперлупы.


      1. NIKOSV
        05.10.2018 04:25

        Выигрывать будет тот, кто предоставит и то и то


    1. Kobalt_x
      05.10.2018 07:25

      А из России в победу?)


      1. hMartin
        05.10.2018 10:37

        Наслышан, но даже боюсь представить)


      1. tyderh
        05.10.2018 13:49

        Нет. В победу берут новых, молодых, инициативных и тренируют по-настоящему ненавидеть людей.


    1. Wan-Derer
      06.10.2018 15:19
      +1

      По-моему, какая-то? особенная красота стюардесс это миф. Не могу сказать что я много летал, но мне почти не попадались прям писаные принцессы одна к одной. Так, средне-улично-встречные тётки, каковые и в других местах встречаются в той же пропорции.
      Что, в принципе, логично. Это всё-таки работа, и их набирают по другим критериям. А те что с особенно особенным экстерьером — в других местах кучкуются, ЯТД


      1. AmberSP
        06.10.2018 16:33
        +2

        > А те что с особенно особенным экстерьером — в других местах кучкуются, ЯТД

        Например, в магазинах ДОРОГИХ диванов и кроватей. В одном ТЦ был в двух салонах мягкой мебели — в одном обычная мебель, обычные продавцы. В соседнем ценник с дополнительным ноликом. Если остановиться у спального места, на него тут же садится девушка «с особенно особенным экстерьером» в короткой юбке. И вот если бы она шла в комплекте, то ценник становился бы оправданным, но нет.


  1. Smbdy_kiev
    04.10.2018 12:05

    Спасибо за ответы. Прочёл с интересом.


  1. river-fall
    04.10.2018 12:49
    +4

    В нерусских авиакомпаниях огромное количество бортпроводников и бортпроводниц за 50, да и молодые тоже не всегда с обложек журналов

    Да и «механического» общения я не замечал, в Ryanair так вообще и пилот, и все остальные откровенно стебутся через громкую связь, постоянно вызывая общий смех пассажиров


    1. aPiks
      04.10.2018 17:02

      В Ryanair еще и самолеты забывают периодически проверять, отчего более ответственные работники скандинавских стран периодически эти самолеты не допускают к взлету.
      Я считаю, что неформальное общение между проводниками и пассажирами допустимо. Но цирк из самолета устраивать нельзя. Да и вообще, чем мне нравится Аэрофлот — это порядком, чистотой и солидностью. Начиная с формы и заканчивая всем остальным.


      1. Whuthering
        04.10.2018 17:51
        +3

        Это аэрофлот-то чистотой нравится? Вы под сиденья у них на борту загдядывать пробовали? :)

        Заголовок спойлера
        image


        1. aPiks
          04.10.2018 19:04
          +1

          Я не летал на внутренних рейсах, но интернациональные рейсы — все на высоте. Может это и не турецкие авиалинии по уровню, но лучше той-же люфтганзы, которую часто упоминали в вопросах.


      1. A_Kochurov
        05.10.2018 11:37

        В последний раз меня очень «порадовали» стюардессы Аэрофлота, которые перед посадкой ходили по салону, шлепали по спинке опущенных кресел и громко возмущенно говорили «Спинку поднимите!»

        Очень солидно :-)


        1. yarric
          05.10.2018 13:16

          А на каком рейсе, если не секрет?


    1. THT
      04.10.2018 17:07

      Сразу вспоминается сериал LA to Vegas.


  1. yarric
    04.10.2018 13:56
    +3

    нам разрешено употреблять и то, что не востребовано

    А если попросить — дадут ещё одну касалеточку?


    1. RiseOfDeath
      04.10.2018 14:05

      Мне еще ни разу не отказывали. (Учитывая что все лишнее в мусор, я вообще не вижу смысла жмотиться, разве что бортпроводнику будет лень сходить за еще одной касалеткой).


    1. Planet_Dust
      04.10.2018 15:20
      +7

      У akuaku есть даже на эту тему:

      Комикс
      image


      1. yarric
        04.10.2018 15:22
        +2

        Видел, но всё равно смешно :) На него отсылка и была


  1. anger32
    04.10.2018 14:09
    +4

    Я где-то читал, что данный портал о технологиях…


    1. legolegs
      04.10.2018 14:49
      +6

      Ну написано же, что когда бортпроводник устал, то начинает говорить заученными фразами, превращается в робота. Значит всё по теме ресурса!


    1. bano-notit
      04.10.2018 18:54
      +4

      Данный ресурс был техническим где-то с начала жизни до n-ного момента, потом после отделения geektimes'а, а теперь это уже после слияния всего обратно это просто общественная курилка для людей, связанных с технологиями.


  1. Javian
    04.10.2018 16:19
    -1

    Молодые сотрудники где-либо меня настораживают. Впечатление, что это для картинки.


    1. legolegs
      04.10.2018 17:21
      +4

      Молодые сотрудники в бортпроводниках нужны примерно потому-же, почему нужны молодые в сфере рекламы нижнего белья — на них приятнее смотреть. Ещё людям, как правило, приятно смотреть на котиков, но они не хотят разносить по салону курочку.


      1. tyomitch
        04.10.2018 19:17
        +7

        Ну с курочкой ещё ладно, но к рекламе белья их почему не привлекают?


        1. susnake
          04.10.2018 20:02
          +2

          Потому что у них лапки.


        1. Cast_iron
          04.10.2018 20:46

          Зачем вам кошачье бельё?


          1. hdfan2
            05.10.2018 07:38

            Ну вот зачем вы это написали? Я поискал в гугле «кошачье бельё» и залип.


            1. Cast_iron
              05.10.2018 10:51

              Загуглил. В этом контексте я б сам купил.


      1. Javian
        05.10.2018 10:07

        «Приятно смотреть» — это подмена их необходимых умений. Хорошо, если им никогда не придется оказаться в аварийной ситуации либо они успеют к этому времени пару лет поработать и пройти тренировки. А так меня настораживает именно опыт. Есть ли он когда придется не курочку разность, а спасать пассажиров.


        1. yarric
          05.10.2018 13:29

          Бортпроводники по-любому проходят тренировки перед тем, как попасть на рейс.


  1. Assargin
    04.10.2018 16:36

    Интересно, спасибо!


    Ещё год назад и ранее я вообще не парился насчёт каких-то ЛОР процедур и действий при взлёте/посадке. Но однажды я мирно дремал, самолёт начал снижение и минут через 10 мне в голову буквально стрельнула очень резкая боль, в левую лобную часть. По ощущениям, боль была весьма неглубоко. Доходило до слёз, характер боли был ноющий, с периодическими «стреляющими» всплесками, особенно пока продолжалась посадка. Отходняк длился ещё где-то часов 30.


    Про чебурашек не слышал, но с тех пор я предпочитаю что-нибудь кушать/пить, ну или просто глотать/зевать, при этом втыкаю вакуумные наушники-затычки — не музыки ради, здоровья для. Пару раз, несмотря на все мои меры предосторожности, я всё-таки ловил подобное: но уже в форме просто слабых ощущений в той же области головы, а не боли, и ощущения проходили в течение нескольких минут.


    МРТ потом делал, к ЛОРу ходил — ничего особенного не обнаружили, кроме аллергии непонятного происхождения, из-за чего всякие соединительные каналы между ухо-носом были забиты и не успевали нормализовывать быстро изменяющееся давление.


    1. BigD
      04.10.2018 17:40

      Я в начале года получил сильнейший отит (оглох на одно ухо на месяц) после перелёта из США в Москву. И боль при посадке была такая, что чуть сознание не потерял. Тоже аллергия, и препараты типа Тизина вообще не помогли — надо было готовиться за месяц к полёту и пить антигистаминные и другие препараты.


      1. hMartin
        04.10.2018 20:44

        Попробуй капли с глюкокортикостероидом, я от сезонного аллергического ринита спасаюсь авамисом, они накапливающегося действия, но у меня на второй день уже ничего не течет, а с 3-4х дней ни одного намека на заложенность или чесотку в глазах :)
        Пока не нашел в интернетах советы пользоваться стероидными каплями — жрал антигистаминные, которые мне не помогали вообще, и мучился каждое лето


        1. BigD
          04.10.2018 21:37

          Эх, если бы все было так просто… много лет уже на стероидах. С минимальными редкими перерывами. Эффект от их действия явно со временем ослабевает.


          1. Naglec
            04.10.2018 23:54

            АСИТ в помощь. www.nrcii.ru


            1. BigD
              05.10.2018 00:21

              Обожаю хабр! :)

              Год скоро, как на АСИТ.

              Это вторая попытка. Первая была пару лет назад с ампулами, которые в холодильнике держать надо было, не получалось из-за командировок.

              Сейчас таблетки раз в неделю с концентратом. Пока эффекта никакого нет, что довольно странно. Дождусь года и буду смотреть, стоит ли продолжать, так как препарат недешевый.


              1. CaptainFlint
                05.10.2018 01:02

                Год — это очень мало. Мне заметное улучшение пришло только после второго года, более-менее серьёзное — после третьего или четвёртого. Среднестатистический курс АСИТ — это пять лет.


                1. BigD
                  05.10.2018 07:26

                  Спасибо, вселяет надежду. Аллерголог говорит, что должен быть уже какой-то результат виден, поэтому и волнуюсь.


                  1. CaptainFlint
                    05.10.2018 15:12

                    Это всё сильно индивидуально. Плюс зависит от препарата (скажем, инъекции более эффективны и требуют более короткого курса, чем подъязычные капли, но капли гораздо удобнее тем, что можно принимать самостоятельно; про таблеточную форму не в курсе). Моя аллергологша удивляется, что пяти лет капель для меня оказалось недостаточно. Говорит, большинству (с моим изначальным уровнем реакции) этого хватает для полного прекращения сезонной аллергии.


                    1. BigD
                      05.10.2018 16:47

                      Сезонная? Мы, круглогодичные, вам завидуем! :)


  1. Oval
    04.10.2018 18:39

    В одном из боингов Победы увидел в багажной полке или в рядом расположенном отделении для персонала небольшой кислородный (а какой еще?) баллон.
    Как это соотносится с безопасностью?


    1. super-guest
      05.10.2018 08:37

      Чтобы этот баллон рванул, нужен пожар, который нагреет его до NNN температур. За столько времени самолёт либо догорит, либо его уже потушат.

      А вот людям может и пригодится кислород, дайверам, не соблюдающий режим или просто с индивидуальными особенностями организма, например.


      1. cyberly
        05.10.2018 08:42

        Если он не закреплен, то может больно упасть на голову, а если при падении отломиться вентиль, то может отправиться в полет с приличной скоростью и тоже кого-нибудь больно ударить.


        1. Oval
          05.10.2018 09:31

          Если отломится вентиль будет взрыв и возгорание.


      1. Oval
        05.10.2018 09:21

        Вообще по инструкции по безопасности на него даже маслинную тряпку запрещено класть.


  1. BigD
    04.10.2018 20:27

    Тема с онкологией от частых перелётов весьма интересна.


  1. guai
    05.10.2018 10:57

    недавно летал. в салоне был малоадекватный персонаж, матерился, цеплялся к соседям. при появлении персонала тут же начинал извиняться и уверять, что всё, больше так не будет.
    и вот все несколько часов полёта они ходили и пытались его уговорить. пугали полицией в аэропорту и сковать его наручниками на борту и где-то в подсобке запереть.
    мне вот интересно, это были пустые угрозы? иначе, на мой взгляд, стоило бы к такому прибегнуть после первого же скандала, не доводить до последовавших за ним.
    кто-нибудь может разъяснить, что проводники могут делать с подобными пассажирами, а что нет?


    1. yarric
      05.10.2018 16:21

      Могут посадить самолёт и сдать в полицию.


  1. nikitasius
    05.10.2018 15:21

    Часто мороженого остаётся много, его жалко выкидывать.

    Летал аэрофлотом, airfrance, turkish airlines, и вроде как-то lufthansa, правда эконом класс везде.
    Зимой, весной и летом. Мороженого ни разу не дали :-(
    Видимо на борту во всех компаниях сие блюдо популярно только среди персонала.


    Мне вот интересно, зачем при демонстрации ремней-жилетов перед началом рейса стюардессы каждый раз зачитывают инструкцию голосом?

    У некоторых компаний сие транслируется на экранах на разных языках (в спинках кресел).