Лето, казалось бы, время застоя, но только не для молодых разработчиков и Microsoft — совсем скоро нас ждет всемирный финал Imagine Cup. В прошлом году победителем технологического соревнования в номинации «Игры» стала команда из Перми — Brainy Studio, с которыми не так давно нам удалось пообщаться. Сейчас же, (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить) шанс победить всех и вся выпал прорвавшейся на последний уровень конкурса команде IzHard, состоящей из студентов СПбГУ, СПбГЭУ и Политехнического университета с их игрой-платформером OVIVO.



О питерской команде мы, возможно, еще напишем, ну а сейчас, пока взоры профильных СМИ обращены в сторону всемирного финала, мы решили бросить свой взгляд на финал российский, где было немало впечатляющих проектов и команд.

Одним из наших персональных фаворитов стала команда Lazybit, которая силами четырех своих участников смогла реализовать перспективный, интересный, если не сказать инновационный, проект интеллектуальной «читалки» с полностью голосовым интерфейсом, позволяющей прослушивать произвольную информацию из интернета и других источников с помощью голосовых запросов. Об этом проекте, участии в Imagine Cup и многом другом мы спросили ребят в нашем сегодняшнем интервью.

Расскажите подробнее о вашей команде. Кто входит в команду, как и что вас объединило?

Привет. Наша команда Lazybit образовалась в стенах Нижегородского государственного университета в 2013 году из двух друзей-однокурсников: Владислава Виноградова и Дмитрия Тарасова. Увлеченные миром современных информационных технологий и движимые желанием создать что-то свое, мы начали генерировать оригинальные идеи, часть которых сейчас уже реализована. Мы старались участвовать во всех значимых IT-мероприятиях нашего города и не только. Все это время мы уделяли особое внимание технологиям Microsoft и конкурсам, которые проводит компания. Активно участвуя и побеждая в традиционных хакатонах для Windows-Phone-разработчиков, мы стали участвовать в технологическом студенческом конкурсе Imagine Cup. Тогда же к нам присоединились Дмитрий Макаров и Владимир Матвеев. Ребята взяли на себя работу над дизайном, монтаж видео, подготовку презентаций и спич-райтинг.

Уже продолжительное время в «Магазине приложений» можно найти ваше приложение «Игра в города». Это ваш первый проект?

«Игра в города» родилась на хакатоне разработчиков для Windows Phone в Нижнем Новгороде в 2014 году. Тогда мы под вдохновением использования голосовых интерфейсов решили научить смартфон играть в ту самую игру в города совсем как реальный человек. Игрок произносит смартфону название города и получает голосом в ответ город на последнюю букву. Игра продолжается до тех пор, пока человек или программа могут назвать следующий город. Это наше первое приложение под платформу Windows Phone. Было интересно пройти весь цикл: от идеи, хакатона и последующей доработки до публикации в «Магазине» и попыток монетизации приложения. Однако это не первый наш проект.



Хочется рассказать о смелом инновационном проекте Sculpt Art, которым мы увлекались ранее, но, к сожалению, не смогли продолжить по разным причинам. Sculpt Art — это виртуальная мастерская, позволяющая человеку с помощью жестов осуществлять 3D-моделирование. Процесс похож на лепку: человек движениями рук в воздухе может осуществлять деформацию объекта: выдавливать, вдавливать, сжимать и растягивать рабочий материал. Мы создали десктопное приложение, которое с помощью подключенного сенсора Kinect получает трехмерные координаты человеческих рук и осуществляет соответствующие движениям действия над объектом. После работы модель можно сохранить и вывести на печать в 3D-принтер.



Поздравляю со вторым местом в категории «Инновации» на российском финале Imagine Cup. Как это было? Что изменилось для вашей студии после участия в нем? Чего, по вашему мнению, вам не хватило, чтобы добиться первого места?

Спасибо! Российский финал Imagine Cup традиционно становится главным событием весны для российских студентов, увлеченных современными технологиями. В этом году финал проводился в технополисе «Москва» и собрал участников со всей страны. Была очень душевная атмосфера и насыщенная программа на два дня. Никто не заскучал:) Второе место — это важная победа для нас, которой мы тоже рады.

Опыт работы над общими задачами в команде, опыт презентации и общения с реальными пользователями — все это получено за пройденный путь двух финалов и безусловно поможет нам в нашем дальнейшем пути. От первого места нас отделила сильная конкуренция и то, что приложение не было доработано до нужного уровня. Конкурс был для нас стимулом постоянной работы над приложением и открыл новые горизонты. Отдельное спасибо организаторам конкурса и людям, помогающим с участием.

Расскажите подробнее о Lory Voice Reader. Как появилась на свет идея данного приложения, про его структуру и про то, на каком этапе вы сейчас находитесь.

Lory Voice Reader — интеллектуальная читалка с полностью голосовым интерфейсом. Ее задача — читать вслух произвольные страницы в Интернете, статьи, книги, документы в полном объеме, выполнять навигацию внутри читаемых текстов благодаря интеллектуальному поиску содержания и построения структуры конкретного документа. Lory «понимает» только голосовые команды, которые со стороны человека могут быть произнесены с достаточными речевыми вариациями на родном языке. Помимо этого, читалка способна добавлять заметки для напоминания пользователю о прочтении чего-либо, вставлять закладки в читаемые тексты и создавать планы на чтение. Lory Voice Reader действительно удобно использовать в пути, во время физической деятельности и тренировок, в транспорте или в путешествии. И, конечно, Lory окажется незаменимым помощником для слабовидящих людей.



Идея создания виртуального попугая появилась из постоянного желания читать что-то на ходу. Изначально в нашей команде было два человека, и, к удивлению, оба независимо друг от друга почувствовали необходимость в таком приложении. Это привело к бурному обсуждению, четкому формулированию и последующему воплощению идеи в жизнь.



На данный момент мы дорабатываем первую версию приложения для Windows Phone, обдумываем интеллектуальные части системы (какие сервисы распознавания и синтеза речи использовать, как обучить обработчик команд и др.) и готовимся к конкурсу УМНИК, где намерены получить грант на дальнейшую разработку.

Ваши приложения развивают идею голосовой коммуникации со смартфоном. Почему такое пристальное внимание к технологиям распознавания голоса и синтеза речи?

Первое. Это в определенных случаях удобно. Голосовые интерфейсы позволяют взаимодействовать с электроникой без прикосновения к ней. Будто разговариваешь с человеком, который умеет выполнять определенно поставленные ему задачи. Такие интерфейсы дают способ решать уже человеческие задачи, когда руки хозяина заняты, он находится в движении или ему нежелательно отвлекаться на экран своего устройства.

Второе. Компьютеры и другие электронные устройства постепенно готовятся стать персональными ассистентами, полноценными членами семьи, которые безусловно должны уметь разговаривать с людьми на человеческом языке.
Третье. Нам интересно. Машинное обучение, задачи из области искусственного интеллекта — это то, чем нам нравится заниматься.

Чему вы смогли научиться, пройдя через такие испытания, как Imagine Cup и выпуск приложения?

Мы смогли научиться чувствовать свой проект, осознавать, что мы делаем это для большого количества людей. Научились и продолжаем учиться ставить перед собой фиксированные задачи и точно определять, какие ресурсы для этого потребуются. Мы поняли, что люди заинтересованы в использовании приложений с голосовым взаимодействием.

Хочется сказать, что Imagine Cup помогает собрать и сплотить команду для общего дела, познакомиться с интересными людьми и получить опыт презентации своего детища людям, которых не так уж просто убедить, что именно наши идея и реализация превосходны.

Что вы можете сказать о платформе Windows Phone как разработчики?

Плюсы: удобство разработки (хорошая Visual Studio, мощный современный язык C#, поддержка всех современных технологий в устройствах), быстрая операционная система на доступных смартфонах, вдохновляющее future vision.

Минус: мало пользователей, вследствие чего достаточно слабая поддержка сторонними библиотеками.

Воодушевляет ли вас грядущий выход «единой» Windows 10? Начали ли вы адаптировать ваши приложения, точнее трансформировать их в единые?

Да! Однозначно воодушевляет! Возможность разработки одного приложения сразу на несколько типов устройств — это грандиозно. Чувствуешь силу задумки Microsoft, когда представляешь свои приложения одинаково работающими на смартфонах, планшетах, лэптопах, консолях, умных часах, на устройствах из интернета вещей и даже в очках дополненной реальности!



Мы еще не успели приступить к переносу приложений на Windows 10. Как только появится время, мы обязательно создадим универсальные приложения.

Какие проблемы чаще всего выводят вас как разработчиков из себя? Деморализуют? Как вы с этим справляетесь?

Затянувшаяся разработка одной и той же некрупной части продукта. Когда понимаешь, что неоправданно долго сидишь над одной задачей, особенно незначительной, возникает чувство депрессии, которая пытается вынудить бросить эту задачу. В нашей команде решение таких проблем редко заканчивается отменой задачи, поскольку у стартапа все задачи, даже мелкие, критически важны. Поэтому их бросать нельзя. Выйти из ситуации можно, попытавшись разбить задачу на более мелкие, проанализировать время выполнения каждой части и либо увидеть, что задача на самом деле простая и решается быстро, либо дать ей статус «долговременная» и не вызывать панику по поводу «тормозов».

Что вы можете посоветовать тем, кто только начинает свой путь?

  • Горите своей идеей.
  • Учитесь говорить другим о своем проекте в сотый раз так же, как в первый.
  • Качественно прорабатывайте архитектуру вашего проекта, прежде чем приступить к написанию кода.
  • Старайтесь много работать над презентацией.
  • Используйте Git (либо другую VCS), Google Drive, OneNote, Google Groups, Skype для организации совместной деятельности.
  • Набирайтесь упорства и силы.
  • Если вам хотят безвозмездно помочь, обязательно примите эту помощь.


Ну и немного о себе: чем вы увлекаетесь вне разработки? Удается ли совмещать ее с какими-то другими серьезными занятиями?

Пока что основным видом деятельности остается учеба в университете, поэтому мы серьезно погружены в учебный процесс. При этом стараемся совмещать время занятий и время работы над проектом.

Комментарии (0)