В России нет зданий выше 50 метров. Это утверждение выглядит абсурдным, но с точки зрения отечественного градостроительного и противопожарного законодательства это именно так.
Как же быть тем, кто решил посетить самый высокий европейский и, главное в обсуждаемом контексте — российский небоскреб? Это безопасно?

image

Проверим под катом!

Требования к организации систем противопожарной защиты распространяются только на объекты высотой до 50 м, а небоскребы подпадают под 78-ю статью «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», которая предлагает проектировщикам более внушительных сооружений разработать и согласовать «специальные технические условия».

По уникальным противопожарным нормам строилась и эксплуатируются и каждая башня «Москва-Сити», и небоскребы Екатеринбурга.

image
ММДЦ Москва-Сити

По специальным ТУ формируется и система противопожарной безопасности Лахта Центра.

image

Нормы эти гораздо жестче, чем для обычных зданий — потенциально небоскребы более опасны при пожаре. По статистике в зданиях высотой свыше 100 м половина людей не в состоянии быстро их покинуть из-за физической усталости при спуске по лестницам.

image

Именно эвакуация — главная проблема, которая встает перед проектировщиками противопожарных систем высоток. Количество людей, которые одновременно могут находиться внутри, исчисляется тысячами. Сопоставимо с числом посетителей огромного торгового центра, только там эвакуационные пути ведут порой к десятку выходов.

image

В небоскребе десятка выходов никак не получится. Площадь этажа у таких зданий ограничена, много лестниц не проложишь, лифтами при пожаре пользоваться нельзя. Что же делать?

ЭВАКУАЦИЯ НА ЗЕМЛЮ


При расчетах учитывают разные факторы, но главный из них – количество эвакуируемых. В башне Лахта Центра могут находится до 8 тыс. человек. Всякий из этих тысяч посчитан – сколько человек может оказаться на каждом этаже в один момент, сколько можно эвакуировать одновременно. В абсолютном большинстве случаев, полная эвакуация здания не потребуется. Но необходима уверенность, что она возможна и понимание, как все будет происходить.

Уходим! Уходим! Уходим…


Всякая эвакуация начинается с тревоги. Система оповещения о пожаре в Лахта Центре полностью автоматизирована, реагирует на дым. Когда сработал извещатель, дежурный на пульте систем противопожарной защиты точно знает, где это произошло. Оповещение об эвакуации включается автоматически, после того как в том же помещении сработает второй извещатель. Оповещение может быть включено диспетчером и в ручном режиме, если он решит, что есть угроза людям.

Александр Гладилин, ведущий инженер по противопожарным системам Лахта Центра:
— Учитывая большое количество людей в башне, было принято решение о том, что эвакуацию необходимо производить поэтапно. После срабатывания двух извещателей система оповещения включается именно на том этаже, где это произошло – на других ее не слышно. Затем, если в течение минуты не поступило опровержения пожара, система включает оповещение на соседних этажах — выше и ниже. Если эвакуация не отменена и в течение следующей минуты, тревога объявляется уже во всем пожарном отсеке между двумя техническими этажами. Таким образом, нам удастся избежать одновременной эвакуации большого количества людей со всеми ее негативными проявлениями, такими как давка, паника.

В МЧС сигнал поступает автоматически при срабатывании пожарной сигнализации. Время прибытия первых расчетов из ближайшей пожарной части – 3-5 минут.

image

Пока пожарные едут, население башни уже отправляется на землю.

image

Главная дорога


Лестница в небоскребе кажется предметом архаики, странной ностальгией по малоэтажным векам, прибежищем лифтовых клаустрофобов и фанатов ЗОЖ… Чем угодно, но только не средством передвижения. И все же в мире вы не найдете ни одного небоскреба, где бы не было лестниц – пусть даже в его подвижном составе будет сотня лифтов и мегаватты резервной электроэнергии. У флагмана сверхвысоких, башни Burj Khalifа, 57 лифтов, но и там есть лестница до 160-го — последнего обитаемого уровня. Насчитывает 2 909 ступеней.

image
У башни Tiapei 101 (509 м) — 3139 ступеней. На фото — установка мирового рекорда: польский велогонщик Кристиан Херба преодолел путь вверх на велосипеде за 2 ч 13 м.

Этих бесконечных лестничных монстров строят по одной причине – в любом небоскребе и при наличии любых дополнительных возможностей покинуть задние, лестница – это главная дорога. Можно сказать, дорога жизни. И поскольку ответственность, возложенная на сей конструктивный элемент, столь велика, то и требования к ней – особые.

В сердце башни


Хотите узнать, как найти центральное ядро в любом небоскребе? Есть верная примета.
В современных жилых многоэтажках СНиП предусматривает «организацию незадымляемых лестничных клеток с входом через незадымляемую воздушную зону по открытым переходам». В переводе с языка нормотворчества – вот такая открытая лоджия, через которую люди уходят на лестницу в дверь на противоположном конце.

image
Фото отсюда

В небоскребе этот вариант неприменим. Создание любого несанкционированного пути «забортному» воздуху внутрь здания, превратит высотку в каминную трубу, по которой огонь и дым будут распространяться с этажа на этаж с космической скоростью. Поэтому пути эвакуации в любой современной башне всегда проходят внутри центрального ядра. Лестница – верная примета, что вы оказались в том самом пространстве – в сердце высотки.

Ядро Лахта Центра — самое безопасное место в башне по всем параметрам. Огнестойкость конструкции – 4 часа без деформаций и утери несущих свойств. Оказаться внутри него – значит, оставить главную опасность за спиной.

Каждый этаж спланирован так, что из любой точки до ближайшего эвакуационного выхода – менее минуты ходу.

image
Открытое пространство типового этажа башни Лахта Центра. Справа – одна из дверей эвакуационного выхода, ведущего в зону ядра

Для эвакуации нет разницы, на каком этаже произошел пожар. На первом или на последнем – все равно путь лежит на лестницу внутри огнестойкого ядра, а оттуда – на выход.

Дыму – нет!


Оказавшись у эвакуационного выхода, вы открываете дверь и попадаете в тамбур-шлюз.

image
Тамбур-шлюз, 16 этаж башни Лахта Центра

Оттуда – на лестницу. Дверь в шлюзовое пространство за вами закроется сама и вы очутитесь в области повышенного давления.

image

В шлюз и на лестницу нагнетают воздух вентиляционные установки, размещённые на технических этажах. Воздушный подпор не дает дыму и угарному газу проникнуть на пути спасения. Противодымная вентиляция рассчитана минимум на три часа работы во время пожара любой сложности.

image
Трубы систем приточной вентиляции, дымоудаления и подпора воздуха в комплексе Лахта Центр

Какое давление воздуха нагнетают на лестницы и в шлюз? Не будет ли оно опасно, например, для гипертоников, которые и без того в стрессе и повышенной физической активности от пешего спуска?
Александр Гладилин:
— Разница давления должна быть нормативной, как предусмотрено в проекте: «Перепад давления на закрытых дверях эвакуационных выходов не должен превышать 150 Па»

Немногим более 1 мм ртутного столба плюсом к стандартному атмосферному – достаточно для отражения атак дыма, незаметно и безвредно для человека. И даже полезно, учитывая, зачем это делается.

Хорошо, лестница идет в ядре, и оно укроет от пожара на этаже – хоть первом, хоть последнем. Но что, если возгорание произойдет внутри самого ядра?

Ядерный вопрос


Вероятность этого настолько мала, насколько возможно. Там безопаснее, чем в вашем доме или в вашей машине. Во-первых — нечему гореть.

Все что располагается внутри ядра, попадает туда, только доказав свою негорючесть сертификатами и маркировками или будучи обработанным огнезащитными покрытиями. Во-вторых, все это негорючее царство оснащено противопожарными перегородками, отсечками и другими специальными приспособлениями –ловушками на пути огня.
Александр Гладилин:
— «…Все лифтовые шахты, лестничные клетки и прочие помещения, размещаемые в ядре, имеют противопожарные ограждающие конструкции. Лифтовые шахты отделены от эвакуационных лестниц по всей высоте противопожарными перегородками. Все лифтовые двери противопожарные. Материалы, применяемые для отделки лестниц и лифтов, сертифицированы как негорючие. Коммуникационные шахты отделены от помещений здания, а тем более внутри ядра, противопожарными перегородками с установленными противопожарными дверями и ревизионными лючками. На каждом уровне коммуникационные шахты разделены перекрытиями с выполненными в них специальными проходками. Выходы инженерных сетей из коммуникационных шахт заделаны специальными материалами, обеспечивающими огнестойкость проходки в соответствии с огнестойкостью противопожарной перегородки, перекрытия, стены….».

Очевидно — этот вопрос очень волновал и внимания ему уделили максимальное, призвав на помощь весь опыт и арсенал средств по охране главного пути эвакуации.

Тактико-технические характеристики


Спастись от дыма и огня, но подвернуть ногу в темноте узкого лестничного прохода? Если другой альтернативы нет, то вариант нормальный. Вниз отнесут спасатели, нога заживет … Вообще, к этой истории мы еще вернемся.

Что касается альтернатив, то они есть. Сделать хорошую лестницу – по нормативам и даже лучше. Что ее отличает?

Во-первых – ширина.

image
Эвакуационная лестница в ядре башни Лахта Центра

Нормативы явно отдают предпочтение стройным гражданам: минимально требуемая ширина равняется метру. Но, представьте, вниз идет тысячный поток покидающих здание, а вверх – сотни пожарных со своим оборудованием… Тесновато получается. Проектировщики это учли и выкроили дополнительные 35 % к нормативу. Итого – 1, 35 м – полноценная дорога с двусторонним движением.

Во-вторых – свет.

image
Эвакуационная лестница в ядре башни Лахта Центра

Есть верхнее освещение, а есть еще подсветка ступеней – точно видно, куда ставишь ногу.

image
Эвакуационная лестница в ядре башни Лахта Центра

Освещение будет работать, даже если случится какая-то беда на электростанции – включится резервное электропитание, которого хватит на несколько часов.

И главное – лестниц в ядре не одна, а две — в два раза быстрее эвакуация и есть вариант на случай, если один из путей будет заблокирован. Люди не окажутся в ловушке — их просто перенаправят на другую лестницу.

Сложно представить, как проектировщикам удалось уместить на компактной площади диаметром 26 м и шахты на 40 лифтов, и все коммуникации башни, и две лестницы со сверхнормативными сантиметрами ширины.

image
План ядра: эвакуационные выходы, тамбур-шлюзы и лестницы

Укрытие


В комментариях к предыдущему посту приводился отрывок из книги, посвященной теме выживания в катастрофах. В числе прочего, авторы исследования пришли к выводу, что во время событий 9/11 жертв могло быть меньше, но спасающиеся пропускали вперед тех, кто замедлял спуск – тучных людей, инвалидов… Просьба прокомментировать ситуацию с этими «ошибками», рассердила наших пожарных:
«Регламента никому не помогать никогда не было и не будет! Это человеческий фактор и воспитание индивидуума! На всех инструктажах и во всех нормативах по безопасности говорится, что при ЧС необходимо оповестить окружающих, помочь эвакуироваться раненым и немощным …»
.
Но все же – что делать тем, чьи возможности к такому спуску ограничены? Идти в «хвосте» колонны, чтобы не мешать остальным? Как себя будут чувствовать эти остальные? Делать сложный моральный выбор нет никакой необходимости.

Для тех, кому пешее путешествие вниз не по силам, на каждом этаже созданы зоны безопасности. Это – убежища, где организована система вентиляции с положительным балансом: при переходе в режим «Опасность» приточная вентиляция подает больше свежего воздуха, чем вытяжная удаляет. Образуется область повышенного давления, не позволяющего дыму проникать в укрытие. Зимой воздух дополнительно подогревают – чтобы не заморозить людей.

Можно ли там переждать весь пожар?

Теоретически, да. Но идея затаиться и ждать, пока минует опасность — плохая. Самый слабый элемент укрытия – перегородки и двери. Они могут противостоять огню один час. Почему именно столько?
«Расчетное время тушения этажа в нашем случае – не более часа»,
— поясняет Александр Гладилин. Впрочем, до исчерпания предела огнестойкости перегородок ждать никто не будет.

Внутри укрытия оборудована прямая связь с диспетчером. С ним нужно связаться сразу, оказавшись в зоне безопасности. От диспетчера сигнал пойдет к Руководителю тушения пожара. У того первая и главная задача — эвакуация, так что силы подразделения в первую очередь будут направлены на то, чтобы обеспечить выход из опасной зоны. Раненного отнесут на носилках, колясочника сопроводят в лифт — всех на выход из здания.

image
Эвакуация людей из здания. Фото с учений, РИА Новости, Игорь Онучин

image
Эвакуация из ТЦ «Персей для детей». Фото отсюда

Спасательная шлюпка и пожарная машина


В отличие от обитателей высотки, которым передвигаться на лифте во время пожара запрещено, спасатели могут использовать вертикальный транспорт. Лифт в такой ситуации — и спасательная шлюпка на которой эвакуируют людей из опасной зоны, и пожарная машина, с помощью которой ведут наступление. Для огнеборцев предназначены 5 лифтов, в том числе – тяжеловоз, грузоподъемностью 5 тонн, экспресс, со скоростью подъема 8 м/с и двухпалубный лифт, с возможностью остановки сразу на двух этажах. Общая грузоподъемность пожарного флота — 14, 4 тонны. Особенности пожарных лифтов: отдельные шахты, негорючее исполнение кабин и выходной шлюз, куда нагнетается воздух – так огонь не подступит к ним вплотную и пожарные на выходе не попадут в ловушку.

Дальнобойные стволы и другой арсенал


На каждом этаже для бойцов подготовлено специальное вооружение, ведь их собственная техника не сможет подать воду даже до середины башни. Кстати, именно это стало основной проблемой при тушении башни «Восток» комплекса «Федерация» в «Москва-Сити», о котором мы рассказывали в прошлой статье. Пожарным приходилось фактически на себе поднимать на 300-метровую высоту бочки с водой и помпы. В недостроенном небоскребе пожарный водопровод еще не работал.

image

Специально для Лахта Центра разработаны стволы, «стреляющие» тонкораспыленной водой в двух режимах. Для снижения температуры и защиты людей вода распыляется под давлением порядка 70 атмосфер широким конусом-облаком в 70 градусов на расстояние 10-12 м. Для тушения пожара рабочий конус сужается до 30 градусов, а дальнобойность при этом вырастает до 22-27 м. Похоже на мойку высокого давления, только с коротким распылителем.

image

Расход воды такого ствола – 1,5 л/сек. Для сравнения – стандартные пожарные стволы расходуют 3,6-7,4 л/сек. Именно экономичность сделала тонкораспыленную воду высокого давления основой системы пожаротушения Лахта Центра.

Уже на этапе проектирования комплекса стало ясно, что воды из водопроводной сети «Водоканала» не хватает для эффективного тушения пожара традиционными технологиями в столь масштабном сооружении. Создавать пожарный резервуар достаточного объема — примерно 125 тонн воды – как минимум не эффективно. А тонкораспыленная вода высокого давления для тушения пожаров уже была обкатана в конце 1990-х -начале 2000-х сначала на военных кораблях и нефтеналивных танкерах, а потом на океанских круизных лайнерах.

image

Затем она быстро нашла применение в строительстве, например, именно такая система установлена при реконструкции Большого театра в Москве.

image

Расчеты показали, что если использовать тонкораспыленную воду высокого давления в Лахта Центре, то с лихвой хватит и мощности водопровода. Максимальный расход при срабатывании всех систем – порядка 60 л/сек., и это в пять раз меньше, чем если бы пришлось применять традиционную систему. Плюс внутренний противопожарный водопровод, рассчитанный на восемь одновременно работающих стволов.

image
Трубы высокого давления системы ТРВ

Установки водяного пожаротушения обслуживаются двумя насосными станциями.

image
Насосы системы ТВР. При запуске за считанные минуты поднимают давление в противопожарном водопроводе более чем на 80 атмосфер!

Одна расположена на минус 1 этаже и обеспечивает тушение пожара в МФЗ, стилобате и на нижней половине этажей башни. Вторая установлена на высоте 50-го этажа и оборудована 12-кубовой емкостью, запаса воды в которой хватает для тушения пожара в течение 10 минут на верхних этажах. При снижении уровня воды в этой «бочке» включается нижний насос и восполняет израсходованное. Для надежности насосов подкачки целых четыре — два основных и два резервных. Они установлены попарно и работают последовательно.

Тонкое распыление


image

Насосная установка обеспечивает давление на оросителе в момент работы свыше 80 атмосфер. При таком высоком давлении вода, попадая в микродюзы оросителя, разбивается на мелкие капли.

image

Диаметр капли распылённой воды составляет 100–200 мкм. За счет такого размера при температуре выше 60 градусов вода быстро испаряется, снижая температуру окружающего воздуха. При этом в воздухе образуется мелкодисперсный туман, распространяющийся воздушными потоками, оседающий на всех поверхностях, и тем самым препятствующий распространению огня и частично связывающий продукты горения – сажу, газы, в том числе отравляющие.

image

image

Пожаротушение с помощью системы ТРВ на испытаниях:

image

Сохранение герметичности


У фасадов – своя защита. Для того, чтобы стекло не разрушилось от нагрева — помните про эффект каминной трубы при «разгерметизации» башни? — вдоль фасада через каждые 1,5 м на всех этажах также установлены оросители тонкораспыленной воды высокого давления. Они создают водяную завесу, снижающую температуру, а также — охлаждающую стекло.

image
Оросители для создания водяной завесы при испытаниях фасадных конструкций Лахта Центра

Испытания системы показали, что при температуре внутри помещения в 700 градусов, за 60 минут фасад нагревается лишь на 28-30 градусов, что очень далеко от критических значений. Также использование системы пожаротушения обеспечило двукратное снижение температуры и внутри испытательного стенда. Таким образом, если очаг окажется очень близко к фасаду, погасить пожар в самом его начале, в принципе, может одна только водяная завеса перед фасадами.

image
Испытания системы пожаротушения — водяной завесы для фасадного стекла Лахта Центра

Оросители включаются автоматически – после того как лопается колба, установленная в корпусе прибора, когда температура окружающего воздуха превышает 57 градусов.

Не бойтесь, газ!


image
Электрощитовая Лахта Центра

Тушение пожара – это не всегда про огонь и воду. Вода – точно не вариант для помещений с электрооборудованием. В серверных и электрощитовых — только газ.

Он весьма эффективен – заполняет весь объем помещения максимум за полминуты, потом еще немного, проветрили – и можно продолжать рабочий день. Проблема одна – что хладон, что углекислый газ для человека опасны. Их цель – молекула кислорода, принцип работы – снизить концентрацию O2 в воздухе в два раза – примерно до 12%. Углекислота в огнетушащей концентрации – сама по себе – яд. Это – проблема. Когда у тебя в запасе секунд 15 от начала тревоги до пуска газа – не обязательно даже противогаз надеть успеешь. К счастью, электрику не придется надевать кислородную маску, отправляясь в электрощитовую, не нужно переживать и за системного администратора, исполняющего свой долг в серверной.

image

В Лахта Центре применена наиболее современная система объёмного газового огнетушения — с помощью фторкетона — «сухой воды». Преимущественно он действует за счет охлаждения. В огнетушащих концентрациях не токсичен и экологически безвреден.

image
Баллоны с огнетушащим веществом Фторкетон ФК-5-1-12

***

Пожар – это наиболее очевидная угроза, с которой может столкнуться небоскреб. Использование негорючих материалов в ключевых для эвакуации зонах и пожароустойчивых несущих конструкций, система раннего обнаружения и оповещения, готовность к эвакуации, системы автоматического тушения огня, пожарная вентиляция и дымоудаление, быстрый доступ городских пожарных служб и собственная пожарная группа, выполняющая роль координаторов при эвакуации и взаимодействия со спасателями – пожалуй, это полный арсенал средств из придуманного на сегодня, чтобы свести возможный ущерб к минимуму и сделать пребывание в башне безопасным. Можно с уверенностью сказать – у Лахта Центра нет никаких шансов, чтобы однажды стать декорацией к событиям, подобным в описываемых к фильму «Небоскреб».

***
Благодарим за помощь в подготовке материала Александра Гладилина — ведущего инженера по противопожарным системам и Александра Смирнова — инженера по пожарной безопасности отдела ОТ и ПБ Лахта Центра

***
В эти дни в Екатеринбурге проходит ежегодный форум, посвященный уникальному и высотному строительству в России — Forum 100+Russia. Хэдлайнер этого года — тематическая сессия, посвященная Лахта Центру. С докладами выступят пять топовых специалистов, включая главного инженера Лахта Центра Сергея Никифорова и академика, одного из создателей Останкинского телебашни Владимира Травуша. Прямое включение сессии из Екатеринбурга доступно тут. Эфир стартует сегодня через несколько минут.

Комментарии (80)


  1. igruh
    07.12.2018 12:24

    Как всегда — очень интересно. Дилетантский вопрос (не кидайте тапками) — а не безопаснее ли сделать вместо лестницы просто наклонные плиты? Риск в спешке и темноте подвернуть ногу, как мне кажется, ниже. Кроме того, это решает упомянутую проблему колясочников.


    1. Alex_v99
      07.12.2018 13:01

      Коляска, наклонный пандус, толкающаяся толпа, паника… Что может пойти не так? :)


      1. igruh
        07.12.2018 14:04
        -1

        Т.е. паника на лестнице и сломанные лодыжки лучше? Коляска в любом случае проедет не более одного пролёта.


        1. Alex_v99
          07.12.2018 14:38

          На пандусе очень сложно затормозить — горка провоцирует набрать скорость. Будет завал в конце каждого пролёта. Можете поставить эксперимент на любом надземном переходе — там обычно есть и пандус и лестница. Заодно сравните их габариты — пандус обычно вдвое-вчетверо длиннее лестницы.


          1. igruh
            07.12.2018 15:33

            Поискал информацию, СНиПы и ГОСТы сильно ограничивают угол пандусов — до 10% при перепаде высот до 0,2 м и 5% в остальных случаях. Против правил не попрёшь. Кстати Ваши вдвое-вчетверо похоже тоже не соответствуют ГОСТу.


    1. nerudo
      07.12.2018 16:28
      +1

      Надо сразу спиральную горку делать. С 300 метров у-у-ух!


      1. Makc_K
        07.12.2018 16:58

        Водную в бассеин


        1. Igor_Shumilov
          07.12.2018 17:09

          В Финский залив.
          Главное, чтобы там лёд не стоял.


      1. chapai22
        08.12.2018 05:41

        Надо сразу спиральную горку делать.

        только гладкий шест, только хардкор. а внизу уже сортировочные воронки.


      1. Thero
        08.12.2018 20:25

        увы лестницы нужны в том числе чтобы подниматься вверх… с горками такое не работает…


    1. makev Автор
      07.12.2018 16:56
      +2

      Спасибо! По поводу вопросов. Колясочников отправлять в общем потоке в любом случае неправильно – есть лифты, на которых можно спуститься под руководством пожарных. Люди ограничены в мобильности – незачем их мучить длительным спуском, когда имеются безопасные зоны с лифтами.
      По вопросу темноты. Все эвакуационные лестницы имеют независимое аварийное освещение от 3-х независимых источников питания, темно не будет.
      По пандусу – нормативы предусматривают эвакуационную лестницу. Тут два момента – безопасность. Лестница безопаснее. Человек устойчивей при движении по ней, не возникает неконтролируемого ускорения – на пандусе можно неплохо разбежаться – как раз в стену. Второе – проектирование пандусов. Угол наклона пандуса 1 к 6, у лестницы – 45-60 градусов допустимо, лестница пространственно экономичнее. Обеспечить сопряжение лестницы с выходом на этаж намного проще, чем уклоны пандусов, их длину и выходы на этажах.


      1. nerudo
        07.12.2018 18:20
        -1

        А можно пользоваться лифтом во время пожара, пусть даже и под руководством пожарных?


        1. POS_troi
          07.12.2018 20:14
          -2

          Категорически нет.


        1. Cerberuser
          08.12.2018 05:47

          В статье же упоминался лифт, специально рассчитанный на пожарных. Вероятно, и часть эвакуации на нём тоже проводится.


          1. JediPhilosopher
            08.12.2018 13:02

            А мне вот интересно, чем эти лифты отличаются от остальных в плане опасности? Окей, негорючие материалы кабины. Но как я понимаю, основная опасность в лифтах при пожаре — не сгореть, а застрять (если огонь повредит мотор или проводку или как-то деформируется шахта) и затем задохнуться. Как от этого конструкция лифта может помочь?


            1. Thero
              08.12.2018 17:04
              +1

              моторы в комнате до которой пожару добраться почти также сложно как и до шахты, проводка вообще в негорючей оплётке и негорючих коробах проложена через противопожарные каналы… ну а если деформируется шахта пожарного лифта находящаяся в ядре, то значит пожар достиг той стадии когда у нас ядро разрушается… к этому моменту эвакуировать уже нечего…


              1. JediPhilosopher
                08.12.2018 23:50

                Что мешает тогда все лифты так делать, чтобы в случае пожара люди могли ими самостоятельно пользоваться? Намного дороже получается?


                1. Thero
                  09.12.2018 12:10

                  естественно, там же нагнетающая вентиляция ещё должна работать при каждом открытии дверей на этаже, поэтому людям всёравно нельзя пользоваться пожарными лифтами самостоятельно во время пожара.


  1. Alex_v99
    07.12.2018 12:59

    А почему не используется вода из Финского залива? Хотя бы как резервный источник, на случай проблем с городским водопроводом. Да, она грязная, но для пожаротушения хватит и фильтров грубой очистки. Зато её миллионы кубов в шаговой доступности.


    1. makev Автор
      07.12.2018 17:00
      +3

      На вопрос ответил Александр Гладилин, ведущий инженер по противопожарным системам Лахта Центра:

      — Вопрос правильный, и он рассматривался при проектировании. Финский залив имеет непостоянный уровень воды. Для обеспечения доставки воды к насосной станции АПТ требуются дополнительные насосные, которые будут забирать воду из залива и подавать к насосной АПТ. Можно, конечно, пофантазировать и дальше: опустить насосные АПТ ниже минимального уровня воды в заливе и т.д. Кроме этого, не забывайте, что залив в нашем регионе замерзает, а, значит, трубы надо опускать ниже уровня промерзания. Есть более простые способы решения проблемы. По нормам на фасадах зданий, оборудованных установками водяного АПТ, необходимо предусматривать патрубки для подачи воды в насосные станции от передвижной пожарной техники, что и выполнено в нашем проекте. В случае отсутствия воды в городском водопроводе, в чем я сильно сомневаюсь, можно пожарный автомобиль поставить на гидрант или берег залива и подать воду в насосную станцию.


  1. Igor_Shumilov
    07.12.2018 13:12

    А какое расчётное время спуска по лестнице с последнего обитаемого этажа до земли?


    1. makev Автор
      07.12.2018 17:05
      +2

      Есть общее время эвакуации, куда входит и пеший спуск. Отвечает Александр Гладилин, ведущий инженер по противопожарным системам Лахта Центра:

      — Расчетное время эвакуации — не более 90 мин. Это время легло в определение огнестойкости основных несущих конструкций, времени работы всех систем противопожарной защиты для обеспечения безопасной эвакуации людей и тушения пожара подразделениями пожарной охраны.


  1. tvr
    07.12.2018 13:18

    Эххх, КДПВ какая ностальгичная — «когда был Уиллис молод, с кудрявой головой...»
    И спасибо за очередную хорошую статью.


    1. makev Автор
      07.12.2018 17:30
      +2

      Спасибо)


  1. SpiritOfVox
    07.12.2018 13:37
    +2

    Сколько стоит один баллон с Novec™©®'ом?


    1. Serenevenkiy
      07.12.2018 13:39
      +1

      Эпичная статья была.


  1. Makc_K
    07.12.2018 13:38

    Интересно, как построена система обнаружения пожара. Базовый принцип, конечно, известен — датчики задымления, температурные датчики, пульт. А вот как именно?
    Как реализованы транспортный, канальный и уровень представления OSI? Какая архитектура всей системы?
    Поясню. Датчики явно цифровые, передача сигналов может быть по проводу, либо радио. Провод на таких объёмах = десятки километров меди с необходимостью оперативного обнаружения обрыва. Радио — загруженный эфир и необходимость контроля источников питания. Протокол обмена явно не модбас. Тут нужен протокол обеспечивающий максимальную оперативность, т.е. не контроллер должен по очереди опрашивать датчики, а сработавший датчик должен оповещать контроллер. Контроллеров явно много больше 1. Как минимум 1 на этаж. Сами контроллеры должны по гарантированному каналу связи передавать данные на единый пульт, где какой-то очень качественный софт должен всё это собирать, обрабатывать, анализировать и визуализировать.


    1. Thero
      08.12.2018 18:59

      там обычно проприетарные алгоритмы от поставщика самих извещателей… что приводит нас к вопросу, а чья именно система стоит? Шрак, Болид, кто там ещё?


    1. boroda_el
      10.12.2018 11:47

      Имея некоторый опыт работы с пож сигнализацией отвечу.

      Современный системы цифровые, протоколы обычно проприентарные на базе именно modbus. Обычно идет именно опрос состояния датчиков. Это вызывает задержку от нескольких сек до 40 сек в запущенных случаях. Но, секунда-другая лишняя тут ничего не решает.

      Обычно используются проводные решение, километры меди в негорючем исполнении кабеля, ага. Радио тоже есть, но преимущества у них иллюзорны.

      Контроллеров… что считатать контроллером? Главный обычно один, и нормального failover с двумя контроллерами мало кто придумал. А всяких 2-3уровня — да, много.

      Гарантированность достигается простотой. Общая шина данных, никаких тебе свитчей-маршрутизаторов. Вся логика на уровне 70-80гг. Контроль связи обязателен. Потеря связи с прибором это нештатная ситуация требующая немедленного устранения.


      1. Makc_K
        10.12.2018 11:56

        протоколы обычно проприентарные на базе именно modbus

        Базовая спецификация Модбас не позволяет на одну шину цеплять более 254 устройств (адресация однобайтная от 1 до 254, 255 — широковещательный). При требованиях не менее 2-х пожарных дымовых датчиков на комнату (где-то вычитал, давно, уже не помню где, могу соврать), не считая тех, которые должны быть за фальш-потолком, ручных и т.д. на одну шину даже один этаж небоскрёба врядли всё поместится. Да и с временем опроса могут быть проблемы. 40 секунд на обнаружение возгорания, на мой взгляд довольно много. Можно посмотреть скорость распространения пламени на видео из той-же «Зимней вишни».


  1. ustasman
    07.12.2018 14:10
    -1

    любопытно, а каков срок годности у данного строения в условиях нашего города?
    я смогу ещё раз в жизни увидеть чистый исторический скайлайн Питера, без этой высотной доминанты?
    и да, мне действительно любопытно, а не то, о чём вы подумали )

    покупая машину, ведь понимаешь, что через 10-15-25 лет её нужно будет утилизировать…


    1. tvr
      07.12.2018 14:41

      я смогу ещё раз в жизни увидеть чистый исторический скайлайн Питера


      «Центр — Юстасу:
      Не дождётесь!»


      1. ustasman
        07.12.2018 16:09

        ну да, тут бы до пенсии дожить бы, кек


    1. makev Автор
      07.12.2018 15:45
      +4

      По нормативам срок службы рассчитывается на 100 лет. По факту — конечно, дольше. Здание очень хорошее — оно жестче, чем предполагалось, минимальные и ровные осадки — тоже меньше, чем были при расчетах, нагрузки и деформации в конструкциях — тоже намного ниже. В любом случае, строили на века. Думаю, исторический скайлан — удел истории)


      1. ustasman
        07.12.2018 16:23

        это был тонкий сарказм — смотрю-то на этот исторический скайлайн с 17 этажа 25 этажного жилого здания ))


    1. bro-dev0
      08.12.2018 12:04

      Ну до тех пор пока вторую такую штуку не построят скайлайн можно увидеть забравшись на эту, не обязательно на самый верх.


  1. Impet
    07.12.2018 15:20

    Для огнеборцев предназначены 5 лифтов, в том числе – тяжеловоз, грузоподъемностью 5000 тонн,


    Неужели действительно такой мощный?


    1. Serge78rus
      07.12.2018 15:44

      Следующая же фраза статьи

      Общая грузоподъемность пожарного флота — 14, 4 тонны.
      дает понять, что 5000 — это опечатка.


    1. makev Автор
      07.12.2018 15:50
      +1

      Да, ошибка, спасибо! 5 тонн, конечно.


  1. wmgeek
    07.12.2018 15:59

    В одной из конспирологических теорий 9/11 говорилось о системе самоподрыва / экстренного сноса здания. Реализовано ли что то подобное в Лахта центр?


    1. Igor_Shumilov
      07.12.2018 17:14
      +6

      Вы сейчас действительно хотите услышать ответ типа: «Да. Мы завезли туда 3 000 тонн взрывчатки и равномерно расположили её на силовых конструкциях. Кстати, скоро начнём сдавать в аренду наши помещения!»? :)


      1. wmgeek
        07.12.2018 18:32

        Необязательно сразу все взрывать. Можно предположить наличие каких то особых рассчитанных элементов конструкции гарантирующих «запрограммированное» контролируемое «сложение» в случае критических повреждений ядра пожаром или внешним воздействием. Или наоборот, расчет на максимальную прочность и пусть держит пока держит а там будь что будет и как упадет так и ладно.


    1. JediPhilosopher
      07.12.2018 17:15

      Ээ, а в чем смысл такой системы?
      Я могу понять систему самоподрыва на космических ракетах (наверное лучше получить на голову кучу мелких обломков, чем сотни тонн стали и топлива одним куском), но в небоскребе-то зачем?


      1. wmgeek
        07.12.2018 18:46

        Свайный фундамент вот, тоже, не пригодился. А делали. Мало ли что? Да и вопрос был не зачем, а как раз о том надо ли и сделали ли что то подобное?


      1. Sun-ami
        09.12.2018 17:06

        Смысл такой системы может быть в том, чтобы башня сложилась вертикально вниз, а не завалилась целиком на соседнее здание, обрушив его, и вызвав эффект домино. Но в этом случае это бессмысленно — рядом нет других зданий. И вообще такая система слишком опасна, если будет доказано, что такая система нужна — для этого лучше иметь комплект взрывного оборудования отдельно, где-нибудь под землёй, чтобы была возможность быстро установить его в подвале горящего здания после эвакуации, в случае необходимости.


        1. Thero
          10.12.2018 13:46

          никто не установит взрывчатку быстро. снос зданий это искусство с кучей рассчётов. заранее заложенная взрывчатка тоже не вариант потому что со временем приходит в негодность.


    1. makev Автор
      07.12.2018 17:27
      +3

      wmgeek, иногда кажется, что цель конспирологов – предложить что-нибудь как можно более безумное и попробовать это «доказать». Такая абстрактная задача с совами и глобусами, где главное – не истина, а процесс натягивания. Касательно той теории – там вроде просто подрыв некими лицами рассматривался. Самоподрыв в качестве мероприятия по сносу близнецов – ну это правда перебор, даже для конспиролога)).
      Igor_Shumilov, это прекрасно)


    1. Makc_K
      07.12.2018 17:40

      Читал статьи, что по характеру складывания башен близнецов было похоже на управляемый снос, что вполне возможно, если был реальный шанс неконтролируемого обрушения зданий. Тогда под завалами могла оказаться значительная площадь вокруг вместе с зеваками.


      1. DjSapsan
        07.12.2018 20:18

        Может сама конструкция на это рассчитана? Достаточно внести слабые звенья и в случае любого разрушения конструкция будет ломаться именно в заданных точках


      1. Thero
        08.12.2018 19:18

        а там просто нет модели при которой такие здания не складываются вовнутрь( кроме тех где мы делаем равномерную просадку фундамента и крен всего здания до критического предела) в середине здания очень сложно перерубить всё так чтоб оно дало крен, а не сложилось…


  1. tim2018
    07.12.2018 18:55

    Есть ли сравнение полных затрат на проектирование, строительство и эксплуатацию здания по до 50м по статье78 с базой необходимая полезная площадь?


  1. lubezniy
    07.12.2018 19:15
    +3

    Не могу не привести случай из опыта (не небоскрёб). В офисном здании сработала пожарная сигнализация; тревога была не учебная, но и, слава Богу, не пожар. Как положено, лифты перешли в пожарный режим и спустились на первый этаж, открылись двери эваколестниц, народ что подисциплинированнее начал покидать здание. В ходе эвакуации один человек почти у первого этажа подвернул ногу, упал на не очень широкую лестничную площадку и разложился на ней так, что всю её перегородил, обойти было нереально. А сверху людской поток… чудом не задавили и не устроили кучу-малу. В конечном счёте ситуация разрешилась благополучно, но урок был хороший.


    1. wmgeek
      07.12.2018 19:36

      Однажды наблюдал не менее эпический урок при плановой учебной пожарной тревоге, просто дверь эвакуационная не открылась, а сверху люди все спускались, спускались и подавили бы всех внизу, но подоспел охранник и открыл дверь…


      1. JediPhilosopher
        07.12.2018 20:31
        +2

        У нас в БЦ дверь с пожарной лестницы на первом этаже выходила в подсобку магазина. И хозяева магазина повесили на ней навесной замок, чтобы не ходили тут всякие.
        Хорошо что тревога оказалась ложной, а то так бы всем там и остались, пытаясь эту дверь выломать.
        Хозяевам вроде люлей вставили, но через месяц замок уже снова был на месте.


        1. lubezniy
          08.12.2018 00:10
          +1

          Если собственник себя уважает, он обязан в таких случаях вышвырнуть такого арендатора взашей.


          1. JediPhilosopher
            08.12.2018 12:59
            +1

            Всем плевать же. Собственники сами часто в первую очередь экономят на пожарной безопасности (зимняя вишня, хромая лошадь и куча подобных историй тому примером).


            1. lubezniy
              08.12.2018 22:35

              Некоторым не плевать. Знаю собственников, которые серьёзно штрафовали арендаторов за нарушения. Желающих арендовать помещения у них, конечно, было поменьше. Но серьёзные арендаторы относились к проблеме с пониманием.


        1. Thero
          08.12.2018 19:22

          ну и что надо в таких случаях сделать? правильно сообщать в мчс чтоб проверку прислали…


      1. lubezniy
        07.12.2018 22:02

        Такое тоже бывало, когда давление воздуха не удавалось преодолеть; здесь, как я понимаю, вопрос решается регулировкой двери. Но, собственно, написал я это больше ради интереса, проводил ли в Лахте кто-нибудь тесты на эту тему: если на эваколестнице уложить поперёк площадки манекен или человека (предпочтительно габаритного, 100кг+), можно ли сделать это по диагонали так, чтобы через него было сложно пройти, не затоптав? Проблема во многом из-за неудобной обуви, тупления в мобильные устройства в процессе спуска (народ под ноги банально не смотрел, я сам такое видел на учениях)… надо полагать, случай может быть и не единственным.


  1. CrogST
    07.12.2018 20:14

    Спасибо за котика.
    А вообще — любопытная статься, спасибо!


  1. super-guest
    07.12.2018 22:22

    Расход воды такого ствола – 1,5 л/сек. Для сравнения – стандартные пожарные стволы расходуют 3,6-7,4 л/сек. Именно экономичность сделала тонкораспыленную воду высокого давления основой системы пожаротушения Лахта Центра.
    Экономичность при тушении пожара? Я думал, что чем больше воды — тем лучше. Посмотрите видео реальных пожарных — там тонны воды льют в огонь, а ему хоть бы что. А потом ещё и проливать надо, а то опять разгорится. «Вам тушить или экономию?», так сказать…

    В Лахта Центре применена наиболее современная система объёмного газового огнетушения — с помощью фторкетона — «сухой воды». Преимущественно он действует за счет охлаждения. В огнетушащих концентрациях не токсичен и экологически безвреден.
    Ничего не понял… Вместо кислорода будет какой-то другой газ, дышать им нельзя, а, значит, люди потеряют сознание в помещении с огнём/дымом? Или вы просто заморозите серверную, превратив её в морозилку? надолго ли хватит такого воздействия с учётом того, что оборудование продолжает работать и нагревать помещение? не разгорится ли снова?


    1. Tigger
      08.12.2018 09:09

      По поводу расхода воды в статье указано, что проблема была в недостатке воды в водопроводе по обычном способе тушения. Ну и эпические пожары происходят не часто, а выливать 10 тонн воды в офисное пространство для тушения мелкого возгорания — наверняка арендаторы скажут спасибо, если этого можно избежать.


      По поводу фторкетона (сухой воды):


    1. Thero
      08.12.2018 19:35

      очень большая разница в эффективности тушения от способа подачи воды: например поливая из шланга без распылителя вы зальёте пол водой, но всё что выше продолжит спокойно гореть, в случае с аэрозолью вы эффективно покрываете всю площадь влагой и сдерживаете очаг возгорания, тем самым повышая эффективность пожаротушения на литр воды.

      про фторкетон вот строчка с википедии:
      Novec1230 интенсивно поглощает тепло и подавление пожара осуществляется за счет эффекта охлаждения (70 %). Также происходит химическая реакция ингибирования пламени (30 %)
      При этом не снижается концентрация кислорода в помещении (что важно для увеличения времени эвакуации людей из помещения).


      1. super-guest
        08.12.2018 22:46

        При этом не снижается концентрация кислорода в помещении
        Значит, просто растёт давление в помещении? причём, это должно произойти резко — бах, и в ушах перепонки вдавились и мороз…

        А про тушение пожаров водным туманом — вы все так всё хорошо говорите, но почему тогда пожарники продолжают тушить обычной мощной струёй воды, а не этим туманом?


        1. JediPhilosopher
          08.12.2018 23:53

          но почему тогда пожарники продолжают тушить обычной мощной струёй воды, а не этим туманом

          Может потому, что пожарные предпочитают тушить издалека, с безопасного расстояния, а аэрозоль на большое расстояние не подашь, он рассеется. А вообще я видел видео, где у них эти трубы с регулируемой насадкой, может бить как одной мощной струей на несколько десятков метров, так и разбрызгивать во все стороны тонкую взвесь. Большой струей чуть сбили огонь через окно, засунули конец шланга в окно, включили спрей-режим и дальше заливают горящую комнату во все стороны.


          1. Thero
            09.12.2018 12:19

            именно так, существуют разные типы брандспойтов для разных сценариев тушения, в том числе универсальные которые можно на ходу переключать от тонкой струи, до спрэя…


        1. Thero
          09.12.2018 12:50

          в том и фишка фторкетона что он кипит уже при 49 градусах цельсия( отсюда и берётся эффект охлаждения: в процессе кипения молекулы вещества забирают энергию из окружающей среды которая уходит на переход в другое агрегатное состояние без повышения температуры вещества), не проводит электричество, ну а давление растёт незначительно примерно также как при тушении обычной водой…


    1. MaxDamage
      10.12.2018 11:54
      +1

      Ничего не понял… Вместо кислорода будет какой-то другой газ, дышать им нельзя, а, значит, люди потеряют сознание в помещении с огнём/дымом?
      Не совсем вместо:
      принцип работы – снизить концентрацию O2 в воздухе в два раза – примерно до 12%
      Обычно в воздухе 21 %, и в закрытых помещениях, где используют удушающие газы, должен стоять датчик кислорода. Он начинает мигать при 19-20 % и включает сигнализацию при 15 что-ли. То есть 12 % уже опасно, но, как понимаю, временно (пара минут) не так страшно. makev поправит.


      1. Thero
        10.12.2018 13:53

        вроде как сейчас нельзя ставить углекислотные системы тушения в помещениях где нормально пребывание людей( хладген так и вовсе запрещён из-за влияния на озоновый слой) хорошо что у нас нынче есть фторкетон лишённый фатальных проблем с вредностью


        1. mayorovp
          10.12.2018 14:29

          Правильно, углекислотные — запрещено. Потому что CO2 — удушающий газ. Концентрации в 10% достаточно чтобы у человека случились проблемы. А ведь в плане пожаротушения такая низкая концентрация ничего не дает.


  1. denisromanenko
    08.12.2018 05:48
    -3


  1. bro-dev0
    08.12.2018 12:10

    А когда уже можно будет подняться туда на какую то обзорную площадку, и будет ли это бесплатно?


  1. ImperfectCadenca
    09.12.2018 12:06

    А потом самолёт врежется в здание, перерезав обе лестничных шахты, и «ой».


    1. Thero
      09.12.2018 12:21

      тут вроде надо минимум два самолёта, а скорее даже минимум три…


  1. miksoft
    09.12.2018 12:08

    Создавать пожарный резервуар достаточного объема — примерно 125 тонн воды – как минимум не эффективно.
    Почему не эффективно?
    Для такого большого здания это довольно небольшой объем — примерно как двухкомнатная квартира.
    И, в отличие от воды из Финского залива, воду в резервуаре несложно поддерживать в чистом состоянии, чтобы даже мелкая взвесь грязи не забила распылительные отверстия.
    Освещение будет работать, даже если случится какая-то беда на электростанции – включится резервное электропитание, которого хватит на несколько часов.
    Т.е. вы не доверяете внешнему электропитанию (что правильно на мой взгляд), но доверяете Водоканалу, насосы которого питаются от того же электропитания?


    1. Thero
      09.12.2018 12:29

      для этого есть возможность подключить воду через пожарную цистерну… а резервуар воды 125 тонн неэффективно в том плане что зачем ставить менее эффективную систему тушения если ради неё придётся раскошелится на резервуар большего объёма, если можно поставить более эффективную систему тушения которой нужен меньший резервуар( резервуары как можете заметить всёравно есть)


  1. otmorozen
    10.12.2018 11:56

    В WTC NY было аж три лестницы. Финал тем не менее все знают.
    Поэтому на самом деле на лестницы шириной 1.35 не стоит особых надежд питать. Больше стоит надеяться на грамотную конструкцию, применяемые материалы, хорошие системы пожаротушения и сигнализации(и их исправность).


    1. mayorovp
      10.12.2018 12:27

      Там лестницы оказались разрушенными либо перекрытыми. Основная часть погибших — те, кто был на верхних этажах. Кроме того, не надо забывать: 19/20 людей там спаслись. Так что надеяться на лестницы тоже можно, особенно если принять меры по их защите от пожара.


  1. McDermott
    10.12.2018 12:44

    Помешает ли тамбур-шлюз с повышенным давлением распространению огня, учитывая то, что в момент массовой эвакуации через обе двери будет идти поток людей? То есть обе двери, возможно, будут открыты одновременно?


    1. Thero
      10.12.2018 13:57

      ну в целом исправная система подпора справляется и при открытых дверях обычно, но автономно она так проработает меньше…