Сейчас уже записью к врачам через интернет никого особо не удивишь. Как же устроен этот рынок?
Итак, немного вводной информации.
Для автоматизации своей деятельности медицинские учреждения используют медицинские информационные системы (МИСы БАРС, Инфоклиника, Медиалог, СВАН и пр.), файлы Ворд или Эксель, неспециализированные системы CRM/ERP или их «вариации» на тему медицины/записи куда-либо (Gbooking, YCLIENTS и т.п.).
МИСов не так мало и разные медицинские организации в зависимости от потребности и бюджета используют разные системы. Проблема еще в том, что единого стандарта нет и каждый разработчик изобретает что-то свое. Хотя все чаще можно встретить заявления, что они разрабатывают согласно стандарту HL7.
Обычно МИС устанавливается на внутренний корпоративный сервер внутри медорганизации с последующей платной поддержкой от разработчиков, реже предлагается облачное решение (в качестве примера приведу MEDESK). Обычно для того, чтобы вывести запись к врачу на свой сайт медицинская организация должна докупить еще соответствующий модуль к МИС (иногда это очень недешевое удовольствие). Поэтому медорганизация довольствуется тем, что делает форму обратной связи на сайте, а заявки сваливаются сотруднику (в почту/админку), а он уже руками может вносить эту информацию в МИС или Эксель файл.
И так, что мы имеем. МИСов много, они все разные, где-то вообще они отсутствуют, а где-то отсутствует возможность подключения онлайн записи.
Чтобы разобраться как это функционирует надо понимать, что в России существует два сегмента — государственный (ОМС) и коммерческий (разовые и ДМС).
Если совсем упростить бизнес-модель, то в целом это более «технологичная» лидогенерация. Собрать трафик, передать клиента в клинику и получить за это вознаграждение. Успех заключается в том, чтобы эффективно решить эти 3 задачи.
Для привлечения, кроме SEO, используются рейтинги врачей, справочники болезней и прочее. Для передачи клиента важно наладить обмен информацией между агрегатором и медорганизацией. Но тут как писалось выше много проблем с разнообразием и интеграциями, поэтому часто решают задачу записи просто звонками колл-центра «туда-сюда», отправкой сообщений и внесением руками клиента в расписание. Иногда используют «урезанную» интеграцию — выгрузкой информации из системы с какой-то периодичностью и отображением слотов на портале. Реже бывает интеграция по API с МИС, так как надо договориться с каждым разработчиком МИС, а не все готовы договариваться или у нах свои планы на создание собственных порталов.
В коммерческим сегменте лидером записи является DocDoc, приобретенный Сбербанком в 2017 году, с количеством записей к врачу на тот момент порядка 300-500 тысяч в год (цифры 2017 года, сейчас эта цифра может быть в 1,5-2 раза больше с учетом роста числа клиентов), прочно обеспечил себе 1-е место, прочие — Инфодоктор, Medbooking, Медкомпас и др. отстают от лидера.
Здесь главный вопрос — какая МИС работает в регионе. Поэтому в каждом регионе или группе регионов свои лидеры. Чем больше регион — тем крупнее сервис.
Крупнейшим интернет-ресурсом в стране является московский сервис emias.info (Москва) с количеством записей более 20 млн. в год и городской портал госуслуг Mos.ru (Москва) с вдвое меньшим числом записей. Оба портала подключены к Единой медицинской информационно-аналитической системе города Москвы (единая облачная МИС для всех московских городских поликлиник), кроме них в Москве еще более 10-ти различных интернет-ресурсов предоставляют запись к врачам в городские поликлиники через открытое API в ЕМИАС — это Мэйл.Ру, Медихост, Яндекс, Medaboutme и пр., хотя их доля не столь существенна. Высокие показатели 2-х московских ресурсов emias.info и Mos.ru объясняются несколькими факторами: высокой численностью населения Москвы, глубиной проникновения «МИС» ЕМИАС в самих медучреждениях (ЕМИАС активно используется в ежедневной работе сотрудников городских поликлиник) и открытостью API записи для сторонних интернет-ресурсов (конкуренция между ресурсами ведет к повышению качества сервисов, например, одно из первых мобильных приложений по записи к врачу в России было разработано в Москве порталом emias.info еще в 2014 году).
Второе место по размеру сервиса занимает портал k-vrachu.ru, который объединяет 11 регионов, в которых используется МИС от компании СВАН, эта же компания владеет данным интернет-ресурсом по записи к врачам. Надо сказать, что это достаточно распространенная практика, когда рядом с региональным медицинским порталом функционирует негосударственный портал, которым управляет разработчик МИСа, которая внедряется в конкретном регионе. Реже бывают ситуации, когда региональные власти открывают API для сторонних компаний (Москва скорее исключение).
Высоким потенциалом обладает Санкт-Петербург и Московская область как субъекты с большой численностью населения. Но пока в части сервисов их потенциал недостаточно раскрыт.
Заметным ресурсом по записи к врачу последние время становится федеральный ресурс gosuslugi.ru (более 76 регионов) с количеством записей 2 млн. за 2017 год. Несмотря на хорошую динамику роста за 2017 год (рост в 4 раза), по абсолютным цифрам он сильно отстает от лидеров. Одним из ключевых проектов портала заявлен раздел «Мое здоровье». Надо отметить, что сам портал gosuslugi.ru являются B2C историей. За портал отвечает Минсвязь и Ростелеком, а за МИСы с которыми он должен интегрироваться — Минздрав и Ростех. Отметим, что и у Ростех, и у Ростелеком есть свои МИСы, которые работают в ряде регионов. Но для того, чтобы проект «взлетел» требуется решить оба вопроса: разобраться с «фронтом» (т.к. региональные медицинские порталы являются конкурентами и дублерами портала gosuslugi.ru) и бэком/МИСами (т.к. каждый регион по своему решал вопросы информатизации, поэтому такое разнообразие МИСов в регионах). Вопрос с фронтом решили простым способом — закрытием региональных медицинских порталов, передачей записи на портал gosuslugi.ru. Тем самым переведя траффик на себя. С этим, в том числе связан активный рост записей на портале за 2017 год. С бэком (интеграцией МИСов) вопрос будет решаться труднее и дольше. Но именно решение этого вопроса может обеспечить устойчивый рост интернет-записей к врачам на ресурсе gosuslugi.ru в долгосрочной перспективе.
Итак, немного вводной информации.
Для автоматизации своей деятельности медицинские учреждения используют медицинские информационные системы (МИСы БАРС, Инфоклиника, Медиалог, СВАН и пр.), файлы Ворд или Эксель, неспециализированные системы CRM/ERP или их «вариации» на тему медицины/записи куда-либо (Gbooking, YCLIENTS и т.п.).
МИСов не так мало и разные медицинские организации в зависимости от потребности и бюджета используют разные системы. Проблема еще в том, что единого стандарта нет и каждый разработчик изобретает что-то свое. Хотя все чаще можно встретить заявления, что они разрабатывают согласно стандарту HL7.
Обычно МИС устанавливается на внутренний корпоративный сервер внутри медорганизации с последующей платной поддержкой от разработчиков, реже предлагается облачное решение (в качестве примера приведу MEDESK). Обычно для того, чтобы вывести запись к врачу на свой сайт медицинская организация должна докупить еще соответствующий модуль к МИС (иногда это очень недешевое удовольствие). Поэтому медорганизация довольствуется тем, что делает форму обратной связи на сайте, а заявки сваливаются сотруднику (в почту/админку), а он уже руками может вносить эту информацию в МИС или Эксель файл.
И так, что мы имеем. МИСов много, они все разные, где-то вообще они отсутствуют, а где-то отсутствует возможность подключения онлайн записи.
Чтобы разобраться как это функционирует надо понимать, что в России существует два сегмента — государственный (ОМС) и коммерческий (разовые и ДМС).
Коммерческий
Если совсем упростить бизнес-модель, то в целом это более «технологичная» лидогенерация. Собрать трафик, передать клиента в клинику и получить за это вознаграждение. Успех заключается в том, чтобы эффективно решить эти 3 задачи.
Для привлечения, кроме SEO, используются рейтинги врачей, справочники болезней и прочее. Для передачи клиента важно наладить обмен информацией между агрегатором и медорганизацией. Но тут как писалось выше много проблем с разнообразием и интеграциями, поэтому часто решают задачу записи просто звонками колл-центра «туда-сюда», отправкой сообщений и внесением руками клиента в расписание. Иногда используют «урезанную» интеграцию — выгрузкой информации из системы с какой-то периодичностью и отображением слотов на портале. Реже бывает интеграция по API с МИС, так как надо договориться с каждым разработчиком МИС, а не все готовы договариваться или у нах свои планы на создание собственных порталов.
В коммерческим сегменте лидером записи является DocDoc, приобретенный Сбербанком в 2017 году, с количеством записей к врачу на тот момент порядка 300-500 тысяч в год (цифры 2017 года, сейчас эта цифра может быть в 1,5-2 раза больше с учетом роста числа клиентов), прочно обеспечил себе 1-е место, прочие — Инфодоктор, Medbooking, Медкомпас и др. отстают от лидера.
Государственный сегмент
Здесь главный вопрос — какая МИС работает в регионе. Поэтому в каждом регионе или группе регионов свои лидеры. Чем больше регион — тем крупнее сервис.
Крупнейшим интернет-ресурсом в стране является московский сервис emias.info (Москва) с количеством записей более 20 млн. в год и городской портал госуслуг Mos.ru (Москва) с вдвое меньшим числом записей. Оба портала подключены к Единой медицинской информационно-аналитической системе города Москвы (единая облачная МИС для всех московских городских поликлиник), кроме них в Москве еще более 10-ти различных интернет-ресурсов предоставляют запись к врачам в городские поликлиники через открытое API в ЕМИАС — это Мэйл.Ру, Медихост, Яндекс, Medaboutme и пр., хотя их доля не столь существенна. Высокие показатели 2-х московских ресурсов emias.info и Mos.ru объясняются несколькими факторами: высокой численностью населения Москвы, глубиной проникновения «МИС» ЕМИАС в самих медучреждениях (ЕМИАС активно используется в ежедневной работе сотрудников городских поликлиник) и открытостью API записи для сторонних интернет-ресурсов (конкуренция между ресурсами ведет к повышению качества сервисов, например, одно из первых мобильных приложений по записи к врачу в России было разработано в Москве порталом emias.info еще в 2014 году).
Второе место по размеру сервиса занимает портал k-vrachu.ru, который объединяет 11 регионов, в которых используется МИС от компании СВАН, эта же компания владеет данным интернет-ресурсом по записи к врачам. Надо сказать, что это достаточно распространенная практика, когда рядом с региональным медицинским порталом функционирует негосударственный портал, которым управляет разработчик МИСа, которая внедряется в конкретном регионе. Реже бывают ситуации, когда региональные власти открывают API для сторонних компаний (Москва скорее исключение).
Высоким потенциалом обладает Санкт-Петербург и Московская область как субъекты с большой численностью населения. Но пока в части сервисов их потенциал недостаточно раскрыт.
Заметным ресурсом по записи к врачу последние время становится федеральный ресурс gosuslugi.ru (более 76 регионов) с количеством записей 2 млн. за 2017 год. Несмотря на хорошую динамику роста за 2017 год (рост в 4 раза), по абсолютным цифрам он сильно отстает от лидеров. Одним из ключевых проектов портала заявлен раздел «Мое здоровье». Надо отметить, что сам портал gosuslugi.ru являются B2C историей. За портал отвечает Минсвязь и Ростелеком, а за МИСы с которыми он должен интегрироваться — Минздрав и Ростех. Отметим, что и у Ростех, и у Ростелеком есть свои МИСы, которые работают в ряде регионов. Но для того, чтобы проект «взлетел» требуется решить оба вопроса: разобраться с «фронтом» (т.к. региональные медицинские порталы являются конкурентами и дублерами портала gosuslugi.ru) и бэком/МИСами (т.к. каждый регион по своему решал вопросы информатизации, поэтому такое разнообразие МИСов в регионах). Вопрос с фронтом решили простым способом — закрытием региональных медицинских порталов, передачей записи на портал gosuslugi.ru. Тем самым переведя траффик на себя. С этим, в том числе связан активный рост записей на портале за 2017 год. С бэком (интеграцией МИСов) вопрос будет решаться труднее и дольше. Но именно решение этого вопроса может обеспечить устойчивый рост интернет-записей к врачам на ресурсе gosuslugi.ru в долгосрочной перспективе.
Vitalley
При слове «телемедицина» у меня перед глазами встает Кашперовский