В сети набирает популярность 8D-музыка. На YouTube ролики с этими записями уже обладают сотнями тысячами просмотров. Сегодня расскажем, что такое 8D-аудио и как оно «устроено».


Фото Ludo Rouchy / CC BY

Что такое 8D-музыка


Хочется начать с того, чем 8D-музыка не является. Это не новый музыкальный жанр и даже не новая технология. Это метод постобработки аудиозаписи, когда диджеи берут уже существующий трек и микшируют его, создавая эффект движения звука вокруг слушателя.

По сути, 8D-аудио эмулирует звучание surround-формата Ambisonics. Последний подразумевает, что слушатель находится в центре «акустической сферы», по краям которой расставлены источники звука. Название 8D просто обозначает, что звук поступает с восьми направлений: слева, справа, спереди, сзади, плюс четыре их комбинации.

Сложно сказать, кто является создателем первой 8D-записи. Однако сегодня можно найти большое количество каналов на YouTube, авторы которых выкладывают подобную музыку. Один из самых крупных — 8D Tunes с пятью миллионами подписчиков. А вот пример его работы — 8D-вариант композиции Twenty One Pilots «Nico and the Niners».


Другой пример канала — AviionMusic, у которого сейчас 390 тысяч подписчиков.

Как это работает


Полости в ушной раковине человека имеют свои характеристики резонансов и отражений, которые зависят от частоты звуковой волны и угла её падения. Наш мозг способен замечать эти искажения и определять направление, откуда идет звук. Интенсивность искажений для каждого человека индивидуальна и описывается так называемой передаточной функцией головы (head-related transfer function, или HRTF). Используя фильтрацию, учитывающую передаточную функцию головы, и специальное программное обеспечение, можно создать эффект «перемещения» источника звука «вокруг» слушателя.

Чтобы эффект получился максимально реалистичным, нужно вычислять передаточную функцию для каждого человека индивидуально. Однако музыканты пользуются уже готовыми наборами HRTF, замеренными в безэховой камере (подробно о ней мы писали в одном из предыдущих материалов). Эти наборы легли в основу специальных фильтров для программ обработки звука, например Ambeo Orbit от Sennheiser.

Иногда для имитации расположения источников звука в пространстве при обработке аудио также используется эффект Хааса. Для этого в одном из двух стереоканалов дорожку «задерживают» на 5–30 мс. В результате звук, который достигнет нашего уха первым, будет казаться громче. Это создаст иллюзию перемещения источника звука влево или вправо.

Мнения о 8D-аудио


Слушатели оставляют неоднозначные отзывы об аудиозаписях с эффектом 8D. Есть те, кто сравнивает 8D-аудио с концертным звуком. Для некоторых новый эффект подобен явлению АСМР: люди слушают такие записи, чтобы расслабиться перед сном. Есть отзывы и о более необычной реакции на 8D-звуки: кому-то записи помогают избавиться от звона в ушах или боли.


Фото William Brawley / CC BY

Есть и люди, которые выступают с критикой 8D-музыки. В тематическом треде на Hacker News ряд комментаторов отметил, что подобные записи вызывают у них тошноту и головокружение. Вероятно, такая реакция связана с отличиями в HRTF. Усредненная передаточная функция, используемая для микширования 8D-композиций, не подходит для всех, поэтому прослушивание такого контента может вызывать неприятные ощущения.

Диджей и сооснователь музыкального портала Yousic сравнивает 8D-аудио с пинг-понгом, когда голос и мелодия прыгают из уха в ухо. По его словам, это мешает по-настоящему насладиться музыкой.

От 8D-аудио не в восторге и профессиональные звукорежиссёры. Главный саунд-дизайнер студии 740 Sound Крис Пинкстон (Chris Pinkston) тоже считает, что эффект 8D отвлекает от мелодии. Крис говорит, что сам никогда не стал бы использовать его в музыке. Однако по его мнению, популярность 8D-аудио в интернете легко объяснить. Слушатели слишком привыкли к стандартным стереозаписям, и теперь любая пространственная обработка аудио кажется им необычной и привлекательной.

Возможные перспективы 8D


Хотя 8D-аудио остается любительским форматом, некоторые видят возможности его применения в студийной музыке. Например, тот же Крис Пинкстон полагает, что у эффекта 8D есть будущее не в поп-музыке, но в более «эфемерных» эмбиент-жанрах.

В других областях, скажем, в VR-приложениях или фильмах, 8D-аудио, вероятно, не найдет применения. Существует множество технологий объемного звука, способных создать более реалистичное ощущение пространства, например тот же формат Ambisonics, эффект которого эмулирует 8D. Поэтому пока 8D-аудио останется экспериментальным способом создания музыки для узкого круга почитателей подобного звучания.



Дополнительное чтение — наш Мир Hi-Fi и тг-микроформат о звуке:

Восемь аудиотехнологий, которые попадут в зал славы TECnology в 2019 году
Как превратить компьютер в радио, и другие способы извлечь музыку из выч. систем
?Звуковая левитация может использоваться в медицине

Комментарии (34)


  1. PKav
    22.01.2019 22:44

    Интересно, возможно ли такую музыку правильно разложить на настоящую систему 5.1, или она будет звучать ужасно?


    1. AlexTOPMAN
      23.01.2019 10:07

      Для многих — будет именно ужасно.
      Цитата: "… метод постобработки аудиозаписи, когда диджеи берут уже существующий трек и микшируют его, создавая эффект движения звука вокруг слушателя."
      Вроде бы очевидно же, что не нужно изобретать колесо. Тем более, не изначально круглым, как это подсказывает логика, а пытаясь складывать его из каких-то подручных квадратов и треугольников. Почему же звуковую индустрию, как это часто бывает, опять пытаются «повернуть не в ту степь»?
      Мы ведь с вами уже сидели в центре «акустической сферы», когда в первый раз поставили вокруг себя квадро колонки. И нам так понравилось, что потом мы даже развили эту идею до полноценного 5.1 и далее.
      Оставалось дело за малым: уже имея на руках инструменты воспроизведения звука вокруг себя — начать создавать контент (в первую очередь музыкальный) по этой же самой идеологии. Записывать каждый звук и звучащий инструмент (в музыке) в отдельную звуковую дорожку и уже после к их набору прикладывать авторскую схему — что, с какой громкостью и какой задержкой воспроизводить на колонке и с какой именно стороны + плавные переходы. Даже компьютерные игры параллельно бросились реализовывать эту идею 3Д звука (в разных её приближениях) в игровых движках, попутно добавляя нам ещё
      и психоакустику виртуального игрового пространства, окружающего воспроизводимые звуки. Золотые времена, Creative! Ты же прекрасно помнишь всё это?..
      Для наушников далее оставалось всё только перевести в готовый HRTF, (внимание!) ничего не додумывая и не придумывая за авторов, а полностью сохраняя их оригинальный замысел. А мы сейчас читаем про то, как товарищ диджей решил взять готовую авторскую звуковую стерепанораму и давай пробовать не хитро жонглировать ею, перебрасывая звук с одной стороны в другую вокруг слушателя.
      Вот кому, скажите, в долговременной перспективе интересны весь этот цирк и клоунада? Мне кажется, что я даже слышу как над этим где-то в стороне громко смеётся Dolby Atmos. Который, наконец-то, и направили в этот раз на путь истинный, следуя идее точно позиционируемых (по координатам в пространстве) виртуальных или реальных источников звука. И в таком виде, в каком всё это максимально корректно можно потом микшировать в любой требуемый формат вывода звука для любого звукового устройства, минимально растеряв при этом оригинальность, качество и эффект.


  1. slovak
    22.01.2019 23:54
    -1

    Что такое 8D-аудио — обсуждаем новый тренд
    Это Бинауральный эффект — Википедия
    Довольно таки старый тренд.


    1. unclegluk
      23.01.2019 16:55

      По сравнению с бинауральными (голофоническими) записями это 8D-Audio — фигня полная.


  1. Squoworode
    23.01.2019 00:38
    +4

    Тренд явно рассчитан на поколение, не привыкшее читать смайлы текстом (ну, за исключением, разве что, множества закрывающих скобок) 8D


    1. Hedin9000
      23.01.2019 21:23

      На сколько же сильно завист восприятие символов от контекста. После вашего комментария я не могу развидеть это в статье 8D


  1. chapter_one
    23.01.2019 00:40
    +4

    Что такое 8D-аудио? — Очередной маркетинговый булщит. А что, есть другие варианты? Нужно больше цифр перед символом «D».


  1. w_engineer
    23.01.2019 00:50
    +2

    Послушал десяток записей с этих каналов. Кроме постоянного движения микса вокруг слушателя ничего не услышал. В чём смысл? В данном случае технология не имеет никакого отношения к музыке. Любой стерео-микс можно запустить «летать» с помощью нехитрых VST-плагинов.


    1. Wesha
      23.01.2019 03:09

      А я не услышал никакого «вокруг», обычное стерео «влево-вправо».


      1. Arkham
        23.01.2019 08:49

        Возможно дело в наушниках. Я слышу некий «полукруг», т.е. нет ощущения источника звука спереди.


        1. 4tlen
          23.01.2019 21:08

          Скорее всего в наушниках. У меня тоже только лево-право с фейдом.


  1. maslyaev
    23.01.2019 00:50
    +4

    Послушал. Глупость какая-то. Испытывать вау-эффект от стерео в 2019-м — это мне как-то даже странно. В мусор.


    1. oops1
      23.01.2019 14:25

      А мне зашла…
      Стерео это другое, я только в начале композиции различаю что стерео, а потом как то смыливается, и что левое ухо, что правое уже не особо замечаю разницы.
      Исключение. конечно композиции с явно выделеным стереоэффектом


  1. Monoroch
    23.01.2019 00:57

    А Dolby Atmos в потребительский сегмент за адекватные деньги случаем не ожидается?


    1. safari2012
      23.01.2019 17:20

      а адекватные, это сколько? я недавно заменил ресивер, которому было 10 лет на новый с атмосом + докупил две колонки на потолок на авито (колонки сняты с производства, но на авито регулярно продаются). 45 за рес + 15 за колонки.


  1. MTonly
    23.01.2019 03:30

    В передний левый угол звук перемещаться не хочет, вместо этого появляясь сзади слева.


    1. usdglander
      23.01.2019 08:18

      Расположение ушей человека в принципе не способно отличить звук исходящий спереди от звука исходящего сзади (если не крутить головой). Эту дополнительную информацию мы получаем визуально. Именно поэтому, если человек слышит громкий звук обоими ушами одинаково и не видит его источника, то он рефлекторно поворачивает голову на 90 градусов, чтобы точнее определить местоположение источника.


      1. Aquahawk
        23.01.2019 09:09

        Интересно а на этом эффекте никто не догадался сделать по настоящему 3D наушники. Ну т.е. трекать их положение и рендерить звук в рантайме учитывая угол и положение?


        1. usdglander
          23.01.2019 09:17

          Вроде бы что то похожее было. Даже на кикстартере проект был. Не могу найти.


      1. semmaxim
        23.01.2019 12:21

        Вообще-то это не так. Человек определяет направление звука не только по разнице громкости между левым и правым ухом, но и по небольшим запаздываниям и форме звука, который он приобретает, отражаясь и поглощаясь внешней ушной раковиной. Именно по-этому у человека не просто дырки по бокам, а очень сложной формы орган.


      1. QDeathNick
        23.01.2019 15:05

        Собакам сложнее подобрать наушники, они привыкли на звук реагировать поворотом ушей. Человек редко умеет двигать ушами, крутит всей головой для более точного позиционирования источника звука.
        Играя в разные игры с 3D-позиционированным бинауральным звуком, я привык уточнять позицию источника, мышкой немного вращая виртуальной головой, причём чтобы понять где звук не обязательно поворачиваться к нему, достаточно просто начать вращать головой на 10-15 градусов, чтобы уточнить звуковую картину.
        Несколько лет назад поразила игра Papa Sangre, но приходилось прижимать планшет к голове для получения связи мой головы с виртуальной головой. Тогда я не нашёл таких наушников, может ситуация поменялась? Может есть дешёвые трекеры головы?
        Наверняка есть дорогие наушники с системой позиционирования, но есть ли бюджетные решения?
        Хотелось бы того же и при просмотре фильмов. Это возможно?


      1. MTonly
        23.01.2019 19:10

        В передний правый угол звук позиционируется довольно чётко, но далее звук не смещается плавно вперёд и влево, а перетекает из переднего правого угла напрямую назад-влево, затем снова назад-вправо, вперёд-вправо и т.д. Проявляется с любой песней на канале 8D Tunes.


  1. demoded
    23.01.2019 08:50
    +1

    так вот как это называется :) а я думал, что все подобные «каналы» с музыкой делают болтанку влево-вправо, чтобы их за копирайт не банили…


  1. Dogrtt
    23.01.2019 09:51

    Году эдак в 2008-2009, когда я был студентом, появилась на локальном трекере аудиозапись бинауральная, где тебе стригли, трясли коробок спичек над ухом. Тогда, конечно, это произвело неизгладимое впечатление, я дергался, когда над ухом щелкали ножницы. А это так, баловство. И к чему тут «8D»? Какие 8 измерений? Почему 8, а не 146?


    1. Lazy_Box
      23.01.2019 21:24

      Возможно направления в которых движется звук на аудио? Попытки создать звук с:
      1. Слева
      2. Спереди слева
      3. Спереди
      4. Спереди справа
      5. Справа
      6. Справа сзади
      7. Сзади
      8. Слева сзади

      В хороших наушниках это действительно можно почувствовать, но при этом музыкой наслаждаться — то еще извращение.


  1. demon-ogr
    23.01.2019 10:21

    Как я понял изобрели EAX 1.0.


  1. Trabant
    23.01.2019 11:31

    Я считаю себя специалистом в области звука, хотя профильного образования не имею. Послушал 8D, ну что скажу? Разницы со стерео не обнаружил, эффект чего то обработанного по частотам есть, но эффекта «ВАУ» нету. Окружающий звук можно себе внушить и при хорошей фантазии крутить звук вокруг головы тоже можно, что характерно я даже смог с закрытыми глазами вращать его в разные стороны как хочу, но это лишь обман мозга и ушей. Так что прорыв не получился, это по моему маркетинговый ход. Ну а секта единомышленников всегда найдётся.


  1. OLDRihard
    23.01.2019 12:54

    Простенько, халтурненько, но занятно. 1/2 раза можно и так послушать.
    На меня эффект вращения подвижного источника звука сработал. Но как-то кривовато. Он циркулировал достаточно близко и это раздражало.


  1. stgunholy
    23.01.2019 16:15

    Когда «маленький» был, очень хотелось купить много колонок и расставить их по кругу чтобы послушать песню pink floyd, где даже в стерео было полное ощущение что вертолет вокруг облетает…


  1. AlexB17
    23.01.2019 21:24

    Немного не понял смысла данных роликов с музыкой, да — эффект работает, ощущение вращающейся вокруг тебя моно колонки четкое, но кроме как для демонстрации технологии не годится ни для чего — не будешь же так музыку слушать.


  1. viknt
    23.01.2019 21:24

    хрень


  1. Sqwolly
    23.01.2019 21:24

    Господа старперы, ничего плохого в популярности данного прибамбаха нет. Это же просто очередная игрушка, народ поиграется и забудет. Ну или разовьется во что-то более интересное) Было интересно послушать, спасибо за статью)


    1. Alhymik
      24.01.2019 02:49
      +1

      На моем стареньком нокиа под симбианом такая утилитка в заводском плэера называлась наложением 3D эффекта. Но там было с чего приколоться — больше траекторий движений звука и эффектов — и по кругу, и зигзагом, и в трубе и т.д. и т.п., причем в обычных затычках. Старые надоевшие треки приобретали новую жизнь на какое-то время. На плей маркете сейчас глянул и нашел жалкое подобие — какой-то «8D-Music». Годика этак через 2, этот эффект возрадиться в еще более примивном виде и будет уже называться 16D Ultra — как-то так наверно.


  1. firs058
    23.01.2019 21:24
    +1

    Это метод постобработки аудиозаписи, когда диджеи берут уже существующий трек и микшируют его, создавая эффект движения звука вокруг слушателя.

    Кто-то просто узнал про бинауральное звучание и решил по-своему хайпануть. Ну и назвал овердофигаD.
    Аудиомания — вы бы не в лужу пердели, а, например, про bs2b несведущим написали. Все бы больше толку было.