Сейчас многие говорят о том, что проводная телефония (switched PSTN) умирает.
И тенденция отказа от проводных телефонов, как среди физических лиц, так и среди бизнес пользователей подтверждает этот факт – на протяжении последних лет цифра подключенных проводных телефонов постоянно падает.

Некоторые пользователи, в основном физические лица, полностью переходят на GSM, некоторые переходят на виртуальные DID номера, используя VOIP технологии (в основном бизнес) и т.д.

Это мировая тенденция.

Но проблема в том что оставшихся пользователей — все равно — очень большое количество в мире и оно будет оставаться большим в бижайшем обозримом будущем – 15-20 лет точно.
С другой стороны – рост пользователей GSM также замедляется, количество их примерно одинаково в развитых странах и они в основном мигрируют между мобильными операторами.

Рискну предположить что и рост GSM и падение PSTN в конце концов стабилизируется на каких-то определенных цифрах и так останутся, т.е. будут существовать обе технологии длительное время.

Давайте взглянем на цифры в одной из самых PSTN телефонизированных стран в мире – США и посмотрим отчет FCC, опубликованный в феврале 2018 года – ровно год назад:





Давайте посмотрим на строку Retail Switched Access Line – это и есть те самые проводные телефоны.

На 2016 год в США их оставалось 58 млн., в то время как пользователей GSM – более 340 млн.
Но на самом деле 58 млн. — это количество PSTN линий в одном домохозяйстве, а вот пользователей может быть в несколько раз больше – в доме как правило живут несколько человек.

Поэтому если мы говорим именно о пользователях PSTN, пусть и эпизодических, то 58 млн можно умножить на 3 и получится цифра охвата около 150 млн., что тоже не так уж и мало.

С другой стороны – количество пользователей VOIP телефонии растет из года в год – строка Interconnected VOIP Subscriptions.

Теперь давайте посмотрим пользователей в процентном соотношении:



Здесь интересен тот факт что пользователей проводных PSTN среди бизнеса больше чем среди физических лиц — 40% и 35% соответственно.

Скорее всего это обусловлено большей консервативностью бизнес пользователей.

И что удивительно – пользователей ОТТ VOIP сервисов (сервисы типа Vonage и т.д.) среди физиков гораздо больше чем в бизнесе – 47% против 35%.

Давайте рассмотрим недостатки как “чистого” PSTN подключения, так и VOIP подключения, которые предлагаются компаниями типа Vonage.

Стандартное PSTN подключение


1. Основной недостаток – ограниченность радиуса действия домашнего телефона.

Ограничение кабелем:



Ограничение радиусом действия DECT трубок – 100 метров:



2. Неудобные телефоны с устаревшим дизайном

Даже если мы возьмем какую-нибудь новую модель домашнего DECT телефона:



использовать его сейчас – тоже самое что пользоваться Nokia 3310 в 2019:



Даже в устаревшей Нокии функций будет больше.

Недостатки OTT VOIP сервисов (Vonage и др.)


1. Не очень удобное подключение.

Как правило VOIP сервисы предлагают преднастроенный IP шлюз с FXS соединением, в который предлагается также включить ваш обычный десктоп телефон или DECT телефон, с такими же ограничениями по расстоянию.

Подключение к интернету – тоже проводное, т.е. этот шлюз вам надо расположить и рядом с роутером и рядом с телефонной линией, что не всегда удобно.



Основной профит, который получает пользователь – дешевые межгор/межнар звонки.

2. Не сохраняется ваш существующий, всем знакомый проводной номер.

Хотя и VOIP сервисы заявляют о том что могут портировать ваш существующий проводной номер в SIP, возможность такая существуют далеко не всегда.

Даже в США портирование занимает в среднем 10 дней и также не всегда возможна технически.
В других странах ситуация еще хуже.

3. Неудобства SIP приложений с DID номерами.

Это касается сервиса когда вы просто берете DID номера и используете их в SIP звонилке на смартфоне.

В смартфоне присутствует проблема с пуш – например нет звонилок для iOS, которые умеют в пуш – как следствие позвонить вы с такого SIP номера на iPhone сможете, а вот принять звонок – уже нет, телефон уснет и не будет просыпаться.

Хотя сейчас и появляются VOIP провайдеры, которые делают пуш, но их очень мало.
И опять – как правило вы не сможете сохранить свой текущий номер физической линии.

С другой стороны в бизнесе широко используются облачные или виртуальные АТС (ВАТС), к которым можно подключить шлюз с FXO портами и сохранить свои старые проводные номера.
Такие облачные АТС пропускают через себя звонки пользователей, которые находятся в тысячах километрах от них и при этом нет никаких потерь в качестве.

Также очень часто на специализированных форумах появляются вопросы – как пробросить физическую линию с помощью IP-телефонии в другое место.

И на самом деле для обычного пользователя решение такого, на первый взгляд довольно простого вопроса, оказывается сложным.

Для этого обычно советуют взять пару шлюзов – один с FXO, другой с FXS и соединить их через SIP сервер.

Хотя шлюзы и могут работать напрямую, по IP адресу, без сервера, на практике такое делается только тогда, когда устройства находятся в одной LAN.

Т.е. для того чтобы перенести физическую линию хотя бы на SIP звонилку в смартфон, пользователю нужно купить шлюз с FXO портом, настроить его, поднять сервер, настроить маршруты и т.д.

Понятно, что обычный пользователь не сможет сделать такое, нужен специалист.

Потому что даже настроить простой шлюз неподготовленному пользователю бывает довольно трудно:



Появилась идея сделать облачную АТС, которая бы обслуживала одиночные физические линии обычных пользователей, заменив ею полностью стационарную базу DECT, а в качестве конечного устройства использовать приложение на смартфоне пользователя.

И сделать все это максимально просто и удобно для обычного пользователя. Т.е. сделать что-то типа ВАТС для физических линий и частных пользователей.

В качестве устройства, присоединяемого непосредственно к проводной PSTN линии используется преднастроенный шлюз с FXO, но с существенным отличием – этот шлюз с Wi-Fi модулем.

Все что нужно сделать пользователю для настройки– подключить его к своей вайфай сети и включить в телефонную линию.

Это не сложнее чем подключить например, умную розетку.

К тому же такой шлюз можно поставить вместо базы DECT телефона, не нужно делать проводное подключение к роутеру, который может находиться далеко от телефонной линии.

Далее пользователю нужно поставить приложение на свой смартфон и… все.

Теперь все звонки, приходящие на физическую PSTN линию переводятся на приложение и пользователь может получать/совершать их, находясь в любом месте в мире, где есть интернет.
В результате можно сохранить свой домашний номер, который известен всем друзьям и родственникам (или офисный, который давно известен покупателям) и в тоже время использовать его по новому, как мобильный номер.

Стоимость такого шлюза – порядка 50$, что сопоставимо со стоимостью DECT телефона.
По сравнению например с GSM отсутствует такое понятие как звонки в роуминге.

К одному приложению можно подключить большое количество таких FXO шлюзов и получать звонки с нескольких линий (например и из офиса и из дома).

Такое решение уже сделано и работает как MVP, приложение есть как для мобильных ОС – Андроид и iOS, так и для десктопов – Windows, Mac и Linux.

Для мобильных работает пуш режим, т.е. в режиме ожидания приложение выключено и ничего не потребляет от батарейки смартфона.

Возможно такое решение, если окажется удобным обычному пользователю и вдохнет новую жизнь в PSTN.

Тоже самое сделано и для GSM, правда устройство другое — там еще проще — вставляется симкарта, от пользователя также требуется только настроить вай-фай и можно принимать и совершать звонки с этой сим-карты из приложения, находясь в любой точке мира, т.е. нет роуминга.

Краудшаринг оборудования

Пользователи таких шлюзов могут давать доступ друзьям, знакомым для совершения исходящих звонков через такие PSTN или GSM линии.
Любой пользователь приложения с таким доступом может совершать местные городские или мобильные звонки через такое оборудование.

Хотелось бы услышать мнение пользователей Хабра по этому проекту – нужно ли такое решение, стоит ли добавить какой-либо другой функционал и т.д.

Заранее спасибо за комментарии.

P.S. Оказывается до сих пор продаются удлинители телефонных линий и дальнобойные телефоны типа Senao.
В принципе это конкурент таким решениям:

Комментарии (23)


  1. berez
    08.02.2019 17:11
    +1

    Некоторые пользователи, в основном физики, полностью переходят на GSM,

    Физики-ядерщики или физики — школьные учителя? И откуда такая уверенность, что математики и гуманитарии меньше интересуются мобилками?


    1. Mobile1 Автор
      08.02.2019 17:13

      Поправил


  1. T-362
    08.02.2019 17:37
    +1

    нужно ли такое решение, стоит ли добавить какой-либо другой функционал и т.д
    Я пришел поретроградствовать.

    Неудобные телефоны с устаревшим дизайном. Даже в устаревшей Нокии функций будет больше.
    Оптимально для своих целей. Умеет звенеть — хорошо, умеет определять номер — отлично, телефонная книга и список пропущенных вызовов — шедеврально, две недели может пролежать не на базе — охренеть, дайте два. Выглядит не как кусок мыла — приятный бонус. Остальное — как-то бессмысленно-избыточно плюс повышает скорость устаревания устройства — не дай бог еще и домашней трубке ОСь обновлять, или менять ее каждый год на новую как какой-то айфон.

    Все что нужно сделать пользователю для настройки– подключить его к своей вайфай сети и вклчить в телефонную линию.
    Стильно, модно, молодежно, но старый добрый 8P8C все-таки добавить не помешает. И выход телефонной линии тоже лишним не будет что-бы втыкать шлюз «в середину». Как минимум эти два дополнения поднимут устройство из класса «игрушка для хипстеров» в «применимое в быту с долговременными перспективами». Но вообще идея очень даже хороша.

    Стоимость такого шлюза – порядка 50$, что сопоставимо со стоимостью DECT телефона.
    DECT от 25 евро, со скидкой можно и за 20 найти. Если в России смотреть (проверил в кее) то и даже дешевле выходит.


    1. kolu4iy
      08.02.2019 20:20

      Да, но нет. Полтора года назад я посчитал расходы на домашний телефон и на мобильные. В общем… Дешевле оказалось на одном из мобильных увеличить включенный в пакет объем голосового трафика, и забыть про городской номер. Сильно дешевле.


  1. safari2012
    08.02.2019 17:52

    Последние лет пять держал дома проводной телефон, только ради сигнализации, которая была привязана к физической линии. В прошлом году МГТС полностью похерил медную телефонию и пытался заменить на оптику, а сигнализацию принудительно перевели на IP.
    Т.о., вопрос решился сам собой. Мне пришлось оплатить 10 тыс. руб. за замену охранного оборудования, а МГТСу попрощаться со мной. Потом звонили несколько раз, «вернитесь, мы всё простим дадим вам мегаскидку» :)


  1. NAI
    08.02.2019 18:03

    В смартфоне присутствует проблема с пуш… телефон уснет и не будет просыпаться.

    … используется преднастроенный шлюз с FXO, но с существенным отличием – этот шлюз с Wi-Fi модулем.

    Как решится проблема с пушем? Телефон так-то и с вай-фаем заснуть может.
    Второй вопрос, wi-fi сеть планируется обособленная(отдельная под телефонию)? Если да, то как с мобилки смотреть ютуб\читать странички? Если подразумевается что дома будет лежать отдельный телефон чисто для звонков в чем отличие от системы с DECT (отдельный телефон+база)? Если же сеть будет общая (с выходом в интернет) то как быть с «забитостью» канала и в чем отличие от внешнего VOIP(SIP)-серевера?
    Третий вопрос (это опять таки если приложение ставится на свой телефон). DECT-трубка является общим, захватываемым ресурсом в семье. Кто первый услышал звонок, тот и идет поднимать трубку. А с приложением это как планируется? Звонит у всех кто поставил приложение?


    1. Mobile1 Автор
      08.02.2019 18:39

      Как решится проблема с пушем? Телефон так-то и с вай-фаем заснуть может.


      Пуши — это системная штука от Гугла и Эпла, они сами будят вайфай, проверяют пуши и т.д., там все предусмотрено.

      Второй вопрос, wi-fi сеть планируется обособленная(отдельная под телефонию)?


      нет, общая
      Если же сеть будет общая (с выходом в интернет) то как быть с «забитостью» канала и в чем отличие от внешнего VOIP(SIP)-серевера?


      Для голоса немного надо полосы, вряд ли у вас канал постоянно в полке, чтобы его преоретизировать.
      А отличия нет от стороннего SIP сервера — просто этот сервер с пушами работает и сама железка с 1 FXO и которая может как транк работать.
      Ну и шифрование на всем пути звонка от PSTN до приложения — в этом тоже отличие от стороннего SIP провайдера — они не делают шифрование, т.к. им нужно чтобы любые SIP клиенты работали, а у нас только свое.

      Третий вопрос (это опять таки если приложение ставится на свой телефон). DECT-трубка является общим, захватываемым ресурсом в семье. Кто первый услышал звонок, тот и идет поднимать трубку. А с приложением это как планируется? Звонит у всех кто поставил приложение?


      Да, у всех кто поставил.
      Планируем даже очереди как в атс сделать.


      1. NAI
        08.02.2019 22:06

        Пуши — это системная штука от Гугла и Эпла, они сами будят вайфай, проверяют пуши и т.д., там все предусмотрено.
        Вы просто в начале говорите, что с пушами все плохо, а потом мол, норм. У меня на старом нексусе 4 (Android 5.*) была проблема — приложение вытеснялось из фона и все. Ни пушей, ни уведомлений.

        Второй вопрос, wi-fi сеть планируется обособленная(отдельная под телефонию)?

        нет, общая

        Эм, т.е. у вас там будет полноценный маршрутизатор? Или оно будет работать как клиентское устройство с подключением к уже имеющейся сети?

        Для голоса немного надо полосы, вряд ли у вас канал постоянно в полке...
        Для голоса 64 кб\с — да, но как быть с джиттером? В домашних условиях на 13 (а по факту — 3 не пересекающихся) каналов приходится местами по 10 квартир, в каждой по 2-3-6 устройств. QoS частично может и поможет (в случае качания торрентов в ЛВС), но кто его будет настраивать и во всех ли домашних ТД он есть?

        Еще один технологический нюанс — Что делать если человек придя домой забыл включить на мобилке wi-fi? Я вот например в дороге отключаю т.к. мобилка пытается цеплятся за каждый автобус и такси (привет MT_Free) и рвет соединения.


        1. Mobile1 Автор
          09.02.2019 06:50

          Вы просто в начале говорите, что с пушами все плохо, а потом мол, норм. У меня на старом нексусе 4 (Android 5.*) была проблема — приложение вытеснялось из фона и все. Ни пушей, ни уведомлений.


          Я поясню — с пушами все плохо у универсальных SIP звонилок, которые все повсеместно используют.
          Для того чтобы пуш реально работал, должно быть приложение, которое взаимодействует с Гуглвским или Эпловским сервисом пушей.
          И соответственно должен быть SIP сервер, который умеет в пуш — его универсального тоже нет, подавляющее большинство VOIP сервисов не может пуш, за редким исключением.

          Или оно будет работать как клиентское устройство с подключением к уже имеющейся сети?


          Совершенно верно — там клиент Wi-Fi.

          Для голоса 64 кб\с — да, но как быть с джиттером? В домашних условиях на 13 (а по факту — 3 не пересекающихся) каналов приходится местами по 10 квартир, в каждой по 2-3-6 устройств. QoS частично может и поможет (в случае качания торрентов в ЛВС), но кто его будет настраивать и во всех ли домашних ТД он есть?


          В том что вы описываете QoS никак помочь не сможет — вы говорите про общую проблему вайфай, в котором только 3 непересекающихся канала, если мы говорим о 2.4ГГ.
          С 5 ГГц ситуация получше.
          А с джиттером борятся увеличением буфера.
          Т.е. я хочу сказать что это совсем другая проблема, настраивания QoS от проблемы с помехами на вайфай канале не спасет.

          Еще один технологический нюанс — Что делать если человек придя домой забыл включить на мобилке wi-fi? Я вот например в дороге отключаю т.к. мобилка пытается цеплятся за каждый автобус и такси (привет MT_Free) и рвет соединения.


          Если у него включен 3-4Г, то звонок пойдет по мобильному интернету.
          Но по факту дома все же включают вайфай на смартфоне, ибо вацап, ФБ и вся жизнь подразумевает always connected


  1. amarao
    08.02.2019 18:40

    Надо сказать, что качество и стабильность звука у PSTN всё равно лучше, чем у сотовой связи и у VOIP. Даже в HD-sound.


    1. shifttstas
      08.02.2019 19:48

      Если звонить с аппарата подключённого кабелем к интернету и через Telegram/WhatsApp/FaceTime — качество будет лучше чем в PSTN


    1. berez
      08.02.2019 20:25

      качество и стабильность звука у PSTN всё равно лучше, чем у сотовой связи

      Это вам очень-очень повезло с одним и не очень везет с другим.
      У меня ситуация обратная: практически всегда проводной телефон — это какие-то шумы, хрипы, треск… А еще веселые «диоды», когда тебя слышат, а ты их — нет. А еще есть блокираторы, гнилая телефонная лапша на скрутках, древние АТС-ки с шаговыми искателями и прочие чудеса техники.


  1. alexanster
    08.02.2019 20:46

    Неудобные телефоны с устаревшим дизайном
    Моя мама с Вами категорично не согласна. Пробовал ей покупать различные сотовые трубки, в т.ч. два разных бабушкофона, но она так и не научилась ими пользоваться. С удовольствием купил бы мобилу с дизайном и функционалом, как у того же DECT Panasonic, что на фотке.


  1. artskep
    08.02.2019 21:05

    Возможно такое решение, если окажется удобным обычному пользователю и вдохнет новую жизнь в PSTN.

    Нет, не вдохнет.
    «классический» PSTN начал умирать где-то со внедрением SONET/SDH (ибо тогда стало понятно, что нужен не канал, а пакеты). Не помню точно историю, но лет 20 назад это было наверняка.
    И для операторов связи «классический» PSTN с абонентскими комплектами на АТС, кроссами и кабелями в 100500 витых пар до домов не нужен.

    Но вы не про операторов, а про пользователей… Ну, давайте перечислим реальные преимущества для пользователя классической «лапши»:
    1. энергонезависимость. Да, это реальная штука. Правда DECT телефоны, естественно, ее не имеют. Но это круто, если в доме отрубают свет. И ваше решение, конечно, этого преимущества не имеет. Более того, любое VOIP решение, расположенное физически в приличном дата центре будет иметь лучшие варианты пережить перебои с лепестричеством.
    2. Возможность использования линии для чего-то еще (сигнализация).

    Все остальное от лукавого и рано или поздно будет заменено онлайн сервисами (если уже не заменили).


    1. Mobile1 Автор
      09.02.2019 06:39

      Все остальное от лукавого и рано или поздно будет заменено онлайн сервисами (если уже не заменили).


      В том то и дело что так и не заменили — я же привел статистику.
      Проблема в том что это оборудование уже есть и оно так и работает и будет еще долго работать.

      «классический» PSTN начал умирать где-то со внедрением SONET/SDH (ибо тогда стало понятно, что нужен не канал, а пакеты). Не помню точно историю, но лет 20 назад это было наверняка.


      Ну вот, видите — уже 20 лет умирает и никак не умрет.

      1. энергонезависимость. Да, это реальная штука. Правда DECT телефоны, естественно, ее не имеют.


      Да, я сравниваю с дектом.
      Но для энергонезависимости можно воткнуть в FXS порт обычный телефон и шлюз переключится на него и линия будет работать.

      2. Возможность использования линии для чего-то еще (сигнализация).


      Эта возможность остается.
      Но сейчас стараются все сделать по GSM.

      Я же не спорю что умирает, я сам только за чтобы в онлайн все ушло, но реальность такова что PSTN еще много и что с ним делать непонятно.
      А здесь можно дать новый функционал тому что использовалось по другому — все равно уже все проведено.


  1. BalinTomsk
    08.02.2019 23:15

    --Даже в США портирование занимает в среднем 10 дней и также не всегда возможна технически.
    --В других странах ситуация еще хуже.

    In Canada: Number transfers to Fongo Mobile will take approximately 3-4 business days.

    support.fongo.com/hc/en-us/articles/212436226-Estimated-Time-To-Transfer-A-Number-To-Fongo-Mobile


    1. Mobile1 Автор
      09.02.2019 06:25

      Carrier Specific Number Transfer Times

      For Fongo Mobile number transfers the standard transfer time of 3-4 business days will not apply if the number comes from one of the below carriers. Provided is the estimated number transfer time from the carrier as well for Fongo Mobile.

      Bell Canada (Landline) — 5-6 business days
      Comwave — 4-5 business days
      Petro-Canada Mobility — 4-5 business days
      Rogers Cable (Home Phone) — 4-5 business days
      Telus (Landline) — 4-5 business days
      Videotron — 5-6 business days
      CIK Tel, Ooma, Callcentric, voip.ms, Anveo, etc — 10 business days

      Тоже может и по 10 дней

      Во многих странах портирование landline невозможно…


  1. Vnuchok
    08.02.2019 23:22

    использовать его сейчас – тоже самое что пользоваться Nokia 3310 в 2019
    я б с удовольствием нокию 3310 использовал бы — неубивашка, с практически вечным аккумулятором. А вот настольный телефон, увы, уже не нужен даром. лет пять назад подсчитал во сколько он мне обходится и решил, что его время закончилось.


  1. Maksim4
    10.02.2019 21:02

    Радио телефоны Senao еще до сих пор используем. Вот только аккумуляторы на них уже просто так не купить.


    1. Mobile1 Автор
      10.02.2019 21:03

      Вы их используете там где нет покрытия мобильными операторами?


      1. Maksim4
        10.02.2019 21:16

        У нас завод, большая территория. Если выдать каждому корпоративной сотовый телефон и сим карту то будут большие ежемесячные расходы.


  1. aguz
    10.02.2019 21:04

    Эта коробка предусмотрит подключние ethernet шнурком?
    Питание по воздуху? От телефонной линии?


    1. Mobile1 Автор
      10.02.2019 21:05

      Питание — обычный блок питания, от сети 110-220В.
      Вайфай, но шнурок тоже будет.