Данная статья написана радиолюбителем, имеющим опыт руководства проектами по разработке и постановке на производство сложной радиоэлектронной аппаратуры. Цель данной статьи: помочь энтузиастам в организации их проектной деятельности, а также обозначить различия в подходах к реализации любительских (D.I.Y.) и коммерческих проектов.

Радиолюбительское движение существует уже больше века. Радиолюбительство – это хобби, т.к. радиолюбители осуществляют своё творчество в свободное от работы время. Творчество радиолюбителей обладает всеми отличительными чертами проектной деятельности:

  • направлено на создание уникального продукта;
  • имеет ограниченный возможностями семьи бюджет;
  • имеет ограничение по отнятому у семьи времени.

Уникальным продуктом D.I.Y. проекта с точки зрения радиолюбителя может быть как собранная из радиоконструктора ёлочная гирлянда (да-да!), так и пакет конструкторской документации в объёме, достаточном для организации мелкосерийного производства разработанной в рамках проекта оригинальной радиоэлектронной аппаратуры.

Помимо создания уникального продукта приемлемым результатом любительского проекта может быть:

  • чувство радости от технического творчества;
  • чувство гордости за реализованный проект;
  • укрепление отношений в семье.

А вот чего в результате любительского проекта быть не должно, так это:

  • бесцельно потраченных денег и времени;
  • ухудшения отношений в семье;
  • урона здоровью и имуществу от взрыва, пожара или удара электрическим током в процессе проектной деятельности.

Простые правила


Для достижения успеха любительского проекта и минимизации потерь, как моральных, так и материальных, достаточно руководствоваться простыми правилами:

0. Не привлекать никакого внешнего финансирования до момента создания рабочего прототипа уникального продукта проекта.

1. Убедиться в технической возможности успешной реализации проекта ещё до принятия решения об открытии этого проекта.

2. Понимать, что на ранних стадиях ни сроки, ни бюджет любительского проекта планированию не поддаются.

3. Помнить, что на ранних стадиях Ваш любительский проект никому, кроме Вас, не интересен.

4. Не забывать, что на ранних стадиях любительский проект финансирует только семья энтузиаста отнятыми у неё временем и деньгами.

В основе этих простых правил лежит коренное отличие любительского проекта от коммерческого: свобода творчества в условиях финансирования из собственных средств.

В любительском проекте исполнитель имеет право самостоятельно обозначить цель проекта, его сроки и бюджет. Проектная деятельность может быть начата, прекращена или приостановлена исполнителем в любой момент. Все результаты проекта принадлежат исполнителю.

Привлечение внешнего финансирования влечёт за собой ответственность исполнителя перед инвестором за результаты проекта. Инвестор имеет право влиять на цель проекта, сроки и бюджет. Прекратить или приостановить проект можно только с разрешения инвестора. Инвестор полностью или частично владеет результатами проекта.

Простой пример


Радиолюбитель опубликовал конструкцию на базе микроконтроллера ATmega328P-PU в корпусе DIP-28. Схема разработки подобных решений проста:

  • определяется замысел проекта;
  • берётся заведомо исправная доступная по цене отладочная плата с ATmega328P-PU «на борту», с которой совместима несложная бесплатная среда разработки с библиотеками;
  • из множества опубликованных в сети open source проектов для этой платформы выбирается какой-либо проект, подходящий для реализации замысла;
  • производится макетирование разрабатываемого решения путём «обвязки» отладочной платы необходимой периферией;
  • проводится или адаптация под требования к продукту выбранного open source проекта, или разработка оригинального ПО;
  • после отладки ПО и схемы на макете разрабатывается печатная плата изделия, отвечающая уровню технологических возможностей разработчика.

Надо заметить, что эта «простая схема» на 100% соответствует нашим «простым правилам»:

0. Внешнее финансирование не привлечено.

1. Техническая возможность реализации была доказана наличием подобных проектов, опубликованными другими разработчиками.

2. Техническое задание, расписание проекта и его бюджет не разрабатывались.

3. Разработанное в рамках проекта решение опубликовано.

4. Время и деньги семьи сэкономлены использованием open source software, а также макетированием решения ещё до заказа печатных плат и комплектующих для их сборки.
+ Бонусом к «несложной схеме» ещё может быть и вовлечение своих детей в проект, что однозначно способствует улучшению отношений в семье.

Почему всё так, а не иначе


В рамках любительского проекта, без команды разработчиков и привлечения финансирования, сказать новое слово в технике практически невозможно. Все подобные идеи уже или теоретически обоснованы в научных статьях, или реализованы другими энтузиастами и затем опубликованы в открытых источниках, или воплощены в промышленных образцах. Это печально, но, тем не менее, упрощает доказательство технической возможности реализации замысла любительского проекта, а также избавляет от необходимости играть в «страшную коммерческую тайну», необходимость в которой возникает, разве что, в случае, когда у Вас есть, что патентовать. Но это уже, скорее, стартап, чем D.I.Y. проект.

Обычно, целью любительского проекта является повторение, или усовершенствование какой-либо существующей разработки или конструкции, где-то уже опубликованной со всеми схемами, чертежами, исходными кодами. Эта разработка или конструкция, также, может продаваться или в виде набора для самостоятельной сборки, или уже собранной на производстве. Ещё одной целью любительского проекта может быть переделка существующей разработки или конструкции для её какого-нибудь необычного применения. Например, радиолюбитель разрабатывает антенный анализатор на основе набора для сборки радиостанции.

После того, как техническая возможность реализации замысла проекта определена, рассматривается способ технической реализации этого замысла. На этом этапе проводится подробный анализ существующих решений с точки зрения схемотехники, конструктива, наличия готового open source software и т.п. В любительском проекте на этом месте целесообразно техническое задание не разрабатывать, а лишь сформулировать требования к MVP проекта. Затем любительский проект переходит в стадию эскизного проекта с целью создания рабочего макета. В коммерческом же проекте на этот момент времени уже есть уточнённое техническое задание и список технических требований. Затем, минуя стадию эскизного проекта, коммерческий проект переходит в стадию рабочего проекта с целью создания опытного образца.
Подробней о стадиях проекта можно узнать здесь. Там же даны ссылки на ГОСТ.

Разница в подходах обусловлена тем, что исполнитель в коммерческом проекте, как правило, уже имеет наработки по тематике этого проекта, чем и экономит время и деньги инвестора, пропустив стадию эскизного проекта. Исполнитель любительского проекта, в силу ограниченности семейного бюджета, не может позволить себе заказать изготовление десятка опытных образцов и перепаять во время их отладки половину компонентов, изрядно изрезав платы.

В любительском проекте для экономии денег и времени приходится проверять каждое своё решение моделированием и макетированием. Помогают в этом процессе отладочные платы, datasheets и application notes. Если же нужная отладочная плата неоправданно дорога, её приходится разрабатывать самостоятельно по информации о ней из открытых источников. Иногда бывает целесообразно заказать изготовление по льготной цене печатной платы «прототипа», на которой все эти самодельные отладочные платы и собрать. Особое внимание приходится обращать на логистику: лучше купить комплектующие дороже, но у надёжного поставщика.

В коммерческом проекте за потраченное радиолюбителем на макетирование время, обычно, успевают отладить опытные образцы и подготовить их к предварительным испытаниям. Если переделок было много, и есть вероятность, что опытные образцы не пройдут испытания на механическую прочность или «климатику», то заказывается изготовление следующей партии опытных образцов, уже с доработками. После предварительных испытаний на этих же опытных образцах проводят приёмочные испытания. Затем корректируют рабочую документацию до состояния конструкторской документации, и ставят изделие на производство. Profit!

В это время в любительском проекте, скорее всего, всё ещё продолжается процесс макетирования. Если этот процесс заканчивается созданием рабочего макета, разработчик может продолжить проект. Тогда он принимает решение о создании опытного образца (прототипа), пишет техническое задание, разрабатывает бизнес-план, привлекает финансирование.
Но в любительском проекте разработчик, получив предварительный результат, может проект и не продолжать. Это является ещё одной принципиальной разницей в подходах: по факту реализации замысла проекта на рабочем макете можно провести семейный совет с демонстрацией полученных результатов. После чего проект можно закрыть, а результаты проекта опубликовать. Найдутся последователи – отлично! Не найдутся – не так и важно.

Главное условие успеха в D.I.Y. проекте, чтобы близкие люди понимали, на что были израсходованы деньги и время, и поддерживали Ваши начинания!

В последующих частях статьи будет история любительского проекта автора, изложенная по приведенной в вводной части методике.

И ещё, коллеги! Не расценивайте всё вышесказанное как догму. Эта статья всего лишь отражает взгляды автора на феномен любительских проектов с точки зрения богатого жизненного опыта и профессиональных знаний. Очень надеюсь, что любая оценка будет сопровождаться комментарием.

73! До связи!

Комментарии (23)


  1. Neuromantix
    08.01.2019 14:23
    +3

    Основной и единственный критерий любительского творчества (любого) — это удовольствие. И не важно, сколько миллионов баксов потрачено, сколько лет убито и сколько микросхем сожжено. Если нет удовольствия, а есть расчет (не расчет схемы, конечно, а некоего производственного цикла) — то это уже проект для чего-то другого.


    1. geher
      08.01.2019 15:01

      Основной, но не единственный. Целью проекта не должно быть заработать на проекте, поскольку это уже не любительский проект, а работа на другого человека, пусть даже предполагаемого, не определенного заранее — покупателя, заказчика, т.е на того, кть заплатит.


      1. Slavik_Kenny
        08.01.2019 17:04

        Как-то слишком категорично в одну кучу заказчиков и покупателей относить, есть ведь работа на себя, у которой небыло заказчиков, но могут оказаться покупатели если вы про неё расскажите.
        И что, в момент когда появился первый человек который захочет заплатить вам за ваш труд он преврат ваш творческий проект в комерческий?
        Далеко не все картины великих художников рисовались на заказ, отднако от этого они не перестали быть творчеством, а художники не стали ремесленниками, они как рисовали в свое удовольствие, так до сих пор многие и рисуют. Не все конечно :)


        1. geher
          08.01.2019 17:26

          Я немного не о том.
          Если изначально цель проекта предполагает заработок, то это работа на того, кто будет платить. Если цель продать возникает в процессе, то именно с этого момента проект перестает быть любительским, хотя все, что было до того, остается тем, чем было.
          А любите ли вы при этом свою работу, вкладываете ли душу в него, к делу отношения не имеет.


    1. AndyKorg
      09.01.2019 07:27

      А если это проект для удовольствия с целью продать жене за удовольствие? Это любительство или сексуальное рабство? :)


  1. Slavik_Kenny
    08.01.2019 14:39

    Основной и единственный критерий любительского творчества (любого) — это удовольствие.

    Можете не соглашаться, но есть люди, которые получают удовольствие от работы за которую им платят — что уже никак не может считаться любительским творчеством.


    1. ptica_filin
      08.01.2019 22:26

      Отсюда делаем вывод, что понятие «удовольствие от творчества» — гораздо более широкое, чем «удовольствие от любительского творчества»)
      В свою очередь, само удовольствие от творчества тоже всего лишь одна из разновидностей удовольствий


  1. Ivanii
    08.01.2019 14:46

    Можете не соглашаться, но есть люди, которые получают удовольствие от работы за которую им платят

    Таких людей очень мало, и да это не любительское, любительское заканчивается в момент когда человек решает получить какую либо выгоду.


    1. engine9
      08.01.2019 22:14

      Что ни коммент так россыпь ложных дихотомий и категоричных утверждений. Откуда вы это знаете? Почему формулируете как физический закон?


  1. geher
    08.01.2019 14:52
    +1

    Есть два типа любительских проектов.


    1. Проект с конечной целью, т.е. проект, предусматривающий на выходе образец с определенными функциональностью и характеристиками.
      Описанное в статье полностью о таком проекте.
    2. Проект ради процесса без зафиксированной конечной цели. В этом случае проект пилится постоянно, приобретая и теряя функции, периодически начинаясь заново с нуля или с останков разобранного полуфабриката.

    А главное, как уже отмечали ранее, чтобы проект приносил удовольствие. Иначе он никакой не любительский, а скорее мазохистский.
    А потому даже в проектах первого типа надо вовремя его бросать, если он прекратил приносить удовольствие, а не вымучивать до конечного результата.


    1. engine9
      08.01.2019 22:16

      Один и тот же проект может совмещать все что вы описали :)
      На мой взгляд, главное — осознанность действий, даже в моменты самопринуждения.


  1. semennikov
    09.01.2019 07:44

    По моему все таки можно делать что-то на продажу и при этом оставаться в радиолюбительстве. Если главное — " я смог сделать это и оно прекрасно" а деньги «ну и неплохо, а если не продалось, так и не надо» — то это любительство, и оно не прекращает быть таковым если главное — удовольствие от сделанного. А если изначальная цель — заработать на хлеб(ну или масло с икрой), то тогда (и только тогда!) это конечно не любительство а заработок. И мне кажется что есть какая то тонкость отделяющая удовлетворение имеющегося спроса от реализации совершенно нового, чего раньше не было пусть и за деньги


    1. dmitriyrudnev Автор
      09.01.2019 09:31

      Нюансы «тонкой грани» предлагаю рассмотреть на примере выпускницы MIT Limor «Ladyada» Fried, основателя компании Adafruit. ARRL в 2017 году занесла Limor Fried (радиолюбительский позывной AC2SN) в зал славы радиолюбителей, невзирая на то, что она на хобби деньги зарабатывает.


  1. kot23russia
    09.01.2019 11:42

    В этом деле важен процесс а не результат… хотя результаты тоже иногда радуют


    1. Alexeyslav
      09.01.2019 12:39

      Процесс не так важен. Иначе достаточно было бы просто засесть в гараже и распаивать какие-то платы. Процесс скорее как необходимость для достижения каких-то целей, и не обязательно главных. Не просто спаять проводки, а спаять так чтобы светодиоды засветились. Если они не засветятся, микросхема задымит и вообще… какой толк от такого процесса? Он сразу же перейдёт в разряд негативных и раздражающих.


  1. trapwalker
    09.01.2019 12:29

    ИМХО, тут не хватает какого-то DIY инкубатора, куда можно закинуть свой концепт для критики, поиска компетенций, оценки реализуемости… В такой тусовке можно было бы поискать специалиста, спросить совета или надавать свои своих советов другим, подсказать аналоги, помозгоштурмить проблемы.
    У меня, к примеру, давно есть идея сделать удобный носимый аудиологгер. Петличка на прищепке,. пишущая в зашифрованном виде звук 24*7. Закладки с аудиометками, индексация, текстовый поиск, доступ к таймлайну со смартфона. И есть две проблемы: 1) нужно подобрать какой-то аппаратный кодек для голоса; 2) как грамотно и несложно обвязать микрофон, чтобы чувствительность была как у нормального диктофона или хотя бы как у смартфона.
    Не мой профиль, трудно искать решения.

    Мне кажется нужен какой-то такой сервис вроде кикстартера, но без всяких обязательств. Просто место, где можно сделать страничку своего проекта, публиковать там новости и получать фидбэк от заинтересованных. Просто индивидуальный сайт под каждый проект тут слабо подходит, поскольку без раскрутки туда никто не будет ходить. А тут можно как-то обобщать коммьюнити по интересам, специальностям, ресурсам.


    1. dmitriyrudnev Автор
      09.01.2019 12:48

      Уважаемый progchip666 в этом посте что-то похожее предлагал для «проверки гипотезы»


    1. Alexeyslav
      09.01.2019 12:54

      На самом деле это не проблемы. Если приняь во внимание энергоэффективность, то кодеки со сжатием отпадают сразу — это повысит размер батарейки, а размер накопителя останется прежним даже с неэффективным кодеком, тут только компрессор нужен. Даже если записывать RAW с необходимым для голоса качеством НЕ ВЫРЕЗАЯ ПАУЗЫ — 8К/сек, 8К*3600 = 28М в час или 690Мб в сутки. флешки на 1гб недоступны? Увеличивваем флешку до размера 8Гб и у нас появляется возможность улучшить характеристики записи — писать уже 16бит вместо 8, удвоить частотный диапазон. Всеравно ограничивающим фактором(узким местом) скорей всего станет необходимая ёмкость батареи — носить с собой «кирпичик» не каждый согласится.
      Чтобы повысить «чувствительность» микрофона до уровня смартфона надо всего лишь усилить сигнал или взять изначально более чувствительный микрофон, например с того же смартфона. Смотрю по китайскому диктофону — он обеспечивает запись 5-6часов от аккумулятора 250мА*ч, в нем нет никакого усилителя микрофона — с записью справляется типичный 16-битный АЦП.


    1. Javian
      09.01.2019 13:16

      Есть похожая реализация инкубатора — hackaday.io/projects
      По комментариям и добавлением в избранное можно оценить популярность идеи.


    1. Slavik_Kenny
      09.01.2019 14:44

      Так используйте Хабр для этого :)


  1. third112
    10.01.2019 10:28

    Данная статья написана радиолюбителем, имеющим опыт руководства проектами по разработке и постановке на производство сложной радиоэлектронной аппаратуры.
    ИМХО человек, имеющий «опыт руководства проектами по разработке и постановке на производство сложной радиоэлектронной аппаратуры» не может быть назван любителем — он профи по факту.
    Больше замечаний нет. Желаю успехов!


    1. dmitriyrudnev Автор
      10.01.2019 12:23
      +1

      Спасибо! Кстати, Ваша статья про пермаллоевую коробку для дискет меня в своё время здорово «улыбнула»: моя коробка была алюминиевой!


      1. third112
        10.01.2019 19:26

        Спасибо :)