Компания SpaceX успешно провела новое летное испытание Starhopper — прототипа второй ступени будущей сверхтяжелой ракеты Starship and Super Heavy. Во время испытаний аппарат поднялся на высоту 150 метров, переместился в сторону, а затем совершил мягкую посадку на специальную площадку неподалеку. Трансляция тестового полета проводилась на YouTube-канале SpaceX.

На данный момент SpaceX использует для космических запусков две ракеты: тяжелую Falcon 9 и сверхтяжелую Falcon Heavy.

Инженеры SpaceX несколько лет работают над созданием новой полностью многоразовой двухступенчатой ракеты. Изначально этот проект назывался ITS, затем его переименовали в BFR, а в нынешнем виде эта космическая разработка называется Starship and Super Heavy — данное название содержит в себе названия второй и первой ступеней ракеты.

Элемент ракеты Super Heavy представляет собой классическую первую ступень. Вторая ступень Starship отличается от обычных вторых ступеней ракет тем, что она одновременно будет являться космическим кораблем, как пилотируемым, так и грузовым, в зависимости от версии и назначения. Обе ступени ракеты Starship and Super Heavy разрабатываются как полностью многоразовые, которые смогут после старта возвращаться на космодром или морскую платформу для дальнейшего использования.

Глава SpaceX Илон Маск заявлял, что при использовании перспективной сверхтяжелой ракеты Starship and Super Heavy с возвращением обеих ступеней на Землю, можно будет выводить на низкую околоземную орбиту до 150 тонн полезной нагрузки.

SpaceX создала несколько отдельных прототипов для тестирования разных компонентов ракеты Starship and Super Heavy.

Первым был создан Starhopper — уменьшенный прототип второй ступени ракеты для прыжковых испытаний (проверка двигателя и отработка технологии мягкой посадки), ширина тестового аппарата соответствует полноценной ракете и составляет девять метров, а высота намного меньше — около 20 метров. Кроме того, во время первых полетов на Starhopper будет использоваться один метан-кислородный двигатель Raptor, тогда как у Starship их будет шесть.



В апреле 2019 года SpaceX провела первые статические испытания Starhopper, где он был закреплен тросами на стартовой площадке и, предположительно, поднимался лишь на несколько сантиметров или десятков сантиметров вверх. На этих испытаниях отрабатывались основные элементы управления системами аппарата.

Первый полет Starhopper состоялся в конце июля 2019 года. Это были полноценные испытания прототипа с полетом на небольшой высоте. Во время первого тестового полета аппарат поднялся на высоту около 20 метров, затем инженеры проверили возможности его маневрирования, изменив направления струи двигателя и переместив прототип в сторону. После этого Starhopper приземлился обратно на стартовую площадку немного в другом месте, что означало, что он смог в полете совершить горизонтальное перемещение.



Также в SpaceX провели уже пять статических прожигов экземпляра двигателя Raptor, установленного на Starhopper, последний из которых длился около 85 секунд. Такие испытания позволили проверить работу двигателя при маневрировании, а также его дросселирование, которое составляло не более 50 процентов. Технически, двигатель Raptor способен работать на 40 процентах от тяги, но такой режим оказался потенциально нестабилен.

И вот в конце августа 2019 года SpaceX во второй раз отправила Starhopper в полет. Это был практически боевой вылет, длившийся 57 секунд, в котором был старт из одной площадки, подъем на высоту около 150 метров, маневрирование и стабилизирование в полете, посадка на специальную площадку в 110 метров от стартового стола.





















В SpaceX заявили, что этот второй полет стал последним для Starhopper. Однако, инженеры продолжат использовать этот прототип для тестов и дальше, его будут применять как стационарный стенд для огневых испытаний двигателей Raptor.

Помимо аппарата Starhopper инженеры SpaceX создают и другие прототипы элементов ракеты Starship and Super Heavy, которые будут выполнять атмосферные, суборбитальные и, возможно, орбитальные полеты. Интересно, что прототипы создают две разные команды инженеров SpaceX во Флориде и Техасе. Ожидается, что первый полет одного из них состоится до конца 2019 года. Во время него аппарат должен подняться на высоту 20 километров и приземлиться обратно на космодром. Предполагается, что первый полноценный полет двухступенчатой ракеты состоится не ранее 2020 года, а первый запуск полезной нагрузки на новой ракете запланирован на 2021 год.

Комментарии (15)


  1. Dmitry88
    28.08.2019 14:03

    MK1 что уметь будет?


    1. Valerij56
      28.08.2019 14:31

      МК1 и МК2 вероятно будут уже тестировать вход в атмосферу с орбиты.


  1. Valerij56
    28.08.2019 14:30
    +2

    Компания SpaceX успешно провела новое летное испытание Starhopper — прототипа первой ступени будущей сверхтяжелой ракеты Starship and Super Heavy.
    Денис, Starhopper не является прототипом ни первой, нижней ступени, называемой Falcon SuperHeavy, ни верхней ступени — Starship. Скорее это самостоятельный агрегат, своего рода автономный летающий стенд для Раптора. Дело в том, что полигон в МакГрегоре пересекает несколько общедоступных дорог, и SpaceX не сможет получить согласие перекрыть их на длительное время. Поэтому длительность испытаний Раптора в Мак Грегоре ограничена примерно 85 секундами — на большее не хватит жидкого метана.

    В Бока Чико намного меньше людей, и дорога к пляжу для них малоинтересна, поэтому там можно проводить испытания Раптора. Хотя перед этим прыжком была ограничена не только его высота — 150 метров — но и запас метана — 30 тонн.


  1. pewpew
    28.08.2019 14:37
    +6

    Годный пепелац.
    Осталось гравицапу добавить.


    1. androidt1c
      28.08.2019 16:20
      +1

      Реально похож!


  1. minusnaminus
    28.08.2019 15:19
    +1

    Ракетное порно. Извращенцы. Когда будет новый ролик?

    Изначально этот проект назывался ITS, затем его переименовали в BFR, а в нынешнем виде эта космическая разработка называется Starship and Super Heavy — данное название содержит в себе названия второй и первой ступеней ракеты.

    Предлагаю переименовать его ещё раз и называть впредь GIGA — Great InterGalactic Ark… Это я к тому, а в чем смысл этих переименований?
    Это был практически боевой вылет

    Чего же ему не хватило для получения статуса боевого?


    1. BlackMokona
      28.08.2019 16:33

      Сначала был ITS это была более крупная ракета чем BFR
      imagei.ytimg.com/vi/CbevByDvLXI/maxresdefault.jpg
      Потом назвали первую ступень Супер-Хэви, а вторую ступень Старшип. Все кто говорят про именование не могут назвать мне текущие общее название ракеты. Тем самым ракету всё ещё BFR зовут.


  1. vassabi
    28.08.2019 15:36

    Интересно, насколько сильно у них получается дросселировать двигатель (обратите внимание на цвет реактивной струи T:47-57 или видео 0:55-1:05 секунды)?


    1. DmitryYF
      28.08.2019 17:31

      Маск говорит про уверенные 50%. Можно до 40, но там неустойчивое горение


      1. vassabi
        28.08.2019 18:43

        Круто, спасибо. Если учесть, что зажигание у раптора искровое, а не от пирофорной смеси, то у него будет бОльшая гибкость (и мягкость) возвратной траектории…


    1. Dorogonov_DA
      28.08.2019 21:56

      Судя по цвету, они в первую очередь ограничивают подачу окислителя при дросселировании?


      1. Valerij56
        28.08.2019 22:03

        Не обязательно «в первую очередь», но да.


        1. Dorogonov_DA
          28.08.2019 22:19

          Ну, под «в первую очередь» я имел в виду, что на режимах близких к глубокому дросселированию пропорция топливо/окислитель заметно смещается в сторону избытка топлива. Понятное дело, что до определённого порога они поддерживают пропорцию близкую к стехиометрической.

          Зная это, можно предположить, что их турбонасосы тоже имеют большой диапазон регулирования производительности, причём раздельно для топлива и окислителя, т.к. иначе, кроме как изменением производительности турбонасосов, там дросселирование и нечем больше осуществлять. На мой обывательский взгляд.


          1. Valerij56
            28.08.2019 22:43

            на режимах близких к глубокому дросселированию пропорция топливо/окислитель заметно смещается в сторону избытка топлива.
            С этим я не спорю, просто изменение состава горючей смеси делается как раз для увеличения глубины дросселирования, то есть в последнюю очередь, после того, как подача горючего регулятором уже устанавливается на минимум, необходимый для охлаждения работающего двигателя.

            И, да, там, действительно, два газогенератора и два турбонасоса, раздельно для горючего и окислителя, что облегчает возможности управления составом горючей смеси. Производительностью турбонасосов проще всего управлять регулируя подачу окислителя в газогенератор горючего, и подачей горючего в газогенератор окислителя.


  1. dkdkdk
    28.08.2019 16:39

    Такие испытания позволили проверить работу двигателя при маневрировании, а также его дросселирование, которое составляло не более 50 процентов. Технически, двигатель Raptor способен работать на 40 процентах от тяги, но такой режим оказался потенциально нестабилен.